ОТЧЁТ
о результатах тематической проверки своевременности и полноты поступления в местный бюджет доходов от сдачи в аренду объектов муниципальной собственности, дивидендов по акциям, принадлежащим Петропавловск-Камчатскому городскому округу, а также доходов в части отчислений от прибыли муниципальных унитарных предприятий

 

г. Петропавловск-Камчатский  28 февраля 2008 года
                                       

Основание для проведения проверки: пункт 1.6 Плана работы Контрольно-счетной палаты Петропавловск-Камчатского городского округа на 2007 год.
Цель проверки: контроль за соблюдением эффективности управления муниципальной собственностью в части поступления в местный бюджет доходов от сдачи в аренду объектов муниципального имущества, дивидендов по акциям, принадлежащим Петропавловск-Камчатскому городскому округу, а также отчислений от прибыли муниципальных унитарных предприятий;  получение (подтверждение) полной и достоверной информации об общей сумме арендных платежей, подлежащей уплате арендаторами, а также о фактически уплаченной сумме арендных платежей; оценка своевременности и полноты отчислений в местный бюджет части прибыли муниципальных унитарных предприятий; получение (подтверждение) полной и достоверной информации об общей сумме подлежащих уплате и фактически уплаченных дивидендов по акциям и процентов от долевого участия в хозяйствующих субъектах, доли которых принадлежат Петропавловск-Камчатскому городскому округу.
Предмет проверки: основные показатели работы Комитета по управлению имуществом Петропавловск-Камчатского городского округа в части организации проведения расчётов и операций по формированию доходов местного бюджета, финансовая отчётность, нормативные правовые акты и иные распорядительные документы, обосновывающие операции с муниципальным имуществом, договоры, платёжные и иные первичные документы, данные регистров бюджетного учёта, иные документы, характеризующие использование муниципальной собственности.
При этом необходимо отметить, что полнота и своевременность поступления арендной платы за землю и доходов от продажи права на заключение договоров аренды на землю в Петропавловск-Камчатском городском округе не являлись предметом проверки. Согласно Плану работы Контрольно-счетной палаты на 2008 год (п. 1.1.) указанные вопросы за 2006-2007 годы подлежат проверке в феврале-марте 2008 года.
Объект проверки: Комитет по управлению имуществом Петропавловск-Камчатского городского округа (далее – Комитет). 
Проверяемый период: 2006 год и 9 месяцев 2007 года.
Срок проведения проверки: с 05 декабря 2007 года по 28 декабря 2007 года.
По результатам проверки составлен акт от 21 января 2008 года № 79-01. С актом проверки 23 января 2008 года ознакомлен и.о. председателя Комитета С. Г. Кондрашин без разногласий (письменного мнения Комитета).

Результаты проверки:

1. Анализ объёма и структуры арендных платежей, задолженность по уплате которых в бюджет Петропавловск-Камчатского городского округа возникла у арендаторов объектов муниципальной собственности за период с 01.01.2006 года по 01.10.2007 года

Согласно отчёту об исполнении городского бюджета за 2006 год доходы городского бюджета от уплаты арендных платежей составили 60867,5 тыс. рублей, или 93,9 % от показателей, утверждённых решением о городском бюджете (64800,0 тыс. рублей).

Таб. 1

Объём и структура арендных платежей
в бюджет Петропавловск-Камчатского городского округа за 2006 год (тыс. рублей)


Наименование показателя

2006 год

Доходы, утверждённые бюджетом

Поступило, всего:

Аренда имущества, находящегося в оперативном управлении учреждений образования

2400,0

2344,5

Аренда имущества, находящегося в оперативном управлении учреждений здравоохранения

1680,0

1228,1

Аренда имущества, находящегося в оперативном управлении учреждений культуры

720,0

605,8

Аренда имущества, находящегося в оперативном управлении ЦДК «Апрель»

0

31,0

Прочие поступления от использования имущества городских округов (аренда)

60000,0

56658,1

Итого:

64800,0

60867,5

Указанные показатели соответствуют бюджетному учёту Комитета, согласно которому за 2006 год обороты по кредиту счёта 020500 «Расчёты с дебиторами по доходам» (на котором Комитетом отражаются расчёты с арендаторами муниципального имущества) составили 61646,7 тыс. рублей, а с учётом возврата средств арендаторам из бюджета в общей сумме 779,2 тыс. рублей, общая сумма поступлений арендной платы составила 60867,5 тыс. рублей.
Исходя из данных отчётности Комитета, общая сумма задолженности арендаторов по арендным платежам в бюджет городского округа по состоянию на 01.01.2006 года составила 15448,7 тыс. рублей, из них за аренду зданий и помещений – 12059,6 тыс. рублей, или 78,1 % от общей суммы задолженности. Вместе с тем, с учётом переплаты по договорам аренды в общей сумме 120,7 тыс. рублей, сальдированный результат задолженности в части договоров аренды зданий и помещений по состоянию на 01.01.2006 года составил 11938,9 тыс. рублей.
В 2006 году общая сумма задолженности арендаторов согласно отчётности Комитета увеличилась на 16944,9 тыс. рублей, или более чем в 2 раза (на 109,7%) и по состоянию на 01.01.2007 года составила 32393,6 тыс. рублей.
Так, задолженность открытого акционерного общества «Камчатскэнерго» (далее – ОАО «Камчатскэнерго») в части арендованных объектов инженерных коммуникаций увеличилась более чем в 3 раза и по состоянию на 01.01.2007 года составила 10971,5 тыс. рублей, а задолженность арендаторов зданий и помещений увеличилась на 9362,5 тыс. рублей, или на 77,6 % и по состоянию на 01.01.2007 года составила 21422,1 тыс. рублей. При этом вследствие наличия излишне уплаченных рядом арендаторов платежей по арендной плате в общей сумме 3120,5 тыс. рублей, свёрнутый сальдированный результат указанной задолженности в рамках договоров аренды зданий и помещений, отражаемый в отчётности Комитета, по состоянию на 01.01.2007 года составил 18301,6 тыс. рублей.
Вместе с тем, необходимо отметить, что согласно реестрам объектов муниципальной собственности по состоянию на 01.01.2006 года и на 01.01.2007 года наряду с отмеченными выше группами муниципального имущества Комитетом были переданы в аренду транспортные средства и иное имущество (преимущественно машины и оборудование).
Так по состоянию на 01.01.2006 года балансовая стоимость иного имущества, сданного Комитетом в аренду, составляла 41461,6 тыс. рублей, а транспортных средств – 7752,2 тыс. рублей. По состоянию на 01.01.2007 года балансовая стоимость иного имущества, сданного Комитетом в аренду, составила 44621,1 тыс. рублей, а транспортных средств – 784,0 тыс. рублей.
Однако отчётные данные Комитета, представленные к проверке, содержат сведения только в части арендных платежей и задолженности по договорам аренды зданий (помещений), передаточных устройств и земельных участков, в связи с чем, сведения о задолженности арендаторов являются не в полной мере достоверными.
Динамика и структура задолженности по арендным платежам в бюджет городского округа за период с 01.01.2006 года по 01.01.2007 года приведены в таблице 2.

Таб. 2

Общие сведения о задолженности по арендным платежам в разрезе групп арендуемых объектов на 01.01.2006 года и 01.01.2007 года (тыс. рублей)


Группы сданных в аренду объектов муниципальной собственности

Задолженность арендаторов по состоянию на:

Отклонение

01.01.2006

01.01.2007

абсолютное

относительное

Здания

12059,6

21422,1

9362,5

77,6%

Передаточные устройства (коммуникации)

3389,1

10971,5

7582,4

223,7%

Итого:

15448,7

32393,6

16944,9

109,7%

Согласно отчёту об исполнении городского бюджета по доходам за 9 месяцев 2007 года доходы городского бюджета от уплаты арендных платежей составили 13860,4 тыс. рублей, или в 1,5 раза больше показателей, утверждённых решением о городском бюджете на 2007 год (за 9 месяцев 2007 года 9124,0 тыс. рублей).

Таб. 3

Объём и структура арендных платежей в бюджет Петропавловск-Камчатского городского округа за 9 месяцев 2007 года (тыс. рублей)


Наименование показателя

9 месяцев 2007 года

Доходы, утверждённые бюджетом

Поступило
(по данным Департамента экономической и бюджетной политики)

Поступило
(по данным Комитета)

Аренда имущества, находящегося в оперативном управлении учреждений образования

2900,0

2561,3

2647,8

Аренда имущества, находящегося в оперативном управлении учреждений здравоохранения

1062,5

1130,0

1130,0

Аренда имущества, находящегося в оперативном управлении учреждений культуры

661,5

774,8

775,0

Прочие поступления от использования имущества городских округов (аренда)

4500,0

9394,3

10678,6

Итого:

9124,0

13860,4

15231,4

Указанные показатели соответствуют бюджетному учёту Комитета, согласно которому за 9 месяцев 2007 год обороты по кредиту счёта 020500 «Расчёты с дебиторами по доходам» (на котором Комитетом отражаются расчёты с арендаторами муниципального имущества) составили 17386,4 тыс. рублей, а с учётом возврата средств арендаторам из бюджета в общей сумме 2155,0 тыс. рублей, общая сумма поступлений арендной платы составила 15231,4 тыс. рублей.
Отклонение между данными финансового органа – Департамента экономической и бюджетной политики администрации Петропавловск-Камчатского городского округа и данными администратора доходов – Комитета обусловлены остатками средств на едином счете по исполнению бюджета в УФК Минфина РФ по Камчатской области в общей сумме 1371,0 тыс. рублей, из них в части: аренды имущества, находящегося в оперативном управлении учреждений образования в сумме 86,5 тыс. рублей и прочих поступлений от аренды имущества городского округа 1284,3 тыс. рублей.       
Проверка показала, что за 9 месяцев 2007 года общая задолженность арендаторов, исходя из данных отчётности Комитета, уменьшилась на 8908,2 тыс. рублей или на 27,5 %, из них:

  • на 7161,6 тыс. рублей – в результате снижения задолженности  по договорам аренды зданий и помещений;
  • на 1746,6 тыс. рублей – в результате снижения задолженности в части арендованных ОАО «Камчатскэнерго» объектов инженерных коммуникаций.

Динамика и структура задолженности по арендным платежам в бюджет городского округа за период с 01.01.2007 года по 01.10.2007 года представлена в таблице 4.

Таб. 4

Общие сведения о задолженности по арендным платежам в разрезе групп арендуемых объектов на 01.01.2007 года и 01.10.2007 года (тыс. рублей)


Группы сданных в аренду объектов муниципальной собственности

Задолженность арендаторов по состоянию на

Отклонение

01.01.2007

01.10.2007

абсолютное

относительное

Здания

21422,1

14260,5

-7161,6

-33,4%

Передаточные устройства (коммуникации)

10971,5

9224,9

-1746,6

-15,9%

Итого:

32393,6

23485,4

-8908,2

-27,5%

Исходя из данных отчётности Комитета, задолженность арендаторов в части договоров аренды зданий и помещений по состоянию на 01.10.2007 года составляет 14260,5 тыс. рублей.
Вместе с тем, следует отметить, что согласно данным бюджетного учёта Комитета, за период с 01.01.2006 года по 01.10.2007 года сумма неснижаемой задолженности только в разрезе 27 наиболее крупных дебиторов-арендаторов (задолженность которых превышает 100,0 тыс. рублей) в части договоров аренды зданий и помещений увеличилась на 6379,4 тыс. рублей, или на 136,5 % и по состоянию на 01.10.2007 года составила 11052,9 тыс. рублей.

 

Таб. 5

Сведения о задолженности ряда арендаторов по состоянию на 01.01.2006 года, на 01.01.2007 года и на 01.10.2007 года (тыс. рублей)


№ п/п

Арендатор

Задолженность на 01.01.2006

Задолженность на 01.01.2007

Задолженность на 01.10.2007

1

   ООО ФКФ «ФинКо»

465,5

2 093,1

2 093,1

2

   ГУЗ «Областная больница им. А.С. Лукашевского»

-

1 139,1

1 139,1

3

Лазебный М.В.

804,5

1 006,1

1 006,1

4

   Управление записи актов гражданского состояния администрации Камчатской области

202,9

957,0

957,0

5

   ДВГУ

-

819,7

819,7

6

   ООО «Чистюля»

-

813,8

813,8

7

  Ким А.Н.

-

379,7

379,7

8

   ГУДО КО СДЮШОР

-27,4

21,4

334,9

9

ООО «СК-Востокстройтеплопласт»

-

334,1

334,1

10

ГУ «Камчатский Выставочный Центр»

2214,3

440,2

325,4

11

   КамГУ им. Витуса Беринга

-

169,7

311,9

12

   ООО «ТВК-Камчатка»

304,8

304,8

304,8

13

   ООО «Дионис»

-

258,2

259,9

14

Нимчук Т.В.

-

220,2

220,2

15

Высочанский Н.Н.

208,1

208,1

208,1

16

   Бочуля Ю.П.

-

31,1

159,1

17

   Долженко К.Ю.

70,1

147,1

147,1

18

   ООО «Трикотажница»

75,5

145,5

145,5

19

   НП «Ассоциация предприятий и предпринимателей Камчатки»

-

55,6

140,8

20

   ЗАО «Елизовская городская больница»

-

125,9

125,9

21

   Кузьмин В.Д.

-

52,2

124,5

22

   Солгалов В.П.

34,9

112,3

124,3

23

   ГУЗ Камчатский областной центр медицинской профилактики

101,3

123,7

123,7

24

   Алибаев М.С.

117,2

117,2

117,2

25

   ООО «Грифит»

-

116,2

116,2

26

   Минцев Г.Л

-

150,5

110,5

27

   Матвеев И.В.

101,8

110,3

110,3

 

Итого

4673,5

10452,8

11052,9

Согласно данным бюджетного учёта Комитета, общая сумма начисленной за 9 месяцев 2007 года арендной платы по договорам аренды зданий и помещений составила 10566,9 тыс. рублей. При этом общая сумма фактически произведённых арендаторами платежей в бюджет городского округа, исходя из данных бухгалтерской отчётности Комитета, составляет 17468,4 тыс. рублей (без учёта отсторнированных сумм погашенной кредиторской задолженности в сумме 82,0 тыс. рублей), из которых 6498,0 тыс. рублей (37,2 % от общей суммы, уплаченной арендаторами за 9 месяцев 2007 года) являются излишне уплаченными. Таким образом, платежи арендаторов, фактически направленные на погашение задолженности за 9 месяцев 2007 года, составили 10970,4 тыс. рублей (17468,4 – 6498,0).
Как показала проверка, вышеотмеченное снижение задолженности арендаторов зданий и помещений в общей сумме 7161,6 тыс. рублей, произошедшее в 2007 году, обусловлено в основном её корректировкой на 5166,1 тыс. рублей путём сторнирования, а также зачётом (возвратом) арендаторам излишне уплаченных ими в срок до 01.01.2007 года платежей в бюджет городского округа в общей сумме 1674,1 тыс. рублей.
Наряду с вышеизложенным, необходимо отметить, что указанные отсторнированные суммы начисленной арендной платы являются преимущественно результатом возмещения затрат арендаторов по улучшению арендованного ими имущества городского округа (2432,0 тыс. рублей, или 47,0 % от общей суммы корректировки) .
Вместе с тем, проверкой установлены отдельные случаи, когда в проверяемом периоде производилось списание задолженности по арендной плате. При этом следует особо отметить, что в проверяемом периоде в городском округе фактически отсутствовал порядок признания безнадежными к взысканию и списания задолженности арендаторов муниципального имущества по арендной плате и начисленной пени. Указанный порядок был определён решением Городской Думы от 05.09.2007 года № 710-р (14.09.2007 года № 22-нд) «О принятии Положения о порядке признания безнадежными к взысканию и списания задолженности по арендной плате, пени и штрафам за пользование имуществом, находящимся в ведении Петропавловск-Камчатского городского округа» .
Так,  несмотря на то, что договоры аренды и акты приёма-передачи (сдачи) арендованного имущества – основания для возникновения арендных правоотношений – в ряде случаев своевременно Комитетом заключены не были, Комитетом производилось начисление арендной платы. В дальнейшем, не имея достаточных оснований для истребования задолженности, Комитет произвёл списание задолженности НОУ «Современная гуманитарная академия», ИП Рафиков Р.Ю. и НО «Камчатская областная Федерация кикбоксинга» в общей сумме 475,1 тыс. рублей.
Кроме того, в результате необоснованного начисления арендной платы по договору аренды недвижимого имущества, не являющегося собственностью городского округа, в 2007 году финансовым отделом Комитета была сделана сторнировочная запись по списанию задолженности по арендной плате в общей сумме 961,3 тыс. рублей в части Государственного учреждения «Отдел Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации в г. Петропавловске-Камчатском» (далее – Отдел фельдъегерской службы).
Как показала проверка, Комитет длительное время сдавал в аренду нежилые помещения в здании, расположенном по ул. Ленинградской, д. 34, которые ранее на основании решения исполнительного комитета Камчатского областного Совета народных депутатов от 20.11.1978 года № 23-33 были выделены для размещения Отдела фельдъегерской службы. Таким образом, данные помещения фактически использовались по прямому назначению для обеспечения деятельности фельдъегерской связи, которая до 1994 года относилась к Министерству связи Российской Федерации.
При этом согласно приложению № 1 к Постановлению ВС РФ № 3020-1 к объектам федеральной собственности относятся предприятия связи, телевизионные и радиопередающие центры, в связи с чем, решением Арбитражного суда Камчатской области от 15.02.2007 года на указанные помещения по улице Ленинградской, дом 34 было признано право собственности Российской Федерации. Постановлением Федерального Арбитражного суда Дальневосточного округа (кассационной инстанции) от 20.06.2007 года решение суда первой инстанции оставлено без изменений.
Проверкой также установлены случаи, когда Комитетом производилась заведомо неэффективная с экономической точки зрения передача муниципального имущества в аренду муниципальным учреждениям.
Так, по договору аренды муниципального нежилого помещения от 01.04.2005 года № 593-Т муниципальное учреждение здравоохранения «Городская детская стоматологическая поликлиника» (далее – МУЗ «Городская детская стоматологическая поликлиника») арендовало помещения по ул. Войцешека, д. 5, закреплённые на праве оперативного управления за муниципальным учреждением здравоохранения «Городская детская поликлиника № 1». Проверкой установлено, что единственной целью указанной сделки было получение МУЗ «Городская детская стоматологическая поликлиника» лицензии на вид деятельности. При этом Комитетом не был принят во внимание тот факт, что источником обеспечения исполнения обязательств МУЗ «Городская детская стоматологическая поликлиника» по договору аренды должны являться средства городского бюджета. Кроме того, при арендных отношениях двух муниципальных учреждений возникают дополнительные обязательства по уплате налога на добавленную стоимость, в связи с чем, передача помещений поликлинике в аренду изначально являлась нецелесообразной.
Однако Комитет произвёл переоформление (с аренды на право оперативного управления) передачи помещений, занимаемых поликлиникой, только спустя год после заключения договора аренды (приказом Комитета от 27.07.2006 года № 348). В результате, 13.03.2007 года задолженность МУЗ «Городская детская стоматологическая поликлиника» в общей сумме 782,7 тыс. рублей была списана.
В целом, как показала проверка, Комитетом ведётся определенная претензионная работа по взысканию задолженности арендаторов. Вместе с тем, выборочной проверкой установлены отдельные случаи, когда такая работа Комитетом не проводится, либо проводится без достижения необходимого положительного результата.
Так, фактически арендные отношения с обществом с ограниченной ответственностью «Финансово-Консалтинговая Фирма «ФинКо» (далее – ООО «Финко») возникли в момент заключения договора аренды муниципального нежилого помещения площадью 851,6 кв.м. по ул. Тельмана, д. 38 от 05.11.2003 года № 3238. Как показала проверка, первоначально при передаче указанного нежилого помещения в аренду ООО «Финко» в актах приёма-передачи указывалось на неудовлетворительное состояние объекта аренды. Вместе с тем, несмотря на тот факт, что с момента возникновения арендных отношений (с 05.11.2003 года) ООО «Финко» арендную плату не вносило, договоры аренды с данным арендатором по истечении сроков их действия дважды перезаключались на новый срок.
В акте приёма-передачи помещения от 01.10.2005 года, составленном к договору аренды от 28.02.2006 года № 4338 (третьему по счёту) техническое состояние помещения признавалось удовлетворительным, что свидетельствует об устранении ранее существующих недостатков. При этом акты выполненных работ и платёжные документы, подтверждающие выполнение каких-либо ремонтных работ в Комитет представлены не были, а арендатор продолжил систематическое нарушение условий договора в части внесения арендных платежей.
Вместе с тем, в своих письмах от 17.07.2006 года в адрес Главы Петропавловск-Камчатского городского округа и от 16.11.2006 года в адрес Комитета ООО «Финко» просило рассмотреть вопрос о переоформлении документов по аренде вышеуказанного помещения по ул. Тельмана, д. 38 на общество с ограниченной ответственностью «Чистюля» (далее – ООО «Чистюля»). При этом, несмотря на вышеизложенное, в связи с истечением 31.08.2006 года срока действия договора от 28.02.2006 года № 4338 на заседании коллегии Комитета от 12.09.2006 года было принято решение (протокол № 3) заключить договор аренды на новый срок с 01.09.2006 года с ООО «Чистюля» без проведения торгов.
Как показала проверка, со стороны ООО «Чистюля» не подписаны договор аренды № 4655 и акт приёма-передачи помещения арендатору. Не оформлен также акт приёма-передачи помещения арендодателю (от ООО «Финко» в пользу Комитета). Таким образом, фактически на дату проверки (21.01.2008 года) ООО «Финко» незаконно пользуется вышеуказанным муниципальным имуществом, не внося арендную плату. При этом следует отметить, что в помещении, переданном в аренду ООО «Финко» (ООО «Чистюля») расположен бар-ресторан «Корчма «Вечера на Хуторе», работающий в указанном помещении более двух лет. Приказом Комитета от 08.12.2006 года данное помещение закреплено за МУП «Богородское озеро» на праве хозяйственного ведения, в связи с чем, задолженность ООО «Финко» перед бюджетом городского округа за период с 05.11.2003 года по 01.01.2007 года составляет 3631,7 тыс. рублей (без учёта пени за просрочку платежей), из них 2441,4 тыс. рублей – за период с 01.01.2006 года по 01.01.2007 года.
Аналогичная ситуация сложилась также в части арендных отношений с Государственным  учреждением здравоохранения «Камчатская областная больница имени А.С. Лукашевского» (далее – Областная больница).
Так, в связи с реконструкцией и капитальным ремонтом здания Областной больницы в 1990 году её акушерско-гинекологическое отделение по договору аренды от 01.01.1990 года, заключённому между муниципальным учреждением здравоохранения «Городской родильный дом № 1» (далее – Городской родильный дом № 1) и Областной больницей, было переведено в муниципальное  здание по улице Лукашевского, д. 7.
При этом арендатор не только не выполнял условия договора (арендная плата не перечислялась), но и по истечении срока действия договора продолжил пользоваться арендованными помещениями, несмотря на многочисленные письма в свой адрес с просьбой освободить их.
Впоследствии, после обращения Городского родильного дома № 1 в Арбитражный суд Камчатской области с Областной больницей было заключено мировое соглашение от 12.08.2005 года о поэтапном выполнении решения арбитражного суда Камчатской области, по условиям которого Областная больница обязалась :

  • в срок до 01.10.2005 года передать здание по улице Лукашевского, дом 7 по акту приёма-передачи Городскому родильному дому № 1;
  • в срок до 01.01.2006 года освободить помещения 4-5 этажей  вышеуказанного здания путём перевода гинекологического отделения в помещения, расположенные по улице Ленинградской, дом 112.

В свою очередь, Городской родильный дом № 1 и Комитет обязались заключить с Областной больницей договор аренды следующих помещений в вышеуказанном здании:

  1. 1-3 этажей – на срок до 01.06.2006 года;
  2. 4-5 этажей – на срок до 31.12.2005 года.

Проверка показала, что указанное мировое соглашение Областной больницей долгое время не выполнялось и, в конечном итоге, заключённым оказался лишь договор от 30.12.2005 года № 719 Т аренды нежилых помещений 2-го и 3-го этажей здания по улице Лукашевского, д. 7. При этом фактически Областная больница продолжала пользоваться всем зданием общей площадью 3435,3 кв.м. (согласно свидетельству о государственной регистрации права собственности от 06.12.2005 года). Таким образом, задолженность только за период с 01.01.2006 года по 01.01.2007 года согласно действующим методикам расчёта арендной платы, исходя из общей площади здания составит 3778,8 тыс. рублей.  По этой причине задолженность Областной больницы, отражённая в отчётности Комитета по состоянию на 01.01.2007 года и 01.10.2007 года в общей сумме 1139,1 тыс. рублей и рассчитанная исходя из договорной площади 1379,2 кв.м. (а не фактически занимаемой 3435,3 кв.м.) является не в полной мере достоверной.
В соответствии со ст. 608 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику, либо лицам, управомоченным законом или собственником сдавать имущество в аренду. При этом согласно п. 1. ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. 
Вместе с тем, исходя из требований п. 2. ст. 223 ГК РФ, недвижимое имущество признается принадлежащим добросовестному приобретателю на праве собственности с момента такой регистрации, за исключением предусмотренных статьей 302 ГК РФ случаев, когда собственник вправе истребовать такое имущество от добросовестного приобретателя. Согласно ст. 236 ГК РФ отказ от права собственности не влечёт прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом. Кроме того, исходя из положений п. 1 ст. 164 ГК РФ, сделки с землёй и другим недвижимым имуществом подлежат государственной регистрации в случаях и в порядке, предусмотренных статьёй 131 ГК РФ и законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно п. 1. ст. 2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество» под государственной регистрацией прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее – государственная регистрация) понимается юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
В соответствии с п. 2. ст. 4. Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество» обязательной государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которое оформлены после введения в действие данного Федерального закона, то есть после 28.01.1998 года.
При этом наряду с вышеизложенной ситуацией в части Отдела фельдъегерской службы проверкой также установлены иные случаи, когда в нарушение ст. 608 ГК РФ Комитет сдавал в аренду не принадлежащее городскому округу на праве собственности недвижимое имущество (процедура государственной регистрации права собственности не проводилась).
Так, на основании приказа Комитета от 30.12.2004 года № 222 в муниципальную собственность от 261 ОМИС и Петропавловской КЭЧ Тихоокеанского флота были приняты объекты недвижимости по адресу Солнечная, дом 5 и Максутова, дом 36А.
При этом проверка показала, что государственная регистрация права собственности городского округа на нежилое помещение, встроенное в многоквартирный дом № 36А по улице Максутова, была произведена лишь 15.02.2007 года, а на пристроенное к жилому дому № 5 по улице Солнечной здание магазина – 13.08.2007 года, то есть спустя более чем 2 года с момента оформления правоустанавливающих документов. Таким образом, до вышеуказанного времени данные помещения в соответствии со ст. 236 ГК РФ муниципальным имуществом не являлись.
Вместе с тем, после издания приказа Комитета от 30.12.2004 года № 222 в связи с предполагаемым переходом права собственности на вышеуказанные помещения к городскому округу между индивидуальным предпринимателем Высочанским Николаем Николаевичем (далее – ИП Высочанский Н.Н.) и Комитетом были заключены договоры аренды:

  • пристроенного здания по ул. Солнечной, дом 5 от 01.01.2005 года № 3920. Площадь указанного здания по договору аренды составила 243,2 кв.м. При этом результаты технической инвентаризации, произведённой лишь 27.04.2006 года, свидетельствуют о том, что общая площадь указанного объекта составляет 497,8 кв.м.;
  • нежилых помещений площадью 252,8 кв.м. по ул. Максутова, дом 36 А от 01.01.2005 года  № 4039.

Согласно ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения. Таким образом, вышеуказанные договоры от 01.01.2005 года № 3920 и № 4039 заключены в нарушение ст. 608 ГК РФ  и являются ничтожными.
При этом ИП Высочанский Н.Н. без договоров аренды и расчётов к ним фактически пользовался указанными помещениями, и в течение двух лет (за период с 01.01.2005 года по 01.01.2007 года) не производил платежей за пользование указанными объектами.
Таким образом, по состоянию на 01.01.2007 года задолженность указанного арендатора по данным Комитета составила 1257,9 тыс. рублей, в том числе за пользование:

  • нежилыми помещениями по ул. Максутова, дом 36 А – 914,7 тыс. рублей;
  • пристроенным зданием магазина по ул. Солнечная, дом 5 – 343,2 тыс. рублей.

Не имея возможности выйти в суд с исковым заявлением о взыскании указанной задолженности, ввиду отсутствия в течение длительного времени свидетельства о государственной регистрации права собственности на арендуемые ИП Высочанским Н.Н. помещения, 30.10.2007 года Комитет заключил с последним соглашение об её реструктуризации. По условиям данного соглашения ИП Высочанский Н.Н. обязуется выплатить задолженность в общей сумме 825,3 тыс. рублей путём внесения ежемесячных траншей в размере 103,2 тыс. рублей в срок до 30.06.2008 года.
При этом следует отметить, что реальная сумма долга, исходя из фактической площади, только за период с 01.01.2006 года по 01.01.2007 года составляет 882,4 тыс. рублей, в том числе за пользование:

  • нежилыми помещениями по ул. Максутова, дом 36 А – 514,4 тыс. рублей (месячный размер арендной платы 42,86 тыс. рублей × 12 месяцев);
  • пристроенным зданием магазина по ул. Солнечная, дом 5 – 368,0 тыс. рублей (месячный размер арендной платы 30,66 тыс. рублей × 12 месяцев) .

Таким образом, в результате несвоевременной регистрации права собственности на недвижимое имущество, а также недостоверности  характеристик в части фактической площади сдаваемых в аренду объектов, в бюджет городского округа за период с 01.01.2006 года по 01.01.2007 года только в части одного арендатора – ИП Высочанского Н.Н. не поступило 882,4 тыс. рублей.
Проверка также показала, что, несмотря на проводимую Комитетом претензионную работу, в ряде случаев взыскать задолженность по отдельным исполнительным листам не представляется возможным. При этом одной из причин сложившейся ситуации является отсутствие контроля со стороны Комитета за своевременностью и полнотой внесения арендаторами платежей в бюджет.
Так, по договору от 01.09.2004 года № 3714 нежилые помещения площадью 222,2 кв.м. в здании, расположенном по ул. Океанской, были переданы в аренду индивидуальному предпринимателю Алибаеву Мухамету Садыковичу (далее – ИП Алибаев М.С.). Срок аренды был установлен по 31.07.2005 года.
При этом арендатор не только не выполнял условия договора надлежащим образом (арендная плата, начиная с 01.01.2005 года, не вносилась), но и по истечении срока действия договора продолжил пользоваться арендованными помещениями. Однако исковое заявление о взыскании с ИП Алибаева М.С. 722,2 тыс. рублей (в том числе пени в сумме 319,5 тыс. рублей) было подано Комитетом в Арбитражный суд Камчатской области только 03.08.2006 года, то есть спустя год с момента истечения срока действия договора аренды. Вместе с тем, следует отметить, что данные учёта Комитета в части задолженности указанного арендатора по состоянию на 01.01.2006 года, 01.01.2007 года и 01.10.2007 года в общей сумме 117,2 тыс. рублей являются недостоверными.
Решением Арбитражного суда Камчатской области от 19.10.2006 года по делу № А24-3342/06-19 исковые требования Комитета были удовлетворены в полном объёме. Исполнительное производство по исполнительному листу в части вышеуказанного дела было возбуждено 14.05.2007 года. Однако на дату проверки взыскать сумму задолженности с ИП Алибаева М.С. по причине отсутствия у предпринимателя какого-либо имущества не представляется возможным.
Кроме того, в результате несвоевременного исполнения судебного решения общество с ограниченной ответственностью «ТВК-Камчатка» (далее – ООО «ТВК-Камчатка») более трех лет незаконно пользовалось муниципальным имуществом, в связи с чем, в бюджет городского округа не поступило 2811,1 тыс. рублей.
Как показала проверка, ООО «ТВК-Камчатка» в рамках договора аренды от 14.08.2000 года № 358/2262 осуществляло пользование помещения общей площадью 340,2 кв.м. по улице Ленинской, дом 46, не производя платежей в бюджет. Вместе с тем, следует отметить, что в нарушение п. 2 ст. 651 ГК РФ указанный договор процедуру государственной регистрации не прошёл, в связи с чем, является незаключённым.
При этом Комитетом в Арбитражный суд Камчатской области исковые заявления о взыскании с ООО «ТВК-Камчатка» сумм неосновательного обогащения и истребования имущества из чужого незаконного владения подавались дважды. Оба раза требования Комитета удовлетворялись в полном объёме (решением Арбитражного суда Камчатской области от 18.11.2003 года по делу № А24-3849,3850/02-06; решением Арбитражного суда Камчатской области от 07.05.2007 года по делу № А24-314/07-19).
Однако Управлением Федеральной Службы судебных приставов по Камчатскому краю (далее – Служба судебных приставов) составлялись акты о невозможности взыскания с ООО «ТВК-Камчатка» в пользу Комитета неосновательного обогащения и процентов.
При этом по первому исполнительному листу № А24-3849,3850/02-06 акт о невозможности взыскания неосновательного обогащения и процентов был составлен 25.10.2007 года (то есть спустя почти 4 года с момента вступления судебного акта в законную силу). В то же время ООО «ТВК-Камчатка» продолжало пользоваться помещениями по улице Ленинской, дом 46 вплоть до момента вынесения судом вышеуказанного решения от 07.05.2007 года по делу № А24-314/07-19, что подтверждается также постановлением о возобновлении исполнительного производства от 19.12.2006 года.
В целом, анализ доходов бюджета городского округа в части аренды муниципального имущества (за исключением аренды земельных участков) свидетельствует о достаточно низкой рентабельности муниципального имущества.
Так, исходя из балансовой стоимости, по состоянию на 01.01.2006 года Комитетом было передано в аренду объектов муниципальной собственности на общую сумму 907966,8 тыс. рублей, в том числе имущество:

  1. находящееся в муниципальной казне, балансовой стоимостью 684891,0 тыс. рублей;
  2. закреплённое на праве оперативного управления, балансовой стоимостью 223075,8 тыс. рублей.

По состоянию на 01.01.2007 года Комитетом было передано в аренду муниципальное имущество балансовой стоимостью 669371,6 тыс. рублей, в том числе имущество:

  1. находящееся в муниципальной казне, балансовой стоимостью 339894,0 тыс. рублей;
  2. закреплённое на праве оперативного управления, балансовой стоимостью 329477,6 тыс. рублей.

В результате, средняя балансовая стоимость муниципального имущества, сдаваемого Комитетом  в аренду, в 2006 году составила 788669,2 тыс. рублей ((907966,8+669371,6)/2). При этом общая сумма арендных платежей по договорам аренды (за исключением аренды земельных участков), уплаченная арендаторами в 2006 году составила 60867,5 тыс. рублей. Таким образом, рентабельность муниципального имущества, сданного Комитетом в аренду, составляет 0,08 рублей на 1 рубль средней балансовой стоимости муниципального имущества (60867,5/788669,2).

2. Общий анализ финансово-хозяйственной деятельности муниципальных унитарных предприятий Петропавловск-Камчатского городского округа. Полнота и своевременность перечисления части прибыли в бюджет Петропавловск-Камчатского городского округа

Как показала проверка, в период с 01.01.2007 года по 01.10.2007 года Комитетом проведена реорганизация 5 муниципальных унитарных предприятий: МУП «Столовая № 5», МУП «Аптека № 44», МУП Ателье «Ювента», МУП «Аптека № 1», МУП «Книжный мир» были преобразованы в открытые акционерные общества. Кроме того, были созданы 3 муниципальных унитарных предприятия (МУП «Горавтопредприятие-4», МУП «Горавтопредприятие-5» и МУП «Горавтопредприятие-6») и ликвидировано МУП «Хариус».
Таким образом, отраслевая принадлежность муниципальных унитарных предприятий характеризуется следующими показателями:

 

Таб. 6

Структура муниципальных унитарных предприятий исходя из отраслевой принадлежности по состоянию на 01.01.2007 года и на 01.10.2007 года


Наименование отраслей

Количество предприятий на 01.01.07

% к итогу

Количество предприятий на 01.10.07

% к итогу

Абсолютное отклонение

Бытовое обслуживание и реклама

6

10,9%

5

9,6%

-1

Коммунальное хозяйство

25

45,5%

25

48,1%

-

Общественное питание

1

1,8%

0

0,0%

-1

Производство

1

1,8%

1

1,9%

-

Рыбная промышленность

1

1,8%

0

0,0%

-1

Сельское хозяйство

1

1,8%

1

1,9%

-

Торговля

6

10,9%

3

5,8%

-3

Транспорт

10

18,2%

13

25,0%

+3

Физкультура и спорт

1

1,8%

1

1,9%

-

Эксплуатация зданий

3

5,5%

3

5,8%

-

Итого:

55

100,0%

52

100,0%

-3

Согласно отчётным данным Комитета, представленным на проверку, по состоянию на 01.10.2007 года в городском округе насчитывается 52 муниципальных унитарных предприятия, из которых:

  • 3 – находятся в стадии ликвидации, из них отчётность представлена только МУП «Реклама»;
  • 14 – находятся в стадии конкурсного управления, из них отчётность представлена только МУП ЖКХ «Южное»;
  • 10 – деятельности не ведут и отчётность не представляют;
  • 25 – являются действующими.

По отраслевой принадлежности, из числа действующих, предприятия по состоянию на 01.10.2007 года имеют следующую структуру: транспорт – 9, эксплуатация зданий – 3, жилищно-коммунальное хозяйство (далее – ЖКХ) – 8, бытовое обслуживание – 2, производство пищевых продуктов – 1, сельское хозяйство – 1, физкультура и спорт – 1.
По состоянию на 01.01.2006 года суммарные активы муниципальных унитарных предприятий (исходя из данных отчётности предприятий, представленной в Комитет) составили 6429211,0 тыс. рублей, из которых внеоборотные активы составляют 3138934,0 тыс. рублей или 48,8 %. При этом основная доля внеоборотных активов в сумме 2723103,0 тыс. рублей или 86,8 % приходится на предприятия ЖКХ.
В целом в 2006 году сумма внеоборотных активов увеличилась на 320366,0 тыс. рублей, или на 10,2 % и по состоянию на 01.01.2007 года составила 3459300,0 тыс. рублей (52,5 % от общей суммы активов муниципальных унитарных предприятий). Вместе с тем, доля внеоборотных активов предприятий ЖКХ снизилась на 97220,0 тыс. рублей, или на 3,6 %. Таким образом, по состоянию на 01.01.2007 года доля внеоборотных активов составила 2625883,0 тыс. рублей, или 75,9 % от общей суммы внеоборотных активов муниципальных унитарных предприятий.
За период с 01.01.2006 года по 01.10.2007 года произошло уменьшение общей суммы внеоборотных активов на 602039,0 тыс. рублей, или на 19,2 %, которая по состоянию на 01.10.2007 года составила 2536895,0 тыс. рублей. При этом по сравнению с данными на 01.01.2007 года доля внеоборотных активов на 01.10.2007 года в общей сумме активов практически не изменилась (52,9 % и 52,5 % соответственно). Кроме того, за указанный период уменьшилась доля внеоборотных активов, приходящаяся на предприятия ЖКХ. По состоянию на 01.10.2007 года она составила 1687453,0 тыс. рублей или 66,5 % от общей суммы внеоборотных активов муниципальных унитарных предприятий.
Сумма оборотных активов по состоянию на 01.01.2006 года составила 3290277,0 тыс. рублей, или 51,2 % от суммарных активов муниципальных унитарных предприятий. Основная их доля также как и в случае с внеоборотными приходится на предприятия ЖКХ и составляет 2512636,0 тыс. рублей или 76,3 %.
В 2006 году произошло уменьшение оборотных активов на 163139,0 тыс. рублей, или на 5,0 %, которые на 01.01.2007 года составили 3127138,0 тыс. рублей, или 47,5 % от суммарных активов. При этом сумма оборотных активов, приходящихся на предприятия ЖКХ, уменьшилась на 285396,0 тыс. рублей или на 11,3 %. Таким образом, по состоянию на 01.01.2007 года данный показатель составил 2227240,0 тыс. рублей, или 71,2 % от общей суммы оборотных активов муниципальных унитарных предприятий.
За период с 01.01.2006 года по 01.10.2007 года общая сумма оборотных активов уменьшилась на 1034756,0 тыс. рублей, или на 31,4 % и по состоянию на 01.10.2007 года составила 2255521,0 тыс. рублей. При этом по сравнению с данными на 01.01.2007 года доля оборотных активов на 01.10.2007 года в общей сумме активов муниципальных унитарных предприятий практически не изменилась (47,0 % и 47,5 % соответственно). Вместе с тем, за указанный период на 786636,0 тыс. рублей или на 31,3 % снизилась доля оборотных активов предприятий ЖКХ. Таким образом, по состоянию на 01.10.2007 года данный показатель составил 1726000,0 тыс. рублей или 76,5 % от общей суммы оборотных активов муниципальных унитарных предприятий.
Отчётные данные Комитета, представленные на проверку, свидетельствуют о том, что основную часть оборотных активов муниципальных унитарных предприятий составляет дебиторская задолженность.
Так, по состоянию на 01.01.2006 года дебиторская задолженность составила 2463573,0 тыс. рублей, или 74,8 % от суммы оборотных активов.
В целом в 2006 году сумма дебиторской задолженности уменьшилась на 163156,0 тыс. рублей, или на 6,6 % и по состоянию на 01.01.2007 года составила 2300417,0 тыс. рублей (73,6 % от суммы оборотных активов муниципальных унитарных предприятий).
В 2007 году снижение дебиторской задолженности продолжилось, и на 01.10.2007 года её сумма составила 1626238,0 тыс. рублей, что на 837335,0 тыс. рублей, или на 34,0 % меньше аналогичного показателя по состоянию на 01.01.2006 года.  При этом уменьшение дебиторской задолженности произошло в основном за счёт предприятий ЖКХ, на долю которых по состоянию на 01.01.2006 года, 01.01.2007 года и 01.10.2007 года приходится соответственно 1785762,0 тыс. рублей, 1579952,0 тыс. рублей и 1188090,0 тыс. рублей.
Общая сумма кредиторской задолженности по состоянию на 01.01.2006 года составила 4421026,0 тыс. рублей, при этом 73,6 % от этой суммы, или 3254381,0 тыс. рублей приходится на предприятия ЖКХ.
В 2006 году произошло увеличение кредиторской задолженности на 17015,0 тыс. рублей, или на 0,4 %, и на 01.01.2007 года она составила 4438041,0 тыс. рублей. Вместе с тем сумма кредиторской задолженности, приходящаяся на предприятия ЖКХ, уменьшилась на 120915,0 тыс. рублей или на 3,7 %. Таким образом, по состоянию на 01.01.2007 года данный показатель составил 3133466,0 тыс. рублей, или 70,6 % от общей суммы кредиторской задолженности муниципальных унитарных предприятий.
За период с 01.01.2006 года по 01.10.2007 года общая сумма кредиторской задолженности уменьшилась на 2316898,0 тыс. рублей, или на 52,4 % и по состоянию на 01.10.2007 года составила 2104128,0 тыс. рублей. Кроме того, за указанный период на 1724548,0 тыс. рублей, или на 53,0 % уменьшилась кредиторская задолженность предприятий ЖКХ. По состоянию на 01.10.2007 года она составила 1529833,0 тыс. рублей, или 72,7 % от общей суммы кредиторской задолженности муниципальных унитарных предприятий.
По состоянию на 01.01.2006 года коэффициент покрытия кредиторской задолженности за счёт дебиторской составляет 55,7 %, по состоянию на 01.01.2007 года – 51,8 % , а по состоянию на 01.10.2007 года –  77,3 %.
Следует отметить, что по предприятиям ЖКХ вышеуказанный показатель по состоянию на 01.01.2006 года составлял 54,8 %, по состоянию на 01.01.2007 года – 50,4 % , а по состоянию на 01.10.2007 года –  77,7 %.
По состоянию на 01.01.2006 года заёмные средства муниципальных унитарных предприятий составили 9415,0 тыс. рублей. При этом 4000,0 тыс. рублей, или 42,5 % этих средств приходилось на МУП «Молокозавод Петропавловский» (далее – МУП «Молокозавод»), а 3345,0 тыс. рублей или 36 % на МУП «Управление механизации и автомобильного транспорта» (далее – МУП «УМИТ»).
В 2006 году сумма заёмных средств возросла на 62346,0 тыс. рублей, или в 6,6 раза, и по состоянию на 01.01.2007 года составила 71761,0 тыс. рублей. При этом отмеченное увеличение обусловлено в основном дополнительным заимствованием средств МУП «УМИТ» в общей сумме 43255,0 тыс. рублей, привлечением средств МУП «Спецдорремстрой» в сумме 6452,0 тыс. рублей, МУП «Горводоканал» в сумме 5000,0 тыс. рублей, а также МУП «Силуэт» в сумме 3429,0 тыс. рублей. На 1000,0 тыс. рублей увеличилась сумма заёмных средств МУП «Молокозавод». Таким образом, по состоянию на 01.01.2007 года 65,0 % заёмных средств или 46600,0 тыс. рублей приходилось на МУП «УМИТ».
По состоянию на 01.10.2007 года сумма заёмных средств муниципальных унитарных предприятий составила 78571,0 тыс. рублей, что выше аналогичного показателя по состоянию на 01.01.2007 года на 6810,0 тыс. рублей. Данное увеличение вызвано осуществленным МУП «Горсеть» заимствованием в сумме 25000,0 тыс. рублей, а также ростом заёмных средств МУП «Молокозавод» (на 2000,0 тыс. рублей) при одновременном снижением сумм заёмных средств по другим муниципальным унитарным предприятиям. Так, в частности были возвращены заимствованные МУП «Горводоканал» и МУП «Спецдорремстрой» средства в сумме 5000,0 тыс. рублей и 6452,0 тыс. рублей соответственно, а также на 4260,0 тыс. рублей была уменьшена величина заёмных средств МУП «УМИТ». В результате, по состоянию на 01.10.2007 года на долю МУП «УМИТ» приходится 53,9 % заемных средств, или 42340,0 тыс. рублей.
Анализ нераспределённой прибыли (непокрытого убытка) муниципальных предприятий показал, что если по состоянию на 01.01.2006 года общая сумма непокрытого убытка составляла 1708479,0 тыс. рублей, то на 01.01.2007 года убытки уменьшились на 109955,0 тыс. рублей, или на 6,4 % и составили 1598524,0 тыс. рублей. По состоянию на 01.10.2007 года муниципальные предприятия, перекрыв убытки, уже получили нераспределённую прибыль в размере 9914,0 тыс. рублей или 100,6 % (с учётом покрытия убытка). При этом убытки на 01.01.2006 года в основном получены предприятиями ЖКХ, транспорта и аренды; на 01.01.2007 года предприятиями ЖКХ и транспорта. Прибыль на 01.10.2007 года получена за счёт уменьшения убытков по предприятиям ЖКХ и транспорта и увеличения прибыли по предприятиям, осуществляющих операции с недвижимым имуществом и арендой.
Согласно ст. 17 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» собственник имущества муниципального предприятия имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении такого предприятия. При этом муниципальное предприятие ежегодно перечисляет в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в порядке, в размерах и в сроки, которые определяются органами местного самоуправления.

Исходя из требований ст. 14 Положения о муниципальных унитарных предприятиях в редакции, действующей до 28.12.2006 года, городской округ имеет право на получение двадцати пяти процентов суммы чистой прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении муниципального унитарного предприятия. В связи с чем, предприятие ежегодно перечисляет в бюджет городского округа часть указанной прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей в порядке, в размерах и в сроки, которые определяются Комитетом. При этом после согласования с Комитетом и отраслевым органом Администрации размера части прибыли, согласованная часть прибыли переводится в бюджет Петропавловск-Камчатского городского округа до первого июня текущего года (п. 4 ст. 14 Положения о муниципальных унитарных предприятиях в редакции, действующей до 28.12.2006 года).

Согласно отчётным данным Комитета, представленным на проверку, по итогу 2005 года 19 муниципальных унитарных предприятий получили чистую прибыль в общей сумме 52798,5 тыс. рублей. При этом с учётом выплаченных в 2005 году некоторыми муниципальными унитарными предприятиями авансовых платежей, в 2006 году в бюджет городского округа должна была поступить часть прибыли муниципальных унитарных предприятий по итогам 2005 года в общей сумме 13169,9 тыс. рублей.
Однако согласно отчётным данным Комитета, представленным на проверку, фактическая сумма поступлений от муниципальных унитарных предприятий в 2006 году составила 7814,6 тыс. рублей, или 59,3 % от суммы, подлежащей уплате, из которой: 122,4 тыс. рублей – ранее возникшая задолженность МУП «Молокозавод», погашенная в 2006 году; 322,2 тыс. рублей – прочие платежи, не являющиеся отчислениями от части чистой прибыли 2005 года (МУП «Аптека № 1», МУП «Ателье «Ювента»», МУП «Мебус», МУП «Парикмахерская «Субрина»», МУП «УМИТ»). Разграничить указанные суммы по авансовым платежам и платежам, направленным на погашение задолженности прошлых лет, не представляется возможным, поскольку до 2005 года администратором поступлений в бюджет в части прибыли муниципальных унитарных предприятий являлось Финансово-казначейское управление администрации города, которое не вело раздельного учёта данных поступлений. Таким образом, в настоящее время вышеуказанные платежи в сумме 322,2 тыс. рублей расцениваются как авансовые.
Проверкой установлено, что в нарушение п. 2 и п. 4 ст. 14 Положения о муниципальных унитарных предприятиях в редакции, действующей до 28.12.2006 года, ряд муниципальных унитарных предприятия не перечислил своевременно и в полном объёме причитающуюся уплате в срок до 01.06.2006 года часть прибыли 2005 года.

Таб. 7

Общие сведения о задолженности ряда муниципальных унитарных предприятий по перечислению в бюджет городского округа части прибыли по итогам 2005 года


№ п/п

Наименование муниципального унитарного предприятия

Чистая прибыль МУП по итогам 2005 года, тыс. руб.

Подлежит перечислению % от прибыли МУП по итогам 2005 года, тыс. руб.

Непогашенная часть прибыли 2005 года по состоянию на, тыс. руб.

01.06.2006

01.01.2007

1

МУП «Горводоканал»

32969,0

8242,3

8242,3

3242,3

2

МУП «Жилищное ремонтно-строительное управление №4»

2850,0

712,5

712,5

538,5

3

МУП «Дом Книги»

79,0

19,8

19,8

19,8

4

МУП «Книжный магазин «Факел»»

331,0

82,8

82,8

82,8

5

МУП Книжный магазин «Российская Книга»

524,0

131,0

83,0

83,0

6

МУП «Лотос»

1804,0

451,0

451,0

451,0

7

МУП «Молокозавод Петропавловский»

2540,0

635,0

635,0

66,4

8

МУП «Жилищно ремонтностроительное управление № 1»

1266,0

316,5

316,5

316,5

9

МУП «Совхоз декоративных культур»

181,0

45,3

45,3

45,3

10

МУП «Спецремстрой»

443,0

110,8

110,8

110,8

11

МУП «Спецкоммуночистка»

132,0

33,0

33,0

33,0

12

МУП «Трест Спецкоммунремстрой»

3243,0

810,8

810,8

810,8

Итого

46362,0

11590,5

11542,5

5799,9

Таким образом, общая сумма не уплаченных в срок до 01.06.2006 года отчислений от части прибыли муниципальных унитарных предприятий за 2005 год составляет 11542,5 тыс. рублей, или 87,6 % от итоговой суммы, подлежащей уплате в бюджет городского округа (в размере 13169,9 тыс. рублей). При этом в результате последующей оплаты (после 01.06.2006 года), общая задолженность предприятий в этой части снизилась на 5742,6 тыс. рублей, или на 49,8 % и по состоянию на 01.01.2007 года составила 5799,9 тыс. рублей.
Вместе с тем, необходимо отметить, что подлежащая перечислению часть прибыли в общей сумме 1261,8 тыс. рублей, в том числе МУП «Лотос» в сумме 451,0 тыс. рублей и МУП «Трест Спецкоммунремстрой» в сумме 810,8 тыс. рублей в бюджет городского округа не была перечислена. По согласованию с Департаментом экономической и бюджетной политики администрации городского округа указанные средства были направлены на погашение убытков прошлых лет.
Таким образом, с учётом вышеизложенного, общая задолженность муниципальных унитарных предприятий перед бюджетом городского округа по перечислению части прибыли 2005 года по состоянию на 01.01.2007 года составила 4538,1 тыс. рублей.
Выборочная проверка показала, что по результатам работы муниципальных унитарных предприятий за 9 месяцев 2007 года так и не была погашена возникшая по итогам 2005 года задолженность МУП «Горводоканал» в сумме 3242,3 тыс. рублей и МУП «Жилищное ремонтно-строительное управление № 4» в сумме 538,5 тыс. рублей. При этом необходимо отметить, что по итогам работы 2006 года указанные предприятия оказались убыточными. Также не была погашена задолженность муниципальных унитарных предприятий, которые на момент проверки являются реорганизованными (МУП «Дом Книги», МУП «Книжный магазин «Факел»», МУП Книжный магазин «Российская Книга», МУП «Жилищное ремонтно-строительное управление № 1», МУП «Спецкоммуночистка»).

3. Полнота и своевременность поступления в бюджет Петропавловск-Камчатского городского округа дивидендов по акциям и процентов от долевого участия в хозяйствующих субъектах, доли которых принадлежат Петропавловск-Камчатскому городскому округу

По состоянию на 01.01.2006 года и на 01.01.2007 года суммарные вложения городского округа в уставные (акционерные) капиталы хозяйствующих субъектов составили 4820,5 тыс. рублей, из которых 761,0 тыс. рублей, или 15,8 % приходится на акции ЗАО «Муниципальный Камчатпрофитбанк» (доля городского округа в акционерном капитале 2,16 %). Данные о долевом участии городского округа в хозяйствующих субъектах приведены в таблице 8.

Таб. 8

№ п.п.

Наименование хозяйствующего субъекта

Доля (объём акций)

1

ООО «Мелодия»

доля в уставном капитале (100%)

2

ООО «Сфинкс»

доля в уставном капитале (24%)

3

ОАО ТКФ «Петропавловский»

5 300 акций (10 %)

4

ЗАО «Муниципальный Камчатпрофитбанк»

76101 акция (2,16%)

5

ООО МСК «Авача-мед»

доля в уставном капитале (16,32%)

В соответствии с решением о городском бюджете на 2006 год планировалось получить доходов в виде дивидендов по акциям и от прочих форм участия в капитале, находящихся в муниципальной собственности в общей сумме 170,0 тыс. рублей. Фактически, за 2006 год получено 113,7 тыс. рублей, или 66,9 % к первоначальному плану. При этом указанные перечисления произведены ООО «Сфинкс» в сумме 31,2 тыс. рублей, ОАО ТКФ «Петропавловский» в сумме 4,8 тыс. рублей и ООО МСК «Авача-мед» в сумме 77,7 тыс. рублей.
Вместе с тем, ЗАО «Муниципальный Камчатпрофитбанк», получившее по итогу 2005 года прибыль в общей сумме 49881,7 тыс. рублей, дивиденды по акциям, находящимся в собственности городского округа, в 2006 году не перечислило. ООО «Мелодия» перечисление доходов от долевого участия в 2006 году не производило по причине убытков в сумме 2,0 тыс. рублей.
По состоянию на 01.10.2007 год получено 112,8 тыс. рублей. При этом указанные перечисления произведены по итогам работы за 2006 год ООО «Сфинкс» в сумме 108,0 тыс. рублей и ОАО ТКФ «Петропавловский» в сумме 4,8 тыс. рублей. ООО «Мелодия», ЗАО «Муниципальный Камчатпрофитбанк» и ООО МСК «Авача-мед» перечисление доходов от долевого участия городского округа в 2007 году не производили.

Выводы:

1. Отчётность Комитета не содержит сведений о подлежащей начислению арендной плате, произведённых арендных платежах, а также задолженности в части транспортных средств и иного имущества (преимущественно машин и оборудования), переданных Комитетом в аренду, в связи с чем, является не в полной мере достоверной. Вместе с тем, согласно реестрам объектов муниципальной собственности по состоянию на 01.01.2006 года и на 01.01.2007 года были переданы в аренду транспортные средства и иное имущество (преимущественно машины и оборудование). По состоянию на 01.01.2006 года балансовая стоимость иного имущества, сданного Комитетом в аренду, составляла 41461,6 тыс. рублей, а транспортных средств – 7752,2 тыс. рублей. По состоянию на 01.01.2007 года балансовая стоимость иного имущества, сданного Комитетом в аренду, составила 44621,1 тыс. рублей, а транспортных средств – 784,0 тыс. рублей;
2. За 2006 год доходы городского бюджета от уплаты арендных платежей (за исключением арендной платы за землю) составили 60867,5 тыс. рублей, или 93,9 % от показателей, утверждённых решением о городском бюджете (64800,0 тыс. рублей). Общая сумма задолженности арендаторов по арендным платежам в бюджет городского округа по состоянию на 01.01.2006 года составила 15448,7 тыс. рублей, из них за аренду зданий и помещений – 12059,6 тыс. рублей, или 78,1 % от общей суммы задолженности. В 2006 году общая сумма задолженности арендаторов увеличилась на 16944,9 тыс. рублей, или более чем в 2 раза (на 109,7 %) и по состоянию на 01.01.2007 года составила 32393,6 тыс. рублей. За 9 месяцев 2007 года доходы городского бюджета от уплаты арендных платежей (за исключением арендной платы за землю) составили 13860,4 тыс. рублей, или в 1,5 раза больше показателей, утверждённых решением о городском бюджете на 2007 год (за 9 месяцев 2007 года 9124,0 тыс. рублей). За 9 месяцев 2007 года общая задолженность арендаторов уменьшилась на 8908,2 тыс. рублей, или на 27,5 % и составила на 01.10.2007 года 23485,4 тыс. рублей. При этом снижение задолженности арендаторов зданий и помещений в общей сумме 7161,6 тыс. рублей обусловлено в основном её корректировкой на 5166,1 тыс. рублей путём сторнирования, а также зачётом (возвратом) арендаторам излишне уплаченных ими в срок до 01.01.2007 года платежей в бюджет городского округа в общей сумме 1674,1 тыс. рублей. Сторнирование суммы начисленной арендной платы являются преимущественно результатом возмещения затрат арендаторов по улучшению арендованного ими имущества городского округа (2432,0 тыс. рублей или 47,0 % от общей суммы корректировки);
2.1. Между тем, за период с 01.01.2006 года по 01.10.2007 года сумма неснижаемой задолженности только в разрезе 27 наиболее крупных дебиторов-арендаторов (задолженность которых превышает 100,0 тыс. рублей) в части договоров аренды зданий и помещений увеличилась на 6379,4 тыс. рублей, или на 136,5 % и по состоянию на 01.10.2007 года составила 11052,9 тыс. рублей;
3. Проверкой установлены отдельные случаи, когда в проверяемом периоде производилось списание задолженности по арендной плате в связи с её необоснованным начислением;
3.1. Несмотря на то, что договоры аренды и акты приёма-передачи (сдачи) арендованного имущества – основания для возникновения арендных правоотношений – в ряде случаев своевременно Комитетом заключены не были, Комитетом производилось начисление арендной платы. В дальнейшем, не имея достаточных оснований для истребования задолженности, Комитет произвёл списание задолженности арендаторов в общей сумме 475,1 тыс. рублей;
3.2. Только спустя год после заключения договора аренды от 01.04.2005 между МУЗ «Городская детская стоматологическая поликлиника» и МУЗ «Городская детская поликлиника № 1» Комитет произвёл переоформление (с аренды на право оперативного управления) передачи помещений, занимаемых детской стоматологией. В результате, в 2007 году задолженность МУЗ «Городская детская стоматологическая поликлиника» в общей сумме 782,7 тыс. рублей была списана;
3.3. В ряде случаев в нарушение ст. 608 ГК РФ Комитет сдавал в аренду не принадлежащее городскому округу на праве собственности недвижимое имущество. По этой причине в 2007 году финансовым отделом Комитета была списана задолженность по арендной плате в общей сумме 961,3 тыс. рублей в части Государственного учреждения «Отдел Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации в г. Петропавловске-Камчатском»; 
4. В результате несвоевременной регистрации права собственности городского округа на нежилые помещения (спустя более чем 2 года с момента оформления правоустанавливающих документов), а также недостоверности  характеристик в части фактической площади сдаваемых в аренду объектов, в бюджет городского округа за период с 01.01.2006 года по 01.01.2007 года в части арендатора – ИП Высочанского Н.Н. не поступило 882,4 тыс. рублей. Кроме того, от государственного учреждения здравоохранения «Камчатская областная больница имени А.С. Лукашевского» по причине невыполнения условий договора аренды, а также недостоверности характеристик в части фактической площади сдаваемых в аренду объектов, в бюджет городского округа за период с 01.01.2006 года по 01.01.2007 года (согласно действующим методикам расчёта арендной платы) не поступило 3778,8 тыс. рублей;
5. Проверка показала, что в настоящее время ООО «Финансово-Консалтинговая Фирма «ФинКо» незаконно пользуется муниципальным нежилым помещением площадью 851,6 кв.м. по ул. Тельмана, д. 38 не внося арендную плату. При этом следует отметить, что в помещении, переданном в аренду ООО «Финко» расположен бар-ресторан «Корчма «Вечера на Хуторе», работающий в указанном помещении более двух лет. Приказом Комитета от 08.12.2006 года данное помещение закреплено за МУП «Богородское озеро» на праве хозяйственного ведения, в связи с чем, задолженность ООО «Финко» перед бюджетом городского округа за период с 05.11.2003 года по 01.01.2007 года составляет 3631,7 тыс. рублей без учёта пени за просрочку платежей (из них 2441,4 тыс. рублей – за период с 01.01.2006 года по 01.01.2007 года);
6. Проверка показала, что, несмотря на проводимую Комитетом претензионную работу, в ряде случаев взыскать задолженность по отдельным исполнительным листам не представляется возможным. При этом одной из причин сложившейся ситуации является отсутствие контроля со стороны Комитета за своевременностью и полнотой внесения арендаторами платежей в бюджет. В частности ИП Алибаев М.С. не только не выполнял условия договора надлежащим образом (арендная плата, начиная с 01.01.2005 года, не вносилась), но и по истечению срока действия договора продолжил пользоваться арендованными помещениями. Однако исковое заявление о взыскании с ИП Алибаева М.С. 722,2 тыс. рублей (в том числе пени в сумме 319,5 тыс. рублей) было подано Комитетом в Арбитражный суд Камчатской области только в августе 2006 года, то есть спустя год с момента истечения срока действия договора аренды. При этом на сегодняшний день взыскать сумму задолженности с ИП Алибаева М.С. по причине отсутствия у предпринимателя какого-либо имущества не представляется возможным. Аналогичная ситуация сложилась и в отношении ООО «ТВК-Камчатка», которое более трех лет незаконно пользовалось муниципальным имуществом, в связи с чем, в бюджет городского округа не поступило 2811,1 тыс. рублей. По причине отсутствия у ООО «ТВК-Камчатка» какого-либо имущества взыскать сумму задолженности не представляется возможным;
7. В целом, анализ доходов бюджета городского округа в части аренды муниципального имущества (за исключением аренды земельных участков) свидетельствует о достаточно низкой рентабельности муниципального имущества. Рентабельность муниципального имущества, сданного Комитетом в аренду, составляет 0,08 рублей на 1 рубль средней балансовой стоимости муниципального имущества;
8. Согласно отчётным данным Комитета, представленным на проверку, по итогам 2005 года чистую прибыль в общей сумме 52798,5 тыс. рублей получили 19 муниципальных унитарных предприятий. При этом в 2006 году в бюджет городского округа должна была поступить часть прибыли муниципальных унитарных предприятий по итогам 2005 года в общей сумме 13169,9 тыс. рублей. Проверкой установлено, что в нарушение требований федерального законодательства и муниципальных правовых актов ряд муниципальных унитарных предприятия не перечислил своевременно и в полном объёме причитающуюся уплате в срок до 01.06.2006 года часть прибыли 2005 года. Таким образом, общая сумма не уплаченных в срок до 01.06.2006 года отчислений от части прибыли муниципальных унитарных предприятий за 2005 год составляет 11542,5 тыс. рублей, или 87,6 % от итоговой суммы, подлежащей уплате в бюджет городского округа. Вместе с тем, в результате последующей оплаты (после 01.06.2006 года), а также ввиду направления части прибыли МУП «Лотос» и МУП «Трест Спецкоммунремстрой» на погашение убытков прошлых лет, общая задолженность предприятий по состоянию на 01.01.2007 года составила 4538,1 тыс. рублей. Выборочная проверка показала, что по результатам работы муниципальных унитарных предприятий за 9 месяцев 2007 года так и не была погашена возникшая по итогам 2005 года задолженность МУП «Горводоканал» в сумме 3242,3 тыс. рублей и МУП «Жилищное ремонтно-строительное управление № 4» в сумме 538,5 тыс. рублей. При этом необходимо отметить, что по итогам работы за 2006 год указанные предприятия оказались убыточными. Также не была погашена задолженность муниципальных унитарных предприятий, которые на момент проверки являются реорганизованными (МУП «Дом Книги», МУП «Книжный магазин «Факел»», МУП Книжный магазин «Российская Книга», МУП «Жилищное ремонтно-строительное управление № 1», МУП «Спецкоммуночистка»);
8.1. Проверка показала, что в Комитете отсутствует сведения о задолженности муниципальных унитарных предприятий, возникшей до 2005 года, поскольку ранее администратором поступлений в бюджет в части прибыли муниципальных унитарных предприятий являлось Финансово-казначейское управление администрации города, которое не вело раздельного учёта данных поступлений;
9. По состоянию на 01.01.2006 года и на 01.01.2007 года суммарные вложения городского округа в уставные (акционерные) капиталы хозяйствующих субъектов составили 4820,5 тыс. рублей, из которых 761,0 тыс. рублей, или 15,8 % приходится на акции ЗАО «Муниципальный Камчатпрофитбанк» (доля городского округа в акционерном капитале 2,16 %). В соответствии с решением о городском бюджете на 2006 год планировалось получить доходов в виде дивидендов по акциям и от прочих форм участия в капитале в общей сумме 170,0 тыс. рублей. Фактически, за 2006 год получено 113,7 тыс. рублей, или 66,9 % к первоначальному плану. При этом ЗАО «Муниципальный Камчатпрофитбанк», получившее по итогу 2005 года прибыль в общей сумме 49881,7 тыс. рублей, дивиденды по акциям, находящимся в собственности городского округа, в 2006 году не перечисляло. ООО «Мелодия» перечисление доходов от долевого участия в 2006 году не производило по причине убытков в сумме 2,0 тыс. рублей. По состоянию на 01.10.2007 год получено 112,8 тыс. рублей. При этом указанные перечисления произведены по итогам работы за 2006 год ООО «Сфинкс» в сумме 108,0 тыс. рублей и ОАО ТКФ «Петропавловский» в сумме 4,8 тыс. рублей. ООО «Мелодия», ЗАО «Муниципальный Камчатпрофитбанк» и ООО МСК «Авача-мед» перечисление доходов от долевого участия городского округа в 2007 году не производили.

Предложения:

1. Направить Отчёт о результатах проверки в Городскую Думу Петропавловск-Камчатского городского округа и Главе Петропавловск-Камчатского городского округа В. В. Скворцову для сведения;
2. Направить представление Контрольно-счетной палаты и.о. председателя Комитета по управлению имуществом Петропавловск-Камчатского городского округа (с приложением Отчёта о результатах проверки) С. Г. Кондрашину с предложениями:
- усилить контроль за работой по возврату задолженности по уплате арендных платежей за пользование муниципальным имуществом, в том числе обеспечить отражение в отчётности Комитета сведений о подлежащей начислению арендной плате, произведённых арендных платежах, а также задолженности в части транспортных средств и иного имущества (преимущественно машин и оборудования), переданных Комитетом в аренду;
- списание задолженности арендаторов муниципального имущества в дальнейшем производить в строгом соответствии с решением Городской Думы от 05.09.2007 года № 710-р «О принятии Положения о порядке признания безнадежными к взысканию и списания задолженности по арендной плате, пени и штрафам за пользование имуществом, находящимся в ведении Петропавловск-Камчатского городского округа»;
- представить в Контрольно-счетную палату документальное подтверждение исполнения ИП Высочанским Н.Н. своих обязательств по состоянию на 01.02.2008 года по соглашению о реструктуризации задолженности по арендным платежам в бюджет городского округа от 30.10.2007 года. В случае невыполнения указанным арендатором своих обязательств, обеспечить полноту перечисления средств арендной платы за время фактического пользования объектами муниципальной собственности: нежилыми помещениями по ул. Максутова, дом 36 А и пристроенным зданием магазина по ул. Солнечная, дом 5, а также реализовать право применения к арендатору установленного законодательством способа обеспечения исполнения обязательств по договору аренды;
- принять меры по тщательному разбору причин ненадлежащего исполнения требований законодательства при обеспечении контроля со стороны Комитета за своевременностью и полнотой внесения арендаторами платежей в бюджет, с определением мер ответственности к лицам, допустившим указанные нарушения;
- усилить контроль за своевременностью и полнотой перечисления муниципальными унитарными предприятиями Петропавловск-Камчатского городского округа части чистой прибыли в соответствии требованиями федерального законодательства и муниципальных правовых актов;
3. Согласиться с предложением Комитета по управлению имуществом Петропавловск-Камчатского городского округа о создании временной рабочей группы по изучению и разработке действенных мер по взысканию задолженности ООО «Финко» по арендным платежам перед бюджетом городского округа. Рекомендовать Комитету включить в состав временной рабочей группы аудитора Контрольно-счетной палаты Д. А. Коростелева.   

 

Аудитор
Контрольно-счетной палаты
Петропавловск-Камчатского
городского округа                                                                    

 

 

Д. А. Коростелев