Скачать Отчёт
otchetZdrav.doc (175.0 Кб)

 

г. Петропавловск-Камчатский «30»  марта 2010 года
                                                 

Основание для проведения проверки: пункт 4.5 Плана работы Контрольно-счетной палаты Петропавловск-Камчатского городского округа (далее – Контрольно-счетная палата, КСП) на 2009 год, 4.1. Плана работы КСП на 2010 год.
Цель проверки: проверка наличия и порядка формирования планов, программ по реализации мероприятий в области здравоохранения и по оснащению медицинским оборудованием; анализ уровня финансирования; проверка целевого и эффективного использования средств бюджета городского округа, выделенных на реализацию мероприятий в области здравоохранения и оснащение медицинским оборудованием муниципальных учреждений здравоохранения.
Предмет проверки: утверждённый план, программа, иной документ, определяющий порядок реализации мероприятий в области здравоохранения и оснащения медицинским оборудованием; первичные документы, подтверждающие поступление и расходование средств бюджета городского округа, поступление и учёт приобретённых товарно-материальных ценностей; бюджетная отчётность.
Объекты проверки: Департамент социального развития Петропавловск-Камчатского городского округа (далее – Департамент соцразвития), муниципальные учреждения здравоохранения.
Проверяемый период: 2009 год.
Срок проведения проверки: с 24.12.2009 г. по 04.02.2010 г.
По результатам проверки составлены:
1. Акт проверки Департамента соцразвития от 13.01.2010 № 10-69-04. Акт подписан с разногласиями, которые носят пояснительный характер. На представленные разногласия Контрольно-счетной палатой составлено и направлено в адрес Департамента соцразвития соответствующее заключение;
2. Акты проверки: МУЗ «Городская детская поликлиника № 2» от 21.01.2010 № 10-04-04 (подписан с пояснениями); МУЗ «Городская детская поликлиника № 1» от 04.02.2010 № 10-05-04 и МУЗ «Городская детская инфекционная больница» от 01.02.2010 № 10-02-04, подписаны без разногласий.
3. Согласно информации МУЗ «Городской родильный дом № 1», «Городская больница № 1», «Городская больница № 2», «Городская поликлиника № 3», «Городская поликлиника № 1», «Городская стоматологическая поликлиника», «Городская детская стоматологическая поликлиника», «Городская гериатрическая больница», «Медицинское автохозяйство», «Городской дом ребёнка», «Городская станция скорой медицинской помощи», представленной на запрос КСП, финансирование на реализацию мероприятий в области здравоохранения и оснащение медицинским оборудованием учреждениям в 2009 году не выделялось,  соответствующие мероприятии не проводились.
В период формирования настоящего Отчёта в адрес МУЗ «Городская детская поликлиника № 1» направлено информационное письмо о результатах проведённой в учреждении проверки с предложениями по устранению нарушений и предоставлению соответствующей информации до 12.03.2010 года. Руководством учреждения представлены сведения о проведённой по предложениям КСП работе, которые учтены при составлении настоящего Отчёта.

Результаты проверки:

Проведённой проверкой установлено, что утверждённый план или программа, либо иной документ, определяющий исполнителей мероприятий, перечень планируемых мероприятий, порядок их реализации, а также перечень видов медицинского оборудования, планируемого к приобретению, на 2009 год отсутствовал.
Вместе с тем, согласно статье 65 Бюджетного кодекса РФ формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счёт средств соответствующих бюджетов.
Целевые статьи и виды расходов бюджетов формируются в соответствии с расходными обязательствами, подлежащими исполнению за счёт средств соответствующих бюджетов (ст. 21 Бюджетного кодекса РФ).
Расходы на реализацию мероприятий в области здравоохранения и оснащение медицинским оборудованием предусмотрены бюджетом городского округа по целевым статьям расходов бюджета 4859705 и 4859704 соответственно. Исходя из назначения указанных целевых статей, финансирование на рассматриваемые мероприятия предусматривалось вне рамок текущего финансирования деятельности муниципальных учреждений здравоохранения.
Однако, в реестре расходных обязательств Петропавловск-Камчатского городского округа на 2009 год расходное обязательство по реализации мероприятий в области здравоохранения и оснащение медицинским оборудованием не выделено.
По вопросу порядка формирования и реализации мероприятий в области здравоохранения в 2009 году, финансирование которых предусмотрено бюджетом городского округа по целевой статье 4859705, начальник отдела здравоохранения Департамента соцразвития письменное пояснение дать отказалась. Кроме того, в ходе проверки Департаментом соцразвития не были представлены сведения о фактически проведённых в 2009 году мероприятиях в области здравоохранения и приобретённом оборудовании.
В качестве основания для реализации в 2009 году мероприятий в области здравоохранения Департаментом соцразвития к проверке представлен неутверждённый перечень мероприятий, в наименовании которого указано - «Мероприятия долгосрочной целевой программы «Здоровые дети Петропавловск-Камчатского городского округа на 2009-2020 годы». Однако указанная в наименовании перечня мероприятий целевая программа на уровне городского округа не утверждалась. Решением Городской Думы от 21.11.2007 № 802-р утверждена долгосрочная муниципальная целевая программа на период 2008-2010 годы «Здоровые дети».  действие которой в соответствии с Решением Городской Думы о бюджете городского округа на 2009 года было приостановлено. При этом, согласно п. 14 Решения Городской Думы от 24.12.2008 № 385-р «О  бюджете Петропавловск-Камчатского городского округа на 2009 год» действие муниципальных целевых программ было приостановлено до 1 апреля 2009 года с целью проведения ревизии муниципальных целевых программ с учётом их эффективности. Ассигнования в разрезе отдельных целевых программ, отраженных в приложениях к бюджету на 2009 год, были предусмотрены исключительно на погашение задолженности за 2008 год. Таким образом, в 2009 году реализация целевых программ не осуществлялась.
Согласно классификации расходов бюджета, отраженной в представленном к проверке перечне мероприятий, их реализация предусмотрена за счёт средств бюджета городского округа, запланированных по целевой статье 4859705. Данный перечень содержит в ряде случаев обобщенные наименования планируемого к приобретению оборудования, например, «Приобретение оборудования для офтальмологического отделения», «Приобретение оборудования для рентгенкабинета», «Приобретение оборудования для хирургического кабинета» и т.д.
В целях реализации мероприятия по проведению прививок против рака органов репродуктивной системы девушек, предусмотренного вышеуказанным перечнем, Департаментом соцразвития был издан приказ от 26.08.2009              № 05/559 «О вакцинальной профилактике девушек против рака органов репродуктивной системы». Согласно указанному приказу вакцинация проводилась в соответствии с реализацией муниципальной долгосрочной целевой программы «Здоровые дети 2009-2012 годы», которая на указанный период также на уровне городского округа не утверждалась.
По вопросу формирования учреждениями здравоохранения заявок на приобретение медицинского оборудования, мебели и прочих медицинских изделий в рамках реализации мероприятий в области здравоохранения, МУЗ «Городская детская поликлиника № 1» представлено письмо Департамента соцразвития от 26.06.2008 года, согласно которому учреждениям здравоохранения необходимо было представить соответствующие заявки для формирования Департаментом соцразвития инвестиционного проекта. Наименование инвестиционного проекта в письме не приведено. МУЗ «Городская детская инфекционная больница» представлена заявка на приобретение медицинского оборудования и мебели, составленная в рамках реализации целевой программы «Здоровые дети». Руководством «Городская детская поликлиника № 2» также пояснено, что реализация мероприятий в области здравоохранения осуществлялось в соответствии с программой «Здоровые дети».
Таким образом, соответствующая нормативная правовая основа, определяющая порядок расходования средств на реализацию рассматриваемых мероприятий, не была установлена.
Ассигнования на реализацию мероприятий в области здравоохранения и оснащение медицинским оборудованием в 2009 году первоначально были утверждены в общем объёме 54132,0 тыс. рублей , в т.ч. на мероприятия в области здравоохранения 39132,0 тыс. рублей, оснащение медицинским оборудованием 15000,0 тыс. рублей. В течение 2009 года ассигнования на вышеуказанные мероприятия сократили на общую сумму 46772,8 тыс. рублей и, с учётом изменений, составили 7359,2 тыс. рублей. При этом ассигнования на оснащение медицинским оборудованием сократили в полном объёме (решением Городской Думы в июне 2009 года); на реализацию мероприятий в области здравоохранения, соответственно, составили 7359,2 тыс. рублей.
При составлении настоящего Отчёта были рассмотрены все документы, поступившие в адрес КСП, и полученные в ходе проверки, касающиеся перечня мероприятий, планируемых к реализации в области здравоохранения городского округа в 2009 году.
Так, согласно приложению к пояснительной записке к проекту бюджета городского округа на 2009 год на реализацию мероприятий в области здравоохранения первоначально планировалось и было утверждено 39132,0 тыс. рублей, из них:
- МУЗ «Городская детская поликлиника № 1» 3884,2 тыс. рублей на приобретение оборудования для функциональной диагностики, для отолярингологической службы, офтальмологического отделения, для хирургического кабинета, дезинфекции и стерилизации, лечебно-восстановительного и физиотерапевтического оборудования; проведение вакцинации длительно и часто болеющих детей вакциной «АКТ-ХИБ» и «ПНЕВМО-23»; повышение квалификации врачей и среднего медперсонала (для работы на генетическом анализаторе, подготовка кадров для педиатрической службы);
-  МУЗ «Городская детская поликлиника № 2» 405,0 тыс. рублей на приобретение лечебно-восстановительного и физиотерапевтического оборудования; проведение вакцинации длительно и часто болеющих детей вакциной  «АКТ-ХИБ» и «ПНЕВМО-23»; повышение квалификации врачей и среднего медперсонала (для работы на генетическом анализаторе, подготовка кадров для педиатрической службы);
- МУЗ «Городская детская инфекционная больница» 11368,0 тыс. рублей на приобретение оборудования для рентгенкабинета, для реанимационно-анестезиологической помощи, для дезинфекции и стерилизации, лечебно-восстановительного, физиотерапевтического  и лабораторного оборудования, медицинской мебели, технологического оборудования и оргтехники, проведение обследование беременных женщин на внутриутробные инфекции (приобретение тест-систем);
- МУЗ «Городская детская стоматологическая поликлиника» 513,0 тыс. рублей на приобретение оборудования для рентгенкабинета, для дезинфекции и стерилизации;
- МУЗ «Городской дом ребёнка» 58,7 тыс. рублей на проведение вакцинации длительно и часто болеющих детей вакциной  «АКТ-ХИБ» и «ПНЕВМО-23»;
- МУЗ «Городской родильный дом № 1» и «Городская больница № 2» 14446,2 тыс. рублей на приобретение медицинского оборудования для оснащения палат интенсивной терапии новорожденных в акушерских отделениях.
Также согласно указанному приложению к пояснительной записке в рамках реализации мероприятий в области здравоохранения планировалось ассигнования на проведение прививок против рака репродуктивной системы девочкам с 13 лет (ассигнования составляли 3900,0 тыс. рублей), профилактики нежелательной беременности у девочек подросткового возраста (приобретение оральных контрацептивов - 4200,0 тыс. рублей); проведение санитарно-просветительной работы с населением по сохранению и укреплению здоровья детей (182 тыс. рублей), подготовку специалиста для работы по гигиеническому обучению детей (175,0 тыс. рублей). Исполнители указанных мероприятий в приложении не были определены.
С учётом внесённых в апреле 2009 год изменений в бюджет городского округа, объём ассигнований на мероприятия в области здравоохранения составил 18998,9 тыс. рублей или на 20133,1 тыс. рублей (51,4%) меньше первоначально утверждённых ассигнований. Согласно перечню мероприятий в области здравоохранения, представленному Департаментом соцразвития в ходе проверки, плановые ассигнования с учётом сокращения были распределены следующим образом:
- МУЗ «Городская детская поликлиника № 1» 2961,4 тыс. рублей (или на 922,8 тыс. рублей меньше первоначального плана): на приобретение оборудования для функциональной диагностики, для отолярингологической службы, офтальмологического отделения, для хирургического кабинета, лечебно-восстановительного и физиотерапевтического оборудования. Дополнительно предусмотрено мероприятие на приобретение лекарственного средства для проведения прививок против рака шейки матки на сумму 472,5 тыс. рублей. Ассигнования на приобретение оборудования для дезинфекции и стерилизации,  проведение вакцинации длительно и часто болеющих детей вакциной  «АКТ-ХИБ» и «ПНЕВМО-23», повышение квалификации врачей и среднего медперсонала (для работы на генетическом анализаторе, подготовка кадров для педиатрической службы) были сокращены в полном объёме;
-  МУЗ «Городская детская поликлиника № 2» 157,5 тыс. рублей (или на 247,5 тыс. рублей меньше первоначального плана). При этом, ассигнования на приобретение лечебно-восстановительного и физиотерапевтического оборудования, проведение вакцинации длительно и часто болеющих детей вакциной  «АКТ-ХИБ» и «ПНЕВМО-23» и повышение квалификации врачей и среднего медперсонала (для работы на генетическом анализаторе, подготовка кадров для педиатрической службы) были сокращены в полном объёме и предусмотрены ассигнования на приобретение лекарственного средства для проведения прививок против рака шейки матки на сумму 157,5 тыс. рублей.
На приобретение лекарственного средства для проведения прививок против рака репродуктивной системы девушек в целом были сокращены на 3270,0 тыс. рублей или в 6,2 раза и составили 630,0 тыс. рублей (распределены между детскими поликлиниками);
- МУЗ «Городская детская инфекционная больница» 4098,3 тыс. рублей (или на 7269,7 тыс. рублей меньше первоначального плана): для реанимационно-анестезиологической помощи, для дезинфекции и стерилизации, лечебно-восстановительного и физиотерапевтического  оборудования, медицинской мебели, проведение обследование беременных женщин на внутриутробные инфекции (приобретение тест-систем). Ассигнования на приобретение оборудования для рентгенкабинета, лабораторного оборудования, технологического оборудования и оргтехники сокращены в полном объёме;
- МУЗ «Городской родильный дом № 1» и «Городская больница № 2» 11639,7 тыс. рублей (или на 2806,5 тыс. рублей меньше первоначального плана): на приобретение медицинского оборудования для оснащения палат интенсивной терапии новорожденных в акушерских отделениях.
Также были сокращены ассигнования:
- на гигиеническое обучение и воспитание на 315,0 тыс. рублей и составили 42,0 тыс. рублей;
- на проведение мероприятия по профилактике нежелательной беременности у девочек подросткового возраста на 4100,0 тыс. рублей или в 42 раза и составили 100,0 тыс. рублей.
Ассигнования, предусмотренные для МУЗ «Городская детская стоматологическая поликлиника» и «Городской дом ребёнка» были сокращены в полном объёме.
С учётом изменений, внесённых в бюджет городского округа в июне 2009 года, объём ассигнований на мероприятия в области здравоохранения составил 7359,2 тыс. рублей. Согласно перечню мероприятий в области здравоохранения, представленному Департаментом соцразвития на запрос КСП в июле 2009 года,ассигнования, предусмотренные для МУЗ «Городской родильный дом № 1» и «Городская больница № 2» на приобретение медицинского оборудования для оснащения палат интенсивной терапии новорожденных в акушерских отделениях, были сокращены в полном объёме (11639,72 тыс. рублей).
Исходя из данных, приведённых в приложении к пояснительной записке к проекту бюджета городского округа на 2009 год, на реализацию мероприятий по оснащению медицинским оборудованием первоначально планировалось и было утверждено 15000,0 тыс. рублей, из них: на приобретение рентгеновских аппаратов для МУЗ «Городская гериатрическая больница» и «Городская больница № 1» и маммографа рентгенологического для МУЗ «Городская поликлиника № 1».  При внесении изменений в бюджет городского округа в апреле 2009 года плановый объём ассигнований на оснащение медицинским оборудованием сократили до 13650,0 тыс. рублей; в июне 2009 года – ассигнования сократили в полном объёме.
Согласно данным проверки и информации, представленной муниципальными учреждениями здравоохранения на запрос КСП, в 2009 году реализацию мероприятий в области здравоохранения осуществляли три учреждения: «Городская детская поликлиника № 1», «Городская детская поликлиника № 2» и «Городская детская инфекционная больница».
В 2009 году в рамках реализации мероприятий в области здравоохранения были приобретены: МУЗ  «Городская детская инфекционная больница» -диагностические комплексы для обследования беременных женщин на внутриутробные инфекции и маркеры аномалий развития плода (тест-системы), мебель медицинская (кровати и матрацы), оборудование для реанимационно-анестезиологической помощи (насос волюметрический), оборудование для дезинфекции и стерилизации (стерилизатор паровой), универсальная кухонная машина УКМ 11-02; МУЗ «Городская детская поликлиника № 1» - светильник операционный, электрохирургический аппарат, спироанализатор, электро-энцефалограф, синускоп, реографический комплекс, аппарата УЗИ, стол операционный, макулотестер, медицинские аппараты: «Амплипульс-8», УВЧ, «Электросон», ОУФ «Солнышко», установки для обеззараживания и очитки воздуха «Аэролайн», облучатель ОУФ, электрокардиографы, регистратор «Кардиотехника», блок стыковки монитора регистратора и программного обеспечения для обработки суточных записей, набора аксессуаров для монитора к регистратору «Кардиотехника», вакцина против ВПЧ (вируса папилломы человека); МУЗ «Городская детская поликлиника № 2» - вакцина против ВПЧ, демонстрационные стоматологические муляжи.
Сумма муниципальных контрактов и договоров на поставку медицинского оборудования и изделий медицинского назначения, мебели, тест-систем, вакцины против ВПЧ составила 6210,2 тыс. рублей, фактическое финансирование в 2009 году - 991,9 тыс. рублей или 13,5 % от предусмотренных бюджетом городского округа ассигнований (с учётом изменений) и 2,5 % от первоначального плана.
С учётом фактической поставки товарно-материальных ценностей по заключённым муниципальным контрактам и договорам кредиторская задолженность учреждений по результатам выполнения мероприятий на             1 января 2010 года составила 3534,1 тыс. рублей, на 1 февраля 2010 года 4738,0 тыс. рублей.
Низкий уровень финансирования отчасти связан с поздним размещением муниципального заказа на приобретение медицинского оборудования, изделий медицинского назначения в рамках реализации мероприятий в области здравоохранения. Большинство контрактов и договоров на поставку медицинского оборудования и мебели заключены в период с 12 октября по 20 ноября 2009 года со сроками поставок с 30 ноября по 31 декабря 2009 года. Оплата по муниципальным контрактам предусмотрена после фактической поставки товаров. При этом два муниципальных контракта были заключены с нереальными к выполнению сроками поставки при условии, что поставщик является иногородним: контракты от 20.11 2009 года со сроком поставки до 30.11.2009 года, поставщик ООО ПТФ «Корпус» г. Владивосток.
В целом, согласно представленным в ходе проверки документам, товарно-материальные ценности поставлены своевременно. С задержкой в 1,5 месяца поставлены отдельные товары ООО ПТФ «Корпус» в МУЗ «Городская детская поликлиника № 1». Так, по контракту от 12.10.2009 года срок поставки определён до 30.11.2009 года, фактически светильник операционный  поставлен 20.01.2010 года; по контрактам от 20.11.2009 срок поставки установлен до 30.11.2009 года, фактически стол операционный и аппарат УЗИ поставлены 11.01.2010 года. Предоплата поставок по муниципальным контрактам учреждениями не осуществлялась.
В МУЗ «Городская детская инфекционная больница» по состоянию на 01.01.2010 года в соответствии с заявкой учреждения поставлена часть тест-систем, предусмотренных муниципальным контрактом от 27.11.2009 № 31. Согласно условиям контракта поставка осуществляется поэтапно по мере поступления заявок учреждения (с учётом специфики товара), оплата производится по факту поставки. Сумма подлежащих к допоставке тест-систем составляет 396,3 тыс. рублей (предоплата учреждением не осуществлялась).
Также по состоянию на 1 февраля 2010 года в МУЗ «Городская детская поликлиника № 1» ООО ПТФ «Корпус» не был поставлен макулотестер стоимостью 84,0 тыс. рублей. Условиями договора поставка оборудования предусмотрена в срок до 24.11.2009 года, с оплатой по факту поставки (предоплата учреждением не осуществлялась). В декабре 2009 года администрацией учреждения в адрес поставщика направлено письменное уведомление о нарушениях срока поставки. Однако со стороны ООО ПТФ «Корпус» ответ о причинах нарушения поставки и планируемых сроках поставки не был представлен. Согласно представленным МУЗ «Городская детская поликлиника № 1» сведениям, фактически макулотестер поставлен 12.02.2010 года и введён в эксплуатацию 19.02.2010 года.
Основная часть поставленного оборудования и мебели были введены учреждениями в эксплуатацию по мере их поступления.
Вместе с тем, на период окончания проверки (27 января 2010 года) в МУЗ «Городская детская инфекционная больница» не был установлен паровой стерилизатор, поставленный в учреждение 20.12.2009 года. Согласно пояснению старшей медицинской сестры отделения, стерилизатор не установлен в связи с тем, что не был проведён демонтаж старого оборудования, длительными новогодними праздничными днями, загруженностью медтехника и недостаточностью рабочих, для того чтобы поднять стерилизатор на 2-й этаж.
Однако, согласно условиям контракта, поставщик – ООО «Дельрус-Приморье» обязан уведомить муниципального заказчика о предполагаемой дате поставки товара не менее, чем за 3 рабочих дня, что позволяет заказчику должным образом подготовится к приемке товара (освободить помещение). Кроме того, условиями контракта определено, что поставщик обязуется своими силами осуществить поставку в соответствующее помещение, определяемое муниципальным заказчиком, а также осуществить погрузочно-разгрузочные работы, сборку, монтаж, наладку и настройку товара. 
Также в ходе проверки установлены отдельные нарушения порядка заключения договоров на поставку оборудования, их оплаты.
Так, МУЗ «Городская детская поликлиника № 2» в январе 2009 года был заключен договор № 5 (без наименования). В разделе «Предмет и сумма договора» указано, что Продавец поставляет по заказу Покупателя стоматологические материалы и медицинское оборудование до 100,0 тыс. рублей в квартал по предварительной заявке покупателя. Вместе с тем, согласно статье 455 Гражданского кодекса РФ условие договора купли-продажи о товаре считается согласованным, если договор позволяет определить наименование и количество товара. В договоре № 5 отсутствовали наименование товаров, количество и их цена. Фактически по договору в декабре 2009 года были поставлены стоматологические демонстрационные муляжи стоимостью 42,0 тыс. рублей.
При этом, необходимо отметить, что вышеуказанные условия договора позволяют продавцу в период действия договора изменить цену товаров, что влечёт за собой изменение количества планируемого к приобретению товара. В свою очередь, учитывая рост цен на товары и услуги, дефицит бюджетных средств подобные условия договоров не могут быть выгодными для бюджетного учреждения.
Аналогично, МУЗ «Городская детская поликлиника № 2» были заключены договоры от 10.08.2009 № 387 и от 08.12.2009 № 714 на поставку лекарственных средств и изделий медицинского назначения. Согласно условиям указанных договоров поставщик обязуется поставить, а покупатель принять и оплатить товар в соответствии со счётом-фактурой, спецификацией, накладной или иным документом, являющимся неотъемлемой частью договора. Однако к договору не представлен какой-либо документ, определяющий количество и наименование товара. Наименование и ассортимент товаров, приобретаемых учреждением по указанным договором, отражены только в счёте и счёте-фактуре, которые выставлены поставщиком к оплате.
Также указанными договорами установлено, что условия оплаты определяются в счёте-фактуре, что не соответствует порядку оплаты (авансирования) муниципальных контрактов и договоров, предусмотренному постановлением Главы городского округа от 23.07.2009 года № 2141 «О мерах по реализации Решения о бюджете Петропавловск-Камчатского городского округа на 2009 год». Указанным порядком предусмотрено, что муниципальные учреждения вправе предусматривать авансовые платежи в размере до 20 % по муниципальным контрактам и договорам на поставку продуктов питания, медикаментов и изделий медицинского назначения. Вместе с тем, по договору от 08.12.2009 № 714 учреждением произведена 100% предоплата поставки вакцины на сумму 70,4 тыс. рублей. Так в заявке учреждения на кассовый расход от 10.12.2009 года в качестве назначения платежа указаны счёт от 07.12.2009 № 2437 и договор от 07.12.2009 № 714 на сумму 70,4 тыс. рублей на оплату вакцины. Оплата произведена 10.12.2009 года в полном объёме. К проверке представлены счёт, счёт-фактура от 21.12.2009 № 2437 и договор от 08.12.2009 № 714 на сумму 70,4 тыс. рублей. Фактически, согласно подписи главной медсестры учреждения в товарной накладной от 21.12.2009 № 2437, вакцина стоимостью 70,4 тыс. рублей получена 25.12.2009 года.
Кроме того, договорами от 10.08.2009 № 387 и от 08.12.2009 № 714 чётко установлена ответственность (размеры штрафов, пени) покупателя (учреждения) в случае несвоевременной оплаты поставки и необоснованного возврата товаров. При этом ответственность поставщика в случае нарушения сроков поставки и иных условий договора определена обобщающей формулировкой «в соответствии с действующим гражданским законодательством Российской Федерации». Вместе с тем, заключение договора с установлением конкретных условий об ответственности поставщика за несвоевременную поставку является гарантией эффективного использования средств бюджета городского округа.
Также необходимо отметить, что в результате некачественной проработки размещения муниципального заказа на поставку вакцины упущенная выгода при приобретении товара для МУЗ «Городская детская поликлиника № 2» составила 758,0 рублей с одной единицы товара (дозы) или 10612,0 рублей за поставку (14 доз). Так, в декабре 2009 года на основании договора от 08.12.2009 № 714 МУЗ «Городская детская поликлиника № 2» приобретена в ООО «Мед Сервис Дальний Восток» (г. Хабаровск) вакцина против вируса папилломы – церварикс по цене 5030,0 рублей за одну дозу (шприц). При этом, в этот же период МУЗ «Городская детская поликлиника № 1» в ООО «Спектр-ДВ»         (г. Хабаровск) на основании муниципального контракта аналогичная вакцина приобретена по цене 4272,0 рублей за дозу (шприц).
Проверкой правильности ведения бухгалтерского учёта приобретённых товарно-материальных ценностей установлено, что МУЗ «Детская поликлиника № 1» необоснованно принят к учёту в качестве основного средства набор аксессуаров для монитора «Кардиотехника-04-АД-ЗМ» стоимостью 88,2 тыс. рублей и в качестве единого основного средства блок стыковки монитора регистратора с компьютером и программное обеспечение для обработки суточных записей общей стоимостью 99,5 тыс. рублей. Согласно перечню товаров, указанных в товарной накладной, набор аксессуаров включает в себя зарядное устройство, аккумуляторные батарейки (12 шт.), кабель для подключения одноразовых электродов, одноразовые электроды, манжеты к приборам для измерения артериального давления, салфетки для манжет. В соответствии с положениями Инструкции по бюджетному учёту программное обеспечение и товарно-материальные ценности, служащие менее одного года, не относятся к объектам основных средств. Таким образом, стоимость основных средств учреждения необоснованно завышена на стоимость программного обеспечения и аксессуаров для монитора. Однако в счетах, счетах-фактурах и товарных накладных поставщиком стоимость программного обеспечения и каждого аксессуара отдельно не была выделена. По результатам проверки, МУЗ «Детская поликлиника № 1» были запрошены сведения о стоимости товаров и учёт основных средств учреждения приведён в соответствии с положениями Инструкции по бюджетному учёту. Таким образом, фактически стоимость вышеуказанных приобретённых основных средств составила 30,6 тыс. рублей
Кроме того, в ходе проверки отмечено, что в паспорте муниципального контракта от 13.11.2009 № 27, заключённого МУЗ «Городская детская инфекционная больница» с ООО «ЭКО» неверно распределены расходы на оплату приобретаемых товаров, что, как показывает практика, может привести к ошибкам бухгалтерского учёта товарно-материальных ценностей. Так, согласно спецификации к муниципальному контракту от 13.11.2009 № 27 на поставку мебели медицинской в перечень поставляемых товаров включены матрацы на сумму 20,5 тыс. рублей. Согласно положениям Инструкции по бюджетному учёту матрацы относятся к мягкому инвентарю и входят в состав материальных запасов, соответственно расходы на их приобретение относятся на статью 340 «Увеличение стоимости материальных запасов». Однако в паспорте к муниципальному контракту все расходы по его оплате отнесены на один код операций сектора государственного управления - 310 «Увеличение стоимости основных средств».
Также, проверкой правильности ведения бухгалтерского учёта был выявлен ряд нарушений по заполнению бухгалтерской документации по учёту основных средств учреждений.

Выводы:

1. Проверкой установлено, что утверждённый план или программа, либо иной документ, определяющий исполнителей мероприятий, перечень планируемых мероприятий в области здравоохранения и оснащения муниципальных учреждений здравоохранения медицинским оборудованием, порядок их реализации, а также перечень видов медицинского оборудования, планируемого к приобретению, на 2009 год отсутствовал. Таким образом, нормативная правовая основа, определяющая порядок расходования средств на реализацию рассматриваемых мероприятий, не была установлена.
В реестре расходных обязательств Петропавловск-Камчатского городского округа на 2009 год расходное обязательство по реализации мероприятий в области здравоохранения и оснащение медицинским оборудованием не выделено. Вместе с тем, исходя из назначения целевых статей, по которым осуществлялось финансирование рассматриваемых мероприятий, их реализация осуществлялась вне рамок текущего финансирования деятельности учреждений.
2. В качестве основания для реализации в 2009 году мероприятий в области здравоохранения Департаментом соцразвития к проверке представлен неутверждённый перечень мероприятий, в наименовании которого указано - «Мероприятия долгосрочной целевой программы «Здоровые дети Петропавловск-Камчатского городского округа на 2009-2020 годы». Однако целевая программа, которая отражена в наименовании представленного Департаментом соцразвития перечня мероприятий, на уровне городского округа не утверждалась.
Кроме того, согласно Решению Городской Думы от 24.12.2008 № 385-р «О  бюджете Петропавловск-Камчатского городского округа на 2009 год» действие муниципальных целевых программ было приостановлено до 1 апреля 2009 года с целью проведения ревизии муниципальных целевых программ с учётом их эффективности.
3. Первоначально ассигнования на реализацию мероприятий в области здравоохранения и оснащение медицинским оборудованием были утверждены в общем объёме 54132,0 тыс. рублей, в т.ч. на мероприятия в области здравоохранения - 39132,0 тыс. рублей и оснащение медицинским оборудованием - 15000,0 тыс. рублей. В течение 2009 года ассигнования на указанные мероприятия были дважды сокращены на общую сумму 46772,8 тыс. рублей и составили 7359,2 тыс. рублей на реализацию мероприятий в области здравоохранения; плановые ассигнования на оснащение медицинским оборудованием сократили в полном объёме.
Фактическое финансирование мероприятий в области здравоохранения составило 991,9 тыс. рублей или 13,5 % от предусмотренных бюджетом городского округа ассигнований (с учётом изменений) и 2,5 % от первоначального плана. Низкий уровень финансирования отчасти связан с поздним размещением муниципального заказа на приобретение медицинского оборудования, изделий медицинского назначения в рамках реализации мероприятий в области здравоохранения.
4. Большинство контрактов и договоров на поставку медицинского оборудования и мебели заключены в период с 12 октября по 20 ноября 2009 года со сроками поставок с 30 ноября по 31 декабря 2009 года. При этом два муниципальных контракта были заключены с нереальными к выполнению сроками поставки при условии, что поставщик является иногородним: контракты от 20.11 2009 года со сроком поставки до 30.11.2009 года, поставщик ООО ПТФ «Корпус» г. Владивосток. В результате, отдельные поставки ООО ПТФ «Корпус» были задержаны на 1,5 месяца, поставка макулотестера на 2,5 месяца.
5. Сумма муниципальных контрактов и договоров на поставку медицинского оборудования и изделий медицинского назначения, мебели, тест-систем, вакцины против ВПЧ составила 6210,2 тыс. рублей. В результате недофинансирования мероприятий и с учётом фактической поставки товарно-материальных ценностей кредиторская задолженность учреждений по результатам выполнения мероприятий на 1 января 2010 года составила 3534,1 тыс. рублей, на 1 февраля 2010 года 4738,0 тыс. рублей. Кроме того, на 01.02.2010 года не были поставлены медицинское оборудование и изделия медицинского назначения на общую сумму 480,3 тыс. рублей (тест-системы на сумму 396,3 тыс. рублей и макулотестер стоимостью 84,0 тыс. рублей).
6. На период окончания проверки (27 января 2010 года) в МУЗ «Городская детская инфекционная больница» не был установлен паровой стерилизатор, поставленный в учреждение 20.12.2009 года. Согласно пояснению старшей медицинской сестры отделения стерилизатор не был установлен в связи с тем, что не был проведён демонтаж старого оборудования, длительными новогодними праздничными днями, загруженностью медтехника и недостаточностью рабочих, для того чтобы поднять стерилизатор на 2-й этаж.
7. Проверкой установлено, что отдельные договоры, заключённые МУЗ «Городская детская поликлиника № 2» не содержат предмет договора (наименование и количество товаров) и его цену, что не соответствует положениям Гражданского кодекса РФ, согласно которым условие договора купли-продажи о товаре считается согласованным, если договор позволяет определить наименование и количество товара. Вместе с тем, в договоре № 5 (без наименования) в разделе «Предмет и сумма договора» указано, что продавец поставляет по заказу покупателя стоматологические материалы и медицинское оборудование до 100,0 тыс. рублей в квартал по предварительной заявке покупателя.
Вышеуказанные условия договора позволяют продавцу в период действия договора изменить цену товаров, что может повлечь за собой изменение количества планируемого к приобретению товара. В свою очередь, учитывая рост цен на товары и услуги, а также дефицит бюджетных средств подобные условия договоров не могут быть выгодными для бюджетного учреждения.
Кроме того, договорами от 10.08.2009 № 387 и от 08.12.2009 № 714, заключёнными МУЗ «Городская детская поликлиника № 2» на поставку лекарственных средств и изделий медицинского назначения, установлено, что условия оплаты определяются в счёте-фактуре, что не соответствует порядку оплаты (авансирования) муниципальных контрактов и договоров, предусмотренному постановлением Главы городского округа от 23.07.2009 года № 2141 «О мерах по реализации Решения о бюджете Петропавловск-Камчатского городского округа на 2009 год». Указанным порядком предусмотрено, что муниципальные учреждения вправе предусматривать авансовые платежи в размере до 20 % по муниципальным контрактам и договорам на поставку продуктов питания, медикаментов и изделий медицинского назначения. Вместе с тем, по договору от 08.12.2009 № 714 МУЗ «Городская детская поликлиника № 2» произведена 100% предоплата поставки вакцины на сумму 70,4 тыс. рублей.
Также, вышеуказанными договорами чётко установлена ответственность (размеры штрафов, пени) покупателя (учреждения) в случае несвоевременной оплаты поставки и необоснованного возврата товаров. При этом ответственность поставщика в случае нарушения сроков поставки и иных условий договора определена обобщающей формулировкой «в соответствии с действующим гражданским законодательством Российской Федерации».
8. В результате некачественной проработки размещения муниципального заказа на поставку вакцины против ВПЧ упущенная выгода для МУЗ «Городская детская поликлиника № 2» составила 758,0 рублей с одной единицы товара (дозы) или 10612,0 рублей за поставку (14 доз).
Так, в декабре 2009 года на основании договора от 08.12.2009 № 714 МУЗ «Городская детская поликлиника № 2» приобретена в ООО «Мед Сервис Дальний Восток» (г. Хабаровск) вакцина против вируса папилломы – церварикс по цене 5030,0 рублей за одну дозу (шприц). При этом, в этот же период МУЗ «Городская детская поликлиника № 1» в ООО «Спектр-ДВ» (г. Хабаровск) на основании муниципального контракта аналогичная вакцина приобретена по цене 4272,0 рублей за дозу (шприц).
9. В ходе проверки установлен ряд нарушений порядка учёта приобретённых товарно-материальных ценностей и заполнения бухгалтерской документации по учёту основных средств учреждений.

Предложения:
1. Направить Отчёт о результатах проверки эффективности расходования бюджетных средств Петропавловск-Камчатского городского округа на мероприятия в области здравоохранения и оснащение медицинским оборудованием муниципальных учреждений здравоохранения,  для сведения:

  1. в Городскую Думу Петропавловск-Камчатского городского округа,
  2. Главе Петропавловск-Камчатского городского округа,
  3. Департамент социального развития Петропавловск-Камчатского городского округа.

2. В МУЗ «Городская детская поликлиника № 2» направить информационное письмо с предложениями:
- при заключении договоров соблюдать положения Гражданского кодекса РФ в части существенных условий договора;
- соблюдать установленный порядок авансирования муниципальных контрактов и договоров;
- тщательно прорабатывать условия размещения муниципального заказа на поставку лекарственных средств и изделий медицинского назначения.
3. В Департамент экономической и бюджетной политики направить Отчёт о результатах проверки и информационное письмо с предложениями:
- при согласовании паспортов муниципальных контрактов обратить особое внимание на правильность отражения расходов по кодам операций сектора государственного управления бюджетной классификации расходов, учитывая предмет муниципального контракта и спецификацию к нему. В целях правильного отражения расходов по статьям и принятия к бюджетному учёту приобретенных товарно-материальных ценностей внести соответствующие изменения в паспорт муниципального контракта от 13.11.2009 № 27, заключённого МУЗ «Городская детская инфекционная больница» с ООО «ЭКО».

 

 

Аудитор
Контрольно-счетной палаты
Петропавловск-Камчатского
городского округа          
 Е.А. Коваленко