КСП ПКГО в ОдноклассникахКСП ПКГО ВКонтакте

Скачать Отчёт
otchMPC.doc (244 Кб)

 

г. Петропавловск-Камчатский  «11» июля 2011 года

Основание для проведения проверки: поручение Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа от 23.12.2010 № 978-р, пункт 4.1 Плана работы Контрольно-счетной палаты Петропавловск-Камчатского городского округа   на 2011 год.
Цель проверки: проверка соблюдения требований законодательства при реализации муниципальной долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильём молодых семей в Петропавловск-Камчатском городском округе на 2009-2010 годы» , оценка эффективности использования средств бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа , выделенных на реализацию Целевой программы.
Предмет проверки: документы, подтверждающие фактическое поступление и расходование средств бюджета городского округа (платёжные и иные первичные документы, бухгалтерская отчётность), нормативные правовые акты, учётные дела молодых семей, распорядительные и иные документы, подтверждающие выполнение мероприятий по реализации Целевой программы.
Объекты проверки: Комитет по управлению имуществом Петропавловск-Камчатского городского округа , Департамент социального развития Петропавловск-Камчатского городского округа .
Проверяемый период деятельности: 2008-2010 годы.
Срок проведения проверки: с 24 января 2011 года по 24 марта 2011 года.
По результатам проверки:
1. Комитета по управлению имуществом составлен Акт от 05.04.2011 №01-14/02-04 (подписан с пояснениями);
2. Департамента соцразвития составлен Акт от 13.04.2011 № 01-14/03-04 (подписан с разногласиями). На представленные Департаментом соцразвития разногласия КСП направлено соответствующее заключение, отдельные разногласия приняты и учтены при подготовке настоящего Отчёта.
Настоящий проект Отчёта подготовлен главным специалистом КСП Скарлато Ю.О.
В период формирования настоящего Отчёта в адрес Администрации городского округа и Департамента соцразвития направлены информационные письма с предложениями по устранению нарушений, выявленных в ходе проверки со сроками предоставления информации до 07.07.2011 года.  
Информация о принятых мерах по устранению нарушений представлена и учтена при составлении настоящего Отчёта.
Также информационное письмо по результатам проведенной проверки направлено в адрес Главы Петропавловск-Камчатского городского округа.

Результаты проверки:
В соответствии со Стратегией государственной молодёжной политики в РФ содействие в обеспечении жильём молодых семей является одним из приоритетных направлений государственной молодёжной политики.     
В целях комплексного решения проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы, обеспечивающему доступность жилья для граждан, безопасные и комфортные условия проживания в нём, утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2002-2010 годы . Согласно паспорту ФЦП «Жилище» реализация программных мероприятий осуществлялась путём утверждения соответствующих подпрограмм в 2 этапа: 1 этап 2002-2005 годы; 2 этап – 2006-2010 годы.
На втором этапе федеральной целевой программы постановлением Правительства РФ утверждены дополнительные меры по реализации ФЦП «Жилище», в частности, в качестве основного инструмента реализации второго этапа ФЦП «Жилище» определён приоритетный национальный проект «Доступное и комфортное жильё – гражданам России». Мероприятия ФЦП «Жилище», связанные с предоставлением субсидий молодым семьям, признанным нуждающимися в жилых помещениях, на приобретение жилья, в том числе на погашение первоначального взноса при получении ипотечного кредита или займа для приобретения жилья или строительства индивидуального жилого дома осуществлялись в рамках подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей».      
На уровне Камчатского края в рамках реализации национального проекта «Доступное и комфортное жильё – гражданам России» принята долгосрочная областная целевая программа «Жилище в Камчатской области» на 2007-2010 годы . В перечень подпрограмм, входящих в состав ДОЦП «Жилище в Камчатской области», включена, в том числе подпрограмма «Обеспечение жильём молодых семей в Камчатской области» на 2007-2010 годы. В соответствии с паспортом ДОЦП «Жилище в Камчатской области на 2007-2010 годы» средства бюджета городского округа на софинансирование мероприятий по подпрограмме «Обеспечение жильём молодых семей в Камчатской области» не предусматривались.
В 2008 году на уровне городского округа утверждена долгосрочная муниципальная целевая программа «Обеспечение жильём или улучшение жилищных условий молодых семей в Петропавловск-Камчатском городском округе на 2008-2010 годы» . Целью ДМЦП «Обеспечение жильём молодых семей на 2008-2010 годы» является поддержка в решении жилищной проблемы молодых семей, возраст супругов в которых не превышает 35 лет, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Для достижения поставленной цели программой определено решение следующих задач: предоставление (продажа) молодым семьям квартир в многоквартирных домах на вторичном рынке жилья; создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, кредитных средств банков и других организаций, предоставляющих ипотечные жилищные кредиты и займы для приобретения жилья и его ремонта.
Одной из отличительных черт ДМЦП «Обеспечение жильём молодых семей на 2008-2010 годы» является предоставление молодым семьям субсидий (социальных выплат) на приобретение жилья или оплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома. В качестве механизма доведения социальной выплаты до молодой семьи используется свидетельство на приобретение жилья.
Итогом реализации рассматриваемой программы должно стать достижение следующих количественных показателей: количество молодых семей, улучшивших жилищные условия с помощью субсидий, в том числе за счёт средств бюджета городского округа должно достигнуть 120 семей, из них по годам: 2008 год – 35 семей, 2009 год – 40 семей, 2010 год – 45 семей.
Финансирование мероприятий ДМЦП «Обеспечение жильём молодых семей на 2008-2010 годы» предусмотрено за счёт средств федерального бюджета, средств бюджета Камчатского края, средств бюджета городского округа, внебюджетных источников (собственные и заёмные средства молодых семей).
Предоставление молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья или оплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита в рамках ДМЦП «Обеспечение жильём молодых семей на 2008-2010 годы» предусматривает потребность в бюджетных ассигнованиях.
При этом необходимо отметить, что отдельные мероприятия Целевой программы не предусматривают финансового обеспечения их выполнения. Например, к одному из таких мероприятий можно отнести организацию информационной и разъяснительной работы среди горожан о целях и задачах программы.
Исполнителями ДМЦП «Обеспечение жильём молодых семей на 2008-2010 годы» определены Департамент соцразвития, Комитет по управлению имуществом и Управление социальной поддержки населения Петропавловск-Камчатского городского округа . В связи с проводимой ликвидацией Управления соцподдержки населения, соответствующие документы, подтверждающие обоснованность включения молодых семей в Программу, были переданы в Департамент соцразвития.
В соответствии с решением о бюджете городского округа на 2009 год действие целевых программ было приостановлено до 01 апреля 2009 года с целью проведения ревизии муниципальных целевых программ с учётом их эффективности . В свою очередь, в нарушение требований части 3 статьи 179 Бюджетного кодекса РФ и решения о бюджете городского округа на 2009 год сведения о проведении ревизии ДМЦП «Обеспечение жильём молодых семей на 2008-2010 годы», а также результаты данной ревизии в ходе проведения контрольного мероприятия представлены не были. При этом с 04 сентября 2009 года данная Программа признана утратившей силу, согласно решению Городской Думы от 26.08.2009 № 550-р.
Также необходимо отметить, что в июне 2009 года постановлением Главы городского округа от 04.06.2009 № 1587 утверждена МДЦП «Обеспечение жильём молодых семей на 2009-2010 годы». Согласно данному постановлению Целевая программа распространяется на правоотношения, возникшие с 01 января 2009 года.
Таким образом, с учётом вышеизложенного, в период с января по август 2009 года включительно на территории городского округа одновременно действовали две аналогичные программы: ДМЦП «Обеспечение жильём молодых семей на 2008-2010 годы» и МДЦП «Обеспечение жильём молодых семей на 2009-2010 годы».
При этом в Целевой программе на 2009-2010 годы увеличена потребность в бюджетных ассигнованиях на реализацию программных мероприятий: в 2009 году на 1080,0 тыс. рублей, в 2010 году – на 2128,7 тыс. рублей.
Кроме того, МДЦП «Обеспечение жильём молодых семей на 2009-2010 годы» была утверждена с нарушением требований бюджетного законодательства РФ. Так, согласно части 2 статьи 179 Бюджетного кодекса РФ долгосрочные целевые программы, предлагаемые к финансированию начиная с очередного финансового года, подлежат утверждению местной администрацией муниципального образования не позднее одного месяца до дня внесения проекта решения о соответствующем бюджете в представительный орган.
Следует отметить, что в августе 2009 года при подготовке экспертного заключения на проект решения Городской Думы «О признании утратившими силу некоторых правовых актов Городской Думы» КСП было обращено внимание на отсутствие оснований для прекращения действующих на 2009 год муниципальных целевых программ (в том числе ДМЦП «Обеспечение жильём молодых семей на 2008-2010 годы»), а также на возможность вступления в действие целевых программ, принятых Главой городского округа, только с 01 января 2010 года, в том числе в отношении МДЦП «Обеспечение жильём молодых семей на 2009-2010 годы».
Цели и задачи в Целевой программе, принятой Главой городского округа, идентичны ДМЦП «Обеспечение жильём молодых семей на 2008-2010 годы». Также не изменены количественные показатели Целевой программы, планируемые к достижению в 2009-2010 годах: количество молодых семей, улучшивших жилищные условия при оказании содействия за счёт средств федерального, краевого и местного бюджетов в 2009 году – 40 семей, в 2010 году – 45 семей. Источниками финансирования Целевой программы также определены федеральный бюджет, бюджет Камчатского края, бюджет городского округа и внебюджетные источники. В соответствии с паспортом исполнителями Программы являются Департамент соцразвития и Комитет по управлению имуществом.
Вместе с тем, в Целевой программе на 2009-2010 годы, принятой Главой городского округа, в сравнении с ДМЦП «Обеспечение жильём молодых семей на 2008-2010 годы» внесены изменения в основные целевые индикаторы, на основании которых проводится оценка объёма и реализации мер по обеспечению жильём молодых семей.
Так, Целевой программой дополнительно определён индикатор – общее количество молодых семей, включённых в программу, претендентов на получение социальных выплат в текущем году. При этом исключён из Программы индикатор, определяющий долю оплаченных свидетельств от общего количества свидетельств, выданных молодым семьям.
Анализ нормативно-правового обеспечения реализации Целевой программы показал, что порядок и условия включения молодых семей – участников в Программу определён Постановлением Правительства РФ от 13.05.2006 № 285. На уровне Камчатского края разработан порядок, регулирующий процедуру и условия признания молодой семьи имеющей достаточные доходы либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой субсидии, для включения молодой семьи в Целевую программу, утверждённый Постановлением Правительства Камчатского края от 04.12.2008 № 401-П.
Согласно паспорту Целевой программы механизм реализации программных мероприятий определён в соответствии с положениями вышеуказанных нормативно-правовых актов.
Дополнительно на официальном сайте администрации городского округа в порядке информации размещены условия и «пошаговый» порядок включения молодых семей в Целевую программу. Также с целью организации работы по реализации ДМЦП «Обеспечение жильём молодых семей на 2008-2010 годы» и МДЦП «Обеспечение жильём молодых семей на 2009-2010 годы» изданы соответственно постановление Главы городского округа от 15.02.2008 № 265 и постановление администрации городского округа от 27.11.2009 № 3613. При этом следует отметить, что в 2008 году постановление Главы городского округа об организации работы в рамках ДМЦП «Обеспечение жильём молодых семей на 2008-2010 годы» было издано за один месяц до утверждения соответствующей программы.
В ходе проведения проверки установлено, что фактически механизм реализации Целевой программы осуществлялся с нарушением требований действующих нормативно-правовых актов.
Так, между Агентством по молодёжной политике Камчатского края и Департаментом соцразвития были заключены соглашения на 2008, 2009, 2010 годы, определяющие порядок взаимодействия по реализации ДМЦП «Обеспечение жильём молодых семей на 2008-2010 годы» и Целевой программы на 2009-2010 годы (далее – Соглашения о взаимодействии). Пунктом 2.2 заключённых Соглашений о взаимодействии 01.09.2008 № 1, от 15.09.2009 № 1, от 20.08.2010 № 1 установлено, что Агентство по молодёжной политике Камчатского края осуществляет выдачу свидетельств молодым семьям, а также предоставляет их копии в администрацию городского округа для перечисления средств местного бюджета в порядке обеспечения софинансирования на блокированные целевые счета молодых семей. В соответствии с условиями заключённых Соглашений о взаимодействии Агентство по молодёжной политике Камчатского края обязуется направлять долю средств из федерального и краевого бюджетов на блокированные целевые счета молодых семей – участниц Программы в размере, указанном в свидетельствах.
Вместе с тем, вышеуказанные условия Соглашений о взаимодействии противоречат требованиям пунктов 3, 31, 33, 36 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат № 285.
Так, Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат №285 предусмотрено перечисление средств из федерального бюджета, запланированных на софинансирование мероприятий Целевой программы, на основании соглашений, заключённых с органами исполнительной власти субъекта РФ, при условии, что в бюджете субъекта и (или) местных бюджетах предусмотрены ассигнования на софинансирование программных мероприятий. В свою очередь, из бюджета субъекта РФ на основании соглашения осуществляется перечисление средств, выделенных на софинансирование программных мероприятий, в местный бюджет. Соответственно, выдача свидетельств, подтверждающих право молодых семей на получение социальной выплаты, осуществляется органом местного самоуправления, на основании решения которого молодая семья была включена в список участников Программы. Орган исполнительной власти осуществляет только изготовление бланков свидетельств.
Более того, к проверке также представлено соглашение, заключённое между Министерством регионального развития РФ и Правительством Камчатского края от 23.07.2009 № 323/07 о взаимодействии в реализации подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей», действующей в рамках ФЦП «Жилище». В соответствии с пунктом 2.2 данного соглашения определена обязанность Камчатского края перечислять средства, выделенные на софинансирование мероприятий подпрограммы, в местные бюджеты из бюджета субъекта РФ, включая средства, полученные от Министерства регионального развития РФ.
Согласно представленным к Акту проверки разногласиям Департамента соцразвития Соглашения о взаимодействии на 2008, 2009, 2010 годы были заключены на основании действующей краевой подпрограммы. Соглашения были составлены в соответствии с законодательством субъекта РФ, что полностью исключает возможность зачисления средств федерального и краевого бюджета в бюджет городского округа.
При этом предметом рассматриваемых соглашений, как было указано выше, является порядок взаимодействия Агентства по молодёжной политике Камчатского края и Департамента соцразвития по реализации краевой подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей», а также по ДМЦП «Обеспечение жильём молодых семей на 2008-2010 годы» и МДЦП «Обеспечение жильём молодых семей на 2009-2010 годы».
Из вышеуказанных доводов Департамента соцразвития следует, что, являясь заказчиком, разработчиком, исполнителем и органом, осуществляющим контроль за исполнением Программы, Департаментом соцразвития не были соблюдены требования нормативно-правового акта, определяющего механизм реализации Целевой программы.
Таким образом, в результате заключения Соглашений о взаимодействии между Агентством по молодёжной политике Камчатского края и Департаментом соцразвития с нарушением требований Правил предоставления молодым семьям социальных выплат № 285 для городского округа была исключена возможность зачисления средств федерального и краевого бюджетов в доход бюджета городского округа в порядке софинансирования мероприятий, предусмотренных Целевой программой, что, в свою очередь, затруднило для Департамента соцразвития контроль над исполнением программных мероприятий.
Кроме того, Агентством по молодёжной политике Камчатского края в рамках исполнения Соглашений о взаимодействии не соблюдались отдельные условия: не предоставлялась в письменной форме в адрес отдела по делам молодёжи Департамента соцразвития информация о погашенных банком свидетельствах о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилья, выданных молодым семьям; не были доведены до Департамента соцразвития утверждённые списки молодых семей – участниц Целевой программы, претендующих на получение социальных выплат в 2008, 2009 годах за счёт средств федерального бюджета и бюджета Камчатского края.
В свою очередь, отделом по делам молодёжи Департамента соцразвития список молодых семей, претендующих на получение социальных выплат в 2009 году, был направлен в адрес Агентства по молодёжной политике Камчатского края с нарушением сроков, установленных Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат № 285 и Соглашением о взаимодействии в рамках Целевой программы.    
Так, согласно сопроводительному письму список молодых семей на 2009 год был направлен в адрес Агентства по молодёжной политике Камчатского края 25 декабря 2008 года. Отметка Агентства о получении данного письма с приложением списка молодых семей датирована 12 января 2009 года. Вместе с тем, в соответствии с пунктом 21 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат № 285 списки молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в текущем году формируются до 01 сентября года, предшествующего планируемому году, и представляются в орган исполнительной власти субъекта РФ.
Согласно разногласиям к Акту проверки Департамента соцразвития передача списков была произведена должным образом после соответствующего запроса от Агентства по молодёжной политике Камчатского края. 
Однако пунктом 2.1.2 Соглашения о взаимодействии в рамках Целевой программы на 2008 год, заключённого между Агентством по молодёжной политике Камчатского края и Департаментом соцразвития, определена обязанность Департамента соцразвития по формированию и предоставлению списков в адрес Агентства по молодёжной политике в срок до 01 сентября года, предшествующего планируемому году.
Согласно паспорту ДМЦП «Обеспечение жильём молодых семей на 2008-2010 годы» (с учётом внесённых изменений) потребность в бюджетных ассигнованиях на реализацию программных мероприятий за счёт средств бюджета городского округа в 2008 году составляла 2608,2 тыс. рублей. В соответствии с паспортом Целевой программы на 2009-2010 годы необходимый объём ассигнований составил в 2009 году - 4060,8 тыс. рублей, в 2010 году – 5482,1 тыс. рублей.
Решением о бюджете городского округа на 2008 год на реализацию ДМЦП «Обеспечение жильём молодых семей на 2008-2010 годы» запланированы ассигнования в объёме 2608,2 тыс. рублей или 100,0 % от предусмотренных данной программой средств. Бюджетом городского округа на 2009 год запланировано ассигнований на реализацию Целевой программы в объёме 4060,8 тыс. рублей (или 100,0 % от потребности), в 2010 году - 5482,1 тыс. рублей (100,0 % потребности).
Фактическое финансирование Целевой программы составило:
- в 2008 году 2596,5 тыс. рублей или 99,5 % от потребности ДМЦП «Обеспечение жильём молодых семей на 2008-2010 годы» и объёма бюджетных ассигнований, предусмотренного решением о бюджете городского округа на соответствующий год;
- в 2009 году программные мероприятия профинансированы на 3948,2 тыс. рублей, что составило 97,2 % от запланированного Программой и бюджетом городского округа объёма ассигнований;
- в 2010 году фактическое финансирование составило 5482,1 тыс. рублей или 100,0 % от потребности Целевой программы и объёма бюджетных ассигнований, предусмотренного решением о бюджете городского округа.
Интенсивность финансирования Целевой программы характеризуется поступлением средств на реализацию Программы в III и IV кварталах соответствующих финансовых годов: в 2008 году 39,5 % финансирования поступило в III квартале, 60,5 % - в IV квартале; в 2009 году 100,0 % финансирования выделено в IV квартале; в 2010 году – 94,0 % от общего финансирования Программы поступило в III квартале, 6,0 % - в IV квартале.
Данные значения показателей финансирования Целевой программы сложились в связи с поздним заключением Соглашений о взаимодействии между Агентством по молодёжной политике Камчатского края и Департаментом соцразвития - в сентябре каждого финансового года.   
В целом, в 2008-2010 годах отмечается высокий уровень финансирования мероприятий Целевой программы. Выделенные на реализацию программных мероприятий средства направлены на целевые блокированные счета молодых семей в порядке предоставления социальных выплат.
Вместе с тем, в 2008-2009 годах средства бюджета городского округа, выделенные с целью реализации рассматриваемых долгосрочных муниципальных целевых программ, были направлены на исполнение обязательств, принятых ранее органами государственной власти Камчатского края в рамках реализации подпрограммы ДОЦП «Жилище в Камчатской области на 2007-2010 годы»: в 2008 году в полном объёме выделенных программных средств бюджета городского округа - 2596,5 тыс. рублей, в 2009 году – в сумме 1233,2 тыс. рублей (или 31,2 % от фактического финансирования Целевой программы).
Так, в июне 2008 года руководителем Агентства по молодёжной политике Камчатского края в адрес Главы городского округа было направлено письмо от 16.06.2008 № 372 с просьбой включить в первоочередном порядке в ДМЦП «Обеспечение жильём молодых семей на 2008-2010 годы» 77 молодых семей, которые состояли в качестве участников краевой подпрограммы ДОЦП «Жилище в Камчатской области на 2007-2010 годы». При этом необходимо отметить, что приложением к данному письму явился список семей с указанием количества членов каждой семьи и их фамилиями. Оформленные надлежащим образом учётные дела молодых семей – участников краевой подпрограммы в Комитет по управлению имуществом переданы не были.
На основании переданного списка постановлением Главы городского округа от 01.07.2008 № 1907 все вышеуказанные семьи были включены в список молодых семей – участников ДМЦП «Обеспечение жильём молодых семей на 2008-2010 годы». При этом для участия в муниципальной целевой программе молодым семьям необходимо было получить соответствующие заключения в Управлении соцподдержки населения о достаточности доходов молодой семьи.
Впоследствии, после проведения данной работы постановлениями Главы городского округа 33 семьи были исключены из ДМЦП «Обеспечение жильём молодых семей на 2008-2010 годы» как несоответствующие обязательным критериям программы: отсутствие прописки всех членов семьи на территории городского округа, отсутствие достаточных доходов либо иных денежных средств на приобретение жилья (не представлены заключения Управления соцподдержки населения).
Таким образом, 44 семьи, подтвердившие достаточность своих доходов и включённые в Целевую программу по обращению Агентства по молодёжной политике Камчатского края, в первоочередном порядке были включены в списки на предоставление социальных выплат и получили соответствующие субсидии за счёт средств бюджета городского округа: в 2008 году – 29 семей, в 2009 году – 11 семей.
При этом при передаче расходных обязательств, принятых ранее Правительством Камчатского края, передача источников их финансирования с краевого уровня на уровень городского округа произведена не была.
Вместе с тем, в решении о бюджете городского округа на 2008 год не были предусмотрены ассигнования на обеспечение софинансирования мероприятий в рамках краевой подпрограммы ДОЦП «Жилище в Камчатской области на 2007-2010 годы». Дополнительно ассигнования из краевого бюджета в бюджет городского округа на исполнение городским округом обязательств, принятых ранее органами государственной власти Камчатского края, не выделялись. Также согласно пояснению начальника отдела по делам молодёжи Департамента соцразвития Соловьёвой Л.В. ассигнования в бюджете городского округа на 2008 год на реализацию ДМЦП «Обеспечение жильём молодых семей на 2008-2010 годы» планировались без учёта молодых семей, включённых в программу на основании письма Агентства по молодёжной политике Камчатского края от 16.06.2008 № 372.
Необходимо отметить, что полномочия по формированию доходов и осуществлению расходов, утверждению источников финансирования дефицитов являются исключительной прерогативой публично-правовых образований, которыми являются, в том числе и муниципальные образования. В соответствии со статьями 7, 8 и 9 Бюджетного кодекса РФ органы государственной власти разных уровней бюджетной системы РФ и органы местного самоуправления обладают полномочиями каждый в определённых пределах. С учётом требований статьи 30 Бюджетного кодекса РФ органы государственной власти субъектов РФ не вправе вмешиваться в деятельность органов местного самоуправления по формированию доходной части бюджетов и осуществлению расходных полномочий.
С учётом вышеизложенного, по мнению КСП обязательства, принятые органами государственной власти Камчатского края в рамках краевой подпрограммы ДОЦП «Жилище в Камчатской области на 2007-2010 годы» не могли быть приняты к исполнению за счёт средств, предусмотренных в бюджете городского округа на реализацию муниципальной целевой программы. Более того, значительная часть молодых семей, включённых в списки участников данной краевой подпрограммы, была утверждена в указанных списках задолго (более чем за год) до принятия соответствующей муниципальной целевой программы.
В результате указанных действий администрации городского округа и Агентства по молодёжной политике Камчатского края средства бюджета городского округа в 2008-2009 годах в общей сумме 3829,7 тыс. рублей были израсходованы не на реализацию долгосрочной муниципальной целевой программы, а на оплату расходных обязательств, переданных городскому округу Агентством по молодёжной политике Камчатского края и не подкреплённых соответствующими источниками финансирования из краевого бюджета.
В представленных к Акту проверки разногласиях Департамент соцразвития сообщил, что семьи, включённые в ДМЦП «Обеспечение жильём молодых семей на 2008-2010 годы» на основании письма Агентства по молодёжной политике Камчатского края, после подтверждения достаточности доходов имели право на получение социальных выплат в рамках муниципальной целевой программы. Обязательства Камчатского края по предоставлению части социальных выплат из федерального и краевого бюджетов выполнены в полном объёме.
Кроме этого, в связи с отсутствием факта передачи учётных дел молодых семей в Комитет по управлению имуществом, проверка подтверждающих документов к учётным делам на соответствие семей условиям включения в ДМЦП «Обеспечение жильём молодых семей на 2008-2010 годы» проведена не была.
Согласно пояснению консультанта отдела управления жилищным фондом Комитета по управлению имуществом Киселёвой Е.Н. переданные по списку Агентством по молодёжной политике Камчатского края семьи состояли на учёте в общей очереди при администрации городского округа как нуждающиеся в улучшении жилищных условий (признанные малоимущими гражданами) и учётные дела данных граждан хранились в Комитете по управлению имуществом.
Однако следует отметить, что формирование общей очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан (претендующих на социальное жильё) предполагает постановку в очередь семей (граждан) с учётом оснований, предусмотренных статьями 49, 51, 52 Жилищного кодекса РФ. При этом паспортом ДМЦП «Обеспечение жильём молодых семей на 2008-2010 годы» определено, что участниками программы являются именно молодые семьи. Данный критерий не был учтён Комитетом по управлению имуществом при «принятии» в программу 77-ми молодых семей.
В силу указанных нарушений в ДМЦП «Обеспечение жильём молодых семей на 2008-2010 годы» были включены семьи, фактически несоответствующие критериям программы.
Так, например, в соответствии с представленными Агентством по молодёжной политике Камчатского края по запросу КСП копиями документов к учётному делу семьи Власовых установлено, что Власова (девичья фамилия Агафонова) состояла в общей очереди при администрации городского округа в качестве нуждающейся в предоставлении жилых помещений с 14.07.2003 года. В сентябре 2005 года между Власовым А.В. и Агафоновой А.Ю. зарегистрирован брак и в мае 2008 года молодая семья подала заявление на включение их в подпрограмму ДОЦП «Жилище в Камчатской области на 2007-2010 годы».
Из представленных к проверке копий документов не представилось возможным определить, нуждалась ли молодая семья в улучшении жилищных условий (отсутствуют копии поквартирных карточек с места регистрации супругов из паспортного стола, план квартиры из БТИ, копии справок из юстиции за последние 5 лет и БТИ об отсутствии или наличии жилья в собственности и о произведённых с ним сделок, справка Комитета по управлению имуществом в отношении Власова А.В., подтверждающая, что он состоит на учёте в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий). В сентябре 2008 года семья Власовых получила социальную выплату на приобретение жилья в сумме 438,8 тыс. рублей, в том числе за счёт средств бюджета городского округа в сумме 59,7 тыс. рублей.
Исходя из представленных Агентством по молодёжной политике Камчатского края к поверке документов семьи Михалкиных установлено, что с 16.09.2004 года Михалкина Н.М. (девичья фамилия - Князева) состояла в общей очереди при администрации городского округа в качестве нуждающейся в предоставлении жилых помещений как одинокая мать. На момент постановки в общую очередь Князева Н.М. проживала в общежитии с дочерью 10.01.2004 г.р. и с матерью Князевой М.А. В октябре 2006 года между Михалкиным В.Е. и Князевой Н.М. был зарегистрирован брак. В июне 2008 года семья подала заявление о включении их в состав участников подпрограммы ДОЦП «Жилище в Камчатской области на 2007-2010 годы». Аналогично, данная семья на основании письма Агентства по молодёжной политике Камчатского края была передана в ДМЦП «Обеспечение жильём молодых семей на 2008-2010 годы».
При этом в ходе проведения проверки подтверждающих документов к учётному делу молодой семьи установлено, что Михалкин В.Е. (супруг) не являлся нуждающимся в улучшении жилищных условий. Так, согласно поквартирной карточке Михалкин В.Е. с 2005 года был прописан с отцом (собственник квартиры) и братом в квартире общей жилой площадью 60,6 кв.м, то есть обеспеченность площадью на одного человека составляет 20,2 кв.м.  Вместе с тем, на уровне городского округа принятая учётная норма жилья при постановке на учёт граждан, нуждающихся в получении жилых помещений, из расчёта на одного человека составляет 13 кв.м и менее общей площади .
Таким образом, Михалкин В.Е. не попадал под категорию граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Кроме этого, после заключёния брака Михалкина Н.М. не могла состоять в программе как неполная семья. При этом в августе 2008 года семья Михалкиных получила социальную выплату на приобретение жилья за счёт средств краевого бюджета в сумме 859,7 тыс. рублей.
Также в ходе проведения проверки установлены и другие замечания на этапах реализации Целевой программы. Так, 44 семьи, включённые в ДМЦП «Обеспечение жильём молодых семей на 2008-2010 годы» на основании обращения Агентства по молодёжной политике Камчатского края и подтвердившие достаточность своих доходов, не написали заявления об их участии в Программе. При этом на четвёртом (заключительном) этапе реализации Целевой программы обязательным условием является написание молодой семьёй заявления об её участии в Программе.
Следует отметить, что при предоставлении участниками документов на включение в Целевую программу имеют место случаи несоблюдения последовательности этапов реализации Программы.
Так, например, заявления о признании молодых семей Дергач и Сон, имеющих достаточные доходы либо иные денежные средства для оплаты расчетной стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой субсидии, нуждающихся в предоставлении жилых помещений (3 этап Программы), датированы 31 марта 2008 года. При этом заключения Управления соцподдержки населения о признании молодых семей, имеющих достаточные доходы (2 этап), утверждены 11 апреля 2008 года и 24 апреля 2008 года соответственно. Аналогично, семья Пилясовых получила заключение от Управления соцподдержки населения 21 апреля 2008 года, а заявление о признании молодой семьи, нуждающейся в предоставлении жилых помещений,  было подано семьёй 07 апреля, то есть за 2 недели до документального подтверждения всех условий для включения молодой семьи в Целевую программу.
Вышеперечисленные факты свидетельствуют о формальном подходе к оформлению документов, а также о том, что решение о постановке на учёт молодых семей принималось до формирования предусмотренного этапами реализации Целевой программы объёма документов.  
Согласно представленным пояснениям Комитета по управлению имуществом к Акту проверки вышеуказанные заявления были поданы семьями, изъявившими желание принять участие в Целевой программе. Однако на первом этапе реализации Целевой программы не предусмотрено написание молодой семьёй заявления о намерении принять участие в программе. Соответствующие заявления предоставляются в Комитет по управлению имуществом на третьем этапе реализации Программы после получения заключений о достаточности доходов семьи.
При проведении проверки обращено внимание на тот факт, что с момента подачи молодыми семьями заявления о включении в Целевую программу до издания постановления Главы городского округа о признании молодых семей участниками Программы проходит от 1-го до 3-х месяцев.
Например, семья Змунчиловых подала заявление на включение их в Программу 14 мая 2008 года, семья Араповых – 15 мая 2008 года. Соответствующее постановление Главы городского округа было издано только 11 августа 2008 года, то есть практически через 3 месяца с момента написания заявлений семьями. Аналогично, 5 и 10 августа 2009 года семьи Патрушевых и Начевых подали заявления о включении их в Целевую программу. Постановление Главы городского округа о признании данных молодых семей участниками программы было издано 10 сентября 2009 года. При этом списки молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в текущем году формируются до 01 сентября года, предшествующего планируемому году. В результате, данные семьи не были включены в списки претендентов на получение социальной выплаты на 2009 год.
Также Комитетом по управлению имуществом производилось несвоевременное снятие с учёта молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Согласно пояснению консультанта отдела управления жилищным фондом Комитета по управлению имуществом Киселёвой Е.Н. снятие с учёта молодых семей осуществляется на основании писем от Агентства по молодёжной политике Камчатского края о получении и реализации молодыми семьями социальных выплат, а также в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ.
При этом в ходе проверки установлено, что фактически на момент окончания проверки (март 2011 года) Агентством по молодёжной политике Камчатского края в адрес Комитета по управлению имуществом направлено всего 2 письма о снятии с учёта молодых семей как нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Так, 20 августа 2009 года в Комитет по управлению имуществом направлено письмо о снятии с учёта молодых семей, улучшивших свои жилищные условия в 2008 году, 24 января 2011 года – в отношении семей, улучшивших жилищные условия в 2009 году. Соответствующее письмо о снятии с учёта молодых семей, улучшивших условия в 2010 году к проверке не представлено. В приложениях к данным письмам указаны списки молодых семей, которые реализовали свои свидетельства и улучшили жилищные условия (приобрели жильё).
Согласно представленным пояснениям Комитета по управлению имуществом к Акту проверки несвоевременность снятия с учёта молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обусловлена необходимостью направления запросов в БТИ, в отделения регистрационного учёта граждан для получения сведений, касающихся количества зарегистрированных граждан, так как большинство молодых семей состояли на учёте граждан в составе семей своих родителей.
Вместе с тем, в соответствии с требованиями пункта 4 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ граждане снимаются с учёта в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения. Решение о снятии с учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должно быть принято органом, на основании решения которого граждане были приняты на учёт, не позднее чем в течение 30 рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений.
Таким образом, по мнению КСП, а также с учётом требований статьи 56 Жилищного кодекса РФ основанием для снятия с учёта граждан в проверяемом периоде являлось перечисление средств Целевой программы в пользу молодых семей.
В результате несоблюдения Комитетом по управлению имуществом данного подхода при снятии с учёта, а также в связи с недостаточной координацией действий между исполнителями Программы сведения о ходе выполнения программных мероприятий в проверяемом периоде были искажены. Так, молодые семьи, получившие социальные выплаты в 2008 году, были сняты с учёта на основании постановлений Главы городского округа только в октябре - декабре 2009 года после приобретения жилья, то есть практически спустя один год. Молодые семьи, получившие социальные выплаты на приобретение жилья в 2009 году на момент проведения проверки (февраль 2011 года) не были сняты с учёта молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Также следует отметить, что на первом этапе участия в Целевой программы молодыми семьями предоставляются в Комитет по управлению имуществом копии документов без написания соответствующего заявления на рассмотрение документов для признания молодой семьи, нуждающейся в улучшении жилищных условий. В результате, не представляется возможным определить количество семей, которым было отказано в приёме документов, а также основания, по которым принято решение об отказе.
В ходе проведения контрольно-ревизионного мероприятия установлено, что в 2010 году в ряде случаев отделом социальной помощи Департамента соцразвития в нарушение пункта 3.1 Порядка признания молодой семьи имеющей достаточные доходы № 401-П не соблюдались сроки принятия решений о признании (не признании) молодой семьи имеющей достаточные доходы либо иные денежные средства для оплаты расчетной стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой субсидии.
Так, в отношении молодых семей Шахворостовых, Астафьевых, Савчук и Курис, подавших документы в отдел социальной помощи Департамента соцразвития 30 марта 2010 года, соответствующие заключения были утверждены 30 апреля 2010 года, то есть спустя месяц после подачи документов. Семьи Саидовых и Прогрессовых подали документы 30 марта 2010 года, заключения о признании молодой семьи имеющей достаточные доходы утверждены 29 апреля 2010 года.
При этом пунктом 3.1 Порядка признания молодой семьи имеющей достаточные доходы № 401-П определено, что соответствующее решение принимается органом местного самоуправления в течение десяти рабочих дней со дня представления документов семьёй.
Согласно представленным разногласиям Департамента соцразвития к Акту проверки продление сроков рассмотрения заявлений от вышеуказанных семей не повлияло на очерёдность постановки семей на учёт на предоставление социальной выплаты.
Вместе с тем, условия либо иные обстоятельства, при которых продлеваются сроки рассмотрения заявлений от молодых семей и сроки принятия решений о признании (не признании) молодой семьи имеющей достаточные доходы, не установлены Порядком признания молодой семьи имеющей достаточные доходы № 401-П.
Кроме того, в ходе проведения проверки установлено, что работниками Управления соцподдержки населения для определения платёжеспособности молодых семей в качестве документов, подтверждающих доходы, принимались справки о предоставлении кредитов членам молодых семей от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Так, в учётном деле семьи Бучневых для подтверждения доходов представлена справка от ООО «БАНГА», согласно которой Бучневу М.С. гарантируется предоставление кредита в размере 30,0 тыс. рублей на приобретение жилья. Супруге – Бучневой А.А. в соответствии с приложенной справкой ООО «Компания-Шамса» гарантирует выдачу кредита в сумме 1200,0 тыс. рублей на приобретение жилья.
Следует отметить, что в указанных справках не определён срок, на который будет предоставлен кредит, а также порядок погашения и сумма ежемесячных платежей. Также необходимо отметить, что пунктом 2.3 Порядка признания молодой семьи имеющей достаточные доходы № 401-П не предусмотрено предоставление молодой семьёй подобных справок в качестве документального подтверждения доходов.
Более того, справка не является правовой основой для возникновения каких-либо прав, обязательств и обязанностей. В соответствии с условиями Порядка признания молодой семьи имеющей достаточные доходы № 401-П в качестве документального подтверждения доходов принимается, в том числе справка банка о размере кредита, который банк готов предоставить молодой семье для приобретения жилья или строительства индивидуального жилого дома, с указанием цели и срока его предоставления или копия договора займа, заключённого с организацией или физическим лицом с указанием цели и срока его использования (при получении кредита или займа).
При этом семьёй Бучневых были также предоставлены справки с места работы о заработной плате, которые в соответствии с Порядком признания молодой семьи имеющей достаточные доходы № 401-П учитываются в качестве документов, подтверждающих доходы молодой семьи. Вместе с тем, согласно заключению Управления соцподдержки населения от 30.05.2008 № 54/мс при определении платёжеспособности семьи Бучневых справки о доходах по основному месту работы не были приняты в расчёт.
Аналогично, к учётному делу семьи Кучуриных приложена справка о гарантированном предоставлении кредита индивидуальным предпринимателем Степанцовой Н.С. в сумме 850,0 тыс. рублей для приобретения жилья. Согласно заключению Управления соцподдержки населения от 29.08.2008 №111/мс при определении платёжеспособности семьи Кучуриных в расчёт принималась сумма, указанная в справке ИП Степанцова Н.С. – 850,0 тыс. рублей.
Также проведённой проверкой установлено, что семьёй Филатовых в качестве документов, подтверждающих достаточность доходов, было представлено заключение об оценке недвижимости по форме, несоответствующей требованиям Закона № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» и федеральным стандартам оценки ФСО № 1, ФСО № 3 .
Так, семьёй Филатовых в Управление соцподдержки населения представлено заключение от 03.04.2008 б/н о среднерыночной стоимости объекта оценки (квартира по адресу: ул. Давыдова 17, кв. 62, однокомнатная, общая площадь 30 кв.м). Согласно данному заключению оценка объекта оценки производилась исходя из следующих ограничений: по срокам производства оценки, объект не был представлен к осмотру, также отсутствовало детальное описание объекта оценки. Таким образом, согласно заключению расчёт среднерыночной стоимости квартиры был произведён на основании маркетинговых исследований и базы данных оценщика. Стоимость квартиры по состоянию на 03.04.2008 в соответствии с заключением составляет 1200,0 тыс. рублей.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 16 федерального стандарта оценки ФСО № 1 проведение оценки на заключительном этапе предусматривает составление отчёта об оценке. Статьёй 11 Закона № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» установлено, что в отчёте об оценке указывается последовательность определения стоимости объекта оценки и ее итоговая величина, ограничения и пределы применения полученного результата, перечень документов, используемых оценщиком и устанавливающих количественные и качественные характеристики объекта оценки.
Особо необходимо отметить, что пунктом 4 федерального стандарта оценки ФСО № 3 определено, что состав и последовательность представленных в отчёте об оценке материалов и описание процесса оценки должны позволить полностью воспроизвести расчёт стоимости и привести его к аналогичным результатам (принцип проверяемости). При этом в отчёте об оценке должно содержаться обоснование выбора применённых оценщиком методов оценки в рамках затратного, сравнительного и доходного подходов.
Вышеуказанное заключение было принято Управлением соцподдержки населения. При этом следует отметить, что в заключении о признании молодой семьи имеющей достаточные доходы стоимость квартиры, определённая на основании заключения оценщика, указана в графе «сумма денежных средств (сбережений молодой семьи), хранящихся во вкладах в банках».
Кроме того, положениями Порядка признания молодой семьи имеющей достаточные доходы № 401-П не предусмотрено предоставление молодыми семьями отчётов об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости в качестве документов, подтверждающих доходы молодой семьи.
Одновременно, условиями включения в Целевую программу молодых семей, размещённых на официальном сайте администрации Петропавловск-Камчатского городского округа предусмотрено, что предоставление заключения об оценке недвижимости (отчёта об оценке), находящегося в собственности членов молодой семьи, дополнительно возможно при недостаточности суммы кредита, указанной в справке банка о максимально возможной сумме кредита молодой семье на приобретение жилья. При этом отчёт об оценке может быть рассмотрен при наличии одновременно следующих условий: отсутствие у иных лиц имущественных прав на данное жилое помещение; отсутствие ограничений и обременений имущественных прав членов молодой семьи; регистрация по месту жительства в данном жилом помещении одного из членов молодой семьи, отсутствие иных зарегистрированных лиц; подтверждение намерения членов молодой семьи об отчуждении данного жилого помещения при получении субсидии на приобретение жилья.
В ходе проведения оценки эффективности реализации мер по обеспечению жильём молодых семей установлено, что доля оплаченных свидетельств от общего количества свидетельств, выданных молодым семьям составляет: в 2008 году – 90,0 %, в 2009 году – 91,7 %. Неполное исполнение данного показателя обусловлено тем фактом, что, несмотря на фактически предоставленные социальные выплаты, отдельные семьи не реализовали их в указанный в свидетельствах срок.
Так, предоставленные в 2008 году социальные выплаты семьям Бучневых, Солдатовых и Рябиновых в рамках ДМЦП «Обеспечение жильём молодых семей на 2008-2010 годы» в общей сумме 241,9 тыс. рублей, в октябре 2009 года были отозваны с лицевых счетов молодых семей Департаментом соцразвития. Впоследствии неиспользованные средства программы были восстановлены в бюджете городского округа. При этом указанные средства не были включены в ассигнования Целевой программы на 2009 год для их дальнейшего направления на реализацию программных мероприятий.       
Аналогично, в августе 2010 года на лицевой счёт Департамента соцразвития были возвращены средства в общей сумме 228,7 тыс. рублей, выделенные в 2009 году молодым семьям Красовых и Згура. Однако данные средства также не были включены в ассигнования Целевой программы на 2010 год, что не позволило дополнительно направить их на предоставление социальных выплат молодым семьям – претендентам на получение социальных выплат.
Согласно пояснению Соловьёвой Л.В. данные средства не могли быть использованы должным образом, так как их было недостаточно для предоставления социальной выплаты в 2009 году даже семье из 2-х человек, минимальная социальная выплата составляла 487,3 тыс. рублей. С учётом того, что выписка свидетельств осуществляется Агентством по молодёжной политике Камчатского края, данные средства не могли быть использованы частично для предоставления социальной выплаты. Возврат средств в Программу не позволил бы увеличить количество семей, получивших социальные выплаты, а средства остались бы неиспользованными. Возврат вышеуказанных средств в Программу согласно представленному пояснению был бы неэффективен.
При этом пунктом 26 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат № 285 установлено, что орган исполнительной власти субъекта РФ может вносить изменения в утверждённые списки молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в случае, если молодые семьи в течение срока действия свидетельства отказались от получения социальных выплат на приобретение жилья или по иным причинам не смогли воспользоваться социальными выплатами. В свою очередь, в соответствии с пунктом 37 вышеуказанных Правил предусмотрено, что в случае высвобождения по каким-либо основаниям средств, выделенных на софинансирование программных мероприятий и предназначенных для предоставления социальных выплат молодым семьям – претендентам на получение социальных выплат, свидетельства на высвободившуюся сумму средств подлежат выдаче молодым семьям – участникам программы в порядке, утверждённом органом исполнительной власти субъекта РФ.
Особо следует отметить, что Агентством по молодёжной политике Камчатского края в октябре 2009 года в адрес Главы городского округа были направлены письма с информацией о том, что средства федерального и краевого бюджета, перечисленные в 2008 году на блокированные счета семей Бучневых, Солдатовых и Рябиновых, возвращены в краевой бюджет. Также в представленных письмах указано на необходимость в решении вопроса об использовании планируемых к возврату средств бюджета городского округа в 2009 году.               
При этом Департаментом соцразвития была проведена работа только по возврату перечисленных молодым семьям средств в доход бюджета городского округа. Вместе с тем, Департамент соцразвития является заказчиком, разработчиком и исполнителем Целевой программы, что позволяет ему определять пути решения вопросов, связанных с возвратом неиспользованных средств молодыми семьями, а также координировать работу с субъектом РФ, осуществляющим софинансирование мероприятий Целевой программы. Пояснения по поводу неэффективности возврата данных средств в Программу и их недостаточности для предоставления социальных выплат в текущем году являются несостоятельными, так как неиспользованные средства краевого и федерального бюджета по состоянию на октябрь 2009 года были зачислены в бюджет Камчатского края.
Таким образом, Департаментом соцразвития не были предприняты действенные меры по включению в объёмы ассигнований Целевой программы средств, неиспользованных молодыми семьями – участниками Программы, в 2009 году в сумме 241,9 тыс. рублей, в 2010 году – 228,7 тыс. рублей.
Кроме того, в соответствии со статьёй 158 Бюджетного кодекса РФ в бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств входит обеспечение результативности, адресности и целевого характера использования бюджетных средств в соответствии с утверждёнными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств. Соответственно, с учётом положений статьи 158 и статьи 34 Бюджетного кодекса РФ средства Целевой программы в общей сумме 470,6 тыс. рублей, нереализованные молодыми семьями в 2009-2010 годах, были использованы Департаментом соцразвития неэффективно.
Также необходимо отметить, что сложившийся механизм реализации Целевой программы не позволил в оперативном порядке перенаправить возвращённые средства на предоставление социальных выплат молодым семьям – претендентам на получение выплат.
Фактов использования Департаментом соцразвития средств, предусмотренных на реализацию Целевой программы в 2008-2010 годах, на иные цели в ходе проверки не установлено.
Следует отметить, что Целевой программой, утверждённой постановлением Главы городского округа от 04.06.2009 № 1587, не предусмотрен механизм отчётности Департамента соцразвития об эффективности использования средств, выделенных на реализацию Целевой программы. Требования Бюджетного кодекса РФ о проведении ежегодной оценки эффективности мероприятий Целевой программы администрацией городского округа также не исполнялись. Единственным официальным источником сведений о реализации мероприятий Программы может служить отчёт об исполнении бюджета городского округа за соответствующий финансовый год (Приложение № 7). При этом необходимо отметить, что отчёт об исполнении бюджета составляется на основании кассовых расходов, произведённых на финансирование Целевой программы, без учёта сумм возврата средств в части нереализованных свидетельств о праве на получение социальной выплаты.
Таким образом, в администрации городского округа отсутствуют достоверные сведения о реализации мероприятий Целевой программы и достижении её конечных целей.   
Отделом по делам молодёжи Департамента соцразвития представлена оперативная информация о ходе реализации данной программы за 2008 год, содержащая сведения об объёмах финансирования ДМЦП «Обеспечение жильём молодых семей на 2008-2010 годы» и перечень постановлений Главы городского округа о предоставлении социальных выплат молодым семьям. При этом данная информация не содержит сведений о количестве молодых семей, улучшивших жилищные условия посредством предоставленных социальных выплат, о доле молодых семей, улучшивших жилищные условия, в общем количестве молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, также не проведён анализ доли оплаченных свидетельств от общего количества выданных свидетельств молодым семьям. Вместе с тем, как было отмечено выше, из 33 свидетельств, выданных в 2008 году молодым семьям, только 30 семей смогли реализовать свидетельства.
Фактически, по расчётам КСП показатель количества молодых семей, улучшивших жилищные условия с помощью социальных выплат, за 2008 год составил на уровне 85,7 % (30 молодых семей, реализовавших свидетельства, от установленных программой 35 семей).
Таким образом, при наличии основных целевых индикаторов ДМЦП «Обеспечение жильём молодых семей на 2008-2010 годы» отсутствие в Департаменте соцразвития расчётов эффективности реализации программы за 2008 год свидетельствует о поверхностном подходе к анализу эффективности использования бюджетных средств.
Согласно представленной Департаментом соцразвития пояснительной записке о ходе реализации Целевой программы за 2009 год показатель количества молодых семей, улучшивших жилищные условия посредствам получения социальных выплат, составил 24 семьи. При этом с учётом нереализованных свидетельств 2 семьями, фактически улучшить жилищные условия смогли 22 молодые семьи (или 55,0 % от установленного Программой показателя). Таким образом, из общего количества молодых семей, включённых в Целевую программу за 2009 год (164 семьи), доля семей, фактически улучшивших жилищные условия, составляет только 13,4 %.
В соответствии с пояснительной запиской о ходе реализации Целевой программы за 2010 год количество молодых семей, улучшивших жилищные условия, составило 34 семьи, что соответствует количеству выданных свидетельств на приобретение жилья за 2010 год. Исполнение данного показателя против установленного Программой – 45 семей, составляет 75,6 %. Доля семей, фактически улучшивших жилищные условия, из общего количества молодых семей, включённых в Целевую программу (160 семей), за 2010 год составляет 21,2 %.
Учитывая тот факт, что финансирование мероприятий Целевой программы в течение последних трёх лет производилось практически в 100,0 % объёме, приведённые выше данные свидетельствуют о недостаточности средств, предусмотренных на реализацию программных мероприятий паспортом Программы.
При проверке эффективности реализации мероприятий Целевой программы КСП также обращено внимание на тот факт, что в некоторых случаях в результате погашения свидетельств о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилья молодыми семьями были приобретены жилые помещения общей площадью меньше учётной нормы, установленной Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат № 285.
Так, пунктом 11 вышеуказанных Правил определено, что размер общей площади жилого помещения, с учётом которой определяется размер социальной выплаты, для семьи из 2-х человек составляет 42 кв. м, для семьи из 3-х и более человек – по 18 кв. м на одного человека.
Вместе с тем, в ответ на запрос КСП Агентством по молодёжной политике Камчатского края в числе прочих представлено свидетельство о государственной регистрации права собственности на квартиру, приобретённую в марте 2009 года в рамках реализации Целевой программы семьёй Тягнирядно. Количество членов данной семьи составляет 4 человека. Общая площадь приобретённой квартиры 44,0 кв. м, то есть на каждого члена семьи приходится по11 кв. м, что меньше установленной учётной нормы. 
Аналогично, семьёй Ковалёвых, состоящих из 3 человек, в декабре 2008 года в рамках ДМЦП «Обеспечение жильём молодых семей на 2008-2010 годы» приобретена квартира общей площадью 36,9 кв. м. Таким образом, с учётом численности семьи на каждого её члена приходится по 12,3 кв. м, что также меньше учётной нормы.
Таким образом, при реализации программных мероприятий указанные семьи улучшили свои жилищные условия незначительно, что впоследствии может явиться основанием для повторного обращения данных граждан на постановку в очередь для улучшения жилищных условий.    
В целом необходимо отметить, что исходя из содержания представленных к Акту проверки разногласий, Департамент соцразвития являясь заказчиком, разработчиком и одним из исполнителей Целевой программы, снял с себя ответственность за реализацию программных мероприятий.

Выводы:

1. Целевая программа утверждена в развитие приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жильё – гражданам России» федеральной целевой программы «Жилище на 2002-2010 годы».
Необходимо отметить, что в период с января по август 2009 года включительно на территории городского округа одновременно действовали две аналогичные программы: ДМЦП «Обеспечение жильём молодых семей на 2008-2010 годы» и МДЦП «Обеспечение жильём молодых семей на 2009-2010 годы». При этом в нарушение требований части 3 статьи 179 Бюджетного кодекса РФ и решения о бюджете городского округа на 2009 год сведения о проведении ревизии ДМЦП «Обеспечение жильём молодых семей на 2008-2010 годы», а также результаты данной ревизии в ходе проведения контрольного мероприятия представлены не были.
2. В Целевой программе на 2009-2010 годы, утверждённой постановлением Главы городского округа от 04.06.2009 № 1587, изменены основные целевые индикаторы, на основании которых проводится оценка объёма и реализации мер по обеспечению жильём молодых семей. Так, Целевой программой дополнительно определён индикатор – общее количество молодых семей, включённых в программу, претендентов на получение социальных выплат в текущем году. Одновременно, из Программы исключён индикатор, определяющий долю оплаченных свидетельств от общего количества свидетельств, выданных молодым семьям.
Кроме того, цели, задачи и целевые индикаторы Программы сформулированы обобщённо, в ряде случаев нелогично, что затрудняет в полной мере провести оценку качества и эффективности реализации программных мероприятий. Так, количество семей, поставленных на учёт, всегда выше количества семей, которым предполагается предоставить средства на улучшение жилищных условий.
Таким образом, исходя из указанных целевых индикаторов, основной целью реализации программных мероприятий является не улучшение жилищных условий молодых семей, а их постановка на учёт в качестве нуждающихся.  
3. В целом, в 2008-2010 годах отмечается высокий уровень финансирования мероприятий Целевой программы. Фактическое финансирование составило:
- в 2008 году 2596,5 тыс. рублей или 99,5 % от запланированного Программой и бюджетом городского округа объёма ассигнований;
- в 2009 году программные мероприятия профинансированы на 3948,2 тыс. рублей, что составило 97,2 % от запланированного Программой и бюджетом городского округа объёма ассигнований;
- в 2010 году фактическое финансирование составило 5482,1 тыс. рублей или 100,0 % от запланированного Программой и бюджетом городского округа объёма ассигнований.  
4. Средства бюджета городского округа, выделенные на реализацию ДМЦП «Обеспечение жильём молодых семей на 2008-2010 годы» в 2008 году в полном объёме, а в 2009 году - 31,2 % фактического финансирования Целевой программы были направлены на исполнение обязательств, принятых ранее органами государственной власти Камчатского края в рамках реализации подпрограммы ДОЦП «Жилище в Камчатской области на 2007-2010 годы» в общей сумме 3829,7 тыс. рублей.
Данная ситуация сложилась по причине включения в Программу в первоочередном порядке 77-ми молодых семей, которые состояли в качестве участников краевой подпрограммы ДОЦП «Жилище в Камчатской области на 2007-2010 годы». При этом значительная часть молодых семей, включённых в списки участников данной краевой подпрограммы, была утверждена в указанных списках задолго (более чем за год) до принятия соответствующей муниципальной целевой программы.
Кроме того, при передаче расходных обязательств, принятых ранее Правительством Камчатского края, передача источников их финансирования с краевого уровня на уровень городского округа произведена не была.
В результате указанных действий администрации городского округа и Агентства по молодёжной политике Камчатского края средства бюджета городского округа в 2008-2009 годах в общей сумме 3829,7 тыс. рублей были израсходованы не на реализацию долгосрочной муниципальной целевой программы, а на оплату расходных обязательств, переданных городскому округу Агентством по молодёжной политике Камчатского края и не подкреплённых соответствующими источниками финансирования из краевого бюджета.
Особо необходимо отметить, что полномочия по формированию доходов и осуществлению расходов, утверждению источников финансирования дефицитов являются исключительной прерогативой публично-правовых образований, которыми являются, в том числе и муниципальные образования. С учётом требований статьи 30 Бюджетного кодекса РФ органы государственной власти субъектов РФ не вправе вмешиваться в деятельность органов местного самоуправления по формированию доходной части бюджетов и осуществлению расходных полномочий.
С учётом вышеизложенного, по мнению КСП обязательства, принятые органами государственной власти Камчатского края в рамках краевой подпрограммы ДОЦП «Жилище в Камчатской области на 2007-2010 годы» не могли быть приняты к исполнению за счёт средств, предусмотренных в бюджете городского округа на реализацию муниципальной целевой программы.
5. Анализ фактически сложившегося механизма реализации Целевой программы показал, что исполнение Целевой программы осуществлялось с нарушением требований Правил предоставления молодым семьям социальных выплат № 285 и Порядка признания молодой семьи, имеющей достаточные доходы № 401-П, определяющих нормативно-правовое обеспечение Программы, а именно:
- в результате заключения Соглашений о взаимодействии между Агентством по молодёжной политике Камчатского края и Департаментом соцразвития для городского округа была исключена возможность зачисления средств федерального и краевого бюджетов в доход бюджета городского округа в порядке софинансирования мероприятий Целевой программы. Кроме того, сторонами не в полном объёме соблюдались условия заключённых Соглашений о взаимодействии, что является нарушением отдельных пунктов Правил предоставления молодым семьям социальных выплат № 285;
- отделом социальной помощи Департамента соцразвития не соблюдались сроки принятия решений о признании (не признании) молодых семей имеющих достаточные доходы либо иные денежные средства для оплаты расчетной стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой субсидии, что является нарушением пункта 3.1 Порядка признания молодой семьи, имеющей достаточные доходы № 401-П;
- в нарушение пункта 2.3 Порядка признания молодой семьи, имеющей достаточные доходы № 401-П Управлением соцподдержки населения для определения платёжеспособности молодых семей в качестве документов, подтверждающих доходы, принимались справки о предоставлении кредитов членам молодых семей от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также заключение об оценке недвижимости по форме, несоответствующей требованиям Закона № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» и федеральных стандартов оценки ФСО № 1, ФСО № 3. В результате, на основании данных, указанных в предоставленных сведениях, был произведён расчёт субсидии, полагаемой к выплате молодым семьям;
- неиспользованные семьями суммы социальных выплат в рамках Программ в последствии были восстановлены в бюджет городского округа в 2009 и 2010 годах в общей сумме 470,6 тыс. рублей, в том числе неиспользованных в 2008 году на сумму 241,9 тыс. рублей, в 2009 году - 228,7 тыс. рублей. При этом Департаментом соцразвития не были предприняты действенные меры по включению в объёмы ассигнований Целевой программы средств, неиспользованных молодыми семьями – участниками Программы.
В свою очередь, в соответствии с пунктом 37 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат № 285 предусмотрено, что в случае высвобождения по каким-либо основаниям средств, выделенных на софинансирование программных мероприятий и предназначенных для предоставления социальных выплат молодым семьям – претендентам на получение социальных выплат, свидетельства на высвободившуюся сумму средств подлежат выдаче молодым семьям – участникам программы в порядке, утверждённом органом исполнительной власти субъекта РФ.
Особо следует отметить, что отсутствие единого центра, координирующего деятельность исполнителей программных мероприятий, а также сложившийся механизм реализации Целевой программы не позволил в оперативном порядке перенаправить возвращённые средства на предоставление социальных выплат молодым семьям – претендентам на получение выплат.
С учётом положений статьи 158 и статьи 34 Бюджетного кодекса РФ средства Целевой программы в общей сумме 470,6 тыс. рублей, нереализованные молодыми семьями в 2009-2010 годах, были использованы Департаментом соцразвития неэффективно.
6. В ходе проведения контрольного мероприятия установлены следующие замечания на этапах реализации Целевой программы:
- ввиду не предоставления Агентством по молодёжной политике Камчатского края учётных дел молодых семей, включённых в Целевую программу на основании письма Агентства по молодёжной политике Камчатского края, Комитетом по управлению имуществом не была проведена проверка подтверждающих документов к учётным делам в отношении соответствующих семей. В результате, в Программу были включены семьи, фактически несоответствующие критериям участия в программе. Кроме того, данными семьями не были написаны заявления об их участии в Целевой программе;
- при предоставлении семьями документов на включение в Целевую программу имеют место случаи несоблюдения последовательности этапов реализации Программы, что свидетельствует о формальном подходе к оформлению документов, а также о том, что решение о постановке на учёт молодых семей принималось до формирования предусмотренного этапами реализации Целевой программы объёма документов;
- Комитетом по управлению имуществом производилось несвоевременное снятие с учёта молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на основании писем от Агентства по молодёжной политике Камчатского края. При этом Комитетом по управлению имуществом не были учтены требования пункта 4 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ, согласно которым граждане снимаются с учёта в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения. Таким образом, по мнению КСП, а также с учётом требований статьи 56 Жилищного кодекса РФ основанием для снятия с учёта граждан в проверяемом периоде являлось перечисление средств Целевой программы в пользу молодых семей.
В результате несоблюдения Комитетом по управлению имуществом данного подхода при снятии с учёта, а также в связи с недостаточной координацией действий между исполнителями Программы сведения о ходе выполнения программных мероприятий в проверяемом периоде были искажены. Так, молодые семьи, получившие социальные выплаты в 2008 году, были сняты с учёта на основании постановлений Главы городского округа только в октябре - декабре 2009 года после приобретения жилья, то есть практически спустя один год. Молодые семьи, получившие социальные выплаты на приобретение жилья в 2009 году, на момент проведения проверки (февраль 2011 года) не были сняты с учёта молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
7. Целевой программой на 2009-2010 годы, утверждённой постановлением Главы городского округа от 04.06.2009 № 1587, не предусмотрен механизм отчётности Департамента соцразвития об эффективности использования средств, выделенных на реализацию Целевой программы. Требования Бюджетного кодекса РФ о проведении ежегодной оценки эффективности мероприятий Программы администрацией городского округа также не исполнялись, что свидетельствует о поверхностном подходе к анализу эффективности использования бюджетных средств.
Фактически индикатор количества молодых семей, включённых в программу, показывает перевыполнение данного показателя.
Так, на 2009 год вышеуказанный индикатор установлен на уровне 120 семей, фактическое исполнение составило 164 семьи, то есть индикатор количества молодых семей, включённых в программу, за 2009 год перевыполнен на 44 семьи или 36,6 %. На 2010 год данный индикатор установлен паспортом Программы на уровне 135 семей. Фактическое исполнение сложилось в количестве 160 семей, то есть превышение количества молодых семей, включённых в программу, от установленного паспортом Программы индикатора составило 25 семей (18,5 %).  
Показатели количества и доли молодых семей, улучшивших свои жилищные условия при оказании содействия за счёт средств федерального, краевого и местного бюджетов, недовыполнены против определённых Программой целевых индикаторов.
Так, индикатор количества молодых семей, улучшивших свои жилищные условия, установлен паспортом Программы по годам: 2009 – 40 семей, 2010 – 45 семей. Исполнение данного индикатора сложилось на уровне 22 и 34 семьи соответственно, то есть недовыполнение составило в 2009 году – 18 семей или 45,0%, в 2010 году – 11 семей (24,4 %).
Индикатор доли молодых семей, улучшивших жилищные условия, определён паспортом Целевой программы на 2009 год – 33,0 %, на 2010 год – 33,0 %. Фактическое исполнение данного индикатора сложилось по годам на уровне 13,4 % и 21,2 % соответственно, то есть недовыполнение составило в 2009 году - 19,6 %, в 2010 году – 11,8 %.
Особо необходимо отметить, что финансирование мероприятий Целевой программы в течение последних трёх лет производилось практически в 100,0 % объёме, при этом выделяемые средства в полном объёме направлялись на предоставление социальных выплат молодым семьям. Однако получателями данных выплат ежегодно становилось ограниченное количество семей. Соответственно, вышеизложенные факты и приведённые выше данные свидетельствуют о недостаточности средств, предусмотренных на реализацию программных мероприятий паспортом Программы, что, в свою очередь, не позволяет достигнуть установленных целевых индикаторов.
8. Проверкой эффективности реализации программных мероприятий установлено, что в отдельных случаях молодые семьи при участии в Целевой программе улучшили свои жилищные условия незначительно, что впоследствии может явиться основанием для повторного обращения данных граждан на постановку в очередь для улучшения жилищных условий.

Предложения:

1. Направить Отчёт о результатах проверки целевого и эффективного использования средств, выделенных на реализацию муниципальной долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильём молодых семей в Петропавловск-Камчатском городском округе на 2009-2010 годы», для сведения в адрес: Губернатора Камчатского края, Главы Петропавловск-Камчатского городского округа, Департамента экономической и бюджетной политики администрации Петропавловск-Камчатского городского округа.
2. Направить в адрес администрации Петропавловск-Камчатского городского округа для сведения Отчёт о результатах проверки целевого и эффективного использования средств, выделенных на реализацию муниципальной долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильём молодых семей в Петропавловск-Камчатском городском округе на 2009-2010 годы», а также письмо с предложениями:
- осуществлять утверждение и проводить оценку эффективности реализации муниципальных целевых программ в соответствии с требованиями статьи 179 Бюджетного кодекса РФ;
- обратиться в Правительство Камчатского края с просьбой выделить дополнительные ассигнования для городского округа на реализацию программных мероприятий в сумме 3829,7 тыс. рублей – средства Целевой программы, израсходованные в 2008-2009 годах на оплату расходных обязательств, переданных городскому округу Агентством по молодёжной политике Камчатского края и не подкреплённых соответствующими источниками финансирования из краевого бюджета;
- при реализации целевой программы, утверждённой постановлением Администрации городского округа от 22.07.2010 № 2211 учесть замечания, указанные в настоящем Отчёте;
3. Департаменту социального развития Петропавловск-Камчатского городского округа направить для сведения Отчёт о результатах проверки целевого и эффективного использования средств, выделенных на реализацию муниципальной долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильём молодых семей в Петропавловск-Камчатском городском округе на 2009-2010 годы», а также информационное письмо с предложениями:
- являясь разработчиком и заказчиком муниципальной долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильём молодых семей в Петропавловск-Камчатском городском округе на 2011-2015 годы», утверждённой постановлением Администрации ПКГО от 22.07.2010 № 2211, согласовать с Агентством по молодёжной политике Камчатского края и привести в соответствие с требованиями нормативно-правовых актов РФ механизм реализации программы;  
- внести дополнения в целевые индикаторы вновь утверждённой целевой программы и дополнить их следующим индикатором – доля оплаченных свидетельств от общего количества выданных молодым семьям свидетельств, а также предусмотреть на первом этапе реализации программы написание молодыми семьями заявлений на рассмотрение документов для признания семьи, нуждающейся в улучшении жилищных условий;
- внести изменения в паспорт целевой программы в части увеличения ассигнований на реализацию программных мероприятий в соответствии с реальной расчетной потребностью в средствах;
- не допускать неэффективного использования средств бюджета городского округа в рамках реализации целевой программы;
- при реализации целевой программы, утверждённой постановлением Администрации ПКГО от 22.07.2010 № 2211 учесть замечания, указанные в настоящем Отчёте;  

 

 

Аудитор
Контрольно-счетной палаты
Петропавловск-Камчатского
городского округа
О.В. Рекунова