ОТЧЁТ
о результатах проверки взаиморасчётов по заимствованиям топочного мазута, производившимися администрацией Петропавловск-Камчатского городского округа для нужд городского округа, а также проверки целевого и эффективного использования средств, направленных на обслуживание данных заимствований

 

 

г. Петропавловск-Камчатский   16 августа 2007 года
                                      

Основание для проведения проверки: пункт 3.2 Плана работы Контрольно-счетной палаты Петропавловск-Камчатского городского округа на 2007 год, обращение Прокуратуры г. Петропавловска-Камчатского от 21.06.2007 года № 31-20а.

Цель проверки: осуществление контроля за взаиморасчётами по заимствованиям топочного мазута, производившимися администрацией Петропавловск-Камчатского городского округа для нужд городского округа, а также контроль за целевым и эффективным использованием средств, направленных на обслуживание данных заимствований.

Предмет проверки: документы, подтверждающие фактическое поступление и возврат топочного мазута, расходование средств бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа на приобретение топочного мазута для осуществления возврата, нормативные правовые акты и иные распорядительные документы, обосновывающие операции со средствами бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа, платежные и иные первичные документы, подтверждающие совершение операций со средствами бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа.  

Объекты проверки: Администрация Петропавловск-Камчатского городского округа; Муниципальное учреждение «Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Петропавловска-Камчатского» (далее по тексту – МУ «УЖКХ»).
Проверяемый период: 2005-2006 годы

Срок проведения проверки: с 22 мая 2007 года по 25 июля 2007 года
По результатам проверки составлены акты: в МУ «УЖКХ» от 09.07.2007 года № 37-03, в администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 25.07.2007 года № 45-03.

Руководство проверяемых объектов с актами проверок ознакомлено. Акт проверки со стороны администрации Петропавловск-Камчатского городского округа подписан с разногласиями, при этом разногласия в адрес Контрольно-счетной палаты не представлены.

Результаты проверки:

I. Заимствование топочного мазута в Федеральном агентстве по государственным резервам в 2005 году
I.1. Анализ осуществления заимствования топочного мазута

Решением Петропавловск-Камчатской Городской Думы от 15.12.2005 года № 249-р дано согласие администрации г. Петропавловска-Камчатского на заимствование из Федерального агентства по государственным резервам (далее по тексту – Росрезерв) 10 тысяч тонн топочного мазута для котельных города (обращение Администрации г. Петропавловска-Камчатского от 12.12.2005 года № 01-14/1855). При этом источником покрытия муниципальных обязательств определены целевые субсидии из бюджета Камчатской области «на частичное покрытие разницы между стоимостью предоставляемых жилищно-коммунальных услуг по федеральному и региональному стандарту предельной стоимости на 1 кв. метр общей площади жилья» (приложение № 14 к Закону Камчатской области «Об областном бюджете на 2006 год»).
Распоряжением руководителя Росрезерва от 13.12.2005 года № 158 определено выдать из государственного резерва в порядке временного заимствования без оплаты стоимости продукта администрации г. Петропавловск-Камчатский в декабре 2005 года 10 тысяч тонн топочного мазута марки М-100, находящегося на ответственном хранении ОАО «Камчатскэнерго», по цене 6,0 тыс. рублей за тонну, при условии возврата до 1 июня 2006 года.
25 января 2006 года между Управлением Росрезерва по Дальневосточному федеральному округу, в лице Савченко А.П., и администрацией г. Петропавловска-Камчатского (заёмщик), в лице градоначальника Скворцова В.В., заключён договор заимствования материальных ценностей государственного резерва № НТ/441 на предмет временного заимствования топочного мазута марки М-100 в количестве 10 тысяч тонн, при выпуске в декабре 2005 года со сроком возврата до 1 июня 2006 года (согласно графику возврата) из государственного резерва, хранящегося в ёмкостях ОАО «Камчатскэнерго». Согласно условиям данного договора выпуск мазута из государственного резерва производится под гарантию бюджета г. Петропавловска-Камчатского. Стоимость мазута по ценам на момент заключения договора составляет 60000,0 тыс. рублей с учётом налогов. За заимствование мазута пунктом 2.2 договора предусмотрена оплата из расчёта 0,44 % стоимости заимствованного мазута ежемесячно до 10-го числа следующего месяца, за просрочку платежа взыскивается пеня в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ от суммы подлежащей уплате за каждый день просрочки до полного погашения задолженности по оплате за заимствование. Наряд на выпуск выдается после предварительной оплаты 0,44 % за первый месяц заимствования. Окончательный расчёт производится в месячный срок после выполнения сторонами своих обязательств по договору в полном объёме с составлением акта взаиморасчётов. Датой фактического возврата мазута является дата составления приёмного акта (сохранного обязательства).
Следует отметить, что график возврата топочного мазута и акт взаиморасчётов – к проверке не представлены.
Департаментом экономической и бюджетной политики администрации Петропавловск-Камчатского городского округа (далее по тексту – Департамент) в адрес Росрезерва направлено гарантийное письмо от 06.02.2006 года № 12/228 с гарантией исполнения обязательств по договору заимствования материальных ценностей государственного резерва от 25.01.2006 года № НТ/441.
Администрация г. Петропавловска-Камчатского уведомила заместителя генерального директора ОАО «ДВЭУК» по работе с ОАО «Камчатскэнерго» письмом от 06.12.2005 года № 01-14/1795, что получателем 10 тыс. тонн топочного мазута, полученного из государственного резерва, является МУ  «УЖКХ».           
Распоряжением градоначальника г. Петропавловска-Камчатского «О передаче топочного мазута» от 06.12.2005 года № 334-р МУ «УЖКХ» определено следующее:
- получить 10 тысяч тонн топочного мазута (без указания стоимости), выданного из государственного резерва на основании распоряжения Российского агентства по государственным резервам от 02.12.2005 года № 6/1-04/9252;
- передать полученный топочный мазут государственному унитарному предприятию «Камчатсккоммунэнерго» в качестве расчётов за ранее полученную тепловую энергию;
- организовать работу по обеспечению возврата 10 тысяч тонн топочного мазута в Росрезерв в установленные договором сроки. При этом Финансово-казначейскому управлению администрации г. Петропавловска-Камчатского (Никифоров В.Л.) обеспечить финансирование обязательств, принятых на себя МУ «УЖКХ».  
Согласно акту передачи материальных ценностей от 11.01.2006 года филиал ОАО «Камчатскэнерго»-Камчатские ТЭЦ, в лице Харлашина В.Н. передал, а МУ «УЖКХ», в лице Козловской Т.И., приняло в период с 06.12.2005 года по 10.01.2006 года топочный мазут государственного материального резерва марки М-100 в количестве 9967,33 тонн (без указания стоимости), подлежащий отгрузке администрации г. Петропавловска-Камчатского на основании наряда от 05.12.2005 года, выданного Росрезервом. Акт передачи материальных ценностей утверждён начальником МУ «УЖКХ» Давыденко А.Д. и заместителем генерального директора - директором филиала ОАО «ДВЭУК» в г. Петропавловске-Камчатском Лузиным В.Е.   
Согласно акту приёма-передачи топочного мазута от 12.01.2006 года МУ «УЖКХ», в лице Козловской Т.И., передало, а ГУП «Камчатсккоммуэнерго», в лице Козловской Т.И. получило топочный мазут М-100 в количестве 9967,33 тонн (без указания стоимости).

I.2 Анализ осуществления возврата топочного мазута

Распоряжениями Главы Петропавловск-Камчатского городского округа от 30.05.2006 года № 152, № 153 и от 31.05.2006 года № 154 в соответствии с принятыми обязательствами по возврату топочного мазута, заимствованного на основании распоряжения Росрезерва от 02.12.2005 года № 6/1-04/9252 по договору от 25.01.2006 года № НТ/441, определено МУ «УЖКХ»:
- получить 10076,003 тонн топочного мазута без указания стоимости от ГУАТ «Камчатоблавтотранс» для погашения заимствования по договору от 20.01.2006 года № НТ/441, в том числе: по распоряжению № 153 – 5319,707 тонн, по распоряжению № 154 – 838,406 тонн и по распоряжению № 152 – 3917,89 тонн (получить от ГУП «Камчатсккоммунэнерго»);     
- произвести возврат топочного мазута в ёмкости ОАО «Камчатскэнерго».
Необходимо отметить, что у МУ «УЖКХ» отсутствовали договорные отношения с ГУАТ «Камчатоблавтотранс», поэтому приобретавшийся для возврата в Росрезерв топочный мазут, сначала передавался ГУАТ «Камчатоблавтотранс» в адрес ГУП «Камчатсккоммунэнерго», и затем последним в адрес МУ «УЖКХ».
МУ «УЖКХ» получило от ГУП «Камчатсккоммунэнерго» по актам приёма-передачи топочный мазут, приобретенный ГУАТ «Камчатоблавтотранс» для возврата в Росрезерв в количестве 6158,114 тонн марки М-100 (без указания стоимости).
Кроме этого, согласно договору мены и акту приёма-передачи от 30.05.2006 года Комитет по управлению государственным имуществом Камчатской области (далее по тексту – Комитет), в лице Гончарова В.Д. передал МУ «УЖКХ», в лице Давыденко А.Д. мазут топочный М-100 в количестве 3809,213 тонн без указания стоимости, поставленный ООО «Евролюкс» с танкера «Диокл» на Камчатскую ТЭЦ-1. Согласно акту приёма-передачи от 01.06.2006 года МУ «УЖКХ» возвратило Комитету мазут топочный М-100 в количестве 3284,168 тонн поставленный танкером «Усть-Лабинск», для восполнения областного резерва. Кроме этого, согласно акту приёма- передачи топочного мазута от 14.11.2006 года МУ «УЖКХ» передало в пользу Комитета топочный мазут, поступивший на танкере «БАМ» в количестве 525,045 тонн, в счёт возмещения мазута, слитого с танкера «Диокл».   
30 и 31 мая 2006 года первым заместителем Главы Петропавловск-Камчатского городского округа Пегиным Н.А. направлены письма в адрес директора филиала ОАО «ДВЭУК» в г. Петропавловске-Камчатском с просьбой принять на хранение топочный мазут марки М-100 в количестве 10076,003 тонн без указания стоимости, заимствованный в Росрезерве на основании распоряжения Росрезерва от 02.12.2005 года № 6/1-04/9252 по договору от 25.01.2006 года № НТ/441, в том числе:
- топочный мазут в количестве 3917,89 тонн, доставленный танкером «Диокл» (поставщик ООО «Евролюкс»);
- топочный мазут в количестве 5319,707 тонн, доставленный танкером «Усть-Кан» (поставщик ООО «Торговый дом «Транзит-ДВ»);
- топочный мазут в количестве 838,406 тонн, доставленный танкером «Усть-Лабинск» (поставщик ООО «Торговый дом «Транзит-ДВ»).   

На основании распоряжений Главы городского округа МУ «УЖКХ» по актам приёмки материальных ценностей передало 9967,326 тонн, а ОАО «Камчатскэнерго» получило в соответствии с приёмными актами (сохранными обязательствами) мазут топочный марки М-100 в количестве 10 тысяч тонн, в том числе:
- по акту приёмки материальных ценностей от 23.05.2006 года в количестве 5319,707 тонн. Следует отметить, что согласно приёмному акту (сохранному обязательству) от 31.05.2006 года в ёмкости ОАО «Камчатскэнерго» возвращено мазута топочного М-100 в количестве 5352,381 тонн, что на 32,674 тонн больше, чем указано в акте приемки от 23.05.2006 года;
- по акту приёмки материальных ценностей от 06.06.2006 года в количестве 838,406 тонн. Согласно приёмному акту (сохранному обязательству) от 06.06.2006 года в ёмкости ОАО «Камчатскэнерго» возвращено мазута топочного М-100 в количестве 838,406 тонн;
- акт приёмки материальных ценностей на 3809,213 тонн проверке не представлен. Согласно приёмному акту (сохранному обязательству) от 01.06.2006 года в ёмкости ОАО «Камчатскэнерго» возвращено мазута топочного М-100 в количестве 3809,213 тонн

1.3 Анализ приобретения топочного мазута для осуществления возврата в Федеральное агентство по государственным резервам

 

В соответствии с Распоряжением Главы Петропавловск-Камчатского городского округа от 06.12.2005 года № 334-р Департаменту (Финансово-казначейскому управлению г. Петропавловска-Камчатского) предписано обеспечить финансирование обязательств, принятых на себя МУ «УЖКХ», однако, напрямую Департаментом финансирование для приобретения топочного мазута в Росрезерв не производилось, а  направлены реестры на финансирование МУ «УЖКХ», в соответствии с которыми финансирование осуществлялось за счёт следующих источников:
- согласно реестру от 09.08.2006 года № 1594 на сумму 27290,7 тыс. рублей за счёт субвенции на обеспечение возмещения текущих расходов местного бюджета, связанных с предоставлением гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг;
- согласно реестру от 15.08.2006 года № 1648 на сумму 18390,0 тыс. рублей за счёт субвенции на обеспечение возмещения текущих расходов местного бюджета, связанных с предоставлением гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг;
- согласно реестру от 12.09.2006 года № 1887 на сумму 27290,7 тыс. рублей за счёт субвенции на обеспечение возмещения текущих расходов местного бюджета, связанных с предоставлением гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг;
- согласно реестру от 29.09.2006 года № 2059 на сумму 12555,0 тыс. рублей за счёт субсидии для частичного покрытия разницы между стоимостью предоставляемых ЖКУ по федеральному и региональному стандарту предельной стоимости предоставляемых ЖКУ на 1 кв. метр общей площади жилья – разница в тарифах на жилищные услуги УМП «Горизонт», и на сумму 17873,0 тыс. рублей за счёт субсидии  для частичного покрытия разницы между стоимостью предоставляемых ЖКУ по федеральному и региональному стандарту предельной стоимости предоставляемых ЖКУ на 1 кв. метр общей площади жилья – разница в тарифах на тепловую энергию.
В соответствии с Законом Камчатской области от 13.12.2005 года № 418 «Об областном бюджете на 2006 год» Петропавловск-Камчатскому городскому округу предусмотрены средства:
- в качестве субвенций на обеспечение возмещения текущих расходов и частичного погашения кредиторской задолженности местным бюджетам, связанных с предоставлением гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг (в рамках реализации постановления Правительства РФ от 26.08.2004 года № 441 «О федеральных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке возмещения расходов на капитальный ремонт жилья на 2005 год») в сумме 488086,4 тыс. рублей (приложение № 13 к Закону «Об областном бюджете на 2006 год»: «Распределение субвенций местным бюджетам, предоставляемых из Областного фонда компенсаций и Федерального фонда компенсаций в 2006 году»);
- в качестве субвенций за счёт средств федерального фонда компенсаций на частичное возмещение расходов бюджетов по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилищного помещения и коммунальных услуг за 1, 2, 3 квартал 2006 года в сумме 96678,0 тыс. рублей (приложение № 13 к Закону «Об областном бюджете на 2006 год»);
- в качестве субсидий для частичного покрытия разницы между стоимостью предоставляемых ЖКУ по федеральному и региональному стандарту предельной стоимости предоставляемых ЖКУ на 1 кв. метр общей площади жилья 298992,7 тыс. рублей (приложение № 14 к Закону «Об областном бюджете на 2006 год»: «Распределение субсидий местным бюджетам, предоставляемых из Областного фонда софинансирования социальных расходов в 2006 году»).
В соответствии с письмом начальника Департамента финансов и бюджетной политики администрации Камчатской области от 17.07.2007 года № 21/02-18/125 бюджету Петропавловск-Камчатского городского округа из областного бюджета в 2006 году предоставлены средства в виде субвенции на обеспечение возмещения текущих расходов и частичного погашения кредиторской задолженности местным бюджетам, связанных с предоставлением гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг (реализация постановления Правительства РФ от 26.08.2004 года № 441 «О федеральных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке возмещения расходов на капитальный ремонт жилья на 2005 год» и постановлений губернатора Камчатской области от 23.03.2005 года № 210 и от 02.06.2006 года № 268) в сумме 488086,4 тыс. рублей, и финансовая помощь, потупившая из федерального бюджета в областной бюджет, в виде субсидий на частичное возмещение расходов бюджетов субъектов РФ по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в сумме 124433,0 тыс. рублей, перечислена бюджету Петропавловск-Камчатского городского округа в виде субвенции на частичное возмещение расходов бюджетов по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в 2006 году.
Приложением № 5 к бюджету Петропавловск-Камчатского городского округа на 2006 год от 01.03.2006 года № 306-р «О принятии бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа на 2006 год» утверждён объём расходов за счёт субвенции из областного фонда компенсаций на обеспечение возмещения текущих расходов и частичного погашения кредиторской задолженности местным бюджетам, связанных с предоставлением гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг (реализация постановления Правительства РФ от 26.08.2004 года № 441 «О федеральных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке возмещения расходов на капитальный ремонт жилья на 2005 год» и постановления губернатора Камчатской области от 23.03.2005 года № 210) для МУ «УЖКХ» в сумме 509477,5 тыс. рублей.
Кроме этого, приложением № 5 предусмотрено для МУ «УЖКХ» в бюджете Петропавловск-Камчатского городского округа на 2006 год за счёт средств субсидий из областного фонда софинансирования социальных расходов, в качестве субсидий для частичного покрытия разницы между стоимостью предоставляемых ЖКУ по федеральному и региональному стандарту предельной стоимости предоставляемых ЖКУ на 1 кв. метр общей площади жилья 298992,7 тыс. рублей.
Вышеуказанные средства субвенции, полученные МУ «УЖКХ», направлены на оплату топочного мазута, поставлявшегося ГАУТ «Камчатоблавтотранс» в сумме 78349,98 тыс. рублей, в том числе платёжными поручениями: от 09.08.2006 года № 435 на сумму 26463,75 тыс. рублей, от 02.10.2006 года № 63 на сумму 60000,0 тыс. рублей.
Упомянутые выше средства субсидии, полученные МУ «УЖКХ» направлены на оплату топочного мазута ГАУТ «Камчатоблавтотранс» в сумме 10000,0 тыс. рублей, платёжным поручением от 02.10.2006 года № 81.
Таким образом, средства областного бюджета в сумме 88349,98 тыс. рублей (78349,98 тыс. рублей – субвенции и 10000,0 тыс. рублей - субсидии) использованы на цели, не предусмотренные условиям их выделения из областного бюджета, а также не предусмотренные бюджетом Петропавловск-Камчатского городского округа, бюджетной росписью, сметой доходов и расходов МУ «УЖКХ», а именно направлены на приобретение топочного мазута. В соответствии со ст. 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации использование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения определённым бюджетом, бюджетной росписью признаются – нецелевым использованием бюджетных средств.  
При этом следует отметить, что с целью предоставления гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в 2006 году Петропавловск-Камчатским городским округом привлекались кредиты банков. Так, на основании распоряжения Главы Петропавловск-Камчатского городского округа от 31.07.2006 года № 214-р привлечён кредит в АКБ «Муниципальный Камчатпрофитбанк» (договор № 2006-0110) в сумме 20000,0 тыс. рублей на период с 28.07.2006 года по 28.08.2006 года, на следующие цели: возмещение разницы в тарифах на ЖКУ в сумме 6655,0 тыс. рублей и 13335,0 тыс. рублей на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию. 
Необходимо отметить, что у ГУАТ «Камчатоблавтотранс» отсутствовали собственные средства для приобретения вышеуказанного топочного мазута. В связи с этим, согласно объяснению от 26.06.2007 года заместителя директора ГУАТ «Камчатоблавтотранс» Латышева Ю.Г., ГУАТ «Камчатоблавтотранс» был получен кредит в сумме 60000,0 тыс. рублей по указанию и под гарантии администрации г. Петропавловска-Камчатского для закупки топлива с целью возврата топочного мазута в Росрезерв.
Письменного подтверждения наличия указания и гарантии администрации к проверке не представлено.
Вместе с тем, 02.05.2006 года между АКБ «Муниципальный Камчатпрофитбанк», в лице директора Полунина И.А. и ГУАТ «Камчатоблавтотранс» (заёмщик), в лице директора Шкотова В.А. заключён кредитный договор № 2006-0066 о предоставлении кредита в сумме 45000,0 тыс. рублей, под 18 % годовых, со сроком полного погашения – 02.07.2006 года. Дополнительным соглашением № 1 к кредитному договору от 02.05.2006 года № 2006-0066 определён срок погашения полученного кредита – 26.08.2006 года.
Также, 12.05.2006 года между АКБ «Муниципальный Камчатпрофитбанк», в лице директора Полунина И.А. и ГУАТ «Камчатоблавтотранс» (заёмщик), в лице директора Шкотова В.А. заключён кредитный договор № 2006-0069 о предоставлении кредита в сумме 15000,0 тыс. рублей для приобретения топлива, под 18 % годовых, со сроком полного погашения – 12.07.2006 года. Дополнительным соглашением № 1 к кредитному договору от 12.05.2006 года № 2006-0069 определён срок погашения полученного кредита – 26.08.2006 года.
Таким образом, для исполнения обязательств муниципального образования по договору заимствования материальных ценностей № НТ/441 ГУАТ «Камчатоблавтотранс» были привлечены кредиты АКБ «Муниципальный Камчатпрофитбанк» под ставку 18 % годовых на срок 121 день, тогда как городским округом в 2006 году кредитные ресурсы данного коммерческого банка привлекались, как правило, под 14,5 % годовых и, в одном случае, в июле 2006 года под 16% годовых.    
Приобретённый топочный мазут ГУАТ «Камчатоблавтотранс» передавался в адрес ГУП «Камчатсккоммунэнерго», последний, в свою очередь, счета, выставленные ГУАТ «Камчатоблавтотранс» за поставленный мазут, предъявлял к оплате МУ «УЖКХ».  
Во исполнение распоряжения градоначальника г. Петропавловска-Камчатского «О передаче топочного мазута» от 06.12.2005 года № 334-р МУ «УЖКХ» на основании писем ГУП «Камчатсккоммунэнерго» принято счетов к оплате за топочный мазут, подлежащий возврату в Росрезерв, на сумму 99203,6 тыс. рублей.
МУ «УЖКХ» на сумму выставленных счетов уведомило о произведенной оплате МУП «Горсеть» на сумму 89203,6 тыс. рублей и УМП «Горизонт» на сумму 10000,0 тыс. рублей для уменьшения их кредиторской задолженности за полученную тепловую энергию от ГУП «Камчатсккоммунэнерго».

I.3.1 Произведенные расходы по хранению и переработке топочного мазута

На основании договора от 20.12.2005 года № 10-02-10/05-09 за хранение и переработку топочного мазута ОАО «Камчатскэнерго» в адрес МУ «УЖКХ» выставлены счета-фактуры на сумму 3190,9 тыс. рублей, в том числе:
- хранение на сумму 219,8 тыс. рублей;
- переработка на сумму 2971,1 тыс. рублей
В свою очередь Муниципальное учреждение «Расчетно-кассовый центр по жилищно-коммунальному хозяйству Петропавловск-Камчатского городского округа» (далее по тексту – МУ «РКЦ») на основании писем МУ «УЖКХ» указанные счета-фактуры оплатило, и после оплаты МУ «УЖКХ» выставило данные счета-фактуры в адрес ГУП «Камчатсккоммунэнерго» в полном объёме в счёт имеющейся задолженности за теплоэнергию. 

I.3.2. Анализ оплаты процентов за пользование топочным мазутом

В адрес администрации г. Петропавловска-Камчатского в соответствии с условиями пункта 2.2 договора заимствования (предусмотрена оплата из расчета 0,44 % стоимости заимствованного мазута ежемесячно до 10-го числа следующего месяца) Росрезервом выставлены счета на оплату процентов за пользование топочным мазутом на сумму 1517,6 тыс. рублей.
Оплата выставленных счетов произведена Департаментом в пользу Росрезерва за счёт средств местного бюджета в сумме 1517,6 тыс. рублей.
Следует отметить, что расчёт процентов произведён исходя из данных по заимствованию топочного мазута в количестве 10 тысяч тонн на сумму 60000,0 тыс. рублей, тогда как пунктом 2.2 договора предусмотрена оплата из расчёта 0,44 % стоимости заимствованного мазута ежемесячно до 10-го числа следующего месяца.
Однако, по данным проверки заимствование топочного мазута было произведено в объёме 9967,326 тонн, а не 10 тысяч тонн, как указано в расчёте процентов за пользование топочным мазутом.
Таким образом, Департаментом необоснованно оплачено в пользу Росрезерва 4,9 тыс. рублей.
По результатам рассмотрения Отчёта об исполнении бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа за 2006 год и на основании представления прокурора г. Петропавловска-Камчатского от 28.06.2007 года № 31-20А «Об устранении нарушений бюджетного законодательства» Департаментом внесены изменения в Отчёт в части отнесения расходов по уплате процентов в сумме 1517,6 тыс. рублей не на обслуживание муниципального долга (раздел 0112), а на коммунальное хозяйство (раздел 0502). При этом в Приложении № 3 к Отчёту данная сумма значится в расходах Департамента, а данные средства не отнесены на финансирование организаций коммунального хозяйства. Согласно приложению № 3 к Отчёту целевое назначение данных средств: оплата за временное заимствование материальных ценностей из госрезерва. Таким образом, экономическое назначение указанных средств – оплата процентов платежей по договору заимствования осталось неизменным.
Следует отметить, что средства на погашение заимствованного топочного мазута в расходной части бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа на 2006 год не нашли отражения.
Приобретение топочного мазута осуществлялось за счёт субвенций и субсидий, полученных Петропавловск-Камчатским городским округом из областного бюджета. 
Как следствие, погашение указанной задолженности (как и привлечение указанных средств) не нашло своего отражения в бюджетной отчётности Петропавловск-Камчатского городского округа за 2006 год.
Из вышеизложенного следует, что обязательства городского округа по приобретению топочного мазута для возврата его в Росрезерв, принятые в соответствии с условиями договора заимствования материальных ценностей № НТ/441, фактически были переложены администрацией на другие организации – МУ «УЖКХ», ГУП «Камчатсккоммунэнерго», ГУАТ «Камчатоблавтотранс». МУП «Горсеть» и УМП «Горизонт» выступили в данных отношениях в качестве организаций-посредников, через которые (с помощью авизо) были пропущены рассматриваемые в настоящем отчёте о результатах проверки средства для соблюдения юридических формальностей.
В данном отчёте не анализируется необходимость произведённого заимствования топочного мазута в Росрезерве – данная необходимость была обоснована администрацией городского округа в декабре 2005 года Городской Думе, подтверждением чего является согласие Городской Думы на данное заимствование (Решение от 15.12.2005 года № 249-р). При составлении данного отчёта исследованы экономические последствия принятого решения.
Общая стоимость 9967,326 тонн топочного мазута, возвращённого МУ «УЖКХ» в Росрезерв с учетом процентов за пользование топочным мазутом составила 100721,2 тыс. рублей (99203,58+1517,64), то есть расчетно по цене 10,1 тыс. рублей за 1 тонну.
При этом, согласно данным Комитета по экономике администрации Камчатской области  (письма от 26.06.2007 года № 453 и от 07.08.2007 года № 638), стоимость топочного мазута для теплоэнергетических предприятий Камчатской области с учетом условий поставки СИФ г. Петропавловска-Камчатского, услуг по доставке и переработке, и НДС на май 2006 года (момент возврата) составляла от 8,9 тыс. рублей до 9,4 тыс. рублей за 1 тонну.
Таким образом, стоимость 9967,326 тонн топочного мазута по ценам (для расчёта принята максимальная цена 9,4 тыс. рублей за 1 тонну), сложившимся на территории Камчатской области на момент возврата топочного мазута в Росрезерв составляла 93692,9 тыс. рублей (9967,326 тонн*9,4 тыс. рублей).
Удорожание стоимости топочного мазута, приобретённого для возврата в Росрезерв по сравнению со средней стоимостью аналогичного количества топочного мазута по максимальным ценам за тонну на момент возврата заимствования составляет 7028,3 тыс. рублей (100721,2 тыс. рублей - 93692,9 тыс. рублей).
Однако, принимая во внимание дефицитность бюджета городского округа, данное удорожание должно быть расчетно уменьшено на стоимость кредитных ресурсов, которые понадобились бы муниципальному образованию в случае самостоятельного приобретения топочного мазута для возврата его в Росрезерв исходя из срока заимствования, аналогичного произведённому ГУАТ «Камчатоблавтотранс».
Учитывая тот факт, что в 2006 году муниципальным образованием кредитные ресурсы АКБ «Муниципальный Камчатпрофитбанк» привлекались, как правило, под ставку 14,5 % годовых и, в одном случае, (в июле 2006 года) под 16 % годовых, расчетная стоимость кредитных ресурсов данного коммерческого банка, привлекающихся на срок 121 день, составила бы 5010,6 тыс.  рублей (при ставке 16 %) и 4655,8 тыс. рублей (при ставке 14,5 %).
Таким образом, абсолютное удорожание стоимости топочного мазута, связанное с самоустранением администрации городского округа от исполнения своих обязательств по договору заимствования материальных ценностей от 25.01.2006 года № НТ/441, составило от 2017,7 тыс. рублей до 2372,5 тыс. рублей.
Принимая во внимание тот факт, что при использовании данной схемы погашения задолженности по произведённым заимствованиям у городского округа в любом случае возникали бы обязательства по уплате процентных платежей Росрезерву за заимствованный топочный мазут (1512,7 тыс. рублей без учёта необоснованно уплаченных процентов в сумме 4,9 тыс. рублей), указанное в выше абзаце абсолютное удорожание должно быть уменьшено на сумму данных процентных платежей. Таким образом, потери финансовых ресурсов  при осуществлении возврата топочного мазута в Росрезерв составили от 505,0 тыс. рублей до 859,96 тыс. рублей.
Данные потери финансовых ресурсов должны рассматриваться как ущерб, нанесённый администрацией городского округа имущественным интересам ГУП «Камчатсккоммунэнерго» (конечного получателя топочного мазута) в связи с самоустранением администрации городского округа от исполнения своих обязанностей по договору заимствования материальных ценностей № НТ/441, переложения своих обязанностей по данному договору на иные организации, а также по причине использования неэффективных финансовых механизмов.

II. Заимствования топочного мазута из резерва
Камчатской области в 2005 году

Распоряжением градоначальника г. Петропавловска-Камчатского «О заимствовании топочного мазута из резерва Камчатской области» от 29.08.2005 года № 262-р МУ «УЖКХ» уполномочено совершать действия по организации заимствования топочного мазута из областного резерва. Согласно данному распоряжению МУ «УЖКХ» должно организовать:
- заключить договора на заимствование топочного мазута с Комитетом по управлению государственным имуществом Камчатской области (далее по тексту – Комитет);
- принять топочный мазут из областного резерва согласно актам приема-передачи, сертификатам качества с оформлением счетов-фактур;
- передать топочный мазут ГУП «Камчатсккоммунэнерго» в счёт взаиморасчётов за поставленную тепловую энергию;
- осуществлять контроль за качеством и объёмами топочного мазута, выпускаемого из областного резерва для коммунальных нужд. При этом, Финансово-казначейскому управлению администрации г. Петропавловска-Камчатского распоряжением определено обеспечить финансирование закупки возвратного мазута в областной бюджет.
В 2005 году между Комитетом, в лице председателя Гончарова В.Д. и администрацией г. Петропавловска-Камчатского, в лице градоначальника Скворцова В.В. заключено 5 договоров «заимствования материальных ценностей государственного резерва с обеспечением» на предмет передачи последнему в порядке временного заимствования 20440,0 тонн топочного мазута марки М-100 с учётом возврата топлива такого же количества и качества, в том числе:
- от 02.06.2005 года № 2/127 на 2140,0 тонн, стоимостью 13803,0 тыс. рублей со сроком возврата до 30.11.2005 года (акт приёма-передачи от 01.09.2005 года);
- от 11.07.2005 года № 3 на 2000,0 тонн, стоимостью 14852,68 тыс. рублей со сроком возврата до 30.11.2005 года (акт приёма-передачи от 01.09.2005 года);
- от 28.07.2005 года № 3/130 на 8300,0 тонн, стоимостью 61779,805 тыс. рублей со сроком возврата до 30.11.2005 года (акт приёма-передачи от 01.09.2005 года);
- от 26.09.2005 года № 9 на 3000,0 тонн, стоимостью – по сложившимся ценам на дату возврата – 01.07.2006 года (акт приёма-передачи от 01.09.2005 года);
- от 21.10.2005 года № 7 на 5000,0 тонн, стоимостью – по сложившимся ценам на дату возврата – 31.12.2005 года (акт приёма-передачи от 21.10.2005 года).
Указанные договоры «заимствования материальных ценностей государственного резерва с обеспечением» являются беспроцентными. В случае невозврата топочного мазута в определённый договорами срок Комитет имеет право произвести зачёт в размере стоимости не возвращённого топочного мазута за счёт средств финансовой помощи, предназначенных бюджету Петропавловск-Камчатского муниципального образования.
В нарушение Федерального Закона от 21.11.1996 года № 129-ФЗ «О бухгалтерском учёте» и распоряжения градоначальника г. Петропавловска-Камчатского от 29.08.2005 года № 262-р операции по данным бухгалтерского учёта МУ «УЖКХ» по приёму и передаче топочного мазута от ГУП «Камчатсккоммунэнерго» в количестве 20440,0 тонн своевременно не проводились. 
На момент проведения проверки администрацией Петропавловск-Камчатского городского округа по договорам заимствования в областном резерве топочного мазута, в общем количестве 20440,0 тонн обязательства не исполнены, топочный мазут до настоящего времени в областной резерв не возвращён.
После проведённой проверки Контрольно-счетной палатой Петропавловск-Камчатского городского округа МУ «УЖКХ» по вопросу заимствования топочного мазута (Акт проверки от 10.04.2007 года № 31-01), МУ «УЖКХ» заключены соглашения о зачёте взаимных требований от 02.05.2007 года на сумму 149982,26 тыс. рублей, на 20440 тонн топочного мазута марки М-100. В результате заключённых соглашений МУ «УЖКХ» погасило задолженность ГУП «Камчатсккоммунэнерго» за топочный мазут М-100 в количестве 20440 тонн в соответствии с выставленными счетами-фактурами №№ 1736-1740 от 02.05.2007 года на сумму 149982,26 тыс. рублей. При этом МУП «Горсеть»  погасило задолженность перед МУ «УЖКХ» за отопление и ГВС на сумму 149982,26 тыс. рублей, а ГУП «Камчатсккоммунэнерго» погасило задолженность МУП «Горсеть» за отопление и ГВС на сумму 149982,26 тыс. рублей. Также соглашениями определено, что при возврате заимствованного топочного мазута в резерв Камчатской области сформировавшаяся дополнительная стоимость будет зачтена в счёт расчётов за отопление и ГВС дополнительно.
В результате произведённых операций по данным бухгалтерского учета МУ «УЖКХ» образовалась и значится кредиторская задолженность перед Комитетом в сумме 149982,2 тыс. рублей.
Следует отметить, что МУ «УЖКХ» стоимость топочного мазута, полученного от Комитета без определения конкретной стоимости (8000 тонн) отразило по данным бухгалтерского учёта по стоимости полученной партии по договору от 28.07.2005 года № 3/30, то есть по 7,44 тыс. рублей за 1 тонну. 
При этом, согласно данным Комитета по экономике администрации Камчатской области  (письмо от 26.06.2007 года № 453) стоимость топочного мазута для теплоэнергетических предприятий Камчатской области с учетом условий поставки СИФ г. Петропавловска-Камчатского, услуг по доставке и переработке, и НДС на июнь 2006 года составляла от 9,58 тыс. рублей до 9,73 тыс. рублей за 1 тонну.    

Выводы:

1. Решением Петропавловск-Камчатской Городской Думы от 15.12.2005 года № 249-р дано согласие администрации г. Петропавловска-Камчатского на заимствование из Росрезерва 10 тысяч тонн топочного мазута для котельных города, источником покрытия муниципальных обязательств определены целевые субсидии из бюджета Камчатской области «на частичное покрытие разницы между стоимостью предоставляемых жилищно-коммунальных услуг по федеральному и региональному стандарту предельной стоимости на 1 кв. метр общей площади жилья»;
2. Распоряжением градоначальника г. Петропавловска-Камчатского «О передаче топочного мазута» от 06.12.2005 года № 334-р МУ «УЖКХ» определено получить 10 тысяч тонн топочного мазута, выданного из государственного резерва, передать полученный топочный мазут ГУП «Камчатсккоммунэнерго» в качестве расчётов за ранее полученную тепловую энергию и организовать работу по обеспечению возврата 10 тысяч тонн топочного мазута в Росрезерв. По акту передачи материальных ценностей от 11.01.2006 года филиалом ОАО «Камчатскэнерго»-Камчатские ТЭЦ передан, а МУ «УЖКХ» принят топочный мазут государственного материального резерва в количестве 9967,33 тонн. После чего, по акту приёма-передачи топочного мазута от 12.01.2006 года МУ «УЖКХ» передало, а ГУП «Камчатсккоммуэнерго» получило топочный мазут в количестве 9967,33 тонн;
3. В соответствии с Распоряжением градоначальника г. Петропавловска-Камчатского от 06.12.2005 года № 334-р Департаменту экономической и бюджетной политики администрации Петропавловск-Камчатского городского округа (Финансово-казначейскому управлению г. Петропавловска-Камчатского) предписано обеспечить финансирование обязательств, принятых на себя МУ «УЖКХ», однако, напрямую Департаментом финансирование на приобретение топочного мазута для возврата в Росрезерв не производилось, а были направлены реестры на финансирование МУ «УЖКХ»;
4. Бюджетом Петропавловск-Камчатского городского округа на 2006 год не предусмотрены средства для осуществления возврата топочного мазута в Росрезерв. Как следствие, погашение указанной задолженности (как и привлечение указанных средств) не нашло своего отражения в бюджетной отчётности Петропавловск-Камчатского городского округа за 2006 год;
5. По результатам рассмотрения Отчёта об исполнении бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа за 2006 год и на основании представления прокурора г. Петропавловска-Камчатского «Об устранении нарушений бюджетного законодательства» Департаментом внесены изменения в Отчёт в части отнесения расходов в сумме 1517,6 тыс. рублей по уплате процентов не на обслуживание муниципального долга (раздел 0112), а на коммунальное хозяйство (раздел 0502). При этом в Приложении № 3 к Отчёту данная сумма значится в расходах Департамента. Также данные средства не отнесены на финансирование организаций коммунального хозяйства. Согласно приложению № 3 к Отчёту целевое назначение данных средств: оплата за временное заимствование материальных ценностей из госрезерва. Таким образом, экономическое назначение указанных средств – оплата процентных платежей по договору заимствования осталось неизменным;
6. Администрацией Петропавловск-Камчатского городского округа обязательства по приобретению топочного мазута для возврата его в Росрезерв, фактически были переложены на другие организации – МУ «УЖКХ», ГУП «Камчатсккоммунэнерго», ГУАТ «Камчатоблавтотранс». Кроме того, МУП «Горсеть» и УМП «Горизонт» выступили в данных отношениях в качестве организаций-посредников, через которые (с помощью авизо) были пропущены рассматриваемые средства для соблюдения юридических формальностей.
7. У ГУАТ «Камчатоблавтотранс» отсутствовали собственные средства для приобретения вышеуказанного топочного мазута. В связи с этим, согласно объяснению заместителя директора ГУАТ «Камчатоблавтотранс» от 26.06.2007 года Латышева Ю.Г., ГУАТ «Камчатоблавтотранс» был получен кредит в сумме 60000,0 тыс. рублей по указанию и под гарантии администрации г. Петропавловска-Камчатского для расчёта на закупку топлива с целью возврата топочного мазута в Росрезерв. ГУАТ «Камчатоблавтотранс» кредит АКБ «Муниципальный Камчатпрофитбанк» был привлечён под ставку 18% годовых на максимальный срок 121 день, в то время как городским округом в 2006 году кредитные ресурсы данного коммерческого банка привлекались, как правило, под 14,5% годовых и, в одном случае, в июле 2006 года под 16% годовых;
8. Топочный мазут в 2006 году приобретался МУ «УЖКХ» у ГУАТ «Камчатоблавтотранс» без каких-либо договорных отношений, за счёт субвенций и субсидий областного бюджета, полученных от Департамента в том числе: за счёт субвенций на обеспечение возмещения текущих расходов местного бюджета связанных с предоставлением гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в сумме 72971,4 тыс. рублей, за счёт субсидий для частичного покрытия разницы между стоимостью предоставляемых ЖКУ по федеральному и региональному стандарту предельной стоимости предоставляемых ЖКУ на 1 кв. метр общей площади жилья – разница в тарифах на жилищные услуги УМП «Горизонт», и в сумме 17873,0 тыс. рублей за счёт субсидий  для частичного покрытия разницы между стоимостью предоставляемых ЖКУ по федеральному и региональному стандарту предельной стоимости предоставляемых ЖКУ на 1 кв. метр общей площади жилья – разница в тарифах на тепловую энергию на сумму 12555,0 тыс. рублей.
Таким образом, средства областного бюджета в сумме 88349,98 тыс. рублей (78349,98 тыс. рублей – субвенции и 10000,0 тыс. рублей - субсидии) в нарушение ст. 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации использованы на цели, не предусмотренные условиями их выделения из областного бюджета, а также не предусмотренные бюджетом Петропавловск-Камчатского городского округа, бюджетной росписью, сметой доходов и расходов МУ «УЖКХ», а именно направлены на приобретение топочного мазута. 
9. Общая стоимость 9967,326 тонн топочного мазута возвращенного МУ «УЖКХ» в Росрезерв с учетом процентов за пользование топочным мазутом составила 100721,2 тыс. рублей, то есть расчетно по цене 10,1 тыс. рублей за 1 тонну. При этом, согласно данным Комитета по экономике администрации Камчатской области, с учетом условий поставки СИФ г. Петропавловска-Камчатского, услуг по доставке и переработке, и НДС на май 2006 года (момент возврата) составляла от 8,9 тыс. рублей до 9,4 тыс. рублей за 1 тонну. Таким образом, стоимость 9967,326 тонн топочного мазута по ценам (для расчёта принята максимальная цена 9,4 тыс. рублей за 1 тонну), сложившимся на территории Камчатской области на момент возврата топочного мазута в Росрезерв составляла 93692,9 тыс. рублей;
10. Потери финансовых ресурсов при осуществлении возврата топочного мазута в Росрезерв составили расчетно от 505,0 тыс. рублей до 859,96 тыс. рублей. Данные потери финансовых ресурсов должны рассматриваться как ущерб, нанесённый администрацией городского округа имущественным интересам ГУП «Камчатсккоммунэнерго» (конечного получателя топочного мазута) в связи с самоустранением администрации городского округа от исполнения своих обязательств по договору заимствования материальных ценностей № НТ/441, перекладыванием своих обязанностей по данному договору на иные организации, а также по причине использования неэффективных финансовых механизмов.
11. В адрес администрации г. Петропавловска-Камчатского в соответствии с условиями пункта 2.2 договора заимствования Росрезервом выставлены счета на оплату процентов за пользование топочным мазутом на сумму 1517,6 тыс. рублей. Следует отметить, что расчёт процентов произведён исходя из данных по заимствованию топочного мазута в количестве 10 тысяч тонн на сумму 60000,0 тыс. рублей, тогда как, фактически заимствование топочного мазута было произведено в объёме 9967,326 тонн, а не 10 тысяч тонн, как указано в расчёте процентов за пользование топочным мазутом. Таким образом, Департаментом необоснованно оплачено в пользу Росрезерва 4,9 тыс. рублей;
12. Помимо заимствований топочного мазута в Росрезерве в 2005 году администрация Петропавловск-Камчатского городского округа осуществляла заимствования топочного мазута из резервного фонда администрации Камчатской области в количестве 20440,0 тонн.
13. В нарушение Федерального Закона от 21.11.1996 года № 129-ФЗ «О бухгалтерском учёте» и распоряжения градоначальника г. Петропавловска-Камчатского от 29.08.2005 года № 262-р операции на счетах бухгалтерского учета МУ «УЖКХ» по приёму и передаче топочного мазута от ГУП «Камчатсккоммунэнерго» в количестве 20440,0 тонн своевременно не отражались. После проверки Контрольно-счетной палаты МУ «УЖКХ» по вопросу заимствования топочного мазута, МУ «УЖКХ» заключены соглашения о зачёте взаимных требований от 02.05.2007 года на сумму 149982,26 тыс. рублей, на 20440 тонн топочного мазута марки М-100. В результате заключённых соглашений МУ «УЖКХ» погасило задолженность ГУП «Камчатсккоммунэнерго» за топочный мазут М-100 в количестве 20440 тонн в соответствии с выставленными счетами-фактурами от 02.05.2007 № 1736-1740 года на сумму 149982,26 тыс. рублей, при этом МУП «Горсеть»  погасило задолженность МУ «УЖКХ» за отопление и ГВС на сумму 149982,26 тыс. рублей, а ГУП «Камчатсккоммунэнерго» погасило задолженность МУП «Горсеть» за отопление и ГВС на сумму 149982,26 тыс. рублей.
14. В результате произведённых операций по данным бухгалтерского учета МУ «УЖКХ» образовалась и значится кредиторская задолженность перед Комитетом по управлению государственным имуществом Камчатской области в сумме 149982,26 тыс. рублей. На момент проведения проверки администрацией Петропавловск-Камчатского городского округа по договорам заимствования топочного мазута в областном резерве в общем количестве 20440,0 тонн обязательства не исполнены, топочный мазут до настоящего времени в областной резерв не возвращён. При этом, следует отметить, что МУ «УЖКХ» стоимость топочного мазута полученного от Комитета без определения конкретной стоимости (8000 тонн) отразило по данным бухгалтерского учёта по стоимости полученной партии по договору от 28.07.2005 года № 3/30, то есть по 7,44 тыс. рублей за 1 тонну.  

Предложения:

1. Направить Отчёт о результатах проверки взаиморасчётов по заимствованиям топочного мазута, производившимися администрацией Петропавловск-Камчатского городского округа для нужд городского округа, а также проверки целевого и эффективного использования средств, направленных на обслуживание данных заимствований для информации следующим адресатам:
- в Городскую Думу Петропавловск-Камчатского городского округа;
- Главе Петропавловск-Камчатского городского округа;
- в Департамент экономической и бюджетной политики администрации Петропавловск-Камчатского городского округа с предложением произвести возврат необоснованно перечисленных средств в Росрезерв в сумме 4,9 тыс. рублей.
2. Для информации и принятия мер прокурорского реагирования направить Отчёт в прокуратуру г. Петропавловска-Камчатского.
3. Для информации направить информационное письмо с приложением Отчёта губернатору Камчатского края.

 

Аудитор
Контрольно-счетной палаты
Петропавловск-Камчатского
городского округа  
М.П. Кушнир