Скачать Отчет
az.doc (204.0 Кб)

Аналитическая записка

по вопросу целесообразности и эффективности разработки, а также реализации Программы комплексного развития Петропавловск-Камчатского городского округа на 2010-2025 годы

Аналитическая записка по вопросу целесообразности и эффективности разработки, а также реализации Программы комплексного развития Петропавловск-Камчатского городского округа на 2010-2025 годы подготовлена в соответствии с планом работы Контрольно-счетной палаты Петропавловск-Камчатского городского округа[1] на 2013 год.

Материалами для проведения аналитической работы явились Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Петропавловск-Камчатского городского округа на 2010-2025 годы[2], утверждённая решением Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа[3] от 15.12.2010 № 961-р[4]; договоры (соглашения); регистры бухгалтерского учёта и переписка организаций; информация, полученная на основании запросов Контрольно-счетной палаты, а также данные контрольного мероприятия «Ревизия финансово-хозяйственной деятельности муниципального унитарного предприятия «Петропавловский водоканал» за 2010 год и истекший период 2011 года» и экспертно-аналитических мероприятий, проведённых Контрольно-счетной палатой.

Целью подготовки аналитической записки являлось определение целесообразности и необходимости разработки программы, эффективность расходования средств организаций на приобретение программного продукта, а также эффективность использования (реализации) ПКР. В процессе подготовки аналитической записки проанализированы показатели итоговых регистров бухгалтерского учёта организаций муниципальной формы собственности, участвующих в финансировании ПКР за период с 2009 года по первый квартал 2013 года включительно.

Введение

В 2010 году на территории Петропавловск-Камчатского городского округа утверждена Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры.

Утверждению указанной программы предшествовала информационная кампания администрации городского округа, которая была направлена на популяризацию будущей ПКР. Так, в сентябре 2010 года после окончания разработки ПКР в г. Петропавловске — Камчатском состоялась Межрегиональная конференция «Комплексное развитие коммунальной инфраструктуры Петропавловска-Камчатского городского округа».

Как указывалось организационным комитетом Межрегиональной конференции[5], ПКР городского округа является одной из первых подобных программ в Российской Федерации. Для участия в конференции были приглашены заместитель Полномочного представителя Президента в ДФО, представители Министерства Финансов и Министерства регионального развития России, руководители Фонда содействия реформирования ЖКХ, мэры дальневосточных городов, представители финансовой общественности, члены Правительства Камчатского края, руководители ресурсоснабжающих организаций г. Петропавловска-Камчатского, а также разработчики программы – ЗАО «СЭНРИ»[6] (г. Москва).

Цель конференции – обмен передовым опытом в части разработки программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры в Российской Федерации и презентация ПКР городского округа.

По итогам проведения была принята резолюция Межрегиональной конференции, согласно которой, участники конференции признавая актуальность ПКР для городского округа как важного компонента реформирования структуры жилищно-коммунального хозяйства, высоко оценивая проведенную администрацией городского округа работу по её подготовке, поддерживая администрацию городского округа по основным принципам реализации программы, осознавая, что принятие ПКР знаменует выход на новый уровень партнерских взаимоотношений органов государственной власти и местного самоуправления, ресурсоснабжающих организаций и потребителей коммунальных услуг утвердили следующие основные рекомендации администрации Петропавловск-Камчатского городского округа:

- продолжить работу над совершенствованием ПКР на базе предложений, замечаний и рекомендаций участников конференции;

- гарантировать прозрачность реализации ПКР для всех заинтересованных сторон;

- обеспечить предоставление накопленного опыта разработки и реализации ПКР в муниципальные образования и субъекты РФ;

- рассмотреть предложение о передаче соответствующих полномочий единой теплоснабжающей организации и проанализировать все возможные варианты выбора такой организации;

- рассмотреть вопрос о предоставлении электронной схемы теплоснабжения ПКР ОАО «Камчатскэнерго» и ГУП «Камчатсккоммунэнерго» на безвозмездной основе для организации соответствующих рабочих мест и возможности беспрепятственного использования указанного программного продукта;

- обеспечить своевременную актуализацию материалов ПКР, в том числе электронной схемы теплоснабжения городского округа;

- обеспечить переход на новые принципы партнерских отношений со всеми сторонами, задействованными в реализации ПКР.

Требования российского законодательства по разработке и утверждению программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципальных образований

В 2010 году основными нормативными правовыми документами для разработки и утверждения ПКР городского округа явились Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»[7], Федеральный закон от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса»[8], решение Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа от 23.12.2009 № 697-р «О корректировке генерального плана Петропавловск-Камчатского городского округа и утверждении его в новой редакции».

На момент утверждения ПКР официальное толкование термина «программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования» содержалось в Федеральном законе № 210-ФЗ, согласно в п. 5 ст. 2 которого – это программа строительства и (или) модернизации систем коммунальной инфраструктуры и объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов[9], которая обеспечивает развитие этих систем и объектов в соответствии с потребностями жилищного и промышленного строительства, повышение качества производимых для потребителей товаров (оказываемых услуг), улучшение экологической ситуации на территории муниципального образования[10].

При этом системой коммунальной инфраструктуры, согласно п. 2 указанной статьи, признавалась совокупность производственных, имущественных объектов, в том числе трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, технологически связанных между собой, расположенных (полностью или частично) в границах территорий МО и предназначенных для нужд потребителей этих муниципальных образований.

Согласно п. 1 ст. 11 Федерального закона № 210-ФЗ программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры разрабатывалась органом местного самоуправления в соответствии с документами территориального планирования МО и утверждалась представительным органом. Горизонтом прогнозирования для ПКР в соответствии с Генеральным планом городского округа, являющимся документом территориального планирования, установлен 2025 год.

Следует отметить, что указанные пункты Федерального закона № 210-ФЗ утратили силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования Федерального закона от 30.12.2012 № 289-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»[11], то есть 31.03.2013 года[12].

Одновременно Федеральным законом № 289-ФЗ были внесены изменения, касающиеся вопроса полномочий, разработки и утверждения программ комплексного развития муниципальных образований[13] в следующие законодательные акты РФ (вступили в законную силу также 31.03.2013 года):

- пунктом 6.1 ст. 17 Федерального закона № 131-ФЗ определено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления[14] городских округов обладают полномочиями по разработке и утверждению программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, требования к которым устанавливаются Правительством РФ.

Таким образом, полномочия органов местного самоуправления в части разработки ПКР определены Федеральным законом № 131-ФЗ лишь начиная со второго квартала 2013 года. Необходимо отметить, что с момента вступления в законную силу указанной нормы Федерального закона № 131-ФЗ 31.03.2013 года и по настоящий момент Правительство РФ не утвердило каких-либо требований к разработке ПКР.

- статья 1 Градостроительного кодекса РФ дополнена пунктом 24[15], который определяет новое понятие «программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры» - это документы, устанавливающие перечни мероприятий по строительству, реконструкции систем электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, объектов, используемых для утилизации, обезвреживания и захоронения ТБО, которые предусмотрены, соответственно, схемами и программами развития единой национальной (общероссийской) электрической сети на долгосрочный период, генеральной схемой размещения объектов электроэнергетики, федеральной программой газификации, соответствующими межрегиональными, региональными программами газификации, схемами теплоснабжения, схемами водоснабжения и водоотведения, программами в области обращения с отходами. ПКР разрабатываются и утверждаются ОМС на основании утвержденных в порядке, установленном Градостроительным кодексом РФ, генеральных планов и должны обеспечивать сбалансированное, перспективное развитие систем коммунальной инфраструктуры в соответствии с потребностями в строительстве объектов капитального строительства и соответствующие установленным требованиям надежность, энергетическую эффективность указанных систем, снижение негативного воздействия на окружающую среду и здоровье человека и повышение качества поставляемых для потребителей товаров, оказываемых услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, а также услуг по утилизации, обезвреживанию и захоронению ТБО.

Таким образом, на сегодняшний день понятие ПКР, отражённое в Градостроительном кодексе РФ расширено и дополнено определениями в части уточнения сфер деятельности, включённых в термин «система коммунальной инфраструктуры», которые отсутствовали в прежнем термине, отражённом в п. 5 ст. 2 Федерального закона № 210-ФЗ.

К тому же расширен термин система коммунальной инфраструктуры, отражённый в п. 24 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, согласно которой - это комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для осуществления поставок товаров и оказания услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства, а также объекты, используемые для утилизации, обезвреживания и захоронения ТБО.

Таким образом, по сравнению с термином, отражённым ранее в Федеральном законе № 210-ФЗ в число сфер деятельности составляющих систему коммунальной инфраструктуры включены помимо ранее отражённых водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, также электро-, газо-, теплоснабжение и утилизации, обезвреживания и захоронения ТБО.

Следует отметить, что одним из требований предоставления финансовой поддержки на проведение мероприятий по капитальному ремонту и переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории МО за счёт средств Фонда содействию реформирования жилищно-коммунального хозяйства[16], является согласно п. 9.9 части 1 статьи 14 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»[17] наличие утвержденной в установленном законодательством РФ порядке на территории соответствующего МО программы комплексного развития системы коммунальной инфраструктуры. Но при этом, указанные требования распространяются на случаи подачи заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда после вступления в силу обязательных требований о разработке программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, но не ранее 1 января 2015 года.

Необходимо отметить, что требования об обязательной разработке программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, определены Градостроительным кодексом РФ только после внесения изменений в него изменений Федеральным законом № 289-ФЗ 30.12.2012 года. Так, согласно п. 5.1. ст. 26 указанного кодекса ПКР городских округов разрабатываются ОМС и подлежат утверждению представительными органами местного самоуправления в шестимесячный срок с даты утверждения генеральных планов городских округов.

При этом положения части 5.1 статьи 26 Градостроительного кодекса РФ применяются к правоотношениям, связанным с утверждением ПКР городских округов и возникшим после дня вступления в силу вышеуказанного федерального закона, то есть после 31.03.2013 года. При наличии генеральных планов городских округов, утвержденных до дня вступления в силу указанных изменений, ПКР соответствующих городских округов должны быть разработаны и утверждены не позднее 1 января 2014 года.

Таким образом, в 2010 году, несмотря на отсутствие обязательных требований в части наличия ПКР, на территории Петропавловск-Камчатского городского округа была разработана и утверждена Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры со сроком действия до 2025 года.

Необходимо отметить, что на сегодняшний день документом, регламентирующим разработку ПКР МО являются Методические рекомендации по разработке программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципальных образований, утверждённые Приказом Министерства регионального развития РФ от 06.05.2011 № 204 «О разработке программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципальных образований»[18].

Указанные Методические рекомендации по разработке ПКР устанавливают рекомендации по составу, разработке и утверждению программ МО и предназначены для использования ОМС при разработке, утверждении и реализации программ.

Пунктом 3 раздела II Методических рекомендаций определено, что разработка программы может быть организована:

- органами местного самоуправления самостоятельно за счет средств бюджета МО;

- органами местного самоуправления с привлечением по конкурсу разработчика за счет средств бюджета МО;

- органами местного самоуправления с привлечением МУПов, организаций коммунального комплекса, ресурсоснабжающих организаций, управляющих компаний, сбытовых организаций, коммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность на территории МО, любых юридических и (или) физических лиц, финансирующих разработку части или всей программы.

При этом ПКР городского округа была разработана за 9 месяцев и утверждена за 6 месяцев до утверждения Методических рекомендаций по разработке Программ комплексного развития.

Мероприятия по разработке и реализации ПКР

Заказчиком ПКР являлся МУП «УМИТ»[19], которым и был заключён договор с ЗАО «СЭНРИ» от 05.11.2008 № 001.

Необходимо отметить, что какие-либо документы по определению администрацией городского округа МУП «УМИТ» организацией, осуществляющей мероприятия от имени ОМС по отбору исполнителя в целях разработки ПКР, отсутствуют. При этом Устав МУП «УМИТ» не содержит видов деятельности, позволяющих ему осуществлять мероприятия по разработке ПКР, следовательно, заключение сделки в целях разработки программы не соответствует уставной деятельности предприятия.

Также следует отметить, что МУП «УМИТ» не проводил конкурсные процедуры по отбору исполнителя разработки ПКР. В ходе проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, касающихся рассматриваемой темы, Контрольно-счетной палате не были представлены документы, обосновывающие выбор вышеуказанного исполнителя. В тоже время согласование указанного договора Комитетом по управлению имуществом городского округа[20] осуществлено лишь 10.04.2009, то есть спустя 5 месяцев после его заключения[21].

Таким образом, в нарушение требований ст. 20 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»[22] и ст. 8 Решения Городской Думы от 03.09.2009 № 168-нд «О порядке принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных унитарных предприятий в Петропавловск-Камчатском городском округе»[23] указанная сделка заключена без одобрения и согласования представителем собственника муниципального имущества городского округа. Указанное нарушение относится и к последующему заключению 7-ми дополнительных соглашений к рассматриваемому договору.

В соответствии с условиями договора ЗАО «СЭНРИ» приняло на себя обязательства по выполнению работ на тему «Разработка проекта перспективной схемы теплоснабжения и Предложений к перспективам развития систем коммунальной инфраструктуры г. Петропавловска-Камчатского». Содержание и объём работ регламентируются техническим заданием (приложение №1 к договору).

Стоимость услуг ЗАО «СЭНРИ» определена договором в размере 41400,0 тыс. рублей, окончательный срок выполнения поэтапных работ, согласно заключённым дополнительным соглашениям – 30.07.2010 года. При этом сроки выполнения работ в окончательном виде (четвёртый этап) менялись с 26.09.2009 года по 30.07.2010 года, то есть 4 раза.

Согласно актам сдачи работ, четвёртый (окончательный) этап сдан ЗАО «СЭНРИ» в срок, то есть 30.07.2010 года в полном объёме, надлежащего качества и удовлетворяющего требования МУП «УМИТ» и принят последним к оплате. Оплата указанных работ осуществлена в полном объёме в 2010 году, то есть в сумме 41400,0 тыс. рублей, задолженности сторон в рамках исполнения указанного договора отсутствуют.

Необходимо отметить, что заключению вышеуказанного договора предшествовала деятельность ряда организаций городского округа, посредством денежных средств которых и финансировалась работа по разработке ПКР.

Так, в целях финансирования мероприятий, связанных с разработкой Программы комплексного развития городского округа, МУП «УМИТ» и ряд муниципальных унитарных предприятий городского округа заключили договор простого товарищества (о совместной деятельности) в сфере разработки программ развития инфраструктуры города Петропавловска-Камчатского от 02.11.2008 № 1[24]. Заключение указанного договора также осуществлено в нарушение требований ст. 20 Федерального закона № 161-ФЗ и ст. 8 Решения Городской Думы № 168-нд, то есть без согласования представителя собственника муниципального имущества. Согласование указанной сделки со стороны КУИ было осуществлено лишь 08.04.2009 письмом № 3805/4, то есть спустя 5 месяцев после заключения.

Указанный договор простого товарищества первоначально был заключён между следующими организациями:

- МУП «УМИТ» в лице и.о. директора Д.Д. Новицкого;

- МУП «Горсеть» в лице директора С.П. Воробьёва;

- МУП «Спецтранс» в лице директора А.А. Демчука;

- МУП «Петропавловский водоканал» в лице директора Н.В. Осокиной.

Согласно условиям договора, вышеуказанные предприятия обязались соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица в целях разработки: предложений к Программе комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры г. Петропавловска-Камчатского, а также перспективной Схемы теплоснабжения г. Петропавловска-Камчатского.

Примерная стоимость рассматриваемого договора с учётом внесения изменений[25] составила 59728,79 тыс. рублей[26]. Следует отметить, что внесение изменений в договор было связано, в том числе и с заменой первоначально участвовавшего в простом товариществе МУП «Горсеть» на МАУ «УЖКХ»[27]. По условиям договора, в качестве вкладов в совместную деятельность предприятия осуществляют: МУП «УМИТ» предоставляет денежные средства в размере 9,7% от общего объёма вкладов и осуществляет ряд мероприятий, направленных на достижение целей рассматриваемого договора. Остальные организации предоставляют денежные средства в размерах: МАУ «УЖКХ» - 68,3%, МУП «Спецтранс» - 3,6%, МУП «Петропавловский водоканал» - 18,3%.

Вклады перечисляются на расчетный счёт МУП «УМИТ», который в свою очередь учитывает их на отдельном счёте в бухгалтерском балансе. Ведение общих дел предприятий в рамках настоящего договора возлагается на МУП «УМИТ».

Согласно условиям договора, для достижения целей МУП «УМИТ» осуществляет следующие мероприятия:

ü заключил и исполняет договор от 05.11.2008 № 001 с ЗАО «СЭНРИ» на разработку предложений по ПКР и перспективной Схемы теплоснабжения г. Петропавловска-Камчатского.

ü заключает и исполняет кредитный договор с Открытым акционерным обществом «Российский банк развития» (РосБР) на получение финансирования в целях исполнения рассматриваемого договора.

ü заключил и исполняет Соглашение о сотрудничестве от 10.10.2008 года с Международной финансовой корпорацией (МФК) на выявление потенциала повышения энергоэффективности на объектах социальной сферы, разработку перечня мероприятий по реализации данного потенциала, предварительную оценку эффекта энергосбережения, соответствующей бюджетной экономии и необходимого объёма инвестиций.

Следует отметить, что МУП «УМИТ» согласно условиям Соглашения уплачивает МФК 615,35 тыс. рублей. Согласно акту оказанных услуг от 31.01.2009 № CON TF093212-1/2009 услуги оказаны согласно графику и в надлежащем порядке, оплата произведена в полном объёме. В соответствии с соглашением МФК представляет МУП «УМИТ» отчёт энергоаудитора, привлекаемого для осуществления услуг в рамках соглашения. При этом указанное Соглашение также заключено в нарушение ст. 20 Федерального закона № 161-ФЗ и ст. 8 Решения Городской Думы № 168-нд без согласования представителем собственника муниципального имущества. Согласование КУИ осуществлено спустя 1,5 месяца после заключения сделки[28].

ü формирует предложения по ПКР по перспективной Схеме теплоснабжения г. Петропавловска-Камчатского после приёмки работ от соответствующих исполнителей и передаёт их в органы местного самоуправления.

Срок внесения взносов определён до IV квартала 2015 года.

Учитывая оплату мероприятий, осуществлённых в целях разработки ПКР в рамках договора простого товарищества, фактические платежи МУП «УМИТ» в пользу ЗАО «СЭНРИ» и МФК составили 42015,35 тыс. рублей (41400,0 тыс. рублей и 615,35 тыс. рублей).

При этом за период действия договора простого товарищества организации осуществили следующие взносы в целях финансирования мероприятий по разработке ПКР.

(тыс. рублей)

Участник договора

Общая сумма к перечис-лению по договору

Фактическое перечисление взносов за период с 2009 года

по 1 кв. 2013 года включительно

2009

2010

2011

2012

1 кв. 2013 года

Итого

МУП «УМИТ»

5802,16

3863,32

401,67

370,23

339,13

80,94

5055,29

МАУ «УЖКХ»

40823,33

892,19

6315,5

7777,54

8788,44

1666,92

25440,99

МУП «Спецтранс»

2183,9

0,0

490,28

407,91

373,66

89,17

1361,02

МУП «Петропав-ловский водоканал»

10919,4

238,64

2212,69

2039,53

1868,27

0,0

6359,13

Итого

59728,79

4994,15

9420,14

10595,21

11369,5

1837,03

38216,43

Таким образом, до срока окончания срока действия договора простого товарищества, его участникам следует перечислить сумму в общем размере 21512,36 тыс. рублей, в том числе:

- МУП «УМИТ» - 746,87 тыс. рублей;

- МАУ «УЖКХ» - 15382,34 тыс. рублей;

- МУП «Спецтранс» - 822,88 тыс. рублей;

- МУП «Петропавловский водоканал» - 4560,27 тыс. рублей.

Согласно условиям договора, полученные в виде вкладов в совместную деятельность товарищества денежные средства, расходуются МУП «УМИТ» на погашение кредита и процентов по нему. Кредит оформлен МУП «УМИТ» в целях оплаты услуг ЗАО «СЭНРИ» по разработке ПКР.

Так, спустя 9 месяцев после заключения договора с ЗАО «СЭНРИ» на разработку ПКР, МУП «УМИТ» заключило кредитный договор с РосБР от 21.08.2009 № 21-КР-436/09[29].

В соответствии с указанным кредитным договором РосБР открывает заёмщику кредитную линию с лимитом выдачи 37580,0 тыс. рублей для использования указанных кредитных средств на цели финансирования расходов, произведённых по разработке программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры г. Петропавловска-Камчатского. Первоначально договором процентная ставка за пользование кредитом установлена в размере 14,0%. Срок действия кредитного договора – 25.12.2015 года. Платежи осуществляются ежеквартально, начиная с 31.03.2010 года и составляют 1565,8 тыс. рублей.

Впоследствии дополнительным соглашением от 27.08.2010 года процентная ставка за пользование кредитом уменьшена до 11,5% годовых.

В настоящее время РосБР переименован в ОАО «Российский Банк поддержки малого и среднего предпринимательства» (МСП Банк).

Согласно данным бухгалтерского учёта МУП «УМИТ» всего за период действия договора и по 1 квартал 2013 года в пользу МСП Банк осуществлены следующие платежи.

(тыс. рублей)

Период

Уплата основного долга

Уплата % за пользование кредитом

Всего

2009 год

0,0

1043,9

1043,9

2010 год

6263,2

4638,5

10901,7

2011 год

6263,2

2558,0

8821,2

2012 год

6263,2

3372,8

9636,0

1 кв. 2013 года

1565,8

524,4

2090,2

Итого:

20355,4

12137,6

32493,0

Таким образом, МУП «УМИТ» в пользу МСП Банк перечислило 32493,0 тыс. рублей. До окончания срока действия кредитного договора МУП «УМИТ» обязано перечислить в пользу банка сумму остатка основного долга в размере 17224,6 тыс. рублей и проценты за пользование кредитными средствами в размере 2964,7 тыс. рублей, то есть общая сумма перечислений составит 20189,3 тыс. рублей. С учётом ранее перечисленных денежных средств, общая сумма перечислений в пользу МСП Банк до IV квартала 2015 года составит 52682,3 тыс. рублей.

Таким образом, для оплаты услуг по разработке ПКР в общей сумме 42015,35 тыс. рублей, МУП «УМИТ» не имея собственных средств, привлёк кредитные ресурсы в размере 37580,0 тыс. рублей. При этом муниципальные организации городского округа за счёт средств которых финансируется погашение кредита, вынуждены будут возместить МСП Банк 52682,3 тыс. рублей заёмных средств и процентов за их пользование, то есть на 10666,95 тыс. рублей[30] (25,39%) больше фактических платежей, осуществлённых в пользу ЗАО «СЭНРИ» и Международной финансовой корпорации за осуществление мероприятий, касающихся разработки ПКР.

Следует отметить, что для обеспечения финансирования мероприятий, предусмотренных договором простого товарищества, бюджетом Петропавловск-Камчатского городского округа в 2010 году МУП «УМИТ» предоставлена муниципальная гарантия от 04.09.2009 № 11 в сумме 60000,0 тыс. рублей[31] для разработки перспективной схемы теплоснабжения г. Петропавловска-Камчатского и проекта ПКР.

Кроме того, МАУ «УЖКХ» является поручителем МУП «УМИТ» в соответствии с договором поручительства от 04.09.2009 № 09/2009ПР-02 по исполнению последним обязательств по удовлетворению регрессивного требования Департамента экономической и бюджетной политики администрации городского округа[32] в связи с исполнением муниципальной гарантии. Предел ответственности МАУ «УЖКХ» ограничивается суммой не более 60000,0 тыс. рублей, то есть размером предоставленной гарантии.

Таким образом, в случае неисполнения обязательств МУП «УМИТ» по возмещению кредитных средств МСП Банк, в действие вступит муниципальная гарантия городского округа по уплате долга за предприятие перед кредитной организацией. Учитывая, что МАУ «УЖКХ» является поручителем МУП «УМИТ» в вышерассмотренной части, ответственность по уплате кредита может быть возложена на указанное автономное учреждение.

Однако необходимо отметить, что 13.07.2011 года МАУ «УЖКХ» уведомило организации, что в связи с ликвидацией учреждения выходит из товарищества в соответствии со ст. 1050 Гражданского кодекса РФ[33] и что договор простого товарищества прекращает действие вследствие ликвидации одного из участников, если не будет произведена замена учреждения на иное юридическое лицо. При этом, несмотря на уведомление МАУ «УЖКХ» о выходе из простого товарищества в связи с ликвидацией, дополнительных соглашений о расторжении договора, либо замене МАУ «УЖКХ» на иное юридическое лицо подписано не было.

Следует отметить, что согласно ст. 1050 ГК РФ договор простого товарищества прекращается вследствие ликвидации либо реорганизации участвующего в договоре простого товарищества юридического лица, если договором или последующим соглашением не предусмотрено сохранение договора в отношениях между остальными товарищами. Ликвидация юридического лица регламентируется ст. 61-65 ГК РФ. Согласно ст. 63 ГК РФ ликвидации юридического лица считается завершённой, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ). Поскольку в ЕГРЮЛ внесена запись о начале процедуры ликвидации МАУ «УЖКХ», учреждение является действующим юридическим лицом в стадии ликвидации.

Более того, пунктом 9.1 договора простого товарищества предусмотрено, что его действие прекращается вследствие истечения срока действия или соглашения всех товарищей о прекращении договора. В случае прекращения договора в отношении одного или нескольких товарищей по каким-либо основаниям, предусмотренным ст. 1050 ГК РФ, действие договора в отношении иных товарищей сохраняется. Таким образом, на сегодняшний день организации, участвующие в договоре простого товарищества осуществляют взносы в него в соответствии с принятыми обязательствами.

Однако, в связи с будущим окончанием ликвидации МАУ «УЖКХ» неизбежно возникнет проблема погашения кредита перед МСП Банк, учитывая значимую долю взносов указанного учреждения в простое товарищество.

Кроме прочего, по мнению Контрольно-счетной палаты изначально участие МАУ «УЖКХ» в договоре простого товарищества было необдуманным решением руководства учреждения, так как его участие в финансировании расходов по разработке ПКР не направлено на осуществление уставной деятельности автономного учреждения (управление многоквартирными жилыми домами).

Также необходимо отметить, что по имеющейся в распоряжении Контрольно-счетной палаты переписке участников договора простого товарищества, МУП «УМИТ» регулярно информирует администрацию городского округа о несвоевременности взносов организаций, что негативно влияет на финансовое состояние предприятия, которое вынуждено в ряде случаев за счёт собственных средств осуществлять платежи в пользу МСП Банк для предотвращения покрытия обязательных кредитных платежей муниципальной гарантией городского округа. При этом МУП «УМИТ» не имеет свободных денежных средств для погашения кредита в части доли товарищей, а риск неуплаты организациями своих долей сводится к максимуму. Так, по расчётам за 1 квартал 2013 года задолженность организаций по взносам в простое товарищество составляет 446,1 тыс. рублей, в том числе: МУП «Петропавловский водоканал» - 445,9 тыс. рублей, МАУ «УЖКХ» - 0,2 тыс. рублей.

Следует отметить, что в 2012 году МУП «УМИТ» совместно с Управлением экономики городского округа и КУИ обсуждал вопрос о замене в договоре простого товарищества МАУ «УЖКХ» на ООО «УЖКХ». При этом в процессе анализа платёжеспособности новой стороны – ООО «УЖКХ» установлено, что у данного юридического лица отсутствует источник оплаты по договору в связи с отсутствием собственных денежных средств, так как является управляющей компанией многоквартирными жилыми домами осуществляющей деятельность преимущественно за счёт средств населения.

Контрольно-счетная палата дополнительно отмечает, что МАУ «УЖКХ» находясь в стадии ликвидации, также не имеет собственных средств, и к тому же несёт обязанность по расчётам с кредиторами за счёт поступлений дебиторской задолженности в виде внесения оплаты населением за услуги ЖКХ. В тоже время, исполняя обязательства по уплате взносов в рамках договора простого товарищества, одновременно несёт риски в части неисполнения обязательств перед кредиторами.

Следует отметить, что на сегодняшний[34] день ввиду осуществления платежей МУП «УМИТ» в пользу МСП Банк в части погашения кредита, размер муниципальной гарантии №11 снижен на 37711,1 тыс. рублей и составляет 22288,9 тыс. рублей.

Учитывая возможность досрочного погашения кредита перед МСП Банк в соответствии с кредитным договором, МУП «УМИТ» в сентябре 2012 года обращался в адрес Главы администрации городского округа[35] с просьбой рассмотреть вопрос об увеличении уставного капитала на сумму 23000,0 тыс. рублей для досрочного погашения кредита по кредитному договору с МСП Банк. После полного погашения кредита перед МСП Банк ПКР городского округа МУП «УМИТ» планирует отразить ПКР в составе нематериальных активов на балансе предприятия.

Однако какой-либо ответ администрации городского округа на указанное обращение предприятия в адрес Контрольно-счетной палаты не представлен.

Учитывая вышеизложенное необходимо особо акцентировать внимание на то, что при возникновении ситуаций, связанных с отсутствием взносов организаций в рамках договора простого товарищества, возникнет финансовая недостаточность для возврата кредита и процентов за пользование им со стороны МУП «УМИТ» в пользу МСП Банк. В случае прекращения договора простого товарищества, а, соответственно, и отсутствия финансовых возможностей оплаты обязательств за счёт взносов товарищей и невозможности уплаты причитающихся сумм по договору поручительства со стороны МАУ «УЖКХ» по причине ликвидации автономного учреждения, выплата по кредитному договору будет осуществляться со стороны бюджета городского округа, что негативно повлияет на исполнение бюджета в целом.

Необходимо отметить, что в 2011 году МУП «Петропавловский водоканал» предпринимало попытки выхода из простого товарищества. Причинами являлись как заявление МАУ «УЖКХ» о выходе из товарищества, так и неудовлетворение утверждённой ПКР.

Так, 21.09.2011 года МУП «Петропавловский водоканал» направило в адрес организаций заявление об отказе от участия в договоре простого товарищества и проект соглашения о его расторжении. В ответ на указанное заявление, МУП «Спецтранс» письмом от 10.10.2011 года сообщило, что не возражает против отказа предприятия в участии в простом товариществе при условии наличия уважительной причины и возмещения остальным товарищам реального ущерба, причинного расторжением данного договора. 14.10.2011 года МУП «Петропавловский водоканал» отозвало ранее направленный отказ.

Также МУП «Петропавловский водоканал» письмом от 28.12.2011 года в адрес МУП «УМИТ» сообщил, что в существующем формате ПКР не отражает реальные перспективы развития систем водоснабжения и водоотведения Петропавловск-Камчатского городского округа по причине неактуальности изложенной в ней информации. До рассмотрения ПКР Городской Думой в первом чтении, предприятие направляло замечания по разработанной ЗАО «СЭНРИ» версии ПКР, как в Управление экономики городского округа[36], так и разработчикам программы. Корректировки по замечаниям, направленным МУП «Петропавловский водоканал» на момент утверждения ПКР в неё внесены не были. Ввиду того, что действующая ПКР не отражает реальных перспектив развития коммунальной инфраструктуры городского округа и, как следствие не может являться достаточным основанием для разработки и утверждения инвестиционных программ МУП «Петропавловский водоканал» в сферах водоснабжения и водоотведения, предприятие сообщило, что считает нецелесообразным осуществлять оплату выполненных работ в рамках договора простого товарищества до внесения соответствующих корректировок. Ввиду того, что в настоящее время МУП «Петропавловский водоканал» совместно с Правительством Камчатского края ведёт разработку технико-экономического обоснования перспектив развития систем водоснабжения и водоотведения Петропавловск-Камчатской-Елизовской агломерации в целом, дальнейшее участие предприятия в товариществе не является целесообразным.

Таким образом, одна из крупнейших ресурсоснабжающих организаций коммунального комплекса города, осуществляющая деятельность в рамках инвестиционной, производственной и ряда целевых программ чётко обозначила свою позицию в части невозможности применения разработанной ПКР в целях реализации производственной деятельности предприятия.

Необходимо отметить, что в обращении МУП «УМИТ» в адрес Главы администрации городского округа от 26.09.2012 года предприятие также отмечало, что необходимо в кратчайшие сроки сформировать рабочую группу по актуализации ПКР для полного её использования в целях разработки и утверждения инвестиционных программ организаций коммунального комплекса, а также для установления инвестиционных надбавок к тарифам и платы за подключение к системам коммунальной инфраструктуры в соответствии с Федеральным законом № 210-ФЗ.

В настоящее время ПКР в виде обосновывающих материалов и электронной модели теплоснабжения находится в МУП «УМИТ», работа по актуализации программы не проводится.

Подводя итоги аналитической работы необходимо отметить следующее.

До момента утверждения ПКР на 31 сессии Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа Контрольно-счетной палатой было составлено экспертное заключение на проект решения Городской Думы «Об утверждении программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Петропавловск-Камчатского городского округа на 2010-2025 годы» от 03.11.2010 № 32-03/э[37], в котором были отражены разного рода несоответствия законодательству, действующего на момент утверждения программы, а также юридико-технические ошибки. Контрольно-счетная палата рекомендовала разработчикам проекта устранить отражённые замечания до рассмотрения проекта решения на сессии Городской Думы.

Перед рассмотрением указанного проекта решения на сессии Городской Думы Управлением экономики Петропавловск-Камчатского городского округа[38] внесены в проект решения изменения, касающиеся юридико-технических ошибок. При этом существенные замечания, отражённые в экспертном заключении разработчиками проекта решения оставлены без внимания и соответственно без изменений. Таким образом, ПКР была принята без учёта перечисленных замечаний.

При этом пунктом 2 Решения Городской Думы № 961-р об утверждении ПКР определено поручить администрации городского округа изучить предложения Контрольно-счетной палаты и совместно с ней подготовить изменения в ПКР с целью устранения замечаний или представить в Городскую Думу письменные возражения в течение двух месяцев со дня принятия настоящего решения. Распоряжением администрации городского округа от 28.01.2011 № 69-р создана рабочая группа по исполнению решения Городской Думы № 961-р и утверждён её состав.

В результате совместной работы, членами рабочей группы найдены решения большинства разногласий. Согласно пояснительной записке, представленной совместно с проектом решения, Управление экономики отразило результаты работы по внесению изменений в ПКР, а именно:

· по расхождениям объёмов финансирования, отражённых в ПКР в части захоронения ТБО и в инвестиционной программе МУП «Спецтранс» по строительству объекта «Полигон с комплексом по сортировке, переработке и захоронению твёрдых бытовых отходов (ТБО) в районе автодороги в посёлок Радыгино г. Петропавловска-Камчатского на 2010-2014 годы»[39].

Рабочая группа не пришла к общему решению вопроса в части расхождений показателей финансовых потребностей, отражённых в ПКР и инвестиционной программе МУП «Спецтранс». По мнению Управления экономики на сегодняшний день инвестиционная программа не обеспечивает решения всех проблем, стоящих перед городским округом в сфере переработки ТБО, в то время как ПКР учитывает полную потребность систем коммунальной инфраструктуры в инвестициях. Управление экономики указывало, что исходя из смысла ст. 11 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса»[40] не ПКР должен состоять из отдельных инвестиционных программ, а инвестиционная программа должна соответствовать программе комплексного развития. Управлением экономики в адрес Контрольно-счетной палаты направлено предложение[41] о внесении изменений в действующую инвестиционную программу МУП «Спецтранс», либо утверждение её в новой редакции, приведя финансовые потребности в соответствии с потребностями ПКР, а именно: общий объём затрат инвестиционной программы МУП «Спецтранс» изложить в сумме 384,5 млн. рублей, а не в утверждённой сумме 371,8 млн. рублей, то есть, изменить не ПКР, а инвестиционную программу МУП «Спецтранс».

· в отношении несоответствий, отражённых в паспорте ПКР и исключения раздела «Электроснабжение»:

Позиция Контрольно-счетной палаты, отражённая в экспертном заключении заключалась в том, что объёмы финансирования, отражённые в паспорте программы при суммировании не отражают сумму, отражённую по графе «Всего» в сумме 19208,6 тыс. рублей. С учётом внесённых в проект изменений, в разделе «Объёмы и источники финансирования» отражён объём финансовых потребностей на реализацию мероприятий ПКР в общей сумме 11858,1 млн. рублей, что на 7350,5 млн. рублей меньше ранее значившегося в ПКР объёма финансирования. Снижение объёмов финансирования программы осуществлено вследствие исключения из ПКР раздела «Электроснабжение», так как на момент утверждения ПКР п. 2 ст. 2 Федерального закона № 210-ФЗ содержал понятие системы коммунальной инфраструктуры - совокупность производственных, имущественных объектов, в том числе трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, технологически связанных между собой, расположенных (полностью или частично) в границах территорий муниципальных образований и предназначенных для нужд потребителей этих муниципальных образований. Следовательно, ПКР разработанная для системы коммунальной инфраструктуры не должна была содержать мероприятий в сфере электроснабжения и соответственно затрат по ним, так как перечень сфер деятельности, отражённых в понятии системы коммунальной инфраструктуры являлся закрытым.

Согласно внесённым изменениям, источниками финансирования ПКР являются: собственные средства – 7139,0 млн. рублей; бюджетные средства – 1692,6 млн. рублей; кредитные средства – 3026,5 млн. рублей; обслуживание кредитов – 1383,7 млн. рублей. Расчетно, суммирование данных показателей даёт общий размер финансовых потребностей в размере 13241,9 млн. рублей, что на 1383,7 млн. рублей больше общего объёма инвестиций ПКР.

Согласно пояснительной записке в сводную строку «Обслуживание кредитов» выведены затраты на обслуживание кредитов, расходы на перекредитование и пролонгацию кредитных договоров. При этом Контрольно-счетная палата отмечала, что обслуживание кредитов не может являться источником финансирования ПКР, так как по сути является затратами предприятий коммунального комплекса вследствие привлечения кредитных ресурсов. Членами рабочей группы принято решение в части внесения изменений в паспорт ПКР, а именно: в паспорте ПКР изменена структура затрат, при которой финансовые средства для обслуживания кредитных ресурсов будут выведены отдельно, а собственные средства будут учтены отдельно от кредитных источников. Текст будет дополнен соответствующими комментариями.

Однако на момент внесения изменений в ПКР табличная часть паспорта ПКР не содержит каких-либо текстовых разъяснений в вышерассмотренной части. Для урегулирования показателей табличной части паспорта ПКР, Контрольно-счетная палата предлагала - обслуживание кредитов в паспорте ПКР отразить справочной сноской в строке «Кредитные средства» со следующим текстом: «Обслуживание кредитов за период действия ПКР составит 1383,7 млн. рублей».

Таким образом, разработанная ПКР городского округа является продуктом, использование которого невозможно организациями коммунального комплекса по причине неактуальности изложенной в ней информации, а также несоответствия потребностей в финансировании их деятельности.

Учитывая вышеизложенное, а именно:

· отсутствие фактической потребности и заинтересованности организаций коммунального комплекса в разработке ПКР;

· утверждение программы с условиями, не соответствующими действительности в части осуществления деятельности организаций ЖКХ городского округа и наличие ряда мероприятий, направленных на совершенствование систем водоснабжения, водоотведения и утилизации ТБО города, осуществляемых в рамках ряда иных программ, утверждённых на территории городского округа,

- по мнению Контрольно-счетной палаты расходы, понесённые МУП «УМИТ», МУП «Петропавловский водоканал», МАУ «УЖКХ» и МУП «Спецтранс» в общей сумме 42015,35 тыс. рублей являются ущербом вышеуказанных муниципальных организаций, а соответственно и ущербом городского округа. Дальнейшие платежи муниципальных организаций, направленные на оплату услуг МСП Банк в сумме 10666,95 тыс. рублей в связи с погашением кредита, полученного на разработку ПКР, не будут направлены на цели осуществления деятельности муниципальных организаций и также будет являться ущербом.

Выводы:

  1. В 2010 году на территории Петропавловск-Камчатского городского округа утверждена Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры со сроком действия до 2025 года. При этом разработка программы была осуществлена при отсутствии обязательных законодательных требований в части наличия ПКР на территории городского округа.
  2. Для разработки Программы комплексного развития МУП «УМИТ» заключил договор от 05.11.2008 №001 с ЗАО «СЭНРИ» на разработку предложений по ПКР и перспективной Схемы теплоснабжения г. Петропавловска-Камчатского стоимостью 41400,0 тыс. рублей, а также Соглашение о сотрудничестве от 10.10.2008 года с Международной финансовой корпорацией на выявление потенциала повышения энергоэффективности на объектах социальной сферы, разработку перечня мероприятий по реализации данного потенциала, предварительную оценку эффекта энергосбережения, соответствующей бюджетной экономии и необходимого объёма инвестиций, расходы по которому составили 615,35 тыс. рублей. Общая сумма затрат по указанным сделкам составила 42015,35 тыс. рублей.

Необходимо отметить, что какие-либо документы по определению администрацией городского округа МУП «УМИТ» организацией, осуществляющей мероприятия от имени ОМС по отбору исполнителя в целях разработки ПКР, отсутствуют. При этом Устав МУП «УМИТ» не содержит видов деятельности, позволяющих ему осуществлять мероприятия по разработке ПКР, следовательно, заключение сделки в целях разработки программы не соответствует уставной деятельности предприятия. Также следует отметить, что МУП «УМИТ» не проводил конкурсные процедуры по отбору исполнителя разработки ПКР.

  1. В целях финансирования расходов по разработке материалов ПКР МУП «УМИТ» заключил кредитный договор от 21.08.2009 года с МСП Банк с лимитом денежных средств 37580,0 тыс. рублей. За период действия кредитного договора и по 1 квартал 2013 года включительно МУП «УМИТ» в пользу МСП Банк перечислило 32493,0 тыс. рублей. До окончания срока действия кредитного договора МУП «УМИТ» обязано перечислить в пользу банка сумму остатка основного долга в размере 17224,6 тыс. рублей и проценты за пользование кредитными средствами в размере 2964,7 тыс. рублей, то есть общая сумма перечислений составит 20189,3 тыс. рублей. С учётом ранее перечисленных денежных средств, общая сумма перечислений в пользу МСП Банк до IV квартала 2015 года составит 52682,3 тыс. рублей.
  2. Не имея собственных средств для расчётов с кредитной организацией, МУП «УМИТ», МУП «Петропавловский водоканал», «Спецтранс» и МАУ «УЖКХ» заключили договор простого товарищества в первоначальной редакции от 02.11.2008 года, впоследствии в новой редакции датирован 20.08.2009 года. Согласно договору муниципальные организации объединяют свои вклады и совместно действуют без образования юридического лица в целях разработки предложений к Программе комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры г. Петропавловска-Камчатского, а также перспективной Схемы теплоснабжения г. Петропавловска-Камчатского. Примерная стоимость рассматриваемого договора с учётом внесения изменений составляет 59728,79 тыс. рублей.
  3. За период действия договора простого товарищества организации осуществили взносов в целях финансирования мероприятий по разработке ПКР в общей сумме 38216,43 тыс. рублей. До срока окончания срока действия договора простого товарищества в IV квартале 2015 года, его участникам следует перечислить сумму в общем размере 21512,36 тыс. рублей.
  4. Таким образом, для оплаты услуг по разработке ПКР в общей сумме 42015,35 тыс. рублей, МУП «УМИТ» не имея собственных средств, привлёк кредитные ресурсы в размере 37580,0 тыс. рублей. При этом муниципальные организации городского округа за счёт средств которых финансируется погашение кредита, вынуждены будут возместить МСП Банк 52682,3 тыс. рублей заёмных средств и процентов за их пользование, то есть на 10666,95 тыс. рублей (25,39%) больше фактических платежей, осуществлённых в пользу ЗАО «СЭНРИ» и Международной финансовой корпорации за осуществление мероприятий, касающихся разработки ПКР.
  5. Заключение договора с ЗАО «СЭНРИ» на разработку ПКР, Соглашения с МФК и договора простого товарищества для финансирования программы осуществлено в нарушение требований ст. 20 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и ст. 8 Решения Городской Думы от 03.09.2009 № 168-нд «О порядке принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных унитарных предприятий в Петропавловск-Камчатском городском округе», то есть без согласования представителем собственника муниципального имущества. Указанные сделки были одобрены КУИ спустя 1,5 - 5 месяцев после заключения.
  6. Для обеспечения финансирования мероприятий, предусмотренных договором простого товарищества, бюджетом Петропавловск-Камчатского городского округа в 2010 году МУП «УМИТ» предоставлена муниципальная гарантия от 04.09.2009 № 11 в сумме 60000,0 тыс. рублей для разработки перспективной схемы теплоснабжения г. Петропавловска-Камчатского и проекта ПКР. Кроме того, МАУ «УЖКХ» является поручителем МУП «УМИТ» в соответствии с договором поручительства от 04.09.2009 № 09/2009ПР-02 по исполнению последним обязательств по удовлетворению регрессивного требования финансового органа администрации городского округа в связи с исполнением муниципальной гарантии. Предел ответственности МАУ «УЖКХ» ограничивается размером предоставленной гарантии. Однако указанное автономное учреждение в настоящее время находится в стадии ликвидации и несёт обязательства перед кредиторами, что в свою очередь делает невозможным покрытие задолженности МУП «УМИТ» перед банком в случае наступления гарантийного случая за счёт средств МАУ «УЖКХ».

На сегодняшний день вследствие погашения МУП «УМИТ» кредитных обязательств перед банком, размер муниципальной гарантии снижен и составляет 22288,9 тыс. рублей.

  1. МУП «УМИТ» регулярно информирует администрацию городского округа о несвоевременности взносов организаций, что негативно влияет на финансовое состояние предприятия, которое вынуждено в ряде случаев за счёт собственных средств осуществлять платежи в пользу МСП Банк для предотвращения покрытия обязательных кредитных платежей муниципальной гарантией городского округа. При этом МУП «УМИТ» не имеет свободных денежных средств для погашения кредита в части доли товарищей, а риск неуплаты организациями своих долей сводится к максимуму.

В случае неисполнения обязательств МУП «УМИТ» по возмещению кредитных средств МСП Банк, в действие вступит муниципальная гарантия городского округа по уплате долга за предприятие перед кредитной организацией, что негативно отразится на исполнении бюджета в целом.

Учитывая возможность досрочного погашения кредита перед МСП Банк в соответствии с кредитным договором, МУП «УМИТ» в сентябре 2012 года обращался в адрес Главы администрации городского округа с просьбой рассмотреть вопрос об увеличении уставного капитала на сумму 23000,0 тыс. рублей для досрочного погашения кредита. Также предприятие отмечало, что необходимо в кратчайшие сроки сформировать рабочую группу по актуализации ПКР для её дальнейшего использования в целях разработки и утверждения инвестиционных программ организаций коммунального комплекса, а также для установления инвестиционных надбавок к тарифам и платы за подключение к системам коммунальной инфраструктуры в соответствии с Федеральным законом № 210-ФЗ. В настоящее время ПКР в виде обосновывающих материалов и электронной модели теплоснабжения находится в МУП «УМИТ», работа по актуализации программы не проводится. Однако какой-либо ответ администрации городского округа на указанное обращение предприятия в адрес Контрольно-счетной палаты не представлен.

  1. Необходимо отметить, что в 2011 году МУП «Петропавловский водоканал» предпринимало попытки выхода из простого товарищества. Причинами являлись как заявление МАУ «УЖКХ» о выходе из товарищества, так и неудовлетворение утверждённой ПКР. Так, МУП «Петропавловский водоканал» сообщил, что в существующем формате ПКР не отражает реальные перспективы развития систем водоснабжения и водоотведения Петропавловск-Камчатского городского округа по причине неактуальности изложенной в ней информации. До рассмотрения ПКР Городской Думой в первом чтении, предприятие направляло замечания по разработанной ЗАО «СЭНРИ» версии ПКР, как в Управление экономики городского округа, так и разработчикам программы. Корректировки по замечаниям, направленным МУП «Петропавловский водоканал» на момент утверждения ПКР в неё внесены не были. Ввиду того, что действующая ПКР не отражает реальных перспектив развития коммунальной инфраструктуры городского округа и, как следствие не может являться достаточным основанием для разработки и утверждения инвестиционных программ МУП «Петропавловский водоканал» в сферах водоснабжения и водоотведения, предприятие сообщило, что считает нецелесообразным осуществлять оплату выполненных работ в рамках договора простого товарищества до внесения соответствующих корректировок. Ввиду того, что МУП «Петропавловский водоканал» совместно с Правительством Камчатского края ведёт разработку технико-экономического обоснования перспектив развития систем водоснабжения и водоотведения Петропавловск-Камчатской-Елизовской агломерации в целом, дальнейшее участие предприятия в товариществе не является целесообразным.

Таким образом, одна из крупнейших ресурсоснабжающих организаций коммунального комплекса города, осуществляющая деятельность в рамках инвестиционной, производственной и ряда целевых программ чётко обозначила свою позицию в части невозможности применения разработанной ПКР в целях реализации производственной деятельности предприятия.

  1. Также Контрольно-счетная палата отмечала несоответствие ПКР нормам действующего законодательства на момент утверждения программы. Однако предложения Контрольно-счетной палаты не были в полном объёме отражены во вносимых изменениях. Таким образом, на сегодняшний день ПКР не соответствует Инвестиционной программе МУП «Спецтранс» в части финансирования мероприятий организации коммунального комплекса.
  2. Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры городского округа на 2010-2025 годы является продуктом, использование которого невозможно организациями коммунального комплекса по причине неактуальности изложенной в ней информации, а также несоответствия потребностей в финансировании их деятельности.
  3. Учитывая вышеизложенное, а именно:

Ø отсутствие фактической потребности и заинтересованности организаций коммунального комплекса в разработке ПКР;

Ø утверждение программы с условиями, не соответствующими действительности в части осуществления деятельности организаций ЖКХ городского округа и наличие ряда мероприятий, направленных на совершенствование систем водоснабжения, водоотведения и утилизации ТБО города, осуществляемых в рамках ряда иных программ, утверждённых на территории городского округа,

- по мнению Контрольно-счетной палаты расходы, понесённые МУП «УМИТ», МУП «Петропавловский водоканал», МАУ «УЖКХ» и МУП «Спецтранс» в общей сумме 42015,35 тыс. рублей являются ущербом муниципальных организаций, а соответственно и ущербом городского округа. Дальнейшие платежи муниципальных организаций, направленные на оплату услуг МСП Банк в сумме 10666,95 тыс. рублей в связи с погашением кредита, полученного на разработку ПКР, не будут направлены на цели осуществления производственной деятельности муниципальных организаций.

Предложения:

  1. Направить Аналитическую записку по вопросу целесообразности и эффективности разработки, а также реализации Программы комплексного развития Петропавловск-Камчатского городского округа на 2010-2025 годы для сведения в адрес Главы Петропавловск-Камчатского городского округа, Главы администрации городского округа, Департамента финансов администрации Петропавловск-Камчатского городского округа.
  2. Направить Аналитическую записку по вопросу целесообразности и эффективности разработки, а также реализации Программы комплексного развития Петропавловск-Камчатского городского округа на 2010-2025 годы в адрес Прокуратуры г. Петропавловска-Камчатского для рассмотрения и принятия мер прокурорского реагирования.

 

Аудиторы

Контрольно-счетной палаты Петропавловск-Камчатского городского округа:

Е.М. Привалова

В.А Кочеткова

 

[1] Далее – Контрольно-счетная палата, КСП.

[2] Далее – Программа комплексного развития, ПКР, программа.

[3] По тексту возможно городской округ.

[4] Далее - Решения Городской Думы № 961-р.

[5] РИА Север ДВ, 13.09.2010 года /www.severdv.ru/.

[6] Здесь и далее – закрытое акционерное общество «Системные энергоэффективные решения и инвестиции».

[7] Далее – Федеральный закон № 131-ФЗ.

[8] Далее – Федеральный закон № 210-ФЗ.

[9] Далее – ТБО.

[10] Далее – возможно МО.

[11] Далее – Федеральный закон № 289-ФЗ.

[12] Официально опубликован 31.12.2012 года на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

[13] Далее – МО.

[14] Далее возможно ОМС.

[15] Вступило в силу 31.03.2013 года.

[16] Далее – ФСР.

[17] Далее – Федеральный закон № 185-ФЗ.

[18] Далее – Методические рекомендации по разработке ПКР.

[19] Здесь и далее – муниципальное унитарное предприятие «Управление механизации и автомобильного транспорта».

[20] Далее – КУИ.

[21] Согласование сделки от 10.04.2009 № 3936/4 на обращение МУП «УМИТ» от 09.04.2009 № 763.

[22] Далее - Федеральный закон № 161-ФЗ.

[23] Решение Городской думы № 168-нд.

[24] Далее – договор простого товарищества.

[25] Договор № 1 после изложения в новой редакции датирован 20.08.2009 года.

[26] На 1487,2 тыс. рублей (2,4%) меньше первоначально предусмотренной суммы в размере 61216,0 тыс. рублей.

[27] Здесь и далее – муниципальное автономное учреждение «Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Петропавловска-Камчатского».

[28] Письмо КУИ от 28.11.2008 № 15545/4.

[29] Далее – кредитный договор.

[30] 52682,3 тыс. рублей – 42015,35 тыс. рублей.

[31] Решение Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа от 24.12.2009 № 203-нд с учётом изменений.

[32] В настоящее время – Департамент финансов администрации Петропавловск-Камчатского городского округа.

[33] Далее – ГК РФ.

[34] Решение Городской Думы о бюджете городского округа на 2013 год и плановый период 2014-2015 годов от 04.12.2012 № 40нд и учётом изменений от 28.02.2013 № 26-нд.

[35] Письмо МУП «УМИТ» в адрес Главы администрации городского округа А.А. Алексеева от 26.09.2012 № 3916.

[36] Письмо от 02.09.2010 №3118/12-2.

[37] Экспертное заключение.

[38] Далее – Управление экономики.

[39] Утверждена решением Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа от 23.12.2009 № 676-р. Далее по тексту – инвестиционная программа МУП «Спецтранс»;

[40] Далее – Федеральный закон № 210-ФЗ.

[41] Письмо Управления экономики от 10.03.2011 № 10-02/222.