Скачать Отчёт
otchetDUSH.doc (250.0 Кб)

 

г. Петропавловск-Камчатский    «18» февраля 2010 года
                                          

Основание для проведения проверки: пункт 4.4 Плана работы Контрольно-счетной палаты Петропавловск-Камчатского городского округа (далее – Контрольно-счетная палата, КСП) на 2009 год.
Цель проверки: анализ показателей материально-технического оснащения образовательного процесса и оборудования помещений муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортивная школа» в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями; проверка соответствия осуществляемой образовательной деятельности по направлениям полученной лицензии; проверка обоснованности формирования штатного расписания учреждений; анализ уровня финансирования; проверка целевого и эффективного использования средств бюджета городского округа, выделенных на приобретение товарно-материальных ценностей для обеспечения образовательного процесса.
Предмет проверки: лицензии на право осуществления образовательной деятельности; документы, подтверждающие закрепление за учреждениями помещений для осуществления учебно-тренировочного процесса; первичные документы, подтверждающие фактическое поступление и расходование средств бюджета городского округа, поступление и учёт приобретённых товарно-материальных ценностей; бюджетная и статистическая отчётность.
Объекты проверки: Департамент социального развития Петропавловск-Камчатского городского округа (далее – Департамент соцразвития), муниципальное учреждение (МУ) «Централизованная бухгалтерия», муниципальные образовательные учреждения дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортивная школа» (далее – ДЮСШ, спортивная школа, учреждение) №№ 1-5.
Проверяемый период: 2008 год.
Срок проведения проверки: с 27.08.2009 г. по 23.12.2009 г.
По результатам проверки составлены:
1. Акт проверки Департамента соцразвития от 23.12.2009 № 10-68-04 (подписан без разногласий);
2. Акты проверки: ДЮСШ № 2 от 19.10.2009 № 10-47-04, ДЮСШ № 5 от 03.12.2009 № 10-57-04, ДЮСШ № 1 от 28.12.2009 № 10-62-04, подписаны без разногласий.
Акт проверки ДЮСШ № 3 от 05.11.2009 № 10-50-04 подписан с разногласиями по вопросам ведения бухгалтерского учёта и с пояснениями по вопросу лицензирования деятельности учреждения. На представленные разногласия Контрольно-счетной палатой составлено и направлено в адрес МУ «Централизованная бухгалтерия» и ДЮСШ № 3 соответствующее заключение.
Акт проверки ДЮСШ № 4 от 08.12.2009 № 10-52-04 подписан с разногласиями по вопросам формирования штатного расписания учреждения. В связи с отсутствием соответствующих обоснований представленные разногласия не были приняты и в адрес ДЮСШ № 4 Контрольно-счетной палатой составлено и направлено соответствующее заключение.
В период формирования настоящего Отчёта в адрес спортивных школ направлены информационные письма с предложениями по устранению нарушений, выявленных в ходе проверок. Также информационные письма направлены в адрес: МУ «Централизованная бухгалтерия» о результатах проверки в части ведения бухгалтерского учёта с предложениями по устранению нарушений, выявленных проверкой, и о проведении соответствующей работы по результатам проверки, со сроком предоставления информации до 27.01.2010 года; в Департамент соцразвития, Комитет по управлению имуществом Петропавловск-Камчатского городского округа (далее – городского округа) и Департамент экономической и бюджетной политики администрации городского округа - по вопросам лицензирования деятельности муниципальных учреждений дополнительного образования и о результатах проведённого контрольно-ревизионного мероприятия, со сроком предоставления информации до 22.02.2010 года.
Также информационные письма о результатах проведённой КСП проверки направлены в адрес Главы городского округа и Городской Думы городского округа.
По вышеуказанным информационным письмам руководством спортивных школ иМУ «Централизованная бухгалтерия»представлены сведения, которые учтены при составлении настоящего Отчёта.

Результаты проверки:

Согласно Федеральному закону «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» спортивные школы создаются в целях реализации программ физического воспитания детей и организации физкультурно-оздоровительной работы по программам дополнительного образования детей и, как правило, являются образовательными учреждениями дополнительного образования детей. Деятельность спортивных школ направлена на вовлечение максимально возможного числа детей в систематическое занятие спортом, выявление их склонности и пригодности для дальнейших занятий спортом; формирование у детей потребности в здоровом образе жизни; обеспечение повышения уровня общей и специальной физической подготовленности в соответствии с требованиями программ по видам спорта.
Законом РФ «Об образовании» установлено, что право на ведение образовательной деятельности и льготы, предоставляемые законодательством Российской Федерации, возникают у учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения).
Вместе с тем, в ходе проверки установлено, что в трёх ДЮСШ из пяти с 2005-2006 годов до 2008-2009 годов (в течение 1,5-4 лет)отсутствовали лицензии на осуществление соответствующих видов образовательной деятельности: в ДЮСШ № 3 отсутствовала лицензия в период с 28.06.2006 по 05.03.2008 года, в ДЮСШ № 4 в период с 20.07.2005 года по 16.03.2009 года.
В ДЮСШ № 5 лицензия отсутствовала в период по 12.11.2008 года. Согласно пояснению директора спортивной школы, процедура лицензирования пройдена впервые в 2008 году. При этом, лицензия была выдана ДЮСШ № 5 сроком действия всего на 6 месяцев  (с 13.11.2008 года по 01.06.2009 года). Соответствующая лицензия получена в декабре 2009 года на осуществление деятельности по шести спортивным направлениям со сроком действия 5 лет.
При этом, согласно представленной Министерством образования и науки Камчатского края информации, в вышеуказанные периоды времени ДЮСШ №№ 3-5 не подавали заявления на лицензирование образовательной деятельности.
Департаментом соцразвития представлены сведения, согласно которым отсутствие лицензии в ДЮСШ № 3 обусловлено объективными причинами, такими как: признание помещений ДЮСШ по ул. Красинцев аварийными; решение вопроса о переводе учреждения в здание муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 32», в котором в течение 2007-2008 годов проводился ремонт; необходимостью подготовки новой редакции устава учреждения, в связи с изменением юридического адреса.
Кроме того, в ходе проверки установлено, что отдельные ДЮСШ осуществляли образовательную деятельность, не соответствующую условиям полученной лицензии.
Так, ДЮСШ № 3 на 2008-2009 учебный год проведён набор учащихся на отделение «Рукопашный бой», которое не предусмотрено действующей лицензией. По сведениям Министерства образования и науки Камчатского края  ДЮСШ № 3 было отказано в лицензировании образовательной деятельности по программе «Рукопашный бой» в связи с несоответствием представленных условий осуществления образовательного процесса требованиям, установлен-ным законодательством Российской Федерации об образовании. Кроме того, численность учащихся ДЮСШ № 3 на конец 2008 года составила 1244 человек, что больше в 11,3 раза предельной численности, установленной лицензией (110 человек). В целях привлечения большего числа учащихся, ДЮСШ № 3 организованы учебно-тренировочные занятия в спортивных залах общеобразовательных школ городского округа (в 13 учреждениях), дошкольных упреждениях (5), профессионально-техническом училище и детском интернатном учреждении. Однако при подаче в 2007 году документов на лицензирование деятельности, ДЮСШ № 3 представлены документы на реализацию программ дополнительного образования детей только на площадях МОУ «Средняя школа № 45» и «Средняя школа № 40», которые не были приняты к производству в связи с их несоответствием установленным требованиям.
По сведениям, представленным Департаментом соцразвития, по состоянию на 18 декабря 2009 года подготовлен полный пакет документов на получение разрешения на осуществление образовательной деятельности по направлению «Рукопашный бой» и велась работа по проведению экспертной оценки арендуемых спортивной школой помещений. Вместе с тем, на конец января 2010 года документы в лицензирующий орган не представлены, что согласно информационному письму директора ДЮСШ № 3 связано с задержкой оформления договоров аренды, заключённых ДЮСШ с общеобразовательными школами.
В ДЮСШ № 4 в апреле 2009 года на основании приказа Департамента соцразвития от 13.03.2009 с целью максимального охвата детей и молодёжи регулярными занятиями физической культурой и спортом дополнительно открыто отделение настольного тенниса. При этом, открытие нового отделения в спортивной школе было проведено без получения лицензии на осуществление образовательной деятельности по указанному направлению. Документы на внесение изменений в действующую лицензию руководством ДЮСШ № 4 в лицензирующий орган не подавались. Вместе с тем, Положением о лицензировании образовательной деятельности установлено, что лицензирование деятельности образовательного учреждения по новым для него образовательным программам производится независимо от наличия у него лицензии на ведение образовательной деятельности по другим образователь-ным программам и перечень новых образовательных программ включается в приложение к действующей лицензии.
В ДЮСШ № 5 численность учащихся превышает установленную лицензией предельную численность контингента учащихся. Фактическая численность  учащихся на начало 2008 года составляла 1446 человек, на начало 2009 года 1328 человек. Согласно лицензии от 13.11.2008 года предельная численность учащихся должна составлять 825 человек, по лицензии от 09.12.2009 года – 723 человека.
Таким образом, образовательная деятельность ДЮСШ №№ 3-5 осуществляется с нарушениями Закона «Об образовании», Положения о лицензировании образовательной деятельности и условий имеющихся лицензий, что не способствует обеспечению преемственности многолетней спортивной подготовки.
Основными условиями функционирования спортивных школ является наличие необходимой материально-технической базы по культивируемому виду спорта, наличие квалифицированных тренерских кадров, обеспечивающих реализацию соответствующих образовательных программ.
Статьёй 33 Федерального закона «О физической культуре и спорте» установлено, что организация учебно-тренировочного процесса включает в себя проведение учебно-тренировочных мероприятий и других спортивных мероприятий, а также обеспечение спортивной экипировкой, спортивным инвентарём и оборудованием, питанием на учебно-тренировочных мероприятиях и других спортивных соревнованиях, медицинское обслуживание, проезд на учебно-тренировочные мероприятия и другие спортивные соревнования.

В ходе проведения проверки отмечен крайне низкий уровень оснащения спортивных школ спортивным оборудованием и инвентарём, а также помещениями, отвечающими санитарным требованиям, что отчасти связано с недостаточным финансированием спортивных школ.
Так, санитарно-эпидемиологическими требованиями , предъявляемыми к учреждениям дополнительного образования для детей и подростков независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, и которые являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, установлено, что помещения учреждений дополнительного образования детей следует размещать в наземных этажах зданий и не допускается размещение помещений для пребывания детей в подвальных и цокольных этажах (пункт 3.3). Высота помещений для проведения занятий не должна быть менее 3 метров. Основные помещения учреждений дополнительного образования должны иметь естественное освещение. Также санитарно-эпидемиологическим требованиям установлено, что здание детско-юношеской спортивной школы должно включать: игровые зоны общей физической подготовки; специализированные зоны по видам спорта для технической и тактической подготовки с группами обслуживающих помещений; административно-хозяйственные и другие помещения (пункт 5.9.13).
Вместе с тем, в ходе проверки установлено, что часть помещений ДЮСШ №№ 3 и 5 находятся в приспособленных для занятий цокольных этажах и подвальных помещенияхжилых домов, которые не соответствуют вышеуказанным требованиям. Так, выделенные ДЮСШ № 3 помещения для проведения занятий, располагаются в подвальных помещениях жилых домов по ул. Бохняка 2, 4 и Горького 15, и в цокольном этаже жилого дома по                  ул. Максутова 44/1. Отдельные помещения ДЮСШ № 5 располагаются в цокольном этаже жилого дома по ул. Беляева 1.
Также, санитарно-эпидемиологическими требованиями установлено, что при размещении учреждений дополнительного образования детей в приспособленных помещениях совместно с другими организациями, не имеющих отношения к данному учреждению, необходимо обеспечить для детей отдельный вход, гардероб и санитарные узлы (пункт 3.14); на каждом этаже учреждения дополнительного образования должны размещаться раздельные санитарные узлы, оборудованные кабинами; для персонала должен быть выделен отдельный санузел.
Однако, в помещениях здания ДЮСШ № 5, находящегося по адресу Курильская 1, с 2009 года располагаются МУ «Централизованная бухгалтерия» и МАУ «Ресурсный центр» (2 и 3 этажи), имеющие один общий со спортивной школой вход в здание. Санитарные узлы имеются только на 1 этаже, которые совместно используются и учащимися спортивной школы и работниками МУ «Централизованная бухгалтерия» и МАУ «Ресурсный центр».
На период проверки (ноябрь 2009 года) комната тренера была занята под гардеробную МУ «Централизованная бухгалтерия».
Кроме того, во время учебного года (ноябрь 2009 года) в здании проводились ремонтные работы в помещениях ДЮСШ № 5 и по оснащению для МУ «Централизованная бухгалтерия» столовой и гардеробной. При этом размещение столовой планируется на 1 этаже, занимаемом спортивной школой. Вместе с тем, в письме Министерства образованием и науки РФ от 10.10.2008 № АФ-325/03 обращено внимание на то, что проведение ремонтных работ во время образовательного процесса является недопустимым.
Санитарно-эпидемиологическими требованиям установлено, что при организации спортивной деятельности должны быть выполнены требования санитарных правил устройства и содержания мест занятий по физической культуре: размеры и расчетная единовременная пропускная способность спортивных залов, предназначенных для отдельных видов спорта; состав и площади вспомогательных помещений, которые зависят от спортивного профиля учреждения и численности занимающихся детей.
При этом, осуществляя образовательную деятельность по направлениям «Баскетбол» и «Лыжные гонки», ДЮСШ № 4 не имеет соответствующих спортивных залов и помещений. Занятия осуществляются на базах общеобразовательных школ города. В оперативное управление ДЮСШ № 4 переданы помещения общей площадью всего 39,1 кв.м, которые располагаются на первом этаже жилого дома по адресу Владивостокская 15, и, соответственно, используются для размещения административного персонала учреждения и хранения отдельного спортивного инвентаря. Кроме того, как было отмечено выше, в 2009 году на основании приказа Департамента соцразвития в ДЮСШ № 4 дополнительно открыто отделение настольного тенниса, деятельность по которому также не обеспечена соответствующими помещениями.
В ДЮСШ № 2 душевые комнаты находятся в нерабочем состоянии из-за нарушения изоляции и отсутствия подводки ГВС; отсутствует гардеробная и надлежаще оборудованное помещение для проведения занятий на тренажёрах. Так, поставленные в 2008 году тренажёры и силовые станции хранятся в проходном помещении, необорудованном должным образом для проведения тренировочных занятий. Для выполнения учащимися комплекса упражнений на тренажёрах преподаватели вынуждены расставлять их в помещении на время тренировок, а по окончании занятий – сдвигать в сторону. Данная ситуация сложилась в результате отсутствия финансовых средств для переоборудования помещения под тренажёрный зал.
В помещениях ДЮСШ № 5, расположенных по ул. Беляева, отсутствуют гардеробная, помещения для переодевания и душевые комнаты.
Также в ходе проверки отмечено отсутствие в ДЮСШ медицинских кабинетов и/или медицинских работников. При этом, в четырех из пяти спортивных школах проводится обучение по видам спорта, сопряжённым с травмами: борьба, бокс, художественная гимнастика, футбол и другие, и только в ДЮСШ № 3 имеется 0,5 ставки старшей медсестры, которая в 2008 году не была замещена.
Важнейшим условием функционирования и развития системы дополнительного образования детей является обоснованное и стабильное финансирование образовательных программ.
Согласно п.п. 2 и 4 статьи 41 Закона «Об образовании» финансирование муниципальных образовательных учреждений должно осуществляться на основе федеральных нормативов и нормативов субъекта Российской Федерации. Данные нормативы определяются по каждому типу, виду и категории образовательного учреждения, уровню образовательных программ в расчёте на одного обучающегося, воспитанника, а также на иной основе. Органами местного самоуправления могут быть установлены нормативы финансирования муниципальных образовательных учреждений за счёт средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых из бюджетов субъектов Российской Федерации). Однако на период проверки указанные нормативы финансирования учреждений дополнительного образования детей на федеральном и региональном уровне не были установлены. На уровне городского округа нормативы по финансированию детско-юношеских школ также отсутствуют.
В 2008 году финансирование спортивных школ городского округа составило 49353,4 тыс. рублей, с учётом поступления средств в рамках реализации долгосрочных муниципальных целевых программ - 50373,5 тыс. рублей. При этом, первоначально ассигнования на финансирование текущей деятельности учреждений (без учёта поступлений средств в рамках целевых программ) бюджетом городского округа были предусмотрены в сумме 51763,5 тыс. рублей, в течение года объём ассигнований был увеличен до 53939,1 тыс. рублей или на 2175,6 тыс. рублей. Однако профинансированы данные расходы были лишь на 91,5 % или на 4585,7 тыс. рублей меньше предусмотренного бюджетом объёма ассигнований (с учётом изменений).
Данный факт свидетельствует о наличии, по меньшей мере, трёх основных проблем финансирования детских спортивных школ городского округа:
первая – при общем дефиците бюджета городского округа предусмотреть в нём объём средств, необходимый для полноценного функционирования детских спортивных школ, представляется затруднительным;
вторая – как показала проверка, планирование расходов бюджета на финансирование ДЮСШ в проверяемом периоде осуществлялось некачественно, финансирование детских спортивных школ производилось не в полном объёме, несмотря на формальное увеличение в бюджете городского округа расходов на содержание ДЮСШ;
третья – учитывая наличие в проверяемом периоде фактов авансирования из бюджета городского округа ряда направлений расходов и недофинанси-рование расходов на обеспечение деятельности ДЮСШ, а также общее состояние материальной базы ДЮСШ, расходы на содержание детских спортивных школ для городского округа приоритетными не являются.
Основную долю в расходах спортивных школ составили расходы на оплату труда и начисления на оплату труда – 41332,2 тыс. рублей или 83,8 %: по учреждениям 4650,5-11801,0 тыс. рублей или от 73,5 % до 94,2 % в общей сумме финансирования.

Ассигнования на приобретение для спортивных школ основных средств (спортивного оборудования и инвентаря) в рамках текущей деятельности за год составили от 4,1 до 17,0 тыс. рублей или 0,2-1,8 % в общей сумме финансирования; материальных запасов (медикаментов и перевязочных средств, спортивной одежды и обуви, прочего спортивного инвентаря, служащего менее 1 года, а также прочих хозяйственных материалов (ламп, средств для уборки помещений, канцелярских товаров, запасных частей для ремонта оборудования, хозяйственного и производственного инвентаря и пр.)) - от 5,1 до 99,6 тыс. рублей или 0,1-1,4 % в общей сумме финансирования. Дополнительно спортивным школам выделено финансирование в рамках реализации муниципальных долгосрочных целевых программ «Развитие системы образования», «Профилактика употребления (ПАВ)», «Поддержка и развитие дополнительного образования», «Молодёжь», «Спортивный Петропавловск» в общей сумме 1020,1 тыс. рублей, из них 759,2 тыс. рублей на приобретение спортивного оборудования и инвентаря. Наибольший объём ассигнований в рамках целевых программ выделен ДЮСШ № 5 – 496,1 тыс. рублей, наименьший ДЮСШ № 4 – 4,0 тыс. рублей.

Таким образом, в 2008 году финансирование ДЮСШ на материальное обеспечение в рамках текущей деятельности, в т.ч. приобретение спортивного оборудования и инвентаря, осуществлялось по остаточному принципу.
При этом, необходимо отметить, чтов целях обеспечения единой системы планирования финансовых средств при переходе на нормативный метод финансирования Минобрнауки России в 2006 году разработало модель расчёта нормативов бюджетного финансирования дополнительного образования детей - Методические рекомендации по финансированию реализации основных образовательных программ дополнительного образования детей . Согласно Методическим рекомендациям по финансированию указанная методика расчётов норматива бюджетного финансирования может использоваться на региональном и местном уровнях, а также на уровне учреждения.
Методическими рекомендациями по финансированию предусмотрено, что формирование величины норматива бюджетного финансирования производится на основе установления нормативных соотношений (экономических нормативов) между фондом оплаты труда (ФОТ) и фондом материального обеспечения (ФМО), т.е. суммой всех текущих расходов, связанных с реализацией образовательной программы. В области осуществления физкультурно-оздоровительной деятельности учреждениями образования рекомендовано следующее соотношение экономических нормативов ФОТ и ФМО: спортивно-оздоровительная и начальная подготовка - 60 и 40 %, учебно-тренировочная подготовка и спортивное совершенствование - 45 и 55 %.
Спортивные школы городского округа осуществляют спортивную подготовку от начального этапа подготовки до этапа спортивного совершенствования. В 2008 году соотношение ФОТ и ФМО спортивных школ составило 74-94 % к 26-6 %.
Учитывая численность учащихся спортивных школ, и исходя из уровня оснащённости спортивных школ спортивным оборудованием и инвентарем, вышеуказанные объёмы выделенных денежных средств недостаточны для осуществления качественного образовательного процесса по спортивным направлениям. В результате занятия проводятся и на базах общеобразовательных учреждений городского округа на основании договоров безвозмездного пользования имуществом или договоров о сотрудничестве.
Согласно Методическим рекомендациям по организации деятельности спортивных школ , учреждениям, независимо от ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы, при оснащении спортивных сооружений и подготовке заявок на приобретение необходимого спортивного оборудования и инвентаря для качественного проведения учебно-спортивной работы рекомендовано использовать в своей деятельности Табель оснащения спортивных сооружений массового пользования спортивным оборудованием и инвентарем и Табель обеспечения спортивной одеждой, обувью и инвентарем индивидуального пользования .
В связи с отсутствием на уровне городского округа нормативных актов, устанавливающих номенклатуру и необходимое количество оборудования, инвентаря и других спортивно-технологических средств для каждого вида спорта, анализ оснащения спортивных школ городского округа проводился специалистами Контрольно-счетной палаты на основании вышеуказанных методических документов.
Например, согласно Табелю обеспечения спортивной одеждой, обувью и инвентарем индивидуального пользования в целях обеспечения полноценных занятий по баскетболу расчёт баскетбольных мячей производится на каждого занимающегося, срок эксплуатации мячей составляет от 6 месяцев до 1 года в зависимости от уровня подготовки. На отделении «Баскетбол» в ДЮСШ № 4 в 2008 году числилось 340 человек (17 групп со средней наполняемостью по 18 человек). Фактически в спортивной школе в наличии имелись мячи в количестве 17 штук и из 50 мячей, заявленных к приобретению, средства выделены на 12 штук. Таким образом, обеспеченность необходимым для тренировок спортивным инвентарем составила 8,5 % или для проведения занятий 1,5 группы. Из спортивной формы в наличии имеется баскетбольная форма в количестве 40 комплектов, предназначенная исключительно для участия в соревнованиях.
Аналогично по оснащению отделения «Лыжные гонки»: расчёт спортивного инвентаря (лыжи, палки, лыжные ботинки, перчатки, очки, костюм гоночный, комбинезон) производится на одного занимающегося. На указанном отделении в спортивной школе числилось 167-205 человек (10-12 групп со средней наполняемостью по 17 человек). На 2008 год в наличии ДЮСШ № 4 имелось 25 лыжных комплектов (лыжи, палки, ботинки), что составляет в среднем 13 % от необходимого объёма спортивного инвентаря, или для занятий 1,5 группы.
Кроме того, как было отмечено выше, в ДЮСШ № 4 при осуществлении деятельности по направлениям «Баскетбол» и «Лыжные гонки» отсутствуют соответствующие спортивные залы для тренировок; имеющиеся в наличии тренажёры установлены на базе общеобразовательного учреждения.
В ДЮСШ № 2 при осуществлении обучения по направлениям «Волейбол», «Футбол» и «Художественная гимнастика», в 2008 году на балансе спортивной школы не числилось ни одного мяча: 20 штук футбольных и 35 штук волейбольных мячей были списаны в 2007 году после 7 лет эксплуатации. Вместе с тем, согласно Табелю обеспечения спортивной одеждой, обувью и инвентарем индивидуального пользования, мячи по указанным видам спорта должны рассчитываются на каждого учащегося, учитывая, что средний срок эксплуатации мячей 1-2 года.
В ДЮСШ № 3 для проведения тренировок по боксу 380-ти учащихся в наличии имелось 115 пар перчаток, из которых 45 пар в мае 2009 года были списаны. Средний срок эксплуатации перчаток зависит от уровня подготовки и составляет от 6 месяцев до 1 года.
Таким образом, отдельный спортивный инвентарь, спортивную форму и инвентарь индивидуального пользования учащиеся спортивных школ вынуждены приобретать за свой счёт.
В ряде случаев отмечен большой срок эксплуатации имеющегося в наличии спортивного оборудования и инвентаря. Так, например, в ДЮСШ № 2 при проведении тренировок используются мостик гимнастический и медицинболы, введённые в эксплуатацию в 1985-1987 годах; в ДЮСШ № 3 в эксплуатации находится боксерский ринг, собранный из подручных средств, и полученный в пользование вместе с помещениями по ул. Бохняка; в ДЮСШ    № 5 в тренировочном процессе используются мешки боксерские, приобретённые в 1991 году.
Вместе с тем, необходимо отметить, что большой объём необходимого для учебно-тренировочного процесса спортивного оборудования и инвентаря поступил в 2006 году, а также в 2008 году в рамках реализации целевых программ. Однако учитывая сроки эксплуатации оборудования и инвентаря, объёмы их поступления, выделяемые ассигнования на обеспечение деятельности спортивных школ недостаточны для проведения учебно-тренировочных занятий.

В соответствии с Законом «Об образовании» и Типовым положением об учреждении дополнительного образования детей образовательные учреждения вправе осуществлять самостоятельную хозяйственную деятельность, предусмотренную уставом, и распоряжаться доходами от этой деятельности. Вместе с тем, с учётом того, что большинство спортивных школ имеют помещения не в полной мере обеспечивающие непосредственно учебно-тренировочный процесс, а также отсутствием в 2008 году утверждённых тарифов на оказание платных услуг спортивными школами, учреждениями не осуществлялось оказание платных услуг и сдача в аренду помещений. Тарифы на предоставление платных услуг были утверждены в мае 2009 года.
При этом, в 2008 году на основании календарного плана Департамента соцразвития на базе ДЮСШ № 2 был проведён ряд городских соревнований: Кубок Главы города по футболу, Чемпионат города по футболу, Чемпионат края по каратэ. Спортивный зал ДЮСШ № 2 предоставлялся для проведения соревнований на безвозмездной основе. В качестве единственной компенсации понесённых ДЮСШ № 2 расходов Камчатской краевой общественной организацией «Федерация футбола» - приобретены и безвозмездно преданы спортивной школе пластиковые окна стоимостью 30,0 тыс. рублей, монтаж и установка которых произведены за счёт средств учреждения.
Также в ходе проверки отмечено, что заработная плата по ставке тренер-преподаватель на начало 2009 года составила в среднем 8,6-14,0 тыс. рублей. В результате низкого уровня оплаты возникает дефицит тренерско-преподавательских кадров и отмечается высокий уровень замещения по вакантным должностям. Для сравнения в 1 квартале 2009 года величина прожиточного минимума в Камчатском крае составлял: в расчёте на душу населения – 10556,0 рублей; для трудоспособного населения – 11026,0 рублей; для пенсионеров – 8802,0 рубль; для детей – 10060,0 рублей .
С целью получения достойного уровня заработной платы тренеры вынуждены совмещать несколько ставок.
При проверке обоснованности формирования штатного расписания установлено, что в ДЮСШ № 3 и 4 в штатные расписания необоснованно включены отдельные должности, в результате чего расчетный фонд оплаты труда на 2008 год был завышен в среднем на общую сумму 1235,5 тыс. рублей.
Так, согласно действующей лицензии, в 2008 году ДЮСШ № 3 разрешено осуществлять подготовку только по двум видам спорта бокс и кикбоксинг. Однако, согласно тарификационным спискам к штатным расписаниям на 2007/2008 и 2008/2009 учебные годы в расчёт потребности ставок по тренерско-преподавательскому составу включены шесть ставок преподавателей по рукопашному бою, вольной борьбе и борьбе самбо. Фактически комплектование групп и занятия производились только на отделение по рукопашному бою. Соответственно, ставки тренеров-преподавателей по вольной борьбе и самбо являлись вакантными и не заполнялись в течение 2007-2008 годов. Завышение годового фонда оплаты труда на 2008 год в результате необоснованного включения ставок тренеров составило 877,5 тыс. рублей (с учётом начислений).
Следует отметить, что на 2009/2010 учебный год из штатного расписания ставки тренеров-преподавателей по вольной борьбе и самбо были исключены. В связи с набором учащихся на отделение «Рукопашный бой» занятия по данному спортивному направлению в ДЮСШ №3 продолжают осуществляться.
Проверкой обоснованности формирования штатного расписания ДЮСШ № 4 установлено, что в штатное расписание учреждения необоснованно включены ставка водителя снегохода, заведующего складом и 0,5 ставки сторожа.
Так, до 2001 года на балансе спортивной школы числилось два снегохода, для обслуживания которых в штатном расписании было предусмотрено, соответственно, две ставки водителя. В декабре 2001 года один снегоход по причине кражи был списан и на период проведения проверки (октябрь 2009 года) на балансе учреждения из автотранспортной техники числился один снегоход. Соответственно, для поддержания в рабочем состоянии снегохода и его управлением достаточно наличия одной ставки водителя. В результате необоснованного включения в штатное расписание двух ставок водителя снегохода вместо одной, годовой расчетный фонд оплаты труда работников учреждения необоснованно завышен на 358,0 тыс. рублей (с учётом начислений).  
Кроме того, согласно должностной инструкции водителя снегоутрамбовочной техники (снегохода) в его обязанности входит управление снегоутрамбовочной техникой, подготовка лыжных трасс, заправка топливом. Таким образом, указанные работы носят сезонный характер: водитель снегохода фактически выполняет свои должностные обязанности только в зимнее время. При этом начисление и выплата заработной платы производятся в течение всего года. Согласно пояснению директора спортивной школы в весенне-осенний период водитель снегохода готовит машину к зимнему сезону, косит траву, вырубает ветки вдоль трассы, восстанавливает мосты через речку. Вместе с тем, за ДЮСШ № 4 закреплены только помещения в жилом доме и в перечне закрепленного имущества отсутствуют спортивные объекты, на которых водитель снегохода может осуществлять функции, указанные в пояснении директора. Также отсутствует необходимость осуществления водителем вышеуказанной работы и для проведения тренировок на территории МАУ «Лыжная база «Лесная», одной из основных функций которого является организация спортивных, в т.ч. лыжных соревнований, и где, соответственно, имеются хорошо подготовленные лыжные трассы. Оборудованные спортивные площадки имеются и в муниципальных общеобразовательных учреждениях №№ 33 и 40, в которых ДЮСШ № 4 осуществляется учебно-тренировочный процесс.
Необходимо отметить, что на день проведения выборочной инвентаризации объектов нефинансовых активов, в том числе снегохода «Буран», водитель отсутствовал; администрация спортивной школы не смогла представить объяснений о причине его отсутствия.
Учитывая тот факт, что работа водителя снегохода носит сезонный характер содержание в штате ставки или полной ставки водителя снегохода является нецелесообразным.
Также, при проведении проверки установлено, что должность водителя снегохода с 1999 года замещает физическое лицо, которое согласно сведениям, представленным Инспекцией Федеральной налоговой службы по                        г. Петропавловску-Камчатскому, зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя и генерального директора общества с ограниченной ответственностью (ООО) по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств. При этом следует отметить, что, совмещая работу в муниципальном учреждении и работу индивидуального предпринимателя и генерального директора ООО, указанное лицо пользуется всеми гарантиями, предусмотренными для муниципальных работников (оплата проезда, оплачиваемый отпуск, оплачиваемые дни нетрудоспособности). Так, в 2008 году за счёт средств бюджета городского округа произведена компенсация за проезд к месту использования отпуска на общую сумму 34,4 тыс. рублей. Учитывая, что в учреждении работает и жена водителя, которая замещает ставку сторожа, семья может пользоваться правами по ежегодной оплате проезда детей за пределы Камчатского края.
Проверкой обоснованности включения в штатное расписание ДЮСШ № 4 0,5 ставки сторожа установлено, что административные помещения, закреплённые за спортивной школой, сторожем не охраняются. Согласно должностной инструкции в обязанности сторожа входит осуществление проверки целостности снегохода «Буран», замков и запорных устройств, а также безотлучное нахождение на вверенном ему объекте в течение всего времени дежурства.
Вместе с тем, охраняемым объектом является металлический гараж, расположенный по адресу: ул. Северо-Восточное шоссе, 50 (территория МАУ «Лыжная база «Лесная»), в котором находится снегоход. Специально оборудованного помещения возле данного гаража для размещения сторожа на время дежурства нет и, следовательно, постоянное нахождение возле охраняемого объекта физически не представляется возможным. Соответственно, выполнение сторожем своим прямых должностных обязанностей в полном объёме невозможно. Согласно представленным руководством спортивной школы разногласиям к акту проверки, во время выполнения своих должностных обязанностей сторож  «находится в удобных для него условиях, обеспечивая сохранность вверенных ему материальных ценностей».
Кроме того, помещения ДЮСШ № 4 находятся на одном этаже и с общим входом с ДЮСШ № 1, штатным расписанием которого предусмотрены три ставки сторожа для охраны соответствующих помещений.
Таким образом, учитывая вышеизложенное, наличие в штатном расписании ДЮСШ № 4 0,5 ставки сторожа является нецелесообразным.
Также, штатным расписанием ДЮСШ № 4 предусмотрена должность заведующего складом. При этом в структуре спортивной школы отсутствует склад. Фактически из помещений, закреплённых за учреждением, функции склада выполняет подсобная комната (кладовая) размером 8,2 кв.м, в которой в хаотичном порядке хранятся различные предметы, в том числе непригодные для обеспечения деятельности спортивной школы.
Исходя из существующего порядка ведения складского учёта,  должностных обязанностей заведующего складом, а также незначительного объёма поступления и выбытия нефинансовых активов ДЮСШ № 4, в ходе проверки сделан вывод, что содержание в штатном расписании ставки заведующего складом является необоснованным и нецелесообразным.
По окончании проверки руководством ДЮСШ № 4 представлены сведения об изменении штатного расписания на 2010 год, согласно которому исключены одна ставка водителя снегохода и 0,5 ставки сторожа, вместо ставки заведующего складом введена ставка заведующего хозяйством.
В ходе проверки правильности ведения бухгалтерского учёта учреждений установлен ряд нарушений Федерального закона «О бухгалтерском учёте» и Инструкции по бюджетному учёту .
Проверкой обоснованности формирования сметы расходов учреждений установлено, что проектные сметы с обоснованием плановых показателей расходов учреждений (за исключением расчётов за телефонную связь) отсутствуют. Соответственно, в ходе проверки не представилось возможным определить, насколько при составлении сметы была учтена потребность учреждений в денежных средствах, необходимых для обеспечения учебного процесса.
При увеличении в 2008 году расходов на оплату труда в связи с изменением условий оплаты труда, расходы на начисления на оплату труда  не были пропорционально увеличены, что привело к росту кредиторской задолженности во внебюджетные фонды. При этом финансирование по указанной статье расходов составило в среднем 50 % от утверждённых сметных показателей. Общая сумма задолженности спортивных школ во внебюджетные фонды на начало 2009 года составила порядка 8690,0 тыс. рублей. Наибольшее увеличение кредиторской задолженности произошло в Пенсионный фонд РФ.
Также, в сметах не были предусмотрены расходы на оплату штрафных санкций за несвоевременную уплату налогов. Согласно представленным в ходе проверки сведениям, сумма штрафов и пеней за несвоевременную уплату налогов на конец 2008 года составила порядка 1700,0 тыс. рублей. При этом, суммы задолженности по пеням и штрафам в отчётных формах бюджетного учёта спортивных школ не отражены.
Представленные к проверке сведения о дебиторской и кредиторской задолженности за 2008 год являлись не в полной мере достоверными. В течение 2008 года в бухгалтерские данные по дебиторской и кредиторской задолженности на основании бухгалтерских справок вносились дополнительные данные о задолженности, ряд которых в 2009 году был сторнирован. При этом, в бухгалтерских справках отсутствовали сведения об основаниях внесения изменений.
Кроме того, бухгалтерские регистры по учёту расчётов с поставщиками и подрядчиками являлись недостоверными в результате включения в регистры сумм расчётов с подотчётными лицами за приобретённые за наличные денежные средства авиабилеты, оплаты по больничным листам работников учреждений, перечисленных на банковские картсчета работников.
Согласно  статье 12 Закона «О бухгалтерском учёте», для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности организации должны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, которая перед составлением годовой бухгалтерской отчётности является обязательной. Фактически, перед составлением годовой отчётности ДЮСШ за 2008 год инвентаризация обязательств проведена формально, результаты инвентаризации не были оформлены надлежащим образом - в соответствии с положениями Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств ; акты сверок взаиморасчётов учреждений с поставщиками и подрядчиками, представленные в ходе проверки, в ряде случаев не были подписаны со стороны контрагентов. Результатом указанного подхода к проведению инвентаризации явилось отсутствие претензионной работы в отношении дебиторов.
Так, в ходе проверки установлено, что по данным бухгалтерского учёта ДЮСШ числится дебиторская задолженность ОАО «Авиационная компания «Трансаэро» и МУП «УМиТ», возникшая в результате перечисления указанным поставщикам в 2007 году предоплаты за услуги. По состоянию на 1 января 2009 года по данным бухгалтерского учёта дебиторская задолженность ОАО «Авиационная компания «Трансаэро» составила в общей сумме 317,6 тыс. рублей (ДЮСШ №№ 1, 2, 4 и 5) и МУП «УМиТ» в сумме 140,8 тыс. рублей (ДЮСШ №№ 1 и 2).
При этом, при наличии дебиторской задолженности в 2009 году спортивными школами дополнительно перечислены ОАО «Авиационная компания «Трансаэро» денежные средства в общей сумме 170,0 тыс. рублей, что привело к росту существующей дебиторской задолженности, которая на декабрь 2009 года составила 466,2 тыс. рублей. В 2009 году услугами ОАО «Авиационная компания «Трансаэро» воспользовалась только ДЮСШ № 4, стоимость которых  составила 21,4 тыс. рублей.
Также, несмотря на наличие дебиторской задолженности МУП «УМиТ», ДЮСШ № 1 и 2 в 2008 и в 2009 годах произведена оплата за выполненные работы на общую сумму 6,3 тыс. рублей и только в 2009 года услуги стоимостью 6,2 тыс. рублей зачтены в счёт имеющейся дебиторской задолженности. Соответственно общая сумма дебиторской задолженности МУП «УМиТ» на конец 2009 года составила 134,6 тыс. рублей.
Таким образом, в течение более 2 лет вышеуказанные организации безвозмездно пользуются бюджетными денежными средствами, что в условиях дефицитности бюджета городского округа и наличии кредиторской задолженности по расчётам с бюджетом, внебюджетными фондами, а также прочими поставщиками и подрядчиками, является неэффективным использованием средств бюджета городского округа.
В декабре 2009 года по результатам проведённой Контрольно-счетной палатой проверки МУ «Централизованная бухгалтерия» направлено письмо в адрес ОАО «Авиационная компания «Трансаэро» с предложением проведения сверки расчётов. Также направлены претензионные письма МУП «УМиТ» по возврату перечисленных поставщику и неиспользуемых спортивными школами денежных средств. Согласно представленной МУ «Централизованная бухгалтерия» информации на письменный запрос о проведении сверки расчётов ОАО «Авиационная компания «Трансаэро» до 27 января 2010 года не ответила. На претензионные письма ДЮСШ № 1 и 2 МУП «УМиТ» представил сведения о невозможности вернуть ДЮСШ денежные средства, выплаченные в качестве авансов, в связи с тем, что кредиторская задолженность учреждений социальной сферы городского округа перед предприятием составляет 9208,4 тыс. рублей. Также МУП «УМиТ» предложено руководству ДЮСШ рассмотреть возможность погашения задолженности путём проведения ремонтных работ в учреждениях.
Кроме того, в ходе проверки отмечено, что поставщиками услуг выполнение обязательств осуществляется не в полном объёме. Так, в 2008 году ДЮСШ № 2 был заключён договор с ООО «Биос» на оказание услуг по дератизации помещений учреждения. При этом согласно смете эксплуатационных расходов к договору, заключённому между ДЮСШ № 2 и МУП «ДЭЗ» на предоставление коммунальных и эксплуатационных услуг, услуги по дератизации помещений включены в стоимость эксплуатационных расходов, возмещаемых ДЮСШ № 2. Сумма услуг по дератизации помещений, включённая в стоимость эксплуатационных расходов, составила в 2008 году 8,9 тыс. рублей. Согласно пояснению директора ДЮСШ № 2 в течение 2008 года услуги со стороны МУП «ДЭЗ» по дератизации помещений не оказывались.
Таким образом, в результате отсутствия со стороны администрации ДЮСШ № 2 соответствующей претензионной работы в отношении МУП «ДЭЗ» (в настоящее время – ОАО «ДЭЗ») по выполнению последним в полном объёме услуг, оплачиваемых учреждением, кредиторская задолженность ДЮСШ № 2 нерационально увеличена на 8,4 тыс. рублей.
В декабре 2009 года в адрес ОАО «ДЭЗ» направлено претензионное письмо на возмещение средств, израсходованных на дератизацию помещений спортивной школы. ОАО «ДЭЗ» произведён перерасчёт стоимости эксплуатационных услуг за 2008 и 2009 годы и в связи с непроведением в ДЮСШ № 2 дератизации в указанные периоды услуги уменьшены на 16,7 тыс. рублей (счет-фактура от 15.12.2009 года № 005969).
При проведении проверки сохранности товарно-материальных ценностей спортивных школ установлены нарушения по учёту основных средств и материальных запасов ДЮСШ:
- по данным бухгалтерского учёта ДЮСШ № 1 не отражено безвозмездно полученное в пользование имущество (столы в количестве 50 штук);
- принятие к бухгалтерскому учёту материальных ценностей в ряде случаев осуществлялось в нарушение требований Инструкции по бюджетному учёту: в ДЮСШ № 2 и 3 электросчётчики общей стоимостью 6,3 тыс. рублей приняты к учёту в качестве материальных запасов; в ДЮСШ № 3 боксерские перчатки стоимостью 70,0 тыс. рублей приняты к учёту в составе основных средств;
- инвентарные карточки объектов основных средств не содержат обязательных реквизитов по полному наименованию объекта учёта, марки, заводского номера модели и другие показатели, что существенно влияет на обеспечение сохранности товарно-материальных ценностей;
- поставленные в школы станции тренера, состоящие из ноутбука и фотоаппарата, были приняты к бухгалтерскому учёту в качестве единого инвентарного объекта;
- при учёте операций с материальными запасами допущены неточности по отнесению соответствующих расходов на счета бюджетного учёта: по бухгалтерским данным ДЮСШ № 1 в составе мягкого инвентаря числился стиральный порошок, хозяйственное мыло, в состав прочих материальных запасов включены лыжные ботинки.
По окончании проверки МУ «Централизованная бухгалтерия» были сделаны исправительные бухгалтерские записи и учёт приобретённых товарно-материальных ценностей приведён в соответствие с положениями Инструкции по бюджетному учёту.
Кроме того, в ходе проведения проверки в ДЮСШ № 4 выявлена недостача материальных ценностей - тренажёра стоимостью 4,4 тыс. рублей. По окончании проверки сумма недостачи возмещена в бюджет городского округа.
В нарушение Инструкции по бюджетному учёту МУ «Централизованная бухгалтерия» не осуществляется учёт на забалансовых счетах имущества, полученного в безвозмездное пользование. Так на основании договора безвозмездного пользования имуществом от 01.09.2003 ДЮСШ № 4 от Камчатской областной СДЮШОР по зимним видам спорта получен металлический гараж, сроком до 31.12.2010 года. Однако, в нарушение Закона Камчатской области от 28.03.1997 № 77 «О государственной собственности Камчатской области» вышеуказанный договор при заключении не был согласован с Управлением имуществом Камчатской области (в настоящее время - Агентство по управлению государственным имуществом Камчатского края), что подтверждено соответствующей информацией Агентства по управлению государственным имуществом Камчатского края.
При этом, в ходе проверки установлено, что до января 2004 года на балансе спортивной школы числился гараж металлический, расположенный на территории муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 40» (СОШ № 40). Следовательно, на дату заключения договора безвозмездного пользования имуществом (сентябрь 2003 года) ДЮСШ № 4 имела собственный гараж. Согласно представленным в ходе проведения проверки отдельным документам, в январе 2004 года с территории СОШ № 40 гараж был похищен и впоследствии списан с баланса спортивной школы. К проверке представлена справка первого отдела милиции                      г. Петропавловска-Камчатского от 05.02.2004, подтверждающая факт хищения, и содержащая сведения об определении размера нанесённого ущерба, и нахождении уголовного дело в производстве правоохранительных органов. Вместе с тем, документы об установлении виновных лиц, о результате судебного разбирательства, либо прекращении уголовного дела отсутствуют, иных пояснений по данному факту администрацией спортивной школы не представлено.
Также при проведении проверки отмечено, что на уровне городского округа отсутствует нормативный акт, регламентирующий порядок списания имущества муниципальных учреждений. В соответствии с положениями Гражданского кодекса РФ имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными учреждениями во владение, пользование и распоряжение (оперативное управление). Учреждение не вправе отчуждать, распоряжаться переданным или приобретённым за счёт средств, выделенных ему собственником, имуществом без согласия собственника. Положением о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью в Петропавловск-Камчатском городском округе также установлено, что муниципальное учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться имуществом, закреплённым за ним на праве оперативного управления, а также имуществом, приобретённым за счёт средств, выделенных ему по смете. Однако порядок согласования с учредителем списания и реализации объектов основных средств, находящихся в оперативном управлении, ни указанным Положением, ни иным нормативным документом не предусмотрен.

Выводы:

1. В 2008 году финансирование спортивных школ городского округа составило 49353,4 тыс. рублей, с учётом поступления средств в рамках реализации долгосрочных муниципальных целевых программ и на выплату премий Главы городского округа - 50373,5 тыс. рублей. Первоначально на финансирование текущей деятельности учреждений (без учёта поступлений средств в рамках целевых программ) бюджетом городского округа были предусмотрены ассигнования в сумме 51763,5 тыс. рублей, в течение года объём ассигнований был увеличен до 53939,1 тыс. рублей. Однако профинансированы данные расходы были лишь на 91,5 % или на 4585,7 тыс. рублей меньше предусмотренного бюджетом объёма ассигнований (с учётом изменений).
Основную долю в расходах спортивных школ составили расходы на оплату труда и начисления на оплату труда – 41332,2 тыс. рублей или 83,8 % в общей сумме финансирования: по учреждениям 4650,5-11801,0 тыс. рублей или от 73,5 % до 94,2 %.
Ассигнования на приобретение для спортивных школ спортивного оборудования и инвентаря, прочих основных средств в рамках текущей деятельности составили от 4,1 до 17,0 тыс. рублей или 0,2-1,8 % в общей сумме финансирования; спортивной одежды и обуви, прочего спортивного инвентаря, медикаментов и перевязочных средств, а также хозяйственных материалов  составили от 5,1 до 99,6 тыс. рублей или 0,1-1,4 % в общей сумме финансирования. Таким образом, в 2008 году финансирование ДЮСШ на материальное обеспечение, в т.ч. приобретение спортивного оборудования и инвентаря, осуществлялось по остаточному принципу. Исходя из уровня оснащённости спортивных школ спортивным оборудованием и инвентарем, вышеуказанные объёмы средств недостаточны для осуществления качественного образовательного процесса по спортивным направлениям.
Дополнительно в 2008 году спортивными школами было получено финансирование в рамках реализации муниципальных долгосрочных целевых программ и на выплату премии Главы города в общей сумме 1020,1 тыс. рублей, из них 759,2 тыс. рублей на приобретение спортивного оборудования и инвентаря. Наибольший объём ассигнований в рамках целевых программ выделен ДЮСШ № 5 – 496,1 тыс. рублей, наименьший ДЮСШ № 4 – 4,0 тыс. рублей.
2. Низкий уровень финансового обеспечения спортивных школ городского округа свидетельствует о наличии, по меньшей мере, трёх основных проблем финансирования детских спортивных школ городского округа:
- дефицит бюджета городского округа, в связи с чем предусмотреть в нём объём средств, необходимый для полноценного функционирования детских спортивных школ, представляется затруднительным;
- некачественное планирование расходов на финансирование ДЮСШ, а также недофинансирование ДЮСШ, несмотря на формальное увеличение в бюджете городского округа расходов на содержание ДЮСШ;
- учитывая наличие в проверяемом периоде фактов авансирования из бюджета городского округа ряда направлений расходов и недофинансирование расходов на обеспечение деятельности ДЮСШ, а также общее состояние материальной базы ДЮСШ, расходы на содержание детских спортивных школ для городского округа приоритетными не являются.
3. На уровне городского округа отсутствуют нормативные акты, устанавливающие номенклатуру и необходимое количество оборудования, инвентаря и других спортивно-технологических средств для каждого вида спорта, по которым проводится обучение в спортивных школах.
Исходя из Методических рекомендаций по обеспечению участников образовательного процесса спортивной одеждой, обувью и инвентарем индивидуального пользования, анализ обеспеченности учащихся спортивных школ спортивным инвентарём и спортивной одеждой показал, что количество имеющегося инвентаря отвечает 8-30 % соответствующей потребности; спортивная форма предназначена только для проведения соревнований.В результате, тренировочную форму и отдельный спортивный инвентарь учащиеся приобретают за свой счёт.
В ряде случаев отмечен большой срок эксплуатации имеющегося в наличии спортивного оборудования и инвентаря.
4. В ходе проведения проверки отмечен крайне низкий уровень оснащения спортивных школ спортивным оборудованием и инвентарём, а также помещениями, отвечающим санитарным требованиям, что отчасти связано с недостаточным финансированием спортивных школ. Учитывая численность учащихся спортивных школ, имеющаяся в наличии ДЮСШ материальная база не обеспечивает в полной мере учебный процесс, в результате занятия проводятся и на базах общеобразовательных учреждений городского округа.
5. Помещения, выделенные учреждениям дополнительного образования детей и подростков, не соответствуют Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.4.1251-03 «Детские внешкольные учреждения (учреждения дополнительного образования)»:
- отдельные помещения ДЮСШ №№ 3 и 5 располагаются в цокольных и подвальных помещениях жилых домов;
- в трёхэтажном здании ДЮСШ № 5, находящемся по адресу Курильская 1, и закреплённом на праве оперативного управления, с 2009 года располагаются МУ «Централизованная бухгалтерия» и МАУ «Ресурсный центр» (2 и 3 этажи), имеющие один общий со спортивной школой вход в здание. Санитарные узлы имеются только на первом этаже, которые совместно используются и учащимися спортивной школы и работниками МУ «Централизованная бухгалтерия» и МАУ «Ресурсный центр»;
- в помещениях ДЮСШ № 5, расположенных по ул. Беляева, отсутствуют гардеробная, помещения для переодевания и душевые комнаты;
- в ДЮСШ № 2 душевые комнаты находятся в нерабочем состоянии из-за нарушения изоляции и отсутствия подводки ГВС; отсутствует гардеробная и надлежаще оборудованное помещение для проведения занятий на тренажёрах.
6. ДЮСШ № 4, осуществляя образовательную деятельность по направлениям «Баскетбол» и «Лыжные гонки», не имеет соответствующих спортивных залов и помещений. Занятия осуществляются на базах общеобразовательных школ и дошкольных учреждений города. В оперативное управление ДЮСШ № 4 переданы помещения общей площадью всего 39,1 кв.м, которые располагаются на первом этаже жилого дома, и, соответственно, используются для размещения административного персонала учреждения и хранения отдельного спортивного инвентаря.
7. В связи с отсутствием у спортивных школ городского округа собственных помещений, пригодных для надлежащей организации учебно-спортивного процесса, в трёх ДЮСШ из пяти в период с 2005-2006 годов по 2008-2009 годы (в течение 1,5-4 лет) в нарушение Закона «Об образовании» отсутствовали лицензии на осуществление соответствующего вида образовательной деятельности: в ДЮСШ № 3 лицензия отсутствовала с 28.06.2006 по 05.03.2008 года; в ДЮСШ № 4 с 20.07.2005 года по 16.03.2009 года. В ДЮСШ № 5 лицензия отсутствовала в период по 12.11.2008 года, согласно пояснению директора спортивной школы, процедура лицензирования в 2008 году пройдена впервые.
8. Отдельные ДЮСШ осуществляли образовательную деятельность, не соответствующую условиям полученной лицензии:
- в ДЮСШ № 3 на 2008-2009 учебный год проведён набор учащихся на отделение «Рукопашный бой», которое не предусмотрено действующей лицензией; численность учащихся на конец 2008 года составила 1244 человек, что больше в 11,3 раза предельной численности, установленной лицензией (110 человек);
- в ДЮСШ № 4 в апреле 2009 года на основании приказа Департамента соцразвития от 13.03.2009 открыто отделение настольного тенниса. При этом, открытие нового отделения в спортивной школе было проведено без получения лицензии на осуществление образовательной деятельности по направлению «Настольный теннис». Документы на внесение изменений в действующую лицензию руководством ДЮСШ № 4 в лицензирующий орган не подавались;
- в ДЮСШ № 5 фактическая численность учащихся превышает установленную лицензией предельную численность контингента учащихся: на начало 2009 года численность составила 1328 человек, согласно лицензии от 13.11.2008 года предельная численность учащихся составляла 825 человек, по лицензии от 09.12.2009 года – 723 человека.
9. Оказание платных услуг и сдача в аренду помещений спортивными школами в 2008 году не осуществлялись, что связано с отсутствием  соответствующих помещений для проведения учебно-тренировочного процесса, а также утверждённых тарифов на оказание платных услуг спортивными школами. Тарифы на предоставление платных услуг были утверждены в мае 2009 года.
Вместе с тем, в 2008 году на базе ДЮСШ № 2 был проведён ряд городских соревнований: Кубок Главы города по футболу, Чемпионат города по футболу, Чемпионат края по каратэ. Указанные мероприятия были проведены на основании календарного плана Департамента соцразвития. Однако, соответствующие расходы за предоставление помещений на время соревнований спортивной школе не возмещалась. В качестве единственной компенсации расходов, понесённых ДЮСШ № 2 в результате предоставления помещений, Камчатской краевой общественной организацией «Федерация футбола» приобретены и безвозмездно преданы спортивной школе пластиковые окна.
10. Проверкой обоснованности формирования сметы расходов учреждения установлено, что проектные сметы с обоснованием плановых показателей расходов учреждений (за исключением расчётов за телефонную связь) отсутствуют. Соответственно, в ходе проверки не представилось возможным определить, насколько при составлении сметы была учтена потребность учреждений в денежных средствах, необходимых для обеспечения учебного процесса.
Кроме того, при увеличении в 2008 году расходов на оплату труда в связи с изменением условий оплаты труда, расходы на начисления на оплату труда  не были пропорционально увеличены, что привело к росту кредиторской задолженности во внебюджетные фонды. При этом финансирование по указанной статье расходов составило в среднем 50 % от утверждённых сметных показателей. Общая сумма задолженности спортивных школ во внебюджетные фонды на начало 2009 года составила порядка 8690,0 тыс. рублей. Наибольшее увеличение кредиторской задолженности произошло в Пенсионный фонд РФ.
Также, в сметах не были предусмотрены расходы на оплату штрафных санкций за несвоевременную уплату налогов. Согласно представленным в ходе проверки сведениям, сумма штрафов и пеней за несвоевременную уплату налогов на конец 2008 года составила порядка 1700,0 тыс. рублей.
11. При проверке обоснованности формирования штатного расписания установлено, что в ДЮСШ № 3 и 4 в штатное расписание необоснованно включены ставки тренеров-преподавателей по вольной борьбе и борьбе самбо (6 ставок), ставка водителя снегохода, заведующего складом и 0,5 ставки сторожа, в результате чего расчетный фонд оплаты труда на 2008 год был завышен в среднем на общую сумму 1235,5 тыс. рублей.
12. Особо необходимо отметить, что заработная плата по ставке тренер-преподаватель на начало 2009 года составляла в среднем 8,6-14,0 тыс. рублей. В результате низкого уровня оплаты возникает дефицит тренерско-преподавательских кадров и отмечается высокий уровень замещения по вакантным ставкам. Для сравнения в 1 квартале 2009 года величина прожиточного минимума в Камчатском крае составлял: в расчёте на душу населения – 10556,0 рублей; для трудоспособного населения – 11026,0 рублей; для пенсионеров – 8802,0 рубль; для детей – 10060,0 рублей.
С целью получения достойного уровня заработной платы тренеры вынуждены совмещать несколько ставок.
13. Представленные к проверке сведения о дебиторской и кредиторской задолженности за 2008 год являлись не в полной мере достоверными. В течение 2008 года в сведения по дебиторской и кредиторской задолженности на основании бухгалтерских справок вносились дополнительные данные о задолженности, ряд которых в 2009 году был сторнирован. При этом, в бухгалтерских справках отсутствовали сведения об основаниях внесения изменений. В бухгалтерские регистры по учёту расчётов с поставщиками и подрядчиками ошибочно включены суммы расчётов с подотчётными лицами за приобретённые за наличные денежные средства авиабилеты, оплаты по больничным листам работников учреждений, перечисленных на банковские картсчета работников.
14. При недостаточности средств бюджетного финансирования для организации полноценного учебно-тренировочного процесса, проверкой установлены случаи отвлечения средств в дебиторскую задолженность. При этом общая сумма дебиторской задолженности ОАО «Авиационная компания «Трансаэро» и МУП «УМиТ» составила 600,8 тыс. рублей, или почти в 2 раза, больше суммы текущего финансирования, выделенного ДЮСШ в 2008 году на приобретение спортивного оборудования, инвентаря и прочих необходимых для учебного процесса материалов (300,8 тыс. рублей).
15. По данным бухгалтерского учёта ДЮСШ числится дебиторская задолженность ОАО «Авиационная компания «Трансаэро» и МУП «УМиТ», возникшая в результате перечисления указанным поставщикам в 2007 году предоплаты за услуги. По состоянию на 1 января 2009 года дебиторская задолженность ОАО «Авиационная компания «Трансаэро» составила в общей сумме 317,6 тыс. рублей (ДЮСШ №№ 1, 2, 4 и 5) и МУП «УМиТ» в сумме 140,8 тыс. рублей (ДЮСШ №№ 1 и 2). С учётом выполненных работ и услуг за 2008-2009 год, а также дополнительно перечисленных авансов и оплаты, на декабрь 2009 года дебиторская задолженность ОАО «Авиационная компания «Трансаэро» составила 466,2 тыс. рублей, МУП «УМиТ» 134,6 тыс. рублей. За 2008-2009 годы услугами ОАО «Авиационная компания «Трансаэро» воспользовалась только ДЮСШ № 4, стоимость которых составила 21,4 тыс. рублей.
Таким образом, в течение более 2 лет вышеуказанные организации безвозмездно пользуются бюджетными денежными средствами, что при наличии кредиторской задолженности по расчётам с бюджетом, внебюджетными фондами, а также прочими поставщиками и подрядчиками, является неэффективным использованием средств бюджета городского округа.
По результатам проверки в декабре 2009 года в адрес ОАО «Авиационная компания «Трансаэро» и МУП «УМиТ» направлены письма о проведении сверки и с предложением по возврату неиспользуемых средств, выплаченных в качестве авансов. Согласно представленной МУ «Централизованная бухгалтерия» информации на письменный запрос о проведении сверки расчётов ОАО «Авиационная компания «Трансаэро» до 27 января 2010 года не ответила. На претензионные письма ДЮСШ № 1 и 2 МУП «УМиТ» представил ответ о невозможности вернуть ДЮСШ денежные средства, выплаченные в качестве авансов, в связи с тем, что кредиторская задолженность учреждений социальной сферы городского округа перед предприятием составляет 9208,4 тыс. рублей. Также МУП «УМиТ» предложено руководству ДЮСШ рассмотреть возможность погашения задолженности путём проведения ремонтных работ в учреждениях.

Предложения:

1. Направить Отчёт о результатах проверки эффективности расходования бюджетных средств Петропавловск-Камчатского городского округа, выделенных в 2008 году на развитие детско-юношеского спорта и создание условий для занятий физической культурой и спортом,  для сведения:

  • в Городскую Думу Петропавловск-Камчатского городского округа,
  • Главе Петропавловск-Камчатского городского округа;
  • в Департамент экономической и бюджетной политики администрации Петропавловск-Камчатского городского округа.

 

Аудитор
Контрольно-счетной палаты
Петропавловск-Камчатского
городского округа  
Е.А. Коваленко