Аналитическая записка
по вопросу результативности и эффективности реализации городской долгосрочной целевой программы «Профилактика употребления психоактивных веществ (ПАВ) в молодёжной среде на 2006-2008 годы»


23.07.2009г.

Аналитическая записка по вопросу результативности и эффективности реализации городской долгосрочной целевой программы «Профилактика употребления психоактивных веществ (ПАВ) в молодёжной среде на 2006-2008 годы» (далее – Целевая программа, программа) подготовлена по результатам контрольно-ревизионного мероприятия в соответствии с планом работы Контрольно-счетной палаты Петропавловск-Камчатского городского округа (КСП) на 2009 год.
Целью проведения аналитического мероприятия являлось определение эффективности использования средств бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа (далее – городской округ), направленных в 2006-2008 годах на реализацию Целевой программы; оценка степени достижения ожидаемых результатов и целевых показателей программы.
В процессе работы над аналитической запиской проанализированы материалы проведённой КСП проверки целевого и эффективного использования средств бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа, выделенных на реализацию программы, Отчёты Администрации и Департамента социального развития (далее – Департамент соцразвития) Петропавловск-Камчатского городского округа о ходе финансирования и реализации рассматриваемой Целевой программы (далее – Отчёты), материалы и статистические данные, касающиеся наркоситуации в Российской Федерации и Камчатском крае, материалы, опубликованные в средствах массовой информации и на Интернет-сайтах.
В аналитической записке дана характеристика целей, задач и финансового обеспечения Целевой программы, плановых мероприятий программы и их реализации.
Проведённое исследование и анализ его результатов выявили наличие проблем при формировании, финансовом обеспечении и реализации Целевой программы.

1. Содержание проблемы

Необходимость подготовки и реализации Целевой программы вызвана тем, что современная ситуация в Российской Федерации характеризуется сохранением негативных тенденций в сфере незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ (далее - ПАВ), что представляет серьёзную угрозу здоровью населения, экономике страны и правопорядку. В конце XX века злоупотребление алкоголем, наркотиками и другими психоактивными веществами приняло характер эпидемии. По данным Всемирной организации здравоохранения, суммарное количество больных с заболеваниями, вызванными приёмом различных психоактивных веществ, за исключением курильщиков табака, составляет более 500 млн. человек.
Результаты социологических исследований свидетельствуют, что среди употребляющих наркотические и токсические препараты, преобладает молодёжь: 51 % наркоманов и токсикоманов составляют молодые люди в возрасте 25-30 лет. Число наркоманов в России за последние 35 лет увеличилось более чем в 200 раз. Средний возраст молодых людей, приобщающихся к наркотикам, составляет 14 лет. За последние 20 лет количество состоящих на учёте наркозависимых и вовлечённых в наркопотребление в 7 - 10 раз превышает соответствующие показатели стран Европейского сообщества.
Наркомания является одной из важных проблем нашего общества, вызвавшей острую необходимость решительных и активных действий в организации профилактики злоупотребления наркотиками и психоактивными веществами. Распространение и потребление наркотиков обусловлено целым рядом взаимосвязанных факторов, таких как: высокая доходность операций, связанных с незаконным оборотом наркотиков; хищение наркотиков из больниц, аптек и фармацевтических предприятий (при определенных условиях эти объекты становятся источником поступления наркотиков в нелегальный оборот); криминализация российского общества; наличие безработных среди молодёжи, а также сравнительно низкий жизненный уровень населения (около 80 % населения России составляют малообеспеченные граждане, трудные жизненные обстоятельства которых вынуждают участвовать в наркобизнесе, как единственном источнике получения дохода); поляризация доходов различных социальных групп вызывает у определённой части подростков и молодёжи чувство протеста и агрессивные устремления (потребление наркотиков в молодёжной среде приобретает статус особой субкультуры, моды); отсутствие целостной, научно обоснованной системы профилактики распространения наркомании, в первую очередь среди подростков и молодёжи.
Период 1991-2000 годов характеризовался в России устойчивым ростом числа больных наркоманией - показатель учтённой заболеваемости наркоманией увеличился за этот период в 11 раз.
В 2001-2003 годах существенно замедлилась, а потом начала снижаться динамика роста количества вовлечённых в потребление наркотиков. Однако с 2004 года вновь возобновился её рост. Согласно данным официальной статистики о лицах, систематически употребляющих наркотики и состоящих на учёте с диагнозом «наркомания», официально зарегистрировано: в 1999 г. – 364,7 тыс. человек, в 2000 г. – 441,9 тыс. чел., в 2001 г. – 496,4 тыс. чел, в      2002 г. – 498,7 тыс. чел., в 2003 г. – 495,6 тыс. чел., в 2004 г. – 493,6 тыс. чел., в 2005 г. – 500,5 тыс. чел., в 2006 г. – 517,8 тыс. чел. В 2007 году на государственном учёте состояло уже 537,7 тыс. человек, которые или больны наркоманией, или регулярно употребляют наркотики, и зависимость которых стала болезненной.
Из числа несовершеннолетних на начало 1998 года только на учёте в учреждениях здравоохранения Российской Федерации состояло около 37 тысяч человек, употребляющих наркотические средства, психотропные и другие одурманивающие вещества. В том числе более 14 тысяч подростков, злоупотребляющих наркотиками, и около 6 тысяч - больных наркоманией. Анализ показателей наркологической заболеваемости подростков и населения в целом свидетельствует о том, что в 1998 году уровень заболеваемости наркоманией среди подростков был в 2 раза выше, чем среди населения в целом, а заболеваемость токсикоманией - в 8 раз. Подростки злоупотребляют наркотиками в 7,5 раза, а ненаркотическими ПАВ - в 11,4 раза чаще, чем взрослые.За пять лет (с 1992 по 1997 год) число детей, больных наркоманией, увеличилось в 19,3 раза; больных токсикоманией - в 15,7 раза.
По данным независимых социологических исследований, реальная численность потребителей наркотиков в стране превышает официальную численность в 8-10 раз. Значительное несоответствие данных официальной статистики Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и данных, полученных в результате проведения общероссийского мониторинга наркоситуации, о количестве лиц, незаконно потребляющих наркотики, свидетельствует о ненадлежащей организации учёта указанной категории лиц. Основным фактором, отрицательно влияющим на несоответствие статистических данных реальному положению дел, является нежелание становиться на учёт в связи с неблагоприятными правовыми последствиями, обусловленными самим фактом нахождения на учёте в лечебно-профилактическом учреждении наркологического профиля.
Кроме роста числа лиц, злоупотребляющих наркотическими веществами и больных наркоманией, отмечается увеличение объёма негативных медико-социальных последствий наркомании. Это возросшая в 7-11 раз смертность, увеличение в десятки раз числа суицидальных попыток, а также сопутствующих наркомании болезней: в первую очередь СПИДа (в России среди больных СПИДом более 50 % наркоманов), инфекционных гепатитов (в России более 90 % наркоманов болеют гепатитами), венерических болезней, туберкулеза и других заболеваний. ВИЧ-инфекции зарегистрированы не только у подростков и детей в возрасте 11-14 лет, но и у младенцев, заразившихся от ВИЧ-инфицированных матерей, больных наркоманией. Начиная с 1996 года, в России отмечается стремительное распространение ВИЧ-инфекции среди наркоманов.
По данным практикующих наркологов, из 496 тыс. человек, состоящих на наркологическом учёте в 2001 году, практически никого не осталось в учётных списках 2007 года. Фактически это означает, что их сегодня больше нет в живых. Сверхвысокая смертность в значительной части больных наркоманией даже при их стабильном общем числе на деле означает наличие скрытого систематического притока новых больных вместо выбывающих. То есть контингент обновляется примерно каждые 6 - 7 лет и рекрутирование наркоманов - в основном молодых людей до 35 лет - идет полным ходом. Но и те, кто остается в живых, тоже, как правило, оказываются потерянными для общества, выключаются из социальной жизни, более того, вовлекаются в антисоциальную и преступную деятельность.
По данным международной статистики весь круг заболеваний, связанных с наркоманией, дает около 10 % всех смертей и 20 % всех госпитализаций.
В настоящее время не разработаны достаточно эффективные средства и методы лечения наркомании. Наркологические диспансеры, оснащённые оборудованием для интенсивной терапии и необходимыми современными лекарствами, располагающие квалифицированными специалистами, обеспечивают излечение 10-20 % пациентов. Это означает, что из каждых 100 больных, прошедших полный курс лечения, 80-90 человек вновь начинают употреблять наркотики. Угрожающе выглядит и динамика по сокращению количества наркологических диспансеров в России. Так, за период с 2005 по 2007 год их количество сократилось на 20 % и составило 145 учреждений на всю Российскую Федерацию.
Среди основных причин, влияющих на распространённость наркомании и токсикомании в детско-подростковой среде, одно из первых мест занимает лёгкая доступность ПАВ. По данным независимых социологических исследований около 60 % опрошенных несовершеннолетних, употребляющих наркотики и токсические средства, отмечают относительную несложность их приобретения. Наркотики приобретаются в школах, на дискотеках, в кафе, в хорошо известных местах на улицах, в парках, а также на квартирах распространителей и торговцев наркотиками. Наркодельцы давно определили для себя образовательные учреждения как мини-рынки сбыта наркотиков в детско-подростковой среде. В результате, общество столкнулось с реальной незащищенностью детей и подростков от экспансии наркотических средств.
Следующим фактором наркотизации является снижение у большинства детей и подростков превентивной психологической защиты и низкий ценностный барьер. Несовершеннолетний, начинающий принимать наркотики, находится в своеобразной социально-психологической ситуации: с одной стороны - массовое распространение наркотиков, мощный прессинг рекламных предложений нового стиля жизни и новых ощущений, связанных с наркотизацией, в сочетании с доминирующими у подростка мотивами любопытства и подражания; с другой - растерянность и некомпетентность педагогов, социальных работников, родителей; с третьей - борьба правоохранительных структур с потребителями ПАВ.
Ситуация усугубляется тем, что в недалеком прошлом ранняя алкоголизация и токсикомания преимущественно поражали детей из неблагополучных семей, родители которых вели асоциальный образ жизни. На сегодняшний день число молодых наркоманов пополняется в не меньшей степени подростками из благополучных слоёв общества, семей с высоким достатком. Как правило, в подобных случаях гипоопека и невысокие морально-этические нормы, сложившиеся в семье, сочетаются с финансовой свободой подростков, связанной с легко доступными деньгами. Именно дети из этих семей преимущественно формируют особую молодёжную субкультуру, ведущими ценностями которой являются свободное времяпровождение в сочетании с наркотизацией как определённым стилем жизни.
На уровне личностных факторов, являющихся пусковым механизмом начала употребления наркотиков и последующего злоупотребления ими, выделяются индивидуальная дисгармоничность, наследственность, врожденные аномалии характера, проявляющиеся в виде негативных аффективных и поведенческих расстройств.
Обращает также на себя внимание низкий уровень информированности населения о профилактике наркотической патологии и малая доступность квалифицированной бесплатной консультативной и лечебно-реабилитационной помощи детям и подросткам, больным наркоманией, и превентивной помощи лицам, лишь приобщающимся к употреблению ПАВ. Около 60 % опрошенных детей и подростков и 28 % взрослых не представляли, куда можно обратиться при появлении наркотических проблем. Причём, в основном, население ориентировано на анонимную наркологическую помощь.
Относительно Камчатского края наркоситуация в целом не отличается от остальных регионов России.
По экспертным оценкам, уровень немедицинского потребления наркотиков за последние годы возрос в 10 раз и продолжает увеличиваться. По данным органов здравоохранения на 1 января 2002 года в Камчатской области на учёте состояло 209 лиц с диагнозом «наркомания» и 142 лица с диагнозом «токсикомания». Реальное же количество потребителей наркотиков значительно превышает данные показатели в несколько раз, о чём свидетельствует возросшее количество совершенных преступлений, связанных с наркотиками.
Почти две трети потребителей наркотиков - лица в возрасте до 30 лет. Расширяется детская и подростковая наркомания. В 2002 году на учёт в наркологический диспансер было поставлено 16 несовершеннолетних, что составляло 24,2 % от общего числа взятых на учёт.
За 10 лет в период с 1992 года по 2001 год в Камчатской области число преступлений, связанных с наркотиками, увеличилось почти в 16 раз (с 54 в 1992 году до 853 в 2001 году). Однако эти цифры не отражают реальную обстановку. По оценке экспертов, выявляется не более 10-15 % таких преступлений.
Несмотря на принимаемые меры профилактического и правоохранитель-ного характера, численность потребителей наркотических средств в Камчатском крае увеличилась с 1050 человек в 2004 году до 1548 в 2007 году (рост более 50 %). В расчёте на 100 тыс. населения данный показатель более чем в два раза выше, чем по Дальневосточному федеральному округу (далее - ДВФО) и почти в четыре раза, чем в среднем по России: Камчатский край - 445, по ДВФО - 205, среднероссийский показатель - 127. Наибольшее увеличение потребителей наркотических средств произошло в сельских районах Камчатского края. К 2008 году данный показатель увеличился в три раза и составил 138 человек к 41 в 2005 году.
К 2008 году более чем в 2 раза увеличилось количество потребителей наркотиков в возрасте до 19 лет (316 в 2007 году к 143 в 2005 году). Приведённая статистика фактически не учитывает потребителей наркотических средств в Корякском округе, так как там до настоящего времени не существует системы выявления потребителей наркотических средств.
Основными причинами распространения наркотиков в Камчатском крае является существующая высокая цена на наркотики, превышающая в 3-4 раза стоимость наркотиков в других регионах Российской Федерации, довольно высокая покупательная способность населения, а также слабо развитая сеть внешкольных учреждений досуга, спортивных секций и сооружений в микрорайонах краевого центра и муниципальных образованиях Камчатского края, клубов по интересам и низкая занятость подростков в период летних каникул.
Основная часть населения и финансовые ресурсы Камчатского края сосредоточены в трех населённых пунктах: Петропавловске-Камчатском городском округе, Елизовском городском поселении и закрытом административно-территориальном образовании Вилючинском городском округе. Именно поэтому основное количество преступлений и правонарушений в сфере незаконного оборота наркотиков совершается на территории этих муниципальных образований.
Эффективным механизмом решения проблемы является программно-целевой метод планирования деятельности с чётким определением целей и задач программы, выбором перечня скоординированных мероприятий по устранению причин и условий, способствующих незаконному распространению наркотиков, и их увязка с реальными возможностями соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ.
Использование такого метода позволит мобилизовать ресурсные возможности и сконцентрировать усилия на следующих приоритетных направлениях комплексного решения проблемы:
- профилактика распространения незаконного потребления и незаконного оборота наркотиков;
- лечение и реабилитация больных наркоманией;
- пресечение незаконного оборота наркотиков.
Как показывает практика, сосредоточение усилий исключительно на одном из этих направлений не позволит получить устойчивый положительный эффект. При этом реализация каждого отдельно взятого направления окажется значительно более затратной по сравнению с комплексным решением проблемы. Так, предпринимаемые на протяжении последних десятилетий попытки решения проблемы преимущественно силовыми методами оказались несостоятельными. Несмотря на значительное количество (более 100 тысяч в год) лиц, привлекаемых к уголовной ответственности, в том числе к лишению свободы, наркоситуация в стране в лучшую сторону не менялась.
Кроме того, именно профилактика является наиболее уязвимым местом. Выявление лиц с наркотическими проблемами и до настоящего времени вызывает большие трудности. Фактически вся лечебно-профилактическая и реабилитационная работа в области наркологии касается явных, запущенных случаев наркомании, токсикоманий и алкоголизма.
Важным моментом в области предупреждения употребления психоактивных веществ и профилактики наркомании следует считать нацеленность мероприятий на контингент школьного возраста, т.к. именно эта возрастная группа несовершеннолетних и молодёжи быстро втягивается в наркотизацию.
Антинаркотическая профилактика - это целостная, организуемая в рамках единой программы система мер, которая имеет свое содержание, свою этапность и динамику развития, свой определённый конечный результат и реализуется государственными и общественными структурами. Профилактику можно разделить на три этапа.
Первичная профилактика наркомании опирается в своей основе на долгосрочную общегосударственную политику, направленную на формирование в обществе непримиримого отношения к употреблению наркотиков.
Вторичная профилактика зависимости от ПАВ касается лиц, которые уже испытывают на себе влияние проблемы, связанной с употреблением наркотических средств, но не обнаруживают признаков болезни. Её цель - максимально сократить продолжительность воздействия ПАВ на человека, ограничить степень вреда, наносимого злоупотреблением ПАВ как потребителю, так и окружающей его микросреде - учащимся образовательного учреждения и семье, предотвратить формирование хронического заболевания. Комплекс мероприятий вторичной профилактики направлен на полное прекращение дальнейшей наркотизации и восстановление личностного и социального статуса учащегося. Важнейшими составными частями вторичной профилактики являются: создание системы раннего выявления потребителей ПАВ, обеспечение доступности комплексного обследования и оказание квалифицированной психологической, медицинской, педагогической и социальной помощи.
Мероприятия, направленные на предотвращение срывов и рецидивов наркомании, относятся к третичной профилактике. Профилактика, лечение и реабилитация - это взаимосвязанный процесс.
Отечественный и зарубежный опыт свидетельствует, что в плане профилактики наиболее предпочтительными являются программы, направленные на пропаганду здорового образа жизни и ориентированные на применение социально-психологического тренинга. Базовой основой всех профилактических мероприятий признается информационно-образовательное направление.
В целях предупреждения злоупотребления наркотиками, профилактики и лечения наркомании на федеральном уровне с 1995 года периодически разрабатываются и реализовываются федеральные целевые программы, направленные на противодействие злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту (Федеральная целевая программа «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту» на 1995-1997 годы, 1999-2001, 2002-2004 и 2005-2009 годы).
На региональном уровне в период 2002-2004 годов действовала областная государственная целевая программа, направленная на противодействие злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на территории Камчатской области. С 2005 года ведётся реализация долгосрочной целевой программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на территории Камчатской области на 2005-2009 годы». Согласно информации о ходе реализации программы в Камчатском крае в рамках программы создан и функционирует областной центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции (далее – Центр). Специалисты Центра организуют и проводят просветительскую, профилактическую и коррекционную работу с учащимися образовательных учреждений. На специализированном компьютерном оборудовании были организованы индивидуальные коррекционно-развивающие занятия для детей и подростков по индивидуальным программам.
В 2008 году в рамках краевой программы была сформирована волонтерской группа «Вертикаль», которой разработана печатная продукция, направленная на профилактику наркозависимости, проведены различные антинаркотические акции. Также осуществлялись иные мероприятия в соответствии с областной программой.
В развитие вышеуказанных программ на уровне Петропавловск-Камчатского городского округа (далее - городской округ) решением Городской Думы городского округа от 14.12.2005 года утверждена городская долгосрочная целевая программа «Профилактика употребления психоактивных веществ (ПАВ) в молодёжной среде на 2006–2008 годы».

2. Основные цели и задачи Целевой программы

Основной целью долгосрочной целевой программы «Профилактика употребления психоактивных веществ (ПАВ) в молодёжной среде на 2006–2008 годы» (с учётом внесённых изменений) являлась организация работы в молодёжной среде городского округа, направленная на пропаганду здорового образа жизни, профилактику употребления психоактивных веществ и формирование у детей и подростков отрицательного отношения к психоактивным веществам.
Для достижения поставленных целей программой предусмотрено решение следующих задач:
- организация работы по предупреждению употребления психоактивных веществ в молодёжной среде;
- участие в работе по проведению мониторинга распространённости употребления психоактивных веществ несовершеннолетними и молодёжью;
- привлечение общественных организаций и средств массовой информации к участию в профилактике употребления психоактивных веществ.
Структура Целевой программы включает в себя паспорт программы и программные мероприятия.
Паспортом программы определены наименование программы, основания для её разработки, период реализации, заказчик, разработчики, исполнители и соисполнители, руководитель программы, цели и задачи, источник и объём финансирования, ожидаемые результаты и целевые показатели программы, система организации контроля выполнения программы.
Система организации контроля выполнения программы, в свою очередь, включает общий контроль за выполнением программы; ежегодное уточнение целевых показателей, затрат на программные мероприятия, механизма реализации программы, состава исполнителей; ежегодное предоставление Главе городского округа отчёта о ходе реализации программы и эффективности проводимых результатах.
Программные мероприятия рассматриваемой Целевой программы делятся на организационно-правовые и профилактические меры.
К организационно-правовым мероприятиям отнесены: создание межведомственной комиссии по противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту; учёт детей и подростков в возрасте 7-15 лет, не обучающихся в образовательных учреждениях; учёт подростков в возрасте 15-17 лет, не обучающихся и не работающих, принятие мер к их организации; формирование банка данных на несовершеннолетних, желающих работать в летний период; создание банка данных несовершеннолетних (семей) г. Петропавловска-Камчатского, находящихся в социально-опасном положении; проведение рейдов по аптечным точкам с целью выявления фактов продажи лекарственных препаратов, относящихся к ПАВ, по местам отдыха молодёжи в ночное время, в подъездах, чердаках и подвалах и прочих местах сбора несовершеннолетних асоциальной направленности; оборудование площадок для занятия спортом в каждом крупном микрорайоне города; систематическая пропаганда материалов, направленных на разъяснение вреда от наркотиков, на формирование положительных ценностей здорового образа жизни; оснащение библиотек наглядной агитацией для работы по профилактике  наркозависимости среди группы риска; проведение мониторинга в образовательных учреждениях по опросным листам с целью выяснения наркоситуации среди учащихся; приобретение методической литературы для создания научно-методического банка в информационно-методическом центре Управления образования; внедрение современных методов и технологий профилактики наркозависимости в образовательных учреждениях, установка «тревожной кнопки» в больницах города и городском родильном доме.
К профилактическим мерам отнесены: проведение акций «Всемирный день без табачного дыма», «Международный день борьбы с наркоманией», «Международный день отказа от курения»; проведение акций для учащихся образовательных учреждений «Здоровый образ жизни для детей и подростков»; просмотры художественных фильмов и видеофильмов по проблеме; проведение в образовательных учреждениях дней правовых знаний; создание городского центра социально-педагогической и психологической помощи семье и детям; работа в вечернее время спортивных залов для спортивных игр учащихся на бесплатной основе; методическое оснащение профилактики наркозависимости (тематические семинары для социальных работников, педагогов, школьных психологов и т.п.); развитие сети дополнительного образования, организация клубов, секций по месту жительства; проведение городских конкурсов антирекламы наркотиков, конкурсов графитти «За здоровый образ жизни»; проведение тематических родительских собраний; организация и проведение тематической смены в лагере дневного пребывания для подростков группы риска; изготовление буклетов для родителей с информацией о ранних признаках наркозависимости; проведение круглых столов с родителями и детьми из социально неблагополучных семей; организация  дискуссионных клубов старшеклассников «За здоровый образ жизни»; проведение тематических дискотек, фестивалей, книжных выставок, конференций и т.п.; проведение общегородского конкурса «Молодежь за здоровый образ жизни»; подготовка выступлений агитбригады «Молодёжь за здоровый образ жизни»; проведение спортивного мероприятия «Неделя здорового образа жизни».
Итогом реализации Целевой программы должно было стать достижение следующих результатов и целевых показателей:
1) расширение информативного поля и повышение превентивной  компетентности специалистов и населения г. Петропавловска-Камчатского по проблеме химической зависимости;
2) наиболее полный охват школьной и студенческой аудитории мероприятиями по профилактике употребления психоактивных веществ;
3) создание единой информационно-аналитической и справочной базы данных в области профилактики употребления психоактивных веществ;
4) снижение темпов вовлечения молодёжи в среду наркозависимых, а также снижение числа наркозависимых граждан в возрасте до 21 года на 15%.
При анализе нормативно-правового обеспечения реализации Целевой программы отмечено, что оно состоит из самого решения Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа об утверждении долгосрочной целевой программы, программы и отдельных приказов, издаваемых на уровне исполнителей программы по реализации отдельных мероприятий.
На дату утверждения рассматриваемой Целевой программы (декабрь 2005 года) на местном уровне отсутствовал какой-либо правовой акт, регламентирующий порядок разработки, утверждения и реализации целевых программ. Соответственно к числу недостатков программы можно отнести отсутствие формулировки проблемы, для решения которой утверждена программа, механизма реализации целевой программы и согласования отдельных её направлений, отсутствие качественных и количественных измерителей целей, задач и результатов программы (целевых индикаторов).
Отдельные мероприятия программы изложены неконкретно и обобщенно (например, развитие сети дополнительного образования, организация клубов, секций по месту жительства; «Неделя здорового образа жизни» для учащихся образовательных учреждений и др.). Ни в программе, ни в каких-либо иных документах детально не расшифрованы действия по реализации мероприятий. В результате не представилось возможным определить виды расходов по реализации отдельных мероприятий, что затрудняет осуществление контроля за эффективным и результативным использованием бюджетных средств, направляемых на реализацию Целевой программы.
Из отражённых в Целевой программе ожидаемых результатов и целевых показателей, только один показатель «снижение темпов вовлечения молодёжи в среду наркозависимых, снижение числа наркозависимых граждан в возрасте до 21 года» имеет количественное выражение – снижение темпов на 15 %. Вместе с тем, ни в одном из отчётов, касающихся реализации рассматриваемой Целевой программы (Отчёт Департамента соцразвития о работе в 2007 году, Отчёт администрации городского округа о ходе реализации в 2008 году городской долгосрочной целевой программы «Профилактика употребления психоактивных веществ (ПАВ) в молодёжной среде на 2006–2008 годы», Отчёт администрации городского округа о ходе финансирования и выполнения долгосрочных целевых программ за 10 месяцев 2007 года) не отражены темпы снижения вовлечения молодёжи в среду наркозависимых и числа наркозависимых граждан в возрасте до 21 года.
Кроме того, статистическая отчётность (статотчётность) о заболеваниях наркологическими расстройствами, утверждённая Госкомстатом России , содержит информацию о зарегистрированных больных по следующим возрастным категориям: 0-14 лет, 15-17, 18-19, 20-39 и 40-59 лет. Таким образом, определить число наркозависимых до 21 года из данных указанной статотчётности не представляется возможным.
Управлением Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Камчатскому краю (Камчатское управление ФСКН) представлены сведениям о наркозависимых лицах в возрасте до 19 лет.
Согласно представленной информации по состоянию на 1 января 2006 года на учёте в наркологическом диспансере с диагнозом «наркомания» состояло 314 жителей г. Петропавловска-Камчатского, из них 69 чел. в возрасте до 19 лет. На начало 2009 года на учёте состояло 225 наркозависимых лиц, в том числе один в возрасте до 19 лет.
С диагнозом «синдром зависимости от ненаркотических веществ» (токсикомания) на 01.01.2006 года состояло 89 чел, из них 31 – в возрасте до 19 лет. На 01.01.2009 года на данном виде учёта состояло 70 жителей городского округа, в т.ч. 9 - в возрасте до 19 лет.
Также уменьшилось число лиц, употребляющих ненаркотические вещества с вредными последствиям. На 01.01.2006 года на учёте состояло 120 чел., в т.ч. 116  - до 19 лет. На начало 2009 года число указанных лиц сократилось до 70, в т.ч. лиц до 19 лет до 62.
Таким образом, за период 2006-2008 годов наблюдается снижение общего числа больных наркоманией и токсикоманией (на 18,8 % и 21,5 % соответственно), в т.ч. в возрасте до 19 лет на 98,6 % и 71,0 % соответственно, что свидетельствует о снижении первичной заболеваемости. Также отмечено снижение числа лиц - потребителей ненаркотических веществ на 41,7%, в т.ч. лиц до 19 лет на 46,6 %. Вместе с тем, не приведены причины снятия с учёта больных наркоманией. Согласно требованиям приказа Министерства здравоохранения СССР от 12.09.1988 № 704 «О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманиями и токсикоманиями», больные наркоманией должны регулярно наблюдаться с целью получения лечения и прохождения обследования у врача-нарколога не менее 5 лет; пациенты группы проф. наблюдения - не менее 1 года.
Следует отметить, что проблемой выявления, учёта потребителей наркотиков, привлечения к обследованию и лечению остается их отказ от предоставления сведений о себе, от госпитализации, уход из приёмных покоев стационаров при улучшении самочувствия. Правовой механизм решения этой задачи отсутствует.
Данный факт подтверждается и ответом Министерства здравоохранения Камчатского края на запрос КСП: «Учёт лиц в наркологическом диспансере часто не отражает истинную картину дел, т.к. ведётся в соответствии с действующим законодательством, предусматривающим, прежде всего, добровольность».
Наряду с положительными показателями снижения числа лиц больных наркоманией и токсикоманией, и лиц употребляющих ненаркотические вещества, увеличилось число потребителей наркотических веществ с вредными последствиями . На 01.01.2006 года на данном виде учёта состояло 1029 чел, в т.ч. 133 - в возрасте до 19 лет. На начало 2009 года на учёте состояло 1103 чел., в т.ч. 230 - в возрасте до 19 лет. Вместе с тем, Камчатским управлением ФСКН отмечено, что рост числа указанной категории граждан происходил до 2007 года включительно, когда на учёте состояло 1356 чел., в т.ч. до 19 лет – 290 чел. Таким образом, число лиц категории «употребление наркотических средств с вредными последствиями» за период 2006-2008 годы увеличилось на 7,2 %, в т.ч. до 19 лет – на 72,9 %.
В целом за 2006-2008 годы уровень вовлечения в среду потребителей наркотических и ненаркотических средств увеличился на 2,1 %, в т.ч. лиц до 19 лет – на 20,1 %.
Оценивая положительные стороны изменения наркоситуации в городском округе (снижение числа лиц больных наркоманией и токсикоманией) нельзя не отметить и влияние мер, принимаемых на краевом и федеральном уровне в рамках реализации соответствующих целевых программ «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005-2009 годы» .
Так, в рамках областной целевой программы была сформирована волонтерская группа «Вертикаль», которой  разработана печатная продукция: рекламный плакат и баннер «Уже не модно», размещенные на улицах краевого центра и в салонах городского общественного транспорта; наклейки «Мы не продаем сигареты детям!», распространенные у продовольственных магазинов и торговых киосках города. Силами участников данной группы проведены: рекламный агитпоезд «Мы не продаем сигареты детям», массовые акции «Уже не модно» и «Порт-пункт Здоровое поколение» на Комсомольской площади Петропавловска-Камчатского, главной задачей которой была пропаганда здорового образа жизни; деловая игра: «Подросток и преступление».
В период действия программы работала заочная консультационная служба «Совет сверстников»; в 2008 году начато внедрение проекта «Совет сверстника в эфире»; записаны радиопередачи. В соответствии с решением антинаркотической комиссии Камчатского края организована и работает межведомственная лекторская группа, которой проводились комплексные профилактические мероприятия в детских оздоровительных лагерях Камчатского края в летний период (в 2007-2008 годах проведено 25 профилактических мероприятий, на которых присутствовало более 1500 детей).
В рамках областной программы осуществлялось изготовление и распространение печатной продукции, которая позволяет повысить информированность населения о последствиях употребления наркотических средств и психотропных веществ, привлекать родителей к участию в профилактической деятельности. Также проводились иные мероприятия в соответствии с областной программой1.
Дать оценку другим ожидаемым результатам, предусмотренным рассматриваемой Целевой программой, не представляется возможным, т.к. отсутствуют соответствующие критерии оценки. Кроме того, все Отчёты о ходе реализации программы содержат информацию о выполненных мероприятиях, без оценки их результативности, а также содержат только положительную оценку проделанной работы. Недостатки и недоработки (в т.ч. причины невыполнения или низкого уровня выполнения отдельных программных мероприятий) в Отчётах не отражались и их причины не  анализировались.
По ряду мероприятий рассматриваемой Целевой программы не предусмотрено финансовое обеспечение. Следовательно, о выполнении таких мероприятий можно судить только по соответствующей информации, представленной в отчётах (докладах) администрации городского округа и Департамента соцразвития.
Таким образом, в целом определить результативность и эффективность реализации Целевой программы не представляется возможным; можно только сделать выводы о соответствии в той или иной степени проведённых за счёт средств Целевой программы мероприятий перечню мероприятий, предусмотренных программой, и полноты их выполнения.
В ходе проведённой проверки отмечено, что отдельные мероприятия не в полной мере соответствуют заявленным целям и задачам программы.
Так, Целевой программой в муниципальных учреждениях здравоохранения (МУЗ) «Горбольница № 1», «Горбольница № 2» и «Родильный дом № 1» предусмотрена установка тревожной сигнализации типа «тревожная кнопка». Согласно Федеральному закону от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» и Требованиям по оснащению средствами охранно-пожарной сигнализации помещений с хранением наркотических средств и психотропных веществ (далее - НС и ПВ), кнопками охранной сигнализации в обязательном порядке оборудуются хранилища НС и ПВ и рабочие места персонала производящего операции с НС и ПВ (для передачи сигналов тревоги в дежурные части органов внутренних дел и принятия своевременных мер в случаи разбойного нападения в рабочее время). Соблюдение указанных требований является обязательным условием для получения лицензии на осуществление учреждением здравоохранения деятельности связанной с оборотом НС и ПВ в медицинских целях.
Следовательно, установка кнопок тревожной сигнализации относится к расходам по основной деятельности медицинских учреждений, т.к. является обеспечением безопасности персонала учреждения и сохранности НС и ПВ. Фактически за счёт средств Целевой программы сигнализация установлена только в МУЗ «Горбольница № 2» на сумму 186,8 тыс. рублей, в МУЗ  «Горбольница № 1» и «Родильный дом № 1» сигнализация установлена за счёт средств, выделенных на обеспечение текущей деятельности учреждений. Средства Целевой программы были использованы как дополнительной финансирования для обеспечения текущей деятельности учреждения.
Таким образом, реализация указанного мероприятия никак не повлияла  на вышеперечисленные ожидаемые результаты и целевые показатели программы.
Кроме того, согласно представленной УВД Камчатского края информации за период 2005-2008 годы зафиксирован один случай хищения психотропных веществ: в 2007 году  из женской консультации, расположенной в городском округе по ул. Советской, 11 похищено психотропное вещество тарен.
В ходе анализа перечня мероприятий Целевой программы отмечено, что одни и те же мероприятия, такие как «формирование банка данных на несовершеннолетних, желающих работать в летний период», организация акций и мероприятий, направленных на предупреждение алкоголизма, табакокурения и немедицинского потребления наркотических средств, проведение мониторинга состояния употребления ПАВ среди несовершеннолетних, содержатся как в рассматриваемой программе, так и в долгосрочных целевых программах «Молодёжь Петропавловск-Камчатского городского округа на 2006-2007 год» и «Развитие  системы образования   Петропавловск-Камчатского городского округа на 2006-2010 годы»,  действующие в одном периоде времени. Кроме того, схожие мероприятия разбиты на отдельные пункты программы, например, проведение тематических акций и городских конкурсов - 5 пунктов программы.
Также в программу не были внесены отдельные изменения. Так, Целевой программой предусмотрено создание научно-методического банка в информационно-методическом центре Управления образования и приобретение в 2006-2008 годах специальной литературы для него. Однако, в конце 2006 года Управление образования было ликвидировано. Фактически в 2007 году литература приобретена для методистов отдела образования Департамента соцразвития, а в 2008 году мероприятие не проводилось.

3. Финансовое обеспечение Целевой программы

Анализируя объёмы выделенных бюджетных ассигнований, можно констатировать низкий уровень финансирования.
Объём ассигнований, предусмотренный Целевой программой на реализацию программных мероприятий на период 2006-2008 годы, составлял 13958,0 тыс. рублей, с учётом внесённых в программу изменений, объём планируемых ассигнований составил 12758,0 тыс. рублей или на 1200,0 тыс. рублей меньше. Уменьшение планового объёма ассигнований произведено в ноябре 2006 года в связи с исключением из программы мероприятий, предусматривающих укрепление материально-технической базы оперативных подразделений Регионального Управления Федеральной службы за оборотом наркотиков по Камчатской области.
На период реализации Целевой программы бюджетом городского округа планировалось выделить 9779,7 тыс. рублей, что составляло 76,6 % от объёма ассигнований, предусмотренного паспортом программы. Фактическое исполнение по ассигнованиям составило 6600,0 тыс. рублей или 51,7 % от плана программы и 67,5 % от запланированного бюджетом объёма ассигнований. Наиболее низкий уровень финансирования отмечается в 2006 и 2008 годах:
- в 2006 году выделено 872,2 тыс. рублей или 25,7 % от предусмотренного программой и 59,9 % от утверждённого бюджетом городского округа объёма ассигнований;
- в 2007 году - 3291,8 тыс. рублей или 77,8 % от утверждённого бюджетом городского округа и в целом программой объёма ассигнований;
- в 2008 году - 2436,0 тыс. рублей или 47,4 % от предусмотренного программой и 59,6 % от утверждённого бюджетом городского округа объёма ассигнований.
В результате недофинансирования в 2008 году Целевой программы на       1 января 2009 года кредиторская задолженность по выполненным программным мероприятиям составила порядка 1090,0  тыс. рублей.

4. Выполнение программных мероприятий

При реализации программных мероприятий исполнителями и соисполнителями Целевой программы был допущен ряд нарушений в части порядка размещения муниципального заказа, оформления первичных бухгалтерских документов и договоров поставки (оказания услуг, проведения работ), порядка передачи муниципального имущества, порядка применения бюджетной классификации расходов при распределении расходов по осуществленным хозяйственным операциям, а также нарушения исполнения поставщиками обязательств по срокам поставки и выполнения работ по соответствующим договорам.
Так, Департаментом соцразвития допущены нарушения порядка размещения муниципального заказа, установленного Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд»: заключены договоры с единственным поставщиком на сумму, превышающую предельно установленную; нарушен порядок размещения муниципального заказа одноимённых товаров.
Ряд представленных к проверке договоров возмездного оказания услуг, подряда на проведение ремонтных работ, поставки товаров, заключённых Департаментом соцразвития и образовательными учреждениями, не в полной мере соответствуют требованиям статей 702, 708, 709 и 779 Гражданского кодекса РФ. Указанными договорами чётко не определены задание заказчика (объём услуг, работ), количество товаров и их стоимость, сроки выполнения услуг, работ и поставки товаров. Согласно представленным к проверке договорам стоимость услуг, работ и товаров определяется на основании выставленного счёта.
При этом следует отметить, что Контрольно-счетная палата при проведении проверок неоднократно обращала внимание руководства Департамента соцразвития на нарушения порядка заключения договоров. Однако практика заключения подобных договоров, которыми не определены существенные условия,  в Департаменте соцразвития продолжается.
Также установлены случаи осуществления образовательными учреждениями предоплаты за поставку товара при отсутствии заключённого договора, что противоречит требованиям статей 159 и 161 Гражданского кодекса РФ. Согласно указанным положениям кодекса устно могут совершаться все сделки, исполняемые при самом их совершении. Следовательно, по сделкам, совершение и исполнение которых не совпадает во времени, договоры розничной купли-продажи должны облекаться в простую письменную форму. В результате отсутствия договоров и установленных сроков поставки, образовательными учреждениями не осуществляется должным образом претензионная работа по несвоевременной поставке товаров. Так, например, при отсутствии заключённого договора поставки МОУ ДОД «Центр внешкольной работы» в декабре 2007 года на основании выставленного ИП Вдовиным В.В. счёта произведена стопроцентная оплата комплекта звукового оборудования стоимостью 75,0 тыс. рублей. Фактически звуковое оборудование было поставлено в июле 2008 года, т.е. по истечении более 6 месяцев со дня оплаты.
Департаментом соцразвития не соблюдался порядок оформления первичных документов при проведении ремонтных работ из материалов заказчика - строительные материалы передавались подрядчикам без оформления соответствующих документов. Согласно статье 713 Гражданского кодекса РФ при выполнении работ с использованием материала заказчика, подрядчик обязан после окончания работ представить заказчику отчёт о расходовании материала. Однако Департаментом соцразвития документальное оформление передачи материалов подрядчику не производилось, подрядчиком, в свою очередь, не был представлен отчёт о расходовании полученных материалов. Так, например, для проведения ремонтных работ в МОУ ДОД «ДЮСШ № 4» Департаментом соцразвития переданы строительные материалы на общую сумму 60,9 тыс. рублей, в СОШ № 20 для проведения хозяйственным способом ремонтных работ центра «Моховичёк» преданы материалы на сумму 81,0 тыс. рублей.
В результате такого формального подхода к оформлению первичных бухгалтерских документов не представляется возможным в ходе проверки определить объёмы принятых бюджетополучателями обязательств и проконтролировать порядок соблюдения финансово-бюджетной дисциплины.
Кроме того, проверкой установлены случаи передачи муниципального имущества из Департамента соцразвития в подведомственные учреждения с нарушением установленного порядка. Согласно статье 298 Гражданского кодекса РФ бюджетные учреждения не праве отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закреплённым за ним собственником или приобретённым этим учреждением за счёт средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, без согласия собственника. В нарушение указанного положения Гражданского кодекса РФ Департаментом соцразвития без согласия Комитета по управлению муниципальным имуществом Петропавловск-Камчатского городского округа, по актам приёма-передачи переданы МОУ ДОД «ДЮСШ № 4» тепловые обогреватели на сумму 28,0 тыс. рублей и СОШ № 20 для центра «Моховичёк» - мебель на сумму 53,6 тыс. рублей.
При распределении расходов по осуществлённым хозяйственным операциям бухгалтериями учреждений допускались случаи неверного применения статьей классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ). В ходе проверки отмечено, что товарно-материальные ценности принимались к бухгалтерскому учёту на основании КОСГУ, указанного в платёжном документе, а не в соответствии с требованиями Инструкции по бюджетному учёту. Подобный подход принятия к бухгалтерскому учёту приобретённых товарно-материальных ценностей приводит к искажению бухгалтерских данных о наличии и стоимости основных средств и материальных запасов учреждений, а также нарушению порядка сохранности товарно-материальных ценностей: в Департаменте соцразвития стоимость основных средств занижена на 18,1 тыс. рублей, в МОУ «Детский дом № 5» на 16,2 тыс. рублей.
Также в ходе проведения проверки отмечены случаи несвоевременного исполнения обязательств со стороны поставщиков при 100 % предоплате за поставляемый товар: просрочка поставки составляла до 6 месяцев от дня предоплаты. При этом, в ряде договоров условие об авансировании поставок товаров, оказания услуг и выполнения работ не было предусмотрено.

Реализация программных мероприятий должна была привести к достижению поставленных в Целевой программе целей и задач.
Однако, анализируя исполнение программы за 2007-2008 годы, отмечено, что отдельные мероприятия выполнены не в полном объёме или остались невыполненными. Одной из причин невыполнения программных мероприятий является низкий уровень финансирования программы.
Так, например, в указанном периоде не выполнено мероприятие по изготовлению буклетов для родителей с информацией о ранних признаках наркозависимости.
Вместе с тем, в Отчёте Администрации городского округа о реализации Целевой программы в 2008 году содержится информация о выполнении указанного мероприятия.
Провести проверку выполнения программных мероприятий за 2006 год не представилось возможным в связи с реорганизацией Управления образования и отсутствием соответствующих документов у правопреемника – Управления культуры г. Петропавловска-Камчатского. Отчёт о ходе реализации Целевой программы за 2006 год, который должен быть составлен Комиссией по делам несовершеннолетних (согласно паспорту программы), отсутствует.
В целом в 2007-2008 годах средства, выделенные на реализацию Целевой программы, направлены: на приобретение спортивного оборудования и инвентаря, компьютерной и множительной техники, мебели и прочих предметов длительного пользования для муниципальных образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования; разработку программного сопровождения и приобретение канцелярских принадлежностей для проведения мониторинга среди учащихся школ городского округа; приобретение специальной методической литературы, методических разработок по профилактике химической зависимости; оплату труда и вознаграждение по договорам гражданско-правового характера за организацию работы в вечернее время спортивных залов школ для проведения на бесплатной основе групп и секции для занятий учащихся; проведение тематических обучающих семинаров для работников образовательных учреждений; приобретение призов и канцелярских принадлежностей для: проведения конкурсов и акций «Уже не модно», «За здоровый образ жизни» - среди учащихся и студентов, круглого стола «Мы выбираем жизнь» - с родителями и детьми из неблагополучных семей, для проведения тематических дискотек, фестивалей, конференций направленных на формирование здорового образа жизни подрастающего поколения, проведения тематической игры-тренинга в профильных лагерях для подростков группы риска, для выступления агитбригады МОУ «Детский дом № 2 для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; размещение информационных сообщений на светодиодном экране; установку тревожной сигнализации в учреждениях здравоохранения; выполнение работ по оборудованию открытых площадок для занятия игровыми видами спорта в летнее и зимнее время; приобретение строительных материалов и оплату договоров подряда на выполнение ремонтных работ комнат школьника, расположенных в микрорайонах по месту жительства.
Вместе с тем, в ходе проведённого контрольно-ревизионного мероприятия отмечены следующие факты по исполнению программных мероприятий.
Городской центр социально-педагогической и психологической помощи семье и детям (далее - Центр), согласно представленному к проверке Положению «О Центре психолого-педагогического и социального сопровождения несовершеннолетних, выпускников интернатных учреждений, биологических и замещающих семей», фактически создан в 2008 году, тогда как планировалось создать в 2006 году, и является структурным подразделением МОУ «Детский дом № 5». В целях обеспечения материальной базы Центра приобретены мебель, мягкие игрушки, спортивный инвентарь, ковровое покрытие, телефоны, настольные лампы и люстра, другие хозяйственные материалы.
При этом, необходимо отметить, что согласно Положению о Центре основным направлением деятельности Центра является оказание психолого-педагогической, социальной, консультативной помощи детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, выпускникам интернативных учреждений, а также семьям с различными социально-психологическими проблемами, проблемами воспитания детей. В указанном Положении внимание акцентировано на решении проблем по социальной адаптации детей-сирот, устройству детей в приёмные семьи, развития детей, находящихся в интернативных учреждениях, осуществления социального патроната детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в государственной защите. Таким образом, основная цель создания такого Центра отлична от целей и задач, поставленных Целевой программой, в рамках которой запланировано создание Центра социально-педагогической и психологической помощи семье и детям. Безусловно,  создание указанного Центра является социально значимым для городского округа. Вместе с тем, деятельность созданного Центра не направлена на решение таких проблем как профилактика и (или) реабилитация наркозависимых несовершеннолетних.
В целях организации досуговой деятельности несовершеннолетних Целевой программой было предусмотрено ежегодное оборудование в каждом микрорайоне города открытых площадок: летом для занятий минифутболом и волейболом, в зимнее время обустройство катков для занятий хоккеем. В 2007 году выполнен ремонт асфальтобетонного покрытия площадки в микрорайоне города «Кутузовский». Вместе с тем, работы по ремонту асфальтобетонного покрытия выполнены в конце октября 2007 года и, сответственно, возможность заниматься летними видами спорта у несовершеннолетних жителей микрорайона появилась только в 2008 году.
В 2008 году, согласно представленным к проверке документам, были оборудованы открытые катки по ул. Вольского и ул. Чубарова, а также на территории средней общеобразовательной школы № 36 (далее – СОШ).
Также в соответствии с Целевой программы в вечернее время организована работа спортивных залов общеобразовательных школ (секций и групп) по проведению спортивных мероприятий для учащихся на бесплатной основе. При этом, в 2007 году работа организована в 8 школах, в 2008 году - только в 5 учреждениях, т.е. наблюдается сокращение количества учреждений, обеспечивающих занятость несовершеннолетних в свободное от учёбы время.
Аналогично, работа клубов и секций по интересам по месту жительства на базе учреждений дополнительного образования в 2007 году осуществлялась в 9 учреждениях, в 2008 году - в 5 учреждениях.
Причины сокращения образовательных учреждений, в которых в вечернее время осуществлялась работа спортивных залов, ни в ходе проверки, ни из информации отчётов о ходе реализации Целевой программы, представленных администрацией и Департаментом соцразвития городского округа, не удалось установить.
Информация в части выполнения программных мероприятий, не требующих финансового обеспечения, представлена в Отчётах Администрации городского округа и Департамента соцразвития. Так, согласно Отчётам в 2007-2008 годах проведены следующие мероприятия:
- учёт детей и подростков в возрасте 7-17 лет, не обучающихся в образовательных учреждениях и не работающих. В 2007 году выявлено 42 таких подростка, по 2008 году информация о количестве человек в Отчёте администрации не отражена;
- в 2008 году проведён один рейд по аптекам города с целью выявления фактов продажи лекарственных препаратов, относящихся к психотропным веществам; по 2007 году такая информация в Отчёте администрации не отражена;
- в 2008 году проведено 5 рейдов по местам отдыха молодёжи в ночное время, в подъездах, на чердаках, в подвалах и прочих местах сбора несовершеннолетних (результаты в Отчёте не отражены); по 2007 году такая информация в Отчёте администрации отсутствует;
- проведены дни правовых знаний и тематические родительские собрания в образовательных учреждениях городского округа.
Вместе с тем, определить степень достаточности проведённых мероприятий не представляется возможным определить, в связи с отсутствием соответствующих количественных показателей.
Таким образом, из-за отсутствия в программе (иных документах, определяющих механизм реализации Целевой программы) конкретно сформулированных количественных и качественных показателей реализации мероприятий, таких, например, как сроки проведения организационных мероприятий по созданию Центра социально-педагогической и психологической помощи семье и детям, его целей и задач, количество и места расположения спортивных площадок, планируемых к обустройству, и соответствующих сроков выполнения указанных работ, количество образовательных учреждений, в которых планировалось организовать в вечернее время работу спортивных залов,  показатели развития сети дополнительного образования, организации клубов и секций по месту жительства, оценить результативность проведённых мероприятий и эффективность расходования средств бюджета городского округа не представилось возможным.
Из всех планируемых программных мероприятий наиболее полно осуществлены такие мероприятия как акции и конкурсы, направленные на антирекламу алкоголизма, табакокурения и немедицинского потребления наркотических средств среди несовершеннолетних.
Вместе с тем, не представилось возможным определить уровень участия несовершеннолетних в проведении указанных акций, конкурсов и иных профилактических мероприятий. Соответственно невозможно определить уровень достижения такого ожидаемого результата программы как наиболее полный охват школьной и студенческой аудитории мероприятиями по профилактике употребления психоактивных веществ.
Подводя итоги реализации городской долгосрочной целевой программы «Профилактика употребления психоактивных веществ (ПАВ) в молодёжной среде на 2006-2008 годы», специалистами КСП отмечено, что программные мероприятия в той или иной мере выполнены. Однако насколько реализация рассматриваемой Целевой программы за период 2006-2008 годы повлияла на повышение превентивной компетенции населения города Петропавловска-Камчатского по проблеме химической зависимости, в каком объёме была охвачена школьная и студенческая аудитории мероприятиями по профилактике употребления психоактивных веществ, темпы снижения уровня вовлечения молодёжи в среду наркозависимых граждан в возрасте до 21 года  в ходе проведённой проверки не представилось возможным определить.
Вместе с тем, как было отмечено выше, в целом за период действия Целевой программы, равно как и областной целевой программы, направленной на противодействие злоупотребления наркотиками, снизилось число больных наркоманией и токсикоманией на 18,8 % и 21,5 % соответственно, в т.ч. в возрасте до 19 лет на 98,6 % и 71,0 % соответственно, а также число лиц - потребителей ненаркотических веществ на 41,7%, в т.ч. лиц до 19 лет на 46,6 %.
Однако уровень вовлечения молодёжи в среду потребителей наркотических и ненаркотических средств увеличился на 2,1 %, в т.ч. лиц до 19 лет – на 20,1 %.

Выводы:

1. К одним из недостатков программы можно отнести отсутствие: формулировки проблемы, для решения которой утверждена программа; механизма реализации целевой программы и согласования отдельных её направлений; отсутствие качественных и количественных измерителей целей, задач и результатов программы. Отчасти указанные недостатки связаны с отсутствием на местном уровне на дату утверждения Целевой программы (декабрь 2005 года) правового акта, регламентирующего порядок разработки, утверждения и реализации целевых программ.
2. Отдельные мероприятия программы изложены неконкретно и обобщенно. Ни в программе, ни в каких-либо иных документах детально не расшифрованы действия по реализации мероприятий. В результате не представилось возможным определить виды расходов по реализации мероприятий, что затрудняет осуществление контроля за эффективным и результативным использованием бюджетных средств, направляемых на реализацию Целевой программы.
3. В результате отсутствия механизма реализации Целевой программы, количественных и качественных измерителей целей, задач и результатов программы не представилось возможным в целом определить результативность и эффективность реализации Целевой программы; можно только сделать выводы о соответствии в той или иной степени проведённых за счёт средств Целевой программы мероприятий перечню мероприятий, предусмотренных программой, и полноты выполнения мероприятий Целевой программы.
Кроме того, все Отчёты о ходе реализации программы содержат информацию о выполненных мероприятиях, без оценки их результативности, а также содержат только положительную оценку проделанной работы. Недостатки и недоработки (в т.ч. причины невыполнения или низкого уровня выполнения отдельных программных мероприятий) в Отчётах не отражались и их причины не  анализировались.
4. Анализируя итоги реализации городской долгосрочной целевой программы «Профилактика употребления психоактивных веществ (ПАВ) в молодёжной среде на 2006-2008 годы», отмечено, что программные мероприятия в той или иной мере выполнены. Однако, определить уровень достижения определённых программой целей, ожидаемых результатов и целевого показателя не представилось возможным в связи с отсутствием соответствующих информационных данных (в т.ч. сведений о численности наркозависимых граждан в возрасте до 21 года; об уровне превентивной компетенции населения города Петропавловска-Камчатского по проблеме химической зависимости; объёме охвата школьной и студенческой аудитории мероприятиями по профилактике употребления психоактивных веществ и др.). Определить степень достаточности проведённых мероприятий не представилось возможным, в связи с отсутствием соответствующих количественных показателей.
6. В связи с тем, что статистическая отчётность о заболеваниях наркологическими расстройствами, утверждённая Госкомстатом России, содержит информацию о зарегистрированных больных по возрастным категориям до 19 лет и с 20 до 39 лет,  определить число наркозависимых до 21 года не представляется возможным. Вместе с тем, на основании данных, представленных Управлением Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Камчатскому краю, проведён анализ числа наркозависимых граждан городского округа в возрасте до 19 лет и уровня вовлечения молодёжи в среду потребителей наркотических и ненаркотических веществ.
Так, за период 2006-2008 годов общее число больных наркоманией и токсикоманией снизилось на 18,8 % и 21,5 % соответственно, в т.ч. в возрасте до 19 лет на 98,6 % и 71,0 % соответственно (однако в представленной информации не указаны причины снижения числа больных наркоманией и токсикоманией, состоящих на учёте). Также отмечено снижение числа лиц - потребителей ненаркотических веществ с вредными последствиями на 41,7%, в т.ч. лиц до 19 лет на 46,6 %.
Однако, в целом уровень вовлечения в среду потребителей наркотических и ненаркотических средств с вредными последствиями за 2006-2008 годы увеличился на 2,1 %, в т.ч. лиц до 19 лет – на 20,1 %.
Вместе с тем, практика показывает, что проблемой выявления, учёта потребителей наркотиков, привлечения к обследованию и лечению остается их отказ от предоставления сведений о себе, от госпитализации, уход из приёмных покоев стационаров при улучшении самочувствия. Правовой механизм решения этой задачи отсутствует. Учёт лиц в наркологическом диспансере часто не отражает истинную картину дел, т.к. ведётся в соответствии с действующим законодательством, предусматривающим, прежде всего, добровольность.
7. Отдельные мероприятия не в полной мере соответствуют целям и задачам Целевой программы (установка тревожной сигнализации типа «тревожная кнопка», создание Центра психолого-педагогического и социального сопровождения несовершеннолетних, выпускников интернатных учреждений, биологических и замещающих семей).
8. Поведённой проверкой отмечен низкий уровень финансирования Целевой программы: фактическое исполнение по ассигнованиям составило 6600,0 тыс. рублей или 51,7 % от плана программы и 67,5 % от запланированного бюджетом объёма ассигнований. Наиболее низкий уровень финансирования отмечается в 2006 и 2008 годах:
В результате недофинансирования Целевой программы на 1 января 2009 года кредиторская задолженность по выполненным программным мероприятиям составила порядка 1090,0  тыс. рублей.
9. В ходе реализации программных мероприятий Департаментом соцразвития и образовательными учреждениями допущены нарушения порядка размещения муниципального заказа, оформления первичных бухгалтерских документов и договоров поставки (оказания услуг, проведения работ), порядка передачи муниципального имущества, порядка применения бюджетной классификации расходов при распределении расходов по осуществлённым хозяйственным операциям. Также проверкой установлены нарушения исполнения поставщиками обязательств по срокам поставки и выполнения работ по соответствующим договорам.

 

Предложения:

1. Направить аналитическую записку по вопросу результативности и эффективности реализации городской долгосрочной целевой программы «Профилактика употребления психоактивных веществ (ПАВ) в молодёжной среде на 2006-2008 годы» для сведения в адрес:
- Главы Петропавловск-Камчатского городского округа;
- Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа;
- Департамента социального развития Петропавловск-Камчатского
городского округа.
2. Направить информационное письмо Главе Петропавловск-Камчатского городского округа с предложениями:
- активизировать работу по совершенствованию механизмов формирования и реализации муниципальных долгосрочных целевых программ с целью достижения планируемых программами результатов и целевых показателей, а также эффективного использования средств бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа.
3. Направить информационное письмо в Департамент социального развития Петропавловск-Камчатского городского округа с предложением:
- в целях повышения результативности реализации муниципальных целевых программ обеспечить внедрение в статистическую практику показателей, комплексно характеризующих выполнение программных мероприятий.

                                                                       

Аудитор
Контрольно-счетной палаты
Петропавловск-Камчатского
городского округа  

  Е.А. Коваленко