Скачать Отчёт
otchHoz.doc (148Кб)

 

г. Петропавловск-Камчатский «04» апреля 2011 года
                                                

Основание для проведения проверки: пункт 1.4 Плана работы Контрольно-счетной палаты Петропавловск-Камчатского городского округа на 2009 год, пункт 5.1  Плана работы Контрольно-счетной палаты на 2010 год.
Цель проверки: проверка эффективности хозяйственной деятельности предприятий муниципальной формы собственности.  
Предмет проверки: учредительные документы; годовые и периодические бухгалтерские и статистические отчёты; налоговые декларации и расчёты к ним; финансовая отчётность; нормативные правовые акты и иные распорядительные документы, определяющие деятельность предприятий муниципальных форм собственности и обосновывающие операции с муниципальным имуществом; договоры, платёжные и иные первичные документы; данные регистров бухгалтерского учёта; иные документы, подтверждающие результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия, а также характеризующие эффективность использования муниципальной собственности. 
Объект проверки: Открытое акционерное общество «Молокозавод Петропавловский» (далее – ОАО «Молокозавод» или общество), открытое акционерное общество «Вектор» (далее – ОАО «Вектор» или общество), муниципальное унитарное предприятие «Мебус» (далее – МУП «Мебус» или предприятие).
Проверяемые периоды: 2007-2009 годы.
Срок проведения проверки: с 08 июля по 14 августа 2009 года – ОАО «Молокозавод»; с 21 апреля по 11 мая 2010 года – МУП «Мебус»; с 12 мая по 31 мая 2010 года – ОАО «Вектор».
По результатам проверки составлены:
- акт проверки ОАО «Молокозавод» от 03.08.2009 № 10-38/01;
- акт проверки МУП «Мебус» от 07.05.2010 № 10-32/05;
- акт проверки ОАО «Вектор» от 25.05.2010 № 10-55/05.
Руководство проверяемых объектов с актами ознакомлено.
Акты подписаны без разногласий.  
В период подготовки настоящего Отчёта направлены информационные письма:

  • для сведения в адрес:
  • Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа .
  • с предложениями о принятии мер по устранению нарушений, выявленных настоящей проверкой в адрес:

- Главы Петропавловск-Камчатского городского округа;
- Комитета по управлению имуществом Петропавловск-Камчатского городского округа ;
- МУП «Мебус».
Результаты проверки:
В настоящем Отчёте обобщены результаты контрольных мероприятий, осуществлённые в трёх организациях муниципальной формы собственности.  
Так, ОАО «Молокозавод» до 23.10.2008 года осуществляло свою деятельность как муниципальное унитарное предприятие. В 2008 году в соответствии с Прогнозным планом приватизации на 2008 год , МУП «Молокозавод Петропавловский» преобразован в открытое акционерное общество.
Уставный капитал ОАО «Молокозавод» составляет 60664,0 тыс. рублей в виде обыкновенных именных бездокументарных акций номинальной стоимостью 1,0 тыс. рублей каждая. Все акции находятся в собственности Петропавловск-Камчатского городского округа в лице КУИ, являющегося единственным акционером. Акции ОАО «Молокозавод» закреплены на праве оперативного управления за Департаментом экономической и бюджетной политики администрации Петропавловск-Камчатского городского округа .
ОАО «Вектор» также ранее осуществляло свою деятельность как муниципальное унитарное предприятие. В 2009 году в соответствии с Прогнозным планом приватизации МУП «Вектор» преобразован в ОАО «Вектор». Уставный капитал составляет 5223,0 тыс. рублей в виде обыкновенных именных бездокументарных акций номинальной стоимостью 1,0 тыс. рублей каждая . Все акции находятся в собственности городского округа в лице Комитета, являющегося единственным акционером.
В проверяемом периоде МУП «Мебус» осуществляло свою деятельность как муниципальное унитарное предприятие с размером уставного капитала 100,0 тыс. рублей. Учредителем предприятия, собственником имущества и отраслевым органом предприятия является Петропавловск-Камчатский городской округ в лице КУИ.  

Основные виды экономической деятельности организаций и характеристики экономических показателей

ОАО «Молокозавод»:
Основными видами деятельности предприятия являются: производство и реализация молока и молочных продуктов, изготовление детской молочной продукции, выполнение торгово-закупочных работ с целью накопления средств для закупки оборудования, улучшения социальных условий для работников.
Поскольку проверка эффективности хозяйственной деятельности ОАО «Молокозавод» проводилась за период 2007-2008 годы, то в процессе подготовки настоящего Отчёта по запросу Контрольно-счетной палаты Петропавловск-Камчатского городского округа были получены сведения о хозяйственной деятельности ОАО «Молокозавод» за 2009 год.
Сравнительный анализ фактических показателей деятельности показал, что доходы МУП «Молокозавод» в 2009 году по сравнению с 2008 годом возросли на 23,5% или на 67337,0 тыс. рублей (353932,0 тыс. рублей к 286595,0 тыс. рублей соответственно). Данный рост стал возможным благодаря увеличению объёмов производства и реализации продукции, расширению ассортимента товаров молочной группы. Расходы общества также увеличились в 2009 году по сравнению с 2008 годом на 8,3% или на 22584,0 тыс. рублей (294622,0 тыс. рублей к 272038,0 тыс. рублей соответственно). Увеличение расходов объясняется осуществлением компенсационных выплат в пользу работников (в связи с прекращением трудового договора с бывшим директором Н.Т. Бельченко, за неиспользованный отпуск, а так же выплаты временным работникам за период отсутствия основных работников), удорожанием стоимости и объёмов потреблённой электроэнергии за счёт увеличения объёмов производства энергоёмких молочных продуктов (мороженое, сметана, творожные изделия), а так же коммунальных и эксплуатационных услуг.
Таким образом, превышение доходов над расходами положительным образом отразилось на чистой прибыли МУП «Молокозавод», которая в 2009 году по сравнению с 2008 годом выросла в 4,6 раза или на 35775,0 тыс. рублей (45689,0 тыс. рублей к 9914,0 тыс. рублей соответственно).
Приказами ДЭиБП утверждены дивиденды в размере 1919,7 тыс. рублей и 11422,3 тыс. рублей соответственно или 25% от сумм чистой прибыли по отчётным периодам. Общая сумма перечисленных дивидендов в рассматриваемом периоде (2008-2009 годы) составила 13342,0 тыс. рублей.

МУП «МЕБУС»:
Основными видами уставной деятельности предприятия являются: выполнение работ и оказание услуг по ремонту и пошиву обуви, торгово-закупочная деятельность, производство продукции собственного изготовления. При этом согласно данным проверки, МУП «Мебус» занимается только ремонтом обуви и осуществляет сопутствующие услуги.
Сравнительный анализ фактических показателей деятельности показал, что доходы предприятия в 2009 году по сравнению с 2008 годом возросли на 5% или на 314,0 тыс. рублей (6527,0 тыс. рублей к 6213,0 тыс. рублей соответственно). Рост доходов стал возможным благодаря увеличению объёмов оказываемых услуг. В 2009 году по сравнению с 2008 годом также увеличились расходы предприятия на 5% или на 189,0 тыс. рублей (6235,0 тыс. рублей к  6046,0 тыс. рублей соответственно). Увеличение расходов объясняется ростом заработной платы и удорожанием стоимости коммунальных и эксплуатационных услуг. Чистая прибыль предприятия в 2009 году возросла по сравнению с 2008 годом на 13,1% или на 21,0 тыс. рублей (181,0 тыс. рублей к 160,0 тыс. рублей соответственно). Общая часть чистой прибыли, перечисленная в бюджет в рассматриваемом периоде составила 85,0 тыс. рублей (2008 год – 40,0 тыс. рублей; 2009 год – 45,0 тыс. рублей).
Необходимо отметить, что основные средства, используемые МУП «Мебус» непосредственно в процессе производства, имеют полный (100 %) износ и эксплуатируются на предприятии с 1995 года . Между тем, ежегодно в пояснительных записках к отчётам предприятия, представляемым на балансовую комиссию в КУИ, руководителем МУП «Мебус» доводится до сведения собственника проблема изношенности оборудования и регулярно ставится вопрос о необходимости его замены. По расчётам предприятия, ориентировочная стоимость затрат на переоборудование на момент осуществления проверки составляла 1150,0 тыс. рублей. Однако, до настоящего времени КУИ не предприняты какие-либо меры в отношении обновления основных средств, непосредственно участвующих в  процессе производстве, вследствие чего МУП «Мебус» не имеет возможности развития коньюктуры рынка и соответственно извлечения дополнительного дохода.
Следует отметить, что уставом предприятия предусмотрено резервирование части чистой прибыли, в том числе на развитие предприятия (обновление основных фондов предприятия) в размере 25%. По итогам работы МУП «Мебус» за 2009 год данный процент в суммовом выражении составил 45,0 тыс. рублей. Таким образом, при условии ежегодного стабильного получения данной суммы на обновление основных средств, предприятию потребуется 25 лет (1150,0:45,0) для того, чтобы появилась реальная возможность приобретения новых машин.
Контрольно-счетная палата, учитывая социальную значимость предприятия (в штате работников МУП «Мебус» трудится более 50 % инвалидов), рекомендовала КУИ и МУ «Мебус» подготовить соответствующие расчёты для включения необходимых ассигнований в расходы бюджета городского округа на 2011 год на переоборудования МУП «Мебус», а также администрации городского округа предлагала рассмотреть возможность финансирования данного муниципального предприятия в целях обновления машин и оборудования для дальнейшего развития МУП «Мебус» и обеспечения рабочими местами людей с ограниченными возможностями.

 

Согласно информации , предоставленной МУП «Мебус» потребность предприятия в денежных средствах на модернизацию оборудования составляет 1150,0 тыс. рублей. Также предприятием направлено в адрес Комитета ходатайство с просьбой оказания содействия в части финансирования обновления машин и оборудования.
Согласно информации КУИ , направленной в адрес Контрольно-счетной палаты в ответ на информационное письмо по результатам проверки , рассмотрение финансово-экономических показателей в форме бизнес-плана на 2011 год проходит на балансовой комиссии и утверждается протоколом балансовой комиссии, который рассылается, в том числе, и представителю МУП «Мёбус».  
Также КУИ сообщило, что в последнее время рассматривается вопрос о приватизации МУП «Мебус» путём преобразования в открытое акционерное общество. По мнению КУИ, преобразование путём акционирования является наиболее прямым путём к полноценному рынку и одним из перспективных способов приватизации в открытые акционерные общества со 100%-ным публичным участием. Это позволит МУП «Мебус» в решении крупномасштабных, наиболее значимых задач, оптимальному соединению общественных и индивидуальных интересов, широким кредитно-финансовым возможностям, возможностью внедрения в другие производства.
Согласно информации Комитета, причиной рассмотрения указанного способа приватизации послужили нормы ч. 5 ст. 50 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 № 131-ФЗ , согласно которым, состав  имущества МУП «Мебус» не попадает под категорию муниципального имущества, определённую данной статьёй рассматриваемого Федерального закона, для нахождения в собственности городского округа. В подтверждение своей позиции, Комитет приводит доводы, отражённые в п. 23 «Перечня поручений по реализации  Послания Президента Федеральному собранию», утверждённого Президентом РФ от 06.12.2010 №ПР-3534, согласно которому руководители органов местного самоуправления в срок до 01.07.2011 года обязаны принять решение о приватизации имущества, не являющегося необходимым для осуществления полномочий, определённых законодательством РФ, обеспечив направление доходов от приватизации, прежде всего на реализацию мероприятий по модернизации экономики.
Однако, в данном случае мнение Контрольно-счетной палаты не совпадает с мнением КУИ по следующим основаниям:

  • учитывая 100 %-ный износ имеющегося в хозяйственном ведении МУП «Мебус» имущества, а также отсутствие собственных площадей, при возможном акционировании для предприятия открываются отнюдь не оптимистические возможности для дальнейшего развития. Так, при отсутствии активов, предприятие практически лишено возможности получения кредитных ресурсов для обновления парка оборудования под возможное обеспечение кредита, а отсутствие собственных площадей отрицательно влияет на возможность расширения существующего производства и внедрения в другие.     
  •  учитывая, что штат сотрудников МУП «Мебус» более чем на 50 % состоит из людей с ограниченными физическими возможностями, а  трудоустройство и занятость инвалидов имеет большую социальную значимость, при условии возможного акционирования МУП «Мебус» для работников предприятия не существует гарантии дальнейшей занятости на указанном производстве.

Таким образом, по мнению Контрольно-счетной палаты, учитывая низкую рентабельность производства, отсутствие активов, а также штат, состоящий более чем наполовину из людей с ограниченными физическими возможностями, акционирование указанного предприятия представляется малоперспективным.  
Следует отметить, что в  соответствии с  пунктом 15 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа, помимо прочего, относится создание условий для обеспечения жителей услугами бытового обслуживания.
Также необходимо учесть, что в соответствии с пунктами 3, 4, 6, ст. 20 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» органы местного самоуправления обеспечивают гарантии трудовой занятости, способствующие повышению конкурентоспособности инвалидов на рынке труда, в том числе в виде резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов, а также стимулирование создания предприятиями, учреждениями и организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов.
Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 13 Закона Камчатского края от 10.09.2008 № 107 «О социальной поддержке инвалидов в Камчатском крае» инвалидам, занятым в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, создаются необходимые условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
В этой связи мнение КУИ о жёсткой необходимости приватизации МУ «Мебус» может быть следствием недостаточной проработки вопроса в правовой плоскости. Особо необходимо отметить, что существуют также и другие, не рассматриваемые Комитетом возможные выходы из сложившейся ситуации.
Так, в соответствии с п.22 части 2, п. 23 части 3 и части 4 статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальным имуществом может являться имущество, предназначенное для оказания поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям на территории муниципального образования.
Следовательно, для того, чтобы соблюсти интересы инвалидов и обеспечить жителей городского округа услугами бытового обслуживания (а именно - ремонт обуви и сопутствующие услуги) Контрольно-счетная палата рекомендует не рассматривать вопрос о приватизации МУП «Мебус» в виду отсутствия правовых оснований и экономической целесообразности.
При этом целесообразно рассмотреть вопрос о создании муниципального автономного учреждения, которое являясь некоммерческой организацией, может владеть муниципальным имуществом и осуществлять деятельность в соответствии с муниципальным заданием учредителя. После трудоустройства работников МУП «Мебус» во вновь созданном муниципальном автономном учреждении может быть рассмотрен вопрос о последующей ликвидации действующего в настоящее время муниципального унитарного предприятия.
В указанном письме КУИ также отражено мнение, что причиной нестабильной рентабельности МУП «Мебус» является не изношенность оборудования, а снижение в 2009 году уровня заработной платы, так как за счёт средств предприятия были выплачены компенсации трём работникам в сумме 241,3 тыс. рублей вследствие получения ими бытовых травм.
Однако данное утверждение не соответствует действительности, так как проведённая проверка показала, что в 2009 году общий размер начислений и выплаты заработной палаты на предприятии увеличился по сравнению с 2008 годом на 466,1 тыс. рублей и 294,0 тыс. рублей соответственно. В 2009 году компенсации за счёт средств предприятия вследствие получения работниками бытовых травм не выплачивались. За счёт средств предприятия частично оплачивались больничные листы по временной нетрудоспособности работников. Рассматривая расходы предприятия в 2009 году, основными из которых являлись выплата заработной платы и оплата увеличенных коммунальных и эксплуатационных услуг, нельзя не рассматривать и доходы, которые по сравнению с 2008 годом также увеличились вследствие роста объёмов услуг. При этом увеличение объёмов услуг удалось достигнуть предприятию на изношенном оборудовании. Следовательно, для достижения максимального роста объёма услуг и извлечения прибыли, МУП «Мебус» необходима модернизация оборудования.
Некорректное отражение Комитетом фактов хозяйственной деятельности МУП «Мебус», в очередной раз свидетельствует о низкой осведомлённости представителя собственника о деятельности организаций муниципальной формы собственности.        

ОАО «Вектор»:
Основными видами деятельности являются: выполнение капитального ремонта и строительства жилья, изготовление столярных изделий и конструкций, выполнение капитального и текущего ремонта квартир. Кроме того, для получения дополнительной прибыли предприятие вправе осуществлять изготовление и реализацию товаров народного потребления, осуществлять торгово-закупочную деятельность, промышленное рыболовство, автотранспортные услуги населению.
Необходимо отметить, что провести анализ фактических показателей деятельности и анализ выполнения планов в отношении ОАО «Вектор» не представилось возможным ввиду полного отсутствия у последнего какой-либо финансово-хозяйственной деятельности. Убытки предприятия в 2008 году составили 8,0 тыс. рублей, в 2009 году – 405,0 тыс. рублей. Ввиду полной неплатёжеспособности налоговым органом приостановлены операции по расчетному счёту ОАО «Вектор» в Камчатском отделении Сбербанка РФ .
Несмотря на отсутствие деятельности, в проверяемом периоде ОАО «Вектор» заключило ряд договоров на получение займов на общую сумму 219,4 тыс. рублей . При этом заключение договоров займа было осуществлено без одобрения данного вида сделок со стороны совета директоров ОАО «Вектор» .
Следует отметить, что условия договоров займа предусматривают вознаграждение займодавцам в размере от 12% до 15% годовых. Общая сумма процентов по всем договорам займа, рассчитанная в ходе проверки составила 23,3 тыс. рублей. Следовательно, с учётом выплаты процентов сумма денежных средств, подлежащая возврату займодавцам, составит 242,7 тыс. рублей (219,4+23,3). Согласно данным бухгалтерского учёта общества, полученные денежные средства направлены на выплату заработной платы сторожам, оплату публикаций в газете «Вести», оплату проведения аудиторской проверки; оплату госпошлины за государственную регистрацию права на недвижимое имущество; оплату налога на землю; оплату расходов по выпуску акций.
По мнению Контрольно-счетной палаты, учитывая полное отсутствие в ОАО «Вектор» какой-либо финансово-хозяйственной деятельности, возврат данной суммы займодавцам является проблематичным.
Между тем, 100% пакет акций ОАО «Вектор» был включён в Прогнозный план приватизации объектов муниципальной собственности на 2010 год .
В дальнейшем Советом директоров ОАО «Вектор» на заседании 16.06.2010 года было принято решение рекомендовать единственному акционеру (КУИ) реорганизовать данное общество в форме присоединения к ОАО «Дирекция по эксплуатации зданий» .
Решение о реорганизации ОАО «Вектор» было принято на заседании комиссии по вопросам управления акционерными обществами . Причиной принятия такого решения послужило отсутствие в ОАО «Вектор» какой-либо деятельности при одновременном наличии неиспользуемых производственных площадей и земельного участка. Вместе с тем, ОАО «Дирекция по эксплуатации зданий» планирует осуществление производства тротуарной плитки, но при этом не располагает необходимыми производственными площадями для его организации. Таким образом, в результате проводимой реорганизации будут соблюдены обоюдные интересы рассматриваемых организаций.
Учитывая изложенное, решением Городской Думы от 08.09.2010               № 872-р , акции ОАО «Вектор» исключены из Прогнозного плана приватизации на 2010 год.

Анализ выполнения планов организаций
Учитывая наличие хозяйственной деятельности в организациях, далее  проанализировано выполнение планов ОАО «Молокозавод» и МУП «Мебус».

ОАО «Молокозавод»:
Основные экономические показатели (бизнес-план в стоимостном и натуральном выражении) на 2008 год (на МУП «Молокозавод») разрабатывались предприятием самостоятельно, утверждались генеральным директором и согласовывались с заместителем Главы городского округа Кондрашиным С.Г.; на 2009 год (на ОАО «Молокозавод») также разрабатывались обществом самостоятельно, утверждались генеральным директором и Советом директоров.
Так, бизнес-план на 2008-2009 годы, по основным экономическим показателям, разработан следующим образом:

  • увеличение доходов в 2008 году на 25,8 % к факту 2007 года; увеличение доходов в 2009 году на 17,6 % к факту 2008 года. При этом фактическое исполнения плана по доходам в 2008 году составило 35,5 %, то есть на 9,7 % больше утвержденного показателя, а фактическое исполнения плана по доходам в 2009 году составило 23,5%, то есть на 5,9 % больше утвержденного показателя;
  • увеличение расходов в 2008 году на 22,9 % к факту 2007 года; увеличение расходов в 2009 году на 16,7 % к факту 2008 года. При этом фактическое исполнения плана по расходам в 2008 году составило 29,7 %, то есть на 6,7% больше утверждённого показателя, а фактическое исполнения плана по расходам в 2009 году составило лишь 8,3 %, то есть на 8,4 % меньше утвержденного показателя.

Следует отметить, что ОАО «Молокозавод» является получателем субсидий из бюджета Камчатского края на покрытие части затрат по переработке молока; части затрат по электроэнергии; части затрат по возмещению процентов по кредитам банков и лизинговым платежам, что так же позитивным образом влияют на конечные результаты работы общества (в 2007 году обществу было предоставлено субсидий на сумму 5311,0 тыс. рублей, в 2008 году – 11962,0 тыс. рублей, в 2009 году – 12499,0 тыс. рублей).
Таким образом, сопоставление роста доходных и расходных показателей, свидетельствует об организации в обществе продуманного планирования, рачительного использования внутренних резервов и финансовой поддержки в виде субсидий, с учётом всевозможных непредвиденных ситуаций в производственном процессе, конъюнктуры цен и спроса на рынке потребительских услуг.
В результате на предприятии в анализируемом периоде наблюдается устойчивый рост чистой прибыли по сравнению с плановыми показателями (в 2008 году на 94,0 %; в 2009 году в 2 раза).

МУП «Мебус»:
Основные финансово-экономические показатели работы на очередной финансовый год разрабатываются предприятием самостоятельно и  направляются в КУИ для утверждения. Однако, как показала проверка, данный документ в утверждённом виде на предприятие не возвращается. Основные экономические показатели в стоимостном и натуральном выражении на 2008 и 2009 годы МУП «Мебус» составляли: план по доходам расходам к факту предыдущего года + 7,0 % и + 4,0 % соответственно.
Сравнительный анализ планов МУП «Мебус» на 2008-2009 годы, показал, что при планируемом доходе в 2008 году в сумме 6350,0 тыс. рублей, фактический доход составил 6213,0 тыс. рублей, то есть недовыполнение плана составило 137,0 тыс. рублей или 2%. Фактические расходы составили 6046,0 тыс. рублей, при плане в сумме 6007,0 тыс. рублей, то есть увеличение составило 39,0 тыс. рублей или 1%.
При планируемом доходе в 2009 году в сумме 6670,0 тыс. рублей, фактический доход составил 6527,0 тыс. рублей, то есть недовыполнение плана составило 143,0 тыс. рублей  или 2%. Фактические расходы составили 6235,0 тыс. рублей, при плане в сумме 6300,0 тыс. рублей, то есть уменьшение составило 65,0 тыс. рублей или 1%.
В результате, при планируемом росте чистой прибыли в 2008 году в размере 208,0 тыс. рублей, предприятием получена прибыль в размере 160,0 тыс. рублей или 77 % от планируемого показателя; при планируемом росте чистой прибыли в 2009 году в размере 230,0 тыс. рублей, предприятием получена прибыль в размере 181,0 тыс. рублей или 79 % от планируемого показателя. 
Данный анализ выполнения планов показал, что плановые значения показателей финансово-экономической деятельности предприятия требуют более тщательной проработки с учётом финансовых возможностей предприятия, а также с учётом конъюнктуры цен и спроса на рынке потребительских услуг.

Выводы:

  • Из трёх проверенных организаций муниципальной формы собственности (ОАО «Молокозавод», ОАО «Вектор» и МУП «Мебус») фактически осуществляют деятельность и получают прибыль только две: ОАО «Молокозавод» и МУП «Мебус».  
  • В ОАО «Вектор» какая-либо производственная деятельность в проверяемом периоде отсутствовала. В июне 2010 года Советом директоров общества и Комиссией по вопросам управления акционерными обществами принято решение о реорганизации ОАО «Вектор» в форме присоединения к ОАО «Дирекция по эксплуатации зданий».
  • Основные финансово-экономические показатели работы (планы) на очередной финансовый год разрабатывались ОАО «Мебус» и ОАО «Молокозавод» самостоятельно. Утверждение планов ОАО «Молокозавод» осуществляется генеральным директором и Советом директоров. Руководством МУП «Мебус» планы работы для утверждения направлялись в адрес КУИ, однако в утверждённом виде обратно не возвращались.
  • Выполнение поставленных задач осуществлено организациями практически в соответствии с планами. При этом в ОАО «Молокозавод» наблюдается тенденция к наращиванию доходов по сравнению с плановыми показателями, а в МУП «Мебус» наоборот – снижение. В результате осуществления деятельности, рост чистой прибыли в проверяемом периоде в ОАО «Молокозавод» по сравнению с плановыми показателями составил: в 2008 году увеличение на 94 %, в 2009 году - в 2 раза. В МУП «Мебус» наблюдается недовыполнение плана, а именно: в 2008 году на 23 %, в 2009 году – 21 %.
  • По итогам работы ОАО «Молокозавод» за 2008-2009 годы начислены и перечислены дивиденды в общей сумме 13342,0 тыс. рублей, в том числе: 2008 год – 1919,7 тыс. рублей; 2009 год – 11422,3 тыс. рублей.

МУП «Мебус» по итогам работы 2008-2009 годов перечислило в доход бюджета городского округа часть прибыли в общей сумме 85,0 тыс. рублей (40,0 и 45,0 тыс. рублей соответственно).  

  • Согласно методологии оценки эффективности хозяйственной деятельности, ОАО «Молокозавод» из разряда «низкорентабельного» перешло в 2009 году в разряд «среднерентабельного». При этом, субсидирование деятельности за счёт средств краевого бюджета на покрытие различного рода затрат общества положительно влияет на конечный финансовый результат его деятельности.  

7. МУП «Мебус» является «низкорентабельным» предприятием. Основной причиной является полный износ основных средств МУП «Мебус», используемых непосредственно в процессе производства. Ориентировочная стоимость затрат на переоборудование составляет 1150,0 тыс. рублей. Необходимо отметить, что даже при условии ежегодного стабильного резервирования части чистой прибыли на обновление основных средств в размере 25 % (предусмотренным уставом) в сумме 45,0 тыс. рублей, предприятию потребуется 25 лет для появления реальной возможности приобретения новых машин.
8. Согласно информации КУИ, в последнее время рассматривается вопрос о приватизации МУП «Мебус» путём преобразования в открытое акционерное общество. По мнению представителя собственника, преобразование путём акционирования является наиболее прямым путём к полноценному рынку и одним из перспективных способов приватизации в открытые акционерные общества со 100%-ным публичным участием. Это позволит МУП «Мебус» в решении крупномасштабных, наиболее значимых задач, оптимальному соединению общественных и индивидуальных интересов, широким кредитно-финансовым возможностям, возможностью внедрения в другие производства.
Причиной рассмотрения указанного способа приватизации послужили нормы ч. 5 ст. 50 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 № 131-ФЗ , согласно которым, состав  имущества МУП «Мебус» не попадает под категорию муниципального имущества, определённую данной статьёй рассматриваемого Федерального закона, для нахождения в собственности городского округа. В подтверждение своей позиции, Комитет приводит доводы, отражённые в п. 23 «Перечня поручений по реализации  Послания Президента Федеральному собранию», утверждённого Президентом РФ от 06.12.2010 №ПР-3534, согласно которому руководители органов местного самоуправления в срок до 01.07.2011 года обязаны принять решение о приватизации имущества, не являющегося необходимым для осуществления полномочий, определённых законодательством РФ, обеспечив направление доходов от приватизации, прежде всего на реализацию мероприятий по модернизации экономики.
Однако, в данном случае мнение Контрольно-счетной палаты не совпадает с мнением КУИ по следующим основаниям:

  • учитывая 100 %-ный износ имеющегося в хозяйственном ведении МУП «Мебус» имущества, а также отсутствие собственных площадей, при возможном акционировании для предприятия открываются отнюдь не оптимистические возможности для дальнейшего развития. Так, при отсутствии активов, предприятие практически лишено возможности получения кредитных ресурсов для обновления парка оборудования под возможное обеспечение кредита, а отсутствие собственных площадей отрицательно влияет на возможность расширения существующего производства и внедрения в другие.     
  •  учитывая, что штат сотрудников МУП «Мебус» более чем на 50 % состоит из людей с ограниченными физическими возможностями, а  трудоустройство и занятость инвалидов имеет большую социальную значимость, при условии возможного акционирования МУП «Мебус» для работников предприятия не существует гарантии дальнейшей занятости на указанном производстве.

Таким образом, учитывая низкую рентабельность производства, отсутствие активов, а также штат, состоящий более чем наполовину из людей с ограниченными физическими возможностями, акционирование указанного предприятия представляется малоперспективным.  
10. По мнению Контрольно-счетной палаты существуют также другие, не рассматриваемые Комитетом, возможные выходы из сложившейся ситуации.
Так, в соответствии с  п. 15 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа, помимо прочего, относится создание условий для обеспечения жителей услугами бытового обслуживания. При этом в соответствии с п.22 ч. 2, п. 23 ч. 3 и ч. 4 ст. 50 рассматриваемого Федерального закона муниципальным имуществом может являться имущество, предназначенное для оказания поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям на территории муниципального образования. Следовательно, для того, чтобы соблюсти интересы инвалидов и обеспечить жителей городского округа услугами бытового обслуживания (а именно - ремонт обуви и сопутствующие услуги) Контрольно-счетная палата рекомендует не рассматривать вопрос о приватизации МУП «Мебус» в виду отсутствия правовых оснований и экономической целесообразности. При этом целесообразно рассмотреть вопрос о создании муниципального автономного учреждения, которое являясь некоммерческой организацией, может владеть муниципальным имуществом и осуществлять деятельность в соответствии с муниципальным заданием учредителя. После трудоустройства работников МУП «Мебус» во вновь созданном муниципальном автономном учреждении может быть рассмотрен вопрос о последующей ликвидации действующего в настоящее время муниципального унитарного предприятия.
11. Окончательные выводы по эффективности деятельности предприятий муниципальной формы собственности будут отражены в аналитической записке, в которой будут обобщены материалы по всем контрольным мероприятиям, затрагивающим рассмотрение данного вопроса.  

Предложения:

  • Направить Отчёт о результатах проверки эффективности хозяйственной деятельности предприятий муниципальных форм собственности Петропавловск-Камчатского городского округа с приложением информационного письма с предложениями в адрес:
  • Администрации Городского округа:

- рассмотреть возможность об отказе от приватизации МУП «Мебус», либо  возможности создания некоммерческой организации – муниципального автономного учреждения бытового обслуживания населения с обязательным трудоустройством инвалидов и других работников, в настоящее время осуществляющих деятельность в МУП «Мебус»;
- в целях снижения финансовой нагрузки МУП «Мебус», рассмотреть возможность внесения изменений в решение Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа от 03.09.2009 № 168-нд «О порядке принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий в Петропавловск-Камчатском городском округе» в отношении снижения части прибыли муниципальных унитарных предприятий, подлежащей ежегодному перечислению в бюджет городского округа для предприятий бытового обслуживания.

  •  Городской Думы городского округа:

- рассмотреть вопрос о целесообразности приватизации МУП «Мебус» на заседании Комитета Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа по собственности, земельным отношениям и строительству (О.Г. Бардовский).

 

Аудитор
Контрольно-счетной палаты
Петропавловск-Камчатского
городского округа     
 Е. М. Привалова