Скачать Отчёт
otchHoz.doc (148Кб)
г. Петропавловск-Камчатский | «04» апреля 2011 года |
Основание для проведения проверки: пункт 1.4 Плана работы Контрольно-счетной палаты Петропавловск-Камчатского городского округа на 2009 год, пункт 5.1 Плана работы Контрольно-счетной палаты на 2010 год.
Цель проверки: проверка эффективности хозяйственной деятельности предприятий муниципальной формы собственности.
Предмет проверки: учредительные документы; годовые и периодические бухгалтерские и статистические отчёты; налоговые декларации и расчёты к ним; финансовая отчётность; нормативные правовые акты и иные распорядительные документы, определяющие деятельность предприятий муниципальных форм собственности и обосновывающие операции с муниципальным имуществом; договоры, платёжные и иные первичные документы; данные регистров бухгалтерского учёта; иные документы, подтверждающие результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия, а также характеризующие эффективность использования муниципальной собственности.
Объект проверки: Открытое акционерное общество «Молокозавод Петропавловский» (далее – ОАО «Молокозавод» или общество), открытое акционерное общество «Вектор» (далее – ОАО «Вектор» или общество), муниципальное унитарное предприятие «Мебус» (далее – МУП «Мебус» или предприятие).
Проверяемые периоды: 2007-2009 годы.
Срок проведения проверки: с 08 июля по 14 августа 2009 года – ОАО «Молокозавод»; с 21 апреля по 11 мая 2010 года – МУП «Мебус»; с 12 мая по 31 мая 2010 года – ОАО «Вектор».
По результатам проверки составлены:
- акт проверки ОАО «Молокозавод» от 03.08.2009 № 10-38/01;
- акт проверки МУП «Мебус» от 07.05.2010 № 10-32/05;
- акт проверки ОАО «Вектор» от 25.05.2010 № 10-55/05.
Руководство проверяемых объектов с актами ознакомлено.
Акты подписаны без разногласий.
В период подготовки настоящего Отчёта направлены информационные письма:
- Главы Петропавловск-Камчатского городского округа;
- Комитета по управлению имуществом Петропавловск-Камчатского городского округа ;
- МУП «Мебус».
Результаты проверки:
В настоящем Отчёте обобщены результаты контрольных мероприятий, осуществлённые в трёх организациях муниципальной формы собственности.
Так, ОАО «Молокозавод» до 23.10.2008 года осуществляло свою деятельность как муниципальное унитарное предприятие. В 2008 году в соответствии с Прогнозным планом приватизации на 2008 год , МУП «Молокозавод Петропавловский» преобразован в открытое акционерное общество.
Уставный капитал ОАО «Молокозавод» составляет 60664,0 тыс. рублей в виде обыкновенных именных бездокументарных акций номинальной стоимостью 1,0 тыс. рублей каждая. Все акции находятся в собственности Петропавловск-Камчатского городского округа в лице КУИ, являющегося единственным акционером. Акции ОАО «Молокозавод» закреплены на праве оперативного управления за Департаментом экономической и бюджетной политики администрации Петропавловск-Камчатского городского округа .
ОАО «Вектор» также ранее осуществляло свою деятельность как муниципальное унитарное предприятие. В 2009 году в соответствии с Прогнозным планом приватизации МУП «Вектор» преобразован в ОАО «Вектор». Уставный капитал составляет 5223,0 тыс. рублей в виде обыкновенных именных бездокументарных акций номинальной стоимостью 1,0 тыс. рублей каждая . Все акции находятся в собственности городского округа в лице Комитета, являющегося единственным акционером.
В проверяемом периоде МУП «Мебус» осуществляло свою деятельность как муниципальное унитарное предприятие с размером уставного капитала 100,0 тыс. рублей. Учредителем предприятия, собственником имущества и отраслевым органом предприятия является Петропавловск-Камчатский городской округ в лице КУИ.
Основные виды экономической деятельности организаций и характеристики экономических показателей
ОАО «Молокозавод»:
Основными видами деятельности предприятия являются: производство и реализация молока и молочных продуктов, изготовление детской молочной продукции, выполнение торгово-закупочных работ с целью накопления средств для закупки оборудования, улучшения социальных условий для работников.
Поскольку проверка эффективности хозяйственной деятельности ОАО «Молокозавод» проводилась за период 2007-2008 годы, то в процессе подготовки настоящего Отчёта по запросу Контрольно-счетной палаты Петропавловск-Камчатского городского округа были получены сведения о хозяйственной деятельности ОАО «Молокозавод» за 2009 год.
Сравнительный анализ фактических показателей деятельности показал, что доходы МУП «Молокозавод» в 2009 году по сравнению с 2008 годом возросли на 23,5% или на 67337,0 тыс. рублей (353932,0 тыс. рублей к 286595,0 тыс. рублей соответственно). Данный рост стал возможным благодаря увеличению объёмов производства и реализации продукции, расширению ассортимента товаров молочной группы. Расходы общества также увеличились в 2009 году по сравнению с 2008 годом на 8,3% или на 22584,0 тыс. рублей (294622,0 тыс. рублей к 272038,0 тыс. рублей соответственно). Увеличение расходов объясняется осуществлением компенсационных выплат в пользу работников (в связи с прекращением трудового договора с бывшим директором Н.Т. Бельченко, за неиспользованный отпуск, а так же выплаты временным работникам за период отсутствия основных работников), удорожанием стоимости и объёмов потреблённой электроэнергии за счёт увеличения объёмов производства энергоёмких молочных продуктов (мороженое, сметана, творожные изделия), а так же коммунальных и эксплуатационных услуг.
Таким образом, превышение доходов над расходами положительным образом отразилось на чистой прибыли МУП «Молокозавод», которая в 2009 году по сравнению с 2008 годом выросла в 4,6 раза или на 35775,0 тыс. рублей (45689,0 тыс. рублей к 9914,0 тыс. рублей соответственно).
Приказами ДЭиБП утверждены дивиденды в размере 1919,7 тыс. рублей и 11422,3 тыс. рублей соответственно или 25% от сумм чистой прибыли по отчётным периодам. Общая сумма перечисленных дивидендов в рассматриваемом периоде (2008-2009 годы) составила 13342,0 тыс. рублей.
МУП «МЕБУС»:
Основными видами уставной деятельности предприятия являются: выполнение работ и оказание услуг по ремонту и пошиву обуви, торгово-закупочная деятельность, производство продукции собственного изготовления. При этом согласно данным проверки, МУП «Мебус» занимается только ремонтом обуви и осуществляет сопутствующие услуги.
Сравнительный анализ фактических показателей деятельности показал, что доходы предприятия в 2009 году по сравнению с 2008 годом возросли на 5% или на 314,0 тыс. рублей (6527,0 тыс. рублей к 6213,0 тыс. рублей соответственно). Рост доходов стал возможным благодаря увеличению объёмов оказываемых услуг. В 2009 году по сравнению с 2008 годом также увеличились расходы предприятия на 5% или на 189,0 тыс. рублей (6235,0 тыс. рублей к 6046,0 тыс. рублей соответственно). Увеличение расходов объясняется ростом заработной платы и удорожанием стоимости коммунальных и эксплуатационных услуг. Чистая прибыль предприятия в 2009 году возросла по сравнению с 2008 годом на 13,1% или на 21,0 тыс. рублей (181,0 тыс. рублей к 160,0 тыс. рублей соответственно). Общая часть чистой прибыли, перечисленная в бюджет в рассматриваемом периоде составила 85,0 тыс. рублей (2008 год – 40,0 тыс. рублей; 2009 год – 45,0 тыс. рублей).
Необходимо отметить, что основные средства, используемые МУП «Мебус» непосредственно в процессе производства, имеют полный (100 %) износ и эксплуатируются на предприятии с 1995 года . Между тем, ежегодно в пояснительных записках к отчётам предприятия, представляемым на балансовую комиссию в КУИ, руководителем МУП «Мебус» доводится до сведения собственника проблема изношенности оборудования и регулярно ставится вопрос о необходимости его замены. По расчётам предприятия, ориентировочная стоимость затрат на переоборудование на момент осуществления проверки составляла 1150,0 тыс. рублей. Однако, до настоящего времени КУИ не предприняты какие-либо меры в отношении обновления основных средств, непосредственно участвующих в процессе производстве, вследствие чего МУП «Мебус» не имеет возможности развития коньюктуры рынка и соответственно извлечения дополнительного дохода.
Следует отметить, что уставом предприятия предусмотрено резервирование части чистой прибыли, в том числе на развитие предприятия (обновление основных фондов предприятия) в размере 25%. По итогам работы МУП «Мебус» за 2009 год данный процент в суммовом выражении составил 45,0 тыс. рублей. Таким образом, при условии ежегодного стабильного получения данной суммы на обновление основных средств, предприятию потребуется 25 лет (1150,0:45,0) для того, чтобы появилась реальная возможность приобретения новых машин.
Контрольно-счетная палата, учитывая социальную значимость предприятия (в штате работников МУП «Мебус» трудится более 50 % инвалидов), рекомендовала КУИ и МУ «Мебус» подготовить соответствующие расчёты для включения необходимых ассигнований в расходы бюджета городского округа на 2011 год на переоборудования МУП «Мебус», а также администрации городского округа предлагала рассмотреть возможность финансирования данного муниципального предприятия в целях обновления машин и оборудования для дальнейшего развития МУП «Мебус» и обеспечения рабочими местами людей с ограниченными возможностями.
Согласно информации , предоставленной МУП «Мебус» потребность предприятия в денежных средствах на модернизацию оборудования составляет 1150,0 тыс. рублей. Также предприятием направлено в адрес Комитета ходатайство с просьбой оказания содействия в части финансирования обновления машин и оборудования.
Согласно информации КУИ , направленной в адрес Контрольно-счетной палаты в ответ на информационное письмо по результатам проверки , рассмотрение финансово-экономических показателей в форме бизнес-плана на 2011 год проходит на балансовой комиссии и утверждается протоколом балансовой комиссии, который рассылается, в том числе, и представителю МУП «Мёбус».
Также КУИ сообщило, что в последнее время рассматривается вопрос о приватизации МУП «Мебус» путём преобразования в открытое акционерное общество. По мнению КУИ, преобразование путём акционирования является наиболее прямым путём к полноценному рынку и одним из перспективных способов приватизации в открытые акционерные общества со 100%-ным публичным участием. Это позволит МУП «Мебус» в решении крупномасштабных, наиболее значимых задач, оптимальному соединению общественных и индивидуальных интересов, широким кредитно-финансовым возможностям, возможностью внедрения в другие производства.
Согласно информации Комитета, причиной рассмотрения указанного способа приватизации послужили нормы ч. 5 ст. 50 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 № 131-ФЗ , согласно которым, состав имущества МУП «Мебус» не попадает под категорию муниципального имущества, определённую данной статьёй рассматриваемого Федерального закона, для нахождения в собственности городского округа. В подтверждение своей позиции, Комитет приводит доводы, отражённые в п. 23 «Перечня поручений по реализации Послания Президента Федеральному собранию», утверждённого Президентом РФ от 06.12.2010 №ПР-3534, согласно которому руководители органов местного самоуправления в срок до 01.07.2011 года обязаны принять решение о приватизации имущества, не являющегося необходимым для осуществления полномочий, определённых законодательством РФ, обеспечив направление доходов от приватизации, прежде всего на реализацию мероприятий по модернизации экономики.
Однако, в данном случае мнение Контрольно-счетной палаты не совпадает с мнением КУИ по следующим основаниям:
Таким образом, по мнению Контрольно-счетной палаты, учитывая низкую рентабельность производства, отсутствие активов, а также штат, состоящий более чем наполовину из людей с ограниченными физическими возможностями, акционирование указанного предприятия представляется малоперспективным.
Следует отметить, что в соответствии с пунктом 15 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа, помимо прочего, относится создание условий для обеспечения жителей услугами бытового обслуживания.
Также необходимо учесть, что в соответствии с пунктами 3, 4, 6, ст. 20 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» органы местного самоуправления обеспечивают гарантии трудовой занятости, способствующие повышению конкурентоспособности инвалидов на рынке труда, в том числе в виде резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов, а также стимулирование создания предприятиями, учреждениями и организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов.
Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 13 Закона Камчатского края от 10.09.2008 № 107 «О социальной поддержке инвалидов в Камчатском крае» инвалидам, занятым в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, создаются необходимые условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
В этой связи мнение КУИ о жёсткой необходимости приватизации МУ «Мебус» может быть следствием недостаточной проработки вопроса в правовой плоскости. Особо необходимо отметить, что существуют также и другие, не рассматриваемые Комитетом возможные выходы из сложившейся ситуации.
Так, в соответствии с п.22 части 2, п. 23 части 3 и части 4 статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальным имуществом может являться имущество, предназначенное для оказания поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям на территории муниципального образования.
Следовательно, для того, чтобы соблюсти интересы инвалидов и обеспечить жителей городского округа услугами бытового обслуживания (а именно - ремонт обуви и сопутствующие услуги) Контрольно-счетная палата рекомендует не рассматривать вопрос о приватизации МУП «Мебус» в виду отсутствия правовых оснований и экономической целесообразности.
При этом целесообразно рассмотреть вопрос о создании муниципального автономного учреждения, которое являясь некоммерческой организацией, может владеть муниципальным имуществом и осуществлять деятельность в соответствии с муниципальным заданием учредителя. После трудоустройства работников МУП «Мебус» во вновь созданном муниципальном автономном учреждении может быть рассмотрен вопрос о последующей ликвидации действующего в настоящее время муниципального унитарного предприятия.
В указанном письме КУИ также отражено мнение, что причиной нестабильной рентабельности МУП «Мебус» является не изношенность оборудования, а снижение в 2009 году уровня заработной платы, так как за счёт средств предприятия были выплачены компенсации трём работникам в сумме 241,3 тыс. рублей вследствие получения ими бытовых травм.
Однако данное утверждение не соответствует действительности, так как проведённая проверка показала, что в 2009 году общий размер начислений и выплаты заработной палаты на предприятии увеличился по сравнению с 2008 годом на 466,1 тыс. рублей и 294,0 тыс. рублей соответственно. В 2009 году компенсации за счёт средств предприятия вследствие получения работниками бытовых травм не выплачивались. За счёт средств предприятия частично оплачивались больничные листы по временной нетрудоспособности работников. Рассматривая расходы предприятия в 2009 году, основными из которых являлись выплата заработной платы и оплата увеличенных коммунальных и эксплуатационных услуг, нельзя не рассматривать и доходы, которые по сравнению с 2008 годом также увеличились вследствие роста объёмов услуг. При этом увеличение объёмов услуг удалось достигнуть предприятию на изношенном оборудовании. Следовательно, для достижения максимального роста объёма услуг и извлечения прибыли, МУП «Мебус» необходима модернизация оборудования.
Некорректное отражение Комитетом фактов хозяйственной деятельности МУП «Мебус», в очередной раз свидетельствует о низкой осведомлённости представителя собственника о деятельности организаций муниципальной формы собственности.
ОАО «Вектор»:
Основными видами деятельности являются: выполнение капитального ремонта и строительства жилья, изготовление столярных изделий и конструкций, выполнение капитального и текущего ремонта квартир. Кроме того, для получения дополнительной прибыли предприятие вправе осуществлять изготовление и реализацию товаров народного потребления, осуществлять торгово-закупочную деятельность, промышленное рыболовство, автотранспортные услуги населению.
Необходимо отметить, что провести анализ фактических показателей деятельности и анализ выполнения планов в отношении ОАО «Вектор» не представилось возможным ввиду полного отсутствия у последнего какой-либо финансово-хозяйственной деятельности. Убытки предприятия в 2008 году составили 8,0 тыс. рублей, в 2009 году – 405,0 тыс. рублей. Ввиду полной неплатёжеспособности налоговым органом приостановлены операции по расчетному счёту ОАО «Вектор» в Камчатском отделении Сбербанка РФ .
Несмотря на отсутствие деятельности, в проверяемом периоде ОАО «Вектор» заключило ряд договоров на получение займов на общую сумму 219,4 тыс. рублей . При этом заключение договоров займа было осуществлено без одобрения данного вида сделок со стороны совета директоров ОАО «Вектор» .
Следует отметить, что условия договоров займа предусматривают вознаграждение займодавцам в размере от 12% до 15% годовых. Общая сумма процентов по всем договорам займа, рассчитанная в ходе проверки составила 23,3 тыс. рублей. Следовательно, с учётом выплаты процентов сумма денежных средств, подлежащая возврату займодавцам, составит 242,7 тыс. рублей (219,4+23,3). Согласно данным бухгалтерского учёта общества, полученные денежные средства направлены на выплату заработной платы сторожам, оплату публикаций в газете «Вести», оплату проведения аудиторской проверки; оплату госпошлины за государственную регистрацию права на недвижимое имущество; оплату налога на землю; оплату расходов по выпуску акций.
По мнению Контрольно-счетной палаты, учитывая полное отсутствие в ОАО «Вектор» какой-либо финансово-хозяйственной деятельности, возврат данной суммы займодавцам является проблематичным.
Между тем, 100% пакет акций ОАО «Вектор» был включён в Прогнозный план приватизации объектов муниципальной собственности на 2010 год .
В дальнейшем Советом директоров ОАО «Вектор» на заседании 16.06.2010 года было принято решение рекомендовать единственному акционеру (КУИ) реорганизовать данное общество в форме присоединения к ОАО «Дирекция по эксплуатации зданий» .
Решение о реорганизации ОАО «Вектор» было принято на заседании комиссии по вопросам управления акционерными обществами . Причиной принятия такого решения послужило отсутствие в ОАО «Вектор» какой-либо деятельности при одновременном наличии неиспользуемых производственных площадей и земельного участка. Вместе с тем, ОАО «Дирекция по эксплуатации зданий» планирует осуществление производства тротуарной плитки, но при этом не располагает необходимыми производственными площадями для его организации. Таким образом, в результате проводимой реорганизации будут соблюдены обоюдные интересы рассматриваемых организаций.
Учитывая изложенное, решением Городской Думы от 08.09.2010 № 872-р , акции ОАО «Вектор» исключены из Прогнозного плана приватизации на 2010 год.
Анализ выполнения планов организаций
Учитывая наличие хозяйственной деятельности в организациях, далее проанализировано выполнение планов ОАО «Молокозавод» и МУП «Мебус».
ОАО «Молокозавод»:
Основные экономические показатели (бизнес-план в стоимостном и натуральном выражении) на 2008 год (на МУП «Молокозавод») разрабатывались предприятием самостоятельно, утверждались генеральным директором и согласовывались с заместителем Главы городского округа Кондрашиным С.Г.; на 2009 год (на ОАО «Молокозавод») также разрабатывались обществом самостоятельно, утверждались генеральным директором и Советом директоров.
Так, бизнес-план на 2008-2009 годы, по основным экономическим показателям, разработан следующим образом:
Следует отметить, что ОАО «Молокозавод» является получателем субсидий из бюджета Камчатского края на покрытие части затрат по переработке молока; части затрат по электроэнергии; части затрат по возмещению процентов по кредитам банков и лизинговым платежам, что так же позитивным образом влияют на конечные результаты работы общества (в 2007 году обществу было предоставлено субсидий на сумму 5311,0 тыс. рублей, в 2008 году – 11962,0 тыс. рублей, в 2009 году – 12499,0 тыс. рублей).
Таким образом, сопоставление роста доходных и расходных показателей, свидетельствует об организации в обществе продуманного планирования, рачительного использования внутренних резервов и финансовой поддержки в виде субсидий, с учётом всевозможных непредвиденных ситуаций в производственном процессе, конъюнктуры цен и спроса на рынке потребительских услуг.
В результате на предприятии в анализируемом периоде наблюдается устойчивый рост чистой прибыли по сравнению с плановыми показателями (в 2008 году на 94,0 %; в 2009 году в 2 раза).
МУП «Мебус»:
Основные финансово-экономические показатели работы на очередной финансовый год разрабатываются предприятием самостоятельно и направляются в КУИ для утверждения. Однако, как показала проверка, данный документ в утверждённом виде на предприятие не возвращается. Основные экономические показатели в стоимостном и натуральном выражении на 2008 и 2009 годы МУП «Мебус» составляли: план по доходам расходам к факту предыдущего года + 7,0 % и + 4,0 % соответственно.
Сравнительный анализ планов МУП «Мебус» на 2008-2009 годы, показал, что при планируемом доходе в 2008 году в сумме 6350,0 тыс. рублей, фактический доход составил 6213,0 тыс. рублей, то есть недовыполнение плана составило 137,0 тыс. рублей или 2%. Фактические расходы составили 6046,0 тыс. рублей, при плане в сумме 6007,0 тыс. рублей, то есть увеличение составило 39,0 тыс. рублей или 1%.
При планируемом доходе в 2009 году в сумме 6670,0 тыс. рублей, фактический доход составил 6527,0 тыс. рублей, то есть недовыполнение плана составило 143,0 тыс. рублей или 2%. Фактические расходы составили 6235,0 тыс. рублей, при плане в сумме 6300,0 тыс. рублей, то есть уменьшение составило 65,0 тыс. рублей или 1%.
В результате, при планируемом росте чистой прибыли в 2008 году в размере 208,0 тыс. рублей, предприятием получена прибыль в размере 160,0 тыс. рублей или 77 % от планируемого показателя; при планируемом росте чистой прибыли в 2009 году в размере 230,0 тыс. рублей, предприятием получена прибыль в размере 181,0 тыс. рублей или 79 % от планируемого показателя.
Данный анализ выполнения планов показал, что плановые значения показателей финансово-экономической деятельности предприятия требуют более тщательной проработки с учётом финансовых возможностей предприятия, а также с учётом конъюнктуры цен и спроса на рынке потребительских услуг.
Выводы:
МУП «Мебус» по итогам работы 2008-2009 годов перечислило в доход бюджета городского округа часть прибыли в общей сумме 85,0 тыс. рублей (40,0 и 45,0 тыс. рублей соответственно).
7. МУП «Мебус» является «низкорентабельным» предприятием. Основной причиной является полный износ основных средств МУП «Мебус», используемых непосредственно в процессе производства. Ориентировочная стоимость затрат на переоборудование составляет 1150,0 тыс. рублей. Необходимо отметить, что даже при условии ежегодного стабильного резервирования части чистой прибыли на обновление основных средств в размере 25 % (предусмотренным уставом) в сумме 45,0 тыс. рублей, предприятию потребуется 25 лет для появления реальной возможности приобретения новых машин.
8. Согласно информации КУИ, в последнее время рассматривается вопрос о приватизации МУП «Мебус» путём преобразования в открытое акционерное общество. По мнению представителя собственника, преобразование путём акционирования является наиболее прямым путём к полноценному рынку и одним из перспективных способов приватизации в открытые акционерные общества со 100%-ным публичным участием. Это позволит МУП «Мебус» в решении крупномасштабных, наиболее значимых задач, оптимальному соединению общественных и индивидуальных интересов, широким кредитно-финансовым возможностям, возможностью внедрения в другие производства.
Причиной рассмотрения указанного способа приватизации послужили нормы ч. 5 ст. 50 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 № 131-ФЗ , согласно которым, состав имущества МУП «Мебус» не попадает под категорию муниципального имущества, определённую данной статьёй рассматриваемого Федерального закона, для нахождения в собственности городского округа. В подтверждение своей позиции, Комитет приводит доводы, отражённые в п. 23 «Перечня поручений по реализации Послания Президента Федеральному собранию», утверждённого Президентом РФ от 06.12.2010 №ПР-3534, согласно которому руководители органов местного самоуправления в срок до 01.07.2011 года обязаны принять решение о приватизации имущества, не являющегося необходимым для осуществления полномочий, определённых законодательством РФ, обеспечив направление доходов от приватизации, прежде всего на реализацию мероприятий по модернизации экономики.
Однако, в данном случае мнение Контрольно-счетной палаты не совпадает с мнением КУИ по следующим основаниям:
Таким образом, учитывая низкую рентабельность производства, отсутствие активов, а также штат, состоящий более чем наполовину из людей с ограниченными физическими возможностями, акционирование указанного предприятия представляется малоперспективным.
10. По мнению Контрольно-счетной палаты существуют также другие, не рассматриваемые Комитетом, возможные выходы из сложившейся ситуации.
Так, в соответствии с п. 15 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа, помимо прочего, относится создание условий для обеспечения жителей услугами бытового обслуживания. При этом в соответствии с п.22 ч. 2, п. 23 ч. 3 и ч. 4 ст. 50 рассматриваемого Федерального закона муниципальным имуществом может являться имущество, предназначенное для оказания поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям на территории муниципального образования. Следовательно, для того, чтобы соблюсти интересы инвалидов и обеспечить жителей городского округа услугами бытового обслуживания (а именно - ремонт обуви и сопутствующие услуги) Контрольно-счетная палата рекомендует не рассматривать вопрос о приватизации МУП «Мебус» в виду отсутствия правовых оснований и экономической целесообразности. При этом целесообразно рассмотреть вопрос о создании муниципального автономного учреждения, которое являясь некоммерческой организацией, может владеть муниципальным имуществом и осуществлять деятельность в соответствии с муниципальным заданием учредителя. После трудоустройства работников МУП «Мебус» во вновь созданном муниципальном автономном учреждении может быть рассмотрен вопрос о последующей ликвидации действующего в настоящее время муниципального унитарного предприятия.
11. Окончательные выводы по эффективности деятельности предприятий муниципальной формы собственности будут отражены в аналитической записке, в которой будут обобщены материалы по всем контрольным мероприятиям, затрагивающим рассмотрение данного вопроса.
Предложения:
- рассмотреть возможность об отказе от приватизации МУП «Мебус», либо возможности создания некоммерческой организации – муниципального автономного учреждения бытового обслуживания населения с обязательным трудоустройством инвалидов и других работников, в настоящее время осуществляющих деятельность в МУП «Мебус»;
- в целях снижения финансовой нагрузки МУП «Мебус», рассмотреть возможность внесения изменений в решение Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа от 03.09.2009 № 168-нд «О порядке принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий в Петропавловск-Камчатском городском округе» в отношении снижения части прибыли муниципальных унитарных предприятий, подлежащей ежегодному перечислению в бюджет городского округа для предприятий бытового обслуживания.
- рассмотреть вопрос о целесообразности приватизации МУП «Мебус» на заседании Комитета Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа по собственности, земельным отношениям и строительству (О.Г. Бардовский).
Аудитор Контрольно-счетной палаты Петропавловск-Камчатского городского округа |
Е. М. Привалова |