Скачать Отчёт
otchetFotDsr.doc (193.0 Кб)

ОТЧЁТ
о результатах проверки исполнения Департаментом социального развития Петропавловск-Камчатского городского округа требований бюджетного законодательства при формировании и расходовании фонда оплаты труда, командировочных и представительских расходов в 2008 году

 

г. Петропавловск-Камчатский  «19» октября 2009 года
                                                 

Основание для проведения проверки: пункт 2.3 плана работы Контрольно-счетной палаты Петропавловск-Камчатского городского округа (далее - Контрольно-счетная палата) на 2009 год, письма Прокуратуры г. Петропавловска-Камчатского от 10.12.2008 № 31-у15-180, от 22.06.2009 № 7/33-2009, предложения администрации Петропавловск-Камчатского городского округа.
Цель проверки: проверка исполнения Департаментом социального развития Петропавловск-Камчатского городского округа требований бюджетного законодательства при формировании и расходовании фонда оплаты труда, командировочных и представительских расходов в 2008 году.
Предмет проверки: документы, регулирующие порядок формирования и использования фонда оплаты труда органов местного самоуправления, органов администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, порядок осуществления командировочных расходов; документы, подтверждающие правильность формирования, целевого использования фонда оплаты труда, средств, выделенных на возмещение командировочных расходов.
Объект проверки: Департамент социального развития Петропавловск-Камчатского городского округа (далее - Департамент социального развития).
Проверяемый период: 2008 год.
Срок проведения проверки: с «26» мая по «06» июля 2009 года.
По результатам контрольного мероприятия оформлен акт проверки от 20.07.2009 № 10-27/02. Руководителем Департамента социального развития представлены письменные разногласия к акту проверки, которые частично учтены при составлении отчёта по результатам проверки. Заключение Контрольно-счетной палаты на разногласия от 04.08.2009 № 19-381/02 направлено в адрес руководителя Департамента социального развития.
В ходе подготовки отчёта по результатам проверки направлены информационные письма в адрес Главы Петропавловск-Камчатского городского округа, Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа, Департамента социального развития.

Результаты проверки:

Решением Петропавловск-Камчатской Городской Думы (далее - Городская Дума) от 29.12.2005 № 269-р утверждено Положение о Департаменте социального развития Петропавловска-Камчатского городского округа, согласно которому Департамент социального развития является:
- органом администрации Петропавловск-Камчатского городского округа (далее - городской округ), учреждённым в соответствии с Уставом городского округа;
- юридическим лицом, имеет печать со своим наименование, штампы, бланки и иные реквизиты в соответствии с действующим законодательством, расчетные и иные счета в учреждениях Банка России, имеет самостоятельный баланс, смету, может выступать истцом, ответчиком и иным лицом в суде;
- главным распорядителем бюджетных средств бюджета городского округа в пределах ассигнований, утверждённых Городской Думой в бюджете городского  округа.
Целью деятельности Департамента социального развития является  осуществление функций администрации городского округа в сфере образования, здравоохранения, культуры, опеки и попечительства, физической культуры и спорта, работа с молодёжью, а так же выполнение планов и программ комплексного социально-экономического развития города.

1.Проверка выполнения нормативных правовых актов при утверждении и внесении изменений в штатное расписание на 2008 год

Распоряжением Главы городского округа от 18.12.2007 № 489-к утверждено штатное расписание Департамента социального развития на 2008 год.
В нарушение требований Постановления Госкомстата РФ от 05.01.2004 № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учётной документации по учёту труда и его оплаты» штатное расписание Департамента социального развития составлено по форме, не соответствующей унифицированной форме. В результате в штатном расписании  отсутствуют подписи руководителя кадровой службы и главного бухгалтера.
В штатное расписание Департамента социального развития включены  аппарат и отделы: организационно-юридический, финансово-экономический, учёта и отчётности, образования, здравоохранения, культуры, по спорту и туризму, молодёжной политики, опеки и попечительства, информационных технологий, технический (всего: должности муниципальной службы в количестве 75 штатных единиц, должности, не отнесённые к муниципальной службе, - 38).
Количество замещённых должностей по состоянию на 31.12.2008 составило 104 штатных единицы, в том числе количество вакантных должностей, не замещённых в течение всего проверяемого периода, - 6 штатных единиц: руководитель Департамента социального развития; главный специалист организационно-юридического отдела; ведущий экономист финансово-экономического отдела (2 штатных единицы); младший методист отдела образования (2 штатных единицы).
Необходимо отметить, что работник, исполняющий обязанности руководителя Департамента социального развития, состоит в штате Администрации городского округа и занимает должность заместителя Главы городского округа.
Учитывая современные тенденции формирования и исполнения местного бюджета в части оптимизации расходов, повышения эффективности использования бюджетных средств, по мнению Контрольно-счетной палаты, необходимо свести к минимуму количество должностей, вакантных в течение длительного периода времени.


2. Проверка соблюдения квалификационных требований к образованию, стажу и опыту работы по специальности

                
В целях определения порядка прохождения муниципальной службы, требований к должностям муниципальной службы, статуса муниципальных служащих в городском округе решением Городской Думы от 28.04.2004 № 73-р утверждено Положение о муниципальной службе в городском округе. В отношении лиц, не замещающих должности муниципальной службы, распоряжением Главы городского округа от 21.02.2007 № 37 утверждёно Положение об оплате труда лиц, не замещающих муниципальные должности муниципальной службы.
Также, решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений утверждены единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, на 2008 год . Согласно главе 5 данного решения формирование систем оплаты труда работников бюджетных учреждений осуществляется с учётом основных подходов, в том числе с учётом порядка аттестации работников бюджетных учреждений, устанавливаемого в соответствии с законодательством РФ.
В соответствии со статьёй 81 Трудового кодекса РФ порядок проведения аттестации устанавливается трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, принимаемыми с учётом мнения представительного органа работников.
Согласно статье 58 Устава городского округа аттестация проводится для определения профессиональной подготовки и соответствия муниципального служащего занимаемой должности муниципальной службы, решения вопроса присвоения ему квалификационного разряда, обязательна к проведению один раз в три года. В полномочия Главы городского округа как руководителя администрации городского округа входит организация аттестации и обеспечение повышение квалификации назначенных им работников администрации городского округа.
В ходе проверки установлено, что в нарушение требований Устава городского округа, Положения о муниципальной службе городского округа, трудового законодательства в проверяемом периоде аттестация работников Департамента социального развития не проводилась в связи с отсутствием муниципальных нормативных актов, регламентирующих данную процедуру.

В ходе проведения контрольного мероприятия Контрольно-счетной палатой рассмотрено соблюдение  квалификационных требований к образованию, стажу и опыту работы по специальности работников. Проверена правомерность включения периодов работы (службы) в стаж муниципальной службы, дающий право на установление ежемесячной надбавки за выслугу лет, дополнительный оплачиваемый отпуск за выслугу лет; правомерность включения периодов работы (службы) в стаж, дающий право на получение ежемесячной надбавки за выслугу лет лицам, не замещающим должности муниципальной службы.
Проверка соблюдения квалификационных требований к образованию, стажу и опыту работы по специальности муниципальных служащих Департамента социального развития осуществлялась на основании Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в РФ» (далее - Федеральный закон «О муниципальной службе в РФ»), Закона Камчатской области от 16.06.1997 № 87 «О муниципальной службе в Камчатской области», Закона Камчатского края от 04.05.2008 № 58 «О муниципальной службе в Камчатском крае» (далее - Закон Камчатского края «О муниципальной службе»). В нарушение требований указанных законов в проверяемом периоде нормативный правовой акт, устанавливающий квалификационные требования к образованию, стажу и опыту работы по специальности муниципальных служащих на уровне городского округа отсутствовал.
Проверкой соблюдения квалификационных требований к образованию, стажу и опыту работы по специальности работников Департамента социального развития, а также правомерности включения периодов работы (службы) в стаж работы, дающих право на получение ежемесячной надбавки за выслугу лет работникам нарушения не установлены.

3. Проверка формирования и использования фонда оплаты труда Департамента социального развития

 Согласно расчёту годовой фонд оплаты труда Департамента социального развития на 2008 год составляет 42096,9 тыс. рублей. В соответствии с осуществляемыми в течение финансового года кадровыми изменениями годовой фонда оплаты труда составил 44184,1 тыс. рублей, в том числе: по должностям муниципальной службы - 36135,8 тыс. рублей; по иным должностям - 8048,3 тыс. рублей.
Решением о бюджете городского округа на 2008 год предусмотрен объём бюджетных ассигнований в части фонда оплаты труда в общей сумме 41773,6 тыс. рублей, в том числе: Департамент социального развития - 33353,1 тыс. рублей; субвенция в целях организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству несовершеннолетних граждан (средства краевого бюджета) - 8420,5 тыс. рублей. Объём бюджетных ассигнований на начисления на фонд оплаты труда запланирован в объёме 9860,3 тыс. рублей.
С учётом последующих изменений и дополнений, внесённых в решение о бюджете городского округа на 2008 год, объём ассигнований в части оплаты труда составил 41145,4 тыс. рублей, в том числе: Департамент социального развития - 34969,3 тыс. рублей (82 % от первоначального плана) (целевая статья по КБК 0020416); субвенция в целях организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству несовершеннолетних граждан - 5280,1 тыс. рублей (57,8 %)(целевая статья по КБК 0020419); субвенция на выполнение государственных полномочий по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в части совершеннолетних - 896,0 тыс. рублей (первоначально не планировалось) (целевая статья по КБК 0020424). Объём бюджетных ассигнований на начисления на фонд оплаты труда с учётом изменений составил 7694,3 тыс. рублей.
В соответствии с данными бухгалтерского учёта Департамента социального развития начисленная заработная плата составила 40983,2 тыс. рублей, в том числе:

  • 0020416 - 35032,7 тыс. рублей;
  • 0020419 - 5046,5 тыс. рублей;
  • 0020424 - 904,0 тыс. рублей.

Согласно данным отделения Управления Федерального казначейства по Камчатскому краю расходы Департамента социального развития в части оплаты труда в 2008 году составили 40695,6 тыс. рублей или 98,9 % от плана, в том числе по целевым статьям КБК:

  • 0020416 - 34579,9 тыс. рублей (98,9 %);
  • 0020419 - 5218,2 тыс. рублей (98,8 %);
  • 0020424 - 897,5 тыс. рублей (100,1 %).

Начисления на фонд оплаты труда Департамента социального развития в 2008 году перечислены в сумме 4343,7 тыс. рублей или 52,2 % от начисленной суммы (8325,4 тыс. рублей).
Согласно данным бухгалтерского учёта Департамента социального развития кредиторская задолженность по оплате труда работников по состоянию на 01.01.2008 составляла 2497,6 тыс. рублей, на 31.12.2008 - 2894,1 тыс. рублей.
Необходимо отметить, что решением о бюджете городского округа на 2009 год не предусмотрено погашение кредиторской задолженности в части оплаты труда работников Департамента социального развития.

4. Проверка соблюдения порядка начисления денежного содержания работникам Департамента социального развития

Выборочной проверкой соблюдения порядка начисления и выплаты заработной платы работникам Департамента социального развития, замещающих должности, не отнесённые к муниципальной службе, нарушений не установлено. В части соблюдения порядка начисления и выплаты денежного содержания муниципальным служащим выявлены отдельные нарушения.
В проверяемом периоде денежное содержание муниципальных служащих регламентировалось Положением о муниципальной службе в городском округе. Решением Городской Думы от 14.05.2008 № 178-р в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, с Законом Камчатской области «О муниципальной службе», со статьёй 26 Устава городского округа принято Положение о размерах и условиях оплаты труда муниципальных служащих в городском округе, которое вступило в силу с 01.06.2008.
Согласно статье 14 «Заключительные и переходные положения» Положения о размерах и условиях оплаты труда муниципальных служащих в городском округе предусмотрено, что в случае, если размер денежного содержания, исчисленный в соответствии с данным Положением, уменьшается по сравнению с размером денежного содержания муниципального служащего, назначенным на день вступления в силу данного Положения, то муниципальному служащему выплачивается разница между размером денежного содержания муниципального служащего, исчисленным в соответствии с данным Положением и ранее назначенным размером денежного содержания.
В соответствии с Положением о муниципальной службе в городском округе, Положением о размерах и условиях оплаты труда муниципальных служащих в городском округе денежное содержание муниципального служащего состоит из выплат, перечень которых определён однозначно, и при расчёте разницы между размером денежного содержания муниципального служащего, исчисленным в соответствии Положением о размерах и условиях оплаты труда муниципальных служащих в городском округе, и размером ранее назначенного денежного содержания следует учитывать все установленные выплаты.
Вместе с тем, согласно данным бухгалтерского учёта Департамента социального развития, в расчёт разницы между размерами денежного содержания муниципального служащего ежемесячная материальная помощь, входящая в состав денежного содержания муниципального служащего, не включается, что является нарушением вышеуказанных нормативных правовых актов и обуславливает недоплату денежного содержания.
Согласно пояснению начальника финансово-экономического отдела Департамента социального развития Т.А. Крошко материальная помощь в расчёт суммы доплат не включается на основании постановления Правительства РФ от 24.12.2007 № 992 «Об особенностях исчисления средней заработной платы», так как данная выплата является выплатой социального характера.
При этом, данный нормативный правовой акт устанавливает особенности порядка исчисления средней заработной платы. Таким образом, отсутствуют основания для использования указанного нормативного правового акта при определении порядка расчёта суммы доплаты к денежному содержанию муниципального служащего. Данная выплата не носит социального характера, в отношении неё не применяется соответствующая льгота в виде необлагаемой части предоставляемой материальной помощи в соответствии с Налоговым кодексом РФ. 
Кроме того, согласно Положению о размерах и условиях оплаты труда муниципальных служащих в городском округе разница между размером денежного содержания выплачивается муниципальному служащему в случае, если он продолжает замещать ту же должность муниципальной службы, которую замещал до вступления в силу Положения, впредь до возникновения у него права на получение денежного содержания по данной должности муниципальной службы больше ранее назначенного размера денежного содержания.
Необходимо отметить, что при расчёте денежного содержания муниципального служащего в соответствии с Положением о размерах и условиях оплаты труда муниципальных служащих в городском округе начисляется ежемесячная премия за выполнение особо важных и сложных заданий в размере 16,67 % от должностного оклада. Размер премии конкретному муниципальному служащему определяется, исходя из результатов его деятельности и максимальным размером не ограничивается.
При этом, согласно статье 14 Положения о размерах и условиях оплаты труда муниципальных служащих в городском округе при определении суммы доплаты расчёт денежного содержания муниципального служащего, назначенного на день вступления в силу вышеуказанного Положения (или ранее назначенное денежное содержание) исчисляется с учётом ежемесячной премии по результатам муниципальной службы в размере 33,3 % от должностного оклада и ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия муниципальной службы в размере фактических выплат, но не более 25 % должностного оклада.
Таким образом, при увеличении муниципальному служащему ежемесячной премии за выполнение особо важных и сложных заданий (более 16,67 %) денежное содержание муниципального служащего, рассчитанное согласно Положению о размерах и условиях оплаты труда муниципальных служащих в городском округе, может превысить ранее назначенное денежное содержание. В результате согласно статье 14 данного нормативного акта муниципальный служащий лишается права на получение доплаты к денежному содержанию.  
В нарушение Положения о размерах и условиях оплаты труда муниципальных служащих в городском округе в проверяемом периоде рассматриваемая доплата начислялась при возникновении у муниципального служащего права на получение денежного содержания по данной должности муниципальной службы в размере, превышающем размер ранее назначенного денежного содержания в связи с повышенным размером премии. При определении размера доплаты премия рассчитывалась в размере 16,67 % от должностного оклада, а не в размере фактических выплат.
В ходе проверки Контрольно-счетной палатой произведён выборочный перерасчёт размера доплат к денежному содержанию муниципальных служащих Департамента социального развития за август 2008 года. В результате не включения в расчёт разницы денежного содержания муниципального служащего материальной помощи, а также выплаты разницы денежного содержания  при возникновении у муниципального служащего права на получение денежного содержания по данной должности муниципальной службы в размере, превышающем размер ранее назначенного денежного содержания, в отношении 18 работников Департамента социального развития допущена переплата в сумме 5,8 тыс. рублей и недоплата в сумме 3,3 тыс. рублей.
Согласно информации, представленной руководителем Департамента социального развития в период подготовки данного отчёта, нарушения порядка расчёта доплаты к денежному содержанию муниципальных служащих устранены.
Необходимо отметить, что результаты проведённого контрольного мероприятия свидетельствуют об устранении нарушений в части соблюдения порядка начисления заработной платы, выявленных проверкой формирования и использования фонда оплаты труда Департамента социального развития городского округа, проведённой Контрольно-счетной палатой в 2007 году. Так, устранены нарушения при начислении и выплате денежного содержания муниципальным служащим при возложении исполнения обязанностей временно отсутствующего работника. Неправомерная выплата премии за выполнение специального задания в проверяемом периоде не осуществлялась.
Также, отделом учёта и отчётности Департамента социального развития устранены нарушения в части оформления первичной учётной документации, в частности, расчёт среднего заработка оформляется запиской-расчётом об исчислении среднего заработка при предоставлении отпуска, увольнении и других случаях по унифицированной форме.

5. Проверка соблюдения порядка и условий предоставления дополнительных оплачиваемых отпусков работникам Департамента социального развития

Распоряжением Главы городского округа от 17.06.2008 № 224-р утверждён порядок предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за ненормированный служебный день муниципальным служащим в администрации городского округа. Согласно данному нормативному акту продолжительность данного ежегодного дополнительного отпуска устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка для работников администрации городского округа : муниципальным служащим, замещающим высшие должности муниципальной службы - 6 календарных дней; главные должности муниципальной службы - 3.
По результатам контрольного мероприятия в проверяемом периоде нарушения не выявлены, предоставление ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за ненормированный служебный день муниципальным служащим в Департаменте социального развития производилось в соответствии с нормативными правовыми актами.

6. Проверка использования средств местного бюджета на оплату командировочных и представительских расходов

В 2008 году расходы на 20 служебных командировок работников Департамента социального развития составили 604,1 тыс. рублей, в том числе  расходы по проезду - 519,5 тыс. рублей; по найму жилого помещения - 61,6 тыс. рублей; суточные - 10,6 тыс. рублей.
По данным контрольного мероприятия значительная доля командировок связана с участием представителей городского округа в конференциях, форумах, семинарах различного уровня - 13 (65 % от общего количества служебных командировок в 2008 году). Часть командировок обусловлена целями обмена опыта с иными муниципальными образованиями - 4 (20 %). В отдельных случаях работники Департамента социального развития направлялись в командировки для повышения квалификации - 3 (15 %).
Служебная командировка согласно статье 166 Трудового кодекса РФ - это  поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. Особенности направления работников в служебные командировки устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Вместе с тем в соответствии со статьёй 3 Федерального закона «О муниципальной службе в РФ» на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными данным федеральным законом.

Так, согласно п. 6 ст. 14 Федерального закона «О муниципальной службе в РФ» в связи с прохождением муниципальной службы муниципальному служащему запрещается выезжать в командировки за счёт средств физических и юридических лиц, за исключением командировок, осуществляемых на взаимной основе по договоренности органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования с органами местного самоуправления, избирательными комиссиями других муниципальных образований, а также с органами государственной власти и органами местного самоуправления иностранных государств, международными и иностранными некоммерческими организациями.

По данным контрольного мероприятия в проверяемом периоде в отдельных случаях работники Департамента социального развития направлялись в служебные командировки с оплатой командировочных расходов (за исключением оплаты проезда) принимающей стороной. Однако, провести проверку соблюдения указанного выше запрета, связанного с муниципальной службой, в полном объёме не представляется возможным в связи с отсутствием в Департаменте социального развития подтверждающих документов.
Согласно документам, представленным в ходе проверки, в проверяемом периоде в отдельных случаях работники Департамента социального развития направлялись в командировки с частичной оплатой командировочных расходов принимающей стороной по приглашению Департамента образования г. Москвы, международного партнёрства СИВИТАС Восточная Россия.
На основании первичных документов, представленных по факту направления в командировку отдельных работников не представляется возможным определить организацию, являющуюся принимающей стороной. Так, не указана организация, являющаяся принимающей стороной, при направлении в служебную командировку работников Департамента социального развития в составе делегации руководящих работников администрации городского округа для работы в префектуре Центрального административного округа в г. Москвы, в Московском международном форуме «Мегаполис: XXI век», проводимом Международной Ассамблеей столиц и крупных городов и правительством            г. Москвы.
Также не представляется возможным определить организацию, являющуюся принимающей стороной, и установить факт оплаты командировочных расходов (кроме оплаты проезда) при направлении в командировку специалиста 1 категории отдела по делам молодёжи Департамента социального развития Е.Ю.Мирошниченко.
К проверке представлено письмо первого заместителя председателя Комитета по делам молодежи Государственной Думы РФ, содержащее приглашение представителям Молодёжного правительства на участие в образовательном форуме с 13.07.2008 по 24.07.2008 на озере Селигер (Тверская область). Однако, согласно приказу руководителя Департамента социального развития работник с 14.07.2008 по 24.07.2008 командирован в г. Москву для участия во Всероссийском молодёжном образовательном форуме «Селигер-2008». Отметки в командировочном удостоверении произведены межрегиональной общественной организации содействия развитию суверенной демократии «НАШИ» без указания пункта назначения. Между тем, в случае оплаты командировочных расходов данной организацией будет иметь место нарушение Федерального закона «О муниципальной службе», так как правовой статус организации не отвечает требованиям закона.
Таким образом, в ходе проверки не представлены документы, подтверждающие пребывание работника в месте проведения Всероссийского молодёжного образовательного форума «Селигер-2008».
Департаментом социального развития по данной командировке оплата проезда произведена в рамках долгосрочной муниципальной целевой программы (далее - ДМЦП) «Молодёжь Петропавловск-Камчатского городского округа 2008-2010 годы» (п. 3.2.2).
В соответствии с п. 3.2.2 паспорта ДМЦП «Молодёжь Петропавловск-Камчатского городского округа 2008-2010 годы» предусмотрены денежные средства на реализацию проекта Молодёжное Правительство, участие в мероприятиях регионального и российского уровня. Вместе с тем, согласно служебному заданию, представленному в авансовом отчёте Е.Ю. Мирошниченко, данная командировка обусловлена не только общественной деятельностью работника в качестве председателя Молодёжного правительства, но также связана с выполнением служебных обязанностей в качестве специалиста отдела по делам молодёжи Департамента социального развития.
Согласно статье 168 Трудового кодекса РФ в случае направления в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику расходы по проезду, по найму жилого помещения; дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные) и иные расходы, произведённые работником с разрешения или ведома работодателя. Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом.
Вместе с тем в проверяемом периоде отсутствовали коллективный договор, локальный нормативный акт, регламентирующие порядок осуществления данных расходов. При возмещении командировочных расходов применялись нормы правовых актов федерального уровня.
Так, порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, осуществлялись согласно Указу Президента РФ от 18.07.2005 №813 «О порядке и условиях командирования федеральных государственных гражданских служащих» (далее - Указ Президента РФ № 813); постановлениям Правительства РФ «Об особенностях направления работников в служебные командировки» от 13.10.2008 № 749 (далее - постановление Правительства РФ №749) и «О размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории РФ, работникам организаций, финансируемых за счёт средств федерального бюджета» от 02.10.2002 № 729 (далее - постановление Правительства РФ № 729); Инструкции Минфина СССР, Госкомтруда СССР и ВЦСПС «О служебных командировках в пределах СССР» от 07.04.1988 № 62 (далее - Инструкция Минфина СССР № 62).     
Согласно указанным нормативным правовым актам возмещение расходов по проезду осуществляется в размере фактических расходов, но не выше стоимости проезда, в частности, воздушным транспортом - в салоне экономического класса. Вместе с тем  данные нормативные акты не регламентируют порядок и размеры возмещения командировочных расходов за счёт средств местного бюджета.
В результате, в проверяемом периоде Департаментом социального развития в условиях отсутствия установленного порядка возмещения командировочных расходов безосновательно осуществлялось возмещение данных расходов.
Более того, в части служебной командировки Е.Ю. Мирошниченко, рассмотренной выше, при невыясненных обстоятельствах оплачен билет по тарифу бизнес класса стоимостью на 7,1 тыс. рублей больше стоимости приобретённого ранее и сданного билета на дату начала командировки также по тарифу бизнес класса, но по стоимости, незначительно превышающей стоимость билета экономического класса (на 0,06 тыс. рублей).

Согласно постановлению Правительства РФ № 749 в служебные командировки направляются работники, состоящие в трудовых отношениях с работодателем. В соответствии со статьей 15 Трудового кодекса РФ трудовые отношения - это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием).
Таким образом, поездка работника для выполнения соответствующего служебного задания называется командировкой только в случае, если она осуществляется в рамках трудовых отношений.
По данным контрольного мероприятия методист отдела образования Департамента социального развития А.М. Ребрушкина в проверяемом периоде дважды направлялась в служебную командировку в рамках ДМЦП «Молодёжь Петропавловск-Камчатского городского округа 2008-2010 годы». Согласно приглашениям - в качестве члена президиума Молодёжной парламентской ассамблеи, депутата Городской Думы, Главы Молодёжного парламента при Городской Думе в первом случае, и в качестве председателя Камчатской краевой общественной организации Российского Союза Молодёжи (далее - РСМ) - во втором.
Необходимо отметить, что в ходе проверки представлена должностная инструкция методиста отдела образования Департамента социального развития. Участие в  заседании президиума Совета по взаимодействию Совета Федерации Федерального Собрания РФ с молодёжными парламентариями субъектов РФ, молодёжными общественными объединениями РФ, во Всероссийском лагере актива РСМ (согласно приказу о командировке в первом случае) не соответствует должностным обязанностям работника. Между тем, в случае данной командировки оформлено служебное задание. Работником, в том числе, изучен опыт работы молодёжных организаций и объединений, программы по патриотическому воспитанию молодежи, что соответствует должностной инструкции.
Однако, согласно табелю учёта использования рабочего времени и расчёту заработной платы за февраль 2008 года, методист отдела образования А.М. Ребрушкиной не была командирована. Перерасчёт заработной платы и оплата командировки произведены в марте 2008 года.
Кроме того, к проверке представлен журнал учёта служащих, выезжающих в служебные командировки, оформление которого предусмотрено Указом Президента РФ № 813. В журнале отсутствует запись по данной служебной командировке.
При направлении работника в командировку в октябре 2008 года служебное задание не оформлялось.
Так, приказом руководителя Департамента социального развития от 03.10.2008 № 05/597 «Об участии в VII Всероссийском лагере актива Российского Союза Молодёжи» для представления интересов молодёжи городского округа на всероссийском уровне, с целью участия представителей Камчатской краевой общественной организации РСМ во Всероссийском лагере актива РСМ при рассмотрении вопросов по реализации государственной молодёжной политики и эффективного вовлечения молодёжи города в социально значимую деятельность командирована в г. Москву в числе прочих участников председатель Камчатской краевой общественной организации РСМ А.М. Ребрушкина.
Согласно данному приказу, а также авансовому отчёту главного специалиста Департамента социального развития Т.Г. Матвеевой на сумму 121,3 тыс. рублей, проезд к месту проведения мероприятия и обратно оплачен А.М. Ребрушкиной и иным командированным в рамках ДМЦП «Молодёжь Петропавловск-Камчатского городского округа на 2008-2010 годы» (пункт 3.4.3). Согласно данному авансовому отчёту работнику Департамента социального развития А.М. Ребрушкиной служебное задание руководителем не выдавалось. Работник не отчитывался за данную командировку. Авансовый отчёт составлен главным специалистом Департамента социального развития Т.Г. Матвеевой по факту использования средств местного бюджета в рамках целевой программы на оплату проезда деятелей общественной организации РСМ.
Необходимо отметить, что в соответствии с п. 3.4.3 паспорта ДМЦП «Молодёжь Петропавловск-Камчатского городского округа 2008-2010 годы» запланированы денежные средства на развитие молодёжного творчества и поддержку талантливой молодёжи - участие молодёжи в международных, общероссийских и региональных мероприятиях.
Таким образом, данная командировка не является служебной и обусловлена исключительно общественной деятельностью А.М. Ребрушкиной.
Кроме того, методист отдела образования Департамента социального развития А.М. Ребрушкина, согласно представленным к проверки бухгалтерским документам, фактически находилась на рабочем месте и не была командирована в г. Москву. Расчёт денежного содержания данного работника за октябрь 2008 года производён по табелю учёта использования рабочего времени в полном объёме, что обусловило незаконную выплату заработной платы в сумме 5,1 тыс. рублей за период нахождения работника г. Москве.
Согласно информации, представленной руководителем Департамента социального развития в период подготовки данного отчёта, денежные средства в полном объёме будут возвращены в бюджет городского округа после выплаты заработной платы за сентябрь 2009 года.
Контрольным мероприятием также установлены отдельные нарушения Порядка ведения кассовых операций.
Так, согласно пункту 11 Порядка ведения кассовых операций , лица, получившие наличные деньги под отчёт, обязаны не позднее трех рабочих дней по истечении срока, на которые они выданы, или со дня возвращения этих лиц из командировки, предъявить в бухгалтерию организации отчёт об израсходованных суммах и провести окончательный расчёт по ним.
Статьёй 138 Трудового кодекса РФ определено, что погашение неизрасходованного и своевременно не возвращенного аванса, выданного работнику в связи со служебной командировкой, производится в виде удержания из заработной платы этого работника. Также, согласно статье 137 Трудового Кодекса РФ работодатель вправе принять решения об удержании из заработной платы работника не позднее одного месяца со дня окончания срока, установленного для возвращения аванса, и при условии, если работник не оспаривает оснований и размеров удержаний.
В отдельных случаях в нарушение вышеуказанных нормативных правовых актов неизрасходованные авансы возвращены работниками в кассу несвоевременно.
Кроме того, в ходе проверки установлены отдельные нарушения порядка оформления документов при направлении работников в служебную командировку, а также нарушения в части оформления произведённых операций для целей ведения бухгалтерского учёта.
Так, согласно Инструкции Минфина СССР № 62 днём выезда в командировку считается день отправления транспортного средства из места постоянной работы командированного, а днём приезда - день прибытия указанного транспортного средства в место постоянной работы. Однако, в отдельных случаях данное требование не соблюдалось.
Кроме того, в нарушение Указа Президента РФ № 813 и Постановления Правительства РФ № 729 командировочное удостоверение Е.Ю. Мирошниченко в случае направления в рассмотренную выше служебную командировку не оформлено надлежащим образом. Так, в качестве отметок о прибытии в место командировки, о выбытии из него в наличии имеется оттиск печати организации без указания пункта пребывания. Отметка о прибытии к месту постоянной работы по возвращении работника из командировки отсутствует. 
Согласно Инструкции по бюджетному учёту все операции, проводимые учреждением, оформляются первичными документами. Записи в журнале операций осуществляется по мере совершения операций, но не позднее следующего дня получения первичного учётного документа. По истечении каждого отчётного месяца первичные учётные документы, относящиеся к соответствующим журналам операций, должны быть подобраны в хронологическом порядке и сброшюрованы.
В нарушение Инструкции по бюджетному учёту в Департаменте социального развития в представленных к проверке бухгалтерских документах в журнале операций «Расчёты с подотчётными лицами» не отражены отдельные операции по авансовым отчётам, представленным к проверке по требованию Контрольно-счетной палаты на основании приказов о направлении работников в служебную командировку; первичные учётные документы не подобраны в хронологическом порядке; отдельные авансовые отчёты не сброшюрованы, при этом записи в журнале операций осуществлены. Данные авансовые отчёты также представлены к проверке по требованию Контрольно-счетной палаты.

Представительские расходы по данным отдела учёта и отчётности Департамента социального развития в 2008 году в Департаменте социального развития не осуществлялись.

Выводы:

1. В штатное расписание Департамента социального развития включены 75 должностей муниципальной службы и 38 должностей, не отнесенных к должностям муниципальной службы, для технического и другого обеспечения деятельности Департамента социального развития.
2. По данным проверки количество замещённых должностей по состоянию на 31.12.2008 составило - 104 штатных единицы; количество вакантных должностей, не замещённых в течение всего проверяемого периода, - 6 штатных единиц: руководитель Департамента социального развития; главный специалист организационно-юридического отдела; ведущий экономист финансово-экономического отдела (2 штатных единицы); младший методист отдела образования (2 штатных единицы).
По мнению Контрольно-счетной палаты руководителю Департамента социального развития необходимо рассмотреть вопрос о целесообразности включения в штатное расписание указанных должностей.
3. В нарушение требований Устава городского округа, Положения о муниципальной службе городского округа, трудового законодательства в проверяемом периоде аттестация работников не проводилась в связи с отсутствием муниципальных нормативных актов, регламентирующих данную процедуру. В 2009 году данный нормативный акт принят.
4. В нарушение требований Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в РФ», Закона Камчатской области от 16.06.1997 № 87 «О муниципальной службе в Камчатской области», Закона Камчатского края от 04.05.2008 № 58 «О муниципальной службе в Камчатском крае» в проверяемом периоде нормативный правовой акт, устанавливающий квалификационные требования к образованию, стажу и опыту работы по специальности муниципальных служащих на уровне городского округа отсутствовал. В 2009 году данный нормативный акт принят.
5. Проверкой соблюдения квалификационных требований к образованию, стажу и опыту работы по специальности работников, а также правомерности включения периодов работы (службы) в стаж работы, дающих право на получение ежемесячной надбавки за выслугу лет, нарушения не установлены.
6. Годовой фонд оплаты труда Департамента социального развития на 2008 год составил 44184,1 тыс. рублей, в том числе: по должностям муниципальной службы - 36135,8 тыс. рублей; по иным должностям - 8048,3 тыс. рублей.
7. Решением о бюджете городского округа на 2008 год предусмотрено финансирование в части фонда оплаты труда в общей сумме 41145,4 тыс. рублей, в том числе: Департамент социального развития - 34969,3 тыс. рублей (82 % от первоначального плана); субвенция в целях организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству несовершеннолетних граждан - 5280,1 тыс. рублей (57,8 %) (средства краевого бюджета); субвенция на выполнение государственных полномочий по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в части совершеннолетних - 896,0 тыс. рублей (первоначально не планировалось). Объём ассигнований на начисления на фонд оплаты труда - 7694,3 тыс. рублей.
8. Согласно данным отделения Управления Федерального казначейства по Камчатскому краю расходы Департамента социального развития в части фонда оплаты труда в 2008 году составили 40695,6 тыс. рублей или 98,9 % от плана.
9. В соответствии с данными бухгалтерского учёта Департамента социального развития начисленная заработная плата составила 40983,2 тыс. рублей. Кредиторская задолженность по оплате труда работников по состоянию на 01.01.2008 составляла 2497,6 тыс. рублей, на 31.12.2008 - 2894,1 тыс. рублей. Необходимо отметить, что решением о бюджете городского округа на 2009 год не предусмотрено погашение кредиторской задолженности в части оплаты труда работников Департамента социального развития.
10. Начисления на фонд оплаты труда Департамента социального развития в 2008 году перечислены в сумме 4343,7 тыс. рублей или 52,2 % от начисленной суммы (8325,4 тыс. рублей).
11. Выборочной проверкой соблюдения порядка начисления и выплаты заработной платы работникам Департамента социального развития, замещающих должности, не отнесённые к муниципальной службе, нарушений не установлено.
12. В ходе проверки соблюдения порядка начисления и выплаты денежного содержания муниципальным служащим выявлены нарушения в части порядка расчёта размера доплаты к денежному содержанию муниципальных служащим в связи с принятием Положения о размерах и условиях оплаты труда муниципальных служащих в городском округе, вступившим в силу с 01.06.2008, в случае, если размер денежного содержания, исчисленный в соответствии с данным Положением, уменьшается по сравнению с размером денежного содержания муниципального служащего, назначенным на день вступления в силу данного Положения.
В нарушение нормативных правовых актов, регламентирующих порядок начисления денежного содержания муниципальным служащим, в расчёт разницы между размерами денежного содержания муниципального служащего ежемесячная материальная помощь, входящая в состав денежного содержания муниципального служащего, не включалась, что обуславливает недоплату. Кроме того, доплата начислялась при возникновении у муниципального служащего права на получение денежного содержания по данной должности муниципальной службы в размере, превышающем размер ранее назначенного денежного содержания в связи с повышенным размером премии. При определении размера доплаты премия рассчитывалась в размере 16,67 % от должностного оклада, а не в размере фактических выплат. В результате в ходе выборочной проверки размера доплат к денежному содержанию муниципальных служащих Департамента социального развития за август 2008 года в отношении 18 работников выявлена переплата в сумме 5,8 тыс. рублей и недоплата в сумме 3,3 тыс. рублей.
Согласно информации, представленной руководителем Департамента социального развития в период подготовки данного отчёта, нарушения порядка расчёта доплаты к денежному содержанию муниципальных служащих устранены.
13. Результаты проведённого контрольного мероприятия свидетельствуют об устранении нарушений в части соблюдения порядка начисления заработной платы, выявленных проверкой формирования и использования фонда оплаты труда Департамента социального развития, проведённой Контрольно-счетной палатой в 2007 году. Так, устранены нарушения при начислении и выплате денежного содержания муниципальным служащим при возложении исполнения обязанностей временно отсутствующего работника. Неправомерная выплата премии за выполнение специального задания в проверяемом периоде не осуществлялась. Отделом учёта и отчётности устранены отдельные нарушения в части оформления первичной учётной документации.
14. В 2008 году расходы на 20 служебных командировок работников Департамента социального развития составили 604,1 тыс. рублей. Основная часть командировок связана с участием представителей городского округа в конференциях, форумах, семинарах различного уровня - 13 (65 % от общего количества служебных командировок в 2008 году), отдельные командировки обусловлены целями обмена опыта с иными муниципальными образованиями - 4 (20 %), а также повышением квалификации работников - 3 (15 %).
15. В проверяемом периоде в отдельных случаях работники Департамента социального развития направлялись в служебные командировки с оплатой части командировочных расходов принимающей стороной. Однако, провести проверку соблюдения запрета, установленного Федеральным законом «О муниципальной службе», связанного с муниципальной службой в части требований к правовому статусу организации, в полном объёме не представляется возможным в связи с отсутствием в Департаменте социального развития подтверждающих документов.
16. Согласно документам, представленным в ходе проверки, в проверяемом периоде работники Департамента социального развития направлялись в командировки с частичной оплатой командировочных расходов принимающей стороной по приглашению Департамента образования г. Москвы, международного партнёрства СИВИТАС Восточная Россия. В отдельных случаях на основании первичных документов не представляется возможным определить организацию, являющуюся принимающей стороной.
17. В нарушение статьи 168 Трудового кодекса РФ в проверяемом периоде командировочные расходы работникам Департамента социального развития возмещались при отсутствии коллективного договора, локального нормативного акта, регламентирующих порядок осуществление данных расходов.
18. Контрольным мероприятием установлены нарушения при использовании средств местного бюджета на возмещение командировочных расходов работникам Департамента социального развития: специалисту 1 категории отдела по делам молодёжи, председателю Молодёжного правительства при Главе городского округа Е.Ю. Мирошниченко и методисту отдела образования, депутату Городской Думы, Главе Молодёжного парламента при Городской Думе, председателю Камчатской краевой общественной организации РСМ А.М. Ребрушкиной.
По командировке в рамках ДМЦП «Молодёжь Петропавловск-Камчатского городского округа 2008-2010 годы» Е.Ю.Мирошниченко в ходе проверки не представлены документы, подтверждающие пребывание работника в месте проведения Всероссийского молодёжного образовательного форума «Селигер-2008» - Тверской области. Кроме того, не представляется возможным определить организацию, являющуюся принимающей стороной. Причём, если принимающей стороной, оплатившей командировочные расходы, является межрегиональная общественная организация содействия развитию суверенной демократии «НАШИ», что следует из отметок в командировочном удостоверении, будет иметь место нарушение Федерального закона «О муниципальной службе», так как правовой статус организации не отвечает требованиям закона. Кроме того, данному работнику расходы по проезду осуществлены по тарифу бизнес класса.
В отношении А.М. Ребрушкиной допущены нарушения порядка начисления оплаты труда, порядка оформления кадровой документации. В результате допущена незаконная выплата заработной платы в сумме 5,1 тыс. рублей за период нахождения работника г. Москве в связи с тем, что данная поездка не является служебной командировкой и обусловлена исключительно общественной деятельностью А.М. Ребрушкиной.
Согласно информации, представленной руководителем Департамента социального развития в период подготовки данного отчёта, денежные средства в полном объёме будут возвращены в бюджет городского округа после выплаты заработной платы за сентябрь 2009 года.
19. В ходе проверки установлены отдельные нарушения порядка оформления документов при направлении работников в служебную командировку, а также нарушения порядка оформления произведённых операций для целей ведения бухгалтерского учёта.
20. Представительские расходы по данным отдела учёта и отчётности Департамента социального развития в 2008 году не осуществлялись.

Предложения:

1. Направить отчёт о результатах проверки исполнения Департаментом социального развития Петропавловск-Камчатского городского округа требований бюджетного законодательства при формировании и расходовании фонда оплаты труда, командировочных и представительских расходов в 2008 году, для сведения в адрес:
- Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа;
- Главы Петропавловск-Камчатского городского округа;
- Прокуратуры г. Петропавловска-Камчатского.

 

Аудитор
Контрольно-счетной палаты
Петропавловск-Камчатского
городского округа                                                                               
О. Н. Артёмова