ОТЧЁТ
о результатах проверки целевого и эффективного использования средств местного бюджета, выделенных на реализацию долгосрочной целевой программы «Электронный Петропавловск-Камчатский (2006-2010 годы)»

 

г. Петропавловск-Камчатский    23 июля 2009 года
                                                      

Основание для проведения проверки: пункт 2.2 плана работы Контрольно-счетной палаты Петропавловск-Камчатского городского округа (далее -Контрольно-счетная палата) на 2009 год, письмо прокуратуры г. Петропавловска-Камчатского от 10.12.2008 № 31-у15-180.
Цель проверки: проверка целевого и эффективного использования средств местного бюджета, выделенных на реализацию долгосрочной целевой программы «Электронный Петропавловск-Камчатский (2006-2010 годы)».
Предмет проверки: документы, подтверждающие выделение и использование средств местного бюджета на реализацию мероприятий долгосрочной целевой программы «Электронный Петропавловск-Камчатский (2006-2010)».
Объект проверки: Аппарат администрации Петропавловск-Камчатского городского округа (далее – Аппарат администрации).
Проверяемый период: 2007 - 2008 годы.
Срок проведения проверки: с «04» марта по «18» мая 2009 года.
По результатам оформлен акт проверки целевого и эффективного использования средств местного бюджета, выделенных на реализацию долгосрочной целевой программы «Электронный Петропавловск-Камчатский (2006-2010 годы)» от 28.05.2007 № 10-14/02. Руководителем Аппарата администрации представлены письменные разногласия к акту проверки, которые частично учтены при составлении отчёта по результатам проверки. Заключение Контрольно-счетной палаты на разногласия от 16.06.2009 № 19-262/02 направлено в адрес руководителя Аппарата администрации.
В ходе подготовки отчёта по результатам проверки направлены информационные письма в адрес Главы Петропавловск-Камчатского городского округа, Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа, Аппарата администрации.

Результаты проверки:

Решением Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа (далее – Городская Дума) от 22.02.2006 № 279-р принята долгосрочная целевая программа «Электронный Петропавловск-Камчатский (2006-2010 годы)» (далее – Целевая программа), муниципальный заказчик - администрация Петропавловск-Камчатского городского округа (далее – городской округ).
Цели программы заключаются в формировании необходимых условий для достижения нового уровня информационной открытости, результативности и эффективности управления городским округом за счёт применения информационных технологий; повышение эффективности бюджетных расходов в сфере информатизации; повышение эффективности и прозрачности расходования бюджетных средств на цели развития информационных технологий.
Основные задачи Целевой программы заключаются в совершенствовании нормативно-правовой, методической базы для создания, использования информационных ресурсов; развитии муниципальной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры; интеграции муниципальных информационных систем с региональными, федеральными, ведомственными; формировании информационных систем по автоматизации деятельности органов управления, системы информационных ресурсов, муниципальных информационных систем по обслуживанию физических и юридических лиц с использованием принципа «одного окна». Кроме того, задачами Целевой программы является формирование информационных систем статистического учёта, мониторинга хозяйственной, научно-технической, образовательной, культурной деятельности, здравоохранения, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, других сфер деятельности; повышение уровня квалификации служащих, навыков населения в сфере использования информационных технологий.
Паспортом Целевой программы предусмотрены два этапа реализации. На первом этапе (2006-2007 годы) формируется подход к решению поставленных задач, разрабатываются основные организационные модели и технико-экономическое обоснование их реализации, осуществляется концептуальное и техническое проектирование, формирование, испытание опытных образцов, предлагаемых для внедрения технологических решений по основным направлениям реализации. Создаётся инфраструктура информационного взаимодействия, реализуется пилотные, приоритетные проекты, осуществляется разработка нормативных, правовых актов в области создания, развития информационных систем.
По данным Аппарата администрации испытание опытных образцов, предлагаемых для внедрения технологических решений по основным направлениям реализации Целевой программы, осуществлялось. Вместе с тем установленные проведённой проверкой нарушения в ходе реализации программных мероприятий в части соблюдения установленных сроков внедрения программного обеспечения в сфере размещения муниципального заказа, обеспечения учёта муниципального имущества, построения системы электронного документооборота, обеспечения ведения бухгалтерского учёта, обработки обращений граждан в Единой дежурно-диспетчерской службе свидетельствуют о недостаточном объёме данных мероприятий.  
На втором этапе реализации Целевой программы (2008-2010 годы) предусмотрен ввод в эксплуатацию основных элементов инфраструктуры информационного взаимодействия, внедрение системы автоматизированного обмена данными между различными информационными системами управления, тиражируются типовые программно-технические решения.
Необходимо отметить, что паспорт Целевой программы содержит важнейшие целевые индикаторы и показатели. Однако, по данным проверки в ходе реализации Целевой программы анализ расчетных значений указанных индикаторов и показателей с целью оценки результатов программных мероприятий не производился. В результате, не представилось возможным в полном объёме проанализировать результаты использования средств местного бюджета в рамках Целевой программы.

2. Финансирование долгосрочной целевой программы «Электронный Петропавловск-Камчатский (2006-2010)» в 2007-2008 годах

В паспорте Целевой программы в проверяемом периоде первоначально предусмотрено финансирование программных мероприятий в общей сумме 118000,0 тыс. рублей. В результате внесённых изменений общая сумма расходов составила 99249,3 тыс. рублей (на 15,9 % меньше первоначальной): 2007 год - 51511,5 тыс. рублей; 2008 год - 47737,5 тыс. рублей.
Решением о бюджете городского округа на 2007 год объём ассигнований, предусмотренных на финансирование программных мероприятий, составил 59000,0 тыс. рублей , что на 7488,5 тыс. рублей превышает потребность в средствах бюджета городского округа, предусмотренную паспортом Целевой программы. Согласно данным отчёта об исполнении бюджета за 2007 год , подтверждённым в ходе проверки, расходы составили 30214,2 тыс. рублей (или 51,1 % бюджетных назначений).
Решением о бюджете городского округа на 2008 год предусмотрено финансирование Аппарата администрации в рамках Целевой программы в общей сумме 59112,0 тыс. рублей. С учётом последующих изменений и дополнений общий объём ассигнований составил 47737,4 тыс. рублей. Согласно данным отчёта отделения Управления Федерального казначейства по Камчатскому краю, подтверждённым в ходе проведения контрольного мероприятия, расходы в 2008 году составили 40662,5 тыс. рублей (85,2 % бюджетных назначений).
Таким образом, объём финансирования программных мероприятий в проверяемом периоде не соответствует ни паспорту Целевой программы, ни решению о бюджете городского округа: в 2007 году исполнение на 21296,9 тыс. рублей меньше суммы,  запланированной паспортом программы и на 28785,8 тыс. рублей меньше суммы, предусмотренной решением о бюджете городского округа. В 2008 году исполнение на 7074,9 тыс. рублей меньше объёмов финансирования, запланированных паспортом программы и решением о бюджете городского округа. 
Необходимо отметить, что паспортом Целевой программы предусмотрено выделение ограниченного объёма средств на финансирование программных мероприятий из бюджета городского округа и привлечение дополнительных  объёмов финансирования из бюджетов других уровней, а также внебюджетных источников. При планировании объёмов финансирования программных мероприятий рассматривается один источник финансирования - бюджет городского округа. Между тем, в проверяемом периоде в ходе реализации мероприятий по развитию информационно-телекоммуникационной инфраструктуры Камчатской области разработана и внедрялась на практике областная целевая программа «Электронная Камчатка 2008» . Проведённые проверки свидетельствуют о том, что ни средства бюджетов другого уровня, ни внебюджетные источники при исполнении программных мероприятий не использовались.
В проверяемом периоде в процессе реализации мероприятий Целевой программы Аппаратом администрации заключены 28 муниципальных контрактов, 3 договора поставки на общую сумму 40614,6 тыс. рублей:
- в 2007 году - 14 муниципальных контрактов, 1 договор поставки на общую сумму 26686,9 тыс. рублей; денежные средства перечислены в полном объёме, в том числе в 2007 году – 7788,3 тыс. рублей, в 2008 году - 19318,8 тыс. рублей. Денежные средства в сумме 420,2 тыс. рублей ошибочно перечисленные в 2007 году в адрес ООО «КИТЦ» в 2008 году возвращены в бюджет городского округа.
- в 2008 году - 14 муниципальных контрактов на общую сумму 13927,7 тыс. рублей; денежные средства перечислены в общей сумме 10959,1 тыс. рублей.
В 2006 году в рамках реализации Целевой программы Аппаратом администрации заключены 8 муниципальных контрактов на общую сумму 38605,7 тыс. рублей, срок действия которых распространяется на проверяемый период; оплата произведена в размере 32810,5 тыс. рублей, в том числе в 2007 году - 22426,0 тыс. рублей, в 2008 году - 10384,5 тыс. рублей.
В результате в проверяемом периоде в рамках Целевой программы осуществлены расходы на общую сумму 70456,5 тыс. рублей.
Кредиторская задолженность Аппарата администрации по заключённым муниципальным контрактам перед исполнителями составила по состоянию на 01.01.2008 - 19195,9 тыс. рублей, в том числе по муниципальным контрактам, заключённым в 2006 году, - 10431,3 тыс. рублей, в 2007 году - 8764,6 тыс. рублей; на 01.01.2009 - 5350,4 тыс. рублей, в том числе по муниципальным контрактам, заключённым в 2006 году, - 3383,4 тыс. рублей, в 2008 году - 1966,97 тыс. рублей.

3. Использование средств, выделенных в 2007 и 2008 годах на реализацию долгосрочной целевой программы «Электронный Петропавловск-Камчатский (2006-2010 годы)»

В рамках реализации Целевой программы Аппаратом администрации в проверяемом периоде продолжалась реализация отдельных муниципальных контрактов, заключённых в 2006 году, а также заключены муниципальные контракты со следующими организациями:
- ООО «ВЕРИСЕЛ-Инконтри»:
на разработку, установку и внедрение автоматизированной информационной системы (далее - АИС) для Комитета по управлению имуществом городского округа (далее - Комитет по управлению имуществом) от 22.09.2006 № 52 (8340,0 тыс. рублей).
- ООО «СЦС Совинтел»:
на поставку, монтаж и пуско-наладочные работы учрежденской автоматической телефонной станции от 21.07.2006 № 36 (6365,2 тыс. рублей);
на поставку цифрового выноса для станции Si2000 типа ATS320 от 01.11.2007 № 68 (290,98 тыс. рублей).
- ООО «НИССА»:
на поставку мультимедийных проекторов для нужд администрации городского округа от 09.01.2007 № 1 (2369,8 тыс. рублей); на выполнение работ по монтажу локальных вычислительных сетей в образовательных учреждениях от 15.10.2007 № 48 (2498,3 тыс. рублей).
- ЗАО «Корпорация ЮНИ»:
по выполнению комплексных работ по оснащению здания Единой дежурно-диспетчерской службы оборудованием и монтажу инженерных систем от 03.12.2007 № 77 (11400,0 тыс. рублей, согласно дополнительному соглашению сумма увеличена на 450,0 тыс. рублей); на поставку камер наружного наблюдения и видеосервера для реализации пилотного проекта «Безопасный город» от 26.12.2007 № 84 (494,3 тыс. рублей);
на разработку концепции построения и развития телекоммуникационной сети городского округа от 17.07.2008 № 60 (216,0 тыс. рублей); на проектирование системы видеонаблюдения на площади им. В.И.Ленина от 06.08.2008 № 66 (150,0 тыс. рублей).
- ООО «КИТЦ»:
на поставку техники: копировально-множительной - от 25.12.2006 № 67 (6262,9 тыс. рублей); компьютерной - от 18.12.2006 № 63 (12668,2 тыс. рублей);
на поставку: сетевого оборудования от 09.01.2007 № 2 (2245,15 тыс. рублей); программного обеспечения для создания геоинформационного центра от 02.11.2007 № 70 (1452,4 тыс. рублей); программного обеспечения для создания системы безопасности муниципальных информационных систем и ресурсов от несанкционированного доступа, а также воздействия вредоносных компьютерных программ и вирусов от 07.11.2007 № 71 (712,59 тыс. рублей); серверных комплектов программного обеспечения от 05.11.2007 № 72 (637,5 тыс. рублей); сервера для нужд муниципальных учреждений здравоохранения от 07.11.2007 № 74 (491,2 тыс. рублей);
на поставку: серверов для муниципального учреждения (далее - МУ) «Централизованная бухгалтерия» от 14.08.2008 № 69 (493,4 тыс. рублей); сетевого оборудования для муниципальных учреждений здравоохранения от 19.08.2008 № 72 (1208,6 тыс. рублей).
Кроме того, с заключён договор поставки от 17.04.2007 № СИВТ-ПС-0703/218 на сумму 57,5 тыс. рублей.
- ООО «Камчатский Информационно-Технический Центр»:
по программе «Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья»: на поставку аппаратно-программных комплексов и специализированного оборудования от 10.10.2007 № 47 (2099,5 тыс. рублей); на оказание услуг по обучению и организации повышения квалификации и методической поддержки преподавателей и администраторов - от 04.04.2008 № 25 (418,8 тыс. рублей); на оказание услуг по сопровождению работы участников проекта с информационным порталом от 04.04.2008 № 26 (279,2 тыс. рублей).
- ЗАО «Камчаттелеком»:
на выполнение работ по созданию структурированных кабельных сетей в зданиях администрации от 01.12.2006 № 61/КТК (2750,0 тыс. рублей);
на поставку оптико-волоконного кабеля от 29.10.2007 № 64 (495,6 тыс. рублей); на проведение работ по монтажу кабельной сети в здании «Дома Дружбы» от 01.11.2007 № 67 (495,0 тыс. рублей); на выполнение работ по прокладке оптико-волоконного кабеля от 29.12.2007 № 86 (497,4 тыс. рублей);
на выполнение работ по установке, настройке камер видеонаблюдения на площади им. В.И. Ленина от 26.12.2008 № 122/КТК.0810 (399,9 тыс. рублей); на выполнение работ по созданию структурированных кабельных сетей в муниципальных учреждениях здравоохранения от 19.05.2008 № 41 (8500,0 тыс. рублей).
Также Аппаратом администрации заключён договор на поставку оптико-волоконного кабеля для муниципальных нужд городского округа от 20.06.2008 № 226 на сумму 75,0 тыс. рублей.
- ООО «Информационные системы «Криста»:
на разработку, установку и сопровождение АИС «Муниципальные закупки» от 22.08.2006 № 51 (5000,0 тыс. рублей);  на выполнение работ по разработке, установке и внедрению автоматизированной системы (далее - АС) для бухгалтерского и хозяйственного учёта в органах администрации и муниципальных учреждениях от 22.08.2006 № 50 (1992,3 тыс. рублей);
на поставку дополнительных лицензий на подключение к АС «Бюджет» от 01.09.2008 № 78 (350,0 тыс. рублей); на проведение работ по оптимизации и функционированию АС «Смета» от 07.08.2008 № 68 (350,0 тыс. рублей).
- ЗАО «АйТиДжи-групп»:
на выполнение работ по построению системы электронного документооборота в администрации от 19.07.2006 № 34 (1490,0 тыс. рублей).
на оказание услуг по развитию системы электронного документооборота в администрации от 26.02.2008 № 12 (311,0 тыс. рублей).
- ООО «ИНКАП»:
на оказание услуг по модернизации и настройке конвергентной системы связи для нужд МУ «ЕДДС» от 11.12.2008 № 114 (353,7 тыс. рублей).
- ООО «Камчаттелеком-Строй»:
на выполнение работ по прокладке оптико-волоконного кабеля от 15.12.2008 № 117 (248,0 тыс. рублей).
- ИП Томкевич А.В.:
на оказание услуг связи для доступа к сети Интернет для участников проекта «Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья» от 16.07.2008 № 59 (329,5 тыс. рублей).
Также Аппаратом администрации заключён договор на поставку оптико-волоконного кабеля для муниципальных нужд городского округа с ИП Федореев Р.В.  от 29.10.2008 № 427 на сумму 99,6 тыс. рублей.

3.1 Соблюдение законодательства о порядке размещения и реализации муниципальных заказов в рамках долгосрочной целевой программы «Электронный Петропавловск-Камчатский (2006-2010 годы)»

В соответствии со статьёй 54 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ
«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ).

Проверкой выявлены отдельные нарушения порядка размещения и реализации муниципальных заказов, допущенные в ходе осуществления мероприятий Целевой программы.
Так, для внедрения АИС учёта муниципальной собственности заключён муниципальный контракт с ООО «ВЕРИСЕЛ-Инконтри» от 22.09.2006 № 52 на сумму 8340,0 тыс. рублей. В нарушение условий контракта в 2006 году отдельные этапы работ выполнены на 39 дней позже установленного срока, в 2007 году - 8 этап работ выполнен на 62 дня позже установленного срока. Общая сумма неустойки составляет 36,2 тыс. рублей. Претензионная работа не велась.
11 этап работ выполнен на 366 дней позже установленного срока. Согласно пояснению начальника отдела информационных и сетей Аппарата администрации А.А. Шевчука, в связи с изменениями в законодательстве в части учёта муниципального имущества, кадровыми изменениями в администрации городского округа, часть пунктов технического задания муниципального контракта утратила актуальность. Также, в процессе переноса информации из баз данных программ, с которыми специалисты Комитета по управлению имуществом работали ранее, возникли сложности, связанные с корректной конвертацией данных в новую АИС, что заняло большой период времени. Так, на 11 этапе тестирования системы возникли сложности технического характера. Из-за «слабой» конфигурации рабочих станций пользователей Комитета по управлению имуществом программа на некоторых компьютерах работала некорректно (потребовалось выделение отдельного сервера). Таким образом, выполнение настроек и устранение технических трудностей повлекло затраты большего времени на подготовку условий Аппаратом администрации для проведения полномасштабного тестирования системы.
Дополнительным соглашением изменены сроки выполнения работ по 12, 13 этапам (до 28.02.2009 и 30.04.2009), выставлена неустойка в размере 180,1 тыс. рублей по 11 этапу путём зачёта взаимных требований.
Согласно статье 34 Бюджетного кодекса РФ принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объёма средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объёма средств.
На момент проведения проверки в рамках муниципального контракта от 22.09.2006 № 52 ООО «ВЕРИСЕЛ-Инконтри» перечислены средства местного бюджета в сумме 5838,0 тыс. рублей, однако, конечный результат использования средств местного бюджета отсутствует, так как АИС учёта муниципальной собственности для муниципальных нужд в полном объёме не используется.
Согласно статье 34 Бюджетного кодекса РФ принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объёма средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объёма средств.
В соответствии со статьёй 34 Бюджетного кодекса РФ данный факт свидетельствует о неэффективном использовании средств местного бюджета. Общий объём средств местного бюджета, использованных неэффективно, определить не представляется возможным в связи со значительным объёмом программных мероприятий, реализуемых в течение длительного периода времени, а также поэтапным выполнением работ.
Информация, представленная Аппаратом администрации в разногласиях на акт проверки в отношении неэффективного использования средств местного бюджета в части финансирования мероприятий по созданию данной АИС, носит характер пояснения и свидетельствует о выполнении отдельных этапов создания АИС учёта муниципальной собственности.
Аналогично, ООО «КИТЦ» нарушены условия муниципального контракта от 25.12.2006 № 67 в части срока поставки техники на общую сумму 6262,9 тыс. рублей. Поставка осуществлена на 28 дней позже установленного срока. Несмотря на письменные обращения ООО «КИТЦ» о согласовании нового срока поставки, обусловленные несвоевременностью внесения аванса Аппаратом администрации, дополнительное соглашение о продлении сроков исполнения не заключено. Согласно условиям муниципального контракта за просрочку оплаты выставленных счетов заказчик несёт ответственность в порядке, установленном законодательством. Применение штрафных санкций не освобождает стороны от выполнения в полном объёме принятых обязательств. Таким образом, Аппарат администрации правомочен выставить ООО «КИТЦ» неустойку в размере 61,4 тыс. рублей. Вместе с тем ООО «КИТЦ» претензионная работа не велась.
Кроме того, в проверяемом периоде за несвоевременную поставку компьютерной техники Аппаратом администрации применены штрафные санкции к ООО «КИТЦ» по муниципальному контракту от 18.12.2006 № 63. В связи с нарушением условий муниципального контракта выставлена неустойка в размере 41,8 тыс. рублей (перечислено в бюджет городского округа). При этом неустойка рассчитана от стоимости недопоставленной продукции (9944,9 тыс. рублей). Однако, согласно пункту 5.2 муниципального контракта в случае неисполнения обязательств по объёмам, срокам поставки уплачивается неустойка в размере 1/300 ставки рефинансирования Центробанка РФ от стоимости муниципального контракта (12668,3 тыс. рублей) за каждый день просрочки. Таким образом, неустойка составляет 53,2 тыс. рублей.
Также в рамках исполнения Целевой программы с ООО «КИТЦ» заключён и исполнен муниципальный контракт от 09.01.2007 № 2 в сумме 2245,15 тыс. рублей. По итогам проведённого в декабре 2006 года конкурса на право заключения муниципального контракта на поставку сетевого оборудования для нужд администрации городского округа победителем признано ООО «НИССА». В связи с уклонением ООО «НИССА» от заключения, муниципальный контракт заключён с ООО «КИТЦ», как с участником конкурса, заявке на участие которого присвоен второй номер.
Согласно статье 19 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ сведения об участниках размещения заказа, уклонившихся от заключения муниципального контракта, вносятся в реестр недобросовестных поставщиков. Однако, Аппаратом администрации данное требование не выполнено.
В соответствии с представленной информацией, сведения по факту нарушения ООО «НИССА» условий муниципального контракта направлялись в адрес Департамента экономической и бюджетной политики администрации городского округа. Между тем, согласно Федеральному закону от 21.07.2005 № 94-ФЗ ведение реестра недобросовестных поставщиков осуществляется уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральным органом исполнительной власти (Управление Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю). Направление сведений, предусмотренных федеральным законом, в уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти осуществляет заказчик. Указанный выше орган администрации не является уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральным органом исполнительной власти.
При этом, в нарушение условий конкурсной документации (срок поставки оборудования - до 01.02.2007) Аппаратом администрации с ООО «КИТЦ» заключён муниципальный контракт со сроком исполнения 20.04.2007. Несмотря на письменное обращение ООО «КИТЦ» с просьбой произвести платежи, предусмотренные муниципальный контрактом и продлить срок поставки товара, дополнительное соглашение на продление сроков выполнения работ не заключено. В нарушение условий (в течение 14 дней с момента подписания контракта) муниципального контракта авансовый платёж произведён 02.04.2007. Фактическая дата поставки - 02.05.2007. Таким образом, условия муниципального контракта нарушены с обеих сторон.
В проверяемом периоде в связи с нарушением ООО «НИССА» условий муниципального контракта от 09.01.2007 № 1 на поставку мультимедийных проекторов Аппаратом администрации взыскана неустойка в сумме 33,7 тыс. рублей (перечислено в бюджет городского округа). Однако, согласно расчёту Контрольно-счетной палаты неустойка составляет 35,7 тыс. рублей.
Кроме того, ООО «НИССА» нарушены сроки выполнения работ по монтажу вычислительных сетей в образовательных учреждениях по муниципальному контракту от 15.10.2007 № 48, Аппаратом администрации и ООО «НИССА» заключено дополнительное соглашение, согласно которому неустойка составляет 47,5 тыс. рублей (перечислено в бюджет городского округа).
Проведённой проверкой также установлено нарушение со стороны ООО «Информационные системы «КРИСТА» условий муниципального контракта от 22.08.2006 № 51 на разработку, установку, сопровождение АИС «Муниципальные закупки» в части сроков выполнения работ. Согласно муниципальному контракту, окончательный срок выполнения работ - до 30.06.2008. Аппаратом администрации и ООО «Информационные системы «КРИСТА» заключено дополнительное соглашение на продление срока до 31.12.2008 и уплату пени путём уменьшения общей суммы оплаты на 258,0 тыс. рублей. Расчёт неустойки произведён с 01.09.2006 по 31.08.2007. При этом, согласно пункту 4.7 муниципального контракта неустойка взыскивается до фактического исполнения обязательств (25.12.2008). Согласно расчёту Контрольно-счетной палаты неустойка составляет 390,6 тыс. рублей.
Также установлено несоответствие сроков выполнения работ по разработке, установке и внедрению АИС для бухгалтерского и хозяйственного учёта в органах администрации и муниципальных учреждениях условиям  муниципального контракта от 22.08.2006 № 50 с ООО «Информационные системы «КРИСТА» (до 31.12.2007). Продление сроков выполнения работ осуществлялось неоднократно по инициативе муниципального заказчика. К проверке представлена переписка заказчика с исполнителем о возможности переноса сроков в связи с трудностями, связанными с неготовностью технической стороны Аппарата администрации. В результате в соответствии с частью 1 статьи 410, статьи 451 Гражданского кодекса РФ заключены дополнительные соглашения к данному муниципальному контракту об изменении сроков выполнения работ с 31.12.2007 на 31.12.2008, а также о перераспределении рабочих мест, об исключении части работ.
Однако, согласно Гражданскому кодексу РФ часть 1 в статье 410 отсутствует. Более того, правовые основы внесения изменений в заключённый муниципальный контракт указанными выше статьями не устанавливаются. Согласно п. 5 ст. 9 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» отсутствовали правовые основания для продления срока исполнения подрядчиком данного муниципального контракта по указанным в дополнительном соглашении причинам.
В рамках исполнения Целевой программы Аппаратом администрации и ЗАО «Корпорация ЮНИ» заключён муниципальный контракт от 26.12.2007 № 84. В связи с нарушением условий муниципального контракта о сроке поставки товара, Аппаратом администрации исчислена неустойка в размере 5,0 тыс. рублей (перечислено в бюджет городского округа). При этом согласно расчёту Контрольно-счетной палаты неустойка составляет 7,4 тыс. рублей.
Таким образом, по результатам контрольного мероприятия в проверяемом периоде общая сумма неустойки, подлежащая взысканию с подрядчиков в связи с нарушением условий заключённых муниципальных контрактов (договоров), составила 750,7 тыс. рублей. Однако, согласно претензиям, выставленным Аппаратом администрации, общая сумма неустойки составила 566,1 тыс. рублей, из них подрядчиками перечислено в бюджет городского округа 128,0 тыс. рублей. Кроме того, дополнительными соглашениями к муниципальным контрактам предусмотрено уменьшение стоимости работ (услуг) путём зачёта на сумму 438,1 тыс. рублей.
Необходимо отметить, что по данным проверки целевого и эффективного использования средств местного бюджета, выделенных на реализацию долгосрочной целевой программы «Электронный Петропавловск-Камчатский (2006-2010)», проведённой в 2007 году, с целью внедрения системы диспетчерского контроля в случае возникновения угрозы или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера проведён открытый конкурс, по результатам которого с ООО «ИНКАП» заключён муниципальный контракт от 02.10.2006 № 55 на сумму 805,1 тыс. рублей. Работы по поставке и внедрению автоматической системы обработки обращений граждан в городскую аварийно-диспетчерскую службу «05» (Единая дежурно-диспетчерская служба) выполнены своевременно, оплата произведена в полном объеме. Вместе с тем данная автоматическая система на момент проведения проверки не используется для муниципальных нужд. Согласно представленным документам,  установленная система вышла из строя по истечении года эксплуатации. В течение 2008 года предпринимались попытки восстановить работу системы. В результате взаимодействия Аппарата администрации с ООО «ИНКАП», на основании обращений руководства Единой дежурно-диспетчерской службы принято решение о необходимости модернизации системы. По итогам проведённой котировки с ООО «ИНКАП» заключён муниципальный контракт от 11.12.2008 № 114, сроки выполнения которого, с учётом дополнительного соглашения о продлении срока оказания услуг, нарушены. Согласно пояснению начальника отдела информационных систем и сетей Аппарата администрации А.А. Шевчука после выполнения подрядчиком всего спектра услуг предполагается выставить претензию и пеню за нарушение условий муниципального контракта.
В целях внедрения системы диспетчерского контроля в случае возникновения угрозы или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера заключён муниципальный контракт с ЗАО «Корпорация ЮНИ» на выполнение комплексных работ по оснащению здания Единой диспетчерской службы оборудованием и монтажу инженерных систем от 03.12.2007 № 77 (11400,0 тыс. рублей). В 2008 году заключено дополнительное соглашение № 1 от 28.01.2008 к муниципальному контракту в части включения в состав инженерных сетей системы пожарной сигнализации, не предусмотренной конкурсной документацией, и увеличения стоимости контракта на стоимость работ по монтажу данной системы в сумме 450,0 тыс. рублей. В техническом задании отсутствуют требования к системе пожарной сигнализации. В тоже время согласно п. 2.11 муниципального контракта приёмка работ производится в соответствии с техническим заданием. Также, в соответствии с п. 4.9 муниципального контракта срок гарантии на все проведённые работы определяется в соответствии с техническим заданием, являющимся неотъемлемой частью контракта. Однако, гарантийные требования в части систем контроля доступа, пожаротушения, видеонаблюдения отсутствуют.
Кроме того, при использовании средств местного бюджета с целью внедрения системы диспетчерского контроля в случае возникновения угрозы или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера не в полной мере соблюдались требования паспорта Целевой программы. Так, в рамках данного муниципального контракта осуществлены мероприятия в общей сумме 3509,2 тыс. рублей, не соотносимые с целями и задачами Целевой программы, направленной на достижение результатов в сфере информатизации городского округа. В частности, приобретён комплект мебели стоимостью 229,4 тыс. рублей, созданы системы общей стоимостью 3279,8 тыс. рублей (контроля доступа в здание, кондиционирования, пожаротушения, пожарной сигнализации, охранной сигнализации, охранного видеонаблюдения). 
Также, в результате недофинансирования программных мероприятий из бюджета городского округа Аппаратом администрации в проверяемом периоде систематически нарушались условия муниципальных контрактов, заключённых в рамках Целевой программы, в части сроков оплаты за выполненные работы, в частности:
- по муниципальному контракту от 10.10.2007 № 47 с ООО «Камчатский Информационно-Технический Центр»: окончательный расчёт с исполнителем - в течение 14 дней со дня подписания товарной накладной (дата подписания - 14.12.2007); расчёт произведён 07.04.2008;
- по муниципальному контракту от 07.11.2007 № 71 с ООО «КИТЦ»: расчёт с исполнителем - в течение 30 банковских дней с момента поставки программного обеспечения (дата поставки - 16.11.2007); окончательный расчёт произведён 06.06.2008;
- по муниципальному контракту от 07.08.2008 № 68 с ООО «Информационные системы «КРИСТА»: оплата за оказанные услуги производится заказчиком по факту выполнения работ в течение 14 календарных дней после подписания акта выполненных работ (дата подписания - 29.08.2008); оплата в проверяемом периоде не производилась;
- по муниципальному контракту от 16.07.2008 № 59 с ИП Томкевич А.В.: оплата производится в соответствии с актом выполненных работ ежемесячно, срок оказания услуг - с момента подписания контракта до 30.12.2008. Услуги предоставлены в полном объёме; в проверяемом периоде оплата произведена в размере 12,0 % от общей стоимости услуг. 

3.2 Фактическая реализация мероприятий в рамках долгосрочной целевой программы «Электронный Петропавловск-Камчатский (2006-2010 годы)» 

По отдельным муниципальным контрактам исполнение затрагивает реализацию нескольким разделов Целевой программы, в частности на поставку: мультимедийных проекторов (от 09.01.2007 № 1, ООО «НИССА»), копировально-множительной техники (от 25.12.2006 № 67), компьютерной техники (от 18.12.2006 № 63), серверов для МУ «Централизованная бухгалтерия» (от 14.08.2008 № 69, ООО «КИТЦ»), аппаратно-программных комплексов, специализированного оборудования для детей с ограниченными возможностями (от 10.10.2007 № 47, ООО «Камчатский Информационно-Технический Центр»).
В ходе контрольного мероприятия проведена выборочная проверка фактического исполнения муниципальных контрактов (договоров), заключённых в рамках Целевой программы.
Аппаратом администрации в проверяемом периоде продолжалась реализация отдельных муниципальных контрактов, заключённых в 2006 году, а также заключены муниципальные контракты (договоры) по следующим направлениям реализации Целевой программы:

3.2.1 Информатизация в сфере образования:

- на выполнение работ по монтажу локальных вычислительных сетей в муниципальных образовательных учреждениях от 15.10.2007 № 48 (ООО «НИССА»).

3.2.2 Информатизация в сфере здравоохранения:

- поставка для муниципальных учреждений здравоохранения: сервера (от 07.11.2007 № 74), сетевого оборудования (от 19.08.2008 № 72, ООО «КИТЦ»); создание структурированных кабельных сетей (от 19.05.2008 № 41, ЗАО «Камчаттелеком»).

В результате выборочной проверки фактического исполнения муниципальных контрактов установлено:
- по муниципальному контракту от 19.05.2008 № 41: в муниципальном учреждении здравоохранения (далее - МУЗ) «Городская больница № 2», МУЗ «Городская детская поликлиника № 1», МУЗ «Городская стоматологическая поликлиника» работы выполнены в полном объёме. Однако, в данных учреждениях структурированные кабельные сети частично не эксплуатируются. В МУЗ «Городская поликлиника № 1» работы выполнены, сети используются.
- по муниципальному контракту от 15.10.2007 № 48: в средней школе № 39, средней школе № 34, Детском доме-школе № 2 работы выполнены в полном объёме. Однако, в Детском доме-школе № 2 локальные вычислительные сети частично не эксплуатируются. Согласно пояснению начальника отдела информационных систем и сетей А.А. Шевчука данные факты частичного неиспользования для муниципальных нужд созданных сетей обусловлено отсутствием квалифицированных специалистов в учреждениях, а также пассивностью руководителей и работников учреждений при решении внутренних вопросов информатизации.

3.2.3 Информатизация в сфере культуры:

Осуществлялась поставка компьютерной и копировально-множительной техники.

3.2.4 Информатизация в сфере социальной защиты:

- по программе «Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья»: на оказание услуг по обучению, организации повышения квалификации и методической поддержки преподавателей и администраторов (от 04.04.2008 № 25, ООО «Камчатский Информационно-Технический Центр»), по сопровождению работы участников проекта с информационным порталом (от 04.04.2008 № 26, ООО «Камчатский Информационно-Технический Центр»), на оказание услуг связи для доступа к сети Интернет (от 16.07.2008 № 59, ИП Томкевич А.В.).

3.2.5 Информатизация в сфере управления городским округом:

- разработка и внедрение АИС для Комитета по управлению имуществом (от 22.09.2006 № 52, ООО «ВЕРИСЕЛ-Инконтри»);
- поставка, монтаж, пуско-наладочные работы учрежденской автоматической телефонной станции (от 21.07.2006 № 36); поставка цифрового выноса для станции Si2000 (от 01.11.2007 № 68) - ООО «СЦС Совинтел»;
- оснащение здания Единой дежурно-диспетчерской службы оборудованием, монтажу инженерных систем (от 03.12.2007 № 77); разработка концепции построения и развития телекоммуникационной сети (от 17.07.2008 № 60) - ЗАО «Корпорация ЮНИ»;
- поставка: сетевого оборудования (от 09.01.2007 № 2), программного обеспечения для создания геоинформационного центра (от 02.11.2007 № 70), программного обеспечения для создания системы безопасности муниципальных информационных систем и ресурсов от несанкционированного доступа (от 07.11.2007 № 71), серверных комплектов (от 05.11.2007 № 72) - ООО «КИТЦ»;
- создание структурированных кабельных сетей (от 01.12.2006 № 61/КТК); поставка оптико-волоконного кабеля (от 29.10.2007 № 64); монтаж кабельной сети в здании «Дома Дружбы» (от 01.11.2007 № 67); прокладка оптико-волоконного кабеля (от 29.12.2007 № 86) - ЗАО «Камчаттелеком»;
- разработка, установка, сопровождение АИС «Муниципальные закупки» (от 22.08.2006 № 51);  разработка, установка и внедрение АС для бухгалтерского и хозяйственного учёта (22.08.2006 № 50); поставка дополнительных лицензий на подключение к АС «Бюджет» от 01.09.2008 № 78; проведение работ по оптимизации и функционированию АС «Смета» (от 07.08.2008 № 68) - ООО «Информационные системы «КРИСТА»;
- построение (от 19.07.2006 № 34) и развитие системы электронного документооборота (от 26.02.2008 № 12) - ЗАО «АйТиДжи-групп»;
- модернизация, настройка конвергентной системы связи для МУ «Единая дежурно-диспетчерская служба» от (11.12.2008 № 114, ООО «ИНКАП»);
- прокладка оптико-волоконного кабеля от (15.12.2008 № 117, ООО «Камчаттелеком-Строй»).

Проверка в части муниципального контракта от 22.08.2006 № 51 на разработку, установку и сопровождение АИС «Муниципальные закупки» выявила, что АИС на момент проверки не используется для муниципальных нужд. В ходе проверки установлено, что программа работает только с использованием тестовой базы данных. Вместе с тем, согласно представленной бухгалтерской документации, работы выполнены в полном объёме.
Согласно пояснению начальника отдела информационных систем и сетей Аппарата администрации А.А. Шевчука невозможность промышленной эксплуатации АИС с января 2009 года обусловлена созданием Департамента организации муниципальных закупок городского округа, которому переданы функции Департамента экономической и бюджетной политики администрации городского округа в части организации муниципальных закупок.
Однако, документальное подтверждение невозможности эксплуатации АИС, документы, подтверждающие принятие мер, направленных на обеспечение полноценного функционирования АИС, не представлены. Вместе с тем, согласно п. 2.10 муниципального контракта в случае мотивированного отказа от приёмки работы сторонами составляется двухсторонний акт с указанием перечня необходимых доработок. Указанный акт также не представлен. Работы приняты заказчиком в полном объёме 25.12.2008. Между тем, решение об учреждении Департамента организации муниципальных закупок городского округа, утверждении Положения о нём и Порядка взаимодействия муниципальных заказчиков и органа, уполномоченного на осуществление функций по размещению заказов для муниципальных заказчиков, принято Городской Думой 22.10.2008. Решение вступило в силу с 01.11.2008.
Согласно статье 34 Бюджетного кодекса РФ принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объёма средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объёма средств.
Однако, до настоящего времени конечный результат использования средств местного бюджета (на момент проведения проверки - в размере 2842,0 тыс. рублей) отсутствует, АИС для муниципальных нужд не используется. В соответствии со статьёй 34 Бюджетного кодекса РФ данный факт свидетельствует о неэффективном использовании средств местного бюджета. Общий объём средств местного бюджета, использованных неэффективно, определить не представляется возможным в связи со значительным объёмом программных мероприятий, реализуемых в течение длительного периода времени, а также поэтапным выполнением работ.
Информация, представленная Аппаратом администрации в разногласиях на акт проверки в отношении неэффективного использования средств местного бюджета, носит характер пояснения и свидетельствует о наличии объективных и субъективных факторов, препятствующих реализации Целевой программы.
Выборочная проверка разработки, установки и внедрения ООО «Информационные системы «КРИСТА» АИС для бухгалтерского и хозяйственного учёта в органах администрации и муниципальных учреждениях (от 22.08.2006 № 50) проведена в МУЗ «Городская больница № 2», МУ «Управление благоустройства», муниципальном образовательном учреждении (далее - МОУ) «Средняя общеобразовательная школа № 43» и Центре культуры и досуга (далее - ЦКД) «Апрель». В МУ «Управление благоустройства» работы выполнены в полном объёме. Данная АИС в учреждении эксплуатируется.
В МУЗ «Городская больница № 2» работы выполнены в полном объёме. Однако, эксплуатация АИС в учреждении не производится. Согласно пояснению заместителя начальника отдела информационных систем и сетей Аппарата администрации О.В. Мироненко отсутствие эксплуатации обусловлено решением о нецелесообразности перехода на АИС бухгалтерского и хозяйственного учёта со стороны главного бухгалтера больницы.
Для МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 43», ЦКД «Апрель» работы выполнены в полном объёме. Между тем, проверкой установлено, что в данных учреждениях АИС не функционирует. Согласно пояснению заместителя начальника отдела информационных систем и сетей Аппарата администрации О.В. Мироненко установка, настройка и запуск АИС из-за технической неготовности перенесена на 01.09.2009, и будет производиться силами Аппарата администрации. Однако, работы по данному муниципальному контракту в проверяемом периоде приняты в полном объёме. Аналогично вышеизложенному нарушению, документальное подтверждение невозможности эксплуатации системы в сложившихся условиях не представлено. Также не представлены документы, подтверждающие принятие мер, направленных на обеспечение полноценного функционирования АИС.
На момент проведения проверки данные этапы создания АИС (МУЗ «Городская больница № 2», МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 43», ЦКД «Апрель») не оплачены.

В части поставки дополнительных лицензий на подключение к АС «Бюджет» (от 01.09.2008 № 78, ООО «Информационные системы «КРИСТА»), выполнения работ по созданию структурированных кабельных сетей в зданиях администрации по ул.Курильская,1 (от 01.12.2006 № 61/КТК, ЗАО «Камчаттелеком») и по прокладке оптико-волоконного кабеля (от 29.12.2007 № 86, ЗАО «Камчаттелеком») выборочной проверкой нарушений не установлено.

3.2.6 Создание и развитие общегородских информационных ресурсов:

- поставка камер наружного наблюдения, видеосервера для реализации пилотного проекта «Безопасный город» (от 26.12.2007 № 84, ЗАО «Корпорация ЮНИ»); проектирование системы видеонаблюдения (от 06.08.2008 № 66, ЗАО «Корпорация ЮНИ») и установка, настройка камер видеонаблюдения на площади им. В.И. Ленина от 26.12.2008 № 122/КТК.0810 (ЗАО «Камчаттелеком»);
В части выполнения работ по установке и настройке камер видеонаблюдения на площади им. В.И. Ленина выборочной проверкой нарушений не установлено.

3.2.7 Повышение квалификации служащих и навыков населения:

Размещение муниципального заказа по данному разделу Целевой программы в проверяемом периоде не осуществлялось.

4. Отдельные вопросы, отражённые в акте проверки целевого и эффективного использования средств местного бюджета, выделенных в 2006 году на реализацию долгосрочной целевой программы «Электронный Петропавловск-Камчатский (2006-2010)»

Проведённым контрольным мероприятием установлено, что в целях обеспечения централизованного планового внедрения информационно-коммуникационных технологий в муниципальном секторе и координации действий органов местного самоуправления и муниципальных организации городского округа при разработке и реализации городской программы информатизации в городском округе функционирует комиссия по информатизации и связи при администрации городского округа. Вместе с тем, налаженная система управления реализацией Целевой программы до настоящего времени не создана, регулярная экспертиза принимаемых в рамках Целевой программы решений и качества выполненных работ не производится. Экспертный совет с привлечением представителей науки, внешних консультантов, в соответствие с паспортом Целевой программы, не сформирован. На данное нарушение указано в акте предыдущей проверки.
Аналогично, результаты контрольного мероприятия вновь свидетельствуют о несоответствии в отдельных случаях объёмов заключённых муниципальных контрактов паспорту Целевой программы в части планируемого объёма средств по конкретным наименованиям. Так, в течение проверяемого периода не выполнены следующие программные мероприятия: создание муниципального ресурсного центра (план на 2006-2008 годы - 2400,0 тыс. рублей), создание телемедицинских центров (16600,0 тыс. рублей), организация пунктов коллективного доступа к открытым информационным системам на базе городских библиотек (600,0 тыс. рублей), внедрение системы обеспечения деятельности информационно-расчетных центров жилищно-коммунального хозяйства (2000,0 тыс. рублей), повышение квалификации служащих и навыков населения (3450,0 тыс. рублей).
Между тем, по отдельным направлениям стоимость заключённых муниципальных контрактов превышает плановые ассигнования, установленные паспортом Целевой программы:
- создание единой выделенной информационной сети среди учреждений образования - на 796,6 тыс. рублей и составляет 2498,3 тыс. рублей. Муниципальный контракт исполнен и оплачен в проверяемом периоде, при этом план на 2006-2008 годы - 1701,7 тыс. рублей;
- создание единой выделенной информационной сети муниципальных учреждений здравоохранения - на 9249,8 тыс. рублей и составляет 10199,8 тыс. рублей. Муниципальные контракты в проверяемом периоде исполнены, оплата произведена на 98,7 %, при этом план на 2006-2008 год - 950,0 тыс. рублей, на период 2006-2010 годы - 1750,0 тыс. рублей;
- создание и развитие структурированных кабельных сетей в зданиях администрации - на 6530,4 тыс. рублей и составляет 16530,4 тыс. рублей. Муниципальные контракты исполнены, в тоже время плановые ассигнования на период 2006-2009 годы - 10000,0 тыс. рублей;
- оснащение компьютерной и копировально-множительной техникой - на 1066,0 тыс. рублей и составляет 23459,0 тыс. рублей. Муниципальные контракты исполнены, при этом план на 2006-2008 годы составляет 22393,0 тыс. рублей. Также, результаты сопоставления плановых ассигнований в паспорте Целевой программы с фактическим исполнением по кодам бюджетной классификации свидетельствуют о том, что расходы по данному направлению по разделам информатизации в сфере здравоохранения и в сфере культуры осуществлены в меньших объёмах (соответственно на 1646,0 тыс. рублей и 1013,6 тыс. рублей меньше), а по разделам информатизации образования и информатизации управления городским округом - в больших объёмах (соответственно на 1208,0 тыс. рублей и 1331,8 тыс. рублей больше).
В части построения системы электронного документооборота в администрации городского округа в ходе предыдущей проверки выявлено, что приобретённые за счёт средств местного бюджета в августе 2006 года у ЗАО «Корпорация «ЮНИ» в целях обеспечения контроля гражданами хода исполнения обращений материальные ценности (потоковый сканер, информационный киоск) на общую сумму 309,6 тыс. рублей не используются. В 2009 году установлено, что система сканирования информационного киоска на момент проведения проверки также не эксплуатируется. Согласно пояснению начальника отдела информационных систем и сетей Аппарата администрации А.А. Шевчука сканер работает на основе беспроводной системы передачи данных. В процессе работы замечено, что данная модель, работающая на аккумуляторах, быстро разряжается, поэтому сканер в комплекте с информационным киоском не установлен.
В соответствии со статьёй 34 Бюджетного кодекса РФ данный факт свидетельствует о неэффективном использовании средств местного бюджета в части стоимости потокового сканера.
Информационный киоск на момент проведения проверки установлен. Однако, целью использования данного оборудования является обеспечение доступа граждан к системе документооборота, между тем, учитывая расположение информационного киоска, доступ граждан к нему максимально затруднён.
Необходимо отметить, что в ходе финансирования программных мероприятий в 2006 году допускалась необоснованная выплата авансов, также в ходе проверки выявлены нарушения требований законодательства Российской Федерации по ведению бюджетного учёта. В проверяемом периоде в ходе финансирования программных мероприятий необоснованная выплата авансов не допускалась, ведение бюджетного учёта осуществлялось в соответствие с требованиями законодательства РФ.

 

Выводы:

1. Согласно паспорту Целевой программы, предполагается выделение ограниченного объёма средств на финансирование программных мероприятий из бюджета городского округа и привлечение дополнительных объёмов финансирования из бюджетов других уровней, а также внебюджетных источников. Несмотря на это, при планировании объёмов финансирования программных мероприятий рассматривается один источник финансирования - бюджет городского округа.
2. Решением о бюджете городского округа на 2007 год объём ассигнований, предусмотренных на финансирование программных мероприятий, составил 59000,0 тыс. рублей, что на 7488,5 тыс. рублей превышает потребность в средствах бюджета городского округа, предусмотренную паспортом Целевой программы; на 2008 год объём ассигнований составил 47737,4 тыс. рублей.
3. На финансирование мероприятий Целевой программы в 2007 году выделены средства из бюджета городского округа в сумме 30214,2 тыс. рублей, что составляет 58,7 % от потребности Целевой программы в бюджетных ассигнованиях, или 51,1 % от объёма бюджетных ассигнований, предусмотренного решением о бюджете городского округа; в 2008 году - 40662,5 тыс. рублей или соответственно 85,2 % потребности Целевой программы и объёма бюджетных ассигнований, предусмотренного решением о бюджете городского округа.
Таким образом, объём финансирования программных мероприятий в проверяемом периоде не соответствует ни паспорту Целевой программы, ни решению о бюджете городского округа: в 2007 году исполнение на 21296,9 тыс. рублей меньше суммы,  запланированной паспортом программы и на 28785,8 тыс. рублей меньше суммы, предусмотренной решением о бюджете городского округа. В 2008 году исполнение на 7074,9 тыс. рублей меньше объёмов финансирования, запланированных паспортом программы и решением о бюджете городского округа. 
4. Паспорт Целевой программы содержит целевые индикаторы и показатели. Однако, в ходе реализации Целевой программы анализ расчетных значений указанных индикаторов и показателей с целью оценки результатов программных мероприятий не производился. В результате, не представляется возможным в полном объёме проанализировать результаты использования средств местного бюджета в рамках Целевой программы.
5. В рамках реализации Целевой программы в проверяемом периоде заключены 28 муниципальных контрактов, 3 договора поставки на общую сумму 40614,6 тыс. рублей: в 2007 году - 14 муниципальных контрактов, 1 договор на общую сумму 26686,9 тыс. рублей, оплата произведена в полном объёме (денежные средства в сумме 420,2 тыс. рублей ошибочно перечисленные в 2007 году в адрес ООО «КИТЦ» в 2008 году возвращены в бюджет городского округа); в 2008 году - 14 муниципальных контрактов на общую сумму 13927,7 тыс. рублей, оплата произведена в общей сумме 10959,1 тыс. рублей.
В 2006 году заключены 8 муниципальных контрактов на общую сумму 38605,7 тыс. рублей, срок действия которых распространяется на проверяемый период, оплата произведена в размере 32810,5 тыс. рублей.
В результате в проверяемом периоде в рамках Целевой программы осуществлены расходы на общую сумму 70456,5 тыс. рублей.
6. В результате недофинансирования программных мероприятий из бюджета городского округа Аппаратом администрации в проверяемом периоде систематически нарушались условия муниципальных контрактов, заключённых в рамках Целевой программы, в части сроков оплаты за выполненные работы. Кредиторская задолженность Аппарата администрации по заключённым муниципальным контрактам перед исполнителями составила по состоянию на 01.01.2008 - 19195,9 тыс. рублей; на 01.01.2009 - 5350,4 тыс. рублей.
7. Проверкой выявлены отдельные нарушения порядка размещения и реализации муниципальных заказов:
- Аппаратом администрации в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов (Управление Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю), не направлены сведения для включения в реестр недобросовестных поставщиков в отношении ООО «НИССА», уклонившегося от заключения муниципального контракта;
- муниципальный контракт от 09.01.2007 № 2 с ООО «КИТЦ» на сумму 2245,15 тыс. рублей заключён на условиях, отличающихся от условий, содержащихся в конкурсной документации. Муниципальным контрактом предусмотрен срок поставки сетевого оборудования для нужд администрации городского округа до 20.04.2007. При этом, в конкурсной документации указан срок поставки - до 01.02.2007;
- в ходе реализации муниципального контракта от 22.08.2006 № 50 с ООО «Информационные системы «КРИСТА» на разработку, установку и внедрение АИС для бухгалтерского и хозяйственного учёта в органах администрации и муниципальных учреждениях срок выполнения работ неоднократно продлялся. Изменение сроков осуществлялось согласно дополнительным соглашениям по инициативе муниципального заказчика в связи с трудностями, связанными с неготовностью технической стороны Аппарата администрации. Согласно п. 5 ст. 9 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» отсутствовали правовые основания для продления срока исполнения подрядчиком данного муниципального контракта по указанным в дополнительных соглашениях причинам;
- общая сумма неустойки, подлежащая взысканию с подрядчиков в связи с нарушением условий муниципальных контрактов, составляет согласно расчёту, произведенному Контрольно-счетной палатой, 750,7 тыс. рублей. Вместе с тем, согласно претензиям, выставленным Аппаратом администрации, неустойка составила 566,1 тыс. рублей: перечислено в бюджет городского округа 128,0 тыс. рублей, дополнительными соглашениями предусмотрено уменьшение стоимости работ (услуг) на сумму 438,1 тыс. рублей. Таким образом, в связи с отсутствием в отдельных случаях претензионной работы, нарушением порядка расчёта неустойки не предъявлены штрафные санкции на сумму 184,6 тыс. рублей.
8. В целях внедрения системы диспетчерского контроля в случае возникновения угрозы или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера заключён муниципальный контракт с ЗАО «Корпорация ЮНИ» на выполнение комплексных работ по оснащению здания Единой диспетчерской службы оборудованием и монтажу инженерных систем от 03.12.2007 № 77 (11400,0 тыс. рублей). В 2008 году заключено дополнительное соглашение № 1 от 28.01.2008 к муниципальному контракту в части включения в состав инженерных сетей системы пожарной сигнализации, не предусмотренной конкурсной документацией, и увеличения стоимости контракта на стоимость работ по монтажу данной системы в сумме 450,0 тыс. рублей. В техническом задании отсутствуют требования к системе пожарной сигнализации. В тоже время согласно п. 2.11 муниципального контракта приёмка работ производится в соответствии с техническим заданием.
9. В рамках заключённого с целью внедрения системы диспетчерского контроля в случае возникновения угрозы или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера муниципального контракта осуществлены мероприятия в общей сумме 3509,2 тыс. рублей, не соотносимые с целями и задачами Целевой программы, направленной на достижение результатов в сфере информатизации городского округа. В частности, приобретён комплект мебели, созданы системы контроля доступа в здание, кондиционирования, пожаротушения, пожарной сигнализации, охранной сигнализации, охранного видеонаблюдения. 
10. В ходе реализации Целевой программы в течение 2006-2008 годов не выполнены следующие программные мероприятия: создание муниципального ресурсного центра (план на 2006-2008 годы - 2400,0 тыс. рублей), создание телемедицинских центров (16600,0 тыс. рублей), организация пунктов коллективного доступа к открытым информационным системам на базе городских библиотек (600,0 тыс. рублей), внедрение системы обеспечения деятельности информационно-расчетных центров жилищно-коммунального хозяйства (2000,0 тыс. рублей), повышение квалификации служащий и навыков населения (3450,0 тыс. рублей).
11.  В ходе выборочной проверки фактического исполнения муниципальных контрактов, заключённых в рамках Целевой программы, установлено  неэффективное использование средств местного бюджета. Общий объём определить не представляется возможным в связи со значительным объёмом программных мероприятий, реализуемых в течение длительного периода времени, а также поэтапным выполнением работ.
Согласно статье 34 Бюджетного кодекса РФ принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объёма средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объёма средств.
Однако, конечный результат использования части средств местного бюджета на момент проведения проверки отсутствует.
Так, проверка в части муниципального контракта от 22.08.2006 № 51 (ООО «Информационные системы «КРИСТА») на разработку, установку и сопровождение автоматизированной информационной системы АИС «Муниципальные закупки» выявила, что АИС на момент проверки не используется для муниципальных нужд, программа работает только с использованием тестовой базы данных. Вместе с тем, согласно учётным данным работы выполнены в полном объёме.
Аналогично, на момент проведения проверки в результате реализации муниципального контракта от 22.09.2006 № 52 с ООО «ВЕРИСЕЛ-Инконтри» для муниципальных нужд фактически используются отдельные подсистемы АИС учёта муниципальной собственности.
Информация, представленная Аппаратом администрации в разногласиях на акт проверки в отношении неэффективного использования средств местного бюджета, носит характер пояснения и свидетельствует о наличии объективных и субъективных факторов, препятствующих реализации Целевой программы, а также о выполнении отдельных этапов создания АИС.
12. Проверкой отдельных вопросов, отражённых в акте проверки целевого и эффективного использования средств местного бюджета, выделенных в 2006 году на реализацию долгосрочной целевой программы «Электронный Петропавловск-Камчатский (2006-2010)», в проверяемом периоде по отдельным вопросам установлены аналогичные нарушения:
- налаженная система управления реализацией Целевой программы до настоящего времени не создана, регулярная экспертиза принимаемых в рамках Целевой программы решений и качества выполненных работ не производится. Экспертный совет с привлечением представителей науки, внешних консультантов, в соответствие с паспортом Целевой программы, не сформирован;
- по отдельным направлениям стоимость заключённых муниципальных контрактов превышает плановые ассигнования, установленные паспортом Целевой программы: создание единой выделенной информационной сети среди учреждений образования - на 796,6 тыс. рублей (2498,3 тыс. рублей), учреждений здравоохранения - на 9249,8 тыс. рублей (10199,8 тыс. рублей); создание и развитие структурированных кабельных сетей в зданиях администрации - на 6530,4 тыс. рублей (16530,4 тыс. рублей); оснащение компьютерной и копировально-множительной техникой - на 1066,0 тыс. рублей (23459,0 тыс. рублей);
Также в ходе предыдущей проверки было выявлено, что приобретённые в целях обеспечения контроля гражданами хода исполнения обращений в системе электронного документооборота материальные ценности не используются. В 2009 году установлено, что система сканирования информационного киоска на момент проведения проверки по-прежнему не эксплуатируется. В соответствии со статьёй 34 Бюджетного кодекса РФ данный факт свидетельствует о неэффективном использовании средств местного бюджета в части стоимости потокового сканера.
Информационный киоск на момент проведения настоящей проверки установлен. Однако, целью использования данного оборудования является обеспечение доступа граждан к системе документооборота, между тем, учитывая расположение информационного киоска, доступ граждан к нему максимально затруднён;
- в части устранения нарушений, выявленных предыдущей проверкой, установлено, что в проверяемом периоде в ходе финансирования программных мероприятий необоснованная выплата авансов не допускалась, ведение бюджетного учёта отделом учёта и отчётности Аппарата администрации осуществлялось в соответствие с требованиями законодательства РФ.
13. В проверяемом периоде Аппаратом администрации достигнуты определённые успехи в развитии муниципальной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, формировании системы муниципальных информационных ресурсов, информационных системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Реализован значительный объём мероприятий, направленных на формирование систем автоматизации деятельности органов управления городским округом. Вместе с тем на момент проведения проверки цели и задачи, поставленные Целевой программой, в полном объёме не реализованы. Ограниченность бюджетных средств обусловила недостаточное финансирование программных мероприятий. По отдельным направлениям реализация Целевой программы не осуществлялась. В тоже время допускалось использование средств на финансирование мероприятий, не соотносимых с задачами Целевой программы, по отдельным направлениям превышены запланированные паспортом Целевой программы  бюджетные ассигнования. Кроме того, в связи с некачественным планированием в ходе принятия отдельных управленческих решений по определению конкретных мероприятий Целевой программы, допущено неэффективное использование средств местного бюджета, обусловленное, в том числе, неготовностью технической стороны администрации городского округа, муниципальных учреждений, недостатком квалифицированных кадров, пассивностью руководителей и работников учреждений при решении внутренних вопросов информатизации.

Предложения:

1. Направить отчёт о результатах проверки целевого и эффективного использования средств местного бюджета, выделенных на реализацию долгосрочной целевой программы «Электронный Петропавловск-Камчатский (2006-2010 годы)», для сведения:
- в Городскую Думу Петропавловск-Камчатского городского округа;
- Главе Петропавловск-Камчатского городского округа.

 

 

Аудитор
Контрольно-счетной палаты
Петропавловск-Камчатского
городского округа  
 О.Н.Артёмова