Скачать Отчёт
otchPredpr.doc (331 Кб)

 

г. Петропавловск-Камчатский   11 июля 2011 года

Основание для проведения проверки: пункт 2.1 плана работы Контрольно-счетной палаты Петропавловск-Камчатского городского округа (далее по тексту - Контрольно-счетная палата) на 2011 год.
Цель контрольно-ревизионного мероприятия: проверка эффективности и результативности мероприятий, направленных на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, включая проверку использования  бюджетных средств, выделенных на указанные цели.
Предмет проверки: нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность в сфере поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на территории Петропавловск-Камчатского городского округа; документы, подтверждающие планирование, выделение и использование средств местного бюджета на реализацию мероприятий, направленных на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, а также на содержание Управления по взаимодействию с субъектами малого и среднего предпринимательства Петропавловск-Камчатского городского округа.
Объекты проверки: Администрация Петропавловск-Камчатского городского округа (далее по тексту - Администрация, администрация городского округа), Управление по взаимодействию с субъектами малого и среднего предпринимательства городского округа (далее по тексту - Управление по взаимодействию с субъектами малого и среднего предпринимательства, Управление).
Проверяемый период деятельности: 2009 - 2010 годы.
Срок проведения проверки: с «17» декабря 2010 года по «31» января 2011 года.
По результатам проверки оформлены акты от 28.01.2011 № 10-56/02, от 08.02.2011 № 10-58/02. Руководители проверяемых объектов ознакомлены с актами, письменные замечания не представлены.

Результаты проверки:

Решением Городской Думы от 22.04.2009 № 477-р с 01 июля 2009 года утверждена структура, включающая Управление по взаимодействию с субъектами малого и среднего предпринимательства. Управление, являясь несамостоятельным органом Администрации, учреждённым в целях реализации политики в сфере развития и защиты субъектов предпринимательства, создания и развития инфраструктуры малого и среднего предпринимательства, участия в формировании доходной части бюджета городского округа, осуществляющее деятельность на основании утверждённого распоряжением Главы городского округа Положения об управлении от 25.06.2009 года .
В качестве самостоятельного органа администрации городского округа Управление по взаимодействию с субъектами малого и среднего предпринимательства осуществляет свою деятельность на основании Положения об управлении от 23.12.2009 года, утверждённого решением Городской Думы от 23.12.2009 № 664-р .
Согласно Положению об управлении от 23.12.2009 года Управление по взаимодействию с субъектами малого и среднего предпринимательства создано с целью организации деятельности по решению вопросов местного значения в сфере развития малого и среднего предпринимательства на территории городского округа. Целью деятельности Управления является формирование и осуществление муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства с учетом национальных и местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей на территории городского округа. Основными задачами Управления являются:

  • определение приоритетных направлений развития предпринимательства, формирование и осуществление муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства,  организация их исполнения;
  • анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития малого и среднего предпринимательства и эффективности применения мер по его развитию, прогноз развития малого  и среднего предпринимательства;
  • разработка мероприятий по созданию благоприятных условий для привлечения инвестиций субъектами малого и среднего предпринимательства, зарегистрированными на территории городского округа, а также развитию их материальной базы;
  • разработка предложений по совершенствованию нормативно-правовой базы, регулирующей создание благоприятных экономических предпосылок для развития субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • учёт и обобщение предложений субъектов малого и среднего предпринимательства с целью разработки программ дальнейшего развития;
  • содействие субъектам малого и среднего предпринимательства в установлении межрегиональных и международных контактов;
  • осуществление мероприятий, направленных на реализацию субъектами малого и среднего предпринимательства прав в сфере наружной рекламы;
  • осуществление координации и взаимодействия с предпринимательскими структурами, их объединениями, органами государственной власти и органами местного самоуправления по вопросам своей компетенции.
  • Проверка использования средств местного бюджета на содержание Управления по взаимодействию с субъектами малого и среднего предпринимательства

Правовые основы оплаты труда работников Управления установлены федеральным и региональным законодательством, а также муниципальными нормативными правовыми актами. В соответствии со штатными расписаниями в структуру Управления в проверяемом периоде входили:
- в 2009 году (по состоянию на 31.12.2009): руководство (3 штатные единицы); инспекторы (3 штатные единицы); отдел развития и защиты предпринимательства (11 штатных единиц). Общее количество - 17 штатных единиц;
- в 2010 году (по состоянию на 31.12.2010): руководство  (3 штатные единицы), инспекторы (2 штатные единицы), отдел развития и защиты предпринимательства (7 штатных единиц), отдел правового обеспечения и рекламы (4 штатные единицы). Общее количество - 16 штатных единиц.
Бюджетные ассигнования на содержание Управления (отдела в составе Администрации) в решении о бюджете на 2009 года и на 2010 год планировались в общем объёме средств, предусмотренных на содержание Администрации. Начисленная заработная плата Управления согласно данным бюджетного учёта в 2009 году составила 3501,5 тыс. рублей, начисления на фонд оплаты труда - 631,9 тыс. рублей; в 2010 году - 3140,0 тыс. рублей, начисления - 791,6 тыс. рублей.
Первоначально решением о бюджете городского округа на 2010 год бюджетные ассигнования на содержание Управления в качестве самостоятельного органа администрации городского округа не планировались. В результате изменений и дополнений, внесённых в решение о бюджете городского округа на 2010 год, годовой объём ассигнований на данные цели составил 7846,5 тыс. рублей, в том числе фонд оплаты труда - 6063,2 тыс. рублей.
Начисленная заработная плата Управления согласно данным бюджетного учёта в 2010 году составила 6043,0 тыс. рублей (99,7 % от планового показателя), начисления на фонд оплаты труда - 1320,0 тыс. рублей.
Расходы местного бюджета на оплату труда работников Управления в течение периода с 01.07.2009 по 31.12.2010 составили 15428,0 тыс. рублей, в том числе начисления на фонд оплаты труда - 2743,5 тыс. рублей.
В ходе выборочной проверки порядка начисления заработной платы работникам Управления нарушения в проверяемом периоде не установлены.
При проведении проверки правомерности включения периодов работы (службы) в стаж работы, дающий право на получение ежемесячной надбавки за выслугу лет, дополнительный оплачиваемый отпуск за выслугу лет, нарушения также не установлены.
Проверкой соблюдения квалификационных требований к образованию, стажу и опыту работы по специальности муниципальных служащих Управления нарушения не установлены.
В проверяемом периоде расходы местного бюджета на компенсацию расходов, связанных со служебными командировками работников Управления, составили 144,8 тыс. рублей (1 служебная командировка в 2009 году), в том числе расходы по проезду - 63,5 тыс. рублей, по найму жилого помещения - 61,9 тыс. рублей, суточные - 19,4 тыс. рублей. В ходе проверки использования средств местного бюджета на оплату командировочных расходов нарушения не установлены.

Вместе с тем, определить целесообразность направления за счёт средств местного бюджета работника в данную командировку не представилось возможным. В соответствии со служебным заданием данная командировка связана с участием руководителя Управления в 23-ем Токийском Бизнес-Саммите, на котором были организованы встречи с торговыми представителями Российской Федерации в Японии и представителями мэрии г. Ниигата. В ходе проверки какие-либо документы, свидетельствующие о результатах командировки (выполнении служебного поручения) не предоставлены.
Также, в проверяемом периоде средства местного бюджета расходовались на оплату проезда работников Управления к месту проведения отпуска и обратно. Согласно данным бюджетного учёта расходы местного бюджета в 2010 году на данные цели составили 418,7 тыс. рублей (98,7 % бюджетных ассигнований). В ходе проверки порядка возмещения расходов, связанных с оплатой проезда, в проверяемом периоде нарушений не установлено.
Представительские расходы по данным бюджетного учёта в проверяемом периоде Управлением  не осуществлялись.

2. Планирование объёмов бюджетных ассигнований, мероприятий и финансирование расходов местного бюджета в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства

2.1 Планирование объёмов бюджетных ассигнований, мероприятий и финансирование расходов местного бюджета в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в 2009 году
В проверяемом периоде в городском округе в целях создания благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства разработана и утверждена Долгосрочная муниципальная программа развития поддержки малого и среднего предпринимательства в городском округе на 2009-2020 годы . Согласно паспорту данной долгосрочной муниципальной целевой программы на реализацию программных мероприятий в 2009 году из бюджета городского округа планировалось выделение средств в размере 4920,0 тыс. рублей, из краевого бюджета - 2530,0 тыс. рублей.
Первоначально решением о бюджете городского округа на 2009 год действие принятой долгосрочной муниципальной целевой программы было приостановлено до 01.04.2009. В дальнейшем действие данной программы приостановлено без указания срока.
Однако, в результате изменений и дополнений, внесённых в решение о бюджете городского округа на 2009 год, были предусмотрены бюджетные ассигнования Администрации городского округа, на следующие мероприятия:
- на реализацию мероприятий по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства в городском округе;
- «Прочие субсидии бюджетам городских округов – Программа «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Камчатском крае на 2009 год».
Министерством инвестиций и развития предпринимательства Камчатского края в адрес администрации городского округа в феврале 2009 года направлено предложение об участии в конкурсном отборе на предоставление субсидии местным бюджетам на поддержку муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства. Условием предоставления субсидии являлась реализация мер антикризисного характера, предусматривающая предоставление на безвозмездной основе грантов начинающим предпринимателям на создание собственного бизнеса, развитие микрофинансирования, создание гарантийных фондов (фондов поручительства), субсидирование части затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам, привлеченным в российских кредитных организациях, и лизинговых договорах.
В связи с вышеизложенным постановлением администрации городского округа утверждено Временное положение о порядке предоставления из бюджета городского округа грантов (субсидий) субъектам малого и среднего предпринимательства на создание собственного бизнеса .
Кроме того, в рамках реализации мероприятий по поддержке малого и среднего предпринимательства Администрацией планировалось проведение в августе 2009 года ярмарок «Выходного дня» с участием сельхоз- и товаропроизводителей Камчатского края. В целях организации данных мероприятий изданы муниципальные правовые акты о проведении ярмарок, об утверждении плана мероприятий по организации и проведению ярмарок.
Так, первоначально решением о бюджете городского округа на 2009 год бюджетные ассигнования на финансирование расходов по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства не планировались. В результате изменений и дополнений, внесённых в решение о бюджете, общий объём бюджетных ассигнований на данные цели составил 465,0 тыс. рублей (табл. 1).
Таблица 1
Данные об объёмах бюджетных ассигнований на финансирование мероприятий по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства в 2009 году
(тыс. рублей)


статья расходов

Решение Городской Думы

от 24.12.2008 № 385-р

от 26.08.2009 № 539-р

от 24.12.2009  № 684-р

от 29.12.2009 № 699-р

Мероприятия по поддержке малого и среднего предпринимательства

 

901

 

0114

 

0920369

 

000

0,00

1 325,00

382,00

382,00

Прочие субсидии бюджетам городских округов - Программа «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Камчатском крае, на 2009 год»

 

 

901

 

 

0114

 

 

0920374

 

 

000

0,00

250,00

250,00

83,00

По данным контрольного мероприятия по выше рассмотренным направлениям расходов местного бюджета лимиты бюджетных обязательств доведены в адрес Администрации до принятия решения о внесении соответствующих изменений в решение о бюджете городского округа на 2009 год, в частности:
- по мероприятиям по поддержке малого и среднего предпринимательства -уведомление от 05.03.2009 на сумму 1325,0 тыс. рублей, перемещение бюджетных ассигнований (лимитов бюджетных обязательств) с целевой статьи КБК 0920364 на основании письма Аппарата администрации; уведомление об уменьшении лимитов бюджетных обязательств в ходе проверки не представлено; обоснованность доведения данных лимитов бюджетных обязательств до внесения изменения в решение о бюджете в ходе проверки не подтверждена;
- по прочим субсидиям бюджетам городских округов (программа «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Камчатском крае на 2009 год») - уведомление от 02.06.2009 (250,0 тыс. рублей) на основании уведомления Министерства инвестиций и развития предпринимательства Камчатского края), от 03.12.2009 (- 167,0 тыс. рублей).
Согласно отчёту об исполнении бюджета городского округа за 2009 год в целях проведения мероприятий по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства Администрацией израсходованы средства местного бюджета в размере 250,0 тыс. рублей, что составило 65,4% от планового показателя, средства краевого бюджета - в размере 82,6 тыс. рублей (99,5%).

2.2 Планирование объёмов бюджетных ассигнований, мероприятий и финансирование расходов местного бюджета в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в 2010 году
Согласно паспорту Долгосрочной муниципальной целевой программы на реализацию программных мероприятий в 2010 году из бюджета городского округа предусматривалось выделение средств в размере 10300,0 тыс. рублей, средств краевого бюджета - 1030,0 тыс. рублей. Постановлением Администрации от 02.09.2010 № 2612 реализация мероприятий программы, финансируемых за счёт средств бюджета городского округа, в 2010 году приостановлена, в связи с отсутствием в бюджете городского округа ассигнований.
Необходимо отметить, что на момент проведения проверки решение Городской Думы от 22.10.2008 № 317-р «Об утверждении Долгосрочной муниципальной целевой программы развития поддержки малого и среднего предпринимательства в городском округе на 2009 - 2020 годы» не отменено. Как было указано выше, действие данной Программы приостановлено без указания срока.   
Министерством инвестиций и развития предпринимательства Камчатского края в адрес администрации городского округа в августе 2010 года направлена информация о проведении дополнительного конкурсного отбора муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства для предоставления субсидий из краевого бюджета. В соответствии с Долгосрочной краевой целевой программой «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Камчатском крае на 2010 - 2012 годы» (далее по тексту - Долгосрочная краевая целевая программа) условием предоставления субсидий является наличие утверждённой муниципальной программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства, предусматривающей создание консультационного (дистанционного) пункта, обеспечение муниципальным образованием долевого финансирования, минимальный размер которого составляет 25 % от объёма средств краевого бюджета. Между администрацией городского округа и Министерством инвестиций и развития предпринимательства Камчатского края в октябре 2010 года заключено Соглашение о предоставлении субсидии из краевого бюджета в размере 400,0 тыс. рублей на поддержку муниципальной программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства в части создания консультационного пункта.
В соответствии с вышеизложенным, Долгосрочная муниципальная целевая программа в части перечня исполнителей, дополнена муниципальным автономным учреждением «Ресурсный центр Петропавловск-Камчатского городского округа» (далее - МАУ «Ресурсный центр»). В перечень  мероприятий программы включено создание консультационного пункта в рамках оказания информационно-консультационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства . Общий объём предусмотренных паспортом программы бюджетных ассигнований на 2010 год приведён в таблице 2.                                       
Таблица 2
Долгосрочная муниципальная целевая программа «Поддержка и развитие субъектов малого и среднего предпринимательства на  территории Петропавловск-Камчатского городского округа на период 2010 - 2012 годы» 
 (тыс. рублей)


статья расходов

источник финансирования

постановления Администрации

от 11.03.2010 № 668

от 14.09.2010         № 2711

от 11.11.2010
№ 3131

Долгосрочная муниципальная целевая программа «Поддержка и развитие субъектов малого и среднего предпринимательства на территории Петропавловск-Камчатского городского округа на период 2010-2012 годы»

местный бюджет

10300,00

10400,00

100,00

краевой бюджет

1030,00

1430,00

400,00

ИТОГО

 

11330,00

11830,00

500,00

Постановлением Администрации от 07.10.2010 № 2850 предусмотрена возможность реализации программного мероприятия по созданию и организации работы консультационного (дистанционного) пункта с 14.09.2010 года. Приказом руководителя Аппарата Администрации от 10.11.2010 № 82-од в муниципальное задание МАУ «Ресурсный центр» на 2010 год включена муниципальная услуга по организации консультационного центра для малого и среднего предпринимательства стоимостью 500,0 тыс. рублей.
Первоначально решением о бюджете городского округа на 2010 год бюджетные ассигнования на финансирование расходов по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства не планировались. В результате изменений и дополнений, внесённых в решение о бюджете, общий объём бюджетных ассигнований на данные цели составил 500,0 тыс. рублей.
Лимиты бюджетных обязательств по данным расходам местного бюджета доведены в адрес Управления до принятия решения о внесении соответствующих изменений в решение о бюджете городского округа. Первоначально в Аппарате администрации уведомлением от 28.09.2010 бюджетные ассигнования в размере 100,0 тыс. рублей перемещены с целевой статьи КБК 4361002 (субсидии МАУ «Ресурсный центр») на целевую статью 7950030 (Долгосрочная муниципальная целевая программа). При этом согласно паспорту программы Аппарат администрации не является исполнителем программы. На основании Докладной записки на внесение изменений в бюджетную роспись, в связи с уточнением кодов бюджетной классификации, на основании п. 5.2.2 раздела 5 Порядка составления и ведения сводной бюджетной росписи Управлению 19.11.2010 года доведены лимиты бюджетных обязательств в сумме 100,0 тыс. рублей на реализацию Долгосрочной муниципальной целевой программы. Между тем, в данном пункте указанного документа не предусмотрена возможность осуществления данных финансовых операций.
Таким образом, перемещение бюджетных ассигнований, доведение лимитов бюджетных обязательств по средствам бюджета городского округа, целевое назначение которых, - возмещение затрат автономному учреждению по оказанию муниципальной услуги производилось необоснованно, в нарушение Порядка составления и ведения сводной бюджетной росписи. При этом, изначально в решении о бюджете данные средства запланированы на цели субсидирования МАУ «Ресурсный центр».
Согласно статье 217 Бюджетного кодекса РФ в сводную бюджетную роспись могут быть внесены изменения в соответствии с решениями руководителя финансового органа без внесения изменений в решение о бюджете, в частности, в случае получения субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов сверх объёмов, утверждённых решением о бюджете. В соответствии с данным положением Бюджетного кодекса РФ до внесения изменений в решение о бюджете уведомлением от 19.11.2010 года Управлению доведены лимиты в размере 400,0 тыс. рублей (Долгосрочная муниципальная целевая программа). В декабре 2010 года платёжными поручениями данные средства перечислены Управлением в адрес МАУ «Ресурсный центр».
Необходимо отметить, что МАУ «Ресурсный центр» является подведомственным учреждением Аппарата администрации. В соответствии со статьёй 38.1 БК РФ принцип подведомственности расходов бюджетов означает, что главные распорядители (распорядители) бюджетных средств не вправе распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств распорядителям и получателям бюджетных средств, не включённым в перечень подведомственных им распорядителей и получателей бюджетных средств.
Таким образом, в нарушении БК РФ, а именно принципа подведомственности расходов бюджета, Управлением по взаимодействию с субъектами малого и среднего предпринимательства перечислены денежные средства МАУ «Ресурсный центр» в размере 500,0 тыс. рублей.

3. Исполнение мероприятий в целях содействия развитию малого и среднего предпринимательства

3.1 Организация выставочно-ярмарочной деятельности
В августе 2009 года совместно с МУП «Спартак» во исполнение распоряжений Администрации городского округа от 05.08.2009 № 322-р и от 26.08.2009 № 364-р Управлением по взаимодействию с субъектами малого и среднего предпринимательства организованы и проведены две сельскохозяйственные ярмарки «Выходного дня».
В соответствии с данными бюджетного учёта общий объём расходов средств бюджета городского округа на проведение ярмарок составил 82,6 тыс. рублей, в том числе на оплату услуг по установке, эксплуатации контейнеров для сбора твёрдых бытовых отходов и биотуалетов, помывке площади по окончании ярмарки (34,3 тыс. рублей), по изготовлению и монтажу рекламного баннера (23,1 тыс. рублей), выступления городского духового оркестра (25,2 тыс. рублей). Данный объём расходов бюджетных средств не является окончательным. В частности, размещение рекламы по ярмаркам в средствах массовой информации осуществляли Министерство сельского хозяйства и торговли Камчатского края, Аппарат Администрации.
В ходе проверки выявлены факты некорректного составления отдельных договоров на оказание указанных выше услуг. В частности договоры между Администрацией и ООО «Реклама ПАРК» на предмет оказания услуг по изготовлению и монтажу рекламного баннера заключены позже даты, указанной в данных договора в качестве срока оказания данных услуг (дата заключения договора – 06.08.2009 года, срок оказания услуг – 05.08.2009 года).

3.2 Предоставление из бюджета городского округа грантов (субсидий) субъектам малого и среднего предпринимательства на создание собственного бизнеса
Согласно Положению о порядке предоставления грантов, целью предоставления гранта является увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства на территории  городского округа и снижение напряженности на рынке труда. Гранты предоставляются субъектам малого и среднего предпринимательства на безвозмездной и безвозвратной основе на условиях долевого финансирования целевых расходов, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности на территории  городского округа, и на конкурсной основе приоритетной целевой группе субъектов малого и среднего предпринимательства, в частности безработных, зарегистрированных в установленном порядке. Комплексную оценку представленных на конкурс документов, проверку их на соответствие установленным условиям и критериям осуществляет Комиссия по вопросам поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (далее по тексту - Комиссия), создаваемая распоряжением Администрации с привлечением представителей общественных объединений предпринимателей Камчатского края. Необходимо отметить, что при создании Комиссии представители общественных объединений предпринимателей привлечены администрацией городского округа в единственном числе в лице председателя Общественного совета по предпринимательству при Главе городского округа, не принимавшего участия в заседаниях Комиссии по вопросу выделения рассматриваемого гранта.
В октябре - ноябре 2009 года Комиссией объявлен и проведён конкурс на получение гранта из бюджета городского округа на создание собственного бизнеса, победителем которого признан индивидуальный предприниматель Кошкарёв А.А., представивший бизнес-план, связанный с развитием и организацией производства по изготовлению топливных брикетов из древесной стружки.
Вместе с тем, представленный бизнес-план не в полной мере соответствует форме, установленной Положением о порядке предоставления грантов: в бизнес-плане не указаны сроки начала производства, отсутствует оценка возможных рисков и пути их преодоления, не рассмотрена возможность использования услуг страховых компаний.
По итогам конкурса между Администрацией (грантодатель) и победителем конкурса (грантополучатель) заключено Соглашение о предоставлении гранта (субсидии) субъекту малого и среднего предпринимательства на развитие собственного бизнеса от 27.11.2009 (далее по тексту - Соглашение), в соответствии с которым целью использования гранта является организация цеха по переработке отходов лесопиления в экологически чистое твёрдое топливо с высокой энергетической ценностью в виде брикетов с использованием брикетирующего оборудования. Соглашение действовало до 31.12.2010 года.
Соглашением предусмотрена реализация бизнес-проекта в установленные сроки и в соответствии с календарным планом. Однако, как показала проверка, календарный план не является приложением к Соглашению, также в соглашении не указаны сроки выполнения работ. В документах бюджетного учёта, представленных в ходе проверки, указанный план отсутствовал. В ходе проверки по требованию Контрольно-счетной палаты Управлением предоставлен календарный план, переданный по электронной почте, содержащий сведения о результатах выполнения работ, в соответствии с которым первая партия продукции выпущена 25.07.2010 года.
Согласно данным бюджетного учёта 02.12.2009 грантополучателю перечислены средства в размере 250,0 тыс. рублей, в том числе средства местного бюджета в размере 167,4 тыс. рублей, краевого бюджета - 82,6 тыс. рублей. Грантополучателем приобретено оборудование для производства топливных брикетов на сумму 248,6 тыс. рублей.
Соглашением предусмотрено право грантодателя на осуществление контроля за целевым использованием гранта, надлежащим выполнением грантополучателем календарного плана работ, проведения экспертной оценки реализации целевого бизнес-проекта в процессе его реализации либо по истечении 12 месяцев по итогам его реализации. Согласно пояснению руководителя Управления экспертная оценка реализации данного бизнес-проекта Управлением не производилась, целевой характер использования средств местного бюджета оценивался на основании промежуточных отчётов, предоставляемых грантополучателем. Необходимо отметить, что соглашением предусмотрено ведение грантополучателем раздельного учёта. Учётные данные в ходе проверки не представлены.
По данным контрольного мероприятия какая-либо иная поддержка грантополучателю не оказывалась. Вместе с тем, согласно информации Управления в рамках реализации Долгосрочной муниципальной целевой программы поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства на территории городского округа осуществлялось освещение деятельности малого предпринимательства, информирование населения о товарах, работах и услугах. Однако, информационная поддержка получателю гранта, предполагавшего организовать выпуск инновационной продукции (современный, экономичный, высокоэффективный, экологичный вид топлива) на территории городского округа, оказана не была.
Кроме того, данный бизнес-проект связан с решением вопросов местного значения в связи с тем, что организация в границах городского округа снабжения населения топливом, согласно Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», относится к вопросам местного значения городского округа.
В ходе проверки просьба работников Контрольно-счетной палаты о создании комиссии в целях подтверждения целевого характера использования гранта удовлетворена не была. Между тем, представленные в ходе проверки документы подтверждают исключительно факт приобретения грантополучателем соответствующего оборудования. Целевой характер использования средств местного бюджета (организация цеха по переработке отходов лесопиления в твердое топливо в виде брикетов) в ходе проверки подтверждён не был.
Согласно информации Управления по состоянию на 28.12.2010 с момента получения гранта оборудование закуплено, выработано 6,0 т продукции, реализовано 2,0 т. В октябре - ноябре 2010 года проведена рекламная кампания, в ходе которой осуществлялась бесплатная раздача продукции. Население оценило качество предлагаемого товара. Однако, в связи с резким снижением стоимости дров (с 3,0 до 1,5 тыс. рублей), вырабатываемая продукция оказалась неконкурентоспособной. В настоящее время цех не работает, реализация бизнес-плана не дала положительного результата.
В ходе проверки не представлены документы, подтверждающие снижение стоимости дров. При этом, согласно постановлению Правительства Камчатского края от 29.12.2009 № 516-П «О внесении изменения в приложение к постановлению Правительства Камчатского края от 22.04.2008 № 114-П «Об установлении отпускных предельных цен на твёрдое топливо» цена на дрова изменилась с 1,18 до 1,5 тыс. рублей за 1 кубометр по городскому округу; с 1,16 до 1,6 тыс. рублей - по Елизовскому муниципальному району. Данные цены действовали по состоянию на январь 2011 года.
Также, документальное подтверждение факта осуществления производственной деятельности цехом по переработке отходов лесопиления в твёрдое топливо в виде брикетов в ходе проверки представлено не было.
Результаты контрольного мероприятия свидетельствуют, что грантодатель не реализовал права и обязанности, установленные Соглашением в части контроля за целевым использованием гранта, надлежащим выполнением грантополучателем календарного плана работ, проведения экспертной оценки реализации бизнес-проекта. Управление не оказало возможную поддержку для обеспечения успешной деятельности вновь созданного субъекта малого предпринимательства.
В период подготовки отчёта Контрольно-счетной палатой совместно с Межрегиональным отделом Главного управления по Дальневосточному федеральному округа (МВД России) проведена проверка деятельности указанного цеха по переработке отходов лесопиления в твёрдое топливо в виде брикетов. Факт закупки соответствующего оборудования подтверждён. Однако, установлено, что на момент проведения проверки цех деятельность не осуществлял. Согласно информации, полученной в ходе проверки, предприниматель производит наладку оборудования.
На момент составления настоящего отчёта конечная цель выделения данного гранта не достигнута. Таким образом неэффективное использование бюджетных средств составило 250,0 тыс. рублей.

3.3 Исполнение Управлением по взаимодействию с субъектами малого и среднего предпринимательства городского округа иных мероприятий
Долгосрочной муниципальной целевой программой предусмотрено создание консультационного пункта на базе МАУ «Ресурсный центр» с целью обеспечения информационно-справочной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства путём использования на бесплатной основе информации правовых систем типа «Консультант Плюс», «Гарант» и прикладных программ в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
По данным контрольного мероприятия МАУ «Ресурсный центр» в целях создания консультационного пункта в период с 23.11.2010 года по 27.12.2010 года заключены договоры с ООО «Ритм», ИП Битаев П.К., ООО «Прометей», ИП Бондарев Е.А., ООО «РекламаСИТИ», ООО «РекламаПАРК», ИП Нигорян С.А., ООО «Масс-Медиа ТВ Центр», ООО «Урал-Пресс Дальний Восток». В соответствии с данными договорами денежные средства в размере 500,0 тыс. рублей израсходованы на приобретение компьютерной, копировально-множительной техники, программного обеспечения, офисной мебели, аренду рекламного щита, приобретение периодических печатных изданий, канцтоваров, изготовление рекламной продукции, размещение рекламы в средствах массовой информации. Работа консультационного пункта начата с 11.01.2011 года.
В соответствии с данными бюджетного учёта Управлением в 2010 году израсходованы средства местного бюджета в целях уплаты государственной пошлины в размере 4,0 тыс. рублей.
Согласно статье 333.16 Налогового Кодекса РФ  государственная пошлина - сбор, взимаемый с лиц при обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, уполномоченные в соответствии с законодательными актами РФ, законодательными актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий.
По информации, представленной в ходе проверки, Управлением в ноябре 2009 года выписано предписание о демонтаже рекламной конструкции генеральному директору ООО «Вариант». Необходимо отметить, что на момент направления данного предписания административный регламент проведения проверок при осуществлении муниципального контроля по размещению наружной рекламы на территории городского округа утверждён не был.
Согласно заявке Управления от 16.09.2010, в связи с необходимостью обращения в Арбитражный суд Камчатского края с исковым заявлением о принудительном демонтаже рекламной конструкции, денежные средства направлены на уплату госпошлины. Основанием явилось невыполнение ООО «Вариант» предписания о демонтаже рекламной конструкции. Вместе с тем, в связи с отсутствием достоверной информации об адресе местонахождения исполнителя ООО «Вариант» исковое заявление по состоянию на 31.01.2011 в Арбитражный суд не направлялось.
По вопросу возврата уплаченных средств в бюджет городского округа руководитель Управления пояснил, что действия в данном направлении не  предпринимались в связи с тем, что в дальнейшем после устранения препятствующих этому причин планируется направить заявление по данному факту в Арбитражный суд Камчатского края.
В соответствии со статьёй 34 Бюджетного кодекса РФ принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объёма средств или достижения наилучшего результата с использованием определённого бюджетом объёма средств.
По мнению Контрольно-счетной палаты, по причине длительного не обращения в Арбитражный суд Камчатского края, денежные средства местного бюджета в размере 4,0 тыс. рублей израсходованы неэффективно. Результат использования средств местного бюджета отсутствует.
В проверяемом периоде по информации Управления оказывалась консультационная поддержка субъектам малого и среднего предпринимательства при личном приёме предпринимателей руководством Управления. В журнале учёта приёма граждан в октябре - декабре 2009 года зарегистрировано 7 консультаций граждан, в течение 2010 года - 85.
Необходимо отметить, что согласно статье 20 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства») оказание консультационной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства органами государственной власти и органами местного самоуправления может осуществляться в виде создания организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и оказывающих консультационные услуги данным субъектам, и обеспечения деятельности таких организаций; а также компенсации затрат, произведенных и документально подтвержденных субъектами малого и среднего предпринимательства, на оплату консультационных услуг.

По мнению Контрольно-счетной палаты деятельность, осуществляемая Управлением, не соответствует Федеральному закону «О развитии малого и среднего предпринимательства» и не может считаться поддержкой субъектов малого и среднего предпринимательства. Данная деятельность осуществляется в рамках Федерального закона от 21.04.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», согласно которому личный приём граждан в органах местного самоуправления проводится их руководителями, уполномоченными на то лицами. Информация о данной деятельности отражается в карточках личного приёма гражданина.
В ходе контрольного мероприятия не представлена систематизированная информация, позволяющая оценить результаты консультационной деятельности Управления. Сведения, содержащиеся в карточках личного приёма граждан, свидетельствуют о том, что частично граждане перенаправлялись в иные инстанции. В большинстве случаев не представляется возможным оценить конкретные результаты обращения граждан.
При этом согласно статье 6 Решения Городской Думы от 23.12.2009 №  670-р «О принятии решения об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления Петропавловск-Камчатского городского округа» обязательным является предоставление информации о работе органа местного самоуправления городского округа с обращениями граждан (физических лиц), в том числе обзоры обращений граждан (физических лиц), порядок рассмотрения их обращений; а также обобщенной информации о результатах рассмотрения этих обращений и принятых мерах.
Кроме того, в данном случае не используются возможности ресурсов, создаваемых в ходе информатизации городского округа.
Необходимо отметить, что согласно данным Министерства инвестиций и развития предпринимательства Камчатского края в настоящее время Министерством оказываются консультационные услуги субъектам малого и среднего предпринимательства (по устным и письменным запросам, предоставление возможности самостоятельной работы со справочными системами).
В соответствии с планом работы администрации городского округа на 2010 год на Управление возложена функция ведения Реестра субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки (далее по тексту – Реестр). Ведение Реестра органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, оказывающих поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства, предусмотрено Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства».
Согласно информации, представленной на момент проведения проверки в Реестре, размещённом на официальном сайте Администрации , поддержка оказывалась в следующих формах:
- распространение  преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, принадлежащего открытому акционерному обществу, 100,0 % акций которого принадлежит администрации городского округа (35,0 % от общего количества субъектов (80 субъектов), получивших поддержку);
- реализация преимущественного права на приобретение арендуемого муниципального имущества (52,5 % от общего количества субъектов, получивших поддержку);
- применение льготной ставки арендной платы (11,2 % от общего количества субъектов, получивших поддержку);
- грант (субсидия) на создание собственного бизнеса (1,3 % от общего количества субъектов, получивших поддержку).
Проверкой установлены нарушения требований законодательства к содержанию данного Реестра в части отсутствия наименования органа, предоставившего поддержку, срока оказания поддержки, даты принятия решения о предоставлении или прекращении оказания поддержки. В частности, в соответствии с Положением о ведении реестров субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки основанием для принятия решения о включении сведений о получателе поддержки в реестр является решение органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъектов РФ и органа местного самоуправления об оказании такой поддержки. При этом, в указанном реестре в качестве основания для включения в него указаны постановления Главы городского округа, администрации городского округа об утверждении условий приватизации, а также решения Совета директоров ОАО, выписки из протокола заседания Совета директоров организаций.
В проверяемом периоде Управлением осуществлялась деятельность по совершенствованию механизма налогообложения путём подготовки внесения изменений в решение Городской Думы от 18.11.2005 № 233-р «О едином налоге на вменённый доход для отдельных видов деятельности на территории Петропавловск-Камчатского городского округа» в части значений корректирующего коэффициента базовой доходности, учитывающего виды предпринимательской деятельности. По информации Управления путём уменьшения данного коэффициента планируется поддержать развитие предпринимательства в сфере бытовых услуг. Кроме того, коэффициент увеличен для субъектов, оказывающих услуги по перевозке пассажиров автобусами,  вместимостью до 14 посадочных мест и для объектов торговой сети, не имеющих залов обслуживания посетителей. Планируется стимулировать развитие цивилизованных форм торговли через объекты стационарной торговой сети. Предполагается также обеспечить увеличение налоговых поступлений.
Одной из задач, обозначенных Долгосрочной муниципальной целевой программой, является стимулирование развития малого и среднего предпринимательства в отдельных отраслях экономики с учётом социально-экономических приоритетов развития  территории городского округа. Одним из целевых показателей установлен удельный вес количества субъектов  малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в приоритетных отраслях экономики городского округа. В программе указаны приоритетные направления для привлечения в них субъектов малого предпринимательства: переработка рыбной продукции; оказание населению бытовых услуг; оказание услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства; строительство и ремонт объектов жилищного, производственного и социального значения; производство и переработка сельскохозяйственной продукции; обрабатывающие производства; развитие туризма и гостиничного бизнеса; инновационная деятельность; ремесленническая деятельность.
При этом в ходе проверки данные о деятельности Управления с учётом приоритетов развития не представлены.

4. Оценка эффективности и результативности мероприятий, направленных на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства
Согласно Федеральному закону «О развитии малого и среднего предпринимательства» одним из основных принципов государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в РФ является разграничение полномочий по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. В соответствии со статьёй 11 данного закона к полномочиям органов местного самоуправления в данной сфере относятся:
1) формирование и осуществление муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства;

2) анализ показателей развития малого и среднего предпринимательства и эффективности применения мер по его развитию, прогноз развития малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований;

3) формирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, обеспечение её деятельности;

4) содействие деятельности некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства;

5) образование координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства.
Проверкой установлено, что в проверяемом периоде в основной части данные полномочия не реализовывались. Так, в связи с недостатком средств местного бюджета на данные цели на уровне городского округа программно-целевой метод поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства фактически не реализуется. Единая система оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства не создана.
Необходимо отметить, что на официальном сайте администрации городского округа деятельность Управления освещена в ограниченном объёме.

В соответствии с Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства» поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства - это деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и функционирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, направленные на реализацию мероприятий, предусмотренных федеральными, региональными и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Функции Управления не в полной мере соответствуют целям деятельности и задачам данного органа администрации городского округа, установленным Положением об управлении 23.12.2009 года в соответствии с вышеуказанным Федеральным законом. Результаты проведённой проверки свидетельствуют о том, что текущая деятельность Управления направлена на достижение иных целей, при этом отсутствует система учёта видов и объёмов работ, выполняемых в ходе текущей деятельности Управления.
Сложившаяся ситуация обусловлена, прежде всего, тем, что помимо функций, связанных с реализацией целей создания Управления, на данный орган Администрации возложены функции из иных сфер деятельности. При этом количество реализуемых мероприятий при отсутствии учёта из результатов не позволяет отследить и предотвратить дублирование или несогласованность ожидаемых результатов и мероприятий в масштабах администрации и городского округа в целом, что усложняет оценку эффективности мероприятий в данной сфере.
Анализ плана работы администрации городского округа на 2010 год в части деятельности в сфере торговли и предпринимательства показал, что на Управление возложены функции по подготовке различных материалов (информации в Министерство сельского хозяйства и торговли Камчатского края; информации об исполнении Комплекса мер по содействию внутренней трудовой миграции в Камчатском крае; информации о проделанной работе в соответствии с Указом Президента РФ от 15.05.2008 № 797 «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности» и т.д.), а также реализация функций и задач, соответствующих Положению об управлении от 23.12.2009 года. При этом реализация мероприятий, направленных на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществлялась также иными органами Администрации. Так, реализация положений Указа Президента РФ от 15.05.2008 № 797 помимо Управления возложена на отдел арендных отношений Комитета по управлению имуществом, отдел земельных отношений Департамента градостроительства и земельных отношений городского округа.
На Управление возложены функции по участию в содействии занятости населения в рамках Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», в частности по трудоустройству лиц, осуждённых к исправительным работам, несовершеннолетних граждан в свободное от учёбы время, добровольных переселенцев, а также направление на стажировку выпускников образовательных учреждений.
При этом согласно статье 7.2 данного Закона органы местного самоуправления вправе участвовать в организации и финансировании проведения оплачиваемых общественных работ; временного трудоустройства несовершеннолетних, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан из числа выпускников образовательных учреждений, ищущих работу впервые; ярмарок вакансий и учебных рабочих мест. А также, могут оказывать содействие органам службы занятости в получении достоверной информации о занятости граждан.
Кроме того, согласно плану работы Администрации на 2010 год реализация положений краевой государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Камчатский край соотечественников, проживающих за рубежом, в части их трудоустройства возложена на муниципальные унитарные предприятия («Горизонт», «Мебус» и другие).
Также в функции Управления включено заключение договоров на установку и размещение рекламных конструкций на территории городского округа. При этом, одной из функций является подготовка документов для выдачи разрешений, а также дальнейший контроль за условиями эксплуатации рекламных конструкций в соответствии с заявленной технической характеристикой, аннулирование таких разрешений, выдачи предписаний о демонтаже самовольно установленных конструкций на территории городского округа в соответствии с Федеральным законом от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».
Постановлением Администрации от 30.12.2009 № 4109 определено, что уполномоченным органом по осуществлению муниципального контроля по размещению наружной рекламы на территории городского округа является Управление. Муниципальный контроль осуществляется в форме плановых проверок, проводимых в соответствии с планами, утверждаемыми приказами начальника Управления, а также внеплановых проверок. Ежегодный план проведения плановых проверок доводится до сведения заинтересованных лиц посредством его размещения на официальном сайте администрации городского округа. Кроме того, утвержденный (приказом начальника Управления) план проведения плановых проверок на очередной год направляется в прокуратуру г. Петропавловска-Камчатского.
Между тем, на момент проведения контрольного мероприятия данный план на сайте Администрации отсутствовал.
Кроме того, в ходе проверки не представлены документы, подтверждающие результаты деятельности Управления по реализации функций в части содействия в решении значимых вопросов для субъектов малого и среднего предпринимательства; взаимодействия с некоммерческими организациями, фондами поддержки, коммерческими банками, средствами массовой информации, органами администрации городского округа для реализации задач, возложенных на Управление; координации инвестиционных проектов, направленных на развитие предпринимательства; организации работы по выявлению насущных проблем предпринимателей; привлечения дополнительных (внебюджетных) источников финансирования развития предпринимательских структур городского округа в части предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства грантов (субсидий) на создание собственного бизнеса; по оказанию содействия субъектам предпринимательства городского округа по вопросам внешнеэкономической деятельности, развитию торговых, научных, производственных, информационных связей субъектов предпринимательства городского округа и организации их участия в выставках, в том числе международных.
Кроме того, Управление осуществляет мероприятия, которые, по сути, не являются деятельностью по поддержке и развитию субъектов малого и среднего предпринимательства:
- регистрацию трудовых договоров работодателей - физических лиц;
- сбор и анализ сведений о потребительских ценах на пищевые продукты, реализуемые в розничной торговой сети и на продовольственных рынках;
- ведение похозяйственных книг;
- рассмотрение документов, выдача разрешения на право организации розничных рынков на территории городского округа;
- мероприятия по первоочередному жизнеобеспечению населения города в период чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в период военного времени: подготовка договоров безвозмездного пользования в случае чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера.
Также, согласно Положению об управление от 23.12.2009 года Управление получает, обобщает и анализирует информацию, поступающую от субъектов малого и среднего предпринимательства в администрацию городского округа и органы администрации городского округа, касающуюся вопросов эффективности деятельности указанных органов. В предоставленных в ходе проверки материалах сведения о реализации данной функции Управления отсутствует.
Одной из функций Управления является проведение анализа развития малого и среднего предпринимательства в городском округе и эффективности применения мер его поддержки, подготовка предложений по приоритетным направлениям и формам его поддержки; проведение оценки социально-экономической эффективности муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства городского округа, обеспечивающих условия для создания субъектов малого и среднего предпринимательства и оказания им поддержки.
По запросу работников Контрольно-счетной палаты о предоставлении соответствующих аналитических материалов в ходе проверки представлены материалы, оформленные по результатам деятельности Управления в части рассмотрения динамики статистических данных о количестве субъектов малого и среднего предпринимательства городского округа, данных по численности работников, о структуре, оборотах предпринимательского сектора городского округа, о количестве мероприятий, проведённых различными организациями городского округа, в частности, государственным учреждением Центр занятости населения города Петропавловска-Камчатского, об объёмах расходов бюджетных средств в данной сфере. Представлены количественные показатели по реализованным мероприятиям (данные по размещению муниципального заказа у субъектов малого и среднего предпринимательства,  объём предоставленных налоговых льгот, данные по поступлению налога на вменённых доход и т.п.).
По мнению Контрольно-счетной палаты, данные аналитические материалы отражают результаты разноплановой деятельности многочисленных организаций различного уровня, действующих в данной сфере, но не оценивают эффективность принятия конкретных мер.
Как показала проведённая проверка, в связи с отсутствием финансирования в сфере развития предпринимательства целевые программы в городском округе не реализовывались в основной части мероприятий. При этом согласно данным Министерства инвестиций и развития предпринимательства Камчатского края на территории Камчатского края осуществляют деятельность 24 общественных объединения предпринимателей Камчатки , большинство из которых имеют непосредственное отношение к городскому округу. На территории городского округа масштабную деятельность, в том числе сопровождающуюся значительными расходами бюджетных средств, осуществляют Краевое государственное учреждение Центр занятости населения города Петропавловска-Камчатского, Министерство инвестиций и развития предпринимательства Камчатского края. Так, по программе «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Камчатском крае на 2009 год» (главный распорядитель - Министерство инвестиций и развития предпринимательства Камчатского края) исполнение составило 38634,6 тыс. рублей, по аналогичной программе на 2010 - 2012 годы план 2010 года - 28094,0 тыс. рублей. Кроме того, по программе «Дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряжённости на рынке труда Камчатского края в 2009 году» (Агентство занятости населения Камчатского края) исполнение составило 46968,3 тыс. рублей, по аналогичной программе на 2010 год план - 95,5 млн. рублей. По информации КГУ Центр занятости населения г. Петропавловска-Камчатского в сфере содействия развитию малого и среднего предпринимательства безработных граждан, в частности, в 2009 году оказана финансовая помощь 130 гражданам (в том числе, в рамках договоров об оказании содействия самозанятости - 66) (указаны только данные об объёмах денежных средств, затраченных на данные цели); в первом полугодии 2010 года - в рамках договоров об оказании содействия самозанятости оказана финансовая помощь 51 гражданину, открыли собственное дело 47 граждан; оказана финансовая помощь 47 безработным гражданам.
В ходе подготовки отчёта в адрес председателя правления НП «Ассоциация предприятий и предпринимателей Камчатки», руководителя КРО ООО «ОПОРА РОССИИ», председателя НО «Камчатская Региональная Рекламная Ассоциация» направлены письма с просьбой представить мнение о деятельности администрации городского округа и, в частности, Управления по взаимодействию с субъектами малого и среднего предпринимательства городского округа по реализации мероприятий, направленных на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства.
НП «Ассоциация предприятий и предпринимателей Камчатки» представила в адрес Контрольно-счетной палаты информацию общего характера, не содержащую фактов, подтверждающих результативность и эффективность деятельности администрации городского округа и, в частности, Управления по взаимодействию с субъектами малого и среднего предпринимательства городского округа по реализации мероприятий, направленных на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства. Согласно письму между Управлением и НП «Ассоциация предприятий и предпринимателей Камчатки» налажен процесс взаимодействия, информационный обмен. При этом отмечено, что периодически имеют место нарекания предпринимателей по работе Управления. Выражается уверенность, что данный орган администрации городского округа необходим, что его работа достаточно результативна.  
В информации, предоставленной НО «Камчатская Региональная Рекламная Ассоциация», содержатся сведения, обосновывающие негативное отношение данной организации к выполнению обязанностей, возложенных на Управление. В частности, деятельность, осуществляемая Управлением в рамках заключения и расторжения договоров на установку рекламных конструкций, реализуется в направлении прямо противоположном целям и задачам, для достижения которых создан данный орган администрации городского округа.    
Так, одной из основных задач Управления является осуществление мероприятий, направленных на реализацию субъектами малого и среднего предпринимательства прав в сфере наружной рекламы. Вместе с тем, в течение длительного времени Управление не в состоянии оказать содействие в разрешении конфликтной ситуации в отношении отдельных предпринимателей. Данная ситуация обусловлена тем, что  с декабря 2008 года продолжаются начисления по договорам на установку рекламных конструкций, реализация которых по объективным причинам невозможна. При этом предприниматели неоднократно обращались в Управление с просьбами об аннулировании данных договоров.
Таким образом, по результатам контрольного мероприятия необходимо констатировать, что в проверяемом периоде в городском округе комплексная систематическая деятельность, направленная на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, не осуществлялась. Одной из основных причин является отсутствие денежных средств на данные цели в бюджете городского округа в необходимом объёме. Кроме того, орган Администрации, созданный в целях поддержки и развития субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляет разноплановую деятельность, которая, по сути, не является поддержкой субъектов малого и среднего предпринимательства. Современная ситуация в сфере поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства обусловлена не только объективными причинами, но и управляемыми для администрации городского округа факторами. Основная причина - фактическое отсутствие ответственности руководящих работников, конкретных исполнителей за качество реализуемых мероприятий по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства, организацию их выполнения и итоги их реализации.
Необходимо отметить, что в соответствии с бюджетным законодательством, нормативными правовыми актами местного уровня , текущая деятельность органов местного самоуправления, органов администрации городского округа должна планироваться и осуществляться в формате выполнения муниципального задания. При этом в отношении органа Администрации, созданного в целях организации деятельности по решению вопросов местного значения в сфере развития малого и среднего предпринимательства на территории городского округа, необходимо констатировать несоразмерность целей и ожидаемых результатов, неконкретность мероприятий в данной сфере.
На территории городского округа в сфере развития малого и среднего предпринимательства действуют организации, реализуются целевые программы различного уровня. При этом, основные мероприятия в данной сфере, связанные со значительными расходами денежных средств, реализуются на федеральном и региональном уровне. При отсутствии распределения полномочий в данной сфере размывается ответственность органов власти различного уровня за создание необходимых условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства на территории городского округа.

Выводы:

1. В городском округе с 01.07.2009 в качестве несамостоятельного органа администрации городского округа, учреждённого в целях реализации городской политики в сфере развития и защиты субъектов предпринимательства, создания и развития инфраструктуры малого и среднего предпринимательства, осуществляло деятельность Управление по взаимодействию с субъектами малого и среднего предпринимательства. С 01.05.2010 Управление функционирует в качестве самостоятельного органа администрации городского округа, созданного с целью организации деятельности по решению вопросов местного значения в сфере развития малого и среднего и предпринимательства на территории городского округа. Целью деятельности Управления является формирование и осуществление муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства с учётом национальных и других особенностей на территории городского округа.
2. В период с 01.07.2009 по 31.12.2010 расходы местного бюджета на содержание Управления по взаимодействию с субъектами малого и среднего предпринимательства составили 15995,5 тыс. рублей, в том числе на оплату труда - 15428,0 тыс. рублей.
В ходе выборочной проверки порядка начисления заработной платы работникам Управления нарушения в проверяемом периоде не установлены. При проведении проверки правомерности включения периодов работы (службы) в стаж работы, дающий право на получение ежемесячной надбавки за выслугу лет, дополнительный оплачиваемый отпуск за выслугу лет, нарушения не установлены. Проверкой соблюдения квалификационных требований к образованию, стажу и опыту работы по специальности муниципальных служащих Управления нарушения не установлены.
В проверяемом периоде расходы местного бюджета на компенсацию расходов, связанных со служебными командировками работников Управления, составили 144,8 тыс. рублей (1 служебная командировка).
Вместе с тем, определить целесообразность направления за счёт средств местного бюджета работника в данную командировку не представлялось возможным. В соответствии со служебным заданием данная командировка связана с участием руководителя Управления в 23-ем Токийском Бизнес-Саммите, на котором были организованы встречи с торговыми представителями РФ в Японии и представителями мэрии г. Ниигата. В ходе проверки какие-либо документы, свидетельствующие о результатах командировки (выполнении служебного поручения) не представлены.
3. На момент проведения проверки постановлением Администрации от 11.03.2010 № 668 утверждена Долгосрочная муниципальная целевая программа «Поддержка и развитие субъектов малого и среднего предпринимательства на территории Петропавловск-Камчатского городского округа на период 2010-2012 годы», реализация мероприятий которой в 2010 году была приостановлена. При этом решение Городской Думы от 22.10.2008 № 317-р «Об утверждении Долгосрочной муниципальной целевой программы развития поддержки малого и среднего предпринимательства в городском округе на 2009 - 2020 годы» не отменено, действие программы приостановлено без указания срока.
В проверяемом периоде после приостановления действия указанных программ в Администрацию поступали обращения Министерства инвестиций и развития предпринимательства Камчатского края с предложениями о софинансировании за счёт средств краевого бюджета мероприятий муниципальных программ. В результате реализованы отдельные мероприятия, направленные на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства. Бюджетные средства на данные цели израсходованы в 2009 году в объёме 332,6 тыс. рублей (в том числе средства краевого бюджета - 82,6 тыс. рублей), в 2010 году - 500,0 тыс. рублей (краевой бюджет - 400,0 тыс. рублей).
4. В ходе проверки установлены факты ненадлежащего исполнения бюджетного процесса, выразившиеся в доведении лимитов бюджетных обязательств, не соответствующих решению о бюджете городского округа. Так, в 2009 году до принятия  26.08.2009 года решения о внесении соответствующих изменений в решение о бюджете городского округа на основании письма Аппарата администрации в адрес Администрации безосновательно 05.03.2009 доведены лимиты бюджетных обязательств в объёме 1325,0 тыс. рублей на реализацию мероприятий по поддержке малого и среднего предпринимательства. Аналогично, в 2010 году лимиты бюджетных обязательств в объёме 100,0 тыс. рублей на реализацию Долгосрочной муниципальной целевой программы доведены 19.11.2010 года в адрес Управления до принятия 23.12.2010 года решения о внесении соответствующих изменений в решение о бюджете городского округа.
Приказом руководителя Аппарата Администрации от 10.11.2010 № 82-од в муниципальное задание МАУ «Ресурсный центр» на 2010 год включена муниципальная услуга по организации консультационного центра для малого и среднего предпринимательства стоимостью 500,0 тыс. рублей.

5. В соответствии с условиями предоставления субсидии из федерального бюджета в Долгосрочную муниципальную целевую программу «Поддержка и развитие субъектов малого и среднего предпринимательства на территории Петропавловск-Камчатского городского округа на период 2010 – 2012 годы» внесены изменения, в части включения в неё мероприятия по созданию консультационного (дистанционного) пункта, для оказания информационно-консультационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Между Администрацией городского округа и Министерством инвестиций и развития предпринимательства Камчатского края в октябре 2010 года заключено Соглашение о предоставлении субсидии из краевого бюджета в размере 400,0 тыс. рублей. Софинансирование из средств местного бюджета составило 100,0 тыс. рублей.
В соответствии с вышеизложенным Долгосрочная муниципальная целевая программа в части перечня исполнителей дополнена муниципальным автономным учреждением «Ресурсный центр».
Необходимо отметить, что МАУ «Ресурсный центр» является подведомственным учреждением Аппарата администрации городского округа. Таким образом, в нарушение БК РФ, а именно принципа подведомственности расходов бюджета, Управлением по взаимодействию с субъектами малого и среднего предпринимательства перечислены денежные средства МАУ «Ресурсный центр» в размере 500,0 тыс. рублей.
6. В августе 2009 года совместно с МУП «Спартак» во исполнение распоряжения Администрации городского округа от 05.08.2009 № 322-р и от 26.08.2009 № 364-р Управлением по взаимодействию с субъектами малого и среднего предпринимательства организованы и проведены две сельскохозяйственные ярмарки «Выходного дня». Общий объём расходов средств бюджета городского округа на проведение ярмарок составил 82,6 тыс. рублей.
В ходе проверки выявлены факты некорректного составления отдельных договоров на оказание указанных выше услуг. В частности договоры между Администрацией и ООО «Реклама ПАРК» на предмет оказания услуг по изготовлению и монтажу рекламного баннера заключены позже даты, указанной в данных договорах в качестве срока оказания данных услуг (дата заключения договора – 06.08.2009 года, срок оказания услуг – 05.08.2009 года).
7. В соответствии с Положением о порядке предоставления грантов в целях увеличения количества субъектов малого и среднего предпринимательства на территории  городского округа, снижения напряжённости на рынке труда на условиях долевого финансирования целевых расходов, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, по результатам проведённого конкурса между Администрацией (грантодатель) и победителем конкурса (грантополучатель) заключено Соглашение о предоставлении гранта. Целью использования гранта являлась организация цеха по переработке отходов лесопиления в экологически чистое твёрдое топливо с высокой энергетической ценностью в виде брикетов с использованием брикетирующего оборудования.
Проведённой проверкой установлены отдельные нарушения порядка формирования комиссии, производившей оценку представленных на конкурс документов, нарушения в части оформления бизнес-плана, признанного лучшим по итогам конкурса, а также Соглашения, заключённого с победителем. В настоящее время цех не работает, реализация бизнес-плана не дала положительного результата. Таким образом, конечная цель выделения гранта не достигнута.
Контрольным мероприятием установлено, что грантодатель не реализовал права и обязанности, установленные Соглашением в части контроля за целевым использованием гранта, надлежащим выполнением грантополучателем календарного плана работ, проведения экспертной оценки реализации бизнес-проекта. Управление не оказало возможную поддержку для обеспечения успешной деятельности вновь созданного субъекта малого предпринимательства. Таким образом, неэффективное использование бюджетных средств составило – 250,0 тыс. рублей.
8. В ходе проверки выявлено неэффективное использование денежных средств местного бюджета в размере 4,0 тыс. рублей, обусловленное тем, что в сентябре 2010 года Управлением уплачена государственная пошлина в связи с необходимостью обращения в Арбитражный суд Камчатского края с исковым заявлением о принудительном осуществлении демонтажа рекламной конструкции к ООО «Вариант», однако, по состоянию на 31.01.2011 года исковое заявление в Арбитражный суд Камчатского края не направлялось.
Кроме того, в ходе проверки установлено, что на момент направления предписания о демонтаже рекламной конструкции в адрес ООО «Вариант» административный регламент проведения проверок при осуществлении муниципального контроля по размещению наружной рекламы на территории городского округа утверждён не был.
9. По информации, представленной Управлением, в проверяемом периоде предпринимателям оказывалась консультационная поддержка. В журнале учёта приёма граждан в октябре – декабре 2009 года зарегистрировано 7 консультаций граждан, в течение 2010 года -85 соотвественно.
Согласно статье 20 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» оказание консультационной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства органами государственной власти и органами местного самоуправления может осуществляться в виде: создания организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и оказывающих консультационные услуги данным субъектам, и обеспечения деятельности таких организаций; а также компенсации затрат, произведённых и документально подтверждённых субъектами малого и среднего предпринимательства, на оплату консультационных услуг.
По мнению Контрольно-счетной палаты деятельность, осуществляемая Управлением, не соответствует Федеральному закону «О развитии малого и среднего предпринимательства» и не может считаться поддержкой субъектов малого и среднего предпринимательства. Данная деятельность осуществляется в рамках Федерального закона от 21.04.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», согласно которому личный приём граждан в органах местного самоуправления проводится их руководителями, уполномоченными на то лицами.
10. На Управление возложена функция ведения Реестра субъектов малого и среднего предпринимательства – получателей поддержки. Ведение данного Реестра органами местного самоуправления, оказывающими поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства, предусмотрено Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства».
Проверкой установлены нарушения требований законодательства к содержанию данного Реестра в части отсутствия наименования органа, предоставившего поддержку, срока оказания поддержки, даты принятия решения о предоставлении или прекращении оказания поддержки. В частности, в соответствии с Положением о ведении реестров субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки основанием для принятия решения о включении сведений о получателе поддержки в реестр является решение органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъектов РФ и органа местного самоуправления об оказании такой поддержки. При этом, в данном реестре в качестве основания для включения в него указаны постановления Главы городского округа, администрации городского округа об утверждении условий приватизации, а также решения Совета директоров ОАО, выписки из протокола заседания Совета директоров организаций.
11. В проверяемом периоде Управлением осуществлялась деятельность по совершенствованию механизма налогообложения путём подготовки внесения изменений в решение Городской Думы о едином налоге на вменённый доход для отдельных видов деятельности на территории городского округа в части значений корректирующего коэффициента, учитывающего виды предпринимательской деятельности.
12. Результаты контрольного мероприятия показали, что в проверяемом периоде полномочия администрации городского округа, установленные Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства», в основной части не реализовывались. В связи с недостатком средств местного бюджета на данные цели программно-целевой метод поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства не реализовывался. Единая система оказания действенной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства не создана.
13. Функции Управления - органа администрации городского округа, учреждённого с целью организации деятельности по решению вопросов местного значения в сфере развития малого и среднего и предпринимательства, не в полной мере соответствуют целям деятельности и задачам, установленным Положением об управлении от 23.12.2009 года в соответствии с Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства». Текущая деятельность Управления направлена на достижение иных целей, при этом отсутствует система учёта видов и объёмов работ, выполняемых в ходе текущей деятельности Управления.
Сложившаяся ситуация обусловлена, прежде всего, тем что помимо функций, связанных с реализацией целей создания Управления, на данный орган Администрации возложены функции из иных сфер деятельности. При этом количество реализуемых мероприятий при отсутствии учёта их результатов не позволяет отследить и предотвратить дублирование или несогласованность ожидаемых результатов и мероприятий в масштабах администрации и городского округа в целом, что усложняет оценку эффективности мероприятий в данной сфере.
Необходимо отметить, что на официальном сайте администрации городского округа деятельность Управления освещена в ограниченном объёме.
14. Анализ плана работы администрации городского округа на 2010 год показал, что в проверяемом периоде реализация мероприятий, направленных на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществлялась также иными органами Администрации.
15. На Управление возложены функции по участию в содействии занятости населения. При этом, выполнение данной функции не предусматривает достижение Управлением конкретных результатов, так как предполагает исключительно участие в решении вопросов, связанных с занятостью населения.
16. Функцией Управления является деятельность в сфере размещения и последующего контроля эксплуатации рекламных конструкций на территории городского округа. Муниципальный контроль осуществляет в форме плановых проверок, проводимых в соответствии с планами, утверждаемыми приказами начальника Управления, а также внеплановых проверок. Ежемесячный план проведения проверок доводится до сведения заинтересованных лиц посредством его размещения на официальном сайте администрации городского округа.
Между тем, на момент проведения контрольного мероприятия данный план на сайте Администрации отсутствовал.
17. В ходе контрольного мероприятия не представлены материалы по результатам анализа информации, поступающей от субъектов малого и среднего предпринимательства в администрацию и органы администрации городского округа, касающуюся вопросов эффективности деятельности данных органов, а также анализа эффективности применения мер поддержки малого и среднего предпринимательства в городском округе.
По запросу работников Контрольно-счетной палаты о предоставлении соответствующих аналитических материалов в ходе проверки представлены материалы, отражающие результаты разноплановой деятельности многочисленных организаций различного уровня, действующих в данной сфере. Оценка эффективности принятия конкретных мер отсутствует.
18. В ходе подготовки отчёта в адрес общественных объединений предпринимателей направлены письма с просьбой, представить мнение о деятельности администрации городского округа по реализации мероприятий, направленных на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства.
НП «Ассоциация предприятий и предпринимателей Камчатки» представила информацию общего характера, не позволяющую оценить результативность и эффективность деятельности администрации городского округа в данной сфере.
В информации, предоставленной НО «Камчатская Региональная Рекламная Ассоциация», содержатся сведения, обосновывающие негативное отношение данной организации к выполнению обязанностей, возложенных на Управление. В частности, деятельность, осуществляемая Управлением в рамках заключения и расторжения договоров на установку рекламных конструкций, реализуется в направлении прямо противоположном целям и задачам, для достижения которых создан данный орган администрации городского округа.   
19. По результатам контрольного мероприятия необходимо констатировать, что в проверяемом периоде в городском округе комплексная систематическая деятельность, направленная на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, не осуществлялась. Одной из основных причин является отсутствие денежных средств на данные цели в бюджете городского округа в необходимом объёме. Кроме того, орган Администрации, созданный в целях поддержки и развития субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляет разноплановую деятельность, которая, по сути, не является поддержкой субъектов предпринимательства. Современная ситуация в сфере поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства обусловлена не только объективными причинами, но и отсутствием ответственности руководящих работников, конкретных исполнителей за качество реализуемых мероприятий по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства, организацию их выполнения и итоги их реализации.
20. В отношении Управления по взаимодействию с субъектами малого и среднего предпринимательства, созданного в целях организации деятельности по решению вопросов местного значения в сфере развития малого и среднего предпринимательства на территории городского округа, необходимо констатировать несоизмеримость целей и ожидаемых результатов, неконкретность мероприятий в данной сфере.
21. На территории городского округа в сфере развития малого и среднего предпринимательства действуют организации, реализуются целевые программы различного уровня. При этом, основные мероприятия, связанные со значительными расходами денежных средств, реализуются на федеральном и региональном уровне. При отсутствии распределения полномочий в данной сфере размывается ответственность органов власти различного уровня за создание необходимых условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства на территории городского округа.

Предложения:

1. Направить отчёт о результатах тематической проверки по вопросу эффективности и результативности мероприятий, направленных на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, включая проверку использования бюджетных средств, выделенных на указанные цели, для сведения в адрес Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа и информационное письмо с предложением об отмене решения Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа от 22.10.2008 № 317 «Об утверждении Долгосрочной муниципальной целевой программы развития поддержки малого и среднего предпринимательства в городском округе на 2009 – 2010 годы» (на сегодняшний день действие данной программы приостановлено на неопределённый срок).
2. Направить отчёт о результатах тематической проверки по вопросу эффективности и результативности мероприятий, направленных на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, включая проверку использования бюджетных средств, выделенных на указанные цели, для сведения в адрес Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа.
3. Направить отчёт о результатах тематической проверки по вопросу эффективности и результативности мероприятий, направленных на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, включая проверку использования бюджетных средств, выделенных на указанные цели, для сведения в адрес Управления по взаимодействию с субъектами малого и среднего предпринимательства и информационное письмо с предложениями:
- обеспечить возмещение в бюджет городского округа денежных средств в размере 4,0 тыс. рублей, перечисленных безрезультатно в целях уплаты государственной пошлины, что является неэффективным использованием средств местного бюджета. В дальнейшем не допускать неэффективное использование средств местного бюджета;
- привести в соответствие с требованиями Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» Реестр субъектов малого и среднего предпринимательства;
- осуществлять исполнение бюджетного процесса в строгом соответствии с требованиями бюджетного законодательства РФ;
- обеспечить полноценное информирование пользователей официального сайта администрации городского округа о деятельности Управления по взаимодействию с субъектами малого и среднего предпринимательства;
- обеспечить размещение на официальном сайте администрации городского округа ежегодного плана проведения плановых проверок при осуществлении муниципального контроля по размещению наружной рекламы на территории городского округа.

 

 

 

И.о. аудитора
Контрольно-счетной палаты
Петропавловск-Камчатского
городского округа   
О.В. Захарова