Скачать Отчёт
otchetFotApp.doc (193.0 Кб)

ОТЧЁТ
о результатах проверки исполнения Аппаратом администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, Администрацией Петропавловск-Камчатского городского округа требований бюджетного законодательства при формировании и расходовании фонда оплаты труда, командировочных и представительских расходов в 2008 году

 

г. Петропавловск-Камчатский  «19» октября 2009 года
                                                 

Основание для проведения проверки: пункт 2.4 плана работы Контрольно-счетной палаты Петропавловск-Камчатского городского округа (далее - Контрольно-счетная палата) на 2009 год, письма Прокуратуры г. Петропавловска-Камчатского от 10.12.2008 № 31-у15-180, от 22.06.2009 № 7/33-2009, предложения администрации Петропавловск-Камчатского городского округа.
Цель проверки: проверка исполнения Администрацией Петропавловск-Камчатского городского округа, Аппаратом администрации Петропавловск-Камчатского городского округа требований бюджетного законодательства при формировании и расходовании фонда оплаты труда, командировочных и представительских расходов в 2008 году.
Предмет проверки: документы, регулирующие порядок формирования и использования фонда оплаты труда органов местного самоуправления, органов администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, порядок осуществления командировочных расходов; документы, подтверждающие правильность формирования, целевого использования фонда оплаты труда, средств, выделенных на возмещение командировочных расходов.
Объект проверки: Аппарат администрации Петропавловск-Камчатского городского округа (далее - Аппарат администрации).
Проверяемый период: 2008 год.
Срок проведения проверки: с «06» июля по «07» августа 2009 года.
По результатам проверки проведено рабочее совещание между представителями Аппарата администрации и Контрольно-счетной палаты, оформлен акт проверки от 17.08.2009 № 10-37/02. Руководство проверяемого объекта с актом ознакомлено. Руководителем Аппарата администрации представлены письменные разногласия к акту, которые частично учтены при подготовке отчёта по результатам проверки. Заключение Контрольно-счетной палаты на разногласия направлено в адрес руководителя Аппарата администрации.
В ходе подготовки отчёта по результатам проверки направлены информационные письма в адрес Главы Петропавловск-Камчатского городского округа, Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа, Аппарата администрации, Прокуратуры г. Петропавловска-Камчатского.

Результаты проверки:

Аппарат администрации осуществляет свою деятельность на основании решения Петропавловск-Камчатской Городской Думы (далее по тексту – Городская Дума) от 29.12.2005 № 270-р «Об утверждении Положения об Аппарате администрации Петропавловск-Камчатского городского округа».
Аппарат администрации является органом администрации Петропавловск-Камчатского городского округа (далее – городской округ), учреждённым в соответствии с Уставом городского округа с целью организации деятельности и обеспечения работы администрации городского округа. Целью деятельности Аппарата администрации является организационное, информационное, кадровое, материально-техническое, хозяйственное и иное обеспечение деятельности администрации города и ее органов. Аппарат может осуществлять сопровождение деятельности органов местного самоуправления и иных органов (комитетов, управлений, комиссий, отделов, бюджетных учреждений), созданных для осуществления управленческих функций, обеспечивающих органам местного самоуправления решение вопросов местного значения, в том числе при осуществлении отдельных государственных полномочий.
В проверяемом периоде отделом учёта и отчётности Аппарата администрации производилось начисление и выплата денежного содержания:

  • Администрации городского округа, в том числе Главе городского округа; Центральному аппарату администрации городского округа; Комитету городского хозяйства городского округа; Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (за счёт средств краевого бюджета);
  • Аппарату администрации, в том числе транспортному и хозяйственному отделам.

Правовые основы оплаты труда работников администрации городского округа установлены федеральным и региональным законодательством, а также муниципальными нормативными правовыми актами. Так, в целях установления порядка прохождения муниципальной службы, требований к должностям муниципальной службы, статуса муниципальных служащих в городском округе решением Городской Думы от 28.04.2004 № 73-р утверждено Положение о муниципальной службе в городском округе. Кроме того с 01.06.2008 вступило в силу Положение о муниципальной службе в городском округе . В отношении лиц, не замещающих муниципальные должности муниципальной службы, распоряжением Главы городского округа от 21.02.2007 № 37 утверждёно Положение об оплате труда лиц, не замещающих муниципальные должности муниципальной службы. Распоряжением Главы городского округа от 10.07.2007 № 205-р утверждено Положение об оплате труда рабочих, занятых в сферах эксплуатации зданий и обеспечения деятельности администрации городского округа.
В нарушение требований трудового законодательства, Устава городского округа в проверяемом периоде аттестация работников Администрации городского округа и Аппарата администрации не проводилась в связи с отсутствием муниципальных нормативных актов, регламентирующих данную процедуру.
Так, статьёй 81 Трудового кодекса РФ определено, что порядок проведения аттестации устанавливается трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, принимаемыми с учётом мнения представительного органа работников.
Согласно статье 58 Устава городского округа аттестация проводится для определения профессиональной подготовки и соответствия муниципального служащего занимаемой должности муниципальной службы, решения вопроса присвоения ему квалификационного разряда, обязательна к проведению один раз в три года. В полномочия Главы городского округа, как руководителя администрации городского округа, входит организация аттестации и обеспечение повышение квалификации назначенных им работников администрации городского округа.
Кроме того, в нарушение требований федерального и регионального законодательства в проверяемом периоде отсутствовал нормативный правовой акт, устанавливающий квалификационные требования к образованию, стажу и опыту работы по специальности муниципальных служащих на уровне городского округа.
Так, в соответствии со статьёй 9 Федерального закона «О муниципальной службе в РФ» квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы.

Согласно статье 8 Закона Камчатского края «О муниципальной службе» квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы.
Законом Камчатской области от 16.06.1997 № 87 «О муниципальной службе в Камчатской области» (далее - Закон Камчатской области «О муниципальной службе») также было предусмотрено, что квалификационные требования устанавливаются нормативными правовыми актами соответствующих органов местного самоуправления муниципального образования.
Проверка соблюдения квалификационных требований к образованию, стажу и опыту работы по специальности муниципальных служащих Администрации городского округа и Аппарата администрации в ходе контрольного мероприятия осуществлялась на основании федеральных и региональных правовых актов.  Нарушения не установлены.

1. Проверка формирования и использования фонда оплаты труда Администрации городского округа и Аппарата администрации

Выборочной проверкой соблюдения порядка начисления и выплаты заработной платы переплаты и неположенные выплаты не выявлены.
Результаты проведённого контрольного мероприятия свидетельствуют об устранении нарушений в части соблюдения порядка начисления заработной платы, выявленных предыдущей проверкой формирования и использования фонда оплаты труда Администрации городского округа, Аппарата администрации. Так, размер оклада денежного содержания, размер ежемесячного денежного содержания по муниципальным служащим приведены в соответствии с нормативными правовыми актами. Неправомерная выплата премии за выполнение специального задания в проверяемом периоде не осуществлялась. Также, устранены нарушения в части оформления первичной учётной документации.
Штатные расписания Администрации городского округа, Аппарата администрации утверждены распоряжениями Главы городского округа от 28.12.2007 № 483-к «О штатном расписании администрации Петропавловск-Камчатского городского округа на 2008 год», от 28.12.2007 № 487-к «О штатном расписании Аппарата администрации Петропавловск-Камчатского городского округа на 2008 год».
Согласно расчёту годовой фонд оплаты труда Администрации городского округа составил 55140,7 тыс. рублей, начисления на фонд оплаты труда (далее – начисления) - 14446,8 тыс. рублей.
В структуру Администрации городского округа по состоянию на 31.12.2008 входила должность Главы городского округа, а также заместители и советники Главы городского округа; Административно-правовой департамент; Комитет городского хозяйства (всего должности муниципальной службы в количестве 103 штатные единицы).
Необходимо отметить, что согласно муниципальному контракту от 22.08.2006 № 50 с ООО «Информационные системы «Криста» на выполнение работ по разработке, установке и внедрению автоматизированной информационной системы для бухгалтерского и хозяйственного учёта в органах администрации и муниципальных учреждений городского округа, исполненному на момент проведения проверки, в функции системы входит, в том числе, формирование структуры учреждения и штатного расписания, классификация и учёт кадрового состава учреждения, учёт и хронология кадровых перемещений, учёт сведений по всем занимаемым сотрудниками должностям, учёт нештатных должностей. Вместе с тем в ходе проверки учётные данные по штатному замещению за проверяемый период не представлены.
В ходе проверки Контрольно-счетной палатой составлены таблицы-расчёты по штатному замещению. Количество замещённых должностей в Администрации городского округа по состоянию на 31.12.2008 составило 93 штатные единицы, вакантные должности, не замещённые в течение всего проверяемого периода, - 4 штатные единицы: должности председателя Комитета городского хозяйства, главного специалиста отдела коммунального хозяйства и энергетики, главного специалиста отдел строительства и капитального ремонта и начальника транспортного отдела.
Решением о бюджете городского округа на 2008 год предусмотрены бюджетные ассигнования в части фонда оплаты труда Администрации городского округа на общую сумму 55746,6 тыс. рублей, начислений - 11339,2 тыс. рублей.
Согласно отчёту об исполнении бюджета на 2008 год расходы в части оплаты труда Администрации городского округа составили 52649,6 тыс. рублей или 94,4 % бюджетных ассигнований, начислений - 3902,3 тыс. рублей (34,4 %).
Согласно данным бухгалтерского учёта начисленная заработная плата Администрации городского округа составила 52699,5 тыс. рублей.
В проверяемом периоде начисления на фонд оплаты труда Администрации городского округа перечислены во внебюджетные фонды в размере 44,3 % от фактически начисленной суммы (8806,2 тыс. рублей).
Необходимо отметить, что бюджетные ассигнования на расходы по выполнению обязательств Администрации городского округа, Аппарата администрации перед внебюджетными фондами в решении о бюджете городского округа на 2008 год в полном объёме не предусмотрены. Вместе с тем, частичное исполнение обязательств перед внебюджетными фондами привело к образованию кредиторской задолженности, и начислению штрафных санкций. Так, по состоянию на 01.01.2009 задолженность по пеням и штрафам перед внебюджетными фондами Администрации городского округа составляла 2035,0 тыс. рублей, Аппарата администрации - 7912,4 тыс. рублей (начисления по Аппарату администрации перечислены в размере 12912,2 тыс. рублей (34,4 %).
Согласно расчёту годовой фонд оплаты труда Аппарата администрации составил 62752,0 тыс. рублей, начисления - 16441,0 тыс. рублей.
В структуру Аппарата администрации по состоянию на 31.12.2008 входили управление; отделы: кадров; общий; информационных систем и сетей; учёта и отчётности; организационно-контрольный; информационно-аналитический отдел; безопасности; по связям с общественностью; представительство в г. Москве; отделы: обеспечения; эксплуатации зданий (всего: должности муниципальной службы в количестве 79 штатных единиц, должности, не отнесённые к муниципальной службе, - 137). Количество замещённых должностей по состоянию на 31.12.2008 составило 197 штатных единиц, вакантные должности, не замещённые в течение всего проверяемого периода, - 4 штатные единицы: должности руководителя Аппарата администрации, помощника Главы городского округа, начальника организационно-контрольного отдела, заместителя начальника отдела по связям с общественностью.
Учитывая современные тенденции формирования и исполнения местного бюджета в части оптимизации расходов, повышения эффективности использования бюджетных средств, по мнению Контрольно-счетной палаты, необходимо свести к минимуму количество должностей, вакантных в течение длительного периода времени.
Решением о бюджете городского округа на 2008 год предусмотрены бюджетные ассигнования в части фонда оплаты  труда Аппарата администрации на общую сумму 60545,0 тыс. рублей, начислений - 13205,5 тыс. рублей.
Согласно отчёту об исполнении бюджета на 2008 год расходы в части оплаты труда Аппарата администрации составили 59404,4 тыс. рублей или 98,1 % от бюджетных ассигнований, начислений – 4439,9 тыс. рублей (33,6 %).
Согласно данным бухгалтерского учёта начисленная заработная плата Аппарата администрации составила 59024,8 тыс. рублей.
В проверяемом периоде Аппаратом администрации помимо оплаты труда работников, замещающих должности в соответствии со штатным расписанием, также производилась оплата труда физических лиц в соответствии с заключёнными гражданско-правовыми договорами. Общий объём средств местного бюджета, израсходованных на данные цели, составил 628,8 тыс. рублей (снегоочистка, сварочные работы, уборка после ремонта и др.). Таким образом, при оценке общего объёма средств местного бюджета, затраченных на оплату труда, необходимо учитывать также данную сумму.

2. Проверка использования средств местного бюджета на оплату командировочных и представительских расходов

По данным проверки в 2008 году расходы на служебные командировки работников Администрации городского округа составили 3267,4 тыс. рублей (49 служебных командировок), в том числе расходы на оплату проезда - 2822,1 тыс. рублей, по найму жилого помещения - 268,6 тыс. рублей, суточные - 71,0 тыс. рублей; Аппарата администрации - 584,3 тыс. рублей  (13), в том числе расходы на оплату проезда - 341,7 тыс. рублей, по найму жилого помещения - 202,4 тыс. рублей, суточные - 23,9 тыс. рублей.
В части Администрации городского округа значительная доля командировок связана с решением практических вопросов социально-экономического развития городского округа (23 или 46,9 %), в частности для ведения переговоров с кредитными организациями, участия в заседаниях министерств и ведомств, корректировки генплана и др. Часть командировок связана с участием представителей городского округа в конференциях, форумах, семинарах различного уровня (13 или 26,5 %), в судебных заседаниях (7 или 14,3 %), часть обусловлена целями межмуниципального сотрудничества, обменом опыта с иными муниципальными образованиями (10 или 20,4 %). Отдельные командировки обусловлены участием представителя городского округа в совещаниях различного уровня по вопросам безопасности, антитеррористической деятельности (6 или 12,2 %), руководителей администрации городского округа в праздничным мероприятиях иных муниципальных образований (5 или 10,2 %). В отдельных случаях работники администрации городского округа направлялись в командировки для повышения квалификации (3 или 6,1%).
В части Аппарата администрации цель основной доли командировок связана с повышением квалификации работников (8 или 61,5 %), в том числе три командировки посвящены также участию в работе различных конференций, семинаров. Отдельные командировки связаны с изучением опыта работы иных муниципальных образований (3 или 23,0 %), в том числе две командировки посвящены также участию в международной конференции. Часть командировок связана с решением практических вопросов финансово-хозяйственной деятельности Аппарата администрации (2 или 15,4 %).
Служебная командировка согласно статье 166 Трудового кодекса РФ - это  поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. Особенности направления работников в служебные командировки устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ. Вместе с тем в соответствии со статьёй 3 Федерального закона «О муниципальной службе в РФ» на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными данным федеральным законом.
Так, согласно п. 6 ст. 14 Федерального закона «О муниципальной службе в РФ» в связи с прохождением муниципальной службы муниципальному служащему запрещается выезжать в командировки за счёт средств физических и юридических лиц, за исключением командировок, осуществляемых на взаимной основе по договоренности органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования с органами местного самоуправления, избирательными комиссиями других муниципальных образований, а также с органами государственной власти и органами местного самоуправления иностранных государств, международными и иностранными некоммерческими организациями.
Кроме того, на основании письма Прокуратуры г. Петропавловска-Камчатского от 22.06.2009 № 7/33-2009 Контрольно-счетной палатой проводилась проверка в части наличия приглашений должностных лиц органов администрации в заграничные и другие командировки.
По данным проверки в 2008 году в отдельных случаях работники направлялись в служебные командировки с частичной оплатой расходов принимающей стороной. Однако, провести проверку соблюдения указанного выше запрета в полном объёме не представляется возможным в связи с отсутствием в Аппарате администрации подтверждающих документов.
Проверкой установлено, что в нарушение Федерального закона «О муниципальной службе» работник Администрации городского округа направлен в служебную командировку за счёт организации, правовой статус которой не отвечает требованиям данного федерального закона.
Так, и.о. председателя Комитета городского хозяйства О.Н. Настич направлена в служебную командировку в г. Таллинн (Эстония) для участия в программе Фонда «Институт экономики города». Согласно приглашению все расходы, связанные с пребыванием в Эстонии, оплачивает Фонд «Институт экономики города». Данная организация является негосударственной и некоммерческой организацией, созданной в городе Москве .
В отдельных случаях согласно приглашениям организаций, правовой статус которых не отвечает требованиям Федерального закона «О муниципальной службе», муниципальным служащим было предоставлено право бесплатного участия в обучающих семинарах. Расходы за участие в вышеуказанных семинарах работников администрации городского округа не производились, однако, возмещение командировочных расходов в полном объёме осуществлено за счёт средств местного бюджета. Необходимо отметить, что в Федеральном законе «О муниципальной службе» детально не рассмотрены виды расходов, на которые наложен запрет при выезде в командировку муниципального служащего за счёт физических и юридических лиц.  
На основании первичных документов в отдельных случаях не представляется возможным определить организацию, являющуюся принимающей стороной.
Так, в соответствии с соглашением между администрацией городского округа и префектурой Центрального административного округа г. Москвы, а также с целью участия в Московском международном Форуме «Мегаполис: XXI век», в г. Москва направлена делегация администрации городского округа. Отметки в командировочном удостоверении произведены Международной Ассамблеей столиц и крупных городов. По данным контрольного мероприятия работникам Аппарата администрации, Администрации городского округа возмещены командировочные расходы по оплате проезда, проживания, суточные.
Между тем, по данным проверки исполнения Департаментом социального развития городского округа требований бюджетного законодательства при формировании и расходовании фонда оплаты труда, командировочных и представительских расходов в 2008 году члены указанной выше делегации, являющиеся работниками Департаментом социального развития, средства, полученные под отчёт на оплату проживания и суточных, возвратили в кассу в связи с оплатой данных расходов принимающей стороной.
В ходе контрольного мероприятия с целью проверки обоснованности произведённых по месту работы выплат в части возмещения командировочных расходов работникам администрации городского округа, соответствующие запросы направлены в адреса Международной Ассамблеи столиц и крупных городов и в адрес Центрального административного округа г. Москвы. Согласно представленной информации выплаты членам делегации городского округа не  осуществлялись.
В проверяемом периоде работники направлялись в служебные командировки в целях решения вопросов, связанных с информатизацией городского округа, по которым ранее были заключены муниципальные контракты. Данные командировки обусловлены не включением отдельных вопросов в заключённые контракты.
По мнению Контрольно-счетной палаты оплата данных служебных командировок свидетельствует о том, что средства местного бюджета используются на цели информатизации помимо реализации долгосрочной целевой программы «Электронный Петропавловск-Камчатский (2006-2010 годы)». Вместе с тем, основной аспект программно-целевого метода - это прозрачность расходов на цели информатизации.
Согласно статье 168 Трудового кодекса РФ в случае направления в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику расходы по проезду, по найму жилого помещения; дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные) и иные расходы, произведённые работником с разрешения или ведома работодателя. Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом.
Вместе с тем в проверяемом периоде отсутствовали коллективный договор, муниципальные правовые акты, регламентирующие порядок осуществления данных расходов. В результате в ходе проверки не представилось возможным в полном объёме проверить обоснованность возмещения расходов при направлении работников в командировку.
При возмещении командировочных расходов в проверяемом периоде в Аппарате администрации применялись нормы правовых актов федерального уровня, согласно которым, в частности, возмещение расходов по проезду осуществляется  в размере фактических расходов, но не выше стоимости проезда, в частности, воздушным транспортом - в салоне экономического класса. Однако, выборочной проверкой установлено, что в отдельных случаях за счёт средств местного бюджета при направлении работников в служебную командировку приобретались авиабилеты бизнес класса.
В ходе проверки установлены нарушения порядка оформления документов при направлении работников в служебную командировку.
Так, согласно Указу Президента РФ от 18.07.2005 № 813 «О порядке и условиях командирования федеральных государственных гражданских служащих», постановлению Госкомстата РФ от 05.01.2004 № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учётной документации по учёту труда и его оплаты» командировочное удостоверение оформляется в одном экземпляре кадровой службой на основании приказа (распоряжения) о направлении в командировку и подписывается представителем нанимателя или уполномоченным им лицом. Однако в отдельных случаях командировочные удостоверения оформлялись на двух бланках.
Также отдельные командировочные удостоверения не оформлены надлежащим образом, отметка о прибытии к месту постоянной работы по возвращению из командировки отсутствует.
В ходе проверки использования средств местного бюджета на оплату командировочных расходов установлены также нарушения в части оформления произведённых операций для целей ведения бухгалтерского учёта.
Так, в нарушение Инструкции по бюджетному учёту в представленных к проверке бухгалтерских документах в журналах операций «Расчёты с подотчётными лицами» сброшюрованы авансовые отчёты, не оформленные надлежащим образом. В документах отсутствуют данные о выдаче перерасхода, а также о внесении остатка денежных средств подотчётным лицом. Выборочной проверкой установлено, что в отдельных случаях данные, включённые в авансовый отчёт по предыдущим авансам, остаткам денежных средств за подотчётным лицом, данные о реестрах оформленных авиабилетов не соответствуют действительности. В результате произвести в полном объёме документальную проверку по средствам, выданным под отчёт, на основании первичных учётных документов не представилось возможным.
В ходе выборочной проверки данных расчётов установлены отдельные нарушения. Так, выявлено необоснованное перечисление средств местного бюджета в сумме 56,4 тыс. рублей.
Нарушения обусловлены ошибочным принятием к учёту данных расходов, а также не проведением в полном объёме своевременной инвентаризации дебиторской задолженности. Между тем, согласно статье 12 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учёте» для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка. Проведение инвентаризации обязательно, в частности, перед составлением годовой бухгалтерской отчётности. В соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации, устанавливающими порядок проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации и оформления её результатов, инвентаризация расчётов, заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах бухгалтерского учёта.

Так, денежные средства в сумме 18,5 тыс. рублей использованы  на оплату проезда Е.Ю. Мирошниченко, не являющейся работником администрации городского округа. Основанием принятия к учёту и оплаты является счёт-фактура ООО Компания «Солнечный ветер», выставленная по итогам реализации авиабилетов работникам администрации городского округа.
Кроме того, за счёт средств местного бюджета в сумме 37,9 тыс. рублей оплачен проезд специалистам ЗАО Инженерный центр «Грант» на основании обращения Управляющего Петропавловской и Камчатской епархией архиепископа Игнатия в связи с установкой куполов на Главный храм Камчатки. Вместе с тем, оправдательные документы, подтверждающие характер использования данных средств, в ходе проверки не представлены. Нормативные правовые акты, обосновывающие правомерность использования средств местного бюджета на указанные цели, также не представлены.
В ходе проверки денежные средства в сумме 56,4 тыс. рублей возмещены в бюджет городского округа.
Кроме того, по состоянию на 31.12.2008 по данным учёта числилась дебиторская задолженность в сумме 189,5 тыс. рублей по уволенному работнику. Так, согласно распоряжению Главы городского округа от 07.07.2008 № 403-к «Об увольнении Н.А. Пегина» первый заместитель Главы городского округа  уволен с 25.11.2008 по соглашению сторон. Авансовый отчёт об использовании денежных средств в размере 86,8 тыс. рублей представлен работником в связи с нахождением на лечении в стационаре в январе 2009 года. Остаток задолженности на основании заявления Пегина Н.А. от 21.05.2009 погашается путём удержания из сохранённого денежного содержания. Согласно данным бухгалтерского учёта по состоянию на 06.08.2009 задолженность составляет 85,4 тыс. рублей.
Необходимо отметить, что в качестве основания для сохранения денежного содержания Н.А. Пегину до устройства на новую работу в течение 1 года со дня увольнения с муниципальной службы в распоряжении Главы городского округа от 07.07.2008 № 403-к указана статья 21 Закона Камчатского края «О муниципальной службе».
Однако, согласно статье 20 Закона Камчатского края «О муниципальной службе» право на сохранение денежного содержания до устройства на новую работу либо получение доплаты до уровня прежнего денежного содержания при расторжении трудового договора с муниципальным служащим, в порядке и на условиях, установленных статьей 21 данного Закона, может предоставляться муниципальным служащим в порядке и на условиях, предусмотренных уставом муниципального образования. На момент увольнения Н.А. Пегина данные гарантии Уставом городского округа не были предусмотрены.
Дополнения, в том числе в части данной социальной гарантии муниципальным служащим, предусмотрены решением Городской Думы от 02.07.2009 № 140-нд «О внесении изменений в Устав Петропавловск-Камчатского городского округа» (в данный момент находятся на государственной регистрации).
Таким образом, распоряжение Главы городского округа от 07.07.2008 № 403-к издано с нарушением норм Закона Камчатского края «О муниципальной службе». Соответственно и выплата сохраненного денежного содержания, производящаяся по указанному распоряжению, является незаконной.
В соответствии с данными, представленными Аппаратом администрации, по состоянию на 01.09.2009 объём выплаченного Н.А. Пегину сохранённого денежного содержания составляет 1267,8 тыс. рублей.
Согласно информации Аппарата администрации, при увольнении Н.А.Пегина учитывалось положение статьи 12 Трудового кодекса РФ о том, что действие закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, не имеет обратной силы и распространяется на отношения, возникшие после введения его в действие. В письме руководителя Аппарата администрации указывается на тот факт, что статьей 38 Закона Камчатской области «О муниципальной службе» были предусмотрены социальные гарантии для лиц, замещающий высшие муниципальные должности категории «В», в случае освобождения их от занимаемой должности. Одной из гарантий являлась выплата назначенного муниципальному служащему денежного содержания до устройства на новое место работы в течение 1 года с момента увольнения. Во исполнение данной нормы в трудовой договор от 11.01.2005 № 06-01, заключённый с Н.А.Пегиным, дополнительным соглашением от 10.01.2006 внесены изменения. На основании данного соглашения выплачивалось и продолжает выплачиваться сохраненное денежное содержание Н.А. Пегину.
Вместе с тем, руководителем Аппарата администрации признан обоснованным довод Контрольно-счетной палаты о том, что ссылка в распоряжении Главы городского округа от 07.07.2008 № 403-к на статью 21 Закона Камчатского края «О муниципальной службе» незаконна. В целях устранения выявленного нарушения распоряжением Главы городского округа от 17.09.2009 № 533-к внесены изменения в документ в части исключения абзаца, содержащего указанную выше ссылку. Одновременно основание издания распоряжения дополнено ссылкой на вышеуказанное соглашение.    
Таким образом, Аппаратом администрации не были приняты во внимание части 2, 5 статьи 12 Трудового кодекса РФ, регламентирующие время начала и прекращения действия закона или иного нормативного правового акта.
Закон Камчатского края «О муниципальной службе» принят Постановлением Законодательного Собрания Камчатского края от 22.04.2008 № 123 и вступил в законную силу 18.05.2008. Со дня вступления данного Закона признан утратившим силу Закон Камчатской области «О муниципальной службе».
В рассматриваемой ситуации трудовые отношения с Н.А. Пегиным возникли в период действия Закона Камчатской области «О муниципальной службе», вместе с тем, правом на предоставление дополнительных социальных гарантий при увольнении работник воспользовался в период действия Закона Камчатского края «О муниципальной службе», согласно которому данная социальная льгота может предоставляться муниципальным служащим в порядке и на условиях, предусмотренных уставом муниципального образования.
В соответствии с частью 1 статьи 56 Трудового кодекса РФ трудовой договор - это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется представить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными правовыми актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
Таким образом, в трудовом договоре устанавливаются только индивидуальные права и обязанности работника и работодателя.
Изменения любых условий трудового договора, если такие изменения вызваны причинами, связанными с изменением организационных или технологических условий труда регулируются статьёй 74 Трудового кодекса РФ и допускаются по инициативе работодателя в строгом соответствии с процедурой, установленной данной статьёй. Однако, при увольнении гражданина Н.А. Пегина требования, установленные данной статьёй, не были соблюдены, тогда как частью 3 статьи 57 Трудового кодекса РФ предусматриваются обязательные условия для включения в трудовой договор. В случае отсутствия недостающих сведений и (или) условий (таких как, условия оплаты труда, трудовая функция (что включает в себя должность в соответствии со штатным расписанием), а также другие условия), должны быть дополнены в трудовой договор.
В соответствии со статьёй 72 Трудового кодекса РФ изменение определенных сторонами условий трудового договора, в том числе перевод на другую работу, допускается только по соглашению сторон трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных Трудовым кодексом РФ. Соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме.
Таким образом, изменение любого из условий, перечисленных в трудовом договоре, должно быть оформлено в письменной форме.
В случае принятия  решения  о продолжении трудовых отношений в новых условиях, с работником должно быть заключено дополнительное соглашение к трудовому договору, так как содержание трудового договора должно соответствовать действующему законодательству. 
В соответствии со статьёй 6 Закона Камчатского края «О муниципальной службе» должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с Реестром должностей муниципальной службы в Камчатском крае. Однако в распоряжении Главы городского округа от 07.07.2008 № 403-к основанием увольнения  является дополнительное соглашение к трудовому договору, заключённое с работником, замещающим высшую муниципальную должность категории «В», тогда как в действующем на момент увольнения реестре должностей муниципальной службы в Камчатском крае должности категории «В» отсутствуют. В связи с вступлением в законную силу Закона Камчатского края «О муниципальной службе» и Положения о муниципальной службе в городском округе, правовые основы муниципальной службы были изменёны не только в части наименования должностей, но и в части порядка оплаты труда, условий предоставления дополнительных выплат, квалификационных требований для замещения муниципальных должностей.
Таким образом, определённые ранее условия трудового договора для муниципального служащего Пегина Н.А. не могли быть сохранены.
Несоблюдение указанной выше процедуры влечёт за собой признание действий работодателя противоречащими закону.
Относительно изменений, внесённых распоряжением Главы городского округа от 17.09.2009 № 533-к в распоряжение от 07.07.2008 № 403-к, Контрольно-счетная палата отмечает, что Постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты» утверждена унифицированная форма приказа (распоряжения) о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении), согласно которой в строке (графе) «Основание» делается ссылка на документ, на основании которого готовится приказ и прекращается действие трудового договора с указанием его реквизитов.
В соответствии со статьёй 78 Трудового кодекса РФ трудовой договор может быть расторгнут по соглашению сторон трудового договора. Основанием прекращения трудового договора является взаимное волеизъявление сторон, т.е. согласие работодателя и работника, выраженное в письменной форме. Согласно трудовому законодательству документ о предоставлении социальных гарантий не может служить основанием для увольнения по соглашению сторон.
Учитывая вышеизложенное, Контрольно-счетная палата считает, что в результате издания распоряжения Главы городского округа от 07.07.2008 № 403-к бюджету городского округа нанесён ущерб в размере 1267,8 тыс. рублей.

Представительские расходы по данным отдела учёта и отчётности Аппарата администрации в 2008 году в Администрации городского округа и в Аппарате администрации не осуществлялись.
Контрольным мероприятием установлены нарушения Порядка ведения кассовых операций в части несвоевременного возврата в отдельных случаях неизрасходованного аванса, не соблюдения установленного лимита остатка наличных денег, нарушение сохранности наличных денежных средств.
Так, в соответствии с Порядком ведения кассовых операций руководители организаций обязаны оборудовать кассу (изолированное помещение, предназначенное для приёма, выдачи и временного хранения наличных денег) и обеспечить сохранность денег в помещении кассы. Однако, помещение кассы в Аппарате администрации отсутствует.

Выводы:

1. В ходе проверки установлено, что в нарушение трудового законодательства, Устава городского округа в 2008 году аттестация работников администрации городского округа не проводилась в связи с отсутствием муниципальных нормативных актов, регламентирующих данную процедуру. В 2009 году данный нормативный акт принят, аттестация проведена.
2. В нарушение требований федерального и регионального законодательства в проверяемом периоде отсутствовал нормативный правовой акт, устанавливающий квалификационные требования к образованию, стажу и опыту работы по специальности муниципальных служащих на уровне городского округа. Проверкой соблюдения квалификационных требований к образованию, стажу и опыту работы по специальности муниципальных служащих, проведённой на основании федеральных и региональных правовых актов, нарушения не установлены. В 2009 году данный нормативный акт принят.
3. По данным проверки количество замещённых должностей по состоянию на 31.12.2008 в Администрации городского округа составило 93 штатные единицы, вакантные должности, не замещённые в течение всего проверяемого периода, - 4 штатные единицы; в Аппарате администрации количество замещённых должностей составило 197 штатных единиц, вакантные должности, не замещённые в течение всего проверяемого периода, - 4 штатные единицы.
4. Учитывая современные тенденции формирования и исполнения местного бюджета в части оптимизации расходов, повышения эффективности использования бюджетных средств, по мнению Контрольно-счетной палаты, необходимо свести к минимуму количество должностей, вакантных в течение длительного периода времени.
5. Расчетный годовой фонд оплаты труда Администрации городского округа, составил 55140,7 тыс. рублей. Решением о бюджете городского округа на 2008 год предусмотрены бюджетные ассигнования в части фонда оплаты труда Администрации городского округа на общую сумму 55746,6 тыс. рублей. Согласно отчёту об исполнении решения о бюджете на 2008 год данные расходы составили 52649,6 тыс. рублей или 94,4 % бюджетных ассигнований. Согласно данным бухгалтерского учёта начисленная заработная плата Администрации городского округа составила 52699,5 тыс. рублей.
6. Расчетный годовой фонд оплаты труда Аппарата администрации составил 62752,0 тыс. рублей. Решением о бюджете городского округа на 2008 год предусмотрены бюджетные ассигнования в части фонда оплаты  труда Аппарата администрации на общую сумму 60545,0 тыс. рублей. Согласно отчёту об исполнении решения о бюджете на 2008 год данные расходы составили 59404,4 тыс. рублей (98,1 %). Согласно данным бухгалтерского учёта начисленная заработная плата Аппарата администрации составила 59024,8 тыс. рублей.
7. В проверяемом периоде начисления на фонд оплаты труда Администрации городского округа перечислены во внебюджетные фонды в размере 44,3 % от фактически начисленной суммы, Аппарата администрации - 34,4 %. Бюджетные ассигнования на расходы по выполнению обязательств Администрации городского округа, Аппарата администрации перед внебюджетными фондами в решении о бюджете городского округа на 2008 год в полном объёме не предусмотрены. Вместе с тем, частичное исполнение обязательств перед внебюджетными фондами привело к образованию кредиторской задолженности, и начислению штрафных санкций. Так, по состоянию на 01.01.2009 задолженность по пеням и штрафам перед внебюджетными фондами Администрации городского округа составляла 2035,0 тыс. рублей, Аппарата администрации - 7912,4 тыс. рублей.
8. Аппаратом администрации в 2008 году помимо оплаты труда работников, замещающих должности в соответствии со штатным расписанием, также производилась оплата труда физических лиц в соответствии с заключёнными гражданско-правовыми договорами. Общий объём средств местного бюджета, израсходованных на данные цели, составил 628,8 тыс. рублей.
9. Выборочной проверкой соблюдения порядка начисления и выплаты заработной платы в 2008 году переплаты и неположенные выплаты не выявлены.
10. Результаты проведённого контрольного мероприятия свидетельствуют об устранении нарушений в части соблюдения порядка начисления заработной платы, выявленных предыдущей проверкой формирования и использования фонда оплаты труда. Так, размер оклада денежного содержания, размер ежемесячного денежного содержания по муниципальным служащим приведены в соответствии с нормативными правовыми актами. Неправомерная выплата премии за выполнение специального задания в проверяемом периоде не осуществлялась.
11. Расходы на служебные командировки работников Администрации городского округа составили в 2008 году 3267,4 тыс. рублей. Значительная доля командировок связана с решением практических вопросов социально-экономического развития городского округа - 23 (46,9 %). Часть командировок связана с участием представителей городского округа в конференциях, форумах, семинарах различного уровня - 13 (26,5 %), в судебных заседаниях (7 или 14,3 %), часть обусловлена целями межмуниципального сотрудничества, обменом опыта с иными муниципальными образованиями – 10 (20,4 %). Отдельные командировки обусловлены участием представителя городского округа в совещаниях различного уровня по вопросам безопасности, антитеррористической деятельности (6 или 12,2 %), участием руководителей администрации городского округа в праздничным мероприятиях иных муниципальных образований (5 или 10,2 %). В отдельных случаях работники администрации городского округа направлялись в командировки для повышения квалификации - 3 (6,1%).
12. Расходы на служебные командировки работников Аппарата администрации составили в 2008 году 584,3 тыс. рублей. Цель основной части командировок связана с повышением квалификации работников (8 или 61,5 %), в том числе три командировки посвящены также участию в работе различных конференций, семинаров. Отдельные командировки посвящены изучению опыта работы иных муниципальных образований (3 или 23,0 %), в том числе 2 командировки посвящены также участию в международной конференции. Часть командировок связана с решением практических вопросов финансово-хозяйственной деятельности Аппарата администрации (2 или 15,4 %).
13. В проверяемом периоде в отдельных случаях работники направлялись в служебные командировки с оплатой части командировочных расходов принимающей стороной. Однако, в полном объёме провести проверку соблюдения запрета, установленного Федеральным законом «О муниципальной службе», связанного с муниципальной службой в части требований к правовому статусу организации, не представляется возможным в связи с отсутствием подтверждающих документов. Кроме того, на основании письма Прокуратуры г. Петропавловска-Камчатского от 22.06.2009 № 7/33-2009 Контрольно-счетной палатой проводилась проверка в части наличия приглашений должностных лиц органов администрации в заграничные и другие командировки.  
14. В нарушение Федерального закона «О муниципальной службе» работник Администрации городского округа направлен в служебную командировку за счёт организации, правовой статус которой не отвечает требованиям данного федерального закона. В отдельных случаях согласно приглашениям организаций, правовой статус которых не отвечает требованиям Федерального закона «О муниципальной службе», муниципальным служащим было предоставлено право бесплатного участия в обучающих семинарах. Расходы за участие в вышеуказанных семинарах работников администрации городского округа не производились, однако, возмещение командировочных расходов в полном объёме осуществлено за счёт средств местного бюджета. Необходимо отметить, что в Федеральном законе «О муниципальной службе» детально не рассмотрены виды расходов, на которые наложен запрет при выезде в командировку муниципального служащего за счёт физических и юридических лиц.  В отдельных случаях на основании первичных документов не представляется возможным определить организацию, являющуюся принимающей стороной.
15. В проверяемом периоде работники направлялись в служебные командировки в целях решения вопросов, связанных с информатизацией городского округа, по которым ранее были заключены муниципальные контракты. Данные командировки обусловлены не включением отдельных вопросов в заключённые контракты. По мнению Контрольно-счетной палаты оплата данных командировок свидетельствует о том, что средства местного бюджета используются на цели информатизации помимо реализации долгосрочной целевой программы «Электронный Петропавловск-Камчатский (2006-2010 годы)». Вместе с тем, основной аспект программно-целевого метода - это прозрачность расходов на цели информатизации.
16. В нарушение статьи 168 Трудового кодекса РФ в проверяемом периоде командировочные расходы возмещались при отсутствии коллективного договора, локального нормативного акта, регламентирующих порядок осуществления данных расходов.
17. При возмещении командировочных расходов применялись нормы правовых актов федерального уровня, согласно которым, в частности, возмещение расходов по проезду осуществляется в размере фактических расходов, но не выше стоимости проезда, в частности, воздушным транспортом - в салоне экономического класса. Однако, выборочной проверкой установлено, что в отдельных случаях за счёт средств местного бюджета при направлении работников в служебную командировку приобретались авиабилеты бизнес класса.
18. В ходе проверки установлены отдельные нарушения порядка оформления документов при направлении работников в служебную командировку, а также нарушения в части оформления произведённых операций для целей ведения бухгалтерского учёта. В результате произвести в полном объёме документальную проверку по средствам, выданным под отчёт, на основании первичных учётных документов не представилось возможным.
19. Выборочной проверкой расчётов с подотчётными лицами установлены отдельные нарушения. Так, выявлено необоснованное перечисление средств местного бюджета в сумме 56,4 тыс. рублей в связи с оплатой проезда лицам, не являющимся работниками администрации городского округа. Нарушения обусловлены ошибочным принятием к учёту данных расходов, а также не проведением в полном объёме своевременной инвентаризации дебиторской задолженности. В ходе проверки денежные средства возмещены в бюджет городского округа.
20. По состоянию на 31.12.2008 по данным учёта числилась дебиторская задолженность в сумме 189,5 тыс. рублей по работнику, уволенному в ноябре 2008 года, Н.А. Пегину. Авансовый отчёт об использовании средств в размере 86,8 тыс. рублей представлен работником в связи с нахождением на лечении в стационаре в январе 2009 года. Остаток задолженности погашается путём удержания из сохранённого денежного содержания. По состоянию на 06.08.2009 задолженность составляла 85,4 тыс. рублей. Вместе с тем, выплата сохраненного денежного содержания Н.А. Пегину в течение 1 года со дня увольнения производится незаконно в связи с тем, что Уставом городского округа данная гарантия в отношении муниципальных служащих на момент увольнения не была предусмотрена.
По мнению Контрольно-счетной палаты в результате издания распоряжения Главы городского округа от 07.07.2008 № 403-к, в соответствии с которым выплачивается сохраненное денежное содержание Н.А. Пегину, бюджету городского округа нанесён ущерб в размере 1267,8 тыс. рублей (выплачено по состоянию на 01.09.2009).
21. Представительские расходы по данным отдела учёта и отчётности Аппарата администрации в 2008 году не осуществлялись.
22. Контрольным мероприятием установлены нарушения Порядка ведения кассовых операций в части несвоевременного возврата в отдельных случаях неизрасходованного аванса, не соблюдения установленного лимита остатка наличных денег, нарушение сохранности наличных денежных средств.

Предложения:
 
1. Направить отчёт о результатах проверки исполнения Аппаратом администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, Администрацией Петропавловск-Камчатского городского округа требований бюджетного законодательства при формировании и расходовании фонда оплаты труда, командировочных и представительских расходов в 2008 году для сведения в адрес:
- Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа;
- Главы Петропавловск-Камчатского городского округа;
- Прокуратуры г. Петропавловска-Камчатского.
2. В адрес Аппарата администрации Петропавловск-Камчатского городского округа направить отчёт о результатах проверки исполнения Аппаратом администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, Администрацией Петропавловск-Камчатского городского округа требований бюджетного законодательства при формировании и расходовании фонда оплаты труда, командировочных и представительских расходов в 2008 году, а также представление Контрольно-счетной палаты Петропавловск-Камчатского городского округа с предложениями:

  • прекратить незаконную выплату сохранённого денежного содержания Н.А. Пегину, а также принять меры к возмещению в бюджет городского округа денежного содержания, незаконно выплаченного ранее в сумме 1267,8 тыс. рублей;
  • обеспечить в полном объёме погашение в бюджет задолженности Н.А. Пегина в части подотчётных сумм в размере 102,7 тыс. рублей. 

 

 

Аудитор
Контрольно-счетной палаты
Петропавловск-Камчатского
городского округа                                                                             
   О. Н. Артёмова