КСП ПКГО в ОдноклассникахКСП ПКГО ВКонтакте

ОТЧЁТ
о результатах проверки целевого и эффективного использования средств бюджета, выделенных в 2008 году общеобразовательным учреждениям городского округа на реализацию мероприятий в области образования – внедрение инновационных образовательных программ

 

г. Петропавловск-Камчатский «18» июня  2009 года

Основание для проведения проверки: пункт 4.2 Плана работы Контрольно-счетной палаты Петропавловск-Камчатского городского округа на 2009 год.
Цель проверки: проверить целевое и эффективное использование средств бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа, выделенных в 2008 году общеобразовательным учреждениям городского округа на внедрение инновационных образовательных программ.
Предмет проверки: платёжные и иные первичные документы, подтверждающие фактическое поступление и расходование средств бюджета городского округа; нормативные правовые акты и иные распорядительные документы, обосновывающие операции со средствами бюджета городского округа, выделенные на содержание и обеспечение деятельности учреждения; финансовая (бюджетная) отчётность.
Объекты проверки: Департамент социального развития Петропавловск-Камчатского городского округа (далее – Департамент соцразвития), муниципальное учреждение (МУ) «Централизованная бухгалтерия», муниципальные общеобразовательные учреждения №№ 3, 11, 24, 42.
Проверяемый период: 2008 год.
Срок проведения проверки: с 28.01.2009 г. по 03.03.2009 г.
По результатам проверки составлены Акты проверки:
1. Департамента соцразвития от 20.02.2009 № 10-05/04. Акт подписан без разногласий;
2. МУ «Централизованная бухгалтерия» от 03.03.2009 № 07-04. Акт подписан с пояснениями.
В период формирования настоящего Отчёта в Департамент соцразвития, МУ «Централизованная бухгалтерия», среднюю общеобразовательную школу № 24 направлены информационные письма о результатах проверки с предложениями по устранению нарушений, выявленных проверкой, со сроком предоставления информации до 15 мая 2009 года.
Настоящий Отчёт составлен с учётом представленной учреждениями информации об устранении выявленных проверкой нарушений.

 

Результаты проверки:

В рамках приоритетного национального проекта «Образование» осуществляется государственная поддержка образовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы (комплекс мероприятий по созданию и внедрению новых качественно усовершенствованных технологий, методов и форм обучения).
Государственная поддержка общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, осуществляется из средств федерального бюджета РФ по итогам конкурсного отбора.
Согласно приказу Минобразования и науки РФ от 07.03.2006 № 46 «Об утверждении порядка и критериев конкурсного отбора общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы» государственная поддержка за счёт средств федерального бюджета  осуществляется посредством предоставления субсидий для приобретения лабораторного оборудования, программного и методического обеспечения, модернизации материально-технической учебной базы, повышения квалификации и переподготовки работников общеобразовательных учреждений.
Кроме того, государственная поддержка общеобразовательных учреждений осуществляется за счёт средств бюджета Камчатского края (далее– краевого бюджета).
В соответствии с приказом Минобразования и науки РФ от 15.05.2008      № 146 «Об учреждениях - победителях конкурсного отбора», постановлением Правительства Камчатского края от 07.04.2008 № 83-П «О мерах государственной поддержки учреждений в Камчатском крае, внедряющих инновационные образовательные программы» и распоряжением Правительства Камчатского края от 26.05.2008 № 156-РП в 2008 году государственная поддержка на внедрение инновационных образовательных программ предоставлена средним общеобразовательным школам (далее – СОШ) №№ 3, 11, 24 и 42.
Общая сумма выделенных в 2008 году средств составила 3200,0 тыс. рублей, в т.ч. 3000,0 тыс. рублей - средства федерального бюджета и 200,0 тыс. рублей – средства краевого бюджета.
Полученные средства использованы СОШ на установку и обновление информационной базы «Гарант», монтаж вычислительной сети, приобретение программного обеспечения для библиотеки, комплектов психодиагностических и психопрофилактических программ и право пользования программным продуктом, покупку комплектов учебных кабинетов, наглядных пособий, компьютерной техники, копировальных машин и прочего электронного оборудования, учебной мебели, на повышение квалификации педагогических работников.
Проведённой проверкой целевого использования бюджетных средств, выделенных на внедрение инновационных образовательных программ, нарушений не установлено.
Вместе с тем, установлены факты неиспользования приобретённого оборудования, а также длительного невведения их в эксплуатацию, что согласно статье 34 Бюджетного кодекса РФ является неэффективным использованием бюджетных средств.
Так, проведённой 16-17 февраля 2009 года инвентаризацией основных средств, приобретённых в рамках реализации мероприятий по внедрению инновационных образовательных программ, установлено, что три многофункциональных устройства (для копирования и печатания документов), два принтера, два копировальных аппарата, две радиосистемы для музыкального класса, один телевизор, приобретённые СОШ № 42 в октябре-ноябре 2008 года, на период проверки находились в упакованном виде в складском помещении учреждения. Таким образом, в течение трех месяцев со дня получения товарно-материальные ценности не были введены в эксплуатацию.
По результатам инвентаризации указанная оргтехника установлена в соответствующих учебных классах для обеспечения учебного процесса (за исключением телевизора стоимостью 35,2 тыс. рублей). Согласно письменному пояснению директора СОШ № 42 Толкачёвой Н.Р., в соответствии с письмом Минобразования и науки РФ от 10.10.2008 № АФ-325/03 проведение ремонтных работ во время образовательного процесса считается недопустимым. Кроме того, для установки телевизора в холле школы необходимы дополнительные денежные средства.
Аналогичная ситуация в СОШ № 3: два монитора, шесть экранов, поставленных в комплекте к проекторам, проектор и документ-камера находились в коробках и на период проверки не использовались в учебном процессе. Стоимость неиспользуемого оборудования составляет 73,0 тыс. рублей. Согласно письменному пояснению директора СОШ № 3 Артёменко Л.В. на момент инвентаризации указанная техника, поступившая в ноябре 2008, смонтирована не полностью по причине одновременного поступления большого количества техники и последующего ухода в отпуск технического специалиста.
Таким образом, в соответствии со статьёй 34 Бюджетного кодекса РФ бюджетные средства в сумме 108,2 тыс. рублей (стоимость телевизора, мониторов, проектора, экранов и документ-камеры) используются  СОШ №№ 3 и 42 неэффективно.

Проверкой своевременности и полноты поставки товарно-материальных ценностей, установлено, что по состоянию на 16 февраля 2009 года в СОШ     № 24 ИП Кожаном С.П. не были поставлены наглядные пособия и модели по биологии и химии, а также предметные видеофильмы на общую сумму 74,2 тыс. рублей.
Вместе с тем, согласно представленным к проверке счётам, счётам-фактурам и накладным все товарно-материальные ценности ИП Кожан С.П. поставлены в полном объёме и получены 28.11.2008 года. Факт недопоставки товаров был выявлен специалистами МУ «Централизованная бухгалтерия» в январе 2009 года при нанесении инвентарных номеров на товарные ценности, поступившие в СОШ № 24 в ноябре 2008 года.
Таким образом, представителями СОШ № 24 был нарушен порядок приёмки товара, определённый Инструкцией по бюджетному учёту и условиями договора поставки, т.е. не проведена проверка товара на предмет соответствия товарно-транспортной накладной по наименованию, количеству и качеству.
По факту недопоставки МУ «Централизованная бухгалтерия» по состоянию на 01.02.2009 года отражена задолженность ИП Кожана С.П. перед СОШ № 24 на общую сумму 74,2 тыс. рублей.
Муниципальным контрактом на поставку учебного оборудования, учебно-наглядных пособий и технических средств обучения для реализации инновационных образовательных программ и соответствующим договором,  заключённым в рамках его исполнения, срок поставки определён до 1 декабря 2008 года. Со стороны СОШ № 24 оплата произведена в полной сумме и своевременно. В ходе проведения проверки к договору поставки, заключённому администрацией СОШ № 24 с ИП Кожан С.П. в рамках исполнения муниципального контракта, представлено соглашение от 31.11.2008 года без номера, согласно которому сторонами договора изменён срок поставки до 28.02.2009 года, т.е. увеличен на 3 месяца от первоначального установленного контрактом срока. В данном соглашении в качестве причины изменения сроков указана задержка в изготовлении учебно-наглядного оборудования производителем. Однако согласно контракту и, соответственно, договору поставки указанная причина не является условием непреодолимой силы и, соответственно, не может служить основанием для изменения сроков поставки товара. Кроме того, изменение сроков поставки не входит в полномочия администрации СОШ № 24, т.к. заказчиком по муниципальному контракту являлся Департамент социального развития.
Проверкой правильности отражения в бюджетном учёте расходов по приобретённым товарно-материальным ценностям установлено, что в ряде случаев при оплате за поставленные товарно-материальные ценности МУ «Централизованная бухгалтерия» неверно применены статьи расходов классификации операций сектора государственного управления (далее - КОСГУ). В результате приобретённые товарно-материальные ценности приняты к учёту не в соответствии с требованиями Инструкции по бюджетному учёту, а на основании кода КОСГУ, указанного в платёжном документе.
Так, например, СОШ № 24 приобретены комплекты учебно-наглядных пособий для кабинетов биологии и химии на общую сумму 340,8 тыс. рублей и приняты к учёту как основные средства. Вместе с тем, согласно представленным к проверке спецификации к договору, счётам-фактурам и накладным в состав комплектов кабинетов кроме видеофильмов, демонстрационных моделей и печатных пособий, включена посуда стеклянная для проведения опытов и лабораторных работ (пробирки, колбы, мензурки, стаканы и т.п.) на общую сумму 85,5 тыс. рублей. В соответствии с Инструкцией по бюджетному учёту стекло и химпосуда учитываются в составе материальных запасов. Таким образом, общая стоимость основных средств была завышена на 85,5 тыс. рублей.
Согласно представленным к проверке документам СОШ № 42 приобретено образовательное программное обеспечение серии «УМНИК» на сумму 57,7 тыс. рублей. Указанные расходы оплачены как услуги в области информационных технологий. Однако фактически указанное программное обеспечение представляет собой комплект компакт-дисков по предметным областям. Аналогично отнесены расходы по приобретению для библиотеки комплекта дисков, состоящих из технических словарей и справочников, на сумму 6,5 тыс. рублей. Согласно Общероссийскому классификатору основных фондов (далее – ОКОФ) экрано-звуковые средства обучения учитываются в составе основных средств.
Также МУ «Централизованная бухгалтерия» не была учтена в составе основных средств локальная вычислительная сеть, приобретённая посредством монтажа на сумму 100,0 тыс. рублей. В ходе проверки вычислительная сеть, смонтированная в СОШ № 11, была принята к учёту в качестве основного средства.
Таким образом, неверное применение статей КОСГУ при распределении расходов, привело к искажению данных бюджетного учёта о количестве и стоимости основных средств и материальных запасов: по состоянию на 1 марта 2009 года стоимость основных средств была завышена на 21,3 тыс. рублей, стоимость материальных запасов занижена на 85,5 тыс. рублей.

В соответствии с информационными письмами Контрольно-счетной палаты, МУ «Централизованная бухгалтерия» представлены документы, подтверждающие допоставку наглядных пособий в СОШ № 24 в полном объёме; внесение исправлений в бухгалтерские записи по учёту основных средств и материальных запасов. Также МУ «Централизованная бухгалтерия» представлены сведения о том, что по состоянию на 05.05.2009 года приобретённый СОШ № 42 телевизор находится в складском помещении учреждения и будет установлен в период летних каникул.

 

Выводы:

1. На период проведения проверки оборудование стоимостью 108,2 тыс. рублей находилось в запакованном виде в складских помещениях общеобразовательных школ. В результате неиспользования части приобретённого оборудования, а также длительного невведения в эксплуатацию, неэффективное использование бюджетных средств составило 108,2 тыс. рублей. По окончании проверки оборудования было выдано для обеспечения учебного процесса, за исключением телевизора стоиомстью 35,2 тыс. рублей;

2. На период проверки нарушение сроков поставки наглядных пособий для учебных кабинетов, поставляемых ИП Кожаном С.П., составило более 2 месяцев. При этом администрацией СОШ № 24 было заключено соглашение к договору поставки, согласно которому срок поставки продлен на 3 месяца от даты, определённой контрактом. Однако, продление сроков не входит в компетенцию администрации СОШ, т.к. заказчиком по поставке выступал Департамент социального развития Петропавловск-Камчатского городского округа. В марте 2009 года наглядные пособия поставлены в полном объёме;
3. Неверное применение статей КОСГУ при оплате товарно-материальных ценностей, привело к искажению данных бюджетного учёта о количестве и стоимости основных средств и материальных запасов: по состоянию на 1 марта 2009 года стоимость основных средств была завышена на 21,3 тыс. рублей, стоимость материальных запасов занижена на 85,5 тыс. рублей. По окончанию проверки бухгалтерский учёт приведён в соответствие с требованиями Инструкции по бюджетному учёту.

Предложения:
1. Направить Отчёт о результатах проверки целевого и эффективного использования средств бюджета, выделенных в 2008 году муниципальным общеобразовательным учреждениям Петропавловск-Камчатского городского округа на реализацию мероприятий в области образования – внедрение инновационных образовательных программ,  для сведения:

  • в Городскую Думу Петропавловск-Камчатского городского округа,
  • Главе Петропавловск-Камчатского городского округа;
  • в Департамент социального развития Петропавловск-Камчатского городского округа;
  • Правительство Камчатского края.

2. С целью получения правовой оценки действий руководства муниципальных общеобразовательных учреждений по изменению сроков поставки товаров, определённых муниципальными контрактами, направить Отчёт о результатах проверки целевого и эффективного использования средств бюджета, выделенных в 2008 году муниципальным общеобразовательным учреждениям Петропавловск-Камчатского городского округа на реализацию мероприятий в области образования – внедрение инновационных образовательных программ, в Прокуратуру г. Петропавловска-Камчатского.

 

Аудитор
Контрольно-счетной палаты
Петропавловск-Камчатского
городского округа
Е.А. Коваленко