Экспертное заключение на проект Решения Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа «О принятии решения о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности Петропавловск-Камчатского городского округа»

14 февраля 2013 года                                                                   № 01-07/11-01/э


Настоящее экспертное заключение подготовлено аудиторам Контрольно-счетной палаты Петропавловск-Камчатского городского округа В.А. Кочетковой и и.о. аудитора городского округа Тарасик Э.П. на основании статьи 4 Положения о Контрольно-счетной палате Петропавловск-Камчатского городского округа от 26.05.2011 № 1144-р, в соответствии со статьёй 157 Бюджетного Кодекса РФ, статьёй 9 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований», статьёй 10 решения Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа от 05.11.2009 № 189-нд «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Петропавловск-Камчатском городском округе». 
Представленный на экспертизу проект решения Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа «О принятии решения о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности Петропавловск-Камчатского городского округа» , внесён на рассмотрение Городской Думы председателем рабочей группы, созданной решением Городской Думы от 20.06.2012 № 1503-р «О протесте прокурора г. Петропавловска-Камчатского от 08.06.2012 № 07/31-в-480 «На отдельные нормы Положения о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью в Петропавловск-Камчатском городском округе, утверждённого решением Петропавловск-Камчатской Городской Думы от 28.12.2005 № 263-р ».  
Следует отметить, что в материалах, представленных для проведения экспертизы, отсутствует пояснительная записка и финансово-экономическое обоснование.
Проведённой экспертизой проекта установлено.
Разработчик проекта предлагает на рассмотрение Городской Думы нормативный правовой акт «О порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности Петропавловск-Камчатского городского округа», который является вновь разработанным и своим вступлением в силу отменит действующий нормативный правовой акт «Положение о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью в Петропавловск-Камчатском городском округе» , утвержденный решением Городской Думы от 28.12.2005 №263-р.
Основанием для разработки проекта послужил протест прокурора города Петропавловска-Камчатского от 08.06.2012 № 07/31-в-480 согласно которому, надзорный орган установил, что действующее Положение   содержит большое количество противоречий законодательству, а также наличие в нем коррупционных факторов.
Предлагаемый проект уже поступал на экспертизу в Контрольно-счетную палату. На поступивший проект было подготовлено экспертное заключение от 25.12.2012 года №01-07/96-03/э, согласно которому Контрольно-счетная палата изложила свои замечания и предложения. Следует отметить, что в рассматриваемом проекте учтены дополнения, предлагаемые Контрольно-счетной палатой, а также устранен ряд замечаний.
Вместе с тем, не все замечания Контрольно-счетной палаты нашли свое отражение в предлагаемой редакции проекта. Так, без рассмотрения и соответствующего пояснения рабочей группой остались следующие вопросы:

  • отсутствие пояснений о причинах определения минимального размера стоимости имущества, так согласно п.2 ч.3 ст.3 проекта «Учёт муниципального имущества» предусмотрено, что в Реестр муниципального имущества   подлежит включению только то имущество, стоимость которого превышает 50 тыс. рублей.
  • отсутствие пояснения о причинах установления различных сроков рассмотрения разного рода документов органами местного самоуправления при управлении и распоряжении муниципальным имуществом городского округа, которые варьируются от 5 до 30 дней.

Рассматриваемый проект устанавливает отельные положения, реализация которых приведет к увеличению доходной части бюджета городского округа, а именно:
ч.12 ст.14 – определяет процент прибыли муниципальных предприятий, перечисляемый в бюджет городского округа;
ст.26 – устанавливает право на получение концессионной платы.
Вместе с тем, следует обратить внимание на то обстоятельство, что разработанный рабочей группой проект согласно ст.17 Регламента Городской Думы направляется Главе городского округа. Глава городского округа согласно ст.42 Регламента Городской Думы наделен полномочиями по внесению вопросов в повестку дня сессии. Кроме того, предлагаемый проект является нормативным правовым актом и требует соблюдения  строго порядка оформления проекта согласно ст.61 Регламента Городской Думы.
Однако представленный на экспертизу проект не содержит ни пояснительной записки, ни финансово-экономического обоснования (ст.61 регламента Городской Думы). При этом часть 13 статьи 14 проекта устанавливает критерии, согласно которых муниципальные предприятия обязаны перечислять часть прибыли в бюджет городского округа, поэтому указанная норма является источником пополнения бюджета городского округа. В этой связи в приложении к проекту должно быть представлено подробное экономическое обоснование предложенных элементов пополнения бюджета  городского округа (п.4 ч.1 ст.61 регламента Городской Думы).
Контрольно-счетная палата предлагает привести проект в этой части в соответствие с требованиями нормативных актов городского округа. При этом, согласно ч.8 ст.61 Регламента Городской Думы представленный на экспертизу проект не может быть рассмотрен на сессии Городской Думы.
Дополнительно необходимо обратить внимание на то, что отдельные нормы проекта вновь содержат коррупционные факторы,  в том числе:

  • Часть 5 ст.14 содержит такой коррупционный фактор, как широта дискреционных полномочий (наличие дублирующих полномочий  должностных лиц органов местного самоуправления), что может привести к правовой неопределенности и к двусмысленному толкованию. Так, согласно ч.5 ст. 14, формированием уставного фонда муниципального предприятия наделены как Глава администрация, так и Комитет по управлению имуществом.

Контрольно-счетная палата рекомендует более конкретно разграничить полномочия  должностных лиц органов местного самоуправления.

  • Части 15 ст.14 содержат такой коррупционный фактор, как выборочное изменение объема прав (возможность необоснованного установления исключений), что может привести к правовой неопределенности и к двусмысленному толкованию. Так, согласно ч.13 ст.14, установлен единый для всех процент прибыли, перечисляемый муниципальными предприятиями в бюджет городского округа. Вместе с тем,  ч.15 ст.14 наделяет отраслевой орган полномочиями устанавливать размер и срок ее перечисления.

Контрольно-счетная палата предлагает разработчикам доработать проект решения Городской Думы «О принятии решения о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности Петропавловск-Камчатского городского округа» в части устранения установленных замечаний.
Депутатам Городской Думы при рассмотрении проекта учесть нарушения и замечания, установленные Контрольно-счетной палатой.
Аудитор
Контрольно-счетной палаты
Петропавловск-Камчатского
городского округа                                                                      В.А. Кочеткова

 

И.о. аудитора
Контрольно-счетной палаты
Петропавловск-Камчатского
городского округа                                                                          Э.П.Тарасик