КСП ПКГО в ОдноклассникахКСП ПКГО ВКонтакте

АУДИТОРСКИЕ ОТЧЁТЫ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ КОНТРОЛЬНО-РЕВИЗИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ (УТВЕРЖДЕНЫ РЕШЕНИЕМ КОЛЛЕГИИ КОНТРОЛЬНО-СЧЁТНОЙ ПАЛАТЫ ПЕТРОПАВЛОВСК-КАМЧАТСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА ОТ  27.04.2007 ГОДА)

ОТЧЁТ
о результатах комплексной проверки по вопросам возникновения, погашения и обслуживания муниципального долга Петропавловск-Камчатского городского округа за 2006 год

 

 

г. Петропавловск-Камчатский 27  апреля 2007 года
                                

Основание для проведения проверки: пункт 1.1 Плана работы Контрольно-счетной палаты Петропавловск-Камчатского городского округа на 2007 год (решение Коллегии Контрольно-счетной палаты Петропавловск-Камчатского городского округа от 20.02.2007 года), обращение Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа от 26.02.2007 года исх. № 146 (п. 2).
Цель проверки: осуществление контроля за соблюдением требований действующего законодательства при осуществлении муниципальных заимствований в Петропавловск-Камчатском городском округе и организацией управления муниципальным долгом; получение (подтверждение) полной и достоверной информации об объеме и структуре муниципального долга Петропавловск-Камчатского городского округа по состоянию на 01.01.2006 и на 01.01.2007, а также о средствах местного бюджета, направленных на обслуживание муниципального долга за 2006 год; оценка достоверности отчетности по вопросам возникновения, погашения и обслуживания муниципального долга Петропавловск-Камчатского городского округа за 2006 год.
Предмет проверки: документы, подтверждающие произведенные муниципальные заимствования Петропавловск-Камчатского городского округа, нормативные правовые акты и иные распорядительные документы, обосновывающие операции со средствами муниципальных заимствований Петропавловск-Камчатского городского округа, платежные и иные первичные документы, финансовая (бухгалтерская) отчетность, подтверждающие совершение операций со средствами  бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа.
Объект проверки: Департамент экономической и бюджетной политики администрации Петропавловск – Камчатского городского округа (далее – Департамент).
Проверяемый период: 2006 год.
Срок проведения проверки: с 01 марта 2007 года по 30 марта 2007 года.
По результатам проверки составлен акт от 30.03.2007 № 01-01. Акт подписан руководством Департамента 05.04.2007 с разногласиями. По существу разногласий направлено заключение Контрольно-счетной палаты от 11.04.2007 № 88/01. 

Результаты проверки:

1. Соблюдение требований законодательства по вопросам возникновения муниципального долга Петропавловск-Камчатского городского округа за 2006 год

В соответствии со ст. 74 Устава Петропавловск-Камчатского городского округа (далее – городской округ) в целях покрытия дефицита бюджета городского округа, а также финансирования расходов на погашение муниципальных долговых обязательств городской округ имеет право осуществлять муниципальные заимствования в порядке, установленном Городской Думой в соответствии с требованиями федеральных законов и иных нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти.
В соответствии с п. 3 ст. 101 Бюджетного кодекса РФ и п. 2 ст. 60 Бюджетного кодекса Камчатской области управление муниципальным долгом осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования в Камчатской области.
Согласно п. 4 ст. 74 Устава городского округа управление муниципальным долгом осуществляется администрацией городского округа.
Однако с 2002 года в городском округе действует муниципальное учреждение «Долговой центр города Петропавловска-Камчатского», учрежденное постановлением администрации города Петропавловска-Камчатского от 28.12.2001 № 804 с целью управления и обслуживания муниципальным внутренним и внешним долгами города Петропавловска-Камчатского, оптимизации расходов местного бюджета на обслуживание муниципального долга, своевременного выполнения администрацией города Петропавловска-Камчатского обязательств перед кредиторами, координации деятельности органов местного самоуправления по погашению муниципального долга.
Проверкой установлено, что фактически вышеуказанные функции муниципального учреждения «Долговой центр города Петропавловска-Камчатского» выполняются Департаментом.
В целом, следует отметить, что Устав муниципального учреждения «Долговой центр города Петропавловска-Камчатского» не соответствует требованиям бюджетного законодательства Российской Федерации.
Так, согласно п. 4 ст. 104 Бюджетного кодекса РФ и п. 3 ст. 62 Бюджетного кодекса Камчатской области от имени муниципального образования в Камчатской области право осуществления муниципальных внутренних заимствований и выдачи муниципальных гарантий другим заемщикам для привлечения кредитов (займов) принадлежит уполномоченному органу местного самоуправления в Камчатской области в соответствии с законодательством Российской Федерации, уставами муниципальных образований.
В нарушение п. 4 ст. 104 Бюджетного кодекса РФ, п. 2 ст. 125 Гражданского кодекса РФ, п. 3 ст. 2 Федерального закона от 29.07.1998 № 136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» и п. 3 ст. 62 Бюджетного кодекса Камчатской области пунктом 5 ст. 74 Устава городского округа право осуществления муниципальных заимствований и выдачи муниципальных гарантий другим заемщикам для привлечения кредитов (займов), а также возможности выступать эмитентом ценных бумаг муниципального образования, заключать кредитные договоры и договоры о предоставлении муниципальных гарантий от имени городского округа предоставлено финансовому органу администрации (Департаменту), который в соответствии со ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 9 Устава городского округа и Положением о Департаменте не является органом местного самоуправления.
В то же время, в соответствии с п. 23 Решения о бюджете городского округа на 2006 год право осуществления муниципальных заимствований и выдачи муниципальных гарантий другим заемщикам для привлечения кредитов (займов) от имени городского округа предоставлено администрации городского округа. 
По состоянию на 01.01.2006 года по данным Департамента муниципальный долг городского округа составил 334874,8 тыс. руб. Пунктом 28 Решения о бюджете городского округа на 2005 год верхний предел муниципального долга на 01.01.2006 года установлен в сумме 324735,0 тыс. руб. и таким образом, верхний предел, исходя из данных Департамента, превышен на 10139,8 тыс. руб.
В структуре муниципального долга на 01.01.2006 года:
- кредиты банков составляют 331776,8 тыс. руб. (99,1 %), в том числе:

  1. Банк внешней торговли (открытое акционерное общество) (ОАО Внешторгбанк) филиал в г. Петропавловске-Камчатском (далее – Петропавловский филиал ОАО «Внешторгбанк») 9606,5 тыс. руб. (кредитное соглашение от 16.12.2005 года № 035);
  2. Акционерный коммерческий банк «Банк Москвы» (открытое акционерное общество) Камчатский филиал (далее – Камчатский филиал АКБ «Банк Москвы») 55000 тыс. руб. (кредитный договор от 04.07.2005 года № 15/006-05/КР-ЮР);
  3. Акционерный коммерческий банк «Муниципальный Камчатпрофитбанк» (закрытое акционерное общество) (далее – АКБ «Муниципальный Камчатпрофитбанк») 17170,3 тыс. руб. (кредитный договор от 28.11.2005 года № 2005-0175);
  4. Акционерный коммерческий банк «РОСБАНК» (открытое акционерное общество) (далее – АКБ «РОСБАНК»)  250000 тыс. руб. (кредитный договор от 27.12.2005 года № RK/232/05).

- ссуды и кредиты из областного бюджета составляют 3098 тыс. руб. (0,9 %).
Согласно п. 3 ст. 100 Бюджетного кодекса РФ, п. 3 ст. 59 Бюджетного кодекса Камчатской области, п. 2 ст. 74 Устава городского округа и п. 2 ст. 12 Положения о бюджетном процессе и бюджетном устройстве в Петропавловск-Камчатском городском округе (далее – Положение о бюджетном процессе) долговые обязательства городского округа могут существовать в форме:

  1. кредитных соглашений и договоров (объем основного долга);
  2. займов, осуществляемых путем выпуска муниципальных ценных бумаг (основная номинальная сумма долга);
  3. договоров и соглашений о получении городским округом бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации (объем основного долга);
  4. договоров о предоставлении муниципальных гарантий (объем обязательств).

Проверкой установлено, что в нарушение ст. 100 Бюджетного кодекса РФ, ст. 59 Бюджетного кодекса Камчатской области, ст. 74 Устава городского округа и ст. 12 Положения о бюджетном процессе в объем муниципального долга на 01.01.2006 года не включены долговые обязательства городского округа по произведенным заимствованиям топочного мазута (в соответствии с распоряжением градоначальника от 06.12.2005 года № 334-р). Исходя из предмета договора от 25.01.2006 года № НТ/441, заключенного на сумму заимствований: 60000,0 тыс. руб., долговые обязательства городского округа в указанной сумме, возникшие в декабре 2005 года (в момент выпуска мазута из государственного резерва в порядке временного заимствования), соответствуют требованиям, предъявляемым к кредитному договору (статьи 819, 820 и 822 Гражданского кодекса Российской Федерации), и поэтому должны быть отражены в объеме муниципального долга на 01.01.2006 года.
Таким образом, по состоянию на 01.01.2006 года муниципальный долг городского округа по данным проверки составил 394874,8 тыс. руб., и соответственно верхний предел муниципального долга на 01.01.2006 года превышен на 70139,8 тыс. руб.
Согласно п. 1 ст. 92 Бюджетного кодекса РФ в случае принятия бюджета на очередной финансовый год с дефицитом, решением о бюджете утверждаются источники финансирования дефицита бюджета.
Решением о бюджете городского округа на 2006 год источники финансирования дефицита бюджета отдельным приложением не утверждались, а утверждены вместе с доходами городского округа - приложением 2 к бюджету городского округа «План доходов бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа на 2006 год», что не в полной мере отвечает требованиям ст. 6 Бюджетного кодекса РФ, предъявляемым к понятиям «дефицит бюджета» и «доходы бюджета».
Исходя из положений ст. 110 Бюджетного кодекса РФ программа внутренних заимствований муниципальных образований представляет собой перечень внутренних заимствований муниципальных образований на очередной финансовый год по видам заимствований, общий объем заимствований, направляемых на покрытие дефицита бюджета и погашение муниципальных долговых обязательств. В указанную программу заимствований включаются также соглашения о займах, заключенные в предыдущие годы, если такие соглашения не утратили силу в установленном порядке. Программа внутренних заимствований представляется соответствующему представительному органу в виде приложения к проекту решения о бюджете на очередной финансовый год.
Как показала проверка, указанные требования Бюджетного кодекса РФ, а также требования ст. 21 и ст. 23 Положения о бюджетном процессе соблюдены. Программа внутренних заимствований городского округа на 2006 год (с соблюдением вышеизложенных параметров программы) представлена в виде приложения к Решению о бюджете городского округа на 2006 год (первоначально приложение 7, в дальнейшем приложение 6).
Общий анализ программы внутренних заимствований Петропавловск-Камчатского городского округа на 2006 год показал, что первоначально (в течение 9-ти месяцев 2006 года) указанная программа была направлена на снижение объема муниципального долга городского округа в части кредитов, полученных от кредитных организаций. В результате муниципальный долг по данному виду заимствований планировалось уменьшить до 57562,8 тыс. руб.
При этом рост муниципального долга на 200000,0 тыс. руб. в целом планировалось обеспечить за счет эмиссии муниципальных ценных бумаг на сумму 500000,0 тыс. руб.
Однако решением о внесении изменений в бюджет городского округа на 2006 год от 18.10.2006 года муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска муниципальных ценных бумаг от имени муниципального образования, были исключены из программы внутренних заимствований.
Вместе с тем увеличилась сумма кредитов, полученных от кредитных организаций, а сальдированный результат программы внутренних заимствований на 2006 год по кредитам (с учетом изменений от 20.12.2006 года) составил 199511,0 тыс. руб.
Фактически за 2006 год Петропавловск - Камчатским городским округом привлечено кредитов коммерческих банков в общей сумме 2752075,75 тыс. руб., погашено кредитов в общей сумме 2517223,95 тыс. руб. Таким образом, сальдированный результат по привлечению кредитов от коммерческих банков составил 234851,79 тыс. руб.
При этом по состоянию на 01.09.2006 года и на 01.10.2006 года фактический объем привлечения кредитов превысил плановый объем, установленный программой заимствований городского округа (на дату привлечения), на 58406,83 тыс. руб. и на 550259,25 тыс. руб. соответственно.
Кроме того, были также нарушены все предельные значения привлечения кредитов, установленные Решением о бюджете городского округа на 2006 год поквартально.
По итогам исполнения бюджета городского округа за 2006 год превышение предельного объема заимствований в части кредитов, полученных от кредитных организаций, составило 35340,79 тыс. руб.
Получение городским округом бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации на 2006 год не планировалось и в проверяемом периоде не производилось. За 2006 год произведено окончательное погашение задолженности по бюджетной ссуде, полученной из областного бюджета по соглашению от 29.08.2003 года № 14, в сумме 3098,0 тыс. руб. (объем задолженности на 2006 год по графику возврата).
Решением о бюджете городского округа на 2006 год (пункт 3) предельный размер дефицита бюджета установлен в сумме 208030,0 тыс. руб. или 8,8 % к объему доходов бюджета без учета финансовой помощи из федерального и областного бюджетов, а также поступлений от продажи имущества и земельных участков (в сумме 8519,0 тыс. руб.), что соответствует предельным значениям, установленным п. 5 ст. 92 Бюджетного кодекса РФ.
Фактически за 2006 год дефицит бюджета городского округа составил 220798,8 тыс. руб., и, таким образом, в нарушение п. 3 Решения о бюджете городского округа на 2006 год превысил предельные значения на 12768,8 тыс. руб. Вместе с тем следует отметить, что предельный уровень дефицита бюджета, установленный Бюджетным кодексом РФ в размере 10 процентов объема доходов местного бюджета (без учета финансовой помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации и поступлений от продажи имущества), был соблюден. Фактический размер дефицита бюджета городского округа (с учетом указанных параметров) составил 9,8 % .
По состоянию на 01.01.2007 года муниципальный долг городского округа составил 566628,6 тыс. руб. В нарушение п. 23 Решения о бюджете городского округа на 2006 год верхний предел муниципального долга на 01.01.2007 года (534875,0 тыс. руб.) превышен на 31753,6 тыс. руб.
Муниципальный долг на 01.01.2007 года представлен кредитами банков, в том числе:

  1. Петропавловский филиал ОАО «Внешторгбанк» 50000,0 тыс. руб. (кредитное соглашение от 04.12.2006 № 094);
  2. Филиал № 2214 ОАО «Внешторгбанк» 300000,0 тыс. руб. (кредитный договор от 28.06.2006 № 014-500062-01);
  3. АКБ «Муниципальный Камчатпрофитбанк» 61860,4 тыс. руб. (задолженность по кредитному договору от 18.12.2006 № 2006-0207 в сумме 30157,7 тыс. руб. и основной долг по кредитному договору от 03.11.2006 № 2006-0179 в сумме 31702,7 тыс. руб.);
  4. Дальневосточный филиал АКБ "РОСБАНК" 34768,2 тыс. руб. (кредитный договор от 14.08.2006 № DV RK/036/06)
  5. АКБ «РОСБАНК» 120000 тыс. руб. (задолженность по кредитным  договорам от 27.12.2005 года № RK/232/05 в сумме 80000,0 тыс. руб. и от 27.01.2006 № RK/015/06 в сумме 40000,0 тыс. руб.).

2. Обслуживание муниципального долга Петропавловск-Камчатского городского округа за 2006 год

В соответствии с Уставом городского округа обслуживание муниципального долга путем осуществления операций по размещению долговых обязательств городского округа, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме осуществляется за счет бюджета городского округа. Пунктом 6 ст. 12 Положения о бюджетном процессе установлен предельный объем расходов на обслуживание муниципального долга не более 15 процентов расходов бюджета города.
За 2006 год сумма бюджетных средств, направленных на обслуживание муниципального долга городского округа составила 109273,6 тыс. руб. или 2,2 % расходов бюджета города. Вместе с тем по итогам исполнения бюджета городского округа за 2006 год превышение предельного объема расходов на обслуживание муниципального долга составило 2951,2 тыс. руб. (обслуживание муниципального долга (факт) 109273,6 тыс. руб. минус установленный объем расходов на обслуживание муниципального долга  106322,4 тыс. руб.)
В расходы на обслуживание муниципального долга за 2006 год в общей сумме 109273,6 тыс. руб. включены: проценты за пользование кредитами, полученными  от кредитных организации в 2006 году в сумме 70664,8 тыс. руб., проценты по ранее полученным кредитам от кредитных организаций в сумме 32438,6 тыс. руб., расходы на кассовое обслуживание «зарплатных» проектов в сумме 2298,7 тыс. руб., проценты по ранее полученным бюджетным кредитам из областного бюджета в сумме 2353,9 тыс. руб., платежи за пользование заимствованным топочным мазутом в соответствии с условиями договора от 25.01.2006 года № НТ/4411 в сумме 1517,6 тыс. руб.
Проверкой установлено, что на расходы на обслуживание муниципального долга отнесены проценты в сумме 254083,9 руб., уплаченные авансом по договорам, заключенным с АКБ «РОСБАНК», в том числе: по кредитному договору от 27.12.2005 года № RK/232/05 в сумме 131506,85 руб.; по кредитному договору от 27.01.2006 года № RK/015/06 в сумме 122577,05 руб.
В результате чего, по состоянию на 01.01.2007 года сложилась дебиторская задолженность по обслуживанию муниципального долга (в части процентов по данным договорам) в общей сумме 254083,9 руб.
Как пояснила начальник отдела учета и отчетности Департамента Н.М. Рандецкая, указанная задолженность образовалась по причине того, что окончательный расчет по процентам за обслуживание муниципального долга за декабрь 2006 года по данным договорам был произведен 28.12.2006 года за период с 01.12.2006 по 09.01.2007. 29 декабря 2006 года при поступлении средств на счет местного бюджета возникла возможность погашения основного долга в сумме 40000000,0 руб. по договору от 27.12.2005 года № RK/232/05 и 27736545,45 руб. по договору от 27.01.2006 года № RK/015/06. В связи с этим проценты по обслуживанию долга были пересчитаны, а излишне уплаченные зачтены в уплату процентов за январь 2007 года.     
Согласно ст. 34 Бюджетного кодекса РФ при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
Таким образом, в соответствии со ст. 34 Бюджетного кодекса РФ вышеуказанные средства в общей сумме 254083,9 руб. являются неэффективными расходами бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа.
Общий анализ структуры кредитов, полученных от кредитных организаций, показал, что привлечение кредитов, большей частью, осуществлялось по ставке 11,5 % годовых: 850000,0 тыс. руб. (30,9 % от общей суммы кредитов, полученных от кредитных организаций). Часть кредитов в общей сумме 640000,0 тыс. руб. (23,3 % от общей суммы кредитов) была привлечена по ставке 14,5 % годовых. Кредитные ресурсы в АКБ «Муниципальный Камчатпрофитбанк» под «зарплатные» проекты в общей сумме 519933,5 тыс. руб. (18,9 % от общей суммы кредитов) привлекались по ставке 7 % годовых (без учета ставки 0,4 % комиссионного вознаграждения за услуги по зачислению денежных средств заработной платы).
В целом средневзвешенная процентная ставка по привлеченным кредитам коммерческих банков по расчетам Контрольно-счетной палаты за 2006 год составила 11,6 % при средней ставке рефинансирования Банка России за 2006 год 11,5 %.

3. Проверка правильности ведения отчётности (муниципальной долговой книги) в части возникновения и погашения муниципального долга Петропавловск - Камчатского городского округа за 2006 год

В нарушение ст. 121 Бюджетного кодекса РФ в городском округе не принят нормативный правовой акт по вопросам, регулирующим состав информации о долговых обязательствах и порядок ведения муниципальной долговой книги. На дату проверки муниципальная долговая книга ведется работниками Департамента исходя из сложившейся практики.
В нарушение п. 5 ст. 121 Бюджетного кодекса РФ, п. 4 ст. 74 Бюджетного кодекса Камчатской области и п. 7 ст. 12 Положения о бюджетном процессе в представленном на проверку варианте муниципальной долговой книги отсутствует информация о дате возникновения муниципальных долговых обязательств, а также о формах обеспечения исполнения обязательств. По ряду договоров в долговой книге не указано наименование фактического кредитора, при этом кредитором указан непосредственно Департамент (кредитные договоры № 094, № 2006-0073, № 2006-0088, № 2006-0179 и от 16.11.2006 № DV RK/036/06). В муниципальной долговой книге не отражены заимствования городским округом топочного мазута. Отсутствие в муниципальной долговой книге информации о дате регистрации долговых обязательств, не позволяет проверить своевременность (в срок, не превышающий три дня с момента возникновения обязательства) внесения обязательств в долговую книгу.  
Приложениями к долговой книге представлены ежемесячные сведения, названные в нарушение ст. 100 и ст. 101 Бюджетного кодекса РФ «государственный внутренний долг».
В соответствии с п. 2 ст. 74 Бюджетного кодекса Камчатской области информация, внесенная в муниципальную долговую книгу, подлежит обязательной передаче органу, ведущему Государственную долговую книгу Камчатской области. Как показала проверка указанное требование соблюдено. Информация о долговых обязательствах городского округа предоставляется ежемесячно в Департамент финансов и бюджетной политики администрации Камчатской области в составе отчетности об исполнении бюджета городского округа (форма 414).
Вместе с тем, проверкой установлено, что в сведениях о муниципальном долге на 1 января 2007 года, представленных в Департамент финансов и бюджетной политики администрации Камчатской области в составе отчета об исполнении бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа за 2006 год, в форме № 0503172 (ОКУД) муниципальный долг указан в сумме 566374557,23 руб. или на 254083,9 руб. меньше фактического объема муниципального долга. Указанное отклонение обусловлено вышеуказанной дебиторской задолженностью, возникшей из-за излишне уплаченных процентов.  Таким образом, муниципальный долг представлен свернутым сальдо по счету бюджетного учета 030100000 «Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам», т.е. не по объему основного долга, а за минусом дебиторской задолженности по процентным платежам.

 

Выводы:


1. В Петропавловск-Камчатском городском округе не в полной мере решены вопросы правового регулирования в части возникновения, погашения и обслуживания муниципального долга, а действующие муниципальные правовые акты в ряде случаев противоречат федеральному и региональному законодательству.
Так, в нарушение п. 4 ст. 104 Бюджетного кодекса РФ, п. 2 ст. 125 Гражданского кодекса РФ, п. 3 ст. 2 Федерального закона от 29.07.1998 № 136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» и п. 3 ст. 62 Бюджетного кодекса Камчатской области пунктом 5 ст. 74 Устава городского округа право осуществления муниципальных заимствований и выдачи муниципальных гарантий другим заемщикам для привлечения кредитов (займов), а также возможность выступать эмитентом ценных бумаг муниципального образования, заключать кредитные договоры и договоры о предоставлении муниципальных гарантий от имени городского округа предоставлено финансовому органу администрации (Департаменту), который в соответствии со ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 9 Устава городского округа и Положением о Департаменте не является органом местного самоуправления.
В то же время, в соответствии с п. 23 Решения о бюджете городского округа на 2006 год право осуществления муниципальных заимствований и выдачи муниципальных гарантий другим заемщикам для привлечения кредитов (займов) от имени городского округа предоставлено администрации городского округа, что не соответствует Уставу городского округа, но отвечает требованиям федерального и регионального законодательства.
2. С 2002 года в городском округе действует муниципальное учреждение «Долговой центр города Петропавловска-Камчатского», учрежденное постановлением администрации города Петропавловска-Камчатского от 28.12.2001 № 804 с целью управления и обслуживания муниципальным внутренним и внешним долгами города Петропавловска-Камчатского, оптимизации расходов местного бюджета на обслуживание муниципального долга, своевременного выполнения администрацией города Петропавловска-Камчатского обязательств перед кредиторами, координации деятельности органов местного самоуправления по погашению муниципального долга. Проверкой установлено, что указанные функции муниципального учреждения «Долговой центр города Петропавловска-Камчатского» выполняются Департаментом. Устав муниципального учреждения «Долговой центр города Петропавловска-Камчатского» не соответствует требованиям бюджетного законодательства Российской Федерации.
3. По состоянию на 01.01.2006 года муниципальный долг городского округа по данным проверки составил 394874,8 тыс. руб. (по данным Департамента 334874,8 тыс. руб.), а верхний предел муниципального долга, установленный Решением о городском бюджете на 2005 год, превышен на 70139,8 тыс. руб. Проверкой установлено, что в нарушение ст. 100 Бюджетного кодекса РФ, ст. 59 Бюджетного кодекса Камчатской области, ст. 74 Устава городского округа и ст. 12 Положения о бюджетном процессе в объем муниципального долга на 01.01.2006 года не включены долговые обязательства городского округа по произведенным заимствованиям топочного мазута. Исходя из предмета договора от 25.01.2006 года № НТ/441, заключенного на сумму заимствований: 60000,0 тыс. руб., долговые обязательства городского округа в указанной сумме, возникшие в декабре 2005 года (в момент выпуска мазута из государственного резерва в порядке временного заимствования), соответствуют требованиям, предъявляемым к кредитному договору (статьи 819, 820 и 822 Гражданского кодекса Российской Федерации), и поэтому должны быть отражены в объеме муниципального долга на 01.01.2006 года.
Таким образом, сведения об объеме и структуре муниципального долга на 01.01.2006 являются не в полной мере достоверными.
По состоянию на 01.01.2007 года муниципальный долг городского округа составил 566628,6 тыс. руб. В нарушение п. 23 Решения о бюджете городского округа на 2006 год верхний предел муниципального долга на 01.01.2007 года (534875,0 тыс. руб.) превышен на 31753,6 тыс. руб.
4. За 2006 год Петропавловск - Камчатским городским округом привлечено кредитов коммерческих банков в общей сумме 2752075,75 тыс. руб., погашено кредитов в общей сумме 2517223,95 тыс. руб. При этом по состоянию на 01.09.2006 года и на 01.10.2006 года фактический объем привлечения кредитов превысил плановый объем, установленный программой заимствований городского округа (на дату привлечения), на 58406,83 тыс. руб. и на 550259,25 тыс. руб. соответственно. Кроме того, были также нарушены все предельные значения привлечения кредитов, установленные Решением о бюджете городского округа на 2006 год поквартально. По итогам исполнения бюджета городского округа за 2006 год превышение предельного объема заимствований в части кредитов, полученных от кредитных организаций, составило 35340,79 тыс. руб.
5. За 2006 год дефицит бюджета городского округа составил 220798,8 тыс. руб., и в нарушение п. 3 Решения о бюджете городского округа на 2006 год превысил предельные значения на 12768,8 тыс. руб. Вместе с тем предельный уровень дефицита бюджета, установленный Бюджетным кодексом РФ был соблюден и составил 9,8 % .
6. За 2006 год сумма бюджетных средств, направленных на обслуживание муниципального долга городского округа составила 109273,6 тыс. руб. или 2,2 % расходов бюджета города. При этом превышение предельного объема расходов, установленного Решением о бюджете городского округа на 2006 год  на обслуживание муниципального долга (106322,4 тыс. руб.) составило 2951,2 тыс. руб. На обслуживание муниципального долга отнесены проценты в сумме 254083,9 руб., уплаченные авансом по договорам, заключенным с АКБ «РОСБАНК». В результате, по состоянию на 01.01.2007 года в указанной сумме сложилась дебиторская задолженность по обслуживанию муниципального долга. Данные средства в сумме 254083,9 руб. в соответствии со ст. 34 Бюджетного кодекса РФ являются неэффективными расходами бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа 2006 года.
7. В нарушение ст. 121 Бюджетного кодекса РФ в городском округе не принят нормативный правовой акт по вопросам, регулирующим состав информации о долговых обязательствах и порядок ведения муниципальной долговой книги. В нарушение п. 5 ст. 121 Бюджетного кодекса РФ, п. 4 ст. 74 Бюджетного кодекса Камчатской области и п. 7 ст. 12 Положения о бюджетном процессе в представленном на проверку варианте муниципальной долговой книги отсутствует информация о дате возникновения муниципальных долговых обязательств, а также о формах обеспечения исполнения обязательств. По ряду договоров в долговой книге не указано наименование фактического кредитора, при этом кредитором указан непосредственно Департамент. В муниципальной долговой книге не отражены заимствования городским округом топочного мазута. Отсутствие в муниципальной долговой книге информации о дате регистрации долговых обязательств, не позволяет проверить своевременность внесения обязательств в долговую книгу.  

 

 

Предложения:


1. Направить информационное письмо Председателю Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа И. Ю. Данкулинцу с предложениями о разработке и изменению муниципальных правовых актов по вопросам возникновения, погашения и обслуживания муниципального долга Петропавловск-Камчатского городского округа с приложением Отчёта о результатах комплексной проверки.
2. Направить информационное письмо Главе Петропавловск-Камчатского городского округа В. В. Скворцову с предложением рассмотреть вопрос о целесообразности дальнейшего функционирования Муниципального учреждения «Долговой центр города Петропавловска-Камчатского», а также необходимости устранения нарушений выявленных комплексной проверкой с приложением Отчёта о результатах комплексной проверки.

 

Аудитор
Контрольно-счетной палаты
Петропавловск-Камчатского
городского округа 
  Д. А. Коростелев