ОТЧЁТ
о результатах проверки целевого и эффективного использования средств местного бюджета, выделенных в 2006-2007 годах на реализацию долгосрочной целевой программы «Развитие системы образования Петропавловск-Камчатского городского округа на 2006-2010 годы»

 

г. Петропавловск-Камчатский  «06»  июня 2008 года
                                      

Основание для проведения проверки: пункт 4.2 Плана работы Контрольно-счетной палаты Петропавловск-Камчатского городского округа на 2008 год, решение Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа от 30.01.2008 № 40-р.
Цель проверки: проверить целевое и эффективное использование средств местного бюджета, выделенных в 2006-2007 годах на реализацию долгосрочной целевой программы «Развитие системы образования Петропавловск-Камчатского городского округа на 2006-2010 годы».
Предмет проверки: платёжные и иные первичные документы, подтверждающие фактическое поступление и расходование средств бюджета городского округа; нормативные правовые акты и иные распорядительные документы, обосновывающие операции со средствами бюджета городского округа в рамках реализации целевой программы; финансовая (бюджетная) отчётность.
Объекты проверки: Департамент социального развития Петропавловск-Камчатского городского округа (далее – Департамент соцразвития), муниципальное учреждение «Централизованная бухгалтерия» (далее – МУ ЦБ), Управление культуры г. Петропавловска-Камчатского.
Проверяемый период: 2006-2007 годы.
Срок проведения проверки: с 24.03.2008 по 12.05.2008 года.
По результатам проверки:

  1.  Департамента соцразвития составлен Акт от 28.04.2007 № 12-04. Акт подписан с разногласиями от 14.05.2008 № 16/4022;
  2.  МУ ЦБ – Акт от 20.05.2008 № 13-04. Акт подписан с разногласиями от 27.05.2008 № 791;
  3.  Управления культуры – Акт от 22.05.2008 № 37-04. Акт возвращен без подписи с сопроводительным письмом от 02.06.2008 № 680, с пояснением причины  отказа от подписания Акта.

Отчёт составлен с учётом представленных разногласий.

Результаты проверки:

Долгосрочная целевая программа «Развитие системы образования Петропавловск-Камчатского городского округа на 2006-2010 годы» (далее - Целевая программа или программа) принята решением Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа от 22.02.2006 № 280-р.
Разработчиком программы является – Управление образования г. Петропавловска-Камчатского (далее – Управление образования), с учётом внесённых в программу изменений - Департамент соцразвития.
Согласно паспорту Целевой программы, целью программы является создание на муниципальном уровне оптимальных условий сохранения и развития системы образования Петропавловск-Камчатского городского округа для формирования личности ребёнка, адаптированного к современным условиям жизни в обществе.
Программой предусмотрено решение следующих задач:
- развитие материально-технической базы образовательных учреждений;
- обеспечение оптимальных условий для физического и нравственного развития детей и подростков, формирования у них умений и навыков здорового образа жизни;
- подготовка педагогических кадров и др.
Исполнители программы – Управление образования, Департамент соцразвития; соисполнители: дошкольные образовательные, общеобразовательные учреждения, учреждения дополнительного образования детей.
В целом по перечню мероприятий, предусмотренных Целевой программой, необходимо отметить, что отдельные организационные мероприятия сформулированы неконкретно и обобщённо, что не позволяет определить виды расходов и их цели. Так, подразделом 3.2.4. Целевой программы предусмотрено создание условий для организации работы городских экспериментальных площадок. В целом программа не содержит понятия «экспериментальная площадка» и порядок создания условий (или перечень мероприятий), необходимых для организации работы данных площадок. В результате в ряде случаев не представляется возможным определить соответствие произведённых исполнителями программы расходов целям программы. Так, в рамках реализации мероприятий по созданию условий для организации работы экспериментальных площадок, средства израсходованы на приобретение канцелярских товаров, компьютерной и копировальной техники, издание детского аудио-мюзикла «Страусёнок», произведена оплата организационного взноса и проезда до г. Москвы и обратно четверым учащимся средних общеобразовательных школ (СОШ) городского округа для участия в «III открытом командном турнире Российских команд по математике».
При этом необходимо отметить, что мероприятие по созданию условий для работы экспериментальных площадок включено в раздел 2 Целевой программы «Область основного и среднего (полного) общего образования». Данным мероприятием, в редакции, действующей на 2006 год, предусматривались поддержка и развитие учебно-материальной базы и приобретение учебно-наглядных пособий для школ города. Вместе с тем, согласно приказу Департамента соцразвития от 14.09.2006 № 05/304 «Об образовательных учреждениях имеющих статус экспериментальной площадки в 2006-2007 учебном году» статус экспериментальных площадок одновременно имеют не только образовательные, но и дошкольные учреждения и учреждения дополнительного образования детей, которые также были профинансированы в рамках программы.
Из содержания Целевой программы, в редакции, действующей на 2007 год, не представляется возможным определить виды расходов на создание условий для работы экспериментальных площадок. Какие-либо иные распорядительные документы, касающиеся порядка реализации указанного мероприятия Целевой программы, к проверке представлены не были.
Подразделом 3.4.12 Целевой программы предусмотрена разработка программы обучающих семинаров по проблеме социально-педагогической реабилитации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Фактически в 2006 и 2007 годах Департаментом соцразвития осуществлены следующие расходы: оплачены курсы повышения квалификации работников отдела опеки и попечительства, приобретены принтеры, учебно-методическая литература и канцелярские товары (ежедневники, ручки, текстовыделители, дискеты, флеш-карты, папки, маркеры, степлеры, бумага, и т.п.). При этом к проверке так и не представлена непосредственно сама программа обучающих семинаров. Вместе с тем, согласно представленным Департаментом соцразвития разногласиям, вместо программы обучающих семинаров издано методическое пособие для усыновителей и опекунов «Воспитывая приёмного ребёнка» и все перечисленные канцелярские товары и принадлежности направлены на издание указанного пособия.
Аналогично, по подразделу 3.3.10 «Поддержка деятельности городского Совета старшеклассников»: из содержания Целевой программы не представляется возможным определить виды расходов по реализации данного мероприятия; иные распорядительные документы, касающиеся порядка реализации указанного мероприятия, к проверке представлены не были. В ходе проверки установлено, что в рамках данного мероприятия  были приобретены компьютеры, принтеры, проведён конкурс «Лучший класс года» и, соответственно, приобретены канцелярские товары, сувениры, подарки.
Определить виды расходов, которые предусматриваются подразделом 3.5.17 «Изучить опыт лучших моделей организации воспитательной деятельности в общеобразовательных учреждениях», в ходе проверки не представилось возможным.
Указанные недостатки связаны с отсутствием в программе механизма реализации программы, т.е. не определены функции и полномочия заказчика, координатора и исполнителей программы (отсутствует порядок по разработке нормативных правовых (или локальных) актов, необходимых для реализации программы; подготовке предложений по уточнению перечня программных мероприятий на очередной финансовый год; осуществлению координации деятельности исполнителей и соисполнителей (образовательных учреждений) и т.п.).
Также в рассматриваемой Целевой программе имеются отдельные технические ошибки:

  1.  при внесении решением Городской Думы от 24.01.2007 года № 554-р изменений в рассматриваемую программу допущена ошибка: в подразделе 2 «Область основного и среднего (полного) общего образования» раздела 3 программы «Основные программные мероприятия по реализации долгосрочной целевой программы» был исключён пункт «Содействие оснащению образовательных учреждений», в соответствии с которым в 2006 году осуществлялось финансирование. В результате по подразделу 2 (с учётом изменений) в столбце 7 «Объёмы финансирования на 2006 год» итоговая сумма по разделу в размере 770,6 тыс. рублей не соответствует сумме ассигнований, предусмотренных на реализацию мероприятий данного подраздела. Фактически, исходя из указанных по рассматриваемому подразделу объёмам ассигнований, итоговая сумма составляет 70,6 тыс. рублей или на 700,0 тыс. меньше;
  2.  в разделе 1 «Паспорт целевой программы» в строке источники и объём финансирования после цифры «22568,7 тыс. рублей» в скобках дана ошибочная расшифровка «двадцать девять миллионов четыреста пятьдесят одна тысяча рублей».

1. Проверка своевременности и полноты финансирования долгосрочной целевой программы «Развитие системы образования Петропавловск-Камчатского городского округа на 2006-2010 годы»

Объём ассигнований, предусмотренный Целевой программой на реализацию программных мероприятий, на период 2006-2010 гг. составлял 22664,7 тыс. рублей, с учётом внесённых в программу изменений, объём планируемых ассигнований составил 22586,7 тыс. рублей (или на 78,0 тыс. рублей меньше первоначально планируемого объёма ассигнований), в т.ч. по годам:
2006 год – 3031,8 тыс. рублей,
2007 год – 4965,7 тыс. рублей (или на 2072,0 тыс. рублей меньше первоначально планируемого объёма ассигнований);
в 2008-2009 – объём планируемых ассигнований увеличен на 998,0 тыс. рублей.
В 2006 году исполнителями программы являлись Управление образования и Департамент соцразвития.
Бюджетом городского округа на 2006 год на реализацию Целевой программы утверждены ассигнования в размере 3031,0 тыс. рублей или 100% от планируемых программой средств на реализацию программных мероприятий, в т.ч. для Управления образования – 2964,0 тыс. рублей, Департамента соцразвития – 67,0 тыс. рублей.
Фактическое финансирование составило 2864,3 тыс. рублей или 94,5 % от планируемых бюджетом и в целом Целевой программой ассигнований, в т.ч. Управления образования – 2797,3 тыс. рублей (или 94,5 %), Департамента соцразвития – 67,0 тыс. рублей (или 100 %).
При этом следует отметить, что в 2006 году финансирование программных мероприятий через Управление образования осуществлялось по целевым статьям бюджетной классификации расходов бюджета 4200000 «Детские дошкольные учреждения», 4210000 «Школы-детские сады, школы начальные, неполные средние и средние», 4230000 «Учреждения по внешкольной работе с детьми», 4240000 «Детские дома», 4330000 «Специальные (коррекционные) учреждения», 4520000 «Учебно-методические кабинеты, централизованные бухгалтерии, группы хозяйственного обслуживания, учебные фильмотеки, межшкольные учебно-производственные комбинаты, логопедические пункты», через Департамент соцразвития – по целевой статье 0010000 «Руководство и управление в сфере установленных функций» и виду расходов 005 «Центральный аппарат», что не в полной мере соответствовало требованиям бюджетной классификации расходов бюджетов в 2006 году. Так, с учётом внесённых приказом Минфина РФ от 20.07.2006 № 96н изменений в Указания о порядке применения бюджетной классификации расходы на реализацию целевых программ муниципальных образований следовало отражать по целевой статье 7950000 «Целевые программы муниципальных образований». Однако Департаментом экономической и бюджетной политики Петропавловск-Камчатского городского округа (далее - Департаментом экономической и бюджетной политики) указанные изменения до конца 2006 года не были учтены.
В результате, средства, поступившие на реализацию Целевой программы на счёт Управления образования, обезличились. Перечисление средств получателям на программные мероприятия осуществлялось Управлением образования в ряде случаев в общем объёме текущего финансирования учреждений образования. В итоге, в ходе проверки так и не были представлены документы, подтверждающие расходование средств, выделенных на реализацию Целевой программы, на сумму 394,5 тыс. рублей, в т.ч. по расходованию средств муниципальными дошкольными учреждениями в сумме 140,4 тыс. рублей, учреждениями дополнительного образования детей – 83,3 рублей, детскими домами – 128,1 тыс. рублей, коррекционными школами - 20,0 тыс. рублей, общеобразовательными учреждениями – 22,7 тыс. рублей. При этом, часть документов МУ ЦБ представлена по окончании проверки – 12.05.2008 года и после завершения проверки – 19.05.2008 г. Согласно пояснению заместителя главного бухгалтера МУ ЦБ Рузовой С. Г., документы представлены не в полном объёме в связи с отсутствием части документов за 2006 год в МУ ЦБ (документы были переданы в Управление культуры при реорганизации Управления образования).
В 2007 году исполнителем программы являлся Департамент соцразвития.
Бюджетом городского округа на 2007 год на реализацию Целевой программы утверждены ассигнования в размере 4965,7 тыс. рублей или 100 % от планируемых программой средств на реализацию программных мероприятий. Фактическое финансирование составило 4096,5 тыс. рублей или 82,5 % от предусмотренных бюджетом городского округа и Целевой программой ассигнований.
При этом следует отметить, что согласно статье 234 Бюджетного кодекса РФ объёмы бюджетных ассигнований для главного распорядителя, распорядителя бюджетных средств в расчёте на финансовой год могут отличаться от объёмов бюджетных ассигнований, утверждённых бюджетной росписью и решением о бюджете, по всем обстоятельствам, изложенным в статье 228 Бюджетного кодекса РФ (режим сокращения расходов, исполнение по доходам сверх утверждённых решением о бюджете, перемещение бюджетных ассигнований), не более чем на 10 процентов утверждённых бюджетных ассигнований. Фактически разница между объёмом ассигнований, утверждённых решением о бюджете городского округа на 2007 год (с учётом изменений), и выделенным финансированием составила 17,4 %.
В целом своевременность финансирования программных мероприятий характеризуется следующими показателями:
- в 2006 году:

  1.  в I квартале – финансирование программы не осуществлялось, что в большей степени связано с тем, что бюджет городского округа на 2006 год был принят 1 марта 2006 года, программа - 22 февраля 2006 года,
  2.  во II квартале – 219,9 тыс. рублей или 7,9 % от суммы фактического финансирования,
  3.  в III квартале – 630,61 тыс. рублей или 22,5 %,
  4.  в IV квартале – 1946,8 тыс. рублей или  69,6 %. То есть, больше половины фактического финансирования поступило в IV квартале 2006 года. При этом 43,5 % от поступивших на реализацию программы средств, зачислено на счёт Управления образования в ноябре 2006 года;

        - в 2007 году:
Согласно сводной бюджетной росписи на 2007 год планировалось равномерное финансирование расходов на реализацию программы (по 25 % в квартал). Фактически финансирование составило:

  1.  в I квартале 2007 года поступило 160,0 тыс. рублей или 3,9 % от фактического финансирования или на 21,1 % меньше планируемого объёма ассигнований,
  2.  во II квартале – 504,2 тыс. рублей или 12,3 % от суммы фактического финансирования, или на 12,7 % меньше, чем планировалось профинансировать в данном периоде,
  3.  в III квартале – 902,2 тыс. рублей или 22 %, при плане 25,0 %,
  4.  в IV квартале – 2530,1 тыс. рублей или  61,8 %. То есть, больше половины фактического финансирования поступило в IV квартале 2007 года. При этом 29,3 % от поступивших на реализацию программы средств, зачислено на счёт Департамента соцразвития в ноябре 2007 года.

Таким образом, больше половины фактического финансирования Целевой программы поступило на счета исполнителей как в 2006 году, так и в 2007 году в IV квартале финансового года, что в результате сказывается на эффективности использования средств, выделенных на реализацию программы.

2. Проверка целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных на реализацию мероприятий Целевой программы.

В 2006-2007 годах средства, выделенные на реализацию Целевой программы, направлены на приобретение игрового, спортивного, медицинского оборудования и инвентаря для муниципальных дошкольных учреждений; наглядных учебных пособий, компьютерной и множительной техники, химических реактивов, инструментов и кухонной утвари для оснащения школьных мастерских и кабинетов домоводства общеобразовательных учреждений, оплачены расходы по участию учащихся школ города в «III открытом командном турнире Российских команд по математике»; приобретение мебели, телевизоров, магнитофонов и прочих предметов домашнего обихода с целью создания условий в учреждениях для детей-сирот, приближённых к семейным; проведение семинаров и издание брошюр, пособий по вопросам опеки и попечительства, внедрения современных технологий в обучение и воспитание и др.; приобретение множительной техники для отдела опеки и попечительства Департамента соцразвития; размещение публикаций, видеоматериалов в средствах массовой информации по вопросам опеки и попечительства, об учреждениях дополнительного образования детей; проведение форума  детских общественных движений.
Проверкой целевого и эффективного использования средств, выделенных на реализацию программы, установлено, что отдельные программные мероприятия, запланированные на 2006 и 2007 годы, не реализованы, в связи с недофинансированием программы, перераспределением средств между программными мероприятиями, а также использованием средств на мероприятия, не предусмотренные программой. Так, в 2006 году (с учётом представленных к проверке документов) не реализованы следующие мероприятия: создание базового образовательного учреждения по организации начальной военной подготовки, по обеспечению Детско-юношеской спортивной школы № 1 турнирными шахматами, столами и стульями, что в основном связано, с перераспределением средств между мероприятиями программы (например, на поддержку Совета старшеклассников, согласно представленным к проверке документам, израсходовано 104,4 тыс. рублей, тогда как программой предусмотрено 71,0 тыс. рублей); использованием средств на мероприятия, не предусмотренные Целевой программой: приобретение столов для муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей (МОУ ДОД) «Центр внешкольной работы» на сумму 24,0 тыс. рублей, выделением средств на поддержание материально-технической базы централизованной бухгалтерии Управления образования в сумме 68,5 тыс. рублей; а также финансированием программы не в полном объёме - на 94,5 %.
В 2007 году не реализованы мероприятия по организации профильного обучения, созданию базового образовательного учреждения по организации начальной военной подготовки, что в основном связано с недофинансированием программы на 869,2 тыс. рублей.
Проверкой целевого использования средств бюджета, выделенных на реализацию программы в 2006 году, установлено использование средств на приобретение товарно-материальных ценностей, а также обеспечение учреждений, не предусмотренных Целевой программой, т.е. нецелевое использование средств в сумме 107,2 тыс. рублей.
Так, полученные в 2006 году на реализацию программы средства использованы образовательными учреждениями на приобретение основных средств и материальных запасов, поддержание материально-технической базы централизованной бухгалтерии и муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей (МОУ ДОД) «Центр внешкольной работы».
При этом следует отметить, что одной из основных задач Целевой программы является развитие материально-технической базы образовательных учреждений. Программа в целом не предусматривает поддержание материально-технической базы централизованной бухгалтерии. Однако в 2006 году было выделено финансирование на приобретение основных средств и оплату услуг для централизованной бухгалтерии в сумме 122,4 тыс. рублей, что составляет 4,3 % фактического финансирования программы. Согласно документам, представленным к проверке, средства в сумме 68,5 тыс. рублей направлены на приобретение мониторов, системных блоков, принтеров, которые были закреплены и использовались централизованной бухгалтерией Управления образования. Документы, обосновывающие расходование средств на сумму 53,9 тыс. рублей, к проверке не были представлены.
Соответствующие изменения (в части поддержки материально-технической базы централизованной бухгалтерии) в Целевую программу в 2006 и 2007 годах не были внесены. Следовательно, в соответствии со статьями 38 и 289 Бюджетного кодекса РФ денежные средства в сумме 68,5 тыс. рублей использованы не по целевому назначению, т.е. на мероприятия, не предусмотренные Целевой программой.
Подразделом 3 Целевой программы «Область воспитания и дополнительного образования» предусмотрено укрепление материально-технической базы только спортивных школ города. Вместе с тем, в 2006 году Управлением образования было выделено финансирование МОУ ДОД «Центр внешкольной работы» в сумме 24,0 тыс. рублей на приобретение столов. При этом, не были выделены ассигнования для Детско-юношеской спортивной школы № 1 на обеспечение турнирными шахматами, столами и стульями, которые предусмотрены рассматриваемой программой в сумме 40,0 тыс. рублей.
Соответствующие изменения в части материального обеспечения МОУ ДОД «Центр внешкольной работы» в Целевую программу в 2006 году не были  внесены. При этом, согласно приказу Департамента соцразвития от 14.09.2006 № 05/304 «Об образовательных учреждениях, имеющих статус экспериментальной площадки в 2006-2007 учебном году» МОУ ДОД «Центр внешкольной работы» не имеет указанного статуса. Следовательно, средства бюджета в сумме 24,0 тыс. рублей использованы не по целевому назначению.
Также, согласно представленным документам, в рамках реализации Целевой программы МОУ ДОД «Центр внешкольной работы» выделено финансирование на оплату полиграфических услуг и приобретение канцелярских товаров в сумме 13,9 тыс. Документы, подтверждающие расходование указанных средств в рамках реализации рассматриваемой программы, в ходе проверки не были представлены.
Кроме того, согласно Целевой программе средства бюджета, выделяемые в рамках Целевой программы для учреждений дошкольного образования, направляются на приобретение игрового, спортивного и медицинского оборудования.  Фактически отдельными учреждениями полученные средства израсходованы на приобретение перевязочных средств, медицинских пинцетов, стерильных перчаток, факса и утюгов, канцелярских принадлежностей, т.е. предметов, не относящихся к игровому, спортивному и медицинскому оборудованию. Следовательно, в соответствии со статьями 38 и 289 Бюджетного кодекса РФ средства бюджета городского округа, выделенные на реализацию Целевой программы, и израсходованные на приобретение вышеуказанных товарно-материальных ценностей, не предусмотренных программой, в сумме 14,7 тыс. рублей использованы дошкольными учреждениями не по целевому назначению.
Аналогично, в 2007 году рядом дошкольных учреждений полученные на реализацию программы средства бюджета городского округа были направлены  на приобретение новогодних украшений, гирлянд и ёлки, лейкопластыря, салфеток спиртовых, перчаток стерильных, жгутов, резиновых грелок, хозяйственных вёдер, светильников, дверных ручек, стартеров  всего на общую сумму 11,6 тыс. рублей.
Согласно представленным МУ ЦБ разногласиям, несмотря на то что, перевязочные средства и прочие медицинские материалы не относятся к медицинскому оборудованию, расходы по их приобретению согласованы начальником отдела образования Департамента соцразвития.
МОУ «Средняя школа (СОШ) № 33» полученные в рамках Целевой программы средства в сумме 13,0 тыс. рублей использованы на оплату работ по установке пожарной сигнализации, что не предусмотрено рассматриваемой программой.
Также в 2007 году фактически было выделено финансирование для МОУ ДОД «Центр внешкольной работы» в сумме 21,8 тыс. рублей, которые использованы на оплату работ по настилу ламината в хореографическом классе. При этом, программой не предусмотрено улучшение материально-технической базы МОУ ДОД «Центр внешкольной работы» и в 2007 данное учреждение также не имело статуса экспериментальной площадки.
Таким образом, в соответствии со статьями 38 и 289 Бюджетного кодекса РФ нецелевое использование средств, выделенных в 2007 году на реализацию Целевой программы, составило 46,4 тыс. рублей.
Согласно представленным МУ ЦБ разногласиям, оплата расходов по МОУ ДОД «Центр внешкольной работы» осуществлена в соответствии с распределением Департаментом соцразвития ассигнований, полученных на реализацию программы.

Проверкой правильности отражения расходов по приобретённым товарам и услугам установлено, что в нарушение Федерального закона от 15.08.1996 № 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации» и Указаний о порядке применения бюджетной классификации расходы по приобретению товарно-материальных ценностей относились на статьи экономической классификации расходов, не соответствующие экономическому содержанию проведённых хозяйственных операций. Так, согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации, на статью 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» относятся расходы учреждения по приобретению сырья и материалов, предназначенных для однократного использования в процессе деятельности учреждения в течение периода, не превышающего 12 месяцев, независимо от их стоимости, а также предметы, используемые в деятельности учреждения в течение периода, превышающего 12 месяцев, но не относящиеся к основным средствам в соответствии с Общероссийским классификатором основных средств (далее – ОКОФ).
При этом в ходе проверки установлено, что за счёт средств, выделенных по статье 310 «Увеличение стоимости основных средств», приобретались настольные игры, сюжетно-ролевые игры, конструкторы, игрушки (куклы, неваляшки, машинки, ведёрки, лопатки и т.п.), канцелярские товары, влажные салфетки, реактивы и химикаты, химические пробирки, посуда, кухонная утварь (сковороды, кастрюли, половник и т.п.), т.е. предметы, не относящиеся в соответствии с ОКОФ и Инструкцией по бюджетному учёту к основным средствам.
При этом в ряде случаев, на основании экономической классификации расходов, указанной в платёжном поручении, приобретённые материальные ценности, относящиеся к материальным запасам, приняты бухгалтерией  к учёту как основные средства, и предметы стоимостью до 1,0 тыс. рублей списаны на забалансовый счёт.
Так, согласно ОКОФ футбольные и волейбольные мячи относятся к основным средствам – спортивный инвентарь. Фактически, указанный инвентарь приобретён за счёт средств, выделенных МОУ ДОД «Детско-юношеская спортивная школа № 2» по статье 340, и бухгалтерией Управления образования был принят к бухгалтерскому учёту как материальные запасы.
В нарушение Указаний о порядке применения бюджетной классификации расходы по приобретению лыжных ботинок для МОУ ДОД «Детско-юношеская спортивная школа № 4» возмещены за счёт средств, выделенных по статье 310 и в нарушение п.п. 48 и 65 Инструкции по бюджетному учёту приняты к бухгалтерскому учёту как основные средства. Согласно представленным МУ ЦБ разногласиям, оплата лыжных ботинок за счёт средств по статье 310 осуществлена на основании требований Отделения Федерального казначейства по г. Петропавловску-Камчатскому.
Расходы по приобретению массажных и гимнастических дорожек в одном случае относились МУ ЦБ на статью 310, в другом – на статью 340, и соответственно были приняты к учёту: в одном случае как основные средства, в другом - как материальные запасы. Вместе с тем, согласно ОКОФ спортивный инвентарь относится к основным средствам.
Таким образом, проверкой правильности отражения в бюджетном учёте расходов по приобретённым товарно-материальным ценностям установлено, что принятие к бухгалтерскому учёту товарно-материальных ценностей осуществляется в ряде случаев исходя из экономической классификации расходов, указанной в платёжном поручении, а не в соответствии с правилами по отнесению материальных ценностей к основным средствам и материальным запасам, установленным п.п. 10 и 48 Инструкции по бюджетному учёту.
Указанный подход принятия к бухгалтерскому учёту приобретённых товарно-материальных ценностей приводит к искажению бухгалтерских данных о наличии основных средств и материальных запасов, а также нарушению порядка сохранности товарно-материальных ценностей.
Также согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации расходы на приобретение подарков относятся на статью 290 «Прочие расходы». Однако, фактически бухгалтерией Управления образования указанные расходы в ряде случаев были оплачены за счёт средств, выделенных по статье 226 «Прочие услуги», что не соответствует экономическому содержанию произведённых хозяйственных операций.
Так, выданные под отчёт МОУ ДОД «Дом детского творчества «Юность» денежные средства в сумме 48,3 тыс. рублей на оплату услуг, фактически израсходованы на приобретение канцелярских товаров, грамот, благодарностей, подарков (чайников, часов, магнитол, минидиска); комплектующих к компьютеру; и только 5,1 тыс. рублей направлены на оплату услуг по изготовлению баннера и стенда.
Также, согласно платёжному поручению за счёт средств, выделенных по статье 340 «Увеличение материальных запасов», МУ ЦБ произведена оплата комплектующих к копировальному аппарату для МОУ «Средняя школа № 40» на основании счёта-фактуры ИП Битаева П.К. от 11.12.2007 № 85071. Фактически, на основании указанного счёта-фактуры произведена частичная оплата копировального аппарата стоимостью 34,3 тыс. рублей.
При этом следует отметить, что во всех вышеуказанных случаях, в течение 2006 года и 2007 года соответствующие изменения финансирования Целевой программы (корректировка ассигнований по статьям экономической классификации расходов) не осуществлялась.

В 2006 году основным поставщиком игрового, спортивного оборудования и инвентаря для муниципальных учреждений дошкольного образования являлось ОАО «Камчатский учколлектор», которым осуществлены поставки на сумму 692,6 тыс. рублей, что составляет 60,8 % от суммы выделенных средств на приобретение игрового, спортивного, медицинского оборудования и инвентаря для дошкольных образовательных учреждений.
В 2007 году на приобретение игрового, спортивного  медицинского оборудования и инвентаря для МДОУ направлено 2831,2 тыс. рублей. Основными поставщиками игрового, спортивного оборудования и игрушек для муниципальных дошкольных учреждений являлись ОАО «Камчатский учколлектор» (39,9 % от выделенных для МДОУ средств) и ИП Кожан С.П. (31,1 % от выделенных средств).
Проверкой эффективного использования средств, выделенных на реализацию Целевой программы в 2006-2007 годах, установлены случаи несвоевременной поставки товаров при условии стопроцентной оплаты учреждениями выставленных поставщиками счетов. При этом следует отметить, что на условиях предварительной оплаты между учреждениями дошкольного образования и ОАО «Камчатский учколлектор» и ИП Кожан С.П. договоры не заключались. Соответственно, претензионная работа дошкольными учреждениями образования, централизованной бухгалтерией Управления образования и МУ ЦБ по несвоевременной поставке в отношении ОАО «Камчатский учколлектор» и ИП Кожан С.П. надлежащим образом не велась, т.к. отсутствовали установленные сроки поставки товаров. Вместе с тем, согласно статье 159 Гражданского кодекса РФ устно могут совершаться все сделки, исполняемые при самом их совершении. Следовательно, по сделкам, совершение и исполнение которых не совпадает во времени, договоры розничной купли-продажи должны облекаться в простую письменную форму в соответствии со статьёй 161 Гражданского кодекса РФ.
Так, платёжным поручением (далее - п/п) от 10.11.2006 централизованной бухгалтерией Управления образования в полном объёме оплачен счёт ОАО «Камчатский учколлектор» на поставку спортивного инвентаря для МДОУ «Детский сад № 37» и МДОУ «Детский сад № 15» на сумму 68,0 тыс. рублей. Фактически инвентарь был поставлен в 2007 году отдельными партиями в период февраль-май 2007 года, т.е. по истечении 3-6 месяцев после оплаты.
Аналогично, по МДОУ «Детский сад № 39» поставка спортивного и игрового инвентаря осуществлена ОАО «Камчатский учколлектор» по истечении 3,5 месяцев после оплаты; МДОУ «Детский сад № 17»: оплата произведена в ноябре 2006 года, фактическая поставка осуществлена в период с 30 декабря 2006 года по 3 апреля 2007 года.
Также, п\п от 14.11.2006 централизованной бухгалтерией Управления образования оплачен счёт ОАО «Камчатский учколлектор» на поставку для МДОУ «Детский сад № 28» спортивного инвентаря на сумму 22,4 тыс. рублей. Фактически товар поставлен отдельными партиями в марте, апреле и декабре 2007 года, т.е. по истечении 4 месяцев и отдельный инвентарь по истечении года после оплаты.
Аналогично, осуществлялась оплата и поставка спортивного и игрового оборудования в 2007 году.
Так, в ходе проверки был представлен ряд оплаченных счетов-фактур и накладные, по которым на период проведения проверки (апрель-май 2008 г.) учреждениями образования частично или полностью товары не получены. При этом, согласно пункту 3 статьи 168 Налогового кодекса РФ соответствующие счёта-фактуры выставляются не позднее пяти дней, считая со дня отгрузки товара. Также представленные накладные в отдельных случаях подписаны материально-ответственными лицами МДОУ в получении товаров, тогда как фактически на дату составления накладной товары не были получены. Вместе с тем, оплата счетов-фактур произведена в полном объёме. Например, к проверке представлены накладные, выписанные ОАО «Камчатский учколлектор» и ИП Кожан С.П. от октября и ноября 2007 года на получение МДОУ игрового оборудования, игрушек, по которым фактически товар поставлен частично в 2008 году (в период январь-апрель 2008 года), а по отдельным накладным по состоянию на 12.05.2008 товары не поставлены.
Так, к проверке представлен счёт ОАО «Камчатский учколлектор» от 01.11.2007 на поставку напольных конструкторов стоимостью 43,6 тыс. рублей для МДОУ «Детский сад № 43». Оплата счёта произведена 27 ноября 2007 года в полном объёме. Фактически, в ходе проведения выборочной инвентаризации в учреждении установлено, что по состоянию на 12 мая 2008 года конструкторы не поставлены. Также по счёту ОАО «Камчатский учколлектор» на поставку спортивного оборудования, игрушек, ходунков на сумму 43,0 тыс. рублей, оплаченного 19.07.2007г., по состоянию на 12 мая 2008 года товар поставлен частично на сумму 35,8 тыс. рублей (12 сентября 2007 года и 31 октября 2007 года) и на 7,2 тыс. рублей  товар не поставлен (скамейки гимнастические, игровой набор, мячи). Таким образом, по истечении 10 месяцев со дня полной оплаты поставки, товары в учреждение на сумму 7,2 тыс. рублей не поставлены. Следовательно, учреждением не соблюдается принцип эффективного использования средств бюджета, определенного статьёй 34 Бюджетного кодекса РФ: получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объёма средств или достижения наилучших результатов с использованием определённого бюджетом объёма средств.
Аналогично, в 2007 году осуществлялись поставки игрового, спортивного оборудования и инвентаря:
1. ОАО «Камчатский учколлектор»:
- для МДОУ «Детский сад № 72»: по состоянию на 12.05.2008 г. не поставлены товары (игровые наборы «Центр красоты», игрушки) на сумму 7,0 тыс. рублей, оплаченные 3 декабря 2007 года. При этом, по данным бюджетного учёта МУ ЦБ отсутствует дебиторская задолженность по поставке и указанным игровым наборам присвоены инвентарные номера. Таким образом,  при условии 100 % оплаты за поставку игрушек средства бюджета в сумме 7,0 тыс. рублей используются неэффективно, т.к. по истечении 5 месяцев со дня оплаты товаров, игровой инвентарь не поставлен;
-  для МДОУ «Детский сад № 15»: по состоянию на 01.05.2008 по данным бюджетного учёта МУ ЦБ числится дебиторская задолженность на сумму 17,9 тыс. рублей по поставке, оплаченной 29.10.2007 г. Таким образом, по истечении более чем 6 месяцев со дня 100% оплаты ОАО «Камчатский учколлектор» товары в МДОУ «Детский сад № 15» не поставлены;
- для МДОУ «Детский сад № 56»: согласно представленным документам (накладным) по состоянию на 01.05.2008 не поставлены сюжетно-ролевые игры и игрушки на сумму 14,8 тыс. рублей, оплаченные 29.10.2007. Также по истечении 9 месяцев со дня оплаты, не поставлен спортивный инвентарь на сумму 8,2 тыс. рублей (оплата произведена 27.07.2007);
- для МДОУ «Детский сад № 26»: по состоянию на 08.05.2008 года не поставлен игровой тоннель стоимостью 4,0 тыс. рублей, оплаченный  16 ноября 2007 года;
- для МДОУ «Детский сад № 1»: по состоянию на 12.05.2008 года в учреждении не поставлены товары (батут и контейнеры для спортинвентаря) на сумму 11,5 тыс. рублей, которые оплачены 16.11.2007г. Вместе с тем, отдельные товары поставлены, но по данным бюджетного учёта МУ ЦБ по учреждению не числятся и согласно данным бюджетного учёта МУ ЦБ по состоянию на 01.05.2008 года задолженность ОАО «Камчатский учколлектор» перед  МДОУ «Детский сад № 1» составляет 22,6 тыс. рублей, т.е. в размере произведённой оплаты;
- для МДОУ «Детский сад № 47»: по состоянию на 12.05.2008г. не поставлен инвентарь на сумму 12,0 тыс. рублей (учебная доска, игровой модуль «Лабиринт»), который оплачен 15.11.2007г. При этом, на дату проведения инвентаризации, частично полученный товар МУ ЦБ не оприходован и по данным бюджетного учёта по состоянию на 01.05.2008 года числится задолженность ОАО «Камчатский учколлектор» в сумме 60,0 тыс. рублей (в размере произведённой оплаты);
- для МДОУ «Детский сад № 50»: согласно данным бюджетного учёта МУ ЦБ, на период проведения проверки, т.е. по истечении более 8 месяцев со дня оплаты, спортивное оборудование (массажные дорожки, координационные дорожки, спортивный комплекс и пр.) на сумму 48,0 тыс. рублей в учреждение не поставлено (оплачено 27.07.2007);
2. ИП Кожан С.П.:
- для МДОУ «Детский сад № 11»: по состоянию на 01.05.2008 часть товаров получена 01.04.2008 г. на сумму 9,9 тыс. рублей, но к бухгалтерскому учёту на период проведения проверки (24.04.2008) не принята. Кроме того, сумма задолженности по поставке составляет 5,0 тыс. рублей (оплачена 23.11.2007);
- для МДОУ «Детский сад № 38»: по состоянию на 12.05.2008г. поставлены пособия и игры на сумму 19,2 тыс. рублей, которые МУ ЦБ на период проверки не приняты к учёту. Сумма задолженности по поставке составляет 10,8 тыс. рублей (оплачена 26.12.2007 г.);
- для МДОУ «Детский сад № 51»: по состоянию на  07.05.2008 г. в учреждение не поставлены товары на сумму 18,5 тыс. рублей, оплаченные 20 ноября 2007 года, т.е. по истечении более 5 месяцев товар в учреждение при условии его 100% оплаты не поставлен;
- МДОУ «Детский сад № 33» счёт на сумму 29,9 тыс. рублей на поставку спортивного инвентаря оплачен 30.10.2007. По данным бухгалтерского учёта по состоянию на 08.05.2008 г. поставка товаров не осуществлена.
Таким образом, по истечении более 5 месяцев (в отдельных случаях 9 месяцев) со дня 100-процентной оплаты цены поставки в вышеуказанные дошкольные образовательные учреждения товарно-материальные ценности ОАО «Камчатский учколлектор» и ИП Кожан С.П. не поставлены или поставлены частично.
Следовательно, средства бюджета городского округа в общей сумме 238,5 тыс. рублей (что составляет 8,4 % от общей суммы средств, использованных на оплату поставок игрового, спортивного и медицинского оборудования и инвентаря), перечисленные вышеуказанным поставщикам в июле, октябре-декабре 2007 года на 100% предоплату поставок спортивного, игрового оборудования и инвентаря, и которые по истечении 5-9 месяцев со дня оплаты в дошкольные учреждения не поставлены, в соответствии со статьёй 34 Бюджетного кодекса РФ использованы неэффективно.
Проведённой в отдельных МДОУ выборочной инвентаризацией подтверждено, что по состоянию на 08-12 мая 2008 года ОАО «Камчатский учколлектор» в учреждения не поставлены товары на сумму 85,3 тыс. рублей и ИП Кожан С.П. на сумму 29,3 тыс. рублей. При этом, в ряде случаев задолженность ОАО «Камчатский учколлектор» и ИП Кожан С.П., числящаяся перед МДОУ по данным  бюджетного учёта МУ ЦБ, является не в полной мере достоверной, т.к. фактически на 01.05.2008 часть оплаченных товаров в учреждение поставлена, но МУ ЦБ к бухгалтерскому учёту не принята. Согласно разногласиям, представленным МУ ЦБ к Акту проверки, товары своевременно не приняты к учёту в результате не соблюдения работниками дошкольных учреждений графика документооборота. При этом согласно пояснениям работников дошкольных учреждений накладные передаются в МУ ЦБ своевременно.
Также проведённой инвентаризацией установлено, что в нарушение Инструкции по бюджетному учёту МУ ЦБ в отдельных случаях разным объектам основных средств присваиваются одинаковые инвентарные номера. Например, в МДОУ «Детский сад № 43» двум единицам спортивного инвентаря под названием «Перекати-поле» присвоен один номер; в МДОУ «Детский сад № 24» под одним инвентарным номером числятся мягкий игровой набор «Азбука», игровой набор «Радуга», игровой набор «Островки», массажные и координационные дорожки, сеть для лазания; в МДОУ «Детский сад № 2» под одним инвентарным номером числятся два сюжетно-игровых набора «Кухня».
В ходе проведения инвентаризации установлены отдельные случаи замены поставляемых ОАО «Камчатский учколлектор» и ИП Кожан С.П. товаров (игрушек, игрового инвентаря) на равноценные или прочий игровой и спортивный инвентарь. Данные факты также не нашли своего отражения по данным бюджетного учёта МУ ЦБ.
Таким образом, в нарушение Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учёте» МУ ЦБ не осуществляется своевременная регистрация хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учёта, контроль за ассортиментом поставляемых товаров в учреждения, что отчасти связано с тем, что в МУ ЦБ принимаются к учёту заранее выписанные поставщиками накладные (до фактической поставки товаров). Кроме того, проведённая выборочная инвентаризация показала, что между МУ ЦБ и муниципальными дошкольными образовательными учреждениями отсутствует налаженный, регулярный обмен информацией о фактически полученных МДОУ товарах, их замене на иные предметы.
Кроме того, проверкой целевого и эффективного использования средств на оплату услуг установлено, что средства в сумме 172,9 тыс. рублей используются Департаментом соцразвития неэффективно.
Так, к проверке представлены счёт, счёт-фактура, накладная и акт на выполнение полиграфических услуг ИП Романенко М.И. по изготовлению брошюр на сумму 3,2 тыс. рублей. Оплата услуг произведена в полном объёме 21.12.2007. Однако, фактически, по состоянию на 21 апреля 2008 года брошюры не изданы и согласно данным бюджетного учёта Департамента соцразвития по состоянию на 01.04.2008 числилась задолженность на сумму 3,2 тыс. рублей.
Таким образом, в соответствии со статьёй 34 Бюджетного кодекса РФ средства бюджета в сумме 3,2 тыс. рублей в течение января-апреля 2008 года использовались Департаментом соцразвития неэффективно, так как при 100 % авансировании за услуги по изготовлению печатной продукции, фактически по состоянию на 24 апреля 2008 года, т.е. по истечении более 3 месяцев со дня оплаты, брошюры не изданы.
Проверкой соблюдения порядка размещения муниципального заказа установлено, что в рамках Целевой программы муниципальные заказы на поставку товаров, проведение работ и оказание услуг не размещались.
С целью реализации Целевой программы в 2007 году Департаментом соцразвития заключены договоры на размещение рекламы и информационных сообщений в средствах массовой информации и на изготовление печатной продукции. При этом, в нарушение статьи 55 Федерального закона «О размещении заказов» в четвёртом квартале 2007 года Департаментом соцразвития без соблюдения соответствующего порядка размещения муниципального заказа на основании договора оплачены услуги по размещению информационных сообщений в газете на общую сумму 175,0 тыс. рублей. Вместе с тем, Федеральным законом «О размещении заказов» определено, что заказчик вправе заключать государственные или муниципальные контракты, а также иные гражданско-правовые договоры на оказание одноимённых услуг в течение квартала без размещения муниципального заказа на сумму, не превышающую установленного Центральным банком РФ предельного размера расчётов наличными деньгами между юридическими лицами, т.е. 100,0 тыс. рублей.
Однако, в декабре 2007 года Департаментом соцразвития заключён договор с ООО «Дальневосточный Медиа Центр» от 20.12.2007 на размещение информационных сообщений в газете «Аргументы и факты - Камчатка» на сумму 175,0 рублей. При этом, срок действия договора установлен с 01.01.2008 года по 31.12.2008 года. На основании счёта, выставленного ООО «Дальневосточный Медиа Центр» от 20.12.2007 Департаментом соцразвития 24.12.2007 произведено 100-процентное авансирование услуг (175,0 тыс. рублей).
Согласно представленным к проверке актам выполненных работ и счетам-фактурам от 29.02.2008 и от 31.03.2008 по состоянию на 18 апреля 2008 года, т.е. по истечении более 3 месяцев со дня стопроцентной оплаты договора, фактически оказано услуг на сумму 5,3 тыс. рублей.
Таким образом, в соответствии со статьёй 34 Бюджетного кодекса РФ средства бюджета в сумме 169,7 тыс. рублей в течение января-апреля 2008 года используются Департаментом соцразвития неэффективно, так как при 100 % авансировании услуг по размещению информационных сообщений, фактически по состоянию на 24 апреля 2008 года опубликовано в газете статей на сумму 5,3 тыс. рублей, что составляет 3 % от суммы предоплаты услуг.

Выводы:

  1. Полнота и своевременность финансирования Целевой программы характеризуется следующими показателями:

В 2006 году финансирование Целевой программы составило 2864,3 тыс. рублей или 94,5 % от планируемых бюджетом и в целом Целевой программой ассигнований, в 2007 году - 4096,5 тыс. рублей или 82,5 % от предусмотренных бюджетом городского округа и Целевой программой ассигнований.
При этом в 2007 году разница между объёмом ассигнований, утверждённых решением о бюджете городского округа на 2007 год (с учётом изменений), и выделенным финансированием составила 17,4 %, что противоречит положениям статьи 234 Бюджетного кодекса РФ.
Выделение бюджетных средств на реализацию Целевой программы осуществляется неравномерно в течение финансового года: как в 2006 году так и в 2007 году больше половины фактического финансирования поступило на счета исполнителей в IV квартале финансового года (в 2006 году 69,6 % от фактического финансирования, в 2007 году 61,8 %). Такой порядок финансирования Целевой программыв результате сказывается на эффективности использования средств, выделенных на реализацию программных мероприятий.

  1. В результате финансирования в 2006 году Целевой программы по целевым статьям, не соответствующим требованиям Указаний о применении бюджетной классификации (в редакции приказа Минфина РФ от 20.07.2006 № 96н), средства, поступившие на реализацию программы на счёт Управления образования, обезличились. Перечисление средств получателям на программные мероприятия осуществлялось Управлением образования в ряде случаев в общем объёме текущего финансирования учреждений образования. В итоге, в ходе проверки так и не были представлены документы, подтверждающие расходование средств, выделенных на реализацию Целевой программы, на сумму 394,5 тыс. рублей.
  2. Отдельные организационные мероприятия, предусмотренные Целевой программой, сформулированы неконкретно и обобщенно, что не позволяет определить виды расходов и их цели. Указанные недостатки связаны с отсутствием в программе механизма реализации программы, т.е. не определены функции и полномочия заказчика, координатора и исполнителей программы (отсутствует порядок по разработке нормативных правовых (или локальных) актов, необходимых для реализации программы; подготовке предложений по уточнению перечня программных мероприятий на очередной финансовый год; осуществлению координации деятельности исполнителей и соисполнителей (образовательных учреждений) и т.п.).
  3. Проверкой использования средств, выделенных на реализацию Целевой программы в 2006-2007 годах, установлено нецелевое использование средств в общей сумме 153,6 тыс. рублей, в т.ч.:

- средства в сумме 68,5 тыс. рублей использованы в 2006 году на приобретение компьютеров для централизованной бухгалтерии Управления образования и в сумме 45,8 тыс. рублей на приобретение столов и оплату работ по настилу ламината в хореографическом зале для МОУ ДОД «Центр внешкольной работы». Указанные мероприятия не предусмотрены программой, и соответствующие изменения в программу не вносились. При этом не была выполнена задача программы на 2006 год по обеспечению МОУ ДОД «Детско-юношеская спортивная школа № 1» столами, стульями и турнирными шахматами,
- средства в сумме 26,3 тыс. рублей израсходованы дошкольными учреждениями на приобретение перевязочных средств, медицинских пинцетов, факса и утюгов, канцелярских принадлежностей, новогодних украшений, гирлянд и ёлки, лейкопластыря, салфеток спиртовых, перчаток стерильных, жгутов, резиновых грелок, хозяйственных вёдер, светильников, дверных ручек, стартеров, т.е. предметов, не относящихся к игровому, спортивному и медицинскому оборудованию,
- на оплату работ по установке пожарной сигнализации в сумме 13,0 тыс. рублей.
5. Проверкой правильности отражения расходов по приобретённым товарам и услугам установлено, что в нарушение Федерального закона от 15.08.1996 № 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации» и Указаний о порядке применения бюджетной классификации расходы по приобретению товарно-материальных ценностей относились на статьи экономической классификации расходов, не соответствующие экономическому содержанию проведённых хозяйственных операций. В результате в ряде случаев, приобретённые товарно-материальные ценности принимались к бухгалтерскому учёту на основании экономической классификации расходов, указанной в платёжном поручении, а не на основании правил, установленных пунктами 10 и 48 Инструкции по бюджетному учёту, что привело к искажению данных бухгалтерского учёта о наличии и стоимости основных средств и материальных запасов.
6. В 2006-2007 годах основными поставщиками игрового, спортивного оборудования и инвентаря для муниципальных дошкольных образовательных учреждений являлись ОАО «Камчатский учколлектор» и ИП Кожан С.П.
Проверкой эффективного использования средств, выделенных на реализацию Целевой программы, установлены случаи несвоевременной поставки товаров на условиях стопроцентной оплаты учреждениями выставленных поставщиками счетов, т.е. по истечении более 5 месяцев (в отдельных случаях 9 месяцев) со дня оплаты цены поставки в учреждения дошкольного образования товарно-материальные ценности ОАО «Камчатский учколлектор» и ИП Кожан С.П. не поставлены или поставлены частично.
Таким образом, в соответствии со статьёй 34 Бюджетного кодекса РФ неэффективное использование средства бюджета городского округа составило 238,5 тыс. рублей (или 8,4 % от общей суммы средств, использованных на оплату поставок игрового, спортивного и медицинского оборудования и инвентаря).
Проведённой выборочной инвентаризацией подтверждено, что по состоянию на 08-12 мая 2008 года ОАО «Камчатский учколлектор» не поставлены в МДОУ товары на сумму 85,3 тыс. рублей и ИП Кожан С.П. на сумму 29,3 тыс. рублей.
7. При условии предварительной оплаты и поставки товаров по истечении нескольких месяцев со дня оплаты, между дошкольными образовательными учреждениями и поставщиками договоры купли-продажи (поставки) не заключались, что не соответствует требованиям статей 159 и 161 Гражданского кодекса РФ. В результате отсутствия договоров и установленных сроков поставки, дошкольными учреждениями не осуществляется должным образом претензионная работа в отношении поставщиков по несвоевременной поставке товаров.
8. Проверкой использования средств на оплату услуг установлено неэффективное использование средств, выделенных на реализацию Целевой программы, в сумме 172,9 тыс. рублей в результате 100-процентной предоплаты услуг в декабре 2007 года по изготовлению брошюр и размещению публикаций в газете, и которые на период проведения проверки не выполнены или выполнены на 3 % от суммы предоплаты.
9. В нарушение Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд» в четвёртом квартале 2007 года Департаментом соцразвития без соблюдения соответствующего порядка размещения муниципального заказа на основании договора оплачены услуги по размещению информационных сообщений в газете на общую сумму 175,0 тыс. рублей.
10. В ряде случаев задолженность ОАО «Камчатский учколлектор» и ИП Кожан С.П., числящаяся перед дошкольными образовательными учреждениями по данным бюджетного учёта МУ ЦБ, является недостоверной: в ходе инвентаризации установлено, что фактически на 01.05.2008г. часть оплаченных товаров в учреждения поставлена, но МУ ЦБ к бухгалтерскому учёту не принята.
11. В нарушение Инструкции по бюджетному учёту установлены случаи присвоения МУ ЦБ разным объектам основных средств одинаковых инвентарных номеров.
12. Изменения в ассортименте поставляемого ОАО «Камчатский учколлектор» и ИП Кожан С.П. игрового инвентаря (в случаях замены на равноценные или прочий игровой и спортивный инвентарь) не отражаются в данных бюджетного учёта МУ ЦБ.
13. В нарушение Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учёте» МУ ЦБ не осуществляется своевременная регистрация хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учёта, контроль за ассортиментом поставляемых товаров в учреждения. Проведённая выборочная инвентаризация показала, что между МУ ЦБ и муниципальными дошкольными образовательными учреждениями отсутствует налаженный, регулярный обмен информацией о фактически полученных МДОУ товарах, их ассортименте (замене на иные предметы).
14. В паспорте Целевой программы и разделе 3 «Основные программные мероприятия» имеются отдельные технические ошибки.

Предложения:

1. Направить Отчёт о результатах проверки целевого и эффективного использования средств местного бюджета, выделенных в 2006-2007 годах на реализацию долгосрочной целевой программы «Развитие системы образования Петропавловск-Камчатского городского округа на 2006-2010 годы» для сведения:

  1. в Городскую Думу Петропавловск-Камчатского городского округа,
  2. Главе Петропавловск-Камчатского городского округа;

2. Городской Думе Петропавловск-Камчатского городского округа и Главе города направить информационное письмо с предложением учесть в соответствующих планах работы на 2008 год вопрос разработки и утверждения нормативного правового акта, регламентирующего порядок оплаты (авансирования) поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг с целью эффективного использования средств бюджета городского округа;
3. В адрес Департамента социального развития Петропавловск-Камчатского городского округа направить Отчёт по результатам проверки и письмо с предложениями:

  1. осуществлять контроль за целевым использованием муниципальными образовательными учреждениями средств бюджета, выделенных на реализацию Целевой программы;
  2. обеспечить эффективное использование средств бюджета, выделяемых на реализацию мероприятий Целевой программы;
  3. разработать на соответствующий финансовый год порядок реализации программных мероприятий, отражающий направления расходования средств в рамках конкретных мероприятий Целевой программы;
  4. внести в Целевую программу поправки технического характера, а также необходимые соответствующие изменения в части МОУ ДОД  «Центр внешкольной работы»;
  5. проконтролировать соблюдение муниципальными образовательными учреждениями порядка заключения договоров на поставку товаров, выполнение услуг;
  6. провести разъяснительную работу с муниципальными образовательными учреждениями по вопросам своевременного оформления первичных документов по осуществляемым хозяйственным операциям и предоставления их в централизованную бухгалтерию;
  7. провести претензионную работу с поставщиками игрового и спортивного оборудования и инвентаря и потребовать незамедлительной поставки в дошкольные образовательные учреждения товаров, оплаченных в 2007 году. Проконтролировать указанную поставку;
  8. осуществлять размещение муниципального заказа на поставки товаров, работ и услуг строго в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд»;
  9. в целях эффективного использования средств бюджета городского округа впредь не включать в договоры условие и, соответственно, не осуществлять стопроцентной предоплаты поставки товаров, выполнения услуг и работ;

4. В МУ «Централизованная бухгалтерия» направить представление по устранению выявленных проверкой нарушений:

  1. привести бухгалтерский учёт основных средств и материальных запасов, приобретённых в рамках Целевой программы, в соответствии с требованиями Инструкции по бюджетному учёту (в т.ч. присвоения инвентарных номеров, ассортимента полученного игрового инвентаря);
  2. осуществлять оплату товарно-материальных ценностей в соответствии с требованиями Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утверждённых приказом Минфина РФ от 24 августа 2007 года № 74н;
  3. провести сверку расчётов с поставщиками игрового и спортивного оборудования и инвентаря с целью подтверждения числящейся дебиторской задолженности;
  4. осуществлять надлежащий контроль за своевременным и правильным оформлением муниципальными образовательными учреждениями первичных документов с целью своевременной регистрации хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учёта;
  5. осуществлять контроль за соответствием заключаемых муниципальными образовательными учреждениями сделок требованиям статей 159 и 161 Гражданского кодекса РФ; за наличием и движением имущества; за правильным расходованием средств, выделенных на реализацию Целевой программы;

5. В адрес Департамента экономической и бюджетной политики администрации Петропавловск-Камчатского городского округа направить Отчёт по результатам проверки и письмо с предложениями:

  1. осуществлять финансирование Целевой программы в соответствии с решением о бюджете и поквартальное выделение ассигнований - согласно бюджетной росписи.

 

Аудитор
Контрольно-счетной палаты
Петропавловск-Камчатского
городского округа

Е.А. Коваленко