Отчёт
о результатах проверки целевого и эффективного использования средств местного бюджета, выделенных в 2007 году Петропавловск-Камчатской городской территориальной избирательной комиссии

 

 

г. Петропавловск-Камчатский  «30» декабря 2008 года
                                   

Основание для проведения проверки: пункт 2.4 Плана работы Контрольно-счетной палаты Петропавловск-Камчатского городского округа (далее - Контрольно-счетная палата) на 2008 год.
Цель проверки: проверки целевого и эффективного использования средств местного бюджета, выделенных в 2007 году Петропавловск-Камчатской городской территориальной избирательной комиссии.
Предмет проверки: платёжные и иные первичные документы, подтверждающие фактическое поступление и расходование средств бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа; нормативные правовые акты и иные распорядительные документы, обосновывающие операции со средствами бюджета городского округа; финансовая отчётность.
Объект контрольно-ревизионного мероприятия: Петропавловск-Камчатская городская территориальная избирательная комиссия.
Проверяемый период: 2007 год.
Срок проведения проверки: с «06» октября по «04» ноября 2008 года.
По результатам проверки проведено рабочее совещание между представителями Петропавловск-Камчатской городской территориальной избирательной комиссии и Контрольно-счетной палаты, оформлен акт от 29.10.2008 № 56-02. Руководство проверяемого объекта с актом ознакомлено, акт подписан без разногласий.
Контрольно-счетной палатой по результатам проведённой проверки в ходе подготовки отчёта направлены информационные письма в адрес Петропавловск-Камчатской городской территориальной избирательной комиссии, Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа, Департамента экономической и бюджетной политики администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, Комитета по управлению имуществом Петропавловск-Камчатского городского округа.
Результаты проверки:
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации определены Федеральным законом от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав»), в соответствии с которым избирательная комиссия, организующая в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления, местного референдума, является избирательной комиссией муниципального образования.
Решением Петропавловск-Камчатской Городской Думы от 25.10.2001 № 241-р «Об утверждении Положения об избирательной комиссии Петропавловск-Камчатского городского муниципального образования, действующей на постоянной основе» утверждён нормативный правовой акт, регламентирующий деятельность избирательной комиссии городского округа.
Вместе с тем, в данный нормативный правовой акт необходимые изменения в части материально-технического и иного обеспечения избирательной комиссии городского округа не внесены. Так, согласно положениям указанного выше нормативного акта правовое, организационное, материально-техническое, социально-бытовое обеспечение деятельности Комиссии осуществляет Управление делами администрации г. Петропавловска-Камчатского, которое в соответствии с постановлением Градоначальника г. Петропавловска-Камчатского от 24.02.2005 № 166 ликвидировано.
В настоящее время согласно постановлению Избирательной комиссии Камчатской области от 20.02.2007 № 125/512 полномочия избирательной комиссии муниципального образования возлагаются на Петропавловск-Камчатскую городскую территориальную избирательную комиссию (далее - Избирательная комиссия, Комиссия).
Комиссия является государственным органом Камчатского края, организующим подготовку и проведение выборов, референдумов на территории городского округа в соответствии с компетенцией, установленной федеральными конституционными законами, федеральными законами, законом Камчатской области от 27.11.2002 № 53 «О территориальных избирательных комиссиях в Камчатской области», иными законами Камчатской области.
В соответствии со статьёй 57 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав», статьёй 61 Закона Камчатской области «О выборах депутатов в Камчатской области» расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов депутатов представительного органа муниципального образования, эксплуатацией и развитием средств автоматизации и обучением организаторов выборов и избирателей, производятся избирательными комиссиями за счёт средств, выделенных на эти цели из местного бюджета.

1. Проверка своевременности и полноты перечисления средств местного бюджета на подготовку и проведение выборов депутатов Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа четвертого созыва


Решением о бюджете городского округа на 2007 год в расходной части бюджета предусмотрено финансирование расходов на проведение выборов в общей сумме 6567,7 тыс. рублей. Расходы запланированы по коду бюджетной классификации 0107 0200000 097.
Необходимо, отметить, что выделение средств запланировано Петропавловск-Камчатской городской территориальной избирательной комиссии. Между тем статьёй 57 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав» определено, что главными распорядителями средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах на проведение выборов и референдумов, являются Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательная комиссия субъекта Российской Федерации, избирательная комиссия муниципального образования. Однако, решение о бюджете принято 24.01.2007 до возложения полномочий избирательной комиссии муниципального образования на Петропавловск-Камчатскую городскую территориальную избирательную комиссию 20.02.2007.

Решением Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа от 05.09.2007 № 700-р выборы  депутатов Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа четвертого созыва назначены на 2 декабря 2007 года. Постановлением Избирательной комиссии от 20.09.2007 № 5/13 утверждён список восьми окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Городской Думы муниципального образования городского округа четвёртого созыва. Постановлением Главы городского округа от 28.09.2008 № 2276 утверждены 87 избирательных участков по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва на территории городского округа. 
Согласно Инструкции о порядке открытия, ведения и закрытия счетов, составления отчётности, перечисления и учёта денежных средств Избирательная комиссия представляет в финансовый орган администрации смету расходов по утверждённой форме.
В ходе проведения контрольного мероприятия Избирательной комиссией представлена смета расходов на подготовку и проведение выборов депутатов Городской думы четвёртого созыва на 2007 год в общей сумме 6567,97 тыс. рублей, в том числе:
- дополнительная оплата труда (вознаграждение) – 3581,5 тыс. рублей, в том числе территориальной избирательной комиссии – 203,99 тыс. рублей; окружным избирательным комиссиям – 1289,87 тыс. рублей; участковым избирательным комиссиям – 2096,65 тыс. рублей.
- расходы на изготовление печатной продукции – 300,0 тыс. рублей;
- транспортные расходы – 564,0 тыс. рублей;
- расходы на связь – 400,0 тыс. рублей;
- канцелярские расходы – 7,0 тыс. рублей;
- командировочные расходы – 4,4 тыс. рублей;
- расходы по оборудованию и содержанию помещений и избирательных участков – 95,3 тыс. рублей;
- прочие расходы – 1615,76 тыс. рублей.
Согласно отчёту об исполнении бюджета городского округа за 2007 год фактически на проведение выборов в представительный орган муниципального образования перечислены средства в сумме 5333,2 тыс. рублей (81,2 % от плановых бюджетных назначений).
Между тем, как показала проверка, фактически из местного бюджета на проведение выборов перечислены средства в размере 6567,7 тыс. рублей (100,0 % от плановых бюджетных назначений). По состоянию на 31.12.2007 средства местного бюджета в сумме 1234,5 тыс. рублей не были использованы избирательной комиссией и находились на лицевом счёте Комиссии.
Вместе с тем согласно Инструкции о порядке открытия, ведения и закрытия счетов, составления отчётности, перечисления и учёта денежных средств неизрасходованные в период подготовки и проведения выборов бюджетные средства, выделенные избирательным комиссиям, возвращаются ими до сдачи финансового отчёта о поступлении и расходовании средств местного бюджета.
Таким образом, Отчёт об исполнении бюджета городского округа за 2007 год в части объёма средств, выделенных Избирательной комиссии, является недостоверным, сумма занижена на 1234,5 тыс. рублей.
Кроме того, фактическое перечисление средств местного бюджета Избирательной комиссии осуществлялось в течение 76 дней со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, что превышает установленный Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав», законом Камчатской области «О выборах депутатов в Камчатской области» десятидневный срок.
Также, контрольным мероприятием установлено нарушение порядка финансирования расходов Избирательной комиссии на проведение выборов в части не выполнения требования об обязательном открытии счёта.
В соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав», законом Камчатской области «О выборах депутатов в Камчатской области» порядок открытия и ведения счетов, учёта, отчётности и перечисления денежных средств, выделенных избирательной комиссии муниципального образования, окружной избирательной комиссии и участковой избирательной комиссии на подготовку и проведение выборов, эксплуатацию и развитие средств автоматизации, обучение организаторов выборов и избирателей и обеспечение деятельности избирательных комиссий, устанавливается избирательной комиссией Камчатской области по согласованию с Главным Управлением Центрального банка Российской Федерации по Камчатской области. Денежные средства перечисляются на счета, открываемые избирательной комиссии муниципального образования, окружным избирательным комиссиям в учреждениях Центрального банка Российской Федерации, а в случае их отсутствия - в филиалах Сберегательного банка Российской Федерации.
Согласно Инструкции о порядке открытия, ведения и закрытия счетов, составления отчётности, перечисления и учёта денежных средств финансовый орган администрации муниципального образования в  соответствии с местным бюджетом на очередной финансовый год перечисляет платёжным поручением  денежные средства избирательной комиссии муниципального образования на счёт в расчетно-кассовом центре ГУ Банка России по Камчатской области по месту расположения избирательной комиссии в десятидневный срок со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении (проведении) выборов. Перечисление денежных средств производится платёжным поручением на лицевой счёт на балансовом счёте № 40206 «Средства местных бюджетов, выделенных негосударственным предприятиям, организациям и учреждениям».
Как показала проверка, счёт для финансирования расходов по подготовке и проведению выборов в соответствии с требованиями вышеназванных нормативных правовых актов не открывался. Перечисление средств местного бюджета осуществлялось на лицевой счёт Петропавловск-Камчатской городской территориальной избирательной комиссии, открытый в отделении по г. Петропавловску-Камчатскому Управления федерального казначейства по Камчатской области.
Соответственно, не было выполнено требование, содержащееся в Инструкции о порядке открытия, ведения и закрытия счетов, составления отчётности, перечисления и учёта денежных средств о том, что избирательные комиссии муниципальных образований одновременно со сдачей представительному органу местного самоуправления финансового отчёта о поступлении  и  расходовании средств местного бюджета, выделенных им на подготовку и проведение выборов, представляют подтверждение банка о закрытии лицевого  счёта. Кроме того, избирательная комиссия при закрытии счёта должна перечислять находящиеся на счёте остатки неизрасходованных средств на счёт финансового органа администрации муниципального образования.
Между тем, в результате нарушения Департаментом экономической и бюджетной политики администрации городского округа порядка финансирования, средства местного бюджета в сумме 1234,5 тыс. рублей, выделенные на проведение выборов в 2007 году и неиспользованные по целевому назначению, отозваны уведомлением в следующем финансовом году - 14.01.2008.

                          
2. Фактическое использование средств местного бюджета на подготовку и проведение выборов депутатов Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа четвертого созыва


По данным контрольного мероприятия в нарушение Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав», Закона Камчатской области «О выборах депутатов в Камчатской области», а также Инструкции о порядке открытия, ведения и закрытия счетов, составления отчётности, перечисления и учёта денежных средств финансовый отчёт Избирательной комиссии с приложением первичных финансовых документов о поступлении и расходовании средств и пояснительная записка к отчёту в представительный орган муниципального образования не представлялись.
Согласно закону Камчатской области «О выборах депутатов в Камчатской области» за счёт средств местного бюджета финансируются следующие расходы избирательных комиссий:

  •  компенсационные выплаты членам избирательных комиссий, освобождённым на основании представления избирательной комиссии от основной работы на период подготовки и проведения выборов;
  •  на дополнительную оплату труда (вознаграждение) членам избирательных комиссий с правом решающего голоса за работу по подготовке и проведению выборов в порядке и в размерах, установленных избирательной комиссией муниципального образования;
  •  на оплату труда привлечённым к работе в избирательных комиссиях по гражданско-правовым договорам;
  •  на оплату командировок, печатно-издательскую деятельность, транспорт, связь, доставку корреспонденции средствами связи, на приобретение канцелярских товаров, почтово-телеграфные расходы;
  •  на приобретение, доставку и установку оборудования, других материальных ценностей, необходимых для обеспечения выборов и полномочий избирательных комиссий;
  •  на изготовление печатной продукции, их доставку избирательным комиссиям, дополнительные хозяйственные и иные расходы избирательных комиссий;
  •  на доставку и хранение избирательной документации, подготовку её к передаче в архив и уничтожение.

В ходе настоящей проверки нецелевого использования средств местного бюджета в ходе подготовки и проведения выборов не установлено.
Согласно данным отчётности Избирательной комиссии средства местного бюджета в ходе проведения 2 декабря 2007 года выборов депутатов Городской Думы четвертого созыва использованы в сумме 5333,2 тыс. рублей на следующие цели:
- дополнительная оплата труда (вознаграждение) – 3451,1 тыс. рублей (64,7 % от общей суммы расходов);
- расходы на изготовление печатной продукции – 394,7 тыс.  рублей (7,4 %);
- транспортные расходы – 203,6 тыс. рублей (3,8 %);
-  расходы на связь – 252,3 тыс. рублей (4,7 %);
- канцелярские расходы – 65,7 тыс. рублей (1,2 %);
- командировочные расходы – 2,6 тыс. рублей (0,1 %);
- прочие расходы – 963,2 тыс. рублей (18,1 %).
В сумму прочих расходов включены расходы на оплату труда работников, привлечённых к работе в избирательных комиссиях по гражданско-правовым договорам, частичная оплата проезда на общественном транспорте, оплата питания в день проведения выборов.


2.1 Проверка соблюдения порядка заключения и оплаты Избирательной комиссией муниципальных и государственных контрактов, договоров, подлежащих исполнению за счёт средств местного бюджета

Согласно данным бухгалтерского учёта, представленным Избирательной комиссией, подтверждённым в ходе проведения контрольного мероприятия, в 2007 году в целях подготовки и проведения выборов заключены и исполнены за счёт средств местного бюджета 14 договоров (купли-продажи, поставки, информационного обслуживания и т.д.) на общую сумму 512,5 тыс. рублей и 2 муниципальных контракта на изготовление печатной продукции с ООО «Камчатпресс Холдинг» на общую сумму 287,1 тыс. рублей.
В ходе проверки выявлено нарушение порядка размещения муниципального заказа на изготовление печатной продукции, в части сроков и условий оплаты товара (муниципальный контракт от 13.11.2007 № 1).
Так, согласно представленной в ходе проведения контрольного мероприятия котировочной заявке одним из основных условий являлся безналичный расчёт в течение 30 дней с момента получения печатной продукции. Согласно протоколу рассмотрения и оценки котировочных заявок от 12.11.2007 № 002-2007 Избирательной комиссией принято решение заключить муниципальный контракт с ООО «Камчатпресс Холдинг» на условиях: предоплаты в размере 30 % от стоимости товара, окончательный расчёт в течение 30 дней с момента подписания акта приёма-передачи.
Однако согласно муниципальному контракту от 13.11.2007 № 1 оплата должна производиться в следующем порядке: предоплата в размере 20 % в течение 3-х рабочих дней с момента подписания контракта, окончательный расчёт - в течение 10 банковских дней с момента подписания акта приёма-передачи бюллетеней, что не соответствует условиям котировочной заявки и протоколу рассмотрения и оценки котировочной заявки.
Также в ходе подготовки и проведения избирательной кампании на основании государственного контракта от 13.11.2007 года (без номера) на выполнение авиационных работ, заключённого временной избирательной комиссией по выборам депутатов Законодательного собрания Камчатского края первого созыва, избирательной комиссией муниципального образования городского округа, Избирательной комиссией Камчатской области с ООО «Компания Камчатские Авиалинии», использовалась вертолётная техника. Избирательной комиссией произведены выплаты ООО «Компания Камчатские Авиалинии» по факту выполнения авиационных работ согласно представленным счёт-фактурам на общую сумму 203,6 тыс. рублей.
Кроме того, проверкой установлено, что в ходе подготовки к проведению выборов согласно решению, принятому на заседании Избирательной комиссии, согласованному с Главой городского округа, в соответствии с договорами поставки с ООО «Терабайт» от 10.09.2008 б/н и с ООО «Денвер» от 13.11.2007 № ДП-111/7 приобретены основные средства (компьютерная техника) на общую сумму 27,6 тыс. рублей, которые на момент проверки по данным бюджетного учёта Избирательной комиссии не числятся.
Необходимо отметить, что средства местного бюджета на проведение выборов в полном объёме выделены по статье экономической классификации 290 «Прочие расходы», не предусматривающей приобретение основных средств (статья 310 «Увеличение стоимости основных средств»).
Согласно пояснению ведущего специалиста Избирательной комиссии Е.В. Домышевой учёт основных средств отсутствует в связи с невозможностью ведения бюджетного учёта в полном объёме в соответствии с требованиями законодательства.
Вместе с тем согласно Инструкции о порядке открытия, ведения и закрытия счетов, составления отчётности, перечисления и учёта денежных средств бухгалтерский учёт по использованию бюджетного  финансирования расходов на подготовку и проведение выборов, ведётся в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учёте» , Инструкцией по бюджетному учёту, утверждённой  приказом Министерства финансов  Российской  Федерации.
Согласно статье 5 вышеуказанного федерального закона организации, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учёте, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учёт, самостоятельно формируют свою учётную политику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности. Между тем учётная политика в ходе проверки не представлена, и действия должностных лиц Избирательной комиссии в данном случае не подкреплены требованиями нормативного акта.
Таким образом, в результате отсутствия в полном объёме, как указывалось выше, нормативного регулирования порядка материально-технического обеспечения деятельности Избирательной комиссии и действий должностных лиц Избирательной комиссии, не регламентированных нормативными документами, средства местного бюджета в размере 27,6 тыс. рублей израсходованы с нарушением Федерального закона «О бухгалтерском учёте»: компьютерная техника по учётным данным Избирательной комиссии не числится. 


2.2 Проверка соответствия порядка начисления и выплаты компенсации и дополнительной оплаты труда (вознаграждения) членам территориальной, окружных и участковых избирательных комиссий с правом решающего голоса

Согласно статье 29 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав» члену комиссии с правом решающего голоса может производиться дополнительная оплата труда (вознаграждение) за работу в комиссии по подготовке и проведению выборов, референдума. За членом комиссии с правом решающего голоса, освобожденным на основании представления комиссии от основной работы на период подготовки и проведения выборов, референдума, сохраняется основное место работы (должность), и ему выплачивается компенсация за период, в течение которого он был освобожден от основной работы. Размеры и порядок выплаты компенсации и дополнительной оплаты труда (вознаграждения) устанавливаются комиссией, организующей соответствующие выборы, за счёт и в пределах бюджетных средств, выделенных на проведение этих выборов.
По данным контрольного мероприятия в проверяемом периоде выплата компенсации членам избирательных комиссий не производилась.
При осуществлении проверки не представилось возможным оценить в полном объёме правомерность дополнительной оплаты труда членам Избирательной комиссии с правом решающего голоса в количестве четырнадцати человек, соответствующем количеству членов Петропавловск-Камчатской городской  территориальной избирательной комиссии, на которую возложены полномочия избирательной комиссии муниципального образования.
Так, согласно статье 24 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав» избирательная комиссия муниципального образования формируется в количестве пяти - одиннадцати членов с правом решающего голоса. Более того, в соответствии с Положением об избирательной комиссии городского округа Комиссия состоит из председателя, заместителя председателя, секретаря и шести членов комиссии с правом решающего голоса. Между тем какими-либо нормативными правовыми актам не регламентировано количество членов избирательной комиссии муниципального образования с правом решающего голоса в случае возложения полномочий на территориальную избирательную комиссию.
Порядок начисления и выплаты дополнительной оплаты труда членам избирательных комиссий всех уровней определён постановлением Избирательной комиссии от 30.10.2007 № 13/45, в котором установлены размеры дополнительной оплаты труда председателю за один час работы с учётом 80% районного коэффициента: Избирательной комиссии городского округа - 56,4 рублей; окружной избирательной комиссии - 50,76 рублей; участковой избирательной комиссии - устанавливается в зависимости от числа избирателей в пределах выделенных избирательной комиссии средств на подготовку и проведение выборов в размере от 12,77 рублей до 20,8 рублей.
Дополнительная оплата труда заместителю председателя, секретарю территориальной избирательной комиссии, работающим не на постоянной (штатной) основе, заместителю председателя, секретарю окружной, участковой избирательной комиссии осуществляется в размере 90 % от размера дополнительной оплаты труда председателя соответствующей комиссии. Иным членам муниципальной, окружной, участковой избирательных комиссий с правом решающего голоса - в размере 80 % от размера дополнительной оплаты труда председателя соответствующей комиссии. Дополнительная оплата труда за работу в ночное время, в субботние, воскресные и нерабочие праздничные дни (в том числе в день голосования) производится в двойном размере.
Избирательной комиссией дополнительная оплата труда (вознаграждения) начислена на основании графика работы членов избирательных комиссий и сведений о фактически отработанном времени , в соответствии со сметой расходов избирательной комиссии. Наличные денежные средства для выдачи дополнительной оплаты труда окружным и участковым комиссиям передались без оформления расчетно-платежных ведомостей материально-ответственным лицам (председателям) для дальнейшего расчёта с членами избирательных комиссий в сумме, соответствующей общей начисленной сумме.
Необходимо отметить, что согласно Инструкции о порядке открытия, ведения и закрытия счётов, составления отчётности, перечисления и учёта денежных средств при проведении выборов в органы местного самоуправления средства, выделенные в распоряжение окружных и участковых избирательных комиссий, расходуются по расчетным документам при наличии подписи председателя избирательной комиссии. В соответствии с данным положением платёжные ведомости (форма Т-53) составлялись непосредственно материально-ответственным лицом.
В проверяемом периоде Избирательной комиссией начислено дополнительной оплаты труда членам избирательных комиссий всех уровней в общей сумме 3455,24 тыс. рублей, в том числе территориальной избирательной комиссии – 160,0 тыс. рублей; окружным избирательным комиссиям – 1281,34 тыс. рублей; участковым избирательным комиссиям – 2013,9 тыс. рублей.
Фактически дополнительная оплата труда членам комиссий всех уровней выплачена в общей сумме 3451,1 тыс. рублей (99,88 % от начисленной дополнительной оплаты труда), в том числе территориальной избирательной комиссии – 160,0 тыс. рублей (100 %); окружным избирательным комиссиям – 1277,2 тыс. рублей (99,7 %); участковым избирательным комиссиям – 2013,9 тыс. рублей (100 %).
Необходимо отметить, что согласно постановлению Избирательной комиссии от 30.10.2007 № 13/45 выплата дополнительной оплаты труда за счёт средств, выделенных на подготовку и проведение выборов, после сдачи избирательной комиссией отчёта о поступлении и расходовании средств местного бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов, не производится. 
В ходе проведения контрольного мероприятия установлено, что в отдельных случаях председателями участковых избирательных комиссий допущены нарушения порядка начисления и выплаты дополнительной оплаты труда членам избирательных комиссий. 
Так, при выплате дополнительной оплаты труда материально-ответственными лицами участковых избирательных комиссий №№ 13, 49 сумма начисления соответствует общей сумме, начисленной Избирательной комиссией  согласно графикам работы членов избирательных комиссий и сведениями о фактически отработанном времени. Однако в отношении отдельных членов избирательных комиссий сумма начислений завышена либо занижена. По данным проверки общая сумма переплаты составила 3,8 тыс. рублей, аналогично, сумма недоплаты также составила 3,8 тыс. рублей.
Кроме того, проверкой установлено нарушение порядка премирования членов избирательных комиссий в части отсутствия конкретного размера премиальных выплат в отношении отдельных избирательных комиссий.
В ходе проведения контрольного мероприятия установлен факт отсутствия первичного финансового документа, на основании которого по кассовой книге списаны денежные средства в сумме 16,3 тыс. рублей. В наличии имеется ксерокопия документа, а также постановление о проведении проверки от 01.04.2008 № 22 по факту присвоения денежных средств в отношении председателя участковой избирательной комиссии.
Согласно информации, представленной в ходе проверки ОРЧ-4 УБОП УВД по Камчатскому краю на основании запроса Контрольно-счетной палаты, изъятый финансовый документ находится в материале проверки, законное и обоснованное решение по делу до настоящего времени не принято. О результатах проводимой проверки будет сообщено дополнительно.

2.3 Проверка использования средств местного бюджета на оплату командировочных расходов в ходе подготовки и проведения выборов

Общая сумма расходов Избирательной комиссии на служебные командировки (выплата суточных) в проверяемом периоде составила 2,5 тыс. рублей.
Согласно распоряжению руководителя Избирательной комиссии для организации и проведения досрочного голосования по выборам депутатов Городской Дума четвёртого созыва в труднодоступных местностях направлены в служебные командировки 6 членов участковых избирательных комиссий и член городской территориальной избирательной комиссии.
В ходе контрольного мероприятия выявлены нарушения порядка выплаты командировочных расходов.
Так, в нарушение постановлений Государственного комитета Российской Федерации по статистики от 05.01.2004 № 1 и от 01.08.2001 № 55, представленные к проверке командировочные удостоверения - документы, удостоверяющие время пребывания в служебной командировке, не содержали отметки о выбытии в служебную командировку работника, прибытии в пункты назначения, выбытии из них, о возвращении из командировки; после возвращения из командировки работниками не составлялись авансовые отчёты (форма № АО-1). Кроме того, не представлены к проверке приказы (распоряжения) о направлении в командировку по утверждённой унифицированной форме (форма № Т-9). Размер суточных определён по количеству дней вылетов, согласно заявкам на полёт (акт-отчёт).

2.4 Проверка соблюдения порядка ведения кассовых операций

Согласно Порядку ведения кассовых операций в Российской Федерации организации независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности обязаны хранить свободные денежные средства в учреждениях банков. Для осуществления расчётов наличными деньгами каждая организация должна иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме. Организации могут иметь в своих кассах наличные деньги в пределах лимитов, установленных банками, по согласованию с руководителями организаций.
В ходе проведения контрольного мероприятия установлено нарушение Избирательной комиссией в отдельных случаях Порядка ведения кассовых операций в части не соблюдения установленного лимита остатка наличных денег в кассе, утверждённого Управлением Федерального казначейства по Камчатской области в размере 1,2 тыс. рублей. Так, в проверяемом периоде в течение 11 дней в кассе Избирательной комиссии остаток наличных денежных средств превышал установленный лимит более чем в 380 раз.
Кроме того, проведённой проверкой выявлены нарушения Порядка ведения кассовых операций в части требований к обеспечению сохранности наличных денежных средств.
Так, в соответствии с Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации руководители организаций обязаны оборудовать кассу (изолированное помещение, предназначенное для приёма, выдачи и временного хранения наличных денег) и обеспечить сохранность денег в помещении кассы, а также при доставке их из учреждения банка и сдаче в банк. Данный нормативный акт содержит рекомендации по обеспечению сохранности денежных средств при их хранении и транспортировке, а также единые требования по технической укреплённости и оборудованию сигнализацией помещений касс организаций. Однако, как показала проверка, помещение кассы в Избирательной комиссии отсутствует.
Таким образом, в проверяемом периоде в ходе подготовки и проведения муниципальных выборов сохранность денежных средств в полном объёме не обеспечена.
Кроме того, в ходе проведения контрольного мероприятия установлено нарушение кассовой дисциплины в части не соответствия в отдельных случаях сумм фактически выданных наличных денежных средств и сумм, списанных по кассовой книге. В результате общая сумма денежных средств, не списанных по кассовой книге, составила 9,4 тыс. рублей. Факт выявления недостачи в бухгалтерском учёте Избирательной комиссии не отражён.
Согласно пояснению работника Избирательной комиссии во время проведения избирательной кампании выявлена недостача, наличные денежные средства добровольно внесены в кассу.

3. Осуществление внутреннего финансового контроля

Статьёй 72 Закона Камчатской области «О выборах депутатов в Камчатской области» установлено, что для осуществления контроля за целевым расходованием денежных средств, выделенных избирательным комиссиям на подготовку и проведение выборов, а также контроля за источниками поступления, правильным учётом и использованием денежных средств избирательных фондов, для проверки финансовых отчётов кандидатов, для организации проверок достоверности сведений, представленных кандидатами при избирательной комиссии муниципального образования может создаваться контрольно-ревизионная служба.
Более того согласно Положению об избирательной комиссии городского округа при Комиссии создается контрольно-ревизионная служба на срок её полномочий в соответствии с требованиями и в порядке, установленными федеральными законами, законами Камчатской области.
Как показала проверка при Избирательной комиссии в период подготовки и проведения выборов контрольно-ревизионная служба в проверяемом периоде создавалась. Однако деятельность данной службы ограничена вопросами контроля за источниками поступления, правильным учётом и использованием денежных средств избирательных фондов, проверкой финансовых отчётов кандидатов, достоверности сведений, представленных кандидатами. 
Результаты проведённого контрольного мероприятия свидетельствуют о необходимости организации деятельности контрольно-ревизионной службы в период подготовки и проведения муниципальных выборов в полном объёме, предусмотренном законодательством Камчатского края и нормативными актами городского округа.

Выводы:

1. Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав» установлено, что избирательная комиссия, организующая в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления, местного референдума, является избирательной комиссией муниципального образования.
2. В Положение об избирательной комиссии городского округа, утверждённое решением Городской Думы от 25.10.2001 № 241-р, необходимо внести изменения в части материально-технического и иного обеспечения избирательной комиссии в связи с ликвидацией Управления делами администрации г. Петропавловска-Камчатского, на которое в нормативном акте возложены данные полномочия.
3. Согласно постановлению Избирательной комиссии Камчатской области от 20.02.2007 № 125/512 полномочия избирательной комиссии муниципального образования возлагаются на Петропавловск-Камчатскую городскую территориальную избирательную комиссию.
4. Решением о бюджете городского округа на 2007 год в расходной части бюджета предусмотрено финансирование расходов на проведение выборов в общей сумме 6567,7 тыс. рублей.
5. Согласно отчёту об исполнении бюджета городского округа за 2007 год фактически на проведение муниципальных выборов перечислены средства в сумме 5333,2 тыс. рублей (81,2 % от плановых бюджетных назначений). Между тем, фактически из местного бюджета на данные расходы перечислены средства в сумме 6567,7 тыс. рублей (100,0 % от плановых бюджетных назначений). Таким образом, Отчёт об исполнении бюджета городского округа за 2007 год в части объёма средств, выделенных Избирательной комиссии, является недостоверным.
6. Как показала проверка, перечисление средств местного бюджета Избирательной комиссии осуществлялось в течение периода, превышающего установленный Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав», Законом Камчатской области «О выборах депутатов в Камчатской области» десятидневный срок - в течение 76 дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов.
7. Контрольным мероприятием установлено нарушение порядка финансирования расходов Избирательной комиссии в части перечисления средств местного бюджета на лицевой счёт Петропавловск-Камчатской городской территориальной избирательной комиссии, открытый в отделении по г. Петропавловску-Камчатскому Управления федерального казначейства по Камчатской области. Между тем законодательством Российской Федерации регламентировано перечисление денежных средств, выделенных избирательной комиссии на подготовку и проведение выборов на счета, открываемые в учреждениях Центрального банка Российской Федерации, а в случае их отсутствия - в филиалах Сберегательного банка Российской Федерации.
8. В результате нарушения Департаментом экономической и бюджетной политики администрации городского округа порядка финансирования, средства местного бюджета в сумме 1234,5 тыс. рублей, выделенные на проведение выборов в 2007 году и неиспользованные по целевому назначению, не возвращены Избирательной комиссией своевременно на единый счёт бюджета городского округа и отозваны уведомлением в следующем финансовом году - 14.01.2008.
9. По данным контрольного мероприятия в нарушение законодательства Российской Федерации финансовый отчёт с приложением первичных финансовых документов о поступлении и расходовании средств и пояснительная записка к отчёту в представительный орган муниципального образования Избирательной комиссией не представлялись.
10. В ходе проверки нецелевого использования средств местного бюджета в ходе подготовки и проведения выборов не установлено. Согласно данным отчётности средства местного бюджета использованы в сумме 5333,2 тыс. рублей на следующие цели: дополнительная оплата труда (вознаграждение) – 3451,1 тыс. рублей (64,7 % от общей суммы расходов); расходы на изготовление печатной продукции – 394,7 тыс.  рублей (7,4 %); транспортные расходы – 203,6 тыс. рублей (3,8 %); расходы на связь – 252,3 тыс. рублей (4,7 %); канцелярские расходы – 65,7 тыс. рублей (1,2 %); командировочные расходы – 2,6 тыс. рублей (0,1 %); прочие расходы – 963,2 тыс. рублей (18,1 %).                        
11. В проверяемом периоде в результате отсутствия в полном объёме нормативного регулирования порядка материально-технического обеспечения деятельности Избирательной комиссии и действий должностных лиц Избирательной комиссии, не регламентированных нормативными документами, средства местного бюджета в размере 27,6 тыс. рублей израсходованы с нарушением Федерального закона «О бухгалтерском учёте»: приобретённая компьютерная техника по учётным данным Избирательной комиссии не числится. 
12. При осуществлении проверки в связи с отсутствием соответствующих норм в законодательстве Российской Федерации не представилось возможным оценить в полном объёме правомерность дополнительной оплаты труда членам Избирательной комиссии с правом решающего голоса в количестве четырнадцати человек, соответствующем количеству членов Петропавловск-Камчатской городской территориальной избирательной комиссии, на которую возложены полномочия избирательной комиссии муниципального образования.
13. В проверяемом периоде Избирательной комиссией выплачено дополнительной оплаты труда членам избирательных комиссий всех уровней в общей сумме 3451,1 тыс. рублей (99,88 % от начисленной дополнительной оплаты труда), в том числе территориальной избирательной комиссии – 160,0 тыс. рублей (100 %); окружным избирательным комиссиям – 1277,2 тыс. рублей (99,7 %); участковым избирательным комиссиям – 2013,9 тыс. рублей (100 %).
14. При выплате дополнительной оплаты труда председателями отдельных участковых избирательных комиссий сумма начисления соответствует общей сумме, начисленной Избирательной комиссией согласно сведениям о фактически отработанном времени. Однако в отношении отдельных членов избирательных комиссий сумма завышена либо занижена. По данным проверки общая сумма переплаты составила 3,8 тыс. рублей, аналогично, сумма недоплаты также составила 3,8 тыс. рублей.
15. Контрольным мероприятием установлено нарушение порядка премирования членов избирательных комиссий в части отсутствия конкретного размера премиальных выплат в отношении отдельных избирательных комиссий.
16. В ходе проверки расходов на служебные командировки, составивших в проверяемом периоде 2,5 тыс. рублей (выплата суточных) выявлены нарушения в части отсутствия в командировочных удостоверениях отметки о выбытии в служебную командировку работника, прибытии в пункты назначения, выбытии из них, о возвращении из командировки. Кроме того, приказы (распоряжения) о направлении в командировку по утверждённой унифицированной форме не оформлялись; авансовые отчёты не составлялись.
17. В ходе проведения контрольного мероприятия установлено нарушение Избирательной комиссией в отдельных случаях Порядка ведения кассовых операций в части не соблюдения установленного лимита остатка наличных денег в кассе, утверждённого Управлением Федерального казначейства по Камчатской области в размере 1,2 тыс. рублей. Так, в проверяемом периоде в течение 11 дней в кассе Избирательной комиссии остаток наличных денежных средств превышал установленный лимит более чем в 380 раз.
18. Сохранность наличных денежных средств в ходе подготовки и проведения муниципальных выборов в полном объёме не обеспечена, так как помещение кассы в Избирательной комиссии отсутствует.
19. В проверяемом периоде установлено нарушение кассовой дисциплины в части не соответствия в отдельных случаях сумм фактически выданных наличных денежных средств и сумм, списанных по кассовой книге на общую сумму 9,4 тыс. рублей (не списано). Факт выявления недостачи в бухгалтерском учёте не отражён. Согласно пояснению работника Избирательной комиссии во время проведения избирательной кампании выявлена недостача, наличные денежные средства добровольно внесены в кассу.
20. Результаты проведённого контрольного мероприятия свидетельствуют о необходимости организации при избирательной комиссии в период подготовки и проведения муниципальных выборов контрольно-ревизионной службы с осуществлением деятельности в полном объёме, предусмотренном законодательством Камчатского края и нормативными актами городского округа.


Предложения:


1. Направить Отчёт о результатах проверки целевого и эффективного использования средств местного бюджета, выделенных в 2007 году Петропавловск-Камчатской городской территориальной избирательной комиссии для сведения в адрес:
- Главы Петропавловск-Камчатского городского округа;
- Избирательной комиссии Камчатского края.
2. Повторно направить информационное письмо с приложением Отчёта о результатах проверки целевого и эффективного использования средств местного бюджета, выделенных в 2007 году Петропавловск-Камчатской городской территориальной избирательной комиссии, в адрес Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа с предложением рассмотреть вопрос о внесении изменений в Положение об избирательной комиссии городского округа, утверждённое решением Городской Думы от 25.10.2001 № 241-р, в части:
- материально-технического и иного обеспечения избирательной комиссии городского округа;
- урегулирования вопроса о количестве членов избирательной комиссии муниципального образования с правом решающего голоса при возложении полномочий на территориальную избирательную комиссию.
В случае отсутствия ответа направить информационное письмо в адрес Прокуратуры Камчатского края.
3. Повторно направить информационное письмо с приложением Отчёта о результатах проверки целевого и эффективного использования средств местного бюджета, выделенных в 2007 году Петропавловск-Камчатской городской территориальной избирательной комиссии, в адрес Комитета по управлению имуществом Петропавловск-Камчатского городского округа с предложением  рассмотреть вопрос о постановке на учёт в качестве муниципального имущества основных средств (компьютерной техники), приобретённых избирательной комиссией в ходе проведения муниципальных выборов в 2007 году.

 

 

Аудитор
Контрольно-счетной палаты
Петропавловск-Камчатского
городского округа 
О.Н. Артёмова