Скачать Отчёт
OtchetPrivalova.doc (190.0 Кб)

ОТЧЁТ
о результатах проверки исполнения бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа в части средств, выделенных в 2008 году на оплату услуг организаций, управляющих жилищным фондом, в связи с неисполнением нанимателями муниципального жилищного фонда обязательств по оплате за содержание и ремонт жилых помещений, за отопление и горячее водоснабжение, за водоснабжение и водоотведение

 

г. Петропавловск-Камчатский   «19» октября 2009 года
                                          

Основание для проведения проверки: пункт 3.2 Плана работы Контрольно-счетной палаты Петропавловск-Камчатского городского округа (далее по тексту – Контрольно-счетная палата или КСП) на 2009 год.
Цель проверки: осуществление контроля за целевым и эффективным использованием средств бюджета городского округа, выделенных в 2008 году муниципальному учреждению «Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Петропавловска-Камчатского» для оплаты услуг организаций, управляющих жилищным фондом, в связи с неисполнением нанимателями муниципального жилищного фонда обязательств по оплате за содержание и ремонт жилых помещений, за отопление и горячее водоснабжение, за водоснабжение и водоотведение. Проверка обоснованности перечисления МУ «УЖКХ» денежных средств в пользу организаций, управляющих жилищным фондом, в связи с неисполнением нанимателями муниципального жилищного фонда обязательств по оплате за содержание и ремонт жилых помещений, за отопление и горячее водоснабжение, за водоснабжение и водоотведение. Подтверждение эффективности использования данных средств. Проверка исполнения МУ «УЖКХ» обязательств по восстановлению бюджетных средств, в том числе по Соглашению о восстановлении бюджетных средств от 16.04.2008 года.   
Предмет проверки: нормативные правовые акты, обосновывающие выделение средств городского округа на оплату услуг организаций, управляющих жилищным фондом, в связи с неисполнением нанимателями муниципального жилищного фонда обязательств по оплате за содержание и ремонт жилых помещений, за отопление и горячее водоснабжение, за водоснабжение и водоотведение, первичные бухгалтерские документы на финансирование и оплату указанных услуг,  данные регистров бухгалтерского учёта.
Объект проверки: МУ «УЖКХ», муниципальное унитарное предприятие «Горсеть» .
Проверяемый период: 2008 год.
Срок проведения проверки: с 19 мая по 07 июля 2009 года.
По результатам проверки составлены:
акт проверки МУП «Горсеть» от 25.06.2009 № 10-30/03;
акт проверки МУ «УЖКХ» от 07.07.2009 № 10-26/03.
Руководство проверяемых объектов с актами ознакомлено. На указанные акты проверок в адрес Контрольно-счетной палаты представлены разногласия МУП «Горсеть» от 30.06.2009 № б/н и МУ «УЖКХ» от 21.07.2009 № 02-4129.
На представленные разногласия подготовлены заключения от 04.08.2009 № 19-380/03, от 07.07.2009 № 19-319/03.

В период подготовки настоящего Отчёта направлены информационные письма:
- для сведения в адрес:

  • Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа (далее – Городская Дума);
  • Главы Петропавловск-Камчатского городского округа;
  • Комитета городского хозяйства Петропавловск-Камчатского городского округа.

- с предложениями о принятии мер по устранению нарушений, выявленных настоящей проверкой в адрес:

  • Департамента экономической и бюджетной политики администрации Петропавловск-Камчатского городского округа (далее – Департамент, Департамент экономической и бюджетной политики):
  • Комитета по управлению имуществом Петропавловск-Камчатского городского округа:
  • в адрес МАУ «УЖКХ»:

Для рассмотрения в рамках прокурорского надзора и принятия мер прокурорского реагирования по нарушениям, выявленным настоящей проверкой в соответствии с соглашением о взаимодействии от 22.08.2007 года материалы проверки направлены в адрес Прокуратуры города Петропавловска-Камчатского.

Результаты проверки:

1. Проверка исполнения решений о бюджете Петропавловск-Камчатского городского округа на 2008 год в части доведения до получателя средств объёмов бюджетных ассигнований

В 2008 году бюджетом Петропавловск-Камчатского городского округа (с учётом изменений и дополнений ) предусмотрен объём расходов на оплату услуг организаций, управляющих жилищным фондом, в связи с неисполнением нанимателями муниципального жилищного фонда обязательств по оплате за содержание и ремонт жилых помещений, за отопление и горячее водоснабжение, за водоснабжение и водоотведение в общей сумме 574047,6 тыс. рублей.
Необходимо отметить, что вышеуказанные расходы включены в бюджет городского округа вместо ранее предусмотренных расходов на предоставление МУ «УЖКХ» бюджетных средств в сумме 750000,0 тыс. рублей на возвратной основе на покрытие временного кассового разрыва учреждения по оплате тепловой энергии.
Так, решением Городской Думы 30.01.2008 № 36-р «О принятии изменений в бюджет Петропавловск-Камчатского городского округа на 2008 год», в бюджет городского округа были внесены изменения, согласно которым предполагалось выделение из бюджета получателю МУ «УЖКХ» средств на возвратной основе в I и II кварталах 2008 года в сумме 750000,0 тыс. рублей с последующим возмещением в бюджет в III и IV кварталах с целевым назначением «на покрытие временного кассового разрыва по оплате тепловой энергии».
Впоследствии в соответствии с изменениями, внесёнными в бюджет городского округа решением Городской Думы 03.09.2008 № 259-р «О принятии изменений в бюджет Петропавловск-Камчатского городского округа на 2008 год», из состава расходов бюджета исключены расходы на предоставление МУ «УЖКХ» средств на покрытие временного кассового разрыва по оплате тепловой энергии (равно, как и возврат указанных средств) в сумме 750000,0 тыс. рублей и одновременно включены расходы на оплату услуг организаций, управляющих жилищным фондом, в связи с неисполнением нанимателями муниципального жилищного фонда обязательств по оплате за содержание и ремонт жилых помещений, за отопление и горячее водоснабжение, за водоснабжение и водоотведение в общей сумме 673096,0 тыс. рублей.
Решением Городской Думы от 03.12.2008 № 345-р «О принятии изменений в бюджет Петропавловск-Камчатского городского округа на 2008 год» объём ассигнований на «оплату услуг организаций, управляющих жилищным фондом …» был снижен до 574047,6 тыс. рублей.

2. Анализ выделения и дальнейшего расходования МУ «УЖКХ» полученных бюджетных средств

Средства на оплату услуг организаций, управляющих жилищным фондом, в связи с неисполнением нанимателями муниципального жилищного фонда обязательств по оплате за содержание и ремонт жилых помещений, за отопление и горячее водоснабжение, за водоснабжение и водоотведение в 2008 году МУ «УЖКХ» из бюджета городского округа не предоставлялись.
Проведённой проверкой установлено, что в соответствии с утверждённым решением о бюджете городского округа на 2008 год МУ «УЖКХ» в I, II и III кварталах 2008 года было выделено 687000,0 тыс. рублей с целевым назначением «предоставление бюджетных средств на возвратной основе на покрытие временного кассового разрыва по оплате тепловой энергии».
Необходимо отметить, что Бюджетный кодекс Российской Федерации предполагает единственный вид выделения средств из бюджетов юридическим лицам на возвратной основе – бюджетный кредит.
Так, согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, бюджетный кредит - денежные средства, предоставляемые бюджетом другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, юридическому лицу (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), иностранному государству, иностранному юридическому лицу на возвратной и возмездной основах.
Однако частью 4 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации , установлен прямой запрет на получение бюджетными учреждениями кредитов и займов, в то время как МУ «УЖКХ» в проверяемом периоде являлось бюджетным учреждением.
Таким образом, по мнению Контрольно-счетной палаты в 2008 году в нарушение части 4 статьи 161 БК РФ, Департаментом экономической и бюджетной политики МУ «УЖКХ» был предоставлен бюджетный кредит в сумме 687000,0 тыс. рублей. 
Более того при выделении указанных средств ни кредитный договор, ни иное соглашение, предусматривающее порядок предоставления и последующего возврата данных средств в бюджет между Департаментом экономической и бюджетной политики и МУ «УЖКХ» не заключались.
При этом нормами Гражданского кодекса Российской Федерации , регулирующими порядок заключения кредитных договоров и договоров займа  (статьи 808 и 820 ГК РФ) установлено, что и кредитный договор и договор займа между юридическими лицами заключаются в письменной форме.
При этом частью 2 статьи 162 ГК РФ установлено, что в случаях, прямо указанных в законе или в соглашении сторон, несоблюдение простой письменной формы сделки влечет ее недействительность.
Из вышеизложенного следует, что при предоставлении бюджетного кредита МУ «УЖКХ» были проигнорированы не только нормы БК РФ, но и нормы ГК РФ, регулирующие порядок предоставления средств на возвратной основе.

Экономическим обоснованием для определения суммы бюджетных средств, необходимой для покрытия временного кассового разрыва по оплате тепловой энергии в сумме 750000,00 тыс. рублей, является предоставленный Департаментом «Расчёт расходов на покрытие временного кассового разрыва по оплате тепловой энергии за 2008 год» (далее по тексту – расчёт). 
Так, согласно расчёту, кассовый разрыв по оплате тепловой энергии за 2008 год формируется в течение января-мая 2008 года, из-за недостатка доходов МУ «УЖКХ» для покрытия фактических расходов по оплате тепловой энергии, по причине неполной собираемости платежей населения за тепловую энергию (около 80% от сумм начислений). Общий размер кассового разрыва за указанный период составляет 748914,2 тыс. рублей или 99,8 % от расходов, предусмотренных бюджетом городского округа на данные цели. 
Весь объём финансирования, полученный МУ «УЖКХ» на возвратной основе на покрытие временного кассового разрыва по оплате тепловой энергии в сумме 687000,0 тыс. рублей, был фактически направлен в адрес МУП «Горсеть» на оплату расходов, возникших у учреждения по договорам теплоснабжения, заключённым для обеспечения населения городского округа теплоэнергией в отопительные периоды 2007-2008 годов.
Оплата производилась на счёт МУП «Горсеть» и третьих лиц, по письмам предприятия и его контрагентов и отражена в учёте МУ «УЖКХ» в виде взаиморасчётов с МУП «Горсеть» по договору теплоснабжения на 2008 год в общей сумме 595700,0 тыс. рублей и в виде взаиморасчётов с ОАО «Камчаткомагропромбанк» ККАПБ по договору возмездной уступки прав требования (цессии) от 25.12.2007 № 01 в сумме 91300,0 тыс. рублей, заключённого между МУП «Горсеть», МУ «УЖКХ» и банком, с целью перехода к последнему права требования долга, возникшего у учреждения перед МУП «Горсеть» за отпущенную тепловую энергию по договору теплоснабжения на 2007 год .  
Подробное описание произведённых платежей МУ «УЖКХ» за МУП  «Горсеть» приведено в таблице 1.

Таблица 1

.
Сведения о расчётах, производившихся за счёт средств бюджета городского округа, выделенных в 2008 году МУ «УЖКХ» на покрытие временного кассового разрыва по оплате тепловой энергии

 

Контрагент

Основание перечисления

За кого

Сумма
(тыс. рублей)

Отражение в учёте МУ «УЖКХ»

ОАО «Камчатскэнерго»

за тепловую энергию

МУП «Горсеть»

399675,2

договор т/снабжения на 2008 год

ООО «Анаис ЛТД»

за мазут

МУП «Горсеть»

22087,9

договор т/снабжения на 2008 год

ГУАТ «Камчатоблавтотранс»

за мазут

МУП «Горсеть»

85000,0

договор т/снабжения на 2008 год

МУП «Горсеть»

оплата кредитного договора от 25.12.2007 № 02

 

58700,0

договор т/снабжения на 2008 год

ЗАО «Финправо»

договор от 10.10.2007 № 5фн05 за информационно-консультационные услуги

МУП «Горсеть»

27246,4

договор т/снабжения на 2008 год

ОАО ККАПБ

оплата процентов по кредитному договору от 25.12.2007 № 02

МУП «Горсеть»

606,2

договор т/снабжения на 2008 год

ОАО ККАПБ

оплата вознаграждения банку по договору цессии от 25.12.2007 № 1

МУП «Горсеть»

2384,3

договор т/снабжения на 2008 год

Итого отнесено на договор теплоснабжения 2008 года

595700,0

ОАО ККАПБ

оплата договора цессии от 25.12.2007 № 1

МУП «Горсеть»

91300,0

Договор цессии от 25.12.2007 №1

Итого отнесено на договор цессии от 25.12.2007 № 1

91300,0

Всего оплачено за счёт средств бюджета городского округа

687000,0

3. Проверка взаиморасчётов по договору на оказание информационно-консультационных услуг от 10.10.2005 № 5фн05 и взаиморасчётов по договору цессии от 25.12.2007 № 1

Взаиморасчёты по договору от 10.10.2005 № 5фн05
В ходе проведения данной проверки, Контрольно-счетной палатой проведена проверка обоснованности и эффективности заключения договора об оказании информационно-консультационных услуг от 10.10.2005 № 5фн05 (далее по тексту – договор № 5фн05), заключённого между МУП «Горсеть» и ЗАО «Финправо» г. Москва. Данный договор согласован Комитетом по управлению имуществом Петропавловск-Камчатского городского округа, в лице и.о. председателя С.Г. Кондрашина только 17 марта 2006 года, то есть спустя 5 месяцев после заключения договора.
В результате проведения данной проверки установлено, что МУП «Горсеть» оплатило в пользу ЗАО «Финправо» сумму вознаграждения в размере 58873,4 тыс. рублей за оказание последним услуг по возмещению с налогового органа необоснованно уплаченного МУП «Горсеть» налога на добавленную стоимость в сумме 332617,9 тыс. рублей, по причине неправомерного включения в состав налогооблагаемой базы для исчисления налога в период с 2002 по 2005 годы сумм бюджетных ассигнований, выделенных на покрытие убытков МУП «Горсеть».
Необходимо отметить, что оплату по данному договору кроме МУП «Горсеть», также осуществляли МУ «УЖКХ» и муниципальное учреждение «Расчетно-кассовый центр по жилищно-коммунальному хозяйству г. Петропавловска-Камчатского» . Платежи производились с 24.01.2008 года по 21.08.2008 года на основании писем МУП «Горсеть», с одновременным отражением оплаты в учёте МУ «УЖКХ» по договору теплоснабжения на 2008 год.  
Оплаченная сумма по источникам оплаты выглядит следующим образом:
- 27246,4 тыс. рублей из средств бюджета городского округа, выделенных МУ «УЖКХ» на возвратной основе на покрытие временного кассового разрыва по оплате тепловой энергии;
- 31627,0 тыс. рублей, в том числе:

  •     22573,4 тыс. рублей за счёт собственных средств МУП «Горсеть»;
  •     1053,6 тыс. рублей за счёт средств населения, собранных за коммунальные услуги, согласно распределению коммунальных платежей МУ «УЖКХ»;
  •     8000,0 тыс. рублей, за счёт бюджетных средств, выделенных МУ «УЖКХ» на оплату компенсации убытков организациям, предоставляющим услуги теплоснабжения по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек.

Сведения о произведённых платежах приведены в таблице 2.

Таблица 2.

Сведения о произведённой оплате за МУП "Горсеть" по договору № 5фп05


п/п

Дата платежа

Сумма, тыс. руб.

в т.ч. НДС (18%),
тыс. руб.

Плательщик

37

25.01.2008

15095,0

2302,6

МУП "Горсеть"

118

31.01.2008

10000,0

1525,4

МУ "УЖКХ"

147

21.02.2008

3560,0

543,0

МУП "Горсеть"

468

29.02.2008

17246,4

2630,8

МУ "УЖКХ"

686

29.02.2008

1053,6

160,7

МУ "РКЦ"

2245

30.06.2008

4000,0

610,2

МУ "УЖКХ"

2268

01.07.2008

4000,0

610,2

МУ "УЖКХ"

618

21.08.2008

3918,43

597,7

МУП "Горсеть"

 

Итого:

58873,4

8980,7

 

Необходимо отметить, что налоговый орган до наступления момента платежей по договору № 5фп05 в пользу ЗАО «Финправо» перечислил в пользу МУП «Горсеть» 273907,0 тыс. рублей, а значит, предприятие имело возможность полностью или частично оплатить вышеуказанные услуги за счёт фактически возмещённых денежных средств, однако, такой возможностью не воспользовалось. Согласно пояснениям главного бухгалтера МУП «Горсеть» Козыревой Т.И. предприятие самостоятельно определило первоочерёдность платежей.
Следует отметить, что в штате МУП «Горсеть» в проверяемом периоде значился начальник юридического отдела, в должностные обязанности которого, согласно должностной инструкции входит, помимо прочего, обеспечение законности в деятельности предприятия и защита его интересов, участие в рассмотрении материалов о состоянии дебиторской задолженности с целью выявления долгов, требующих принудительного взыскания, а также представительство предприятия в суде.
Более того, в структуре администрации городского округа до 01.07.2009 года существовал Административно-правовой департамент, однако ни специалисты Административно-правового департамента, ни работники юридического отдела МУП «Горсеть» к ведению исковой работы по возврату из бюджета переплаченной суммы налогов не привлекались.
Кроме этого необходимо отметить, что МУП «Горсеть» при заключении данного договора с ЗАО «Финправо» не проводило конкурсных процедур для оптимизации расходов предприятия и не изучало возможность привлечения  для ведения претензионной деятельности специализированных организаций, осуществляющие свою деятельность на территории Петропавловск-Камчатского округа.
По мнению Контрольно-счетной палаты данные факты свидетельствуют о низком качестве финансового менеджмента на предприятии, который привёл к неэффективным расходам средств предприятия и, в конечном итоге, к неэффективным расходам средств бюджета городского округа в размере 27246,4 тыс. рублей.
Взаиморасчёты по договору цессии
Как упоминалось ранее, 25.12.2007 года между МУ «УЖКХ», МУП «Горсеть» и ОАО ККАПБ заключён договор цессии. Согласно условиям договора, МУП «Горсеть» уступило ОАО ККАПБ право требования уплаты долга в размере 91400,0 тыс. рублей у МУ «УЖКХ», возникшего в результате заключения договора теплоснабжения на 2007 год. Данный договор согласован Комитетом по управлению имуществом в лице и.о. председателя С.Г. Кондрашина 27.12.2007 года или спустя 2 дня после заключения договора.
Указанный выше размер долга МУ «УЖКХ» перед МУП «Горсеть» за потреблённую теплоэнергию, подтверждён актом сверки взаимных расчётов по состоянию на 24.12.2007 года, согласно которому сумма задолженности МУ «УЖКХ» на отчётную дату составляет 201896,2 тыс. рублей по счёт-фактуре от 31.11.2007 № 4433.
Однако, согласно бухгалтерскому учёту МУ «УЖКХ», как по состоянию на 01.01.2007 года, так и по состоянию на 01.01.2008 года в учёте учреждения значилась дебиторская задолженность МУП «Горсеть», возникшая по причине крупного авансирования учреждением отпуска теплоэнергии.
Так, сумма задолженности МУП «Горсеть» перед МУ «УЖКХ» в части отпуска теплоэнергии следующая:
- по состоянию на 01.01.2007 года 5215,8 тыс. рублей;
- по состоянию на 01.01.2008 года 71951,9 тыс. рублей или за 2007 год увеличилась на 66736,1 тыс. рублей (в 13,8 раз);
- по состоянию на 01.01.2009 года  73965,7 тыс. рублей или за 2008 год увеличилась на 2013,8 тыс. рублей или 2,7 %.
Необходимо отметить, что в течение 2007 года МУП «Горсеть» ежемесячно предъявляло в адрес МУ «УЖКХ» первичные бухгалтерские документы на оплату фактически потреблённой теплоэнергии, а учреждение не только оплачивало текущую задолженность, но и, начиная с июня 2007 года авансировало дальнейшую поставку теплоэнергии. Следовательно, вышеуказанные организации искусственно создали кредиторскую задолженность МУ «УЖКХ» перед МУП «Горсеть» в сумме 201896,2 тыс. рублей по состоянию на 31.11.2007 года, указав только одну счёт-фактуру и подписав вышеуказанный акт сверки. 
Согласно договору цессии ОАО ККАПБ обязался в срок до 27.12.2007 года перечислить на расчетный счёт МУП «Горсеть», открытый в ЗАО «Муниципальный Камчатпрофитбанк» денежные средства в размере 91400,0 тыс. рублей, в свою очередь МУП «Горсеть» - оплатить ОАО ККАПБ вознаграждение в сумме 2543,7 тыс. рублей, в том числе по срокам:
- до 27.12.2007 года -159,4 тыс. рублей;
- до 29.02.2008 года - 2384,3 тыс. рублей.
При этом МУ «УЖКХ» обязалось уплатить в пользу банка также 91400,0 тыс. рублей в следующие сроки:
- до 27.12.2007 года - 100,0 тыс. рублей;
- до 29.02.2008 года - 91300,0 тыс. рублей.
Согласно бухгалтерскому учёту МУ «УЖКХ», после подписания данного договора МУ «УЖКХ» с расчётов по договору теплоснабжения на 2007 год была снята сумма в размере 91400,0 тыс. рублей и отражена отдельно в виде расчётов с банком по договору цессии. Оплата причитающихся сумм в пользу банка произведена в сроки и в суммах установленных договором.
Согласно бухгалтерскому учёту МУП «Горсеть», вознаграждение банку перечислено в сроки установленные договором цессии в полном объёме, в том числе:
- 159,4 тыс. рублей - за счёт собственных средств предприятия;
- 2384,3 тыс. рублей оплатило МУ «УЖКХ» на основании письма МУП «Горсеть» за счёт бюджетных средств, выделенных МУ «УЖКХ» на покрытие временного кассового разрыва по оплате тепловой энергии, с отнесением данного платежа на взаиморасчёты с МУП «Горсеть» по договору теплоснабжения на 2008 год.
ОАО ККАПБ исполнило свои обязательства, перечислив на расчетный счёт МУП «Горсеть» денежные средства в сумме и в сроки предусмотренные договором цессии.
Таким образом, за счёт средств бюджета городского округа, предусмотренных на оплату временного кассового разрыва по оплате тепловой энергии, оплачены в пользу ОАО ККАПБ не только несуществующая и искусственно созданная кредиторская задолженность МУ «УЖКХ» перед МУП «Горсеть» в размере 91300,0 тыс. рублей, но и вознаграждение в размере 2384,3 тыс. рублей. 
Более того, заключение указанного договора цессии и его исполнение  является одной из основных причин увеличения задолженности МУП «Горсеть» перед МУ «УЖКХ» в 2007 году в 13,8 раз или на 66736,1 тыс. рублей.
В этой связи, по мнению Контрольно счетной палаты, направление средств на оплату услуг банка в сумме 2543,7 тыс. рублей, а также связанное с исполнением договора цессии отвлечение средств в дебиторскую задолженность МУП «Горсеть» перед МУ «УЖКХ» в сумме 71951,9 тыс. рублей свидетельствует о низком качестве финансового менеджмента на предприятии, следствием которого являются неэффективные расходы средств предприятия и, в конечном итоге, неэффективные расходы средств бюджета городского округа в сумме 74336,2 тыс. рублей (2543,7-159,4+71951,9).

Также необходимо отметить, что при расходовании бюджетных средств, выделенных на покрытие временного кассового разрыва не соблюдён принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, определённый статьёй 34 БК РФ, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объёма средств для достижения наилучшего результата с использованием определённого бюджетом объёма средств.
При этом МУ «УЖКХ» были оплачены расходы МУП «Горсеть» в общей сумме 101582,6 тыс. рублей, возникшие исключительно по причине неэффективного управления финансами предприятия и никак не связанные с производством или оплатой тепловой энергии, а именно: расходы по оплате услуг ЗАО «Финправо», а также расходы, связанные с исполнением договора цессии. По мнению Контрольно-счетной палаты указанное использование средств бюджета подобным образом должно квалифицироваться в качестве неэффективного использования бюджетных средств.
Особо необходимо отметить, что доля неэффективно использованных средств составляет приблизительно 1/7 или 15% от общего объёма бюджетных средств, выделенных МУ «УЖКХ» на возвратной основе на покрытие временного кассового разрыва по оплате тепловой энергии.
По завершении 2008 финансового года МУ «УЖКХ» был составлен «Отчёт об исполнении бюджета МУ «УЖКХ» за 2008 год», согласно которому рассматриваемые средства в полном объёме были направлены в общей сумме 574000,0 тыс. рублей на оплату услуг организаций, управляющих жилищным фондом, в связи с неисполнением нанимателями муниципального жилищного фонда обязательств по оплате за содержание и ремонт жилых помещений, за отопление и горячее водоснабжение, за водоснабжение и водоотведение, что, как показала проверка, не соответствует действительности.
В этой связи Отчёт МУ «УЖКХ» об исполнении бюджета за 2008 год в части использования рассматриваемых средств не может быть признан достоверным. Более того, данные указанного отчёта МУ «УЖКХ» впоследствии были включены в отчёт об исполнении бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа за 2008 год, что повлекло его недостоверность в части использования рассматриваемых средств.

4. Анализ возврата МУ «УЖКХ» бюджетных средств, полученных на возвратной основе на покрытие временного кассового разрыва по оплате тепловой энергии

Согласно документам, предоставленным к проверке МУ «УЖКХ», в период с 04.06.2008 по 31.10.2008 учреждение восстановило на лицевой счёт в Управлении федерального казначейства по Камчатскому краю денежные средства в размере 113000,0 тыс. рублей, в том числе:
- в части финансирования, полученного ранее на покрытие временного кассового разрыва учреждения по оплате тепловой энергии – 100000,0 тыс. рублей;
- в части финансирования, ранее полученного на оплату услуг организаций, управляющих жилищным фондом, в связи с неисполнением нанимателей муниципального жилищного фонда обязательств по оплате за водоснабжение и водоотведение – 13000,0 тыс. рублей.
Необходимо отметить, что из общей суммы восстановленных бюджетных средств в размере 113000,0 тыс. рублей, перечисление средств в размере 57000,0 тыс. рублей произведено МУ «УЖКХ» после внесения в сентябре 2008 года изменений в бюджет городского округа (вступили в силу в день официального опубликования в газете «Град Петра и Павла» от 05.09.2008 года), согласно которым ранее предоставленные МУ «УЖКХ» «на покрытие временного кассового разрыва …» средства утратили свою возвратность.
Согласно пояснению главного бухгалтера МУ «УЖКХ» Н.В. Алекперовой от 26.05.2009 года, восстановление бюджетных средств производилось за счёт сбора средств с населения за отопление и ГВС, в том числе, как за счёт средств, собранных в счёт погашения задолженности за прошлые периоды, так и за счёт поступлений 2008 года. Разделение по срокам не производилось.
В учёте МУ «УЖКХ» и Департамента указанное возмещение отражалось не в качестве доходов бюджета, а в качестве уменьшения финансирования МУ «УЖКХ».
Таким образом, по состоянию на 01.01.2009 года задолженность МУ «УЖКХ» по возврату полученных на возвратной основе бюджетных средств составляет 574000,0 тыс. рублей или 83,5 % от суммы фактически полученного бюджетного кредита.      
Департаментом экономической и бюджетной политики меры по взысканию в бюджет указанного остатка задолженности не предпринимались, в доходах бюджета городского округа на 2009 год поступление от МУ «УЖКХ» средств в сумме 574000,0 тыс. рублей в качестве возврата выданного в 2008 году бюджетного кредита также не значится.

5. Проверка исполнения МУ «УЖКХ» обязательств по восстановлению бюджетных средств в соответствии с условиями Соглашения о восстановлении бюджетных средств от 16.04.2008 года

В проверяемом периоде, между Департаментом, в лице и.о. руководителя Никифорова В.Л., и МУ «УЖКХ», в лице начальника Давыденко А.Д., заключено Соглашение от 16.04.2008 года о восстановлении бюджетных средств.
Согласно условиям Соглашения, МУ «УЖКХ» обязуется восстановить в бюджет городского округа, сумму бюджетных средств, выделенную ему в 2006-2007 годах в сумме 673096,0 тыс. рублей на покрытие временного кассового разрыва, образовавшегося в результате переноса срока платежей населения по оплате за отопление и горячее водоснабжение. Восстановлению подлежат бюджетные средства, перечисленные в пользу МУ «УЖКХ» по статьям расходов бюджета городского округа:

  • в 2006 году - «Возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию» в сумме 70671,8 тыс. рублей;
  • в 2007 году - «Возмещение убытков МУП «Горсеть», образовавшихся в результате предоставления сниженных тарифов на тепловую энергию в сумме 552424,3 тыс. рублей;
  • в 2007 году - «Возмещение убытков управляющих компаний, образовавшихся в результате организации обеспечения населения коммунальными услугами (отопление и горячее водоснабжение) в сумме 50000,0 тыс. рублей.

Средства, поступившие в бюджет городского округа в 2008 году в сумме 673096,0 тыс. рублей от МУ «УЖКХ» отражаются по статье доходов бюджета «Прочие неналоговые доходы бюджетов городских округов». 
Согласно условиям Соглашения МУ «УЖКХ» в 2008 году осуществляет восстановление за счёт средств, поступивших от населения в счёт оплаты жилищно-коммунальных услуг, а также средств бюджетов Камчатского края и городского округа, выделенных на погашение убытков, возникающих от предоставления льгот и субсидий отдельным категориям граждан на оплату жилищно-коммунальных услуг, в следующем порядке:
- III квартал – 4000000,0 тыс. рублей;
- IV квартал – 273096,0 тыс. рублей.
Необходимо отметить, что планируемый возврат бюджетных средств в размере 673096,0 тыс. рублей по данному Соглашению тождественен сумме расходов, предусмотренных бюджетом Петропавловск-Камчатского городского округа на 2008 год (согласно изменений в бюджет от 03.09.2008 года) на оплату услуг организаций, предоставляющих населению жилищные услуги, услуги тепло- и водоснабжения, в связи с неисполнением нанимателями муниципального жилфонда обязательств по оплате в общей сумме 673096,0 тыс. рублей, которые так и не были исполнены.
Согласно представленным к проверке документам, МУ «УЖКХ» в 2008 году восстановило за счёт средств населения, собранных в виде оплаты за жилищно-коммунальные услуги 10000,0 тыс. рублей. Таким образом, по состоянию на 01.01.2009 года сумма задолженности МУ «УЖКХ» по Соглашению составляет 663096,0 тыс. рублей или 98,5 % от общей суммы долга. Решением о бюджете городского округа на 2009 год поступления в доход бюджета средств в соответствии с указанным соглашением также не предусмотрено.
Особо необходимо отметить, что ни в 2006, ни в 2007 году из бюджета городского округа средства МУ «УЖКХ» на возвратной основе (в качестве бюджетных кредитов либо займов) не предоставлялись, соответственно и основания для заключения Соглашения о восстановлении бюджетных средств отсутствовали.
Учитывая вышеизложенные факты, по мнению Контрольно-счетной палаты, указанное соглашение было заключено с целью соблюдения балансировки бюджета и реальных намерений по его исполнению ни МУ «УЖКХ» ни Департамент экономической и бюджетной политики не имели.
Так, как уже указывалось ранее, в сентябре 2008 года в бюджет городского округа были внесены изменения, в соответствии с которыми (помимо прочего) средства, ранее предоставленные МУ «УЖКХ» «на возвратной основе на покрытие временного кассового разрыва…» утратили свою возвратность. В этой связи в бюджете городского округа образовался разрыв между объёмом доходов и расходов в сумме 673096,0 тыс. рублей – доходов было недостаточно для покрытия расходов.
Так как дополнительных источников финансирования увеличившегося дефицита у городского округа не было, было заключено рассматриваемое Соглашение от 16.04.2008 года о восстановлении бюджетных средств, и на этом основании прочие неналоговые доходы бюджета были безосновательно увеличены на сумму, обусловленную соглашением - 673096,0 тыс. рублей.


Выводы:

1. Бюджетом Петропавловск-Камчатского городского округа на 2008 год (в окончательной редакции) предусмотрен объём расходов на оплату услуг организаций, управляющих жилищным фондом, в связи с неисполнением нанимателями муниципального жилищного фонда обязательств по оплате за содержание и ремонт жилых помещений, за отопление и горячее водоснабжение, за водоснабжение и водоотведение в общей сумме 574047,6 тыс. рублей.

2. Вышеуказанные расходы включены в бюджет городского округа вместо ранее предусмотренных расходов на предоставление МУ «УЖКХ» бюджетных средств в сумме 750000,0 тыс. рублей на возвратной основе на покрытие временного кассового разрыва учреждения по оплате тепловой энергии.

3. Средства на оплату услуг организаций, управляющих жилищным фондом, в связи с неисполнением нанимателями муниципального жилищного фонда обязательств по оплате за содержание и ремонт жилых помещений, за отопление и горячее водоснабжение, за водоснабжение и водоотведение в 2008 году МУ «УЖКХ» из бюджета городского округа не предоставлялись. Проведённой проверкой установлено, что в соответствии с утверждённым решением о бюджете городского округа на 2008 год МУ «УЖКХ» было выделено 687000,0 тыс. рублей с исключительно с целевым назначением «предоставление бюджетных средств на возвратной основе на покрытие временного кассового разрыва по оплате тепловой энергии».

4. Согласно статье 6 БК РФ - выделение средств из бюджетов на возвратной и возмездной основе юридическим лицам является бюджетным кредитом. Однако нормы статьи 161 Бюджетного кодекса РФ устанавливают прямой запрет в части выделения бюджетного кредита бюджетным учреждениям, при этом МУ «УЖКХ» в 2008 году являлось таковым. Таким образом, в 2008 году в нарушение части 4 статьи 161 БК РФ, Департаментом экономической и бюджетной политики МУ «УЖКХ» был предоставлен бюджетный кредит на возвратной основе в сумме 687000,0 тыс. рублей на покрытие временного кассового разрыва по оплате тепловой энергии.

5. При выделении указанных средств ни кредитный договор, ни соглашение, предусматривающее порядок предоставления и последующего возврата данных средств в бюджет городского округа между Департаментом экономической и бюджетной политики и МУ «УЖКХ» не заключались. При этом нормами статей 808, 820 ГК РФ, регулирующими порядок заключения кредитных договоров и договоров займа установлено, что вышеуказанные договоры между юридическими лицами заключаются в письменной форме, а несоблюдение простой письменной формы при их заключении, согласно части 2 статьи 162 ГК РФ, влечёт недействительность сделки.

6. Полученный МУ «УЖКХ» бюджетный кредит на возвратной основе в размере 687000,0 тыс. рублей на покрытие временного кассового разрыва по оплате тепловой энергии был фактически направлен в адрес МУП «Горсеть» на оплату расходов, возникших у учреждения по договорам теплоснабжения, заключённым для обеспечения населения городского округа теплоэнергией в отопительные периоды 2007-2008 годов.
Оплата производилась на счёт МУП «Горсеть» и третьих лиц по письмам предприятия и его контрагентов и отражена в учёте МУ «УЖКХ» в виде взаиморасчётов с МУП «Горсеть» по договору теплоснабжения на 2008 год в общей сумме 595700,0 тыс. рублей и в виде взаиморасчётов с ОАО ККАПБ по договору возмездной уступки прав требования (цессии) от 25.12.2007 № 01 в сумме 91300,0 тыс. рублей.

7. Кроме расходов, напрямую связанных с обеспечением городского округа тепловой энергией, за счёт бюджетного кредита, полученного МУ «УЖКХ» на покрытие временного кассового разрыва по оплате тепловой энергии, также были оплачены расходы МУП «Горсеть», ставшие следствием неэффективного менеджмента на предприятии в общей сумме 101582,6 тыс. рублей, а именно: расходы на оплату услуг ЗАО «Финправо», связанные с возмещением необоснованно уплаченного НДС в сумме 27246,4 тыс. рублей, а также расходы, связанные с заключением и реализацией договора цессии от 25.12.2005 № 01 в сумме 74336,2 тыс. рублей.

8. При расходовании бюджетных средств, выделенных на покрытие временного кассового разрыва не соблюдён принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, определённый статьёй 34 БК РФ, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объёма средств для достижения наилучшего результата с использованием определённого бюджетом объёма средств. По мнению Контрольно-счетной палаты расходование средств бюджета городского округа в сумме 101582,6 тыс. рублей должно квалифицироваться как неэффективное использование бюджетных средств. Доля неэффективно использованных средств составляет приблизительно 1/7 или 15% от общего объёма бюджетных средств, выделенных МУ «УЖКХ» на возвратной основе на покрытие временного кассового разрыва по оплате тепловой энергии.

9. Согласно Отчёту об исполнении бюджета МУ «УЖКХ» за 2008 год, а соответственно и Отчёту об исполнении бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа за 2008 год, расходы на оплату услуг организаций, управляющих жилищным фондом, в связи с неисполнением нанимателями муниципального жилищного фонда обязательств по оплате за содержание и ремонт жилых помещений, за отопление и горячее водоснабжение, за водоснабжение и водоотведение исполнены в сумме 574000,0 тыс. рублей. Однако, как показала проверка, данный факт не соответствует действительности. В этой связи Отчёт МУ «УЖКХ» об исполнении бюджета за 2008 год и Отчёт об исполнении бюджета городского округа за 2008 год в части использования рассматриваемых средств не могут быть признаны достоверными.

10. Согласно документам, предоставленным к проверке МУ «УЖКХ», учреждение частично восстановило на лицевой счёт в Управлении федерального казначейства по Камчатскому краю ранее полученные бюджетные средства в размере 113000,0 тыс. рублей, в том числе:
- 100000,0 тыс. рублей в части финансирования, полученного ранее на покрытие временного кассового разрыва учреждения по оплате тепловой энергии;
- 13000,0 тыс. рублей в части финансирования, ранее полученного на оплату услуг организаций, управляющих жилищным фондом, в связи с неисполнением нанимателей муниципального жилищного фонда обязательств по оплате за водоснабжение и водоотведение.  
При этом в учёте МУ «УЖКХ» и Департамента экономической и бюджетной политики указанное возмещение отражалось не в качестве доходов бюджета, а в качестве уменьшения финансирования МУ «УЖКХ».

11. Из общей суммы восстановленных бюджетных средств, перечисление средств в размере 57000,0 тыс. рублей произведено МУ «УЖКХ» после внесения в сентябре 2008 года изменений в бюджет городского округа (вступили в силу в день официального опубликования в газете «Град Петра и Павла» от 05.09.2008 года), согласно которым ранее предоставленные МУ «УЖКХ» «на покрытие временного кассового разрыва …» средства утратили свою возвратность.

12. Восстановление бюджетных средств производилось за счёт сбора средств с населения за отопление и ГВС, в том числе, как за счёт средств, собранных в счёт погашения задолженности за прошлые периоды, так и за счёт поступлений 2008 года, при этом разделение по срокам не производилось.

13. По состоянию на 01.01.2009 года задолженность МУ «УЖКХ» по возврату полученных на возвратной основе бюджетных средств составляет 574000,0 тыс. рублей или 83,5 % от суммы фактически полученного бюджетного кредита. Однако Департаментом экономической и бюджетной политики меры по взысканию в бюджет указанного остатка задолженности не предпринимались, в доходах бюджета городского округа на 2009 год поступление от МУ «УЖКХ» средств в сумме 574000,0 тыс. рублей в качестве возврата выданного в 2008 году бюджетного кредита также не значится.

14. В проверяемом периоде, между Департаментом экономической и бюджетной политики и МУ «УЖКХ» было заключено Соглашение от 16.04.2008 года о восстановлении бюджетных средств, выделенных МУ «УЖКХ» в 2006-2007 годах в общей сумме 673096,0 тыс. рублей на покрытие временного кассового разрыва, образовавшегося в результате переноса срока платежей населения по оплате за отопление и горячее водоснабжение. Согласно условиям Соглашения МУ «УЖКХ» в 2008 году должно было осуществить восстановление за счёт средств, поступивших от населения в счёт оплаты жилищно-коммунальных услуг, а также за счёт средств бюджетов Камчатского края и городского округа, выделенных на погашение убытков, возникающих от предоставления льгот и субсидий отдельным категориям граждан на оплату жилищно-коммунальных услуг.
Однако, ни в 2006 году, ни в 2007 году из бюджета городского округа средства МУ «УЖКХ» на возвратной основе в качестве бюджетных кредитов либо займов не предоставлялись, соответственно основания для заключения Соглашения о восстановлении бюджетных средств отсутствовали.

15. В 2008 году МУ «УЖКХ» согласно условиям Соглашения восстановило за счёт средств населения, собранных в виде оплаты за жилищно-коммунальные услуги 10000,0 тыс. рублей. Таким образом, по состоянию на 01.01.2009 года сумма задолженности МУ «УЖКХ» по Соглашению составляет 663096,0 тыс. рублей или 98,5 % от общей суммы долга. Решением о бюджете городского округа на 2009 год поступления в доход бюджета средств в соответствии с указанным соглашением также не предусмотрено.

16. В связи с внесением в сентябре 2008 года в бюджет городского округа изменений, в соответствии с которыми средства, ранее предоставленные МУ «УЖКХ» «на возвратной основе на покрытие временного кассового разрыва…» утратили свою возвратность, в бюджете городского округа образовался разрыв между объёмом доходов и расходов в сумме 673096,0 тыс. рублей. Так как дополнительных источников финансирования увеличившегося дефицита у городского округа не было, было заключено рассматриваемое Соглашение от 16.04.2008 года о восстановлении бюджетных средств, и на этом основании прочие неналоговые доходы бюджета были безосновательно увеличены на 673096,0 тыс. рублей. По мнению Контрольно-счетной палаты, указанное Соглашение было заключено с целью соблюдения балансировки бюджета и реальных намерений по его исполнению ни МУ «УЖКХ», ни Департамент экономической и бюджетной политики не имели.

Предложения:

  • Направить Отчёт о результатах проверки исполнения бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа в части средств, выделенных в 2008 году на оплату услуг организаций, управляющих жилищным фондом, в связи с неисполнением нанимателями муниципального жилищного фонда обязательств по оплате за содержание и ремонт жилых помещений,  услуги тепло- и водоснабжения и водоотведения в адрес:

- Главы Петропавловск-Камчатского городского округа для сведения;
- Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа для сведения;
- Комитета городского хозяйства Петропавловск-Камчатского городского округа для сведения.

  • Департамента экономической и бюджетной политики администрации Петропавловск-Камчатского городского округа с предложениями:

- в добровольном порядке расторгнуть Соглашение о восстановлении бюджетных средств от 16.04.2008 года.

  • Комитета по управлению имуществом Петропавловск-Камчатского городского округа с предложениями:

- согласование крупных сделок проводить до заключения договоров;
- до момента согласования проводить всесторонний финансового -  экономический анализ сделок, с целью принятия решения об эффективности и целесообразности заключения договоров.

  • В соответствии с соглашением о взаимодействии от 22.08.2007 года направить Отчёт о результатах проверки исполнения бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа в части средств, выделенных в 2008 году на оплату услуг организаций, управляющих жилищным фондом, в связи с неисполнением нанимателями муниципального жилищного фонда обязательств по оплате за содержание и ремонт жилых помещений, услуги тепло- и водоснабжения и водоотведения в адрес Прокуратуры города Петропавловск-Камчатского для рассмотрения в рамках прокурорского надзора и принятия мер прокурорского реагирования по нарушениям, выявленным настоящей проверкой с предложением:

- дать правовую оценку заключённому между МУ «УЖКХ» и Департаментом экономической и бюджетной политики Соглашению от 16.04.2008 года, а также действиям должностных лиц МУ «УЖКХ»;
- обратиться в Петропавловск-Камчатский городской суд с иском о признании ничтожности сделки в части выделения в 2008 году МУ «УЖКХ» бюджетных средств в размере 687000,0 тыс. рублей на возвратной основе на покрытие временного кассового разрыва по оплате тепловой энергии, а также в целях возмещения в бюджет городского округа задолженности МУ «УЖКХ» в размере 574000,0 тыс. рублей по восстановлению полученных в 2008 году на возвратной основе бюджетных средств в размере 687000,0 тыс. рублей на покрытие временного кассового разрыва по оплате тепловой энергии.
5.   В соответствии с обращением от 14.09.2009 № 8/040-450 направить Отчёт о результатах проверки исполнения бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа в части средств, выделенных в 2008 году на оплату услуг организаций, управляющих жилищным фондом, в связи с неисполнением нанимателями муниципального жилищного фонда обязательств по оплате за содержание и ремонт жилых помещений, услуги тепло- и водоснабжения и водоотведения в адрес Межрегионального отдела Главного управления МВД России по Дальневосточному округу для проведения проверки выявленных нарушений.
6.   В адрес МАУ «УЖКХ» направить Отчёт о результатах проверки исполнения бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа в части средств, выделенных в 2008 году на оплату услуг организаций, управляющих жилищным фондом, в связи с неисполнением нанимателями муниципального жилищного фонда обязательств по оплате за содержание и ремонт жилых помещений,  услуги тепло- и водоснабжения и водоотведения и Представление с предложениями по устранению выявленных нарушений:
- составлять Отчёт об исполнении бюджета учреждением за текущий финансовый год по фактически произведённым и документально подтверждённым расходам;
- в добровольном порядке восстановить в бюджет городского округа сумму задолженности по восстановлению полученных в 2008 году бюджетных средств на возвратной основе на покрытие временного кассового разрыва по оплате тепловой энергии. 

 

И.о. аудитора
Контрольно-счетной палаты
Петропавловск-Камчатского
городского округа                                                                         
 Е.М. Привалова