ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ на проект решения Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа «Об утверждении Прогнозного плана приватизации объектов муниципальной собственности Петропавловск-Камчатского городского округа на 2008 год»

13 ноября 2007 года   № 21-01/э

 

Настоящее экспертное заключение подготовлено аудитором Контрольно-счетной палаты Коростелевым Д.А. на основании пункта 4 статьи 7 Положения о бюджетном процессе и бюджетном устройстве в Петропавловск-Камчатском городском округе, утверждённого решением Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа от 17.04.2006 № 320-р и статьи 2 Положения о Контрольно-счетной палате Петропавловск-Камчатского городского округа, утверждённого решением Петропавловск-Камчатской Городской Думы от 05.07.2005 № 172-р.

Представленный на экспертизу проект решения Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа «Об утверждении Прогнозного плана приватизации объектов муниципальной собственности Петропавловск-Камчатского городского округа на 2008 год» (далее - проект) разработан с целью реализации полномочий органов местного самоуправления по вопросам приватизации муниципального имущества в 2008 году.
Правовые основы приватизации объектов муниципальной собственности определены Федеральным законом от 21.12.2001 № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", Уставом Петропавловск-Камчатского городского округа, статьёй 16 Положения о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью в Петропавловск-Камчатском городском округе, утверждённого решением Петропавловск-Камчатской Городской Думы от 28.12.2005 № 263-р и Порядком приватизации объектов муниципальной собственности Петропавловск-Камчатского городского округа, утверждённым решением Петропавловск-Камчатской Городской Думы от 05.10.2005 № 205-р (далее – Порядок приватизации).
В соответствии с Прогнозным планом приватизации объектов муниципальной собственности Петропавловск-Камчатского городского округа на 2008 год (далее – План приватизации на 2008 год) планируется приватизация  пяти муниципальных унитарных предприятий Петропавловск-Камчатского городского округа как имущественных комплексов, а именно: МУП «Автостоянка», МУП «Молокозавод Петропавловский», МУП «Вектор», МУП «Дирекция по эксплуатации  зданий» и МУП «Богородское озеро».
Таким образом, исходя из отраслевой принадлежности на 01.01.2007 года, приватизации подлежат 2 из 3-х предприятий сферы эксплуатации зданий (МУП «Дирекция по эксплуатации зданий» и МУП «Богородское озеро»), единственное производственное муниципальное предприятие (МУП «Молокозавод Петропавловский»), а также 1 из 11-ти предприятий транспорта (МУП «Автостоянка») и 1 из 20-ти предприятий коммунального хозяйства (МУП «Вектор»).
Кроме того, согласно Плану приватизации на 2008 год приватизации подлежат иные объекты недвижимого имущества, перечисленные в проекте.
В этой связи необходимо отметить, что согласно п. 3.1. – п. 3.3. Порядка приватизации приватизация объектов муниципальной собственности Петропавловск-Камчатского городского округа осуществляется в соответствии с Прогнозным планом приватизации объектов муниципальной собственности, ежегодно утверждаемым Городской Думой.
Учёт средств от приватизации муниципального имущества осуществляется в проекте бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа на соответствующий финансовый год по балансовой стоимости имущества.
Прогнозный план приватизации должен содержать перечень муниципального имущества (муниципальных унитарных предприятий, акций открытых акционерных обществ, находящихся в муниципальной собственности и иного имущества), которое планируется приватизировать в соответствующем году. В Прогнозном плане приватизации должны указываться характеристика муниципального имущества, которое планируется приватизировать, и предполагаемые сроки приватизации.

Разработка проекта Прогнозного плана приватизации муниципального имущества на очередной год осуществляется Комитетом по управлению имуществом Петропавловск-Камчатского городского округа (далее – Комитет) в соответствии с Программой социально-экономического развития г. Петропавловска-Камчатского и с учётом итогов приватизации муниципального имущества прошлых лет.

Как показала экспертиза, в нарушение п. 3.2. Порядка приватизации утверждаемым Планом приватизации на 2008 год не установлены предполагаемые сроки приватизации. Указанная ситуация делает бюджет Петропавловск-Камчатского городского округа на 2008 год заведомо невыполнимым по срокам исполнения.
Более того, в соответствии с п. 3 Плана приватизации на 2008 год балансовая стоимость предполагаемых к приватизации объектов недвижимого имущества составляет 21107,2 тыс. рублей в 2008 году. При этом разработчики проекта не указывают методику расчёта балансовой стоимости объектов недвижимого имущества, а также не разъясняют порядок такого прогнозного расчёта на 2008 год.
Между тем, балансовая стоимость только недвижимого имущества пяти унитарных предприятий Петропавловск-Камчатского городского округа, планируемых к приватизации составляет на 01.01.2007 года 235550,37 тыс. рублей. С учётом произведённой в 2007 году передачи муниципального имущества в хозяйственное ведение унитарных предприятий его балансовая стоимость по состоянию на 01.01.2008 года увеличится.  
Таким образом, по мнению Контрольно-счетной палаты, План приватизации на 2008 год представлен без необходимых расчётов и должных обоснований, а следовательно отсутствует база для расчёта поступлений от приватизации на 2008 год, объемы которых являются составной частью источников внутреннего финансирования дефицита местного бюджета. 
В этой связи, Контрольно-счетная палата отмечает, что на протяжении ряда лет прогнозные планы приватизации по количеству объектов не исполнялись в полном объеме и подвергались многократным корректировкам, что свидетельствует о низком качестве подготовки и исполнения программы приватизации. По мнению Контрольно-счетной палаты, необходимо повысить уровень обоснованности подготовки прогнозного плана приватизации муниципального имущества, а также обратить внимание разработчиков проекта на Бюджетное послание Президента Российской Федерации в соответствии с которым «получение единовременных доходов не должно быть единственной целью приватизации государственного и муниципального имущества. В первую очередь она должна способствовать структурным изменениям в соответствующих секторах экономики, позволяющим рассчитывать на получение позитивного экономического, социального и бюджетного эффекта» .
Кроме того, следует отметить, что проект и пояснительная записка к нему в нарушение п. 3.1. Порядка приватизации не устанавливают какой-либо взаимосвязи с проектом бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа на 2008 год.
Аналогичная ситуация складывается и в отношении взаимосвязи Плана приватизации на 2008 год с Планом (прогнозом) муниципального сектора экономики Петропавловск-Камчатского городского округа на 2008 год. При этом следует отметить, что указанный План (прогноз) муниципального сектора экономики Петропавловск-Камчатского городского округа на 2008 год направлен в адрес Городской Думы  одновременно с Планом приватизации на 2008 год - 06.11.2007 года.
Так, согласно Плану приватизации на 2008 год планируется приватизировать МУП «Дирекция по эксплуатации зданий» и МУП «Богородское озеро». Однако согласно Плану (прогнозу) муниципального сектора экономики Петропавловск-Камчатского городского округа на 2008 год приватизация указанных предприятий не планируется. В то же время МУП «Мебус» и МУП «Спецремстрой», отсутствующие как объекты приватизации в   Плане приватизации на 2008 год, указаны в Плане (прогнозе) муниципального сектора экономики Петропавловск-Камчатского городского округа на 2008 год как планируемые к приватизации.     

Несоответствия установлены экспертизой и по характеристике иных объектов приватизации, указанных отдельно в Плане приватизации на 2008 год.
Так, в части базы отдыха «Океан» (Елизовский район, п. Паратунка) необходимо отметить, что отдельно стоящее одноэтажное здание (позиция 6) обозначено в Прогнозном плане на 2008 год как нежилое здание. Однако согласно данным Реестра муниципальной собственности объектов муниципальной собственности на 01.01.2007 (утверждён решением Городской Думы от 05.09.2007 № 715-р) указанный объект обозначен как жилой дом с холодной пристройкой.
Таким образом, на приватизацию выставляются объекты с неуточнёнными техническими характеристиками. Кроме того, объект приватизации – хозяйственные постройки, не являющиеся капитальными строениями: замощение, сарай (позиция 13) – указан без какой-либо характеристики.
Между тем, в План приватизации на 2008 год разработчики проекта без объяснения причин не включили здание склада (28,4 кв.м.) 2006 года постройки и здание трансформаторной подстанции (36,7 кв.м.) 1975 года постройки, фактически находящиеся на территории базы отдыха «Океан».
В целом, следует особо отметить, что объекты базы отдыха «Океан» включены в План приватизации на 2008 год как иные объекты недвижимого имущества, подлежащие приватизации. Однако согласно информации, представленной Комитетом на запрос Контрольно-счетной палаты (письмо Комитета от 26.04.2007 № 0601006-3455/8) о плане проведения технической инвентаризации, государственной регистрации прав и продажи объектов недвижимости, находящихся в хозяйственном ведении муниципальных унитарных предприятий Петропавловск-Камчатского городского округа, указанные объекты базы отдыха «Океан» закреплены на праве хозяйственного ведения за МУП «Богородское озеро». При этом, как указывалось выше, Планом приватизации на 2008 год планируется самостоятельная приватизация МУП «Богородское озеро» как имущественного комплекса.  

В заключении следует обратить внимание на то, что планируемая приватизация МУП «Дирекция по эксплуатации зданий» и МУП «Богородское озеро» может негативно повлиять в 2008 году на управление городским хозяйством в целом, и на управление жилищно-коммунальным хозяйством в частности. Так, суммарная доля указанных предприятий в акционерном капитале ОАО «Городская объединенная управляющая компания» составляет в настоящее время 65 процентов. Разработчики проекта не поясняют, как будет обеспечена управляемость активами ОАО «Городская объединенная управляющая компания» в случае акционирования его учредителей - МУП «Дирекция по эксплуатации зданий» и МУП «Богородское озеро».

Учитывая изложенное, Контрольно-счетная палата считает, что проект решения Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа «Об утверждении Прогнозного плана приватизации объектов муниципальной собственности Петропавловск-Камчатского городского округа на 2008 год» нуждается в серьезной и обстоятельной доработке, и не может быть принят без устранения названных замечаний.

Аудитор
Контрольно-счетной палаты
Петропавловск-Камчатского
городского округа 

Д. А. Коростелев